УДК 322
ПРАВОСЛАВИЕ И ИСЛАМ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИИ ORTHODOXY AND ISLAM IN THE CONTEXT OF STATEHOOD OF RUSSIA
Отмечено, что принятие Русью христианства определило цивилизационной путь развития, особенности государственности и идеологии. Православие обусловило духовное единство русского народа — основы российской государственности.
Существование диалога представителей ислама, иудаизма, буддизма позволяет говорить о российской цивилизации не как о православной, а как о евразийской. Российская национальная идеология и государственность отличались восточными традициями, в основе этого находилось взаимодействие русской и восточный, мусульманских культур. Развивался синтез элементов двух культурныгх миров, ставших затем основой России как многонационального государства.
Русская национальная идеология, выраженная в отечественной духовно-политической мысли, явилась программой становления Русского государства X—XV вв. Русская национальная идеология, разрабатываемая в отечественный политических концепциях XVI—XVП вв., явилась следствием и, в свою очередь, обоснованием укрепления России как суверенного централизованного государства.
Православие явилось духовно-политической основой в процессе становления, формирования и развития Российского государства Х—начала XV вв., а также обосновало принципы самодержавной власти русских монархов, став духовно-политической основой укрепления государственности и национально-государственной идеологии России как централизованного государства XV—XVII вв. В этот период отчетливо прослеживаются связи православной и мусульманской культур, близость которых усиливалась в процессе восприятия русскими идеи самодержавия, абсолютного повиновения власти, восточных форм государственности.
В России в XVШ—начале XIX вв. происходит развитие национального самосознания русских, осознания ими величия своего государства, объединившего множество народов, что явилось основой для развития культурного диалога православных и мусульманских народов в процессе развития государственности и национально-государственной идеологии России.
Анализируется роль православия и ислама как духовно-политической основы в процессе становления, формирования и развития Российского государства Х—начала XX вв.
Ключевые слова: православие; ислам; российская цивилизация; Российское государство; идеология России; Русская православная церковь; национальная политика; многонациональное государство; национальная идентичность
The acceptance of the Christianity by Rus has defined the way of the development to civilizations, particularities of state and ideologies. The Orthodoxy has conditioned the spiritual unity of Russian folk — a base of the Russian state.
The existence of the dialogue of the representatives of the Islam, Judaism, Buddhism, allows to speak of Russian civilization not as about orthodox, but as Eurasian one. The Russian national ideology and state power differed in eastern traditions; the base of this was found in interaction of the Russian and the Eastern, Moslem cultures. The syntheses of elements of two cultural worlds was developed, which had become lately a base of Russia as a multinational state.
The Russian national ideology expressed in domestic spiritual-political thought, was a program of the Russian state formation in the X—XV centuries. The Russian national ideology, developing in the framework of domestic
political concept in the XVI-XVII centuries, was a result, and in turn, a motivation of the fortification of Russia as sovereign centralized state.
The Orthodoxy had become a spiritual-political base in process of the formation, organization and development of the Russian state in the beginning of the X — XV centuries. The Orthodoxy had also motivated the cardinal principles of autocratic authorities of the Russian monarchs, being a spiritual-political base of fortification of state and national-state ideology of Russia as a centralized state in the XV—XVII centuries. In this period the relationship between the Orthodox and Moslim cultures is distinctly traced, the closeness of which was increasing in the process of the perception of ideas of autocracy, absolute obedience authorities, eastern forms of state authorities by the Russians.
In Russia in XIX — beginning of the XVIII centuries the development of national consciousness of the Russians had taken place, the realization of their state's greatnesses, which had united great number of peoples. This was a base for the cultural dialogue of the Orthodox and Moslem folks development in the process of state and national state ideology formation in Russia.
In the article the role of the Orthodoxy and Islam as a spiritual-political base in the process of formation, organization and development of the Russian state in the X—beginning of the XX centuries is analyzed.
