Научная статья на тему 'Политико-правовые меры современной России в борьбе с транснациональной организованной преступностью в контексте геополитического противостояния'

Политико-правовые меры современной России в борьбе с транснациональной организованной преступностью в контексте геополитического противостояния Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
280
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIMINALITY / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ORGANIZED CRIMINALITY / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / INTERNATIONAL ORGANIZED CRIMINALITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / GEOPOLITICAL CONFRONTATION / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зубенко Виктор Викторович, Сетраков Александр Николаевич, Тишкин Дмитрий Николаевич

В статье анализируются характер и основные тенденции развития транснациональной организованной преступности, выступающей в качестве угрозы национальной безопасности как России, так и мирового сообщества в целом. Актуальность исследования международной организованной преступности в контексте проблем геополитического противостояния обусловлена тем обстоятельством, что игнорирование законов геополитики при принятии стратегических решений зачастую приводит к тяжелым политическим последствиям и создает серьезные угрозы для российского общества и государства. Отсюда проистекает необходимость в определении перспективных направлений государственной политики по борьбе с транснациональными организованными преступными формированиями с целью недопущения угроз национальной безопасности нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зубенко Виктор Викторович, Сетраков Александр Николаевич, Тишкин Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL MEASURES OF MODERN RUSSIA IN THE FIGHT AGAINST TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME IN THE CONTEXT OF GEOPOLITICAL CONFRONTATION

The article analyzes the nature and main trends in the development of transnational organized crime, acting as a threat to national security, both Russia and the international community as a whole. Relevance of the study on international organized crime in the context of geopolitical problems of confrontation due to the fact, ignoring the laws of geopolitics in the strategic decision-making often leads to severe political consequences and poses a serious threat to the Russian society and state. Hence, there is a need to identify promising areas of state policy to combat transnational organized criminal groups, in order to prevent threats to the national security of our country.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые меры современной России в борьбе с транснациональной организованной преступностью в контексте геополитического противостояния»

УДК 323 (470) ББК 66

Зубенко Виктор Викторович Zubenko Viktor Viktorovich

врио начальника Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России кандидат социологических наук.

Acting Head of the Volgodonsk Branch of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

PhD in Sociology.

E-mail: viktor.zubenko.82@mail.ru

Сетраков Александр Николаевич Setrakov Alexander Nikolaevich

начальник кафедры специальных дисциплин Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России.

Head of the Department of Special Disciplines of the Volgodonsk Branch of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: aleksandr-maior@inbox.ru

Тишкин Дмитрий Николаевич Tishkin Dmitry Nikolaevich

старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России.

Senior Lecturer, Department of Special Disciplines of the Volgodonsk Branch of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: dntishkin@list.ru

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В БОРЬБЕ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Political and legal measures of modern Russia in the fight against transnational organized crime in the context of geopolitical confrontation

В статье анализируются характер и основные тенденции развития транснациональной организованной преступности, выступающей в качестве угрозы национальной безопасности как России, так и мирового сообщества в целом. Актуальность исследования международной организованной преступности в контексте проблем геополитического противостояния обусловлена тем обстоятельством, что игнорирование законов геополитики при принятии стратегических решений зачастую приводит к тяжелым политическим последствиям и создает серьезные угрозы для российского общества и государства. Отсюда проистекает необходимость в определении перспективных направлений государственной политики по борьбе с транснациональными организованными преступными формированиями с целью недопущения угроз национальной безопасности нашей страны.

Ключевые слова: преступность, организованная преступность, международная организованная преступность, национальная безопасность, геополитика, геополитическое противостояние, терроризм.

The article analyzes the nature and main trends in the development of transnational organized crime, acting as a threat to national security, both Russia and the international community as a whole. Relevance of the study on international organized crime in the context of geopolitical problems of confrontation due to the fact, ignoring the laws of geopolitics in the strategic decision-making often leads to severe political consequences and poses a serious threat to the Russian society and state. Hence, there is a need to identify promising areas of state policy to combat transnational organized criminal groups, in order to prevent threats to the national security of our country.

Keywords: criminality, organized criminality, international organized criminality, national security, geopolitics, geopolitical confrontation, terrorism.

Мировое сообщество на современном историческом этапе отличает широкое распространение транснациональной (международной) организованной преступности и нарастание в связи с этим реальной угрозы для национальной безопасности России и других мировых держав.

