Научная статья на тему 'Организационно-структурные основы развития системы физического образования в Казанском университете (в период с 1804 по 1917 г. )'

Организационно-структурные основы развития системы физического образования в Казанском университете (в период с 1804 по 1917 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-структурные основы развития системы физического образования в Казанском университете (в период с 1804 по 1917 г. )»

ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (в период с 1804 по 1917 г.)

B.C. Бухмин, кандидат технических наук, доцент

Система образования включает, наряду с образовательными программами, образовательные учреждения и органы управления образованием. Применительно к высшему учебному заведению это означает, что вместе с особенностями развития содержания физического образования необходимо рассмотреть и вопрос развития организационных структур, обеспечивающих его реализацию. В университете так же, как в вузе вообще, подобными структурами являются факультет, кафедры, учебные и научные лаборатории, ученый совет факультета и др. На разных этапах развития структура университета определялась вышестоящими органами управления или в определённой мере самостоятельно, то есть степень самостоятельности университета была различной. Но в любом случае в определении структуры университета решающую роль играл его Устав.

Первый Устав Казанского университета был утвержден 5 ноября 1804 г., когда Александр I подписал «Утвердительную грамоту» и «Устав» Казанского императорского университета. Однако реально университет начал функционировать с 14 февраля 1805 года, когда произошло официальное открытие. Первыми студентами университета были 33 воспитанника Казанской гимназии, в стенах которой и на базе которой существовал университет в первые годы. В это время не было разделения на факультеты, а функции ректора выполнял директор гимназии И.Ф. Яковкин [1].

Устав университета имел в своей основе положения об автономии профессорской коллегии, устанавливал в соответствии с немецкими университетами

четыре факультета или отделения, между которыми распределялись 28 кафедр [2]:

а) отделение нравственных и политических наук (7 кафедр), ставшее в дальнейшем юридическим факультетом;

б) отделение физических и математических наук (9 кафедр);

в) отделение врачебных и медицинских наук (6 кафедр);

г) отделение словесных наук (6 кафедр).

Отделение физических и математических наук включало 9 кафедр: теоретической и опытной физики; чистой математики; прикладной математики; практической астрономии (астроном-наблюдатель); теоретической астрономии; химии и металлургии; естественной истории и ботаники; сельского домоводства; технологии и науки, относящиеся к торговле и фабрикам.

Устав также предполагал ряд учебно-вспомогательных учреждений в университете, в том числе физический кабинет и астрономическую обсерваторию.

Кроме 28 профессоров (ординарный профессор, экстраординарный профессор (соответствует современной должности доцента) в университете полагалось также 12 адъюнктов (по Уставу они считались «помощниками профессоров»), 3 лектора языков (французский, немецкий и татарский) и 3 учителя «приятных искусств». Профессорские и адъюнктские вакансии предлагалось замещать путем избрания в совете. В этом случае россиянам при прочих равных условиях рекомендовалось делать предпочтение перед иностранцами.

Следует отметить, что организационная структура Казанского император-

I

ского унив гом структ ТОГО Време] ческих и N одно из ве, данного от ветствовал тической и - математ! ческие, а с к другим ботанике, факультет: федр, оче1 связи теор опытная математик с самого отделение тую» науь практичес ния конкр При зический орудий с профессо приспеш) сумм, на отмечало кафедра I «приспе1 Дек; за орп должны Это тре только в открыта 26 I Устав Ь вому Ус августа Вм ситет б] лософс! [4]. Фи. редь вк физико словесв матема

1Э17 г.)

между

-Р И:

: полиставшее в

ьтетом; матема-

гняарныи

гофсссор

:заци-■атор-

ского университета была полным аналогом структуры немецких университетов того времени, в которых отделение физических и математических наук занимало одно из ведущих мест. Из девяти кафедр данного отделения сугубо физике соответствовала только одна кафедра - теоретической и опытной физики, две кафедры

- математические, еще две - астрономические, а остальные кафедры относились к другим естественным наукам (химии, ботанике, технологии и др.). В структуре факультета, также как и в структуре кафедр, очень четко просматривается идея связи теории и практики (теоретическая и опытная физика, чистая и прикладная математика и т.д.). Это говорит о том, что с самого начала физико-математическое отделение ориентировалось не на «чистую» науку, а на науку в тесной связи с ее практическим использованием для решения конкретных проблем.

