Научная статья на тему 'Историко-географический анализ развития сети и градообразующих функций средних городов'

Историко-географический анализ развития сети и градообразующих функций средних городов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
691
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДОВ / СРЕДНИЕ ГОРОДА / ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ / PATH DEPENDENCY / HISTORICAL AND GENETIC CHARACTERISTICS OF CITIES / MEDIUM-SIZED CITIES / CITY-FORMING FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнов Илья

В статье проанализирована роль историко-географических исследований в изучении систем расселения. Проведен ретроспективный анализ развития функций средних городов Центральной России. Сделана попытка оценки влияния исторического фактора (path dependency) на различия экономической специализации городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND GEOGRAPHICAL ANALYSIS NETWORK DEVELOPMENT AND CITY-FORMING FUNCTIONS MEDIUM-SIZED CITIES

The article analyzes the role of historical and geographical research in the study of systems of settlement. The author makes retrospective analysis of the functions of medium-sized cities in the Central Russia and attempts to assess the impact of historical factors (path dependency) on the differences in economic specializations of the cities.

Текст научной работы на тему «Историко-географический анализ развития сети и градообразующих функций средних городов»

УДК 91 308

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЕТИ И ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ФУНКЦИЙ СРЕДНИХ ГОРОДОВ

© 2015 И.П. Смирнов

Тверской государственный университет

Поступила в редакцию 19.12.2014

В статье проанализирована роль историко-географических исследований в изучении систем расселения. Проведен ретроспективный анализ развития функций средних городов Центральной России. Сделана попытка оценки влияния исторического фактора (path dependency) на различия экономической специализации городов.

Ключевые слова: историко-генетические особенности городов, path dependency, средние города, градообразующие функции.

Приступая к изучению какого-либо объекта - региона, города, сельского населенного пункта, - географ прежде всего должен рассмотреть его историю. Именно исторический подход позволяет глубже вникнуть в сущность объекта исследования, выделить и объяснить его ключевые черты. Знание истории города, обстоятельств, при которых он возник, также важно, как и знание о его местоположении и количестве жителей. В нашем случае, чтобы углубиться в проблемы развития средних городов Центральной России, стоит начать с эволюции их функций.

Изучению историко-генетических особенностей городов всегда уделялось большое внимание в классических историко-географических работах (труды К.И. Арсеньева, В.П. Семенова-Тян-Шанского). Внимание данной теме уделяли советские историки А.В. Куза1 и М.Н. Тихомиров2. Довольно популярна эта тема и в современных исследованиях, что подтверждается значительным числом научных публикаций3 и защищенных диссертаций4. Историческим аспектам изучения городов придают большое значение классики геоурбанистики: Г.М. Лаппо5, Е.Н. Перцик6.

Историко-географические исследования связаны с определенными сложностями. Во-первых, существует проблема того, что именно считать временем возникновения города - первое упоминание о нем в летописях и других исторических документах или дату, когда он получил официальный статус города. В определенной степени снять эту проблему позволяет использование какого-либо одного авторитетного документа. В нашем случае им стал справочник «СССР. Административно-территориальное деление союзных республик»7. Во-вторых, зависимость развития городов от общегосударственных экономических и социальных преобразований зачастую приводит к выравниванию влияния на более поздних Смирнов Илья Петрович, аспирант факультета географии и геоэкологии. E-mail: [email protected]

этапах развития такого исторического факта, как период основания города.

Ретроспективный анализ позволяет проследить изменения численности населения, ЭГП городов, трансформацию их функций, структуры занятости населения, а также прогнозировать направления городского развития. По словам Г.М. Лаппо, опираясь на время возникновения городов, можно проследить ход освоения территории, ее закрепление в составе государства, развитие урбанизации «вглубь» и «вширь»8.

Число городов и структура городской сети непостоянны. Под влиянием разных факторов одни города теряют население или совсем исчезают, другие, напротив, появляются. Особое внимание в работе будет уделено генезису градообразующей базы 28 средних городов Центральной России без Московского региона (табл. 1). Под понятием «средние» в работе понимаются города с численностью населения от 50 до 100 тыс. чел., а также города, которые до недавнего времени входили в эту группу, но на фоне общего сокращения численности населения страны потеряли не более 30% своего населения9. В связи с отсутствием в данных регионах вторых городов и более развитыми экономическими и человеческими ресурсами в сравнении с малыми городами именно средние города должны стать опорными центрами регионального развития10.

