УДК 323 (470) ББК 66
Зубенко Виктор Викторович Zubenko Victor Victorovich
врио начальника Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России кандидат социологических наук.
Acting Head of the Volgodonskiy Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the
Russian Federation, PhD in Sociology.
E-mail:[email protected]
Тишкин Дмитрий Николаевич Tishkin Dmitry Nikolayevich
заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России.
Deputy Head of Tactical and Special Preparation Department of the Volgodonskiy Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Шувалов Александр Павлович Shuvalov Aleksandr Pavlovich
старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России.
Senior Lecturer in Tactical and Special Preparation Department of Volgodonskiy Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Transnational organized crime as tools of geopolitical confrontation
В статье анализируются политические особенности транснациональной организованной преступности, связанные с ее сращиванием с террористическими организациями, что представляется особо опасным для мирового сообщества явлением. Авторами приводится одно из возможных направлений государственной политики в сфере эффективного противодействия транснациональной организованной преступности, рассматриваемой в качестве инструментария геополитического противостояния и обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова: геополитика, государственная политика, национальная безопасность, угроза национальной безопасности, геополитическое противостояние, война, борьба за ресурсы, терроризм, экстремизм, организованная преступность, международная (транснациональная) организованная преступность.
The article analyzes political peculiarities of transnational organized crime connected with its merging with terrorist organizations, which is especially dangerous for the world community. Transnational organized crime is seen as an instrument of geopolitical confrontation. The authors cite one of the possible directions of state policy in the sphere of effective counteraction to transnational organized crime and ensuring national security.
Keywords: geopolitics, state policy, national security, the threat to national security, geopolitical confrontation, war, the struggle for resources, terrorism, extremism, organized crime, international (transnational) organized crime.
Глобализационные процессы, проходящие в мировом сообществе, сопровождаются стремительным развитием транснациональной (международной) организованной преступности. Ни одну сотню лет насчитывает противо-
стояние власти различных мировых держав и организованной преступности. Некоторые историки отмечают, что еще во времена Римской империи существование подобных группировок представляло огромную проблему для го-
сударства, поскольку они пытались контролировать определенные сферы экономики. Глобализация, изменившая формат международных отношений, в некоторой степени «подыграла» транснациональному криминалитету. Рост объемов инвестиций и развитие международной торговли, создание и быстрое внедрение сети Интернет, значительно упрощающей обмен информацией, обеспечило прозрачность границ, и тем самым ряд рычагов, ранее позволявших противостоять международному криминалу, был «вырван» из рук правительств различных стран мира. В целом мировое сообщество на современном историческом отрезке отличает широкое распространение транснациональной организованной преступности и нарастание в связи с этим реальной угрозы для национальной безопасности России и других мировых держав.
В 1945 году объединенными усилиями стран, разгромивших нацизм, заложен фундамент послевоенного устройства мира. Ключевые решения о государственных принципах взаимодействия, а также о создании ООН были приняты в СССР на Ялтинской встрече лидеров антигитлеровской коалиции.
На сегодняшний день и сначала своего существования Организация Объединенных Наций главнейшей задачей ставила обеспечение региональной и глобальной стабильности, а также мирного сосуществования государств. Преступность всегда рассматривалась и рассматривается ООН как важнейшая угроза человеческой цивилизации, фундаментальным государственным основам, а особенно правам человека.
В 1990 году в Гаване на VIII Конгрессе по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями на уровне Организации Объединенных Наций впервые сформулированы стратегические направления борьбы с организованной преступностью. ООН и ее подразделения впоследствии неоднократно возвращались к проблемам, связанным с организованной преступностью.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Конвенции ООН от 15.11.2000 против транснациональной организованной преступности международным считается преступление, совершенное более чем в одном государстве; в одном государстве, однако значительная его часть (подготовка, планирование, руководство или контроль) происходит в ином государстве; в одном государстве,
однако с участием организованной преступной группы, чья преступная деятельность осуществляется более чем в одном государстве; в одном государстве, однако существенные его последствия наступают в ином государстве [1].