На сегодняшний день и с начала своего существования Организация Объединенных Наций главнейшей задачей ставила обеспечение региональной и глобальной стабильности, а также мирного сосуществования государств. Преступность всегда рассматривалась и рассматривается ООН как важнейшая угроза человеческой цивилизации, фундаментальным государственным основам, а особенно - правам человека.

Первым идею создания международного органа, объединявшего различные государства в борьбе за мир, в конце 1915 года озвучил министр иностранных дел Великобритании Грей, предложивший назвать его Лигой Наций. Данный вопрос стал ключевым по нескольким причинам: на первом плане оказалось то, что Лига как международная организация могла существенно повлиять на международные отношения и свести к минимуму опасность войны; на втором месте стоял вопрос о том, что устав Лиги был направлен на легализацию, с точки зрения общественного мнения стран прежде всего либерально-демократических, политики великих держав. В итоге в 1919 году была создана Лига Наций, просуществовавшая до 1946 года. Совет Лиги Наций состоял из таких постоянных участников, как Франция, Великобритания, Италия и Япония, а также четырех периодически сменяемых стран-участников.

Негативным фактором в деятельности Лиги являлось то, что ряд ключевых мировых держав не входили в нее. Соединенные Штаты Америки, инициировавшие и принимавшие активное участие в создания Лиги Наций, так и не пожелали стать ее членом.

СССР участвовал в работе данного международного органа исторически короткий срок: принят в 1934 году, исключен в 1939 году в связи с Советско-финской войной, в которой Советский Союз отстаивал свои геополитические интересы. Правильность стратегических решений руководителя советского государства И. В. Сталина в ходе вооруженного конфлик-

та подтверждена хронологией событий Великой Отечественной войны, в ходе которой, несмотря на длительную блокаду, немецко-фашистские захватчики так и не смогли взять город Ленинград.

Англия и Франция играли главную роль в руководстве Лигой Наций. Все эти факты минимизировали возможность принятия решений с учетом национальных и всех государств, входящих в Лигу, и мировой безопасности в целом. Лига Наций нацеливалась на поддержание паритета, созданного в результате Первой мировой войны, закончившейся подписанием Версальского мирного договора. Версальский мир, построенный на несправедливости и огромных разногласиях, связанных с разграблением и разделом территорий исчезнувших великих империй (Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской), оказался непрочным. В связи с этим следует упомянуть о личности А. Е. Вандама (Едри-хина) - ученого, аналитика, русского офицера, военного разведчика, одного из основоположников русской геополитической науки, которым еще до начала Первой мировой войны было предсказано поражение Российской империи в случае вступления в боевые действия на стороне Антанты.

Лига показала свою неспособность к подавлению первых и самых опасных очагов войны, разжигаемых государствами с фашистской идеологией. Вторая мировая война «подписала смертный приговор» Лиге как международной организации, защищавшей мировое сообщество, хотя формально датой окончания ее работы является 31 июля 1946 года.

В 1945 году объединенными усилиями стран, разгромивших нацизм, заложен фундамент послевоенного устройства мира. Ключевые решения о государственных принципах взаимодействия, а также о создании ООН были приняты в СССР на Ялтинской встрече лидеров антигитлеровской коалиции.

В январе 1946 года в Лондоне колумбийский дипломат З. Анхель, открывая работу первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, очень точно и емко сформулировал принципы построения деятельности ООН: «добрая воля, презрение к интригам и хитростям, дух сотрудничества».

Борьба с организованной преступностью на уровне ООН получила стратегически мощ-

ный вектор развития в 1990 году на VIII Конгрессе по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проводившемся в столице Кубы Гаване. Организованная преступность и связанные с ней проблемы неоднократно рассматривались и до сегодняшнего дня рассматриваются на заседаниях ООН.

В п. 2 ст. 3 Конвенции ООН от 15.11.2000 против транснациональной организованной преступности регламентировано, что международным признается такое преступление, которое совершено:

1) более чем в одном государстве;

2) в одном государстве, однако значительная его часть (подготовка, планирование, руководство или контроль) происходит в ином государстве;

3) в одном государстве, однако с участием организованной преступной группы, чья преступная деятельность осуществляется более чем в одном государстве;

4) в одном государстве, однако существенные его последствия наступают в ином государстве [1].