Больше половины всех средних городов возникли в советские годы (14). Города Донской, Сафоново, Губкин, Железногорск образованы из рабочих поселков при горнодобывающих предприятиях, причем первые два связаны с освоением Подмосковного угольного бассейна, а вторые - с КМА. Четырем городам обеспечили статус предприятия легкой промышленности. Исторической специализацией на общем фоне выделяется г.Гусь-Хрустальный, образованный при стекольном заводе в 1931 г. Четыре города сформировались на основе пристанционных поселков с выгодным транспортно-географическим

Таблица 1. Время и факторы образования средних городов ЦФО

Области ЦФО Города Дата основания Функции при образовании города

Белгородская область Губкин 1955 Рабочему поселку при ГОК присвоен статус «город».

Брянская область Клинцы 1925 Поселку при текстильных фабриках присвоен статус «город».

Владимирская область Александров 1778 Слобода во время имперской административной реформы назначена центром уезда

Гусь- Хрустальный 1931 Рабочему поселку при стекольном производстве присвоен статус «город».

Воронежская область Борисоглебск 1646 Крепость.

Россошь 1923 Пристанционному поселку присвоен статус «город».

Лиски 1937 Пристанционному поселку присвоен статус «город».

Ивановская область Вичуга 1925 Пристанционному поселку присвоен статус «город».

Кинешма 1777 Слобода во время имперской административной реформы назначена центром уезда.

Шуя 1539 Слобода.

Курская область Железногорск 1962 Поселку при ГОК присвоен статус город.

Орловская область Ливны 1586 Крепость.

Смоленская область Рославль 1137 Крепость на торговых путях, центр удельного княжества.

Вязьма 1229 Крепость на торговых путях, центр удельного княжества.

Ярцево 1926 Селу при текстильной фабрике присвоен статус «город».

Сафоново 1952 Рабочему поселку шахтеров присвоен статус «город».

Тамбовская область Мичуринск 1635 Крепость.

Рассказово 1926 Промышленному селу присвоен статус «город».

Моршанск 1779 Слобода во время имперской административной реформы назначена центром уезда.

Тверская область Ржев 1216 Крепость на торговых путях, центр удельного княжества.

В.Волочек 1770 Слобода во время имперской административной реформы назначена центром уезда.

Кимры 1917 Промышленному селу присвоен статус «город».

Торжок 1139 Крепость на торговых путях, центр волости.

Тульская область Донской 1939 Рабочему поселку шахтеров присвоен статус «город».

Узловая 1938 Пристанционному поселку присвоен статус «город».

Алексин 1348 Крепость.

Щекино 1938 Рабочему поселку шахтеров присвоен статус «город».

Ефремов 1672 Крепость.

положением (Лиски, Россошь, Узловая, Вичуга). Примером таких городов является Вичуга - в 1925 г. железнодорожная станция Старая Вичуга была объединена с располагающимися вокруг нее рабочими поселками. Всего в этом объединении участвовало около 30 населенных пунктов.

Шесть средних городов (Борисоглебск, Шуя, Ливны, Мичуринск, Алексин, Ефремов) возникли на этапе формирования Московского государства. Пять из них создавались как крепости на южной и восточной границах государства, а город Шуя был значимым ремесленным центром. В те времена Шуя была известна на всю страну своим мыльным промыслом, брус мыла оказался даже на ее гербе.

К группе современных средних городов, которые образовались в домонгольский период, относятся два тверских города (Торжок, Ржев) и два смоленских (Рославль, Вязьма). Города этой группы имеют очень богатую историю.

Несмотря на большое количество городов, образованных в ходе екатерининской реформы, четыре из них в настоящий момент являются средними. Все эти города выросли из экономически преуспевающих слобод (Александров, В. Волочек, Кинешма, Моршанск).

