Научная статья на тему 'Историческое место религий и мусульманского права в системе правового образования'

Историческое место религий и мусульманского права в системе правового образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческое место религий и мусульманского права в системе правового образования»

очередного нового Устава так и не дошло. Россия стояла на пороге революционных потрясений.

Литература:

1. Загоскин Н.П. История Казанского университета В 2 т. - Казань: Казанский университет, 1904. -Т.2

2. Устав Императорского Казанского университета. -СПб.: 1804. - 68 с.

3. ЦГИАЛ, ф.733, оп.39, арх. 13, § 21.

4. Общий Устав Императорских Российских университетов. -СПб.: 1835. - 85 с.

5. Университетский Устав 1863 года. -СПб.: Типография Госафата Огризко, 1863. -128 с.

6. П.с., 1865 г., 10/Х. Ст. 2, с. 350.

7. Дело Совета 1863 года, № 72/6 о разделении факультетов на отделения и о соединении и разделении кафедр, л. 55.

8. Общий Устав Императорских Российских университетов. -СПб.: Типография и Литография Ис. А. Цедербаума, 1984. - 39 с.

ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО РЕЛИГИЙ И МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Р. Усманов, соискатель ИПППО РАО

Пересмотр государственной политики в области российского образования и воспитания в целом и правового образования и воспитания как неотъемлемой его составляющей выдвигает новые требования к интеграции в систему отечественного образования знаний об официальных мировых религиях.

С точки зрения правового образования и науки права религия была и остается одним из источников права правовых систем ряда государств.

Со времени зарождения законопо-нимания, правосознания, а в дальнейшем и юридического образования в России и Татарстане, начиная примерно с XVI в. до 1917 г., наблюдается параллельное развитие двух видов образования, дающих знания в области правопонимания и правоприменения, формирования, может быть, в чем-то и разнополюсного правового мировоззрения. С одной стороны, это правовое образование, носящее теологический характер понимания права господствующих религий (христианской и мусульманской) внутри образователь-

ной системы, которую можно охарактеризовать как конфессионально-государственную (законы шариата, закон божий). Это объясняется, в частности, влиянием религии и ее ролью в области формирования идеологии, государственного управления, деятельностью религиозных учреждений и другими факторами. С другой стороны, это зарождающееся и развивающееся в связи с интенсивным культурно-экономическим развитием общества классическое образование европейского типа - нравственно-политическое, а в последующем и юридическое.

Важным является тот факт, что, несмотря на то, что оба данных направления реализовывались в образовательных учреждениях, существовала необходимость их взаимопроникновения как фактора формирования у учащихся более широкого мировоззрения и правопонимания, с учетом исторических особенностей развития общества и его поликонфессио-нальности.

Мусульманское законоведение, издавна обращавшее на себя внимание уче-

ных всего мира, является предметом их тщательных и многосторонних исследований. Большое внимание ему оказывается правительствами цивилизованных стран. Знание мусульманского права, включение его в современные образовательные системы чрезвычайно важно для построения подлинно демократических государств.

Процесс проникновения восточных правовых традиций на Руси наиболее активно шел в ХШ-ХУ1 вв., то есть под влиянием Золотой Орды. Необходимо обратить серьезное внимание на имевшиеся в то время многочисленные примеры продуктивного взаимодействия двух государственных систем. Именно в соответствии с ордынскими обычаями на Руси были перестроены фискальная система, военная организация, посольские обычаи. Финансовые льготы православной церкви базировались первоначально на Ясе (своде законов) Чингисхана, а затем - и на нормах мусульманского права (шариат). Сходство государственно-административных порядков в Орде и на Руси было столь значительным, что в «Задонщине» (XV в.) Русь именуется не иначе как «Залесская Орда». Не случайно среди заимствованных в русском языке тюркских слов имеются такие, как казна, деньга, алтын, тамга (и его производное таможня), ям (ямщик, ямская служба). Это указывает на значительное татарское влияние в становлении таких важных функций государства, как финансовая система и почтовые сообщения. Русь и Золотая Орда фактически жили в рамках единой государственно-политической системы и в какой-то мере уподоблялись друг другу.

Политическая ситуация в современном мире, терроризм, межнациональные конфликты заставляют руководителей государств задуматься о включении кур-

сов по мусульманскому праву в национальные образовательные стандарты для преодоления правового нигилизма в этой области знаний, усвоения его истин в противовес ложным трактовкам, которыми умело манипулируют определенные политические силы.

