ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА;
ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
& & &
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МИРЕ
АБДУРАЗАКОВ Ахмед Абдурахманович
Аннотация. Статья посвящена анализу общих принципов функционирования мусульманской правовой системы, рассмотрению коллизий и специфических сложностей, присущих данному праву, проблемы его синкретизации с европейской правовой системой, а также анализу первопричин возникновения исламского экстремизма.
Annotation. The article is devoted to the general principles of the Muslim legal system, the examination of conflicts and specific difficulties inherent in this law, the problem of syncretization with the European legal system, as well as analysis of the root causes of Islamic extremism.
Ключевые слова: ислам, мусульманское право, шариат, толкование права, правовые коллизии, терроризм, экстремизм, миграция, культурная интеграция, политические процессы.
Keywords: Islam, Islamic law, Sharia, interpretation of law, conflicts of law, terrorism, extremism, migration, cultural integration, political processes.
Современное политическое положение в мире характеризуется как крайне сложное, и в качестве особого дестабилизирующего фактора можно выделить ситуацию на Ближнем Востоке, в обострении которой в немалой степени виновна «близорукая» политика США. Грубая смена политических режимов, откровенная поддержка сомнительных организаций и партий привели в конечном счете к росту экстремизма, притоку беженцев в Европу, возникновению вооруженных конфликтов и активизации террористических организаций, провозгласивших себя государствами.
Еще в середине XX в. Р. Шарль, отмечая негативную роль США в данном регионе, писал, что «беззастенчивость американских лавочников, поощряющих туземцев сбросить иго», способствовала «развитию националистических настроений, приводящих в некоторых мусульманских странах к взрывам»1. Применительно к реалиям современности можно отметить, что США уже не ограничивают себя в «поощрении туземцев сбросить иго» лишь мусульманскими странами, а значи-
тельно расширили географию деятельности, включив в свой перечень и страны Европы. Причем, как отметил В.В. Путин, не пренебрегая при этом попытками силового вмешательства в различные внутренние конфликты, ставшие для США обычным делом; «в сознании миллионов людей на планете Америка все чаще воспринимается не как образец демократии, а как игрок, который делает ставку исключительно на грубую силу, сколачивая под конкретную ситуацию коалиции с лозунгом "кто не с нами - тот против нас"»2.
Ислам - одна из крупнейших мировых религий - стал идеологической жертвой проводимой Америкой политики. Возникшие в ходе военного вмешательства США политические силы, буквально интерпретируя религиозные нормы, вывели абсолютно чуждую идеологию, базирующуюся на насилии и терроре, не признающую право на существование классического ислама, основанного на учениях древнейших мусульманских правоведов. В своем письме В.В. Путин открыто заявил: «Мы видим, что происходит на Ближнем Востоке, где террористы из так называемого Исламского
1 Шарль Р. Мусульманское право / пер. с фр. С.И. Волка ; под ред. и с предисл. Е.А. Беляева. М. : Издательство иностранной литературы, 1959. С. 125.
2 URL : http://kremlin.ru/events/president/transcripts/articles/ 19205 (дата обращения: 19.07.2016).
государства, компрометируя великую мировую религию, компрометируя ислам, сеют ненависть, убивают людей, в том числе и священнослужителей, варварски уничтожают памятники мировой культуры. Их идеология построена на лжи, на откровенном извращении ислама»3.
Интерес представляет также и трактование самого слова «джихад», изменявшееся в зависимости от времени и места. Современная мусульманская правовая доктрина, понимая, что канонические призывы к священной войне с «неверными», буквальное понимание и слепое им следование ни к чему, кроме изоляции, привести не могут, воспользовалась предоставленным тем же самым Кораном правом на толкование и аллегорическое понимание. Эта мысль в сжатой форме изложена в работе Л.И. Климовича: «Старые призывы к "священной войне" (джихаду, газавату) с противопоставлением "истинной" религии "неверным" подчас способны лишь скомпрометировать тех, кто их выдвигает. Поэтому появились новые истолкователи ислама, по мнению которых джихад - уже не "война за веру", а только требование "всеобщей мобилизации"»4.