Каждый город, безусловно, индивидуален, особенно в историческом контексте. «Города одновременно и строго индивидуальны, и взаимосвязаны в общей картине территориального разделения труда», - писал Н.Н. Баранский11. Рассмотрим подробнее процесс развития градообразующих функций средних городов с целью выделения схожих черт их исторической трансформации.

Города 1Х-Х111 вв. были основаны для защиты торговых путей и являлись центрами удельных княжеств. Все они пережили большое количество осад и разорений. Еще одной общей чертой является их географическое положение: Ржев, Вязьма, Рославль и Торжок на момент первого упоминания были городами пограничными, причем первые три находились на внешней границе с Великим княжеством Литовским, а Торжок стоял на границе Новгородской республики и Тверских земель и был важным форпостом - «южными воротами» Новгорода. Именно здесь была сосредоточена торговля хлебом для Новгорода, и как только Торжок (Новый Торг) переходил в руки врагов, в Великом Новгороде начинались проблемы с продовольствием. По мере развития и расширения границ Московского государства оборонительная функция этих центров постепенно отмирает, на первые роли выходит торговля, ремесла и административные функции. Такой же процесс происходит и с городами, образованными в период Московского государства: появившиеся как крепости на окраинах государства, эти города постепенно теряют свое оборонительное значение и превращаются в торгово-ремесленные центры. Совершенство-

вание системы управления Российской империи приводит к появлению новых городов, которые быстро развиваются и превращаются в важные транспортно-торговые центры.

Формирование современной специализации городов начинается со второй половины XIX в., когда зарождаются первые промышленные предприятия с машинным производством. К этому моменту средние города подошли в разных «весовых категориях», одни развивались более успешно, другие - менее. Наиболее крупными к середине XIX в. оказались города, расположенные на главных торговых путях в центральной части региона (Ржев, Торжок, Вязьма, В. Волочек), и города южных губерний с развитым сельским хозяйством (Козлов, ныне Мичуринск, Моршанск).

Дальнейшее промышленное развитие городов проходило в несколько этапов, которые сопряжены с главными хозяйственными вехами в истории всей страны. Первый этап (2-я половина XIX в. - начало XX в.) характеризуется началом внедрения машинного производства и строительством железных дорог. Отмена крепостного права привела к оттоку населения из сельской местности, в первую очередь на промышленные предприятия в города и на строительство железных дорог. Внедрение машинного производства начинается с таких традиционных производств, как переработка сельскохозяйственной продукции (паровые мельницы, маслобойни, пенько-прядильни, льнотрепальни, кожевенные заводы). В это же время получают развитие отрасли легкой промышленности (в первую очередь текстильная). Увеличение числа городских жителей приводит к росту объемов строительства, что влечет за собой развитие промышленности строительных материалов (кирпичные заводы). Государственные ограничения развития «огнедействующих» производств вблизи столиц из-за большого потребления дров и пожароопасности приводят к размещению стекольного производства в небольших городах. Еще одной чертой данного этапа становится появление на юге новых предприятий металлообработки (чугунолитейных заводов), а в северной части региона - деревообработки, которая развивается в местах с собственной сырьевой базой. Строительство железных дорог приводит к созданию в крупных и небольших городах железнодорожных мастерских, позже переросших в вагоностроительные (Торжокский) и вагоноремонтные (Рославльский) заводы.

Наиболее динамично на этом этапе развивались Рославль, Борисоглебск, Шуя, Ливны, Мичуринск, Александров, Кинешма, В. Волочек, Моршанск (табл.2). Численность населения этих городов за период 1842-1897 гг. увеличилась примерно вдвое. Следует отметить, что все эти города располагались на железных дорогах. Города на севере региона получили специализацию

на текстильной и кожевенной промышленности (Кинешма, Шуя, Александров, В. Волочек) и стекольном производстве (Рославль). В городах юга (Борисоглебск, Моршанск, Ливны, Мичуринск) развивалась преимущественно переработка сельскохозяйственной продукции. Замедлилось развитие городов, оставшихся в стороне от железных дорог (Торжок)12.

