Научная статья на тему 'Русская идея как социально-исторический фактор развития русского общества и государства'

Русская идея как социально-исторический фактор развития русского общества и государства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
532
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ / ИДЕОЛОГИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ / СОБОРНОСТЬ ЕДИНСТВО ОБЩЕГО И ЕДИНИЧНОГО / БРАТСКАЯ СВЕРХКЛАССОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ СОЗНАНИЕ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / THE SENSE OF NATIONAL IDEOLOGY / THE IDEOLOGY OF GOAL SETTING / PSYCHO-LINGUISTIC CONSTRUCT / UNITY THE UNITY OF THE UNIVERSAL AND THE SINGULAR / NATIONAL-CULTURAL CONSCIOUSNESS / IDEOLOGICAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузнецов М.А.

В статье обосновывается идея, согласно которой Россия нуждается в идеологии, основанной на исторически сложившихся ценностях и факторах, способных стать основой концепции национально-культурного возрождения и развития русского народа и государства. Автор выделяет такие факторы национально-русской культуры, как русская идея, соборность, всеединство, способные заложить основу концепции целевого развития новой России. Отмечается, что в истории Российского государства и философской мысли эти факторы разрабатывались русскими философами и мыслителя, которые утвердили их как факторы, способные обеспечить воспитание национально-культурного сознания и самосознания общества. Доказывается, что Русская идея Соборности национального сознания и самосознания и Всеединства национальной культуры воплощает парадигму отношений между человеком и государственной властью на ценностях национальной культуры, что соответствует формированию социального типа личности, отвечающей требованию модернизации современного российского общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN IDEA AS A SOCIAL AND HISTORICAL FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN SOCIETY AND THE STATE

The article substantiates the idea that Russia needs a new ideology based on historical values, and factors that could be the basis of the concept of national-cultural revival of the Russian people and the state. The author distinguishes such factors of national Russian culture as the Russian idea, Catholicity, Unity, is able to lay the Foundation of the concept of targeted development of the new Russia. It is noted that in all of Russian history and philosophical thought these factors were developed by Russian philosophers and thinkers, which confirmed them as factors capable of ensuring the education of national-cultural consciousness and the consciousness of society. It is proved that the Russian idea of Conciliarity, national consciousness and the consciousness and unity of the national culture embodies the paradigm of relationship between man and the power of the state on the values of national culture, which corresponds to the formation of social personality type, meet the requirement of modernization of contemporary Russian society and the state.

Текст научной работы на тему «Русская идея как социально-исторический фактор развития русского общества и государства»

7. Kavelin K. D. Nash umstvennyi stroi: stat'i po filosofii russkoi istorii i kul'tury [Our intellectual system: articles on philosophy of the Russian history and culture]. Moscow, The Pravda Publishing House, 1989. 654 p.

8. Kavelin K. D. Kratkii vzgliad na russkuiu istoriiu [Short view of the Russian history]. Sobranie sochinenii, v 4 tomakh. Tom 1 [Collected works, in 4 volumes. Vol. 1]. St. Petersburg, M. M. Stasyulevich's printing house, 1897-1900.

9. Kavelin K. D. Mysli i zametki o russkoi istorii [Thoughts and notes about the Russian history]. Nash umstvennyi stroi: stat'i po filosofii russkoi istorii i kul'tury [Our intellectual system: articles on philosophy of the Russian history and culture]. Moscow, The Pravda Publishing House, 1989. Pp. 210-212.

10. Kavelin K. D. Zadachi psikhologii [Problems of psychology]. Sobranie sochinenii, v 4 tomakh. Tom 3 [Collected works, in 4 volumes. Vol. 3]. St. Petersburg, M. M. Stasyulevich's printing house, 1897-1900.

11. Semennikova L. I. Rossiia v mirovom soobshchestve tsivilizatsii [Russia in the world community of civilizations]. 4nd edition. Bryansk, Kursiv Publishing House, 2000. 539 p.