По мнению Генерального секретаря ООН Кофи А. Аннана (занимал этот пост с 01.01.1997 по 31.12.2006), международным сообществом в связи с подписанием в Палермо (Италия) в декабре 2000 года Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности продемонстрирована политическая воля и дан ответ на глобальный вызов современности. Генеральный секретарь отмечал, что если «преступность переступает через национальные границы», то «правоохранительная деятельность должна поступать так же», если «враги прогресса и прав человека стремятся использовать открытость и возможности глобализации в собственных целях», то «мы должны использовать те же самые факторы для защиты прав человека и ликвидации преступных сил, коррупции и незаконной торговли людьми» [2].

Ознаменован 2004 год тем событием, что на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН транснациональная организованная преступность (далее - ТОП) выделена в качестве одной из наиболее значительных угроз и вызовов текущего XXI тысячелетия, она посягает на коллективную безопасность, а это, соответственно, обосновывает необходимость

различных государств координировать усилия по обеспечению мирового правопорядка.

19 апреля 2015 года в Дохе (Катар) завершился 13-й Конгресс ООН по предупреждению преступности. Одним из ключевых результатов состоявшегося мероприятия стала Дохийская декларация - политический документ, регламентирующий и выделяющий основные аспекты, которые укрепляют систему как уголовного правосудия, так и борьбы с транснациональной организованной преступностью.

Юрий Федотов - руководитель Управления ООН по наркотикам и преступности, говоря о важности принятого официального документа, отметил: «Тринадцатый Конгресс ООН по преступности завершился успешно. Дохийская декларация стала важным документом, который связывает вопросы предупреждения преступности, уголовного правосудия с глобальными целями устойчивого развития. Таким образом, переброшен "мостик" от Дохи до Нью-Йорка, где на глобальном саммите в сентябре этого года будут рассматриваться и приниматься цели устойчивого развития на период после 2015 года» [3].

В целом Дохийская декларация подтверждает приверженность государств борьбе с организованной преступностью и готовность поддерживать справедливые, эффективные, гуманные системы уголовного правосудия, а также подчеркивает, что устойчивость развития и верховенство права подкрепляют друг друга и взаимосвязаны.

К сожалению, исторически сложившимся и общепризнанным фактом остается то, что коррупция - неизбежный спутник организованной преступности, а масштабы ее увеличения способствует снижению авторитета как отдельных представителей власти, так и власти в целом.

Большинство ученых считают, что «организованная преступность, относящаяся к социально-негативным явлениям и представляющая серьезную реальную опасность для общества, является одной из существенных угроз национальной безопасности государств» [4, с. 105]. Особую тревогу и опасность для существования стабильного мирового сообщества в целом вызывает сращивание организованной преступности с террористическими организациями.

Обращает на себя повышенное внимание заявление, сделанное начальником Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее -ГУ ГШ ВС РФ) генерал-полковником И. Д. Сер-гуном на 4-й Московской конференции по международной безопасности на тему: «Глобальная безопасность: коренная трансформация или создание новых правил игры?». В связи с темой своего выступления: «"Горячие точки" глобальной борьбы с терроризмом» докладчик упомянул, что отдельные государства для решения собственных внешнеполитических задач осуществляют скрытую деятельность, в том числе негласное финансирование «исламских структур», что и оказывает на мировую обстановку дестабилизирующее влияние. И. Д. Сергун особо выделил тот факт, что США и другие государства НАТО, а также некоторые страны Ближнего Востока и Центральной Азии вкладывали средства для оказания активного противодействия ограниченному контингенту советских войск, находившемуся в Афганистане, а также вооружали отряды моджахедов и джиха-дистов, которые в результате своих действий вскоре объединялись в группировки и движения, проповедующие террористическую идеологию. Таким образом, «при непосредственном финансовом и военном содействии Вашингтона и его союзников для устранения режима в Сирии, неугодного Западу, были созданы "Исламское государство Ирака и Леванта" и "Джибхат ан-Нусра"» [5]. В Ливии военным вмешательством Североатлантического союза достигнут такой же результат.

Серьезную опасность, по мнению генерал-полковника, вызывает наличие постоянных источников финансирования экстремистов. Наиболее надежными каналами для поступления денежных средств являются различные фонды и неправительственные организации.