Второй этап (1897-1939 гг.) разделен на два равных временных отрезка и знаменуется сменой хозяйственных укладов от капиталистического к социалистическому. Во время советской индустриализации часть небольших полукустарных предприятий превращается в крупные промышленные объекты (Кинешемский химзавод им. М.В. Фрунзе, Мышегский арматурный завод, ХБК «Шуйские ситцы» и др.). Легкая, пищевая и промышленность строительных материалов остаются в лидерах промышленного производства. В легкой промышленности главные роли продолжает играть текстильное и кожевенное производство. Машиностроение выходит на но-

Таблица 2. Динамика численност

вый качественный уровень, появляются первые станкостроительные предприятия, в основном для нужд легкой промышленности. Именно на этом этапе происходит зарождение химической промышленности, которая за довольно короткий срок диверсифицирует градообразующую базу, а в некоторых городах становится основной отраслью промышленности. Одной из главных черт этого периода является повышение энергопотребления, что приводит к освоению новых источников энергии. Начинается промышленная разработка торфа, а в конце 1930-х строятся первые угольные шахты Подмосковного бассейна.

На этапе индустриализации более чем в два раза увеличивается население 8 городов: почти в 10 раз увеличивается население города Кинешма и в 5 раз - В. Волочка. Это связано с открытием в этих городах целого ряда крупных предприятий разных отраслей хозяйства. Флагманами экономики обоих городов становится текстильное производство, в Кинешме также развивается химическая промышленность : открываются производства красителей,

населения средних городов ЦФО13

1842 1897 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010

Рославль 5,5 17,7 41,4 37,4 48,5 56,0 60,0 57,7 54,9

Вязьма 10,4 15,6 33,7 31,8 44,1 51,7 59,0 57,5 57,1

Торжок 13,5 12,6 29,9 34,9 45,4 47,2 50,0 49,0 47,6

Ржев 15,2 21,2 54 48,9 60,6 68,8 69,8 63,7 61,9

Борисоглебск 5,3 22,3 52,8 54,4 63,7 67,6 72,3 69,3 65,5

Шуя 3,4 19,5 57,9 64,5 68,7 72,2 69,3 62,4 58,4

Ливны 6,8 20 11,9 23,9 37,2 44,9 51,6 52,8 50,3

Мичуринск 20,6 40 71,5 80,6 93,6 101,2 109 96 98,7

Алексин 2,3 3,4 6,5 46,3 61,4 67,2 74,2 68,1 61,7

Ефремов 7,3 9 26,7 28,6 48,1 52,9 56,7 47,2 42,3

Александров 2,1 6,8 27,7 36,7 49,9 60,3 68,2 64,8 61,5

Кинешма 3,6 7,5 75,1 87,2 95,6 101,3 105 95,3 88,1

В. Волочек 8,7 16,6 63,6 66,3 73,6 71,7 64,7 56,4 52,3

Вичуга 46,9 51,6 52,5 51,9 49,7 40,8 37,5

Губкин 21,3 54 65,1 73,8 86, 88,5

Клинцы 12 40,4 42 58 67,1 71,1 67,3 62,5

Гусь- Хрустальный 12 40,2 54,1 64,5 71,5 76,3 67,1 60,7

Железногорск 1,8 30,9 65,2 85,1 95,5 95

Россошь 8,7 17,1 30,1 36,4 44 57 62,9 62,8

Ярцево 5,7 36 25,5 36,6 40,6 52,3 52,6 47,8

Сафоново 3,5 31,7 45,9 52,9 56,5 48,2 46,1

Лиски 25,4 37,6 48,6 52,3 54 55,8 55,8

Рассказово с. 8,2 30,7 33,7 40 43,5 49 46,5 45,4

Донской 13,3 30,3 33,4 35,4 36,1 32,7 64,5

Узловая 17,9 53,9 61,9 64,7 64,8 59,7 55,2

Кимры с. 7,1 35,1 41,2 53,3 57,7 61,5 53,6 49,6

Щекино 11,3 45,5 61,3 70,3 69,2 61,5 58,1

Моршанск 9,9 26,4 35,1 40,9 44,2 47,6 50 44,4 41,5

серной кислоты и небольшой завод по переработке фосфоритов. Вышний Волочек выделяется не только текстильным, но и стекольным производством. В обоих городах появляются первые машиностроительные заводы. Единственным городом, население которого за этот период сократилось, являются Ливны. Возможно, это связано с кровопролитными событиями на территории города и уезда во время гражданской войны.

