состоит из множества народов (этнических общностей).
Глобализация мира делает историю и культуру — фундамент, на котором строится нация, всеобщими, однако и локальная специфи-
кация по-прежнему, занимает важное место. Население Земли, можно сказать, складывается в мультикультурную цивилизационную нацию, которая не отменяет локальную идентификацию по гражданской отнесённости.
Примечания
1. Великая хартия вольностей // Памятники истории Англии XI—XIII вв. : Русский и латинский тексты Великой хартии вольностей и других документов / перевод и введение акад. Д. М. Петрушевского. Москва : Соцэкгиз, 1936. С. 96—117.
2. Время, вперед! : культурная политика в СССР / под ред. Ирины Глущенко, Виталия Куренного. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. 267 с.
3. Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики : коллективная монография / под ред. М. Б. Погребинского и А. К. Толпыго. Москва : Весь Мир, 2013. 400 с.
4. тёрнборн г. Мультикультурные общества / перевод с английского Ирины Тартаковской // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1, № 1. С. 50—67.
References
1. Velikaya khartiya vol'nostei [Great Charter of liberties]. In: Petrushevsky L. M., translator Pamyatniki istorii Anglii XI—XIII vv.: Russkii i latinskii teksty velikoi khartii vol'nostei i drugikh dokumentov [Monuments of history XI—Xiii of England of centuries: russian and Latin texts of the Great charter of liberties and other documents]. Moscow, 1936. Pp. 96—117.
2. Glushchenko I., Kurennoi V., ed. vremya, vpered! : kul'turnaya politika v sssR [Time, forward!: cultural policy in the UssR]. Moscow, Publishing house of Higher School of Economics, 2013. 267 p.
3. Pogrebinsky M. B., Tolpygo A. K., ed. Krizis mul'tikul'turalizma i problemy natsional'noi politiki [crisis of multiculturalism and problem of national policy]. Moscow, Ves Mir Publishers, 2013. 400 p.
4. Therborn G. Multicultural Societies. russian sociological review. 2001, vol. 1, No. 1, pp. 50—67 (in Russian).
( ¿/ССТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В РОССИИ
УДК 316.3
Л. А. Стадникова
Орловский государственный институт культуры
В статье рассмотрены культурно-исторические факторы, сыгравшие важную роль в формировании национального самосознания в жизни русского народа. На примере различных эпох раскрыто значение истории, литературы, культуры в формировании национального самосознания в России. Автор раскрывает аспекты, относящиеся к историческим и культурным детерминантам национального самосознания русского народа, указывает на исторические факты, оказавшие огромное влияние на формирование национального самосознания в России. В заключение статьи автор предлагает своё видение по формированию национального самосознания в России и особую роль в этом вопросе отводит подрастающему поколению.
ключевые слова: национальное самосознание, праздник, национальные ценности, национальный интерес, национальный характер.
СТАДНИКОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА — аспирантка кафедры социально-культурной деятельности, старший преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений факультета СКД Орловского государственного института культуры
STADNIKOVA LARISA ANATOLYEVNA — doctoral student of Department of social and cultural activities, senior
teacher of Department of directing theatrical performances, Faculty of Social and Cultural activity, Orel State Institute 79
of Culture
e-mail: [email protected] © Стадникова Л. А., 2015
L. A. Stadnikova
Orel State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Leskova str., 15, 302020, Orel, Orel region, Russian Federation
HISTORICAL APPROACH TO THE PROBLEM OF FORMATION OF NATIONAL CONSCIOUSNESS IN RUSSIA
The article describes the cultural and historical factors that played an important role in the formation of national consciousness in the life of the Russian people. For example, different eras reveal the importance of history, literature, culture in the formation of national consciousness in Russia. The author reveals aspects relating to the historical and cultural determinants of national consciousness of the Russian people, indicates the historical facts, which had a huge importance in the formation of national consciousness in Russia. In conclusion, the article author offers his vision on the formation of national identity in Russia, and a special role in this matter attaches to the younger generation. Keywords: national identity, holiday, national values, national interest, national nature.
