5'2015
Пробелы в российском законодательстве
2.2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХАНАФИТСКОЙ ПРАВОВОЙ ШКОЛЫ
Петренко Николай Иванович, д-р юрид. наук, профессор. Место работы: «Межрегиональный открытый социальный институт», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
Надеждин Александр Владимирович, аспирант. Место учебы: «Межрегиональный открытый социальный институт», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются предпосылки и условия распространения правовой школы Абу Ханифы - ханафитского мазхаба. Анализируются направления распространения мазхаба по территориальному признаку. Акцентируется внимание на появление и распространение ханафитского мазхаба в России.
Ключевые слова: Абу Ханифа, ханафитский мазхаб, распространение ханафитского мазхаба.
DISTRIBUTION OF HANAFITSKY LEGAL SCHOOL
Petrenko Nikolai Ivanovich, Dr of Law, Professor. Place of employment: Interregional Open Social Institute, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
Nadezhdin Alexander Vladimirovich, postgraduate student. Place of study: Interregional Open Social Institute, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
Annotation: The article discusses the prerequisites and conditions for the propagation law school of Abu Hanifa -Hanafi madhab. Analyzed the propagation direction madhab on a territorial basis. It focuses on the emergence and spread of Hanafi madhab in Russia. Keywords: Abu Hanifa, the Hanafi madhab, distribution Hanafi madhab.
Основоположником ханафитского мазхаба - одной из четырёх основных правовых школ в суннитской ветви ислама - является Аль-Нуман бин Табит, более известный как Абу Ханифа (699 - 767 гг.). Однако, зарождение правовых основ ханафитского мазхаба можно отнести к периоду, предшествовавшему Абу Ханифе. [14].
Начиная с периода правления второго Праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба (634 - 644 гг.), Куфа был стремительно растущим и развивающимся городом, ставшим центром науки и культуры. Большую роль в этом сыграли сподвижники Пророка Мухаммеда во главе с Абдуллахом ибн Масудом и Али, поселившиеся в этом городе. Просветительская деятельность последователей Мухаммеда по обучению Корану и хадисам (преданиям о словах и действиях Пророка Мухаммеда) в этом регионе была продолжена последующими поколениями, обогатившими этот метод своим иджтихадом (научной деятельностью). То понимание фикха и его традиций, которое сформировалось в этом регионе, начиная с Ибрагима ан-Нахаи (668 - 718 гг.), стало известно, как «фикх Ирака» [13].
Сформировавшийся вокруг Абу Ханифы совет по ид-жтихаду, подробно изучив дошедшие до них от прежних поколений, знание Корана, фикха (мусульманского права), а также их мнения и вынесенные фетвы, расширил и обогатил их таким образом, что эти знания стали охватывать все стороны жизни. Была создана целостная система, которая была способна дать ответ, как с точки зрения индивида, так и с точки зрения общества. Абу Ханифа систематизировал и обогатил наследие Ибрагима ан-Нахаи [13].
Мазхабы (правовые школы) обычно формировались спустя столетия после смерти их основателей, под влиянием внешних и внутренних причин. Ханафитский мазхаб не стал исключением. Он получил свое название и стал именоваться мазхабом спустя столетия после смерти Абу Ханифы и первого поколения его учеников. Из этого следует, что у Абу Ханифы и у его учеников не было намерения создавать мазхаб именно как систематизированную правовую школу. Однако, с другой стороны во втором веке хиджры (VIII - IX вв.) Иракский фикх обрел статус целостной самостоятельной школы, в центре которой находился фикх Абу Ханифы.
Ханафитский мазхаб был распространен на всей территории аббасидского государства. Авторитет мазхаба был прямо пропорционален государственному авторитету. Когда ослабевал авторитет государственного аппарата, то ослабевал и авторитет мазхаба. Но если в некоторых странах этот мазхаб стал «народным», проникшим во все сферы и слои общества, то в других странах он считался, лишь мазхабом официальным, а их население наряду с ханафитским, придерживалось и других мазхабов. На территории Ирака, Междуречья и восточных исламских государств, ханафитский мазхаб был одновременно и официальным, и «народным». В качестве примера можно назвать Шам, где и население, и власть в то время придерживалось ханафитского маз-хаба.