Период индустриализации характеризуется значительным увеличением числа городов, некоторые из них образованы из крупных промышленных сел с уже сложившейся специализацией (Кимры - обувная, Клинцы и Рассказово - суконная, Гусь-Хрустальный - стекольная, Ярцево - хлопчатобумажная). Городами в этот период стали также несколько пристанционных поселков. Два города выросли из шахтерских поселков (Донской, Сафоново).

Третий этап, связанный с достижениями НТР, в сравнении с западными странами в СССР начался позднее - в 60-е годы XX в. Это связано с огромными людскими потерями в Великой Отечественной

войне. Многие города были оккупированы, заводы эвакуированы, Ржев был практически стерт с лица земли. Именно этот факт не дает поступательной положительной динамики численности населения городов, особенно к западу и югу от Москвы. Лишь к середине 1950-х гг. экономика страны оправилась от потерь и начался постепенный рост промышленного производства. В 1960-е гг. перемены в промышленном производстве связаны с наукоемкими отраслями, в первую очередь с развитием точного машиностроения и химической промышленности. Предприятия этих отраслей выходят на первые позиции, отодвигая легкую промышленность в большинстве городов на второй план. В итоге за 40-летний период экономического подъема практически во всех средних городах складывается диверсифицированная градообразующая база. В производство внедряются новые научные разработки, во многих городах открываются НИИ (Гусь-Хрустальный, Александров, Мичуринск, Торжок и др.)14.

Отличительной чертой данного этапа является смена источников энергии. Вначале 1960-х

20% Пищевая промышленность ■ Машиностроение

55% ■ Химическая

промышленность

15% Легкая промышленность

Рис. 1. Распределение средних городов по главной отрасли специализации (1897-1939 гг.).

Рис. 2. Распределение средних городов по главной отрасли специализации (1950-1990 гг.)

гг. главным сырьем для электростанций являлся уголь, разработка месторождений которого привела к бурному росту ряда шахтерских городов. Переход на углеводородное топливо повлекло за собой резкое перепрофилирование таких городов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторая половина XX в. - время крупных промышленных предприятий, занятость на которых превышала 10 тыс. чел. (Двигатель - в Ярцево, СавМаш - в Кимрах, ЩекиноАзот - в Щекино и др.).

Пищевая промышленность превращается в градообслуживающую отрасль, лишь в южных областях с более благоприятными климатическими условиями переработка сельскохозяйственной продукции сохраняет статус специализации. За этот период категория средних городов пополнилась Губкиным и Железногорском, появление которых связано с освоением месторождений КМА.

Во всех городах, кроме Вичуги, за вторую половину XX в. увеличилась численность населения. Население Кинешмы и Мичуринска в 1979 г. переступило порог 100 тыс. чел., что связано с появлением крупных машиностроительных предприятий: в Кинешме - «Автоагрегат» (АЗЛК), в Мичуринске - ПО «Прогресс» (авиастроение).

Экономическое развитие городов на данном этапе происходило неравномерно, и к концу периода выделяются города, рост численности населения которых замедляется (Донской, Шуя, В. Волочек). В первом случае это связано с закрытием шахт Подмосковного угольного бассейна, а во втором - с исчерпанием потенциала развития легкой промышленности. Наивысшие темпы развития демонстрируют вновь созданные города - Губкин и Железногорск. Основой их экономической базы становятся горно-обогатительные комбинаты, а также предприятия, обслуживающие добычу руды (КМАрудремонт, Рудоавтоматик). Во многих городах появляются высокотехнологичные предприятия, в основном машиностроительные (МАРС в Торжке, Алма-зинструмент в Рославле и др.). Динамичное развитие городов, массовое строительство жилья и сложных инженерных сооружений потребовали развития промышленности строительных материалов, и предприятия данной отрасли открылись практически во всех средних городах.