Даже в основном религиозно-правовом источнике мусульман Коране, сказано: «А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ж ты вынудишь людей к тому, что они станут верующи-ми?»5. Эту же позицию в своих работах отстаивал виднейший советский правовед и исследователь мусульманского права Е.А. Беляев: «На самом же деле панисламизм (как учение об объединении мусульман по признаку их религиозной принадлежности) противостоит национализму и враждебен национальным движениям... не все арабы исповедуют ислам: в Ливане и в Объединенной Арабской Республике имеется немало арабов-христиан. Ненависти к иностранцам (ксенофобия) арабы ни-6
когда не питали» .
Если говорить об агрессивных, крайне радикальных течениях ислама, то речь должна идти не только о так называемом Исламском государстве. Основные экстремистские ветви
3 URL : http://kremlin.ru/events/president/news/50351 (дата обращения: 19.07.2016).
4 Климович Л.И. Ислам. 2-е изд., доп. М. : Наука, 1965. С. 84-85.
5 Коран / пер. с араб. И.Ю. Крачковского ; предисл. к изд. 1986 г. П. Грязневича ; предисл. к изд. 1963 г. В. Беляева, П. Грязневича. М. : СП ИКПА, 1990. С. 184.
6 Шарль Р. Мусульманское право. С. 10.
ислама объединены единым термином - «ха-риджиты». Четвертый халиф, двоюродный брат Пророка - Али, был убит в результате заговора, организованного отколовшимися от общины и покинувшими свои штандарты (ха-риджийюм) соперниками, ставшими основоположниками хариджизма. Данное мусульманское консервативное течение ратует за строгое соблюдение канонов изначального мусульманского закона7. Под данным термином в наше время понимаются известные в России течения, такие как джихадисты, ваххабиты, сала-фиты, и ряд политических военизированных движений, к числу которых можно условно отнести «братьев мусульман», Джебхат ан-нусра, Хизб-ут-тахрир и др. Данная группа воспринимает текст Священного Писания буквально и отрицает возможность аллегорического толкования стихов (аятов) Корана8, хотя данное право закреплено на основании ссылок на Коран и сунны во всех основополагающих мусульманских масхабах. Более того, без ид-жтихада (правотворческой деятельности мусульман-правоведов, основанной на толковании священных текстов) не было бы и такого понятия, как мусульманское право.
Любая идеология в своей основе должна содержать четко разработанную концепцию, объясняющую суть происходящих процессов и преследуемые ею цели, и соответствовать принципам справедливости «как объективного явления общественной жизни»9. Таким потенциалом обладает классическое мусульманское право, не отказывающееся от предоставленного ему религиозными источниками права на толкование (иджтихад) или вынесения решений на основании прецедентного права (кияс). Более того, если изложенные выше примеры можно отнести к развитию мусульманского права во времени, то отражение в доктриналь-но-нормативной его части (фикх) норм обычного права (урф) является примером его развития в пространстве, так как нормы обычного права серьезно повлияли на мусульманское право, сделав его неоднородным, позволив отразить особенности того или иного этноса, синкретизировавшись с местными обычаями.
7 Шарль Р. Мусульманское право. С. 34.
8 См., напр.: ИГИЛ: армия сатаны. Казань : Хузур, 2016.
С. 27.
9 Юнусов С.А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве: вопросы теории : моногр. Рязань : Моск. акад. экономики и права (Рязанский филиал), 2014. С. 12.
Профессор Л.Р. Сюкияйнен приводит слова И. Шахта, который указывал, что мусульманское право представляет собой замечательный пример «права юристов». Оно было создано и развивалось частными специалистами в области правотворчества. Эти примеры наглядно показывают гибкость и потенциал ислама, являясь позитивным образцом возможностей мусульманского права10.
