ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.2-356-365 УДК 316.722(47+57)
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ РУССКОГО НАРОДА
Романников Олег Дмитриевич,
кандидат исторических наук, доцент,
заведующий кафедрой гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Новосибирского государственного университета
архитектуры, дизайна и искусств,
Россия, 630099, Новосибирск, Красный проспект, 38
fkk04oleg@mail.ru
Черноскутов Виктор Егорович,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры управления персоналом
Сибирского института управления —
филиала Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ,
Россия, 630102, Новосибирск,ул. Нижегородская, 6
natvic7@gmail.com
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы сохранения русского национального самосознания на современном этапе. Авторы анализируют истоки, основные этапы и пути формирования самосознания русского народа. Отмечено, что его становление неразрывно связано с процессом формирования русской национальной культуры, национального самосознания. В социально-философском контексте исследуются взгляды русских мыслителей Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и других о чертах русского характера, особенностях русской души, воплощающих в себе духовную сущность народа. Подчеркивается, что с распадом СССР произошла одномоментная сдача позиций великой страны, возник идеологический вакуум, не стало консолидирующей идеи и идеалов. Авторы показывают различия принципов существования русской и западной цивилизаций. Отмечено нарастание в настоящее время давления на российское государство и граждан буквально во всех сферах жизни. Авторы считают, что развязанная против нашей страны экономическая и информационная война несет новые угрозы единству России как единому многонациональному государству. Среди них рассматриваются русофобия, проблема социально-экономической аномии российского общества. Делается вывод, что для развития
самосознания русского народа необходимо сохранять русскую культуру и русский язык, укреплять межнациональные связи, заниматься воспитанием молодежи на примерах исторического прошлого, народных традиций и обычаев, повышать роль РПЦ как традиционного нравственного авторитета общества.
Ключевые слова: русский народ, национальное самосознание, русская идея, русский национальный характер, русская душа.
Библиографическое описание для цитирования:
Романников О.Д., Черноскутов В.Е. Проблемы сохранения национального самосознания русского народа // Идеи и идеалы. — 2019. — Т. 11, № 1, ч. 2. — С. 356—365. Б01: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.2-356-365.
Современная Россия является многонациональным государством, в котором более восьмидесяти процентов ее населения, проживающего во всех субъектах Федерации, составляют русские. Становление русской нации неразрывно связано с процессом формирования русской национальной культуры, национального самосознания, в основе которого лежит ценностная система понимания ее роли в историческом процессе и перспективах развития.
Возникновение, формирование национального самосознания русского народа включает периоды как его подъема, так и спада. С распадом СССР русский народ оказался в совершенно новой исторической ситуации, политические реалии которой диктуют необходимость прилагать значительные усилия для сохранения единства России как полиэтнического государства, сохранения русского национального самосознания. Актуальность данной темы обусловлена и тем, что сегодня мы стоим перед фактом развязанной против нас экономической и информационной войны, ставящей задачи разобщить наш народ, ослабить Россию как единое многонациональное государство. Отсюда целью настоящей статьи является рассмотрение проблемы сохранения национального самосознания русского народа в современных условиях, выявление его новых черт и путей развития.
Впервые вопрос национального самосознания в социально-философском контексте получил развитие в XIX веке в произведениях Ф.М. Достоевского, работах русских религиозных философов В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и др. С точки зрения религиозной идеи были осмыслены черты русского характера и души, воплощающие в себе духовную сущность народа.
Сегодня православная традиция, хотя в явном виде и не является доминирующей в связи со значительным уменьшением числа воцерковленных людей, но она сохраняется в народе в виде нравственных представлений о добре и зле, как историческая память народа. После атеистического советского прошлого можно говорить о постепенном возрождении Русской православной церкви (далее — РПЦ) как традиционного нравственного ав-
НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ
торитета общества, заполняющую образовавшуюся в постсоветский пери-
тренняя политика.
Одной из угроз самосохранения народа является национальная проблема. В современном мире она несет опасность как России, так и Западу. Распад СССР ослабил все народы, входящие в его состав, разрушил былые связи, но больше всего пострадали русские. Еще В.О. Ключевский писал: «История России есть история страны, которая колонизуется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией» [5]. Россия в процессе колонизации включала в свой состав большие и малые народы, не изменяя их самобытность, а, наоборот, обогащая и цивилизуя их взаимопроникновением культур. Одним из оснований формирования идентичности народа является этническое самосознание, основанное на делении людей на «мы» и «они». Для русских «иные», «инаковость» всегда были нормальным восприятием личности существования человеческой общности. Недаром на Западе всех проживавших в СССР или живущих в России называют русскими, не вдаваясь в тонкости этнической принадлежности.