Следующий этап (с начала 90-х гг.) связан с серьезными структурными изменениями в экономике страны и затяжным кризисом. Предприятия изменили форму собственности, многие перешли в частные руки. Вместо крупных предприятий появилось множество небольших. Наибольшее сокращение объемов производства и численности занятых отмечено в легкой промышленности и машиностроении. Для большинства городов спасением становится развитие мелкой торговли, повышается доля занятых также в бюджетной сфере. Например, в Вышнем Волочке сейчас наиболее крупным предприятием по количеству

занятых является местная ЦРБ.

Кризисное состояние экономики обусловило сокращение численности населения с начала 1990-х гг. в 25 средних городах. Наиболее существенные демографические потери понесли города Кинешма и Гусь-Хрустальный. В первом случае это связано с проявлением отрицательного мультипликационного эффекта от закрытия автомобильного гиганта АЗЛК, филиалом которого был Кинешменский «Автоагрегат», и кризисным состоянием предприятий легкой промышленности. Для г. Гусь-Хрустального ключевую роль сыграла слабая дифференциация городской экономики. Во всех городах со значительным спадом производства наблюдался серьезный отток населения, в 12 городах потери населения составили около 10 тыс. чел.

С начала 2000-х гг. экономика начинает выходить из кризиса. Большинству средних городов удалось сохранить градообразующие предприятия. В ряде городов на месте бывших крупных заводов создаются индустриальные парки (Ки-нешемский, Ярцевский, Александровский и др.). Открываются новые предприятия, в основном в сфере деревообработки (ЭГГЕР Древпродукт в Шуе, Таллион-терра в Торжке) и производства стройматериалов (Вязьма-Брусит, Евроцемент в Россоши и др.). С опорой на квалифицированные кадры создаются отдельные предприятия машиностроения (Хемилтон Стандарт Наука в Кимрах). Инвесторы, приходящие в города, учитывают их транспортно-географическое положение и наличие у населения соответствующих компетенций.

Положительную динамику численности населения в сложный для страны период показали только 3 средних города: Донской, Губкин, Россошь, при этом в Донском увеличение числа жителей связано с административными преобразованиями - присоединением г.Северозадонска. В Губкине и Россоши более стабильная экономическая ситуация и прирост населения обусловлены наличием экспортноориентированных производств - в первом случае железной руды, во втором - минеральных удобрений. В Россоши в 2012 г. реализован крупный инвестиционный проект - построен завод «ЕвроЦемент».

Одним из факторов, определяющих различия в социально-экономическом развитии регионов России, Н.В. Зубаревич называет унаследованные особенности. Это утверждение справедливо и по отношению к городам. Унаследованное развитие, или path dependency, означает зависимость современной ситуации от сложившейся структуры экономики, демографической и социокультурных особенностей населения и т.д. В рыночной экономике унаследованные позиции (отраслевая структура, демографическая ситуация и др.) могут стимулировать или, наоборот, тормозить развитие города, в значительной степени определяя «коридор возможностей».

Ретроспективный анализ факторов возникновения городов и развития их градообразующих функций позволяет выявить определенные закономерности, а именно - какие отрасли экономики и в какой период времени способствовали наибольшему развитию городов. Средние города по сравнению с малыми и полусредними обладают значительными ресурсами ЭГП, позволившими на всех этапах трансформировать градообразующую базу в соответствии с направлениями развития экономики. Средние города выступают не просто как носители истории, они накопили значительные материальные и социальные ресурсы, определяющие возможности их дальнейшего развития.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Куза А.В. Малые города Древней Руси. М.: Наука, 1989; Куза А.В. Социально-историческая типология древнерусских городов X-XIII вв. // Русский город. Исследования и материалы. Вып.6. М., 1983. С.4-36.

2 Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956.

3 АверкиеваК.В. Малые города меж двух столиц: трансформация промышленной специализации и проблемы сохранения индустриального наследия. Сборник статей / Отв. ред. Н.И. Быков, Д.А. Дирин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. Том 1. С.71-81; Вендина О.И. Малые города России: сходство исторических судеб и различия траекторий развития // ДемоскопШееЫу. №611-612. 2014 / [Электронный ресурс] Режим доступа : http ://demoscope.ru/weekly/2014/0611/analitO 1. php (дата обращения 14.11.2014); Евдокимов М.Ю. Генезис древних городов в системе расселения западной России // Проблемы урбанизации на рубеже веков М., 2002. С.198-205.