По мнению Генерального секретаря ООН Кофи А. Аннана (занимал этот пост с 01.01.1997 по 31.12.2006), международным сообществом в связи с подписанием в Палермо (Италия) в декабре 2000 года Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности продемонстрирована политическая воля и дан глобальный ответ на глобальный вызов современности. Генеральным секретарем в связи с этим отмечено, что если «преступность переступает через национальные границы», то «правоохранительная деятельность должна поступать так же», если «враги прогресса и прав человека стремятся использовать открытость и возможности глобализации в собственных целях», то «мы должны использовать те же самые факторы для защиты прав человека и ликвидации преступных сил, коррупции и незаконной торговли людьми» [2].
В 2004 году на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН международная (транснациональная) организованная преступность названа одной из наиболее значительных угроз наступившего тысячелетия. На этой сессии также отмечалось, что, рассматриваемая разновидность организованной преступности, в настоящий момент посягает на коллективную безопасность, а это в свою очередь обусловливает необходимость различных государств на координацию усилий, направленных на обеспечение мирового правопорядка.
Вышеупомянутое обстоятельство нашло отражение и в принятой Указом Президента РФ от 31.12.2015 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В п. 43 данного документа отмечено, что «деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми»; «разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам», а также коррупция относятся к числу «основных уг-
роз государственной и общественной безопасности» [3].
Само участие в преступной организации, в соответствии с нормативной базой ООН, должно рассматриваться в качестве преступления, отмывание доходов также является преступным. Вышеперечисленные положения ООН отражены в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации.
К сожалению, можно констатировать, что на современном этапе истории организованная преступность в отдельных странах, в их число входит и Российская Федерация, развивается до международного уровня, а это оказывает деструктивное воздействие на стабильность мирового сообщества в целом и развитие конкретных государств в частности.
По мнению ряда ученых, учитывая юридические и социально-политические аспекты, организованную преступность можно определить как «сложную систему организованных преступных формирований, занимающихся преступной деятельностью широкого масштаба», которая создает и использует «собственные преступные структуры, выполняющие управленческие и другие функции», а также «структуры государства и гражданского общества» [4, с. 102].
Сращивание террористических организаций с организованной преступностью представляется особо опасным для мирового сообщества явлением, которое в свою очередь превращается в инструментарий геополитического противостояния. Поэтому остро возникает необходимость в проведении упреждающих оперативно-разыскных мероприятий как внутри страны, так и за ее пределами, а на основе анализа оперативной информации в применении политических, правовых, экономических и иных мер с целью разрыва уже сложившихся контактов и не допущения их впредь.
Все это, несомненно, потребует дальнейшего совершенствования оперативно-разыскной деятельности, которая представляет ключевое направление в борьбе с организованными преступными формированиями в связи с их латентным характером. Без ОРД предупреждение, пресечение, выявление преступлений, совершаемых организованным криминалом, и наказание виновных в них лиц невозможно.
Поскольку организованная преступность не признает границ, особенное значение для правоохранительных структур разных стран мира приобретают следующие факторы: четкая координация и взаимодействие спецслужб; своевременный и оперативный обмен значимой информацией; планирование совместных действий для эффективной борьбы с транснациональной преступностью; совместные завершающие мероприятия с целью задержания членов организованных преступных формирований. Основным координатором деятельности органов правопорядка разных стран является Интерпол (Международная организация уголовной полиции).
Для Российской Федерации особое значение имеет сотрудничество с органами правопорядка стран СНГ, а также его развитие в рамках взаимодействия со спецслужбами других государств, особенно являющихся геополитическими союзниками. Без отлаженного взаимодействия практически невозможно добиться успехов в области борьбы с организованной преступностью международного масштаба.