Национальное самосознание русского народа формировалось на протяжении многих веков. К историческим и культурным детерминантам национального самосознания относятся традиции народа, историческое прошлое, обычаи и нормы поведения, предания, зафиксированные в устной (фольклор) и письменной форме, памятники культуры и искусства, национальный язык. Они являются важной движущей силой в формировании национального самосознания любой нации. одним из факторов формирования национального самосознания является национальный интерес.
По мнению В. Г. Красько, национальный интерес отражает ценности этнической общности, служит сохранению её единства, а также является важной движущей силой деятельности, как отдельных членов нации, так и государства в целом. национальный интерес для русского народа всегда выражался в стремлении жить в мире, дружбе, оказывать взаимопомощь братским народам.
В основе национальных интересов, как пишет в. г. Красько, лежат ценности нации. К ним относятся: национальный язык, вкусы, культура, религия, национальная гордость и сам народ. «Ценности нации являются совокупностью духовных идеалов её представителей, в которых находит отражение своеобразие исторического развития и культуры» [3]. Ценности нации оказывают огромное влияние на формирование национального самосознания подрастающего поколения.
национальное самосознание формировалось на протяжении веков — это любовь к Родине, потребность совместно разделить судьбу, поддерживать её интересы, культуру, традиции, быт, нравы, язык. особое внимание русский человек уделял своим истокам, традициям, что во многом обусловило богатство русского фольклора и уникальность памятников культуры, дошедших до наших времён.
Величие России во многом зиждется на византийских основах [4]. Особенностью византийской (а позже и русской) традиции являлось то, что содержание здесь всегда ставилось выше формы. Эта черта проявилась не только в вопросах веры, но и в особенностях быта, в котором господствовали простота жилища, неизысканность пищи, незамысловатость одежды. Последнее не было свидетельством бедности, а скорее, признаком доминирования содержания над формой. «Даровав святую веру нашим предкам, Византия сообщила им вместе с этим и массу других культурных приобретений: письменность, священный язык, богослужение, государственное устройство», — считает Ф. И. Успенский [8]. За изменением духовного содержания новой Руси неизменно следовало и физическое, внешнее её изменение. С. Ф. Платонов отмечает, что «повсюду стали строиться монастыри и храмы, ставшие сосредоточением культурной жизни славянского общества» [6]. Христианизация Руси и разделение церквей на восточную православную и западную католи-
ческую завершилась к XIII веку.
нашествие татар, нападение немецких крестоносцев мешали единению русского государства. Сплочённость укрепилась лишь к XV веку, во многом благодаря сергию Радонежскому, сделавшему очень многое для усиления нравственного влияния православия на современников. Уже к XIV—XV векам на Руси сложился особый идеал благочестия и святости. Тогда с особой чёткостью определилась и особая черта русского человека — следование Христу, стремление брать заботы у других, милосердие и сочувствие к страждущим.
Реформы Петра I подготовили почву для подъёма национальной культуры и появления плеяды просветителей XVIII века, которые способствовали формированию национального самосознания русского общества. Возрастал интерес к древней истории (В. К. Татищев «История Российская»). М. В. Ломоносов в «Древней Российской истории...» на примере восточных славян исследовал генезис русского народа. В век просвещения н. н. новиков печатает «Древнюю российскую вив-лиофику», собрание архивных сочинений по истории России. М. М. Херасков сочинил поэму «Россиада» о взятии Казани. Историк н. М. Карамзин создал «Историю государства Российского» в 12-ти томах (последний том дописывал Д. Н. Блуднов по запискам Карамзина). Поэты XVIII века В. К. Тредиа-ковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов в своих произведениях прославляют Отчизну, воспитывая национальную гордость русского народа.
Как особый этап в развитии национального самосознания можно рассматривать борьбу передовой части дворянства против бироновщины. А. Волынский, А. Ф. Хрущев, П. М. Еропкин, П. И. Мусин-Пушкин, М. В. Ломоносов выступали за русскую науку и против иностранного засилья в Академии наук. В XVIII веке в общественной жизни возрастает значимость литературы и искусства. Сатирические издания Н. И. Новикова, Н. А. Крылова, Д. И. Фонвизина высмеивают низкопоклонство дворянства перед Европой. горечью утраты
чувства национального достоинства пронизано произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Исторические сюжеты появляются в изобразительном искусстве (Г. И. Угрюмов, А. П. Лосенко, Ф. Шубин). В 1801 году в Петербурге создаётся Вольное общество любителей словесности, наук, художеств, в которое вошли И. П. Панин, И. М. Борн, А. Х. Хвостов. Представители Вольного общества выступали за развитие национальной культуры, пропагандировали изучение национального фольклора, языка, обычаев, обрядов.
