Научная статья на тему 'Исторический ракурс закрепления состава преступления: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в российском уголовном законодательстве'

Исторический ракурс закрепления состава преступления: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в российском уголовном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1994
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ / УГОЛОВНОЕ УЛОЖЕНИЕ / ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ / СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ / ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ / CRIME AGAINST THE PERSONALITY / A CRIME AGAINST LIFE AND HEALTH / THE CRIMINAL CODE / INJURIES / SEVERITY / INFLICTION OF HARM TO HEALTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толмосов Иван Вячеславович

В настоящей статье рассмотрено законодательное закрепление в различных исторических источниках российского уголовного права преступлений против личности, в частности, преступлений против жизни и здоровья. Дан ретроспективный анализ понятийного аппарата, входящего в состав данного вида уголовных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical investigation of fixing of structure of a crime: deliberate causing heavy harm to health in the Russian criminal legislation

The author investigates the legislative fixing in various historical sources of the Russian criminal law of crimes against the personality, in particular, crimes against life and health. The retrospective analysis of the conceptual framework which is a part of this type of criminal offenses is given.

Текст научной работы на тему «Исторический ракурс закрепления состава преступления: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в российском уголовном законодательстве»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2013. № 1(13)

ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ: УМЫШЛЕННОЕ ПРИЧИНЕНИЕ ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

© И. В. Толмосов

Толмосов Иван Вячеславович магистрант

Самарской гуманитарной академии

помощник прокурора гор. Отрадный Самарской обл.

В настоящей статье рассмотрено законо&ательное закрепление в различных исторических источниках российского уголовного права преступлений против личности, в частности, преступлений против жизни и з&оровья. Аан ретроспективный анализ понятийного аппарата, вхо&ящего в состав &анного ви&а уголовных преступлений.

Ключевые слова: преступление против личности, преступление против жизни и з&оровья, Уголовное уложение, телесные повреж&ения, степень тяжести, причинение вре&а з&оровью.

Более чем тысячелетняя история отечественного уголовного права, основу которого, первоначально составляли преступления против личности, важнейшей составляющей которой выступали: жизнь и здоровье человека, берет своё начало с первых источников русского права. Общепринято считать ими тексты договоров между Древней Русью и Византией, законы Русской Правды Киевской Руси и других. Дальнейшее законодательное закрепление преступления против личности, жизни и здоровья человека, получили в Судебниках централизованного Московского государства, Уложениях о наказаниях уголовных и исправительных Российской империи времен Петра Великого и буржуазной монархии начала XX века [1].

Но только принятое в 1903 году Уголовное уложение впервые закрепило главу о преступлениях, непосредственно причиняю-

щим вред здоровью, под названием главы 23 «О телесном повреждении и насилии над личностью».

В тексте данного Уложения, в отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства, выделены определенные критерии при конструировании составов преступлений, в том числе и преступлений против здоровья. При этом, устанавливая ответственность за причинение телесного повреждения, Уложение понятие его не раскрывало, но подразделяло на виды по степени тяжести применительно:

• опасное для жизни (ст. 467),

• не опасное для жизни (ст. 468),

• легкое телесное повреждение (ст. 469).

Таким образом, уголовная ответственность за причинение телесных повреждений дифференцировалась в зависимости от вины и иных обстоятельств, влияющих как на смягчение, так и на усиление ответственности за них.

Революционные преобразования переходного периода, становления Советского государство первых лет определило необходимость в принятии нового Уголовного Кодекса. Так, Уголовной кодекс РСФСР 1922 г. преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности также поместил в отдельную главу, вслед за хозяйственными преступлениями и принял трехчленное деление телесных повреждений: тяжкие, менее тяжкие и легкие.