Следует обратить особое внимание на заявление начальника Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ГУ ГШ ВС РФ) генерала-полковника И. Д. Сергуна, сделанное им на 4-й Московской конференции по международной безопасности на тему: «Глобальная безопасность: коренная трансформация или создание новых правил игры?». В связи с темой своего выступления («"Горячие точки" глобальной борьбы с терроризмом») докладчик упомянул, что отдельные государства для решения собственных внешнеполитических задач осуществляют скрытую деятельность, в том числе негласное финансирование исламских структур, что и оказывает на мировую обстановку дестабилизирующее влияние. Также отмечено, что Соединенные Штаты Америки, другие государства НАТО и некоторые страны Ближнего Востока и Центральной Азии вкладывали средства для оказания противодействия советским войскам в Афганистане и вооружали разрозненные отряды джихадистов и моджахедов, которые впоследствии объединились в террористические группировки и движения. Таким образом, «при непосредственном финансовом и
военном содействии Вашингтона и его союзников для устранения режима в Сирии, неугодного Западу, были созданы «Исламское государство Ирака и Леванта» и «Джибхат ан-Нусра» [5]. В Ливии военным вмешательством Североатлантического союза достигнут аналогичный результат.
Серьезную опасность, по мнению И. Д. Сер-гуна, вызывает наличие постоянных источников финансирования экстремистов. Наиболее надежными каналами для поступления денежных средств являются различные фонды и неправительственные организации.
Наркотики, контролируемые, начиная со стадии производства и заканчивая контрабандой, составляют ощутимую долю в статье доходов. Так, исламистами Среднего Востока и Центральной Азии в сфере наркобизнеса ежегодно извлекается прибыль до 500 млн долларов в год.
На конференции генералом-полковником И. Д. Сергуном сделано заявление о том, что «фактически Вашингтон и Запад в целом своими действиями в различных регионах мира зачастую способствуют возникновению серьезных проблем, в том числе наркоторговли, религиозного экстремизма и терроризма, а потом героически мобилизуют международные усилия для их нейтрализации. В целом в настоящее время международный терроризм, прикрываясь лозунгом борьбы за "чистый ислам", становится разновидностью транснациональной преступности» [5].
В сущности, по мнению автора доклада, «международный терроризм превратился в сверхприбыльный бизнес с миллиардным оборотом капитала, охватывающий в том числе торговлю наркотиками, захват заложников, контрабанду оружия и драгоценных металлов» [5].
Начальник ГУ ГШ ВС РФ подвел итог своего выступления и заявил, что «в ближайшей перспективе уровень террористической угрозы в мире будет оставаться достаточно высоким. Расширение масштабов деятельности экстремистских группировок, в том числе с подачи США и их союзников, создает реальную угрозу экспорта терроризма в страны Европы, республики СНГ и государства Азиатско-Тихоокеанского региона» [5].
Становится очевидным тот факт, что практически весь исламский экстремизм является
плодом дипломатии и кропотливой работы спецслужб США и их союзников, а такие запрещенные в России террористические организации, как ИГИЛ, Талибан и Аль-Каида «выращены» англо-американскими компетентными органами. По мнению многих экспертов, с организованными криминальными сетями, такими как американская и итальянская ветви Коза Ностры, MS 13, Ндрангету, албанской мафией, тесно сотрудничают специальные службы США (ЦРУ), особенно в делах, связанных с транспортировкой, распространением оружия и наркотиков, а также похищением людей.
Высокая способность к проникновению на территорию противника и дешевизна играет ключевую роль в использовании международных террористических сетей. Кадровый сотрудник для вооруженных сил и спецслужб требует длительной, дорогостоящей и сложной подготовки, а участник террористической сети зачастую является волонтером, мотивированным своими собственными целями и не отличающимся от местного населения. В организованных криминальных сетях профессионалами являются только управленцы среднего и высокого звена, малоподверженные риску разоблачения и уничтожения, уязвимость которых сводится к нулю. Важной и очень выгодной частью сотрудничества с террористическими сетями является тот факт, что их хозяева могут легко от них отказаться и объявить угрозой мировому сообществу и самим себе.
Автор книги «Доллары террора: Соединенные Штаты и исламисты» Р. Лабевьер утверждает, что интерес США к использованию экстремистов возник после окончания Второй мировой войны, когда американской элитой поставлена задача тотального контроля над ближневосточными странами, обладающими огромными запасами нефти.