4 Булдакова Н.Б. Генезис и развитие исторических городов Зауралья. Автореф. дисс. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. Екатеринбург, 2003; Куза А.В. Малые города Древней Руси. М.: Наука, 1989; Терещенко А.А. Социально-экономическое развитие городов Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале XX века :1861-1904 гг. Автореф. дисс. ... док. истор. наук: 07.00.02. Курск, 2003.

5 Лаппо Г.М. Формирование сети городов на территории России // Проблемы урбанизации на рубеже веков М., 2002; Лаппо Г.М. География городов. М.: Владос, 1997; Лаппо Г.М. Города России. Взгляд географа. М.: Новый хронограф, 2012.

6 Перцик Е.Н. География городов (Геоурбанистика) :

Исторические этапы развития городов. Курс лекций. М.: Издательство Моск. ун-та, 1985.

7 СССР. Административно-территориальное деление союзных республик 1980. / Сост: Дударев В .А., Евсеева Н.А. М., 1980.

8 Лаппо Г.М. География городов. М.: Владос, 1997.

9 Ткаченко А.А. Заселенность территории Центральной России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: География и геоэкология. 2013. №1. С.19-36.

10 Там же.

11 Географическое учение о городах / И.М. Маергойз; Отв. ред.: О. Богомолов. М.: Наука, 1987.

12 Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс] / Библиотека Вехи. Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/.

13 Составлено по: Всесоюзная перепись населения СССР 1939 г. [Электронный ресурс] / Демоскоп"Шеек1у. Режим доступа: http://demoscope.ru/week1y/ssp/census. php?cy=0; Всесоюзная перепись населения СССР 1959 г. [Электронный ресурс] / ДемоскопWeek1y. Режим доступа: http://demoscope.ru/week1y/ssp/census. php?cy=0; Всесоюзная перепись населения СССР 1970 г. [Электронный ресурс] / ДемоскопWeek1y. Режим доступа: http://demoscope.ru/week1y/ssp/census. php?cy=0; Всесоюзная перепись населения СССР 1979 г. [Электронный ресурс] / ДемоскопWeek1y. Режим доступа: http://demoscope.ru/week1y/ssp/census. php?cy=0; Всесоюзная перепись населения СССР 1989 г. [Электронный ресурс] / ДемоскопWeek1y. Режим доступа: http://demoscope.ru/week1y/ssp/census. php?cy=0; Всероссийская перепись населения 2002 г. [Электронный ресурс] / ДемоскопWeek1y. Режим доступа: http://demoscope.ru/week1y/ssp/census. php?cy=0; Всероссийская перепись населения 2010 г. [Электронный ресурс] / ДемоскопWeek1y. Режим доступа: http://demoscope.ru/week1y/ssp/census. php?cy=0; Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. / Под ред. Н. А.Тройницкого. T.II. Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. СПб., 1905 [Электронный ресурс] / ДемоскопWeek1y. Режим доступа: http:// demoscope.ru/week1y/ssp/census. php?cy=0; Статистические таблицы о состоянии городов Российской империи, Великого княжества Финляндского и Царства Польского. СПб., 1842. [Электронный ресурс] / Государственная публичная историческая библиотека России. Режим доступа: http://e1ib.shp1.ru/ (дата обращения 17.11.2014).

14 Города России: энциклопедия / Под. ред. Г.М. Лаппо. М.: Научное издательство Г59 «Большая Российская энциклопедия», 2003.

HISTORICAL AND GEOGRAPHICAL ANALYSIS NETWORK DEVELOPMENT AND CITY-FORMING FUNCTIONS MEDIUM-SIZED CITIES © 2015 I.P. Smirnov Tver State University

The article analyzes the role of historical and geographical research in the study of systems of settlement. The author makes retrospective analysis of the functions of medium-sized cities in the Central Russia and attempts to assess the impact of historical factors (path dependency) on the differences in economic specializations of the cities. Keywords: historical and genetic characteristics of cities, path dependency, medium-sized cities, city-forming functions.

Ilya Smirnov, Post-Graduate Student, Faculty of Geography and Geo-Ecology. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.