УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10248 © С.Я. Казанцев, В.И. Красильников, 2019
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО СТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННО-ВРАЧЕБНЫХ И СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В РОССИИ
Сергей Яковлевич Казанцев,
профессор кафедры криминалистики, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук Казанский юридический институт МВД России (420059, Республика Татарстан, Казань, Оренбургский тракт, д. 128)
E-mail: [email protected]; Владимир Иванович Красильников, доцент кафедры криминалистики, доктор медицинских наук, профессор
Казанский юридический институт МВД России (420059, Республика Татарстан, Казань, Оренбургский тракт, д. 128)
E-mail: [email protected]
Аннотация. По более или менее достоверным, дошедшим до нас документальным сведениям, отмеченным в летописных источниках, первые мероприятия посвященные оценке состояния здоровья лиц, подлежащих врачебно-медицинскому освидетельствованию, относятся к XV—XVII векам.
Ключевые слова: военно-врачебная экспертиза, судебно-медицинская экспертиза, врачевание, освидетельствование, исторические летописи.
HISTORICAL UNITY OF THE FORMATION OF MILITARY-MEDICAL AND FORENSIC EXAMINATIONS IN RUSSIA
Sergey Ya. Kazantsev,
Professor of the Department of Criminalistics, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Law Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (420059, Republic of Tatarstan, Kazan, Orenburg trakt, d. 128);
Vladimir I. Krasil'nikov, Associate Professor of the Department of Criminalistics, Doctor of Medical Sciences, Professor
Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (420059, Republic of Tatarstan, Kazan, Orenburg trakt, d. 128)
Abstract. According to the more or less reliable documentary information that has come down to us, noted in the chronicle sources, the first events dedicated to the assessment of the health status of persons subject to medical examination are from the 15th—17th centuries. Keywords: Military medical examination, forensic medical examination, healing, examination, historical records.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Казанцев С.Я., Красильников В.И. Историческое единство становления военно-врачебных и судебно-медицинских экспертиз в России. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):237-40.
Введение. По мнению авторов научно-исторического исследования, хронологию сущности основ формирования военно-врачебной, медицинской экспертиз и судебно-медицинской экспертизы следует рассматривать как единое целое, ибо они по характеру своему неразрывно взаимосвязаны. Сливаясь, переплетаясь и развиваясь, исходя из одной предпосылки, порою осуществляя одни и те же цели и задачи, вкупе с невозможностью существования
друг без друга, зачастую в связи с «необходимостя-ми воинскими и другими насильственными происшествиями криминального характера», которые в дальнейшем объединялись, разделялись и в итоге закономерно сформировались в две самостоятельные дисциплины.
Наиболее характерные летописные упоминания о военно-врачебной и медико-экспертной практике в России приводится в древнерусской исторической
«Повести о взятии Царьграда турками в 1453 году», где говорится об оказании экспертно-медицинской помощи воеводе, что подтверждает общепризнанный факт наличия отдельных лиц, занимавшихся военно-экспертным освидетельствованием и врачеванием. В далеком 1869 году М.Д. Хмыров отмечал, что 1 октября 1550 года Указом Ивана Грозного были сформированы стрелецкие войска, и дальнейшее развитие экспертной и медицинской помощи в них было тесно связано с деятельностью Аптекарского приказа и возникновением придворной медицины. Дата учреждения Аптекарского приказа дискутируется. В 1883 году А.Я. Чистович отмечал, что наиболее реальным следует считать 1581 год, когда в Москву прибыли на службу английские медики, и за 1615—1616 годы в русском войске лекарей стали заносить в списки разрядного приказа как штатных должностных лиц. А по другим данным, Аптекарский приказ, в функции которого входило также и медицинское освидетельствование здоровья солдат, в России был создан в 1620 году (Загоскин Н.П., 1891) [2].
Вместе с тем, датой зарождения военно-медицинской и военной экспертной службы принято считать 1621 год, когда в «Книге воинской о всякой стрельбе и огненных хитростях...» впервые были перечислены основы организации и оказания экспертной медицинской и врачебной помощи в Русском войске. Являясь регламентирующими документами для сформирования в 1630—1632 годах полков иноземного или «нового» строя, они стали основой организации военно-врачебных экспертных комиссий. И 4 октября 1681 года лекарями, впервые в России, был произведен осмотр стрельцов и дано официальное заключение о пригодности их к воинской службе (Кузьмин М.К., 1978) [6].