Огромную роль в становлении национального самосознания общества сыграл 1812 год. Весь русский народ, невзирая на сословную принадлежность, встал на защиту Отечества. Народная тема звучит в музыке М. Глинки, А. С. Даргомыжского, в репертуаре театров появляются новые постановки: «Горе от ума», «Ревизор». Историческая тема ярко проявляется в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1845 году создаётся Географическое общество по изучению народной жизни, занимающееся «собиранием памятников русской старины для воспитания законной гордости русских своей культурой, своим народом, своей страной» [1]. Так культура оказывает значимое влияние на формирование русского национального характера.
Помимо выдающихся деятелей литературы, культуры, многие учёные, академики уделяли повышенное внимание вопросам жизнедеятельности нации, раскрывая особенности национального характера. Например, выдающийся филолог, историк культуры Д. С. Лихачев в своих заметках исследует отдельные реалии, явления, закономерности, особенности, условия жизни, которые он называет признаками русского — русского в характере народа, русского в характере природы, городов, искусства и пр. На основе данных признаков он создаёт свой известный очерк о русском национальном характере. Заметим, что характерными особенностями высказываний Д. С. Лихачева о национальных особенностях явля-
ются приподнятая тональность, благоговение и умиление, которые иногда заменяют автору аргументацию: «... сколько в русском языке слов с корнем "род": родной, родник, родинка, народ, природа, родина. И "порода" — лучшее, что даёт природа в совокупных усилиях с человеком, даже камни принадлежат к какой-нибудь породе» [5].
Особенным в авторском восприятии Д. С. Лихачева является взаимодействие человека и природы. По мнению выдающегося историка культуры, на практике это взаимодействие перерождается в замкнутый круг: природа заложила в русскую душу любовь к свободе. Русскому человеку нравится открытое пространство (луг, поле), он начинает своей хозяйственной деятельностью «открывать» и «разглаживать» землю и т.д. Русский пейзаж в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в неё человек. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали её человечность и приволье.
Опираясь на природу русской души, известный философ Н. А. Бердяев приходит к мнению о существовании «двух подходах общественного сознания — одного, тяготеющего к замкнутости, к отгораживанию, исключению из круга солидарности людей другого языка, культуры, духовных традиций, и вто-
рого, благоприятствующего открытости, вовлечению в круг солидарности, общности интересов людей иных культурных миров. Но сталкиваясь, эти подходы не вытесняют до конца друг друга ни в общественном сознании, ни в сознании отдельного человека. Они длительное время существуют, причём временами доминирующим оказывается то этнический фактор, то национальный» [2].
Национальное самосознание — это знание о себе как об уникальной, неповторимой и особенной национальной общности. Национальное самосознание имеет сложную структуру и состоит из нескольких ядер, из которых берут своё начало основные направления этого феномена. Национальное самосознание формируется под воздействием истории нации и знаний этой истории. Оно покоится в свойствах человеческой памяти, национальную историю которой нам предстоит научиться передавать из поколения в поколения.
К сожалению, после перестройки в стране наблюдается кризис национального самосознания. Утрата ценностных ориентиров у некоторых граждан России, исторически идентифицировавших себя с государством, затрудняют начавшиеся в стране преобразования. Сегодня перед нашей страной стоит главная задача — сохранение общенационального единства, духовное оздоровления общества, что невозможно достичь без формирования национального самосознания подрастающего поколения.
Примечания
1. Бакланова Т. И, Стрельцова Е. Ю. Народная художественная культура : учебник для студентов вузов культуры и искусств. Москва : МГУКИ, 2000. 412 с.
2. Бердяев Н. А. Душа России // Русская идея : Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века ; Судьба России. Москва : Сварог и К, 1997. С. 296—312.