Изучение мусульманского права имеет крайне позитивное значение и для России, на территории которой проживают народы, исповедующие ислам, и в республиках Закавказья, в которых исторически сложилось состояние политического кризиса. Патриарх Московский и всея Руси Алексий И, понимая существующую проблему, высказался за введение в программу средних школ истории мусульманской культуры наряду с историей православной церкви.

Одной из проблем интеграции мусульманского права в образовательные системы России является исторически сложившееся непонимание его традиций и основ со стороны государственной власти. В связи с этим возникают различные, обвинения в так называемом «мусульманском экстремизме», которые развеются, если широкие общественные слои придут к пониманию, что официальная мусульманская религия и право не приемлют и осуждают проявление любых форм необоснованного насилия. Понятия «терроризм» и «экстремизм» являются политико-правовыми категориями.

Специалисты считают важным знание основ ислама как в догматическом, так и в практическом законоведении.

На наш взгляд, введение мусульманского права в образовательные программы учебных заведений необходимо проводить, учитывая исторические и международные традиции, сложившиеся в мусульманском мире, веротерпимость и понимание основ других официальных религий.

Необходимо отметить исторически сложившуюся некую односторонность в изучении вопросов мусульманского права. Об этом еще в 1842 г. писал известный ученый в области мусульманского законоведения Вормс, работавший в органах власти Алжира. В своем труде «Recherches sur la constution de la propriété territoriale dans les pays musulmans, par le Dr Worms» он отмечал, что «При всем разнообразии сведений о Востоке, собранных западными учеными и путешественниками, европейские государства не могут похвалиться ни одним творением, верно изображающим мусульманское законоучение во всех его частях... таким, которое соединило бы в себе все особенности целого ислама как в догматическом, так и в практическом законоведении».

В татарских медресе, где учащиеся получали глубокие разносторонние знания университетского уровня, преподавался усулу-ль-фикх - специальная наука, изучающая теорию мусульманского права. В рамках этой науки рассматриваются четыре основы шариата с учетом их разновидностей:

1. 2.

мета);

3.

4.

Китаб (собственно Коран); Суннет (слова и поступки Маго-

Иджмаг (собор ученых); Кияс (аналогия) (1).

После усулу-ль-фикха изучение переходило непосредственно к фикху (изучение мусульманских законоположений). По фикху существует большое количество трудов, в которых рассматриваются всевозможные и даже невозможные случаи из жизни. Фикх состоит из трех больших частей: «гибадат», «мугамалат» и «гукубат». Гибадат (хукук-улла - права Божьи) рассматривает обязанности людей, касающиеся их отношения к Богу. Из этих обязанностей выделяются четыре

самые главные: намаз - пятикратная молитва, руза - пост в месяц рамазан, зекат - выделение одной сороковой части своего имущества в пользу бедных, хадж -путешествие раз в жизни в Мекку для поклонения святой Каабе. Эти четыре обязанности, вместе с верой в существование единого Бога и в пророческий сан Мухаммеда, составляют основы Ислама (бина-ислам), но основой всех основ и гарантией спасения человека является пятая обязанность всех мусульман - вера в Аллаха и пророка. Без имана (веры) все обряды теряют смысл, и данный аспект ислама составляет одну специальную науку - келям.

Вторая часть фикха рассматривает всевозможные материальные и нематериальные отношения людей. Например, продажу и покупку, свидетельства, бракоразводные и семейные дела и т.д. Мугамалат иначе называют хуку-куль-гибад (человеческие права). Они соответствуют современным гражданским правам.

История правового образования в описываемый период времени в Татарстане не будет полной, если не осветить еще одну интересную страницу в сфере высшего юридического образования — предмета «Мусульманское право» на юридическом факультете Казанского университета. Данная проблематика получила освещение университетских историографов, среди которых выделяются исследования Емельяновой И.А.

В первые десятилетия существования университета данная проблематика была сосредоточена в «Восточном разряде» отделения философских наук, которое было закрыто в середине XIX в. Данный научный интерес возник в связи с большим представительством народов исповедующих ислам, в Казанском крае. Предмет разрабатывался в 40-50-е гг. на новом камеральном отделении, но пре-

имуществ В 1872 г. подавани Уставу I г., рассм дении у-точных : ры всес идея по лена, не к ней ос Вп( Казане* енталис 1845 г. ет» - с законо: еле за Казане Петер* переез

друга

сульм этих новне Mycyj

летш

]

1884 стер« обяз го г назь

ПОЛ!