При кафедре физики учреждался физический кабинет: «Собрание физических орудий состоит в ведении и надзирании профессора физики. При нем находится приспешник, получающий жалование из сумм, на сей институт определенной», -отмечалось в Уставе [3]. Таким образом, кафедра физики состояла из профессора и «приспешника».

Деканы факультетов, ответственные за организацию учебного процесса, должны были выбираться на один год. Это требование стало реализовываться только в 1814 году - через 10 лет после открытия университета.

26 июля 1835 года был принят новый Устав Казанского университета. По новому Уставу университет начал жить с 1 августа 1837 года.

Вместо четырех отделений университет был разбит на три факультета: философский, юридический и медицинский [4]. Философский факультет в свою очередь включал два отделения: словесное и физико-математическое с разрядами -словесности общей и восточной, а также математических и естественных наук.

Такое деление на факультеты было принято в XIX веке в немецких университетах. История возникновения этих факультетов на Западе дает ключ к пониманию их названий. Дело в том, что в старинных немецких университетах профессора математики одновременно преподавали и философию, а затем все вновь возникающие научные дисциплины, не относившиеся ни к богословию, ни к медицине, ни к правоведению, зачислялись в разряд философии как науки энциклопедической, предмет изучения и объем которой еще не был в достаточной степени ясен.

В 1835 году в Казанском университете было 35 кафедр, на которых работало 49 преподавателей.

В 1837 году физико-математическое отделение философского факультета состояло из 8 кафедр [4]: чистой и прикладной математики; астрономии; физики и физической географии; химии; минералогии и геогнозии; ботаники; зоологии; технологии сельского хозяйства, лесоводства и архитектуры.

Произошло укрупнение структуры с одновременным ее усложнением. Физи-ко-математическое отделение перестало быть самостоятельным и стало частью философского факультета университета. Появились два разряда - математических и естественных наук (вместо прежних математических и физических наук). Физика по существу стала рассматриваться как одна из естественных наук. Это, с одной стороны, адекватное объективному положению вещей определение места физики. Но с другой - данное обстоятельство говорит об уменьшении роли физики. Этот вывод подтверждается и составом кафедр, которых, во-первых, стало меньше на одну кафедру (8 вместо

9 по Уставу 1804 года), а во-вторых, вместо кафедры «Теоретической и опытной физики» была создана кафедра «Физики и физической географии» - то есть кафедры по «чистой» физике уже не было.

Подобная организационная структура вряд ли была ориентирована на разви-

тие физической науки и физического образования.

Сравнение состава кафедр на физи-ко-математическом отделении в 1835 году с составом по Уставу 1804 года показывает, что изменились названия всех кафедр, часть из них появилась вновь (минералогии и геогнозии, зоологии), другие - в результате слияния двух

предшествующих (например, кафедра чистой и прикладной математики, астрономии); третьи - как ответ на практические потребности развивающейся промышленности, сельского хозяйства, строительства (кафедра технологии, сельского хозяйства и лесоводства и архитектуры) (Рис. 2).

Рис. 2. Организационная структура Казанского университета (по Уставу 1835 года)

Сл в Казаі лены в года. Б жен бы вателя, тическс профес кадров была н: общее 1 та сосі человеї пробле: лись оь лей ут Пс

ТИЧЄСЮ

чистой тическс геодези ретичес географ ботаниі растені ний;зо системі века и ской ХУ Ка

СКОЙ X]

федры Пр матема шееся, сущест НИИ ко. против возрос Изучен о том, кафедр на две и кафе, ра фи: силу п И Друг кафедр наук тр ра зоо.

Следующие структурные изменения в Казанском университете были закреплены в Уставе, принятом 18 июня 1863 года. По этому Уставу университет должен был иметь 54 кафедры и 91 преподавателя, в том числе на физико-математическом факультете должно быть 16 профессоров и 3 доцента [5]. Проблема кадров в этот период для университета была наиболее сложной: так, в 1864 году общее число преподавателей университета составляло всего немногим более 30 человек. Для частичного решения этой проблемы по новому Уставу увеличивались оклады профессоров и преподавателей университета.