Идеология радикалов наоборот полагает, что все необходимые нормы и правила поведения людей уже регламентированы основными религиозными источниками и нет необходимости в их аллегорическом толковании или в разработке новых. Однако здравый смысл подсказывает, что нормы, разработанные в прошлом тысячелетии в чистом виде не могут быть актуальными сейчас, на что имеется даже конкретная догма Корана, указывающая на это: «...не бывало, чтобы посланник приводил знамения, иначе как с дозволения Аллаха. Для всякого предела (временного срока - А.А.) -свое писание»11. Также необходимо учесть, что не было прецедента объединения под единым сводом законов столь огромной территории и этнически разнообразного населения, на которое претендует Исламское государство, и представляется маловероятным, что этот прецедент возможно создать с помощью террора.
По мнению различных исследователей, в Коране не более 100 норм, которые условно можно назвать правовыми. Л.Р. Сюкияйнен выделяет более 300 аятов (стихов) Корана и 500 хадисов, имеющих значение в качестве правовых норм, но носящих преимущественно общий характер12. Если же говорить о хадисах, число которых через два столетия после смерти Мухаммеда перевалило за миллион, и добавить к этому то, что возникшая наука о хадисах (ильм аль-хадис) разделилась на три основных направления (мединская, иракская и сирий-ская)13, становится понятно, почему дальнейшие исследователи начали классифицировать хади-сы на достоверные и недостоверные. Соответственно, правомерность их использования,
10 См., напр.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М. : Наука, 1986. С. 31-65.
11 Коран. С. 211.
12 См., напр.: Хидоя. Комментарии мусульманского права : в 2 ч. : пер. с англ. / под ред. Н.И. Гродекова ; отв. ред., предисл., вступ. ст. и науч. коммент. А.Х. Саидов. М. : Волтерс Клувер, 2008. Ч. 1. Т. 1-2. С. 20.
13 Оганесян С.С., Форре-Транзелева О.А. Тора, Новый завет и Коран - закон, правопорядок и законопослушание. М., 2011. С. 82.
с точки зрения приверженцев «чистого ислама», тоже должна быть поставлена под сомнение.
В середине XX в. Р. Шарль, говоря о мусульманском праве, выразился следующим образом: «Ныне поток юридической системы ислама катит уже мертвые воды. Оживить их могло бы только влияние иностранных или гражданских принципов»14. Хотя современный уровень развития ряда мусульманских государств в целом и практика показали живучесть мусульманского права, слова французского исследователя применительно к консервативным правовым школам вполне рациональны.
Даже для позитивного мусульманского права наших дней канонические нормы и необходимость признания их главенствующей роли являются с точки зрения современного нормо-творческого процесса некоторой проблемой. Например, относительно недавно был регламентирован порядок проведения судебно-медицинской экспертизы трупов; «эта проблема обсуждалась Исламской академией фикха в Мекке в 1987 году, где было решено, что дозволено совершать вскрытие»15 в обход канонической нормы, изначально налагающей запрет на вскрытие тел на основании одного из хадисов Пророка.
Такая же проблема возникает и с запретом ростовщичества, кредитования и взымания процентов, лежащих в основе современного международного банковского дела. Согласно примеру, приведенному в работе Р. Шарля, ростовщичество осуществляется вопреки прямому запрету, изложенному в Коране, «под видом двух последующих продаж - хотя фиктивных, но безупречных по форме, - произво-
16 тг
димых взаимно двумя лицами» . По мнению Л.Р. Сюкияйнена, «занявшие несколько лет сравнительно-правовые исследования способствовали тому, что сделкам, осуществляемым исламскими банками, была придана форма, которая, с одной стороны, соответствует требованиям европейского банковского права, с другой - не отходит от основополагающих принципов шариата»17. Этот пример подтверждает, что право мусульманских стран разрывается между необходимостью почитания ос-
14 Шарль Р. Мусульманское право. С. 14.
15 URL : http://islam-today.ru/fetvy/mozhno_li_vskryvat_tela_ umershix_lyudej_v_uchebnyx_celyax/ (дата обращения: 19.07.2016).
16 Шарль Р. Мусульманское право. С. 31.
17 Сюкияйнен Л.Р. Совместим ли шариат с современным российским правом? // Право : журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 23.