В Египте господствующее положение занимали и занимают маликитский и шафиитский мазхабы. Здесь было много учеников имама Малика, а имам Шафии провел там последние годы своей жизни и был похоронен в этой стране. Поэтому в Египте всегда присутствовали лучшие ученые именно этих мазхабов.
В то же время, ханафитский мазхаб приходил в Египет в качестве официального в VIII - IX веках нашей эры. Однако ханафитами стала только часть населения. Когда Египет был захвачен фатимидами (династией мусульманских халифов X - XII вв.) официальный статус ханафитского мазхаба был упразднен, и его место занял мазхаб шиа (шиитской ветви ислама). Айюбиты (средневековая мусульманская династия курдского происхождения), пришедшие на смену фатимидам, поддерживали шафиитский мазхаб, и только Нуруддин аш-Шахид (1504-1567 гг.) впервые открыл медресе, в которых преподавался ханафитский мазхаб. Это обстоятельство естественным образом обеспечило распространение ханафитского мазхаба в данном регионе [5].
Когда правителем Египта стал Кавалалы Мехмет Али Паша (1769 - 1869 гг.) ханафитский мазхаб снова был провозглашен единственным официальным мазхабом Египетского государства.
Необходимо отметить, что, несмотря на усилия верховных правителей, мазхаб Абу Ханифы не смог распространиться западнее Египта, в Магрибе. Ханафит-ская правовая школа хоть и попала в Магриб еще в период Асада ибн аль-Фурата ибн Синана (759 - 828 гг.), но не получила распространения, так как практически все местное население придерживалось маликитского мазхаба. Поэтому в Магрибе и Андалусии получил распространение только маликитский мазхаб [5].
Функции, которые выполняет любая религия вообще и ислам в частности, предопределили появление этой второй по численности последователей религии в нашей стране [10]. На территории современной России (а именно в Дагестане) первые мусульмане, кем являлись купцы из Халифата и воины, появились уже в VII веке нашей эры. Они преимущественно придерживались
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХАНАФИТСКОЙ ПРАВОВОЙ ШКОЛЫ
Петренко Н.И. Надеждин А.В.
шафиитского мазхаба. В Дербенте сохранились самая древняя на территории Российской Федерации мечеть (она была построена уже в VIII в.) и могилы сахабов.
На берегах Волги мусульмане появились в X веке нашей эры. С караванами из Мавераннахра сюда приходили купцы-мусульмане, в основном представители среднеазиатских народов. Также ислам исповедовали потомки тех тюрков, которые стали мусульманами, проживая в Северном Причерноморье. Из этих двух потоков и сложилась умма Поволжья. Именно те регионы мира, откуда проникали на берега Волги первые мусульмане, определили принадлежность «волжских» мусульман к ханафитскому мазхабу. Именно правовая школа Абу Ханифы с тех времён до сегодняшних дней является преобладающей в этом регионе России [6].
Войска Чингизидов, наследников Чингизхана, в ходе завоеваний отличались своей многонациональностью. Религиозным большинством были язычники-тенгрианцы, часть была сторонниками практически всех бывших в Азии религий. Принципом складывающейся империи была веротерпимость - так гласило законодательство Ясы. Собственно исламской большая часть Золотой Орды (Улус Джучи) стала только в 1312 году, когда решением хана Узбека (правил в 1312-42) ислам стал государственной религией [7].
В 1430 году Золотая Орда распалась на Большую (1433 - 1502 гг.) и Ногайскую (XIV—XVШ вв.) Орды, а также на ряд независимых ханств. На современной территории России существовали в то время такие исламские страны, как Казанское ханство (1438 - 1552 гг.) - в Среднем Поволжье; Астраханское ханство (1459 - 1556 гг.) - в Нижнем Поволжье; Сибирское ханство (XV - XVI вв.) - в Западной Сибири; Ногайская Орда - на севере Дагестана и северном побережье Каспийского моря; Крымское ханство (1443 - 1783 гг.) - современные Крым, юг Украины, Краснодарский край, а также специфическое Касимовское ханство, существовавшее вблизи Москвы, и Звенигородский улус (Подмосковье, Звенигород и окрестности). Мусульмане жили и в Великом княжестве Литовском - это были литовские татары.