По новому Уставу физико-матема-тический факультет включал 12 кафедр: чистой математики; механики: - аналитической и практической; астрономии и геодезии; физики; химии: опытной, теоретической; минералогии; физической географии; геогнозии и палеонтологии; ботаники: морфологии и систематики растений, анатомии и физиологии растений; зоологии: сравнительной анатомии и систематики животных, анатомии человека и физиологии животных; технической химии; Агрономической химии.

Кафедры агрономической и технической химии могли быть заменены на кафедры агрономии и технологии.

Произошло укрепление физико-

математического факультета, выразившееся, во-первых, в его самостоятельном существовании, а во-вторых - в увеличении количества кафедр на факультете (12 против 8 в 1835 году). Соответственно возрос штат профессоров и доцентов. Изучение состава кафедр свидетельствует о том, что вновь произошло разделение кафедры физики и физической географии на две самостоятельные: кафедру физики и кафедру физической географии. Кафедра физической географии отделилась в силу появления кадровых возможностей и других факторов. Большое количество кафедр к разряду физико-математических наук трудно отнести. В частности, кафедра зоологии, ботаники, геогнозии и па-

История образования

леонтологии, химии, минералогии. Из 12 кафедр по существу только четыре прямо соответствовали названию факультета.

Поэтому не случайно, в соответствии с предоставляемыми Уставом возможностями, в 1865 году физико-математический факультет обращается в совет университета с предложением о разделении факультета на два разряда: физико-математических и естественных наук, причем разряд физико-математических наук должен был подразделяться (с третьего курса) на три отделения:

- отделение чистой математики и механики;

- отделение астрономии и геодезии;

- отделение физики, физической географии и химии.

Разряд естественных наук - также на три отделения:

- отделение зоологии;

- отделение ботаники;

- отделение химии, минералогии и геологии [6].

Данное положение было утверждено

[7]-

Университетский Устав 1863 года и особенно практика его применения были направлены в значительной степени против студенчества, но и он не оправдал надежд правительства.

Поэтому в августе 1884 года был принят новый - третий Устав университета, который еще в большей степени подчинил университеты министерскому влиянию и контролю. По этому Уставу Министерство народного просвещения «избирало» ректора, назначало, увольняло деканов и профессоров, распределяло лекции и даже давало разрешение на их перенос и т.д. По существу происходило усиление правительственного влияния в управлении университетом. Устав 1884 года впервые в России вводит институт приват-доцентов, при этом все кандидаты в профессора должны были иметь стаж трехлетней работы в звании приват-доцента.

К этому времени в Казанском университете на физико-математическом факультете была создана неплохая материально-техническая база для проведения научных исследований и практических занятий со студентами. Были хорошо оборудованы и действовали астрономическая, метеорологическая магнитная обсерватории; кабинеты: физический,

физической географии, минералогический, геологический, практической механики, технологический, ботанический и другие. Все это вместе с высоким профессионализмом профессорско-преподавательского состава факультета позволяло готовить хороших специалистов.

По Уставу 1884 года на физико-математическом факультете должно было быть 12 ординарных и 5 экстраординарных профессоров, а факультет включал

10 кафедр [8]: чистой математики; теоретической и практической механики; астрономии и геодезии; физики и физической географии; химии; минералогии и геологии; ботаники; зоологии, сравнительной анатомии и физиологии; технологии и технической химии; агрономии.

Были объединены кафедры: физики и физической географии, а также минера-

логии и геологии. Была закрыта кафедра геогнозии и палеонтологии.

Сравнение структуры Уставов позволяет установить следующие изменения, касающиеся физических кафедр:

1804 год - кафедра физики;

1835 год - кафедра физики и физической географии;

1863 год - кафедра физики;

- кафедра физической географии;

1884 год - кафедра физики и физической географии.

Как видим, кафедра физики, укрупнившись в 1835 году за счет добавления «физической географии», затем в следующем Уставе (1863 года) была разделена на две самостоятельные кафедры, которые в 1884 году вновь объединились. С чем это было связано?

Примечательно и то, что по Уставу 1884 года на физико-математическом факультете действовала уже не одна, а три обсерватории (астрономическая, метеорологическая и магнитная), развитие получили предметные кабинеты.

Если обратиться к вопросу о кадровом обеспечении, который также регулировался Уставом, то обнаруживается следующая картина (таблица).

Таблица

Кадровое обеспечение КИУ

Устав год 1804 1835 1863 1884

Количество преподавателей Всего (штаты) 40 49 91 81

На физико-математическом факультете (отделении) 9 - проф. 8 - о.проф. 16 - проф. 3 - доц. 12-0. проф. 5 - э.о. проф.