новных религиозных норм, с одной стороны, и реалиями современных геополитических условий - с другой. Р. Шарль пишет: «Характер исходного закона Корана как некоего раскрытия божественной истины, наслоение (а не смешение) мирского и духовного в этом мекканском евангелии являются преимуществом и одновременно недостатком мусульманского права. Законность любого договора или обязательства должна с того времени и впредь подчиняться таким моральным правилам, как, например, запрещение взымания процентов. Правила эти, без сомнения, возвышенны, но стеснительны для эпохи капитализма. Непреложность слова божия, так же как и его недостаточность, оказалась злосчастной для правовой системы ислама»18.
Отдельной специфической проблемой является язык, на котором написан Коран, и форма изложения его догматов. Как отмечал И.Ю. Крачковский, изучение и истолкование Корана должно производиться в контексте определенной среды, определенного общества, а именно «оседлой среды центра западной Аравии»19. Л.И. Климович со ссылкой на французского переводчика Режи Блашера обращает внимание на то, что принятое чтение Корана «оказывало влияние на последующее закрепление текста, в т. ч. и при проставлении диактри-ческих знаков»20. Косвенно эта концепция подтверждена и в работах Л.И. Леонтовича: «На заре VIII века н. э. появилась идея, утверждающая, что только писари-сакифиты способны точно записывать тексты Корана»21. Арабский текст состоит почти исключительно из согласных букв, различаемых посредством диактрических знаков - точек или черточек, помещаемых над или под буквой. Пропуск или перемещение какого-либо одного знака меняет смысл фразы. Классическим стал шуточный пример: выражение «Я тебя приветствую» («Ас-салям алейк») путем изменения одной буквы («Ас-силям алейк») превращается из приветствия в ругательство «Чтоб тебя камнем побили!»22.
Многие мусульмане вообще не владеют арабским языком, (тем более древнеаравий-ским диалектом), а перевод и осмысление Корана - это задача, посильная лишь немногим. Особую проблему, возникшую еще на заре
18 Шарль Р. Мусульманское право. С. 13.
19 См., напр.: Коран. С. 12.
20 Климович Л.И. Ислам. С. 45.
21 Там же. С. 44.
22 Шарль Р. Мусульманское право. С. 12.
формирования мусульманского права, выделяет Н. Торнау, который пишет, что Пророк Магомед еще при жизни советовал своим сподвижникам выучивать наизусть максимально возможное число стихов Корана, «но этот способ... был причиною того, что некоторые места Корана, в различных местах, читались и понимались раз-лично»23, т. е. получается, что и сам текст Священного Писания возможно не однороден. Также можно допустить, что современные его трактовки могут не совпадать с изначальной точкой зрения самого Пророка Мухаммеда.
Сунны содержат несколько тысяч хадисов, относящихся в разным течениям и толкам, часто противоречивых и крайне запутанных по смыслу. Изучению доктринально-нормативной части мусульманского права (фикх) необходимо посвятить всю жизнь, чтобы разбираться в сложностях и хитросплетениях его норм, неслучайно с давних пор нормотворческий процесс был закреплен за небольшим числом профессиональных религиозных правоведов (муджтахидов). Многие мусульмане имеют весьма смутное представление о том, что такое шариат и чем он отличается от мусульманского права, а неграмотность в данном вопросе приводит к возможности легкой манипуляции и возникновению конфликтов, а если говорить в глобальном смысле - и к усложнению культурной интеграции.
Проблема заключается еще и в том, что сами мусульмане, не говоря уже о европейцах, в большинстве своем не очень хорошо разбираются в юридических и тем более в религиозных тонкостях мусульманского права. Проблемы не было бы, если бы данное право не было столь специфичным и существовало отдельно от социальных, нравственных или религиозных правил поведения, но мусульманское право в широком смысле слито с ними воедино. С определенной долей уверенности можно сказать, что в современном мире уже не традиционалисты или шариат ассоциируются с терроризмом и варварством, а весь ислам ассоциативно в умах людей связан с террором.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что мусульманское право с сохранением возможностей своей доктринально-нормативной части (фикха) обладает необходимым потенциалом для независимого суще-
23 Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб. : Тип. Второго отд-ния собств. Его Императорского Величества канцелярии, 1850. Репр. изд. МНТПО «Адир» 1991. С. 6.