куш

ЭТ01

пре

ва» ед* гра но< из; тр дс уг

г

История образования

гтхкратная мо--¿мазан, зекат з-: у. части сво-хадж — з Мекку для Эти четыре ( в существо-

гюческий сан .новы Ислама гсех основ и является ьман — вера I (веры) все ланный аспект специальную

рассматривает ; и нематери-Например, ;етельства, бра-хела и т.д. Му-г хуту-куль-гибад : соответствуют [правам, образования в гни в Татар-я не осветить в сфере образования -право» на Казанского ематика по-тских исто-выделяются «сё И.А.

• сугцествова-~шблематика чном разря-наук, кото-XIX в. Дан-::-:ик в связи с вом народов ♦ганском крае. : 40-50-е гг. на _~ении, но пре-

имущественно - в статистическом плане. В 1872 г. при обсуждении проблем преподавания историко-правовых наук, по Уставу Российских университетов 1863 г., рассматривалось предложение о введении учебного предмета «История восточных законодательств» (на базе кафедры всеобщей истории права). Однако идея по ряду причин не была осуществлена, но научно-педагогический интерес к ней остался.

Впервые об этой правовой системе в Казанском университете заговорил ориенталист-филолог М.А. Казембек, издав в 1845 г. свой труд «Мюхтесерюль вигка-ет» - сокращенный курс мусульманского законоведения по школе ханифидов. После закрытия Восточного отделения в Казанском университете и открытия его в Петербургском университете Казембек переезжает в Петербург, где знакомится с другим российским исследователем мусульманского права Н.Е. Торнау. Труды этих двух исследователей составили основной фонд отечественной литературы мусульманского права в России XIX столетия.

В 90-е гг. внедрялся новый устав 1884 г., в связи с этим в одном из министерских указов поднимался вопрос об обязательном преподавании гражданского права Прибалтийских губерний, так называемого «остзейского права». Это положение обсуждалось учеными факультета, которые негативно отнеслись к этой рекомендации и выдвинули свое предложение о замене «остзейского права» мусульманским правом. Ученые были едины во мнении, что изучение русского гражданского права имеет первостепенное значение в университетах России, а изучение местных законов не столько требуется, сколько допускается. Руководствуясь существующими потребностями управления Казанским краем с многочис-

ленным мусульманским населением, ученые факультета высказались в пользу изучения именно этого права. «В Западном крае, - пишут они, - нужны юристы, знающие кодекс Наполеона; в Туркестане и на Кавказе - знатоки местного права; что же касается юристов всего Среднего и Нижнего Поволжья и значительной части азиатских губерний, то для них желательным является знакомство с мусульманским правом, ибо многочисленное мусульманское население, живя своей обособленной жизнью, требует нередко особо внимательного отношения к нему со стороны местной администрации и судебных деятелей. Для студента Императорского Казанского университета, несомненно, полезнее было бы ознакомиться с правовыми нормами, действующими среди местных татар, башкир и киргизского населения и прослушать курс мусульманского права» (2).

Несмотря на все приведенные выше доводы и высказывания правоведов, «мусульманское право» как часть «восточных законодательств» на факультете не прижилось, так как данный предмет не получил административной поддержки.

Следует отметить, что и ученые, и студенты живо интересовались проблематикой данного вопроса. Часть студентов интересовалась историей народов, исповедующих ислам, включенных в Российскую империю, особенно живущих в Поволжье и Приуралье. Среди студенческих сочинений можно назвать такие, как «Обряд, обычай и право»; «Очерк права наследования у мусульман-шиитов», «Этнографический очерк быта киргиз Троицкого уезда Оренбургской губернии» (3).

Заслуживает внимания сочинение студента Н. Васильева, написанное в 1916 г. с использованием солидных литературных и иных источников с интерес-

ной концепцией автора. Н. Васильев отмечает, что «ученые юристы не заглядывали в скучную, унылую, бесплодную и низменную степь киргизского кочевья, а между тем этот край и его население живет по своему «народному правовоззре-нию» и не имеет однородной судебной организации. Единственный путь, - считает автор, - поднятие культуры населения, а также умная реформа, которая была бы осуществлена в духе киргизского обычного права» (4).

В 1894 г. профессором исторического факультета Остроумовым было переведено и издано с комментариями Уложение Тимура (Тамерлана).

В 1916 г. на юридическом факультете стал работать преподаватель Казанской Духовной Академии, исламовед и арабист П.К. Жузе, сириец по национальности. (5) Он представил программу мусульманского права.