На кафедре физики 1 1 1 2

Примечания: о.проф. - ординарный профессор;

э.о. проф. - экстраординарный профессор.

Физ!

___4

Каф

______]

Общей N

Гес

А

А

Диф

Ра должав году 1 России

афедра

Уставов по-измене-офедр:

л физиче-

-..фии; физиче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

укруп-лобавления '-'Г в СЛЄ-

- .а разде-кафедры,

-ЕДИНИЛИСЬ.

: ло Уставу -гческом фа-: одна, а три :кая, метеоразвитие по-і.

■■сосу о кадро-тагже регули-ается сле-

Таблица

1884

Рис. 3. Оргструктура Казанского университета и его физико-математического факультета (по Уставу 1839 года)

Работа по изменению Устава продолжалась и в начале XX века: так, 1901 году министр народного просвещения России Банковский предложил универси-

тетам России приступить к пересмотру действующих Уставов и штатов.

И Казанский университет приступил к этой работе. Однако дело до принятия

очередного нового Устава так и не дошло. Россия стояла на пороге революционных потрясений.

Литература:

1. Загоскин Н.П. История Казанского университета В 2 т. - Казань: Казанский университет, 1904. - Т.2

2. Устав Императорского Казанского университета. -СПб.: 1804. - 68 с.

3. ЦГИАЛ, ф.733, оп.39, арх. 13, § 21.

4. Общий Устав Императорских Российских университетов. -СПб.: 1835. - 85 с. I

5. Университетский Устав 1863 года. - I

СПб.: Типография Госафата Огризко, 1863. - !

128 с.

6. П.с., 1865 г., 10/Х. Ст. 2, с. 350. |

7. Дело Совета 1863 года, № 72/6 о раз- Я

делении факультетов на отделения и о соеди- 1

нении и разделении кафедр, л. 55. 1

8. Общий Устав Императорских Российских университетов. -СПб.: Типография и Литография Ис. А. Цедербаума, 1984. - 39 с.

ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО РЕЛИГИЙ И МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Р. Усманов, соискатель ИГ1ПГ10 РАО

Пересмотр государственной политики в области российского образования и воспитания в целом и правового образования и воспитания как неотъемлемой его составляющей выдвигает новые требования к интеграции в систему отечественного образования знаний об официальных мировых религиях.

С точки зрения правового образования и науки права религия была и остается одним из источников права правовых систем ряда государств.

Со времени зарождения законопо-нимания, правосознания, а в дальнейшем и юридического образования в России и Татарстане, начиная примерно с XVI в. до 1917 г., наблюдается параллельное развитие двух видов образования, дающих знания в области правопонимания и правоприменения, формирования, может быть, в чем-то и разнополюсного правового мировоззрения. С одной стороны, это правовое образование, носящее теологический характер понимания права господствующих религий (христианской и мусульманской) внутри образователь-

ной системы, которую можно охарактеризовать как конфессионально-государственную (законы шариата, закон божий). Это объясняется, в частности, влиянием религии и ее ролью в области формирования идеологии, государственного управления, деятельностью религиозных учреждений и другими факторами. С другой стороны, это зарождающееся и развивающееся в связи с интенсивным культурно-экономическим развитием общества классическое образование европейского типа - нравственно-политическое, а в последующем и юридическое.

Важным является тот факт, что, несмотря на то, что оба данных направления реализовывались в образовательных учреждениях, существовала необходимость их взаимопроникновения как фактора формирования у учащихся более широкого мировоззрения и правопонимания, с учетом исторических особенностей развития общества и его поликонфессио-нальности.

Мусульманское законоведение, издавна обращавшее на себя внимание уче-

ных все тщатель ваний. I ся пр; стран, включеі тельные построе государ Пр< правовь активно

ВЛИЯНИЕ

обратит

шиеся і

меры

двух го

соответ

Руси бі

тема, в

обычаи

ной ЦЄ]

на Ясе

тем - и

(шариа'

админи

Руси б

«Задоні

иначе к

среди :

тюркск

деньга,

таможи

Это ук<

влияни

функщ

систем;

Золота;

единой

систем:

друг ДЇ Пс

НОМ М] конфлї госуда]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.