Научная статья на тему 'Теоретические аспекты воспитания национального самосознания личности в процессе изучения иностранного языка'

Теоретические аспекты воспитания национального самосознания личности в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / NATION / NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / NATIONAL CHARACTER / EDUCATION / CULTURE / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздева Елена Николаевна, Логинова Елена Геннадьевна

Происходящие в России и мировом сообществе процессы глобализации и интеграции, с одной стороны, способствуют росту культурных контактов, взаимообогащению культур, с другой вносят вклад в разрушение основ национально-культурного единства общества. Это обстоятельство ведёт к маргинализации сознания, нетерпимости к другим народам и их культурам. Данная ситуация актуализирует проблему воспитания национального самосознания подрастающего поколения. В отечественной науке вопросы «национального духа», «национального характера», «национального самосознания» волновали умы многих исследователей. В статье представлен анализ воззрений представителей как философской мысли, так и педагогической. Авторы анализируют сущность феномена «национальное самосознание», его структуру, которая включает в себя эмоционально-ценностные представления и отношения, информационно-культурологические знания и мировоззренческо-поведенческие установки. На основании данного анализа обосновываются условия, которые необходимы для воспитания национального самосознания, главным из которых является вживание личности в пространство собственной культуры. Наиболее эффективно этот процесс протекает при наличии другой культуры, взаимодействие с которой помогает осознать себя в своей родной культуре. В статье показана роль изучения иностранного языка в становлении национального самосознания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвоздева Елена Николаевна, Логинова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects of Person’s National Consciousness Formation in the Process of Foreign Language Learning

Globalisation and integration processes taking place in Russia and the world community contribute to the growth of cultural contacts and mutual cultural enrichment on the one hand, and they are able to destroy the foundations of national and cultural unity of a society on the other hand. This circumstance results in the consciousness marginalisation and intolerance towards other peoples and their cultures. This situation actualizes the problem of national self-consciousness development of the younger generation. The questions of “national spirit”, “national character”, and “national selfconsciousness” exercised the minds of many Russian scientists. The article presents the ideas of both representatives of philosophy and pedagogues. The authors analyze the essence of national self-consciousness, its structure, which includes emotional and value representations and attitudes, information and cultural knowledge and worldview and behavioral attitudes. Based on this analysis, the conditions necessary for the national consciousness formation are identified. The main one is persons' integration into the space of their culture. This process becomes more effective in the presence of another culture. The interaction with it helps students to realize themselves in their own culture. The authors investigate the role of foreign language learning in this process.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты воспитания национального самосознания личности в процессе изучения иностранного языка»

http://www.uchzap.com

ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА NATIONAL PEDAGOGY

УДК 371:378

DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-5-82-88

Елена Николаевна Гвоздева1,

кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский институт железнодорожного транспорта -филиал Иркутского государственного университета путей сообщения (672040, Россия, г. Чита, ул. Магистральная, 11),

e-mail: gwelena@mail.ru

Елена Геннадьевна Логинова2,

кандидат философских наук, Забайкальский институт железнодорожного транспорта -филиал Иркутского государственного университета путей сообщения (672040, Россия, г. Чита, ул. Магистральная, 11), e-mail: elena_loginova@inbox.ru

Теоретические аспекты воспитания национального самосознания личности в процессе изучения иностранного языка

Происходящие в России и мировом сообществе процессы глобализации и интеграции, с одной стороны, способствуют росту культурных контактов, взаимообогащению культур, с другой - вносят вклад в разрушение основ национально-культурного единства общества. Это обстоятельство ведёт к маргинализации сознания, нетерпимости к другим народам и их культурам. Данная ситуация актуализирует проблему воспитания национального самосознания подрастающего поколения. В отечественной науке вопросы «национального духа», «национального характера», «национального самосознания» волновали умы многих исследователей. В статье представлен анализ воззрений представителей как философской мысли, так и педагогической. Авторы анализируют сущность феномена «национальное самосознание», его структуру, которая включает в себя эмоционально-ценностные представления и отношения, информационно-культурологические знания и мировоззренческо-поведенческие установки. На основании данного анализа обосновываются условия, которые необходимы для воспитания национального самосознания, главным из которых является вживание личности в пространство собственной культуры. Наиболее эффективно этот процесс протекает при наличии другой культуры, взаимодействие с которой помогает осознать себя в своей родной культуре. В статье показана роль изучения иностранного языка в становлении национального самосознания личности.