Начальником ГУ ГШ ВС РФ сделано сенсационное заявление о том, что «фактически Вашингтон и Запад в целом своими действиями в различных регионах мира зачастую способствуют возникновению серьезных проблем, в том числе наркоторговли, религиозного экстремизма и терроризма, а потом героически мобилизуют международные усилия для их нейтрализации. В целом в настоящее время

международный терроризм, прикрываясь лозунгом борьбы за "чистый ислам", становится разновидностью транснациональной преступности» [5].

В сущности, по мнению автора доклада, «международный терроризм превратился в сверхприбыльный бизнес с миллиардным оборотом капитала, охватывающий, в том числе торговлю наркотиками, захват заложников, контрабанду оружия и драгоценных металлов» [5].

И. Д. Сергун подвел итог своего выступления, заявив, что прогноз на ближайшее будущее таков: «Уровень террористической угрозы в мире будет оставаться достаточно высоким. Расширение масштабов деятельности экстремистских группировок, в том числе с подачи США и их союзников, создает реальную угрозу экспорта терроризма в страны Европы, республики СНГ и государства Азиатско-Тихоокеанского региона» [5].

Анализируя сведения, изложенные в докладе начальника ГУ ГШ ВС РФ генерал-полковника И. Д. Сергуна, необходимо акцентировать внимание на том, что, осуществляя борьбу с транснациональной преступностью, Россия должна руководствоваться в первую очередь своими стратегическими и геополитическими интересами, не допуская угроз для собственной национальной безопасности.

В сентябре 2015 года Президент России В. В. Путин принял участие в пленарном заседании юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и выступил с речью, в которой затронул ситуацию, складывающуюся в Северной Африке и на Ближнем Востоке, и констатировал: «агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ государственные институты, уклад жизни были просто бесцеремонно разрушены», а вместо обещанного «торжества демократии и прогресса - насилие, нищета, социальная катастрофа, а права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся» [6].

Президент России напомнил о том, что фактическое отсутствие власти в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока приводит к образованию анклавов анархии, мгновенно заполняемых экстремистами и террористами, и отметил, что «лицемерно и безот-

ветственно выступать с громогласными декларациями об угрозе международного терроризма и при этом закрывать глаза на каналы финансирования и поддержки террористов», в том числе и «за счет наркобизнеса, нелегальной торговли нефтью, оружием, либо пытаться манипулировать экстремистскими группировками, ставить их себе на службу для достижения собственных политических целей» [6].

Подводя итоги своего выступления, Президент РФ обратил особое внимание на несколько аспектов. Во-первых, «любые попытки заигрывать с террористами, а тем более вооружать их, не просто недальновидны, а пожароопасны. В результате глобальная террористическая угроза может критически возрасти, охватить новые регионы планеты». Во-вторых, «любая помощь суверенным государствам может и должна не навязываться, а предлагаться и исключительно в соответствии с Уставом ООН». В-третьих, «блоковое мышление времен "холодной войны" и стремление к освоению новых геополитических пространств у некоторых наших коллег все еще, к сожалению, доминируют» [6]. Продолжен курс на расширение блока НАТО и увеличение его контингента в странах, приближенных к границе России, хотя уже прошло несколько десятилетий с тех пор, как Варшавский блок прекратил свое существование.

Все вышеописанные обстоятельства легли в основу принятия 31.12.2015 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ, и привели к отмене ранее существовавшего Указа Президента РФ от 12.05.2009 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В п. 43 новой Стратегии отмечено, что «деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми»; «разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам», а также «коррупция» относятся к числу «основных угроз государственной и общественной безопасности» [7].

С учетом укрепления позиций Российской Федерации в мире и проведения самостоятельной внешней и внутренней политики наша страна постоянно будет сталкиваться с противодействием со стороны США, их сторонников и союзников, стремящихся реализовать политику сдерживания, предполагающую оказание давления, начиная от информационного и политического, заканчивая экономическим и военным, а также сохранения своего доминирования на мировой арене.

Это противостояние связано не только с политическими амбициями руководителей отдельных мировых держав, но и, по мнению многих исследователей, с закономерностями, основанными на знании геополитических процессов, происходящих на планете Земля.

Исследования в области военной и внешнеполитической стратегии государств, национальных интересов, прогнозирования на основе анализа локальных и глобальных международных конфликтов, принятия долгосрочных стратегических решений - все это области изучения геополитики, являющейся в ХХ-ХХ1 веках одним из интеллектуальных и очень влиятельных направлений.