История человечества снова и снова возвращает нас к главной и единственной сути мировой политики - «борьбе за ресурсы и контроль над ними», а все остальное - лишь «методы и формы этой бесконечной и непримиримой войны» [6, с. 5].
На сегодняшний день суть войны не претерпела изменений. Как отметил прусский военный теоретик и военачальник К. Ф. Готтлиб фон Клаузевиц, служивший в 1812-1814 го-
дах в русской армии, «война есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами», а также «акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю» [7]. Однако существенные изменения произошли в способах достижения цели и содержании войны.
По мнению ряда экспертов, в современных условиях геополитического противостояния противоборство имеет следующие формы: «война с применением средств вооруженной борьбы; война с применением небоевых средств; вооруженный конфликт; конфликт с применением небоевых средств; естественное соперничество» [8, с. 150].
Методология действий транснациональных террористических сетей основывается на принципе, лежащем во главе концепции сете-центричной войны, разработанной вице-адмиралом США А. К. Сибровски, суть которой сводится к тому, что за счет подъема на качественно иной уровень технологии управления войсками посредством создания единой информационной сети, соединяющей в режиме реального времени всех участников боевых действий, можно кратно увеличить боевую мощь войсковой группировки без увеличения их численности. Обмен информацией между всеми ее членами лежит в основе транснациональной террористической сети. Транснациональные преступность и экстремизм являются целостным пространством, имеющим характерные признаки армии и государства, поскольку оно может осуществлять работу со СМИ, в сфере финансов и идеологии, при необходимости проводить различного типа интенсивности военные операции, но, что самое опасное, способно подменить традиционный государственный механизм. Заслуживает особого внимания тот факт, что в случае угрозы работы сети, она способна свернуть свою деятельность в одной точке мира и, образовав иную конфигурацию, перенести активность в другое место.
В целом анализ параметров транснациональной организованной преступности и выводы, сделанные начальником Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генералом-полковником И. Д. Сергуном свидетельствуют о том, что, осуществляя борьбу с транснациональной преступностью, Россия должна
руководствоваться в первую очередь своими геополитическими интересами, не допуская угроз для собственной национальной безопасности.
С учетом укрепления позиций Российской Федерации в мире и проведением самостоятельной внешней и внутренней политики наша страна постоянно будет сталкиваться с противодействием со стороны сторонников и союзников США, стремящихся реализовать политику сдерживания, предусматривающую оказание на нее информационного, политического, экономического и военного давления, а также сохранения своего доминирования на мировой арене.
Процесс «демонизации» России США, Великобританией и западным сообществом («вероятная» причастность нашей страны к гибели малайзийского Боинга под Донецком, химическим атакам в Сирии, отравлению семьи Скрипалей и т. п.) лишь подтверждает тот факт, что несмотря на поражение в «холодной войне» (1945-1991), Российская Федерация вновь оказалась крупным игроком на мировой арене, подвергается давлению со всех сторон, налицо стремление построить «новый мировой порядок» «против России, за счет России и на обломках России» [9].
В связи с этим необходимо упомянуть точку зрения Президента Академии геополитических проблем Л. Г. Ивашова, который на основе анализа исторических событий развития западной цивилизации пришел к выводу о том, что в ней полностью отсутствуют «бескорыстное служение прогрессу и всеобщему развитию», преобладают «интриги, заговоры, инквизиции, беспредельная жестокость, тайные сообщества, войны, сплошная ложь и вселенская несправедливость», и все это - с целью «обогащения и власти» [10, с. 21].
В унисон с этим звучит и речь, произнесенная 28 сентября 2015 года Президентом России В. В. Путиным, принявшим участие в пленарном заседании юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, на котором он напомнил присутствующим о том, что фактическое отсутствие власти в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока приводит к образованию анклавов анархии, мгновенно заполняемых экстремистами и террористами, а также о разрушенной государственности Ливии. В. В. Путин, продолжив свое
выступление, отметил, что «лицемерно и безответственно выступать с громогласными декларациями об угрозе международного терроризма и при этом закрывать глаза на каналы финансирования и поддержки террористов», в том числе и «за счет наркобизнеса, нелегальной торговли нефтью, оружием, либо пытаться манипулировать экстремистскими группировками, ставить их себе на службу для достижения собственных политических целей» [11].