Следует отметить, что многие страны Европы в результате проводимой в последние годы миграционной политики на глазах становятся полиэтническими. И для них в отличие от России, имеющей многовековую историю многонационального государства, это становится настоящей проблемой. Более того, когда эта проблема политизируется, как в современной Европе, она приобретает черты агрессивной ксенофобии, а по отношению к России — русофобии. Русофобия, как средство разрушения русского национального самосознания, навязывания русскому народу и русскоязычному населению в сопредельных странах своих ценностей, получила дополнительный импульс в западных средствах массовой информации, когда после хаоса 90-х годов в России начался подъем русского национального самосознания как духовной общности единого народа и патриотизма. Западному миру всегда была присуща русофобия, настороженное и враждебное отношение к России. Мы для них внутренне другие, а других боятся. Об этом писал и американский историк М. Малиа: «В разные исторические периоды Россию то ругали, то превозносили, но не столько из-за роли, которую она играла для Европы, сколько из-за внутриевро-пейских проблем, страхов и чаяний. Лучший пример такого двойственного отношения к России в результате собственных противоречий и кризисов — это восхищение пополам с отвращением перед Красным призраком, маячившим на Востоке в XX веке» [14, с. 8].
Русская цивилизация иная. Исторически сложилось, что во все смутные времена и годы военных испытаний русский народ во многом добровольно нес бремя поддержки государства. Он выстоял, сохранил национальный суве-
од идеологическую нишу. Этому способствует и проводимая властью вну-
ренитет и сформировал такие черты своего менталитета, как коллективизм, государственность. Крупнейший социолог русского зарубежья П.А. Сорокин в национальном характере русской нации отмечал следующее: «Ряд существенно важных черт русской нации включает в себя ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательную стойкость, исключительное стремление со стороны ее членов к самопожертвованию ради ее спасения и процветания» [12]. Эти и другие характеристики русской цивилизации подчеркивали ее особость, отличие от западной. Так И. Нойманн, анализируя западное восприятие образа России, писал, что иностранцы, посещавшие Россию, всегда пугали европейцев, привыкших воспринимать Россию так, как хотели ее видеть [8]. Многие русские мыслители, рассуждая о русской идее, были убеждены в неотвратимости определяющей роли России в жизни человечества. В то же время Н.А. Бердяев, отмечая, что многие люди на Западе предчувствовали призванность славянства, предупреждал, что «осуществление мировых задач России не может быть предоставлено произволу стихийных сил истории. Необходимы творческие усилия национального разума и национальной воли» [2, с. 13]. Сегодня эти слова приобретают особую актуальность, с одной стороны, как выше уже говорилось, в свете нарастающего давления на российское государство и граждан буквально во всех сферах жизни в надежде ослабить национальное самосознание, а с другой — в силу присущей России антиномичности, особенно в условиях слабоструктурированной системы государственного управления экономикой.
Еще в начале XX века Д.И. Менделеев увязывал «благо народа» и «защиту ее самостоятельности и возможности развивать народные исторические особенности» с «необходимостью предварительного накопления богатства», с «качеством образования народа и уровнем средней народной бедноты» [7]. Прошло сто лет, но в начале XXI века для России актуальны по сути всё те же задачи: необходимость изменения структуры наполнения бюджета за счет снижения доли сырьевого сектора и увеличения доходов реального сектора экономики; неприятие подавляющей части преподавателей высшей школы отказа от прежней системы высшего и среднего образования, безупречно служившей нашей стране на протяжении двух последних веков; повышение уровня жизни и снижение процента людей, живущих за чертой бедности. А возвращение России в мировую геополитику только увеличило ее зависимость от решения этих задач.
Среди первоочередных проблем современной России есть еще одна опасность — растущая социально-экономическая аномия общества. Э Дюркгейм, введя в научный оборот понятие «социальная аномия», утверждал, что она чаще всего возникает в кризисный или переходный период и отражает состояние аморфности общества, безнормности или же неэффективности существующих социальных норм и законов [4]. Понятие
НАУЧНЫЙ проблемы НАЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА ЖУРНАЛ................................................................................................................................................