В тот период времени это было более прогрессивное определение, позволяющее точно определить степень вреда, причиненного здоровью пострадавшего, и, как следствие, более правильно дифференцировать ответственность виновных лиц. К тяжким телесным повреждениям Кодекс относил такие как: опасное для жизни расстройство здоровья, душевную болезнь, потерю зрения, слуха или какого-либо органа либо неизгладимое обезображивание лица. Под тяжким телесным повреждением, как квалифицирующим признаком, законодатель предусматривал смерть потерпевшего, причинение смерти путем истязаний или мучений, либо нанесением систематических, хотя бы и легких, телесных повреждений,

Приятый впоследствии, в 1926 году Уголовный кодекс РСФСР, прежде всего, существенно изменил место и систему телесных повреждений в уголовном законодательстве. Так, ранее действовавший УК делил данную категорию преступлений в зависимости от свойств объекта на пять разделов (убийство; телесные повреждения и насилие над личностью; оставление в опасности; преступления в области половых отношений и иные посягательства на личность и ее достоинства), то вступивший в действие УК 1926 г. от такой системы отказался, и все преступления, посягающие на жизнь, здоровье, честь и достоинство, личную свободу помещены в одну 6 главу.

При этом законодатель поделил телесные повреждения как преступления, посягающие на здоровье по степени тяжести на два вида: тяжкие (ст. 142) и легкие (ст. 143).

Разнообразность преступлений против личности, множественность

причиняемых телесных повреждений предопределило позицию законодателя на более детальную классификацию телесных повреждений, что нашло отражение в законодательное закрепление в нормах Уголовного кодекса РСФСР, принятого в 1960 г.

Вновь закрепленное трехчленное деление, представляло собой более совершенную систему преступлений против здоровья и ставящих в опасность жизнь и здоровье. Все эти преступления были объединены в одной главе третьей главе с преступлениями против жизни, против интересов несовершеннолетних, против чести, достоинства и личной тайны, с половыми преступлениями и помещены вслед за преступлениями против социалистической собственности. Кроме того, в преступлениях против телесных повреждений были уточнены признаки составов преступлений, введены некоторые новые составы, проведено трехчленное деление телесных повреждений на тяжкие (ст. 108), менее тяжкие (ст. 109) и легкие (ст. 112).

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. действовал до 1 января 1997 г. В переходный период в соответствии с Концепцией судебной реформы в демократической России был подготовлен и принят новый Уголовный кодекс РФ 1996 г.

Во вновь принятом Кодексе преступления против личности были помещены в главу 16 Особенной части.

С принятием нового Кодекса в юридической литературе стал дискуссионным вопрос о терминологии: в прежнем УК было закреплено понятие «телесные повреждения», в новом УК законодатель ушел от прежнего понятия и включил новую терминологию — «вред здоровью». Дискуссия ученых была связана прежде всего с оценкой последствий преступления, т.е, тем вредом, который причиняется виновными действиями субъекта преступления здоровью потерпевшего. При этом, нельзя согласиться с мнением М. Д. Шаргородского, который считает, что только некоторые составы преступлений против здоровья человека (связанные, например, с потерей руки, ноги, зрения и т.п.) являются материальными, другие же (например, нанесение удара, причинение раны) рассматриваются как формальные [2]. Думается, что и при потере конечностей: ноги, руки, или зрения, а также при ударе или нанесении раны здоровью потерпевшего причиняется, прежде всего, физический вред, который и является в каждом случае последствием рассматриваемых преступлений. Если же вреда здоровью потерпевшего не причинено (допустим, при оскорблении действием), нет и состава преступления против здоровья человека.

Понятие «вред здоровью» действующий УК РФ не раскрывает, вследствие чего оно стало предметом исследования уголовно-правовой науки, а также объектом толкования ведомственных нормативно-правовых актов.

В частности, согласно п. 2 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522) под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов

внешней среды [3].

Думается, если бы законодатель закрепил бы это положение в нормах Общей части УК РФ, то исключил бы его разнообразное толкование среди ученых и практических работников и обеспечил единообразное понимание данного термина в теоретической и практической юриспруденции. Пока же вопрос о содержании понятия «вред здоровью» остается в числе дискуссионных, так как ни об одной из возможных форм причинения вреда здоровью человека — телесных повреждениях, заболеваниях и патологических состояниях — в уголовном законе ничего не говорится. В этом состоит существенный дефект юридической конструкции составов преступлений против здоровья человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. См. подробнее: Уголовное право России. Общая и Особенная части : учебник / под ред. В. К. Дуюнова — М., 2012. — С. 16—22.

2. См.: Шаргородский, М. Д. Ответственность за преступления против личности. — Л., 1953. — С. 48.

3. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 года № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // СЗ РФ. — 2007. — № 35. — Ст. 4308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.