3. Красько В. Г. Этническая психология : учебное пособие. Москва : Академия, 2007. 81 с.
4. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство : сборник статей. Москва : АСТ : Хранитель, 2007.
5. Лихачев Д. С. Природа, родник, родина, просто доброта // Заметки о русском. Санкт-Петербург, 1998.
6. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. Издание 10. Петроград, 1917.
7. Соловьев В. Россия и вселенская церковь. Брюсель, 1969. Т. XI. 150 с.
8. Успенский Ф. И. История Византийской империи. Москва : Астрель, 2011. Т. 5. 272 с.
References
1. Baklanova T. I., Strel'tsova E. Yu. Narodnaya khudozhestvennaya kultura [Folk Art Culture]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2002. 412 p.
2. Berdyaev N. A. Dusha Rossii [Soul of Russia]. Russkaya ideya: osnovnye problemy russkoi mysli XiX veka i nachala XX veka ; sudba rossii [russian idea: Main problems of the russian thought of the XiX century and beginning of the XX century; Destiny of russia]. Moscow, Svarog and K. Publ., 1997. Pp. 296—312.
3. Kras'ko V. G. Etnicheskaya psykhologiya [Ethnic psychology]. Moscow, Publishing house "Academia", 2007. 81 p.
4. Leontyev K. N. vizantizm i slavyanstvo [Byzantium and slavdom]. Moscow, AST : Khranitel' Publ., 2007.
5. Likhachev D. S. Priroda, rodnik, rodina, prosto dobrota [Nature, Spring, Home, just Kindness]. Zametki o russkom [Notes on the russian]. St. Petersburg, 1998.
6. Platonov S. F. Polnyi kurs lektsii po russkoi istorii [a full course of lectures on russian History]. 10th edition. Petrograd, 1917.
7. Solovyev V. rossiya i vselenskaya Tserkov', tom Xi [russia and the Universal church, vol. Xi]. Brussels, 1969. 150 p.
8. Uspensky F. I. isoriya vizantiyskoy imperii, tom 5 [History of the Byzantine empire, vol. 5]. Moscow, AST : Astrel' Publ., 2011. 272 p.
УХОВНЫЕ основы СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
УДК 930.85
Л. С. Зорилова
Московский государственный институт культуры
Данная статья посвящена проблемам становления музыкального искусства, различных музыкальных школ в эпоху Возрождения в западной Европе. Одной из ключевых особенностей этого сложного процесса явилось взаимодействие культуры, науки, различных видов искусств, а также изменения, происходящие в духовной культуре различных европейских стран. Духовная культура данного периода, возрождая античность, идеи гуманизма, направляла личность к совершенству, созиданию и творчеству, но для этого ей необходимо было много учиться, трудиться, искать наиболее эффективное, чтобы добиться высокого мастерства. Эти изменения существенно повлияли и на музыкальные школы, которые должны были уйти от схоластического освоения музыкального искусства, найти новые идеи для фантазий, эмоционального отражения мира, поиска совершенства, постичь истинные ценности и идеалы красоты, любви, свободы, без которых уже не мыслилось истинное Возрождение.
ключевые слова: духовная культура, музыкальное искусство, музыкальная школа, эпоха Возрождения, творчество, созидание, совершенство, идеал, личность.
L. S. Zorilova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
SPIRITUAL BASES OF FORMATION OF MUSIC SCHOOL OF AN ERA OF THE RENAISSANCE IN WESTERN EUROPE
This article is devoted to the problems of formation of musical art, various schools of music during the Renaissance in Western Europe. One of the key features of this complex process was the interaction of culture, science, various kinds of art, as well as changes in the spiritual culture of different European countries. Spiritual culture of this period, reviving the antiquity, the ideas of humanism, directed
ЗОРИЛОВА ЛАРИСА СЕРГЕЕВНА — доктор культурологии, профессор, декан факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры, член Союза писателей России, член-коррес- 83
пондент Международной академии наук педагогического образования, Почётный работник высшей школы ZORILOVA LARISA SERGEEVNA — Full Doctor of Cultural Studies, Professor, Dean of Faculty of Musical Arts,
Moscow State Institute of Culture _
e-mail: [email protected]
© Зорилова Л. С., 2015