Ключевые слова: нация, национальное самосознание, национальный характер, воспитание, культура, иностранный язык

1 Е. Н. Гвоздева - организатор исследования, определяет концепцию, формулирует выводы коллективного исследования, оформляет текст статьи.

2 Е. Г. Логинова - организатор исследования, определяет логику его проведения и анализа, оформляет текст

статьи.

82

© Гзоздева Е. Н, Логинова Е. Г., 2018

Введение. События, происходящие в социальной и политической сферах нашего государства, в значительной степени актуализируют проблему сохранения самобытности и уникальности национальной культуры, а также национального единства. Становится очевидным, что на сегодняшний день межнациональные отношения представляют собой одну из самых сложных областей общественной жизни нашего государства. Вследствие чего воспитание личности с активной социальной позицией становится одной из наиболее значимых стратегий современного образования. Сегодня в обществе востребованы граждане, готовые к сохранению и приумножению духовных ценностей родной культуры. В то же время это должен быть человек с высокой культурой межнационального общения, так как стремление к сохранению социокультурный идентичности личности должно параллельно сопровождаться процессами сближения и взаимного проникновения различных культур. Только таким образом можно избежать проявлений расизма, национального шовинизма, религиозной нетерпимости. Люди, способные преодолевать стереотипы национально самосознания, продуктивно выстраивают диалогические отношения с представителями других культур, не теряя собственной культурной идентичности. Одним из возможных путей решения данной задачи является организация воспитания национального самосознания студентов вузов как будущих представителей тех социальных групп, которые понесут духовые ценности другим членам нашего общества.

Методология и методы исследования. В качестве методологической основы исследования выступили идеи культурологического подхода, определяющие культуру как важнейшее условие становления и развития личности.

Феномен национального самосознания становился предметом изучения представителей различных отраслей научного знания. Философская составляющая данной проблематики отражена в трудах таких учёных, как Р. Г. Абдулатипов, Ю. В. Арутюнян, Г. Е. Гле-зерман, М. С. Джунусов, С. Т. Калтахчан, И. С. Кон, А. Г. Спиркин, К. Н. Хабибуллин и др. Вопросы структурных компонентов исследуемого явления рассматривали в своих работах многие зарубежные и отечественные этнологи и социологи (Ю. В. Арутюнян, Ю. В. Бромлей, Л. М. Дробижева, М. Мид и

др.). Национальное самосознание как одна из составляющих самосознания личности раскрывается в исследованиях ряда психологов (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. С. Мерлин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), которые указывали на активное личностное начало в процессе становления субъекта, принадлежащего к той или иной национальной общности.

Педагогический базис процесса воспитания национального самосознания формируют идеи гуманистического подхода в воспитании личности (С. И. Гессен, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлин-ский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) и приобщения учащегося к ценностям национальной культуры в процессе воспитания (Б. М. Бим-Бад, О. С. Газман, Б. С. Гершунский, В. А. Ко-былянский, В. Ю. Троицкий, В. Ю. Хотинец, В. Д. Шадриков, Е. А. Ямбург и др.).

Чаще всего проблема воспитания национального самосознания исследуется в контексте средств, предоставляемых непосредственно национальной культурой (традиции, обычаи, декоративно-прикладное искусство и др.). В то же время наблюдаемая социокультурный ситуация, характеризующаяся повышенным интересом к овладению иностранными языками, значительно расширяет инструментарий воспитания данного феномена, поэтому целью работы является выявление и теоретическое обоснование педагогических условий воспитания национального самосознания личности в процессе изучения иностранного языка.

Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования, как сравнительно-сопоставительный анализ, теоретический анализ и синтез при обобщении литературных источников по теме исследования.

В ходе исследования был выявлен генезис разработки проблемы воспитания национального самосознания, на основании чего были теоретически обоснованы условия, необходимые для его эффективного формирования при изучении иностранного языка и иноязычной культуры.

Результаты исследования и их обсуждение. Национальное самосознание есть «комплекс представлений национальности о самой себе (в том числе и принадлежности к ней), её осознанных интересов, ценностных ориентаций и установок по отношению к другим национальностям» [2, с. 57].

На протяжении всей истории развития человечества учёная мысль пыталась объяснить сущность национального духа или национального характера. Мыслители Античности наделяли особой субстанцией, которую они называли душой, не только отдельного человека, но и целый народ. Изучение народной души, народного духа не прекращалось и в период Средневековья. Выделение в XIX веке психологии в самостоятельную отрасль научного знания привело к тому, что ряд психологов (В. Вундт, М. Лацарус, Х. Штейнталь и др.) высказывались за становление «психологии народов» в качестве отдельного направления. Это в свою очередь интенсифицировало исследование проблемы национального самосознания. В. Вундт определил народную душу как сумму энергии представителей этнической общности, находящихся в духовном взаимодействии. Исследователь указал на значимость языка и традиций, формирующих психологию народов. «В языках, мифах и обычаях повторяются, как бы на высших ступенях развития, те же элементы, из которых состоят данные, наличные состояния индивидуального сознания» [3, с. 31].

Многие отечественные мыслители (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Г. П. Федотов и др.), которых волновала проблема воспитания национального самосознания, также указывали на национальные культурные ценности как на главные детерминанты национального характера [1; 5]. Передовая педагогическая мысль России всегда чутко реагировала на преобразования в обществе. Так, изменения социальных и экономических условий во второй половине XIX века, связанные с развитием капиталистического производства и формированием новых социальных групп, послужили толчком для актуализации идей сохранения национальной самобытности российского общества и, как следствие, способствовали выработке новой концепции образования. Эта концепция должна была привести образование к слиянию правильного, основательного образования с «глубоким убеждением и тёплой верой в истинно русские охранительные начала Православия и Народности, составляющие последний якорь нашего спасения и важнейший залог силы и величия нашего отечества» [6, с. 230]. Таким образом, были заложены основы разработки идеи национального образования.

Огромное влияние на формирование основ национального образования в целом и национально самосознания в частности оказали воззрения представителей славянофильства (К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков и др.), которые отстаивали самобытность духовно-исторического прогресса России. Так, А. С. Хомяков указывал на то, что полноценное развитие личности - это становление её общечеловеческого достоинства в соответствии с данными ему от природы особенностями: «Разумное развитие народа есть возведение до общечеловеческого значения того типа, который скрывался в самом корне народного бытия» [11, с. 44].

Воспитание национального самосознания тесно связано с идеей создания русской национальной школы, за которую ратовали такие выдающиеся русские педагоги, как Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, С. А. Рачин-ский, В. Я. Стоюнин, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушин-ский и др. Так, К. Д. Ушинский полагал, что воспитание и образование должны выстраиваться, прежде всего, на основе национальной идеи и национальной культуры, которая, в свою очередь, выступает условием целостного развития личности [9]. Педагог настаивал на том, что воспитание, оторванное от национальных корней, ведёт к отчуждению как отдельного человека, так и целых социальных групп от народа, поэтому только национальное воспитание способно сохранить этническую самобытность.

Роль приобщения к культурным ценностям в процессе воспитания личности освещается в работах В. В. Розанова, который считал, что изучение своей родной культуры должно выступать основой любой национальной системы образования, так как только такая школа способна воспитать настоящих граждан. Культура формирует высшее достоинство человека, «...культура есть синтез всего желаемого в истории: из неё ничто не исключается, в неё одинаково входят религия, государство, искусство, семья, наконец, весь склад жизни личной и общественной» [7, с. 26]. Следовательно, воспитание гражданина с развитым национальным самосознанием должно осуществляться через укоренение в культурной среде, что предполагает интериоризацию ценностей родной культуры.