УССКАЯ ИДЕЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РУССКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

УДК 316.75 М. А . Ку з н е ц о в

Ростовский государственный строительный университет

В статье обосновывается идея, согласно которой Россия нуждается в идеологии, основанной на исторически сложившихся ценностях и факторах, способных стать основой концепции национально-культурного возрождения и развития русского народа и государства. Автор выделяет такие факторы национально-русской культуры, как русская идея, соборность, всеединство, способные заложить основу концепции целевого развития новой России. Отмечается, что в истории Российского государства и философской мысли эти факторы разрабатывались русскими философами и мыслителя, которые утвердили их как факторы, способные обеспечить воспитание национально-культурного сознания и самосознания общества. Доказывается, что Русская идея Соборности национального сознания и самосознания и Всеединства национальной культуры воплощает парадигму отношений между человеком и государственной властью на ценностях национальной культуры, что соответствует формированию социального типа личности, отвечающей требованию модернизации современного российского общества и государства. Ключевые слова: смыслы национальной идеологии, идеология целеполагания, психолингвистический конструкт, Соборность — единство общего и единичного, братская сверхклассовая солидарность, национально-культурное сознание, идеологическая платформа.

M. A. Kuznetsov

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, 344022, Rostov-on-Don, Russian Federation

THE RUSSIAN IDEA AS A SOCIAL AND HISTORICAL FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN SOCIETY AND THE STATE

The article substantiates the idea that Russia needs a new ideology based on historical values, and factors that could be the basis of the concept of national-cultural revival of the Russian people and the state. The author distinguishes such factors of national Russian culture as the Russian idea, Catholicity, Unity,

КУЗНЕЦОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону) 48 KUZNETSOV MIKHAIL ALEKSANDROVICH - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor,

doctoral candidate of Department of philosophy and social and humanitarian disciplines, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

e-mail: Mikhail-Kuznetsov-36@mail.ru © Кузнецов М. А., 2016

is able to lay the Foundation of the concept of targeted development of the new Russia. It is noted that in all of Russian history and philosophical thought these factors were developed by Russian philosophers and thinkers, which confirmed them as factors capable of ensuring the education of national-cultural consciousness and the consciousness of society.

It is proved that the Russian idea of Conciliarity, national consciousness and the consciousness and unity of the national culture embodies the paradigm of relationship between man and the power of the state on the values of national culture, which corresponds to the formation of social personality type, meet the requirement of modernization of contemporary Russian society and the state.

Keywords: the sense of national ideology, the ideology of goal setting, psycho-linguistic construct, Unity — the unity of the universal and the singular, national-cultural consciousness, ideological platform.

Известно, что жизнь любого общества и отдельного индивида, живущего в нём, определяется национальными традициями и обычаями. Поэтому поиск идеологической основы в национально-культурных ценностях и факторах исторического развития представляет собой научно-практическую задачу для научного сообщества. Необходима также поддержка этой инициативы со стороны государства. Важность определения идеологических факторов развития российского общества и государства в современных условиях внутренней и мировой нестабильности объясняется тем, что в цивилизаци-онном противостоянии победит та нация, которая будет обладать лучшим качеством человеческого капитала. Исторически фактором и средством формирования лучших человеческих качеств русских людей выступали такие категории русской культуры, как русская идея, соборность и всеединство.

Русская идея возникла как социально-философское понятие, способное преодолеть односторонность суждений западников и славянофилов, как синтез двух позиций, соединённых в целостную теорию развития русского общества и государства на самобытной культурной основе. Источниками рождения русской идеи были: русский исторический опыт, православная религия, немецкая диалектика. В своей социально-философской основе русская идея нацелена на объединение не только русского общества, но и всего чело-

вечества в высокую общность, что станет фактором мирового развития.

Ещё в 1861 году Ф. М. Достоевский писал о том, что русская идея может быть синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях, и что мы предугадываем общечеловеческий характер нашей деятельности.

В 1888 году Вл. Соловьёв писал о том, что русская идея не имеет в себе ничего исключительного и партикуляристиче-ского, что она представляет собой лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них.