ствования. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, с точки зрения российского ученного Л.Р. Сю-кияйнена, «наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке»24. Однако религиозные догмы священных писаний в чистом виде слишком статичны и не способны отвечать интересам современного общества, поэтому в современном мире они неконкурентоспособны, если не сказать опасны, и в первую очередь для самого ислама, ставшего идеологической жертвой политических процессов в мире.
Проблема культурной интеграции в свете событий, происходящих в Европе, приобрела особую актуальность. Причем Россия обладает существенным историческим опытом в вопросах культурной ассимиляции народов, исповедующих ислам, и ситуация в вопросах культурного взаимоотношения в нашей стране не стоит так критически остро, как в Европе. Сейчас в мире происходит «невиданная интенсификация миграционных и интеграционных
процессов практически во всех сферах жизни людей, начиная от унификации еды, одежды, культурных запросов и кончая появлением международных правовых институтов, которые изменяют содержание понятии народа, нации, этноса, а также такой категории, как "духовная близость" народов»25. Все это выводит взаимоотношения самых различных национальностей, культур и религий на совершенно новый исторический уровень, который должен быть выстроен на взаимном уважении к культуре религии и обычаям народов всего человечества.
В современном мировом сообществе нет места терроризму и приверженности к архаичным нормам, не соответствующим реалиям современности, а также попранию территориальной целостности государств, вмешательству одного государства в дела другого под предлогом «дарения демократий» и «поощрений сбросить иго» и, тем более, военного вмешательства в дела чужого государства вне зависимости от его местонахождения и исповедуемой его гражданами религии. В современном мире нет иного выбора, кроме как научиться уживаться друг с другом.
Библиографический список
1 . ИГИЛ: армия сатаны. - Казань : Хузур, 2016.
2 . Климович, Л.И. Ислам. - 2-е изд., доп. - М. : Наука, 1965.
3 . Коран / пер. с араб. И.Ю. Крачковского ; предисл. к изд. 1986 г. П. Грязневича ; предисл. к изд. 1963 г. В. Беляева, П. Грязневича. - М. : СП ИКПА, 1990.
4 . Оганесян, С.С. Тора, Новый завет и Коран - закон, правопорядок и законопослушание / С.С. Оганесян, О.А. Форре-Транзелева. - М., 2011.
5 . Сюкияйнен, Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М. : Наука, 1986.
6 . Сюкияйнен, Л.Р. Совместим ли шариат с современным российским правом? // Право : журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 3.
7 . Торнау, Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. - СПб. : Тип. Второго отд-ния собств. Его Императорского Величества канцелярии, 1850. - Репр. изд. МНТПО «Адир» 1991 г.
8 . Хидоя. Комментарии мусульманского права : в 2 ч. : пер. с англ. / под ред. Н.И. Гродекова ; отв. ред., предисл., вступ. ст. и науч. коммент. А.Х. Саидов. - М. : Волтерс Клувер, 2008. - Ч. 1. - Т. 1-2.
9 . Шарль, Р. Мусульманское право / пер. с фр. С.И. Волка ; под ред. и с предисл. Е.А. Беляева. -М. : Изд-во иностр. лит., 1959.
10 . Юнусов, С.А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве: вопросы теории : моногр. - Рязань : Моск. акад. экономики и права (Рязанский филиал), 2014.
11 . URL : http://islam-today.ru/fetvy/mozhno_li_vskryvat_tela_umershix_lyudej_v_uchebnyx_celyax/ (дата обращения: 19.07.2016).
12 . URL : http://kremlin.ru/events/president/news/50351 (дата обращения: 19.07.2016).
13 . URL : http://kremlin.ru/events/president/transcripts/articles/19205 (дата обращения: 19.07.2016).
--25 Оганесян С.С., Форре-Транзелева О.А. Тора, Новый за-
24 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории вет и Коран - закон, правопорядок и законопослушание. и практики. С. 3. С. 420.