Заслуживают внимания воззрения В. Н. Сороки-Росинского, который занимался

проблемой воспитания культуры национального чувства. Педагог писал, что воспитание, направленное на развитие психической активности учащегося, должно основываться на национальной педагогической традиции. Такое воспитание «должно опираться на то, что связывает единичного человека с его нацией, должно развивать в его душе то, что может слить индивидуальность с духом народа» [8, с. 115]. При этом национальную культуру В. Н. Сорока-Росинский считал высшим проявлением духовной жизни нации.

Однако не только родная культура выступает источником воспитания национального самосознания, но и культура других народов, поскольку, как и самосознание личности, национальное самосознание формируется в процессе выделения себя из ряда других. На взаимосвязь общечеловеческого и национального начал указывал П. Ф. Капте-рев, который настаивал на первостепенности общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, привитие которых происходит в конкретном национально обусловленном воспитании.

Таким образом, русскими мыслителями и педагогами были разработаны концептуальные принципы национального воспитания, целью которого должно быть укоренение ребёнка в культурной среде своего народа. Такое воспитание должно быть соотнесённым с потребностями определённой нации, соответствовать её характеру, истории, особенностям психологического склада. Данные принципы служат базисом для воспитания национального самосознания личности.

Анализ источников показал, что структура национального самосознания остаётся одним из самых дискуссионных вопросов в изучении данного феномена. Мы считаем, что наиболее полная характеристика его составных элементов предложена в исследовании отечественного педагога Ф. Ф. Харисова, который выделяет информационно-культурологический, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный компоненты [10, с. 23].

Информационно-культурологический компонент представляет собой совокупность всего того, что формирует содержание национальной культуры и истории народа: история нации, её языковая культура, особенности национального характера, традиционно исповедуемые религии, нравственные и эстетические ценности, традиции и обычаи, этикет,

фольклор, своеобразие стиля национальной одежды, национальные праздники, игры, танцы, семейно-бытовые стереотипы, национальная литература и изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, национальная архитектура и др. Эмоционально-ценностный (аксиологический) компонент - это эмоционально-чувственная сфера национального самосознания, которая не только определяет отношение личности к культурному наследию своего народа, но и отвечает за самоопределение самого себя в качестве представителя этого народа. Поведенческо-деятельностный компонент отражает психологическую готовность личности действовать и реагировать согласно этнокультурным нормам своего народа, а также реализовывать себя в области национальной культуры и за её пределами. Таким образом, при построении процесса воспитания национального самосознания необходимо учитывать, что исследуемый феномен является сложным многокомпонентным феноменом. Целенаправленное воспитание национального самосознания должно происходить с учётом всех его составляющих, то есть включать мероприятия, которые будут воздействовать на все три компонента.

Анализ литературы показывает, что становление национального самосознания протекает в процессе приобщения личности к национальной культуре. При этом следует учитывать необходимость наличия другой культуры для осознания себя в своей, поскольку как познание культуры происходит на границе с другой культурой, так и познание себя в качестве носителя этой культуры осуществляется в контакте с другими культурными явлениями. Мы только тогда понимаем свою уникальность, когда видим свою несхожесть с другими, т.е. срабатывает принцип противопоставления «мы - они», поэтому характер и эффективность развития национального самосознания зависят от интенсивности взаимоотношений с другими нациями.