У Н. А. Бердяева русская идея становится идеей братства народов, исканием всеобщего спасения. Формула русской идеи, по Н. А. Бердяеву, это когда все ответственны за всех.

Сегодня русская идея переживает второе рождение, становится социально-идеологической реальностью, а вместе с тем - не только фактором и средством, но и призывает к национальному возрождению русского народа и русского государства, сохранению и развитию материальной и духовной культуры России. Тенденция к трактовке русской идеи как основы в идеологии всеобщего спасения родилась из понимания того, что весь мир - это семья народов с одной судьбой, и исторический опыт России как семьи дружественных народов здесь очевиден.

При историческом федеративном устройстве России у русских сформировалась открытость другим культурам, терпимость, стремление понять и принять инакодумающих и инаковерующих. Таким образом, подмеченная Ф. М. Достоевским характерная черта всемирной отзывчивости русского характера проявляется как способность откликнуться на чужую беду, пережить её как свою, помочь, порадоваться радости другого.

Здесь совершенно чётко проявляется органическое единство общего и единичного, которое нашло выражение в понятии «соборность».

Соборность - это зерно русской идеи, центральное понятие русской социально-культурной идеологии. Соборность включает понятие «собор» - как символ церкви, куда приходят люди, чтобы помолиться Богу всем вместе, где следуют общему ритуалу, при этом каждый остаётся самим собой, творит свою личную молитву. Таким образом, соборность определяется как слияние индивидуального, социального и Божественного, в котором соединяется богатство общего, особенного и личного.

По А. Хомякову, соборное единство есть единство свободное и органическое, в котором ведущим началом является союз общества и государственной власти. Этот союз А. Хомяков называет Русской землёй и полагает, что внутренняя задача Русской земли есть проявление общества христианского, православного, скреплённого в своей вершине законом живого единства и стоящего на твёрдых основах общины и семьи и божественной благодати взаимной любви. Вяч. Иванов определяет соборность как задание обществу и государству, а не данность, которая никогда ещё не осуществлялась на земле всецело и просто и которую также нельзя найти здесь или там, как Бога.

В нашем понимании соборность представляет собой братскую сверхклассовую солидарность, которая сопряжена с процессом становления духовно-нравственного общества и сопровождается усвоением национально-культурных ценностей и нравственных норм поведения, идущих от православия.

В философском плане понятие «соборность» тесно связано с древней диалектической категорией всеединства, означающей взаимное проникновение, тождественность частей и целого. Соблюдая своё многообразие, эти части едины друг с другом и со своим целым, вплоть до полного совпадения по ценностным ориента-циям индивида и общества при сохранении каждым своей психофизиологической индивидуальности.

Помимо определения теоретических основ, понятия «русская идея», «соборность» и «всеединство» в феноменологическом и историософском осмыслении представляют идеологическую основу социокультурного строительства российского общества и воспитания духовно-нравственного сознания и самосознания молодёжи.

Поскольку в современном российском обществе сознание населения сведено к тотальному потреблению (чем не тотальное общество?), то в восстановлении нуждается национально-культурное сознание россиян, которое, по мнению С. Трубецкого, не может быть ни безличным, ни единичным, ибо оно более чем лично, будучи соборным. Для того чтобы сознание и самосознание россиян соответствовали национально-культурному сознанию, всякое государство, по утверждению А. Хомякова, обязано отстранять от воспитания всё то, что противно его собственным основным началам. По И. П. Корнилову, собственными основными началами являются твёрдые религиоз-

ные верования и национальные нравственные убеждения, которыми преисполнен и живёт русский народ и на воспитании которых основан весь строй его многовековой религиозной, семейной и государственной жизни. П. И. Ковалевский ещё в XIX веке, подчёркивая многонациональ-ность русского государственного объединения, отмечал, что воспитание должно быть в духе той религии и государственных устоев, в которых живёт та или другая народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности, где и обнаруживаются национально-культурные ценности - материальные и духовные.