Возвращаясь к проблемам противостояния на мировой арене, можно констатировать, что оно связано не только с политическими амбициями руководителей отдельных мировых держав, но и, по мнению многих исследователей, с закономерностями, основанными на знании геополитических процессов, происходящих на планете Земля. Исследования в области военной и внешнеполитической стратегии государств, национальных интересов, прогнозирования на основе анализа локальных и глобальных международных конфликтов, принятия долгосрочных стратегических решений - все это относится к областям исследований геополитики, являющейся в ХХ-ХХ1 веках одним из интеллектуальных и очень влиятельных научных направлений.
Доктор военных наук К. В. Сивков высказал свое мнение о том, что в «структуре деятельности общества геополитика занимает высшее по иерархии место в системе методов, способов и форм социальной деятельности общества» и формирует стабильное и устойчивое общество, «задавая длительно действующие цели-ориентиры для других более частных по отношению к ней областей - политики, экономики, науки» [12].
В связи с этим можно отметить, что для осуществления долгосрочного стратегического планирования с учетом геополитических интересов РФ уже создана нормативная правовая база, которую составляют Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Федеральные законы от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и другие, но документов, описывающих долгосрочную перспективу пока не создано.
Анализ вышеприведенного материала и происходящих в мире событий свидетельствует о том, что некоторыми государствами, в первую очередь США и отдельными странами НАТО, транснациональная преступность используется как инструментарий геополитического противостояния, частично управляется, а иногда даже контролируется и создается для достижения своих имперских геополитических целей, которые противоречат интересам мирового сообщества и создают угрозы для национальной безопасности России и других мировых держав.
Можно констатировать, что одним из перспективных направлений государственной политики в борьбе с международными организованными преступными формированиями является реформирование правоохранительной системы современного Российского государства, но осмысленное «с участием профессионалов силового блока, квалифицированных экспертов от гражданского общества и научной среды, с учетов позитивного опыта зарубежных государств, но без "оранжевых" рекомендаций государственного департамента США и учета интересов организованных преступных сообществ» [13, с. 433].
Большинство экспертов отмечают как положительный факт создание в 2009 году в составе Министерства обороны Российской Федерации такого подразделения, как Силы специальных операций (ССО), находящегося в подчинении ГУ ГШ ВС РФ и призванного защищать безопасность России, отстаивать ее национальные интересы внутри страны и за ее пределами. Сведения о методах и тактике работы ССО составляют государственную тайну.
Деятели науки и практические работники оставляют без сомнения тот факт, что государственные органы, гарантирующие безопасность - МВД, ФСБ и Вооруженные Силы, являются основным военно-силовым фактором, обеспечивающим национальную безопасность России, в том числе и от транснациональной организованной преступности. Но большинство из них склонны считать, что необходимы реформы силового блока, направленные на оптимизацию структуры управления и повышение эффективности работы.
Множество ученых, к числу которых относятся и авторы статьи, полагают, что в связи с
наметившейся тенденцией к укрупнению (вхождение УФМС и ФСКН в систему МВД, а также ВВ МВД, СОБР и ОМОН во вновь созданную Росгвардию) и постоянно изменяющимся характером внутренних и внешних угроз необходимо реформировать органы государственной безопасности и Министерства внутренних дел по примеру структуры образца СССР 1991 года. Моделью может быть слияние с МВД, МЧС и ФСИН, а также с ФСБ, ФСО и СВР. Таким образом, будет оптимизирована структура управления силовыми ведомствами, что положительно скажется на работе спецслужб в целом.
Подводя итоги, можно констатировать, что для России одним из возможных направлений государственной политики в сфере эффективного противодействия транснациональной организованной преступности и обеспечения национальной безопасности является оптимизация струк-
Литература
1. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней. ООН, Нью-Йорк, 2004. URL: http://www.unodc.org/ documents/russia //Reports/TOCebook-r.pdf.
3. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 31 декабря.
4. Тишкин Д. Н. Организованная преступность в России в контексте национальной безопасности: монография / под ред. П. С. Самы-гина. М., 2016.
5. О терроризме, Америке и ГРУ. Не пора ли нам пора... URL: https://cont.ws/@shed/89383.
6. Стариков Н. В. Геополитика: как это делается. СПб., 2014.
7. Классическая концепция природы войны (по Клаузевицу). URL: http://www.oboznik.ru/ ?p=14181.
8. Квачков В. В. Спецназ России. М., 2015.
9. Збигнев Бжезинский - «Новый Мировой Порядок будет строиться против России, на руинах России и за счет России». URL: https:// www.politforums.net/other/1437933628.html.
туры управления силовыми ведомствами, укрепление и развитие сотрудничества с органами правопорядка стран СНГ, а также со спецслужбами других государств, особенно являющихся геополитическими союзниками РФ.
В заключение приведем слова, произнесенные В. В. Путиным в Послании к Федеральному Собранию о том, что Россия заинтересована в «нормальном, конструктивном взаимодействии с США и Евросоюзом», рассчитывает на возобладание «здравого смысла» и на выбор партнерами «честного, равноправного сотрудничества» [14]. Президент также подчеркнул, что «мы никому не угрожаем, ни на кого не собираемся нападать, ничего ни у кого, угрожая оружием, не собираемся отнять: у нас у самих все есть» и посчитал необходимым упомянуть: «растущая военная мощь России - это надежная гарантия мира на нашей планете» [14].
Bibliography
1. Convention against transnational organized crime (adopted in New York on 15.11.2000) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2004. № 40. Art. 3882.
2. The United Nations Convention against transnational organized crime and the protocols thereto. UN, New York, 2004. URL: http://www. unodc.org/documents/russia//Reports/TOCe-book-r.pdf.
3. Decree of the President of the Russian Federation of 31.12.2015 № 683 «On the national security Strategy of the Russian Federation» // Rossiyskaya gazeta. 2015. 31 December.
4. Tishkin D. N. Organized crime in Russia in the context of national security: monograph / ed. by P. S. Samygin. Moscow, 2016.
5. On terrorism, America and the GRU. Is not it time for us to go ...URL: https://cont.ws/@shed/ 89383.
6. Starikov N. V. Geopolitics: how it is done. St. Petersburg, 2014.
7. The classical conception of the nature of war (according to Clausewitz). URL: http://www. oboznik.ru/?p=14181.
8. Kvachkov V. V. Special Forces of Russia. Moscow, 2015.
9. Zbigniew Bjzezinski - «The New World Order will be built against Russia, on the ruins of Russia and at the expense of Russia». URL:
10. Ивашов Л. Г. Геополитика Русской цивилизации / отв. ред. О. А. Платонов. М., 2015.
11. Тезисы выступления Президента России В. В. Путина в пленарном заседании юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 28.09.2015. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/50385.
12. Сивков К. В. Основные направления геополитического развития Российской Федерации на период до 2050 года. URL: http://www. ozakaz.ru/index.php/articles/n-15-06-2007/154-n 2011-03-26-1622.
13. Воронцов С. А. Спецслужбы России: учебник. 3-е изд., доп. и перер. Ростов н/Д, 2012.
14. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/56957.
https ://www.poli tforums .net/o the r/1437933 628.html.
10. Ivashov L. G. Geopolitics of Russian civilization / executive ed. O. A. Platonov. Moscow, 2015.
11. Theses of the speech of the President of Russia V. V. Putin in the plenary meeting of the jubilee 70th session of the UN General Assembly in New York 28.09.2015. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/50385.
12. Sivkov K. V. The main directions of geopolitical development of the Russian Federation for the period until 2050. URL: http://www. ozakaz.ru/index.php/articles/n-15-06-2007/154-n 2011-03-26-1622.
13. Vorontsov S. A. Special services of Russia: textbook. 3rd ed., supplemented and revised. Rostov-on-Don, 2012.
1 4. Message from the President to the Federal Assembly. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/56957.