Наибольшие возможности для встречи с другой культурой предоставляет изучение иностранного языка, так как язык в современных условиях выступает не только в качестве средства общения, но и играет роль входной двери в культурное поле другого народа, его менталитет. Изучение иностранного языка имеет огромное преимущество в сфере содействия духовному и интеллектуальному развитию личности в диалоге культур. Изу-

чение иной культуры, познание чужой мен-тальности, с одной стороны, способствуют обогащению субъективной картины мира, формированию иного образа мыслей, новой иерархии ценностей, диалогическому отношению к инокультурным реалиям; с другой стороны, познавая чужую культуру, человек лучше узнаёт свою родную, глубже осознаёт свою привязанность и принадлежность к ней. Диалогическое взаимодействие культур влечёт за собой усиление процесса культурной идентификации. Следовательно, изучение иностранного языка представляет собой эффективное средство воспитания национального самосознания, так как предполагает знакомство с иноязычной культурой, которая, вступая в диалогические отношения с родной культурой, выступает в роли значимого для формирования самосознания Другого.

Анализ работ, отражающих взаимосвязь языка и культуры (Ю. В. Бромлей, Е. М. Верещагин, В. Гумбольд, В. Л. Козлов, Л. Б. Щерба и др.), даёт основания видеть в языке первооснову национальной культуры. Л. Б. Щерба, сравнивая язык с духом народа, отмечал, что в языке любого народа отражена его культура [12, с. 56]. Поскольку язык есть способ экстериоризации культуры, то иноязычную культуру можно с полным правом назвать педагогическим средством, способствующим решению воспитательных задач.

Соотнесение родной культуры с культурой других этнических сообщностей, осознание её особенностей могут помочь в становлении настоящего гражданина Отечества. Соприкосновение родной и иноязычной культуры в процессе изучения иностранного языка способствует формированию социо-

культурных ориентаций обучающихся. Вслед за С. Г. Тер-Минасовой мы считаем, что язык формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение, менталитет, национальный характер, идеологию [4]. Изучение иностранного языка предоставляет широкие возможности для соприкосновения культур, поскольку процесс его освоения включает в себя не только языковые явления, но и страноведческие данные. Обучающиеся знакомятся с культурными реалиями других стран и народов, изучают их историю, особенности психологического склада, традиции, обычаи, искусство и т. д. Существующие стереотипы и автостереотипы заставляет человека сравнивать себя с другими, поэтому и новая культурологическая информация также подвергается сравнению. Задача педагога состоит в том, чтобы процесс сопоставления сделать целенаправленным.

Заключение. Таким образом, основным условием становления национального самосознания является приобщение личности к национальным культурным ценностям, которые, будучи усвоены, формируют устойчивые структуры человеческой психики, в том числе и национальное самосознание. Его формирование основывается на сопоставлении как механизме выделения себя из ряда других, что предполагает наличие другой культуры, познавая которую человек глубже проникает в свою родную культуру. В процессе изучения иностранного языка происходит расширение и углубление знаний о культуре своего народа, формирование ценностного отношения к её феноменам, которые приобретают личностные смыслы. Все эти условия ведут непосредственно к формированию национального самосознания.

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Сов. писатель, 1990. 346 с.

2. Бромлей Ю. В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988.

208 с.

3. Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912. 132 с.

4. Гвоздева Е. Н. Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Чита, 2006. 190 с.

5. Ильин И. А. О путях России // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: в 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994. 685 с.

6. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802-1902). СПб.: М-во народного просвещения, 1902. 785 с.

7. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М.: Наука, 1990. 512 с.

8. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы // Педагогические сочинения / В. Н. Сорока-Росинский. М.: Педагогика, 1991. С. 55-125.

9. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н. А. Сундуков. М.: Просвещение, 1968. 557 с.

10. Харисов Ф. Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1995. 186 с.

11. Хомяков А. С. Семирамида // Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Медиум, 1995. С. 15-446.

12. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе: общие вопросы методики / под ред. И. В. Рахманова. Изд. 2-е. М.: Высш. шк., 1974. 112 с.

Статья поступила в редакцию 05.09.2018; принята к публикации 30.09.2018

Библиографическое описание статьи

Гвоздева Е. Н., Логинова Е. Г. Теоретические аспекты воспитания национального самосознания личности в процессе изучения иностранного языка // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 5. С. 82-88. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-5-82-88.