Несмотря на то, что мусульманское право не преподается на юридическом факультете до сих пор, на наш взгляд, учебная программа «Мусульманское право в связи с исламоведением» П.К. Жузе, предложенная в государственном, светском высшем учебном заведении представляет несомненный научно-педагогический интерес. Она выглядит следующим образом:

1. Необходимость изучения мусульманского права вообще и у нас в России в частности. Кафедра мусульманского права в западно-европейских университетах и в университетах или отдельно на юридических факультетах, имеющихся в азиатских и африканских колониях некоторых западно-европейских держав. На мусульманском Востоке, и в частности, в Каирском университете. Попытка учреждения кафедры по мусульманскому праву у нас, в России, и в частности, в Казанском университете.

2. Начало мусульманского права. Арабские завоевания в Азии, Африке и Европе и столкновения арабов с более развитыми в культурном отношении народами: византийцами, персами, сирийцами, египтянами, римлянами и др. Результаты этого столкновения. Зарождение мусульманского права.

3. Основы или источники мусульманского права:

а) домусульманские древнесемити-ческие и древнеарабские элементы;

б) еврейский и, в частности, талмудический элемент;

в) римско-византийский элемент;

г) древне-персидский элемент;

д) Коран;

е) хадис (предание);

ж) иджма (consensus) мусульманской общины;

з) кияз (заключение по аналогии) и другие вспомогательные средства.

4. Адат - обычное право у разных мусульманских народов России.

5. Возникновение юридических мазкабов (школ, направлений в исламе): мазкаб Абу-Ханифы; мазкаб Аш Шафия; мазкаб Малика; мазкаб Ахмеда Наибаля; другие мазкабы.

6. Характеристика этих школ (выяснение их основных принципов и причин разногласия между ними).

7. Духовное мусульманское законоведение и его отличительные особенности. Вопрос о стационарном характере мусульманского законоведения. Попытки аккомодации мусульманского законоведения.

8. Система мусульманского права.

Практическая часть.

1) Об имущественном праве:

а) о владении и собственности по мусульманскому праву;

б) о поземельной собственности;

История образования

=V! энского права. I Азии, Африке и арабов с более

отношении на-персами, сирий-зами и др. Ре-гния. Зарождение

источники мусуль-

древнесемити-: элементы; • тастности, талму-

I элемент;

элемент;

» мусульманской

ло аналогии) и средства, право у разных (России.

юридических в исламе): Аш Шафия; ¡Ахмеда Наибаля;

сих школ (выяс-лпов и причин

вское законо-¿е особенно-вом характере ения. Попытки кого законове-

ского права.

I праве:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

венности по

енности;

в) о вакуфах (неотчуждаемом имуществе, изъятом из гражданского оборота).

2) О наследственном праве (силму-а-фаранд).

3) О семейном праве:

а) древне-арабская семья;

б) полигамия, моногамия и другие виды брачного сожительства древних арабов, отражение их в мусульманской семье;

в) положение отца, детей и жены (или жен) в мусульманской семье;

г) конкубинат в исламе;

д) рабство и положение рабов в семье по мусульманскому праву.

4) Верховная власть в исламе или в так называемом имамате: эмирство; ха-лифатство; султанат; положение христиан в мусульманском государстве и мусульман в христианском государстве; права Шейх-ул-Ислама; права и обязанности муфтиев; мусульманские духовные собрания в России; мусульманское духовенство в России; другие органы мусульманского правосудия. (6)

На наш взгляд, эту программу можно считать вполне приемлемой в учебно-методическом отношении и в наши дни, так как назрела необходимость глубоко-

го, всестороннего юридического образования.

Основной целью получения знаний о религиях у студентов является формирование более широкого мировоззрения, культуры, в том числе и правовой, привитие норм нравственности и морали. Эти знания, несомненно, помогут и в качественно новом становлении специалиста-юриста как носителя знаний об общечеловеческих ценностях и защитника его интересов.

Литература:

1. Валиди Д. Очерк истории образованности и литературы татар (до рев. 1917 г.) -М., 1923 // Казань, 1992. -№ 6. - С. 21.

2. Емельянова И.А. «Юридический факультет Казанского Государственного Университета. 1805-1917».-Казань, 1998.-С.135-136.

3. ОРРК Н\б им. Лобачевского, ед.хр.9316.

4. Там же.

5. Брокгауз Д., Эфрон Ф. Энциклопедический словарь. Доп. том I «А». -СПб, 1905. -С. 757.

6. Императорский Казанский университет. Обозрение преподаваний. Юридический факультет. 1916-1917. -Казань, 1916. - С. 15-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.