«аномия», как отмечает Е.И. Лыткина, используется также для объяснения причин девиантного поведения человека, для описания в ситуации фрустрации его состояния когнитивной дезориентации [6].
В частности, экономический кризис может иметь последствия в социальной сфере. Ослабление или изменение существующей политической системы детерминирует перестройку системы норм и ценностей, как это было в России в 90-е гг. Сложный процесс адаптации населения к новым условиям жизни сопряжен с разными видами отчуждения. В его основе и неприятие большей частью населения итогов приватизации, и нежелание или боязнь власти менять структуру экономического развития. Опасность этой тенденции возрастает в сочетании с истощением креативного слоя, из которого формируется элита страны, связанного с быстрым снижением качества образования молодежи. Как следствие, истончается эволюционная нить формирования навыков руководства, а мы всё чаще сталкиваемся с фактами отсутствия ответственности за конечный результат. Ю.В. Усова, отмечая зависимость российского общества от правящей элиты и ее решений, приводит следующие ее особенности, способствующие возрастанию аномии: ориентированность на западную идеологию и ценности; бюрократизация, ведущая к увеличению масштабов коррупции; склонность значительной части региональных элит к решению клановых задач; стремление к сохранению господствующего положения благодаря действию разнонаправленных и преимущественно отрицательных факторов — инерции народного послушания и социальной апатии населения, отражающих авторитарность сознания и низкий уровень политической культуры как населения, так и правящей элиты [13, с. 210].
Эти и другие опасности напрямую связаны с проблемой самосохранения русского народа — основной силы, объединяющей все народы России, носителя русской идеи. Поиски ответа на вопрос, в чем суть русской идеи, видимо, будут продолжаться до тех пор, пока будет существовать русский народ. По В.С. Соловьеву, «.. .идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [10]. Этот поиск, эта рефлексия всегда были присущи думающей части русского народа. Русская душа сочетает в себе противоположные начала, она с трудом реализует себя в деталях, в которых европеец чувствует себя превосходно, но всецело может проявляться в крайностях; она противится экономической экспансии и одновременно стремится к материальному благополучию; ей тесно в ограниченных рамках повседневности, ее палитра многогранна, она устремлена в будущее. В этом одновременно ее сила и слабость. Не случайно Н.А. Бердяев утверждал, что «русское национальное самосознание родилось в постановке проблемы Востока и Запада» [1].
Наиболее полно эта проблема была разработана В.С. Соловьевым. В историческом процессе он выделял три основные силы: первую, харак-
терную для Востока, «отрицающую всякую индивидуальную свободу»; вторую, характерную для Запада, дающую «везде свободу частным формам жизни, свободу лицу и его деятельности». Утверждая, что в этих двух силах нет внутренней целости, В.С. Соловьев делает вывод, что «если бы только эти две силы управляли историей человечества, то в ней не было бы ничего, кроме вражды и борьбы, не было бы никакого положительного содержания». Но есть третья сила — «долженствующая дать человеческому развитию его безусловное содержание», и она соответствует национальному характеру русского народа. Философ утверждает, что «исторические условия не позволяют нам искать другого носителя третьей силы вне славянства и его главного представителя — народа русского, ибо все остальные исторические народы находятся под преобладающей властью той или другой из двух первых исключительных сил: восточные народы — под властью первой, западные — под властью второй силы» [11].
Говоря о необходимости сохранения и развития самосознания русского народа в настоящее время, мы стоим на позициях необходимости и дальше проводить государственную политику по укреплению межнациональных связей. Время хаоса 90-х годов, когда, как отмечал немецкий славист И. Гройс, на Западе обсуждался вопрос о том, «сможет ли русская культура определить на теоретическом уровне свою национальную идентичность и оригинальность», прошло [3, с. 59]. Дальнейшее развитие русского национального самосознания связано прежде всего с сохранением русской культуры, с защитой современного русского языка от проникновения в него как англосаксонской терминологии, так и ненормативной, жаргонной лексики, с возрождением интеллигентности в повседневной жизни, воспитанием молодежи на примерах народных традиций и обычаев, с усилением роли РПЦ. Понимая, что вся многовековая история нашей страны пронизана совместными делами населявших ее народов, следует признать, что главным стержневым фактором является титульная нация — русский народ. Об этом на XVIII Всемирном русском народном соборе 2014 г. говорил Святейший Патриарх Кирилл: «Судьба же русского народа, его благополучия, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России» [9].