В последующем права и обязанности лекарей и медицинских экспертов были составлены и посвящены Петру I бывшего Российским царем с 1682 года и ставшего Российским Императором в 1721 году генералом Вейде в 1698 году. В 1699 году в России был объявлен первый рекрутский набор, при этом в рекруты «сдавали» заведомо негодных по здоровью молодых людей, и в полки едва доходила половина из них [7].
Кстати, особое развитие военно-врачебное и военное экспертно-медицинское дело получило при
Петре I и в связи с учреждением в 1706 году первого постоянного Московского госпиталя, и в связи с организацией деятельности других медицинских чинов нашедших отражение в «Уставе воинском» в 1716 году [1, с. 241—250]. Также простейшие элементы оздоровительных и экспертно-медицин-ских мероприятий в Русской армии закладывались А.В. Суворовым, который, заботясь о боеспособности войск, на одно из первых мест ставил здоровье солдат, а их болезни и «несчастные случаи» связывал с бытовыми условиями жизни. В своем произведении «Наука побеждать» он писал, что следует «причины болезней отыскивать не в лазаретах между больными, но между здоровыми.». Однако качество проводимых мероприятий «оставляло желать лучшего», так в 1756 году было «приговорено» к отдаче в войска 43 088 рекрутов, а в полки прибыло только 23 571 (Керсновский А.А., 1992) [3].
Дальнейшим этапом совершенствования военно-врачебной и медицинской экспертной службы, стало создание в 1805 году Медицинской экспедиции Военного Министерства. В девятнадцатом веке Р.С. Четыркин (1834 год) сформулировал правила экспертного медицинского освидетельствования рекрутов при поступлении их на воинскую службу и организации экспертных медицинских осмотров не реже двух раз в месяц [4]. С 1867 года Медицинская экспедиция Военного Министерства становится Главным военно-медицинским управлением. По дошедшим до нас данным в целом по России в 1889 году в числе забракованных рекрутов 2/3 составляли больные зобом. Казанская губерния по числу больных рекрутов занимала пятое место среди других регионов России (Толмачев Н.А., 1889) [5].
До времен царствования «реформатора» Петра I собственно судебно-медицинская экспертиза (как отдельная дисциплина) применялась только в единичных случаях. Петр I сумел понять образовательное и практическое значение естественных наук. Было опубликовано законодательное признание необходимости вскрытие трупов, которое производилось иностранцами. Вскрытия производились в армии, во флоте, в провинции вскрытия не производились. Проводились освидетельствования живых лиц с целью определения их пригодности к военной и другой государственной службе. В своде законов
Петра I «артикул воинский» 1715 год; впервые узаконено обязательное вскрытие трупов в случае насильственной смерти. С 1797 года во всех городах были учреждены врачебные управы, где эксперты исследовали трупы. С 1799 г. началось преподавание судебной медицины, в частности, в Петербурге (в Москве) на базе медико-хирургического училища, которое потом превратилось в военно-медицинскую академию, появляются первые учебники, активно ведется научная работа. Вместе с тем, следует отметить имена Российских ученых: хирурга Бусальского, знаменитого военно-полевого хирурга Пирогова, которые впервые составили атлас анатомии для судебных врачей. В работах Н.И. Пирого-ва изложено большое количество наблюдений во время военных действий и детально освещены различные виды травматизма (ранений). Состоявшаяся судебная реформа 1864 года, введение гласного судопроизводства оказали значительное влияние на развитие судебной медицины в России. Далее Устав уголовного судопроизводства определил права и обязанности судебных врачей. Кстати, уровень судебной медицины в России был относительно высок по сравнению с европейскими странами, и многие вопросы судебно-медицинской экспертизы были разработаны русскими медиками. Например, Цистович открыл особые свойства, отличающих кровь человека от крови животных, а Минаков занимался исследованием волос (новое). Профессор Минаков был одним из самых выдающихся судебных, экспертов, им более конкретно была определена мера их ответственности, обязанности и прав. Он вел преподавание судебной медицины на кафедрах медицинских институтов, возглавлял научную и практическую работу института судебной медицины в Москве.
