Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 3 (52). С. 159-162.
УДК 343
DOI 10.25513/1990-5173.2017.3.159-162
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
INTERNATIONAL TERRORISM AND TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME
И. М. КЛЕЙМЁНОВ (I. M. KLEYMENOV)
Показываются взаимосвязи международного терроризма и транснациональной организованной преступности.
Ключевые слова: международный терроризм; транснациональная организованная преступность; «Исламское государство»; криминальные угрозы; криминологическая безопасность.
The article describes the links between international terrorism and transnational organized crime. Key words: international terrorism; transnational organized crime; the Islamic state; criminal threat; criminological safety.
Транснациональная преступность и терроризм являются угрозами международной и национальной безопасности. Это констатировано во многих документах различного уровня и содержания: конвенциях, декларациях, стратегиях, концепциях, соглашениях, постановлениях. При этом в последние годы обращается внимание на новые глобальные вызовы и угрозы, которые порождают агрессивная политика отдельных государств, международный терроризм, транснациональная организованная преступность (далее - ТОП), незаконная миграция [1].
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее - Стратегия) отмечено, что практика свержения легитимных политических режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов получает всё более широкое распространение. Наряду с сохраняющимися очагами напряжённости на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Южной Азии, на Корейском полуострове, появляются новые «горячие точки», расширяются зоны, не контролируемые властями каких-либо государств. Территории вооружённых конфлик-
тов становятся базой для распространения терроризма, межнациональной розни, религиозной вражды, иных проявлений экстремизма. Появление террористической организации, объявившей себя «Исламским государством», и укрепление её влияния стали результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом. Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются:
• разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;
• деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путём завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными,
© Клеймёнов И. М., 2017
отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
• деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию; иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
• деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;
• деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе [2].
ТОП представляет собой один из главных вызовов ХХ! в. Последние 15 лет показали, что ТОП успешно воспользовалась технологическими достижениями глобализации, не только расширив свои криминальные сети, но и диверсифицировав преступную деятельность. ТОП придала новое качество международным угрозам, сделав их более комплексными, мобильными и разрушительными. В связи с этим Стратегия фиксирует угрозу - проникновение ТОП в государственные институты, легальные системы управления. Очевидное укрепление связи между ТОП, некоторыми правительственными элементами (включая спецслужбы) и представителями олигархии в отдельных странах угрожает экономическому росту и демократии [3]. Отчёты Управления Организации
Объединённых Наций по наркотикам и преступности (ЦКОБС) фиксируют появление новых криминальных рынков, увеличение торговли людьми, потоков незаконной миграции, контрабанды природных ресурсов, контрафактной продукции, фальсифицированных лекарственных средств [4].
Не вызывает сомнения связь между ТОП и международным терроризмом. Эта связь прослеживается, во-первых, теоретически -на понятийном уровне [5]. ТОП и международный терроризм - это во многом сходные явления: они действуют в глобальном пространстве; представляют организованную преступную деятельность; связаны с перемещением потоков информации, денег, физических объектов, людей, других материальных и нематериальных средств через государственные границы. В теоретическом плане обращает на себя внимание экономическая мотивация деятельности членов ТОП и террористических организаций. Экономические аспекты ТОП и международного терроризма могут не только пересекаться (например, при финансировании терроризма за счёт источников ТОП), но и даже сливаться (в частности, в таком явлении, как рэкет).
Во-вторых, связь ТОП и международного терроризма подтверждается практикой. А. И. Долгова замечает, что в зонах активной террористической деятельности совершаются преступления экономического характера, в политической сфере функционирует криминальный рынок - оборот товаров и услуг, запрещённых к открытому обороту. Кроме того, террористические и другие преступные организации стремятся расширить круг участников общественно опасной деятельности за счёт коррумпированных либо шантажируемых политиков, сотрудников государственных органов, деятелей СМИ, лидеров общественных объединений; субъектов, оказывающих разовое техническое содействие в подготовке преступления, отмывающих преступные доходы [6]. В международных оценках ТОП соседствует с международным терроризмом: именно их обозначают в качестве главных геополитических угроз эксперты Всемирного экономического форума. В свою очередь, отмечается влияние ТОП и коррупции практически на все мировые процессы, включая динамику цен на нефть
Международный терроризм и транснациональная организованная преступность
и продовольствие, миграционные потоки, финансовый кризис и даже межгосударственные конфликты [7].
В-третьих, наблюдается использование ТОП террористической тактики для пресечения уголовного преследования. В то же время имеются многочисленные примеры возникновения банд внутри террористических движений, что выявляет стремление террористов к захвату чужой собственности. По мере того как происходит такое взаимное проникновение, возникают гибридные группы и организации, объединяющие в себе террористическую идеологию и корыстную криминальную мотивацию. Тенденция к слиянию ТОП и международного терроризма, утверждают эксперты разведывательного сообщества, находится на подъёме и представляет одну из главных угроз глобальной безопасности [8].
В-четвёртых, создаются криминальные формирования, которые изначально опираются как на технологии ТОП, так и на возможности международного терроризма. Примером здесь является «Б-сошрапу», созданная международным преступником Дау-дом Ибрагимом. «Б-сошрапу» обвиняется в торговле наркотиками, оружием, наёмных убийствах, фальшивомонетничестве, отмывании денег, коррупции, связях с террористическими организациями («Аль-Каида», «Лашкар-и-Тайба») и выполнением их заказов на территории Индии. Ей приписывают ответственность за серию терактов в Мум-баи. «Б-сошрапу» действует на территории Индии, Непала, Пакистана, Объединённых Арабских Эмиратов, Таиланда, Сингапура, Германии, Великобритании.