Так понятия «русская идея», «соборность», «всеединство» становятся Русской идеей Соборности национального сознания и самосознания и Всеединства национальной культуры, которая воплощает парадигму отношений между человеком и государственной властью, управляющей процессами духовно-нравственного воспитания и социально-экономического развития общества, что соответствует концепции формирования социального типа личности, отвечающей требованиям модернизации современного российского общества и государства.

Реализацию этой концепции на практике делает возможным ориентация В. В. Путина и его окружения на русскую национальную культуру и православную религию как идеологическое обоснование традиционно «русского пути» в мировой истории. Выполняя миссию «удерживающего», В. В. Путин в выступлении в образовательном центре «Сириус» в Сочи 1 сентября 2015 года обозначил центральные ориентиры воспитания личности: честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, ответственность и чувство долга.

В связи с этим обращаем внимание на

понятие «патриотизм», констатируем, что патриотизм, как психологическое свойство человека, обеспечивает связь индивида с символами национальной общности - культурными образами и ценностями, которые определяют его социализацию и олицетворяют духовное единство с национальным обществом. Поэтому патриотизм - это внутреннее чувство любви к своей Родине и своему народу, это готовность защитить их от внешнего врага, потому что ты русский и у тебя есть русские мать и отец, а также предки, которые подготовили тебя быть русским с национальными корнями патриота своего Отечества. Такая связь имеет определяющее значение, поскольку опосредована символами национальной культуры и осуществляется через общенациональное сознание и самосознание.

Полноценное государственное существование и развитие российского общества без культурной преемственности и восстановления исторической памяти невозможно. В многонациональном российском обществе всем надо заново научиться жить вместе, для чего надо выработать общие ценности, общие символы и смыслы, общие идеалы, вернуть в практику общей жизни ценности национальной культуры и общие обычаи и традиции. Дело в том, что традиции и обычаи народной жизни - это естественная жизненная энергия людей. Сила этой энергии сосредоточена в мыслительной силе народной массы, помнящей традиции и соблюдающей их в конкретных праздничных действиях. Чем выше этот уровень соблюдения традиций, тем мощнее объединительная сила национальной народной жизни. Мыслительная сила народной энергии есть точка опоры для дальнейшего движения. Разрушить эту точку опоры - значит лишить общество и государство устойчивости, без которой негде найти точку

опоры для дальнейшего движения и развития. Дело в том, что с переменой одного мнения насчёт роли традиций и обычаев в жизни народной включается перемена в целой цепи воззрений общества на мир и на жизнь, которые связаны со всем общественным мышлением и бытом и составляют духовную жизнь его. Эту-то цепь народного сознания и самосознания и стремится разорвать по звеньям лукавая пропаганда потребления.

Здесь мы говорим о национальном духе единства, существование которого предполагает бодрость, радость и мир на трудном поприще добра и трудового подвига, в котором есть место и смыслу, и похвале всякому, даже малому успеху, и одобрению всякой помощи, и благодарности как награде земной и надежде небесной, которые недостижимы для тех, кто не сознаёт себя членом национального целого.

Отсюда следует, что для осознания своего назначения в жизни человеку необходим глубокий взгляд в прошлое, настоящее и будущее своего народа и своей страны. В этом случае знание исторических событий, осознание их личной значимости и вербализация ощущений и восприятий исторического прошлого и настоящего становятся формой и средством социализации индивида.

Социализация - это совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид воспринимает и усваивает определённую систему знаний, норм общественного поведения, духовно-нравственных ценностей, позволяющих вести личное бытие в качестве полноправного члена общества.

В связи с этим следует отметить, что ещё сохраняющаяся русская национальная культура остаётся преградой на пути превращения россиян в однородную массу потребителей, без национальных признаков и поисков истины, касающейся созна-

ния и самосознания человека - личности национальной культуры.