Таким образом, сохранение и развитие национального самосознания русского народа, носителя национальной идеи, сегодня во многом связано с бережным отношением к русскому языку, культуре, традициям, межнациональным связям, усилением роли РПЦ в обществе, укреплением российского государства. Резюмируя всё вышеизложенное, выскажем предположение, что сутью русской идеи является сохранение национального самосознания русского народа как гаранта будущего единения Востока и Запада.
НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ
Литература
1. Бердяев Н. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева [Электронный ресурс] // Библиотека «Вехи». — URL: http://www.vehi.net/ berdyaev/soloviev.html (дата обращения: 16.12.2018).
2. Бердяев Н. Судьба России. — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. — 333 с.
3. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. - 1992. - № 9. - С. 52-60.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии: пер. с фр. - М.: Наука,1991. - 575 с.
5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. - М.: Олма-Пресс: Образование, 2005. - 974 с.
6. Лыткина Е.И. Социальная структура в трех теориях аномии [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2015. - № 1 (29). - С. 176-184. - URL: http://journals.tsu. ru/engine/download.php?id=46508&area=files (дата обращения: 18.02.2019).
7. Менделеев Д.И. Заветные мысли: полное издание (впервые после 1905 г.). -М.: Мысль, 1995. - 414 с.
8. Нойманн И.Б. Использование Другого: Образы Востока в формировании европейских идентичностей / пер. с англ.: В. Литвинов, И. Пильщиков. - М.: Новое издательство, 2004. - 335 с.
9. Кирилл, патриарх. Слово Главы ВРНС, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на XVIII Всемирном Русском народном соборе, Москва, 11 ноября 2014 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vrns.ru/news/3393#. VNzW8DVn3iE (дата обращения: 16.12.2018).
10. Соловьев В.С. Русская идея: перевод доклада, прочитанного 23 мая 1888 г. в Париже на французском языке [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vehi. net/soloviev/russianidea.html (дата обращения: 16.12.2018).
11. Соловьев В.С. Три силы: публичная лекция [Электронный ресурс]. -URL: http://dugward.ru/library/solovyev_vl/solovyev_v_s_tri_sily.html (дата обращения: 16.12.2018).
12. Сорокин ПА. Существенно важные черты русской нации в двадцатом веке / пер. с англ. А. Пауль // Молодая гвардия. - 1990. - № 10. - С. 181-198.
13. Усова Ю.В. Особенности формирования элиты в современном политическом пространстве // Теория и практика общественного развития. - 2013. -№ 4. - С. 209-212.
14. Malia M. Russia under Western eyes: from the Bronze horseman to the Lenin Mausoleum. - Cambridge, Massachusetts; London: Harward University Press, 1999. -
528 p.
Статья поступила в редакцию 30.03.2018. Статья прошла рецензирование 10.05.2018.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.2-356-365
PROBLEMS OF PRESERVATION OF THE NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF THE RUSSIAN PEOPLE
Romannikov Oleg,
Cand. of Sc. (History), Associate Professor,
Head of the Humanitarian and Socio-Economic Department Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, 38, Krasny Ave., Novosibirsk, 630099, Russian Federation fkk04oleg@mail.ru
Chernoskutov Viktor,
Cand. of Sc. (History),
Associate Professor of the Personnel Management Department Siberian Institute of Management-
the branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
6, Ni%hegorodskaya St., Novosibirsk, 630102, Russian Federation
natvic7@gmail.com
Abstract
The problems of preserving Russian national identity at the present stage are considered in the article. The authors analyze the sources, the main stages and ways of forming the self-consciousness of the Russian people. They note that its formation is inextricably linked with the process of the formation of the Russian national culture and national self-consciousness. The views about the features of the Russian character, the peculiarities of the Russian soul, embodying the spiritual essence of the people of Russian thinkers such as F.M. Dostoevsky, V.S. Solovyov, N.A. Berdyaev etc. are investigated in a socio-philosophical context. The article emphasizes that with the collapse of the USSR, a one-time surrender of the positions of a great country took place: there appeared an ideological vacuum, there was no consolidating idea or ideals. The authors show the differences in the principles of the existence of Russian and Western civilizations, the current increasing pressure on the Russian state and citizens literally in all spheres of life, the authors note as well that the economic and information wars against our country threaten the unity of Russia as a multi-national state. Russophobia and the socio-economic anomie of Russian society are considered among them. The authors come to the conclusion that in order to develop the self-consciousness of the Russian people, it is necessary to preserve Russian culture and the Russian language, strengthen inter-ethnic ties, educate young people on the examples of the historical past, folk traditions and customs, enhance the role of the Russian Orthodox Church as the traditional moral authority of society.