Elena N. Gvozdeva1,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal Railway Transport Institute -Branch of Irkutsk State Transport University (11, Magistralnaya st., Chita, 672040, Russia), e-mail: gwelena@mail.ru

Elena G. Loginova2,

Candidate of Philosophy, Transbaikal Railway Transport Institute -Branch of Irkutsk State Transport University (11, Magistralnaya st., Chita, 672040, Russia), e-mail: elena_loginova@inbox.ru

Theoretical Aspects of Person's National Consciousness Formation in the Process of Foreign Language Learning

Globalisation and integration processes taking place in Russia and the world community contribute to the growth of cultural contacts and mutual cultural enrichment on the one hand, and they are able to destroy the foundations of national and cultural unity of a society on the other hand. This circumstance results in the consciousness marginalisation and intolerance towards other peoples and their cultures. This situation actualizes the problem of national self-consciousness development of the younger generation. The questions of "national spirit", "national character", and "national self-consciousness" exercised the minds of many Russian scientists. The article presents the ideas of both representatives of philosophy and pedagogues. The authors analyze the essence of national self-consciousness, its structure, which includes emotional and value representations and attitudes, information and cultural knowledge and worldview and behavioral attitudes. Based on this analysis, the conditions necessary for the national consciousness formation are identified. The main one is persons' integration into the space of their culture. This process becomes more effective in the presence of another culture. The interaction with it helps students to realize themselves in their own culture. The authors investigate the role of foreign language learning in this process.

Keywords: nation, national self-consciousness, national character, education, culture, foreign language

References

1. Berdyaev N. A. Sud'ba Rossii. M.: Sov. pisatel', 1990. 346 s.

2. Bromlej Yu. V. Nacional'nye processy v SSSR: v poiskah novyh podhodov. M.: Nauka, 1988. 208 s.

3. Vundt V. Problemy psihologii narodov. M.: Kosmos, 1912. 132 s.

4. Gvozdeva E. N. Vospitanie nacional'nogo samosoznaniya studentov pedagogicheskogo vuza sre-dstvami inostrannogo yazyka: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Chita, 2006. 190 s.

5. Il'in I. A. O putyah Rossii // Russkaya ideya. V krugu pisatelej i myslitelej russkogo zarubezh'ya: v 2 t. T. 2. M.: Iskusstvo, 1994. 685 s.

1 E. N. Gvozdeva is the organizer of the research who defines the concept, formulates the conclusions of the collective research and prepares the text of the article.

2 E. G. Loginova is the organizer of the research who determines the logic of its conduct and analysis, prepares the text of the article.

YneHbie 3anncKM 3a6ry. 2018. Tom 13, № 5

6. Rozhdestvenskij S. V. Istoricheskij obzor deyatel'nosti Ministerstva narodnogo prosveshcheniya (1802-1902). SPb.: M-vo narodnogo prosveshcheniya, 1902. 785 s.

7. Rozanov V. V. Sumerki prosveshcheniya. M.: Nauka, 1990. 512 s.

8. Soroka-Rosinskij V. N. Put' russkoj nacional'noj shkoly // Pedagogicheskie sochineniya / V. N. Soroka-Rosinskij. M.: Pedagogika, 1991. S. 55-125.

9. Ushinskij K. D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya / sost. N. A. Sundukov. M.: Prosveshchenie, 1968. 557 s.

10. Harisov F. F. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya nacional'nogo samosoznaniya uchashchihsya gimnazii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Kazan', 1995. 186 s.

11. Homyakov A. S. Semiramida // Sochineniya: v 2 t. T. 1. M.: Medium, 1995. S. 15-446.

12. Shcherba L. V. Prepodavanie inostrannyh yazykov v srednej shkole: obshchie voprosy metodiki / pod red. I. V. Rahmanova. Izd. 2-e. M.: Vyssh. shk., 1974. 112 s.

Received: September 5, 2018; accepted for publication September 30, 2018

Reference to the article

Gvozdeva E. N., Loginova E. G. Theoretical Aspects of Person's National Consciousness Formation in the Process of Foreign Language Learning // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 5. PP. 82-88. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-5-82-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.