Из сказанного следует, что новый инновационный путь развития России возможен при духовном подъёме людей, соединённых в высокоорганизованное общество равных возможностей, при наличии общей цели и высокой мотивации трудовой и общественной деятельности. Сформировать такую мотивацию возможно на высоких духовно-нравственных ценностях, или общенациональных социокультурных ценностях, которые составляют духовно-идеологический базис власти и народа. Такому базису соответствует мобилизационная идеология. Мобилизационная идеология воспринимается нами как идеология здоровой и культурной нации с представлением светлого будущего для общества и государства. Чтобы решить эту задачу как государственную, надо обозначить тенденцию для современной идеологии.

Во-первых, в основе новой идеологии должна лежать цель воспитания национально-культурной и патриотической личности.

Во-вторых, в основе идеологии должны лежать истинные цели социально-экономического развития России как национально независимого государства.

В-третьих, в основе новой идеологии должен лежать просвещённый авторитаризм, патриотизм, православие, в которых сопряжены интересы национального государства, общества и личности.

В-четвёртых, для решения обозначенных задач нужен центральный государственный орган, который будет способен организовать, отмобилизовать, придать новую идеологическую ориентацию всему обществу.

В-пятых, в основе мобилизационной идеологии должен лежать социокод -народ как цель и миссия развития социо-

культурной идентичности.

При этом образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, воспитанные на Русской идее Соборности национального сознания и самосознания и Всеединства национальной культуры, становятся не только главной силой России этого и последующих веков, но и средством сохранения смыслов русской национальной идеологии и культуры.

Актуальность выхода России на новый уровень национально-культурного и социально-экономического развития очевидна, для чего необходимо сплочение здоровых сил внутри нашей страны, объединённых социальной ответственностью. А это, как было сказано выше, уже мобилизационный прорыв России в будущее, для которого необходим призыв сверху.

Если мы обратим внимание на слова и действия Президента России В. В. Путина, то увидим, что в настоящее время идёт выработка абсолютно новой идеологической платформы развития российского общества и государства во внешней и внутренней политике.

Основа платформы

Первый важнейший момент: это выражение приверженности В. В. Путина к традиционным ценностям, что определяется

Примечания

1. Бердяев Н. А. Духи русской революции // Из глубины : сборник статей о русской революции. Москва : Новости, 1991.

2. Волков Ю. Г. Идентичность и идеология: взгляд в будущее. Москва: Социально-гуманитарное знание, 2006.

3. Кузнецов М. А. Национально-культурная идеология и воспитание личности новой России : монография. Ростов-на-Дону : Ростовский государственный строительный университет, 2015.

4. Победоносцев К. П. Личность, общество и церковь // Русские философы. Вып. 2. Конец XIX - середина XX в. Москва, 1994.

5. Хомяков А. С. Об общественном воспитании в России // О старом и новом. Москва : Современник, 1988.

References

1. Berdyaev N. A. Dukhi russkoi revoliutsii [Spirits of the Russian révolution]. Izglubiny: sbornik statei o russkoi revoliutsii [From depth: collection of articles about the Russian révolution]. Moscow, 1991.

2. Volkov Yu. G. Identichnost' i ideologiia: vzgliad v budushchee [Identity and ideology: prospection]. Moscow, Publishing House "Social and humanitarian knowledge", 2006.

3. Kuznetsov M. A. Natsional'no-kul'turnaia ideologiia i vospitanie lichnosti novoi Rossii [National and cultural

как «конструктивный и развивающийся консерватизм», который бросает вызов идеологии либерального глобализма. К такой путинской платформе тяготеют народные массы России и огромные массы населения различных стран мира. В этом проявляется прогрессивная роль России как цивилизационного центра, альтернативного Западу, чья мораль развития столкнулась с глобальным системным кризисом.

Второй важнейший момент внешнеполитической стратегии России - это требование «многополярности и нового распределения ответственности в политической структуре современного мира», что противостоит претензии США на роль лидера в строительстве мирового единого общества потребления.

Третий важнейший момент - выдвижение концепции «глобальной социальной справедливости» для всех и каждого как в нашей стране, так и в других странах мира.

Такая платформа противопоставляет идеологию национально-культурного развития России идеологии мирового либерализма, нацеленной на создание мирового общества потребления с культурой потребления без признаков национально-культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.