В дальнейшем уже наиболее четко было сформулировано понятие судебно-медицинской экспертизы, как самостоятельного юридического института в уголовном процессе, охватывающего понятия эксперта как физического лица, осуществляющего процесс экспертного исследования и понятия экспертизы как действие эксперта, при этом заключения экспертов являлись самостоятельными видами доказательств по судебным делам. Заключение экспертов есть результат их деятельности в судебном деле. Следовательно, судебно-медицинская экс-
пертиза это исследование объектов, проводимых на основании постановления, с целью решения вопросов, возникающих в процессе расследования и рассмотрения уголовного или гражданского дела. При этом проведение судебно-медицинской экспертизы было определено рядом специальных статей Уголовного, Уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального кодексов. Отныне судебно-медицинской экспертизой (по настоящее время) стало называться применение медицинских и биологических знаний для разрешения вопросов, возникающих в практической деятельности органов дознания, следствия и суда на основе общих положений законов и кодексов. В отношении судебной экспертизы были разработаны и введены в действие общесоюзные инструкции, правила и методические указания о производстве судебно-медицинской экспертизы, утвержденные Министерством здравоохранения (Приказ № 694 от 21 июля 1978 года).
Таким образом, в совокупности, был накоплен огромный практический и научный материал, который сформировал, сформулировал, осуществил и определил по настоящее время две основные задачи судебной медицины:
1. Помощь органам правосудия;
2. Оказание лечебно-профилактической помощи населению.
Согласно приказу министра здравоохранения СССР № 166 от 10 апреля 1962 г. Были сформулированы требования к работникам судебно-медицинской экспертизы:
а) обсуждение судебно-медицинских случаев на клинико-анатомических конференциях, извещать органы здравоохранения о фактах грубого расхождения клинических и анатомических диагнозах и дефектах в лечебной работе;
б) производство анализов случаев скоропостижной смерти, транспортных травм, бытовых и промышленных отравлений, с целью проведения профилактических мероприятий и выявлению дефектов лечебной помощи.
Отныне и по настоящее время рекомендованы к применению и практикуются следующие методы судебной медицины:
1. Исследование трупов, что позволяет выявить причины и обстоятельства смерти, помогает раскрыть или исключить преступление и поэтому
играет выдающуюся роль в судебно-следственном процессе.
2. Исследование живых лиц — количественно это самый большой раздел работы, представляющий много трудностей. Сюда относятся всевозможные повреждения, заболевания, нарушение половой неприкосновенности и родов.
3. Лабораторные исследования в настоящее время занимают важное место при проведении различных видов экспертиз. Это гистологическое исследование, криоскопия, флюоресценция, физическая химия, моделирование в лабораторных условиях.
4. Эксперименты на животных, что особенно важно при изучении отравлений, асфиксий, биологических реакций.
5. Изучение судебно-следственных материалов, судебно-медицинский метод. Изучив документы, эксперт должен извлечь из них нужное для экспертизы и на основании этого дать определенное заключение.
На основании вышеприведенных исторических аспектов, в России пошагово была сформирована служба судебно-медицинской экспертизы, которая развиваясь, трансформируясь и совершенствуясь, претерпевает дальнейшее улучшение и возрастание научно-технического прогресса.
В настоящее время собственно судебно-медицинской экспертизой (как отдельной самостоятельной дисциплиной) принято называть научно-практическое исследование, производимое врачом
по постановлению органов следствия или определению суда для дачи заключения по медицинским и некоторым биологическим вопросам, возникающим в процессе расследования или судебного разбирательства уголовного или гражданского дела.
Литература
1. Альбицкий В.Ю. Казанский государственный медицинский университет: этапы двухвекового пути, итоги и задачи изучения его истории. / В.Ю. Альбицкий / Казанский медицинский журнал. 2006. № 4.
2. Загоскин Н.П. Врачи и врачебное дело в старинной Руси. / Н.П. Загоскин / Казань, 1891.
3. Керсновский А.А. История Русской армии. От Нарвы до Парижа. 1700—1814 годы. / А.А. Керсновский / М., 1992. Т. 1.
4. Красильников В.И. Актуальные проблемы здоровья юношей. / В.И. Красильников / Казань, 2001.
5. Красильников В.И. Актуальность здоровья экономически активного населения призывного возраста как основа государственного строительства. / В.И. Красильников / Казань, 2013.
6. Кузьмин М.К. История медицины. / М.К. Кузьмин / М., Медицина. 1978.
7. Четыркин Р.С. Опыт военно-медицинской полиции, или правила к сохранению здоровья солдат в сухопутной службе. Поступление на службу в рекрутство. СПб., 1834. Гл. 2.