Начавшееся в XVI веке движение Московской Руси на Восток и Юг, продолжилось завоеваниями в XVII - XVIII веках Сибири (включая её исламские государственные образования), Средней Азии, Кавказа и Крыма. Забегая вперёд, можно говорить о существовании на территории Российской империи, а затем в СССР и странах СНГ (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) исламских государств, возникших ещё в Средневековье: Хорезмское (XV - XIX вв.), Бухарское (1500 - 1920 гг.) и Кокандское (1709 - 1876 год) ханства [8].
Таким образом, ханафитский мазхаб получил распространение в основном среди неарабских народов. Сегодня этой школы придерживаются мусульмане-сунниты Турции, Пакистана, Северной Индии, Синьцзя-на. На территории бывшего СССР приверженцами ха-нафитского мазхаба являются мусульмане части Кавказа (Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии), Крыма, Поволжья, Урала, Сибири, а также Центральной Азии.
Список литературы:
1. Адыгамов Абдулла. Исламское право (фикх). Казань, 2006.
2. Аляутдин бну Абу Бакр бну Мас'уд. Удивительное творение в систематизации шариатских знаний. Каир, 2005 (пер. с араб.).
3. Асхад Мухаммад Са'ид ас-Са'ырджи «Правовая школа Абу Ханифы и ее доказательства». Том I. Дамаск, Бейрут: «Благое слово».
4. Бернард Дж. Вайсс. Дух Мусульманского права. М. -СПб, 2008.
5. География ханафитского мазхаба, http://islam-today.ru/.
6. Джаннат Сергей Маркус. Ислам в Волжско-Уральском регионе, http://islamdag.ru/.
7. Джаннат Сергей Маркус. Ислам в Золотой Орде, http://islamdag.ru/.
8. Джаннат Сергей Маркус. Мусульманские страны после распада Золотой Орды (1430-1783 гг.), http://islamdag.ru/.
9. Изложение начал мусульманского законоведения. Репринтное издание. СПб, 1850.
10. Кочесокова З.Х., Манукян А.Р. Некоторые аспекты эффективного противодействия политическому и религиозному экстремизму // «Чёрные дыры» в Российском законодательстве, 2014. №5: 147.
11. Муслимов И.Б. На стыке континентов и цивилизаций...^ опыта образования и распада империй X - XVI вв.). - М., 1996.
12. Мухаметшин Р.М. Ислам в Татарстане. Казань, 2009.
13. Мухаммад Садик Муххамад Йусуф. Права человека в Исламе. СПб, 2008.
14.Петренко Н.И., Надеждин А.В. Юридическая формула Ханафитского мазхаба (правовой школы Абу Ханифы). Марийский юридический вестник. Научный журнал. Йошкар-Ола. №1 (12)/2015/
14. Основание и распространение ханафитского мазхаба, http://islam-today.ru/.
15. Подробная история тюрков (Муфассал тарих каум турки). Часть 1 / Под ред. Петровой Т.Э., Замалетдинова Р.Р., Мухаметшина Р.М. - Казань, 2009.
16. Сибгатуллина А.Т. Контакты тюрок-мусульман Российской и Османской империй на рубеже XIX - XX вв. - М., 2010.
17. Юзеев А.Н. Татарская религиозно-реформаторская мысль (XIX - начало XX вв.). Казань, 2012.
Рецензия
на статью Петренко Н.И., Надеждина А.В. «Распространение ханафитской правовой школы»
Статья Н.И. Петренко и А.В. Надеждина «Распространение ханафитской правовой школы» затрагивает актуальную тему появления и распространения в различных регионах мира исламских правовых школ вообще и ханафитского мазхаба в частности.
Используя аналитико-правовые методы при раскрытии выбранной темы, авторы проводят линию от предпосылок появления ханафитского мазхаба до его проникновения на территорию современной России.
Статья отличается достаточно высокой степенью новизны, поскольку исследования отдельно взятой правовой школы суннитской ветви ислама в историко-правовом аспекте не так широко распространено в научной литературе.
Правильный выбор авторами источников и литературы позволяет изучить предпосылки появления и направления распространения правовой школы Абу Ханифы как в мире, так и на территории Российской Федерации. Кроме того, затрагивается тема сравнения ханафитского мазхаба с другими правовыми школами в территориальном аспекте.
Стиль и грамотность изложения материала в основном соответствует требованиям к данному виду научных работ.
Приведённые авторами выводы позволяют рекомендовать данную статью к опубликованию в юридическом журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Доктор юридических наук, профессор М.А. Кириллов