Определений геополитики в научном мире множество, но общепринятого на сегодняшний день не существует, что связано с исторически относительной новизной и молодостью научной дисциплины, а также сложностью объекта ее изучения. Онтологически геополитика представляет собой научное мировоззрение о влиянии на политику географического фактора.

Одним из ярких представителей геополитической науки является Х. Макиндер. Его теория не прошла незамеченной в самой «сердцевинной земле» (геополитическое понятие - Heartland) и на сегодняшний день стремительно наращивает число приверженцев в современной России. Разделение планеты Земля на «Мировой Океан» и «Мировой Остров» по теории Макиндера привело к определению России как территории на мировой карте, наиболее выгодно расположенной с позиций геополитики. На протяжении всей «холодной войны» (1945-1991) и в период, последовавший за ней, представления о Евразии основывались на геополитической модели, выделенной Макиндером.

В годы, последовавшие за крушением СССР, произошло возрождение мышления, основанного на геополитической науке и в России.

Огромный вклад в развитие геополитики как науки, и евразийской доктрины в частности, внесли такие ученые, как Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Л.Н. Гумелев, А. Е. Вандам (Едрихин).

Сегодня евразийская доктрина в России находит широкую поддержку в военных и правительственных кругах. Ее ярчайшим представителем является А. Дугин - убежденный сторонник возрождения Российской Федерации и ее сближения с Германией и Японией как двумя основными «форпостами евразийской цивилизации на Западе и Востоке континента».

Доктор военных наук К. В. Сивков считает, что главными понятиями, на которые опирается геополитическая наука, являются «морская и континентальная цивилизации как геополитические сущности». Необходимый доминирующий признак существования первой - система распределения, порождающая преобладание идеологии власти денег в экономике и этической сфере, второй цивилизации - сфера созидания, вызывающая преобладание (доминирование) общинных ценностей в экономике и этической сфере. К. В. Сивков отмечает, что эти цивилизации находятся в постоянном противостоянии по фундаментальным основаниям и качественно различаются между собой «по природе, по типу духовно-экономической жизни взаимоисключают друг друга». По мнению ученого, это и есть основной закон геополитики. Доктор военных наук также делает вывод о том, что «противоположность фундаментальных основ жизни морской и континентальной цивилизаций исключает возможность их взаимопроникновения - конвергенции», а в данном случае возможно только «подчинение одной из них другой» [8].

Первый вице-президент Академии геополитических проблем высказал свое особое мнение о том, что в «структуре деятельности общества геополитика занимает высшее по иерархии место в системе методов, способов и форм социальной деятельности общества» и формирует стабильное и устойчивое обще-

ство, «задавая длительно действующие цели-ориентиры для других более частных по отношению к ней областей - политики, экономики, науки» [8].

Изучая научные труды исследователей в области геополитики и сопоставляя их с происходящим, обратимся к словам российского императора Александра III Миротворца (18451894), емко выразившего свою внешнеполитическую позицию: «Во всем свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».

Анализ происходящих в мире событий свидетельствует о том, что некоторыми государствами, в первую очередь США и отдельными странами НАТО, транснациональная преступность используется, в какой-то степени управляется, а иногда даже контролируется и создается для достижения своих имперских геополитических целей, которые противоречат интересам мирового сообщества и создают угрозы для национальной безопасности России и других мировых держав.

Успехи в геополитическом развитии России определяют благополучие каждого его гражданина и могущество государства в целом. Для осуществления долгосрочного стратегического планирования с учетом геополитических интересов РФ уже создана нормативная правовая база, которую составляют Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Федеральные законы от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 года №9 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и другие, но стратегических документов, обозначающих долгосрочную перспективу на несколько десятилетий вперед, пока не создано.

Деятели науки и практические работники оставляют без сомнения тот факт, что государственные органы, гарантирующие безопасность (МВД РФ, ФСБ РФ и Вооруженные силы РФ), являются основным военно-силовым фактором, обеспечивающим национальную безопасность России, в том числе и от транснациональной организованной преступности. Но большинство склонно считать, что

необходимы реформы силового блока, направленные на оптимизацию структуры управления и повышение эффективности работы.

По мнению ветерана органов внутренних дел и известного ученого В. С. Овчинского, нужен «федеральный план борьбы с преступностью с четкими ориентирами и целями, необходимо воссоздание подразделений по борьбе с оргпреступностью в МВД», и скорее всего, в виде «Федеральной службы по борьбе с организованной преступностью и коррупцией при МВД России, выстроенной по типу ФБР без подчинения местным МВД, УВД» [9].