Keywords: Russian people, national self-consciousness, the Russian idea, the Russian national character, Russian soul, the Russian language.
SCIENTIFIC PROBLEMS OF NATIONAL DISCOURSE JOURNAL...............................................................................................................................................
Bibliographic description for citation:
Romannikov O.D., Chernoskutov VE. Problems of preservation of the national self-consciousness of the Russian people. Idei i idealy — Ideas and Ideals, 2019, vol. 11, iss. 1, pt. 2, pp. 356-365. DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.2-356-365.
References
1. Berdyaev N. Problema Vostoka i Zapada v religio%nom so%nanii Vl. Solov'eva [The problem of the East in V. Solovyov's religious consciousness]. Available at: http://www. vehi.net/berdyaev/soloviev.html (accessed 16.12.2018). (In Russian).
2. Berdyaev N. Sud'ba Rossii [The fate of Russia]. Moscow, AST Publ., Astrel' Publ., Poligrafizdat Publ., 2010. 333 p.
3. Grois B. Poisk russkoi natsional'noi identichnosti [The search for the Russian national identity]. Voprosy filosofii — Russian Studies in Philosophy, 1992, no. 9, pp. 52—60.
4. Durkheim E. O ra%delenii obshchestvennogo truda; Metod sotsiologii [On the division of social labor; Sociology method]. Translated from French. Moscow, Nauka Publ., 1991. 575 p. (In Russian).
5. Klyuchevskii V.O. Russkaya istoriya. Polnyi kurs lektsii [The Russian history. The complete lecture course]. Moscow, Olma-Press Publ., Obrazovanie Publ., 2005. 974 p.
6. Lytkina E.I. Sotsial'naya struktura v trekh teoriyakh anomii. [Social structure in the three theories of anomie] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya — Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, 2015, no. 1 (29), pp. 176—184. Available at: http://journals.tsu.ru/engine/ download.php?id=46508&area=files (accessed 18.02.2019).
7. Mendeleev D.I. Zavetnye mysli: polnoe i%danie (vpervye posle 1905 g.) [Cherished thoughts: the complete edition (for the first time since 1905)]. Moscow, Mysl' Publ., 1995. 414 p.
8. Neumann I.B. Uses of the Other. "The East" in European Identity Formation. Minneapolis, USA, University of Minnesota Press, 1998. 300 p. (Russ. ed.: Noimann I. Ispol'zovanie Drugogo: Obrazy Vostoka vformirovaniievropeiskikh identichnostei. Translated from English V. Litvinov, I. Pil'shchikov. Moscow, Novoe izdatel'stvo Publ., 2004. 335 p.).
9. Kirill, patriarkh. [The address of the Head of the WRPC, His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia at the XVIII World Russian People's Congress, Moscow, November 11, 2014]. (In Russian). Available at: http://www.vrns.ru/news/3393#. VNzW8DVn3iE (accessed 16.12.2018).
10. Solov'ev VS. Russkaya ideya: perevod doklada,prochitannogo 23 maya 1888g. v Pari%he na frantsu%skom yazyke [The Russian idea: translation of a report read on May 23, 1888 in Paris in French]. Available at: http://www.vehi.net/soloviev/russianidea.html (accessed 16.12.2018).
11. Solov'ev VS. Trisily: publichnaya lektsiya [Three forces: public lecture]. Available at: http://dugward.ru/library/solovyev_vl/solovyev_v_s_tri_sily.html (accessed 16.12.2018).
12. Sorokin P.A. Sushchestvenno vazhnye cherty russkoi natsii v dvadtsatom veke [The essential characteristics of the Russian nation in the twentieth century]. Translated from English A. Paul. Molodaya gvardiya, 1990, no. 10, pp. 181—198.
13. Usova Yu.V Osobennosti formirovaniya elity v sovremennom politicheskom prostranstve [Features of elite formation in the contemporary politic space]. Teoriya i praktika obshchestvennogo ra%vitiya — Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 4, pp. 209-212.
14. Malia M. Russia under Western eyes: from the Bronze horseman to the Lenin Mausoleum. Cambridge, Massachusetts, London, Harward University Press, 1999. 528 p.
The article was received on 30.03.2018. The article was reviewed on 10.05.2018.