В-пятых, обращает на себя внимание инструментализация ТОП и международного терроризма в качестве сил политического влияния со стороны криминальных псевдогосударственных образований и государств. «Исламское государство» для получения доходов опирается на криминальную деятельность - захват чужой собственности, торговлю награбленным антиквариатом, нелегальную реализацию нефтепродуктов, получение выкупа за пленных и заложников. Насаждение ортодоксального ислама среди населения осуществляется террористическими методами. Гробницы взрывают, население угрозами загоняют в мечети, мнимых противников
убивают. Радикальные исламисты угрожают всему миру террором [9]. Обращает на себя внимание влияние (идеологическое и организационное) разведывательных структур США на формирование ИГИЛ [10].
В то же время ТОП и международный терроризм - это относительно самостоятельные феномены, имеющие собственные идеологии, традиции и инфраструктуры. Различие заключается в рыночном характере ТОП и плановом (планируемом) - международного терроризма.
Первый вывод: существуют страны, которые настолько слабы, что не могут обеспечить собственную защиту от международного терроризма и ТОП. Терроризм и ТОП находят в этих государствах тепличные условия для существования. Иными словами, некоторые государства выступают закономерными жертвами терроризма в силу своей слабости. К таким странам относятся Ирак, Пакистан, Афганистан, Йемен, Сомали, Нигерия, Судан, Южный Судан, Демократическая Республика Конго, Ливан, Ливия, Колумбия. Террористов можно уподобить шакалам современного интернационального криминального мира, которые нападают на беззащитную жертву и уничтожают её.
В этой связи следует оценить возможности противодействия терроризму и ТОП каждого государства Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС; Союз), оценить криминальные риски и выработать общую стратегию обеспечения безопасности Союза.
Второй вывод: выделяются государства, которые должны быть ослаблены с помощью террористических атак. Из стран группы 020 это Индия и Россия. Высокая вероятность террористических атак в этих государствах зафиксирована документально [11].
Третий вывод: ТОП является актором, воздействующим на политику государств Центральной Азии (как членов ЕАЭС, так и граничащих с Союзом): Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана. Высока вероятность использования миграционных потоков для транспортировки наркотиков из Афганистана в Россию. В этой связи необходимо выработать общую стратегию сотрудничества в сфере миграционной политики.
Общий вывод: эффективная экономическая деятельность невозможна без учёта фак-
торов экономической и криминологической безопасности, что указывает на необходимость правового сотрудничества членов ЕАЭС в этих сферах и создания организационных структур по обеспечению безопасности.
1. Конвенция против транснациональной организованной преступности : принята в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г. резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Гене -ральной Ассамблеи ООН // СЗ РФ. - 2004. -№ 40. - Ст. 388. - С. 3-33; Report of the Security Council 2013-2014. - N. Y., 2014. - 288 p.; The Road to Dignity by 2030: Ending Poverty, Transforming All Lives and Protecting the Planet : Synthesis Report of the Secretary-General on the Post-2015 Agenda. - URL: http://www.globalreporting.org/resourcelibrary/ GRI_Statement_UN_SG_Synthesis_Report_Post 2015.pdf (accessed: 30.06.2017).
2. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. // СЗ РФ. - 2016. - № 1 (ч. II). - Ст. 212.
3. Strategy to Combat Transnational Organized Crime. Addressing Converging Threats to National Security. - Washington, 2011. - P. 13.
4. Transnational Organized Crime in East Asia and the Pacific. A Threat Assessment. - [S. l.] : UNODC, 2013. - 192 p.; Transnational Organized Crime in Eastern Africa. A Threat Assessment. - [S. l.] : UNODC, 2013. - 54 p.; Transnational Organized Crime in West Africa. A Threat Assessment. - [S. l.] : UNODC, 2013. - 68 p.; Global Report on Trafficking in Persons 2014. -[S. l.] : UNODC, 2014. - 90 p.
5. См.: Репецкая А. Л. Транснациональная организованная преступность в России : монография. - Владивосток, 2010. - С. 35; Её же. Транснациональная организованная преступность : учебное пособие. - Иркутск, 2005. -
С. 30; Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность : монография / отв. ред. В. А. Номоконов. - Владивосток, 2001. - С. 29.
6. Долгова А. И. Терроризм и организованная преступность // Организованный терроризм и организованная преступность / под ред. А. И. Долговой. - М., 2002. - С. 11-12.
7. Global Risks 2012. - Seventh Edition. - Geneva, 2012. - P. 14; Global Risks 2013. - Eighth Edition. - Geneva, 2013. - P. 23; Global Risks 2014. - Ninth Edition. - Geneva, 2014. - P. 16; Global Risks 2015. - 10th ed. - Geneva, 2015. -P. 16-17, 57.
8. Terrorism and Organized Crime: Reflections on an Illusive Link and its Implication for Criminal Law Reform : paper presented at the Annual Meeting Of the International Society for Criminal Law Reform (Montreal, 2004, August 8-12). -Vancouver, 2004. - 40 p. - URL: http://icclr.law. ubc.ca/sites/icclr.law.ubc.ca/files/publications /pdfs/International%20Society%20Paper%20of %20Terrorism_1.pdf (accessed: 30.06.2017).
9. См., например: ЧулковА. ИГИЛ - чёрный мираж или чёрный проект // Стихи.ру : интернет-портал. - URL: http://www.stini.ru/2014 /10/08/265 (дата обращения: 29.06.2017).
10. См.: Ларина Е. Как весь мир проспал ИГИЛ // Комсомольская правда. - 2015. - 25 янв.
11. India Persistent Target of Terrorism : US Report // The Epoch Times. - URL: http://www.the epochtimes.com/n3/85591/india-persistent-target-of-terrorism-us-report (accessed: 28.06.2017); Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» : Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 // СЗ РФ. - 2014. - № 18 (ч. IV). -Ст. 2188.