Множество других ученых, к числу которых относятся и авторы статьи, полагают, что в связи с постоянно изменяющимся характером внутренних и внешних угроз необходимо реформировать органы государственной безопасности и МВД России по примеру образца СССР 1991 года. Таким образом будет оптимизирована структура управления силовыми ведомствами, что положительно скажется на работе спецслужб в целом.

Можно констатировать, что одним из перспективных направлений государственной политики в борьбе с международными органи-

Литература

1. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.

2. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней. URL: http://www.un0dc.0rg/d0cuments/russia//Rep0rts/ TOCebook-r.pdf.

3. Тринадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. До-хинская декларация. URL: http:// ww.unodc.org/ documents/congress/Declaration/V1504153_ Russian.pdf.

4. Тишкин Д. Н., Самыгин П. С. Международная организованная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Философия права. 2017. № 2 (81).

5. Тезисы выступления начальника Главного управления Генерального штаба на 4-й Московской конференции по международной безопасности на тему: «Глобальная безопас-

зованными преступными формированиями является реформирование правоохранительной системы современного российского государства, но осмысленное «с участием профессионалов силового блока, квалифицированных экспертов от гражданского общества и научной среды с учетов позитивного опыта зарубежных государств, но без "оранжевых" рекомендаций государственного департамента США и учета интересов организованных преступных сообществ» [10, с. 433].

Подводя итог, нельзя не вспомнить слова В. В. Путина, произнесенные на заседании юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября 2015 года о том, что огромный потенциал ООН не вызывает у России сомнений и поможет избежать новой глобальной конфронтации, а также позволит РФ вместе с другими государствами системно и последовательно укрепить координирующую роль Организации Объединенных Наций. В заключение Президент России подчеркнул: «Убежден, действуя вместе, мы сделаем мир стабильным и безопасным, обеспечим условия для развития всех государств и народов» [6].

Bibliography

1. Convention against Transnational Organized Crime (adopted in New York on 15.11.2000) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2004. № 40. Art. 3882.

2. The United Nations Convention against Transnational Organized Crime and the Protocols thereto. URL: http://www.unodc.org/documents/ russia // Reports/TOCebook-r.pdf.

3. Thirteenth United Nations Congress on Crime Prevention and Criminal Justice. The Doha Declaration. URL: http: // www.unodc.org/documents/ congress/Declaration/V1504153_Russian.pdf.

4. Tishkin D. N., Samygin P. S. International organized crime as a threat to the national security of the Russian Federation // Philosophy of law. 2017. № 2 (81).

5. Theses of the speech of the Chief of the Main Directorate of the General Staff at the 4th Moscow Conference on International Security on the theme: «Global Security: a radical transformation or the creation of new rules of the game?». URL: https://cont.ws/@shed/89383.

6. Theses of the speech of the President of

ность: коренная трансформация или создание новых правил игры?». URL: https://cont.ws/ @shed/89383.

6. Тезисы выступления Президента России В. В. Путина в пленарном заседании юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 28.09.2015. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/50385.

7. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 31 декабря.

8. Сивков К. В. Основные направления геополитического развития Российской Федерации на период до 2050 года. URL: http://www. ozakaz.ru/index.php/articles/n-15-06-2007/154-n2011-03-26-1622.

9. Овчинский В. С. Российская организованная преступность (мафия) как форма социальной организации жизни. URL: http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/3/0vchinsky/.

10. Воронцов С. А. Спецслужбы России: учебник. 3-е изд., доп. и пер. Ростов н/Д, 2012.

Russia V. V. Putin in the plenary meeting of the jubilee 70th session of the UN General Assembly in New York 28.09.2015. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/50385.

7. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 № 683 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2015. December 31.

8. Sivkov K. V. The main directions of geopolitical development of the Russian Federation for the period until 2050. URL: http://www.ozakaz.ru/ index.php/articles/n-15-06-2007/154-n2011-03-26-1622.

9. Ovchinsky V. S. Russian organized crime (mafia) as a form of social organization of life. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/3/ Ovchinsky/.

10. Vorontsov S. A. Special services of Russia: textbook. 3rd ed., supplemented and revised. Rostov on Don, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.