Key words: Orthodoxy, Islam; Russian civilization; Russian state; Russian ideology; Russian Orthodox Church; national policy; multinational .state; national identity
В условиях обострившегося противостояния России и стран НАТО, политической нестабильности, усугубленной мировым экономическим кризисом, четко обозначился провал политики США и европейских стран в отношении государств исламского мира. Эта политика ориентирована на свержение сформировавшихся политических режимов и разрушение сложившихся государственных образований, развязывание воин и межнациональных конфликтов, создание и поддержку исламских радикальных религиозных течений, явившихся орудием дестабилизирующей политики, проводимой США и НАТО. Результатом этой политики, направленной на передел сфер влияния в богатых углеводородами странах Востока, стал миграционный кризис в Европе, обусловленный перемещением огромных масс беженцев из стран, охваченных военными действиями, в страны экономически и политически стабильной Европы. Все эти факторы спровоцировали кризис европейской мультикуль-турной политики, привели к столкновению традиционных европейских христианских ценностей и чуждых Европе исламских духовных традиций, привнесенных мигрантами, не желающими адаптироваться к европейской культуре, к росту агрессии и напряженности со стороны европейцев, к дальнейшему распространению исламских
радикальных религиозных течений, ставших угрозой современной цивилизации, но уже на территории Европы.
В этих условиях актуально обратиться к Российской национальной культуре, объединившей достижения народов многонациональной России, традиционным духовно-нравственным ценностям. В России на протяжении веков существовал диалог представителей православия, ислама, иудаизма, буддизма, что позволяет говорить о российской цивилизации как о евразийской. Российская национальная идеология и государственность отличались восточными традициями, в основе этого находилось взаимодействие русской и восточных, мусульманских культур. Развивался синтез элементов двух культурных миров, ставших затем основой России как многонационального государства. Православие и ислам явились идеологической и духовно-политической основой Российского государства.
Становление русской национальной идеологии в духовно-политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства. Принятие Русью христианства обусловило возможность выбора цивилизационной альтернативы, стоявшей перед государством. Вера как духовная основа единства общества определила общее направление развития
культуры, особенности политического и экономического строя, условия развития науки, идеологии, философской и духовно-политической мысли. Народ начинает отличать себя по своей религии от других народов. Таким образом, произошел переход от племенной разрозненности к возникновению народа (национальности) как духовной общности. Поэтому появление понятия «русский народ» неотделимо от принятия православия. Христианство стало основой развития культуры русского народа и помогло сохраниться культурным и духовным традициям даже в самых суровых испытаниях.
В отличие от язычества христианство дало прочную основу государственной власти. Великий князь нес на себе Божье благословение и являлся наместником Бога, воплощавшим его волю на земле, содействующего соединению повседневности и духовного начала. Права верховной власти гарантировались религией и религиозной общиной. Религия заставляла народ примирительно относиться к неизбежному в государстве социальному угнетению, считая это следствием несовершенности и греховности человека. Покушение на власть или права общественной верхушки считались покушением на основы, данные Богом, и должно подвергаться всеобщему осуждению.
Характерным для развития религиозных взглядов является и то, что, чем сильнее социальное и государственное угнетение и хуже живется человеку, тем сильнее его тяга к Богу и более стойкими являются его религиозные взгляды. Религия укрепляет и объединяет общество и государство в критические периоды развития [8. С. 153]. Поскольку значительная часть истории России имела «критический», кризисный характер, постольку влияние религиозного самоопределения на ее цивилизационное развитие было достаточно велико.
Древняя Русь находилась на стыке Европы и Азии, в зоне контакта цивилизаций. Наиболее велика была вероятность принятия ею религии самых близких к ней крупных государств: Волжской Булгарии (мусульманства) и Византии (христианства). Наиболее близким к Руси духовным
центром ислама являлась Волжская Булга-рия, которая с X в. считалась вассалом Багдадского халифата. К 1Х—Х вв. у Булгарии имелись тесные связи со всем миром Востока — Ираком, Ираном, Средней Азией и Индией. Благодаря влиянию арабов, в Булгарии уже в IX в. начал распространяться ислам, все действия власти были обусловлены его нормами. Так, ислам стал прочной основой для развития государства в Среднем Поволжье [4. С. 76]. После установления монголо-татарского ига его заимствовали в XIV в. и монголы. Он стал основой культурного единства многих поволжских и северокавказских народов России. Этому способствовала большая объединяющая сила ислама, огромная роль в котором отводилась идеалу государственности. По учению ислама, спасение верующих осуществляется не индивидуально, а в религиозной общине (умме). Отсюда — необходимость сплочения сил верующих для достижения спасения, их обязательная взаимная поддержка, отчисление богатыми части своих средств на помощь бедным и общественные нужды. Глава светской власти (халиф) является, вместе с тем, и проводником воли Аллаха. Повиновение ему — религиозный долг. Как отмечалось ранее, ислам создал прочные основы цивилизации [2. С. 212], однако Древняя Русь находилась в отдалении от Багдадского халифата — центра ислама, переживавшего политический упадок, зато была близка к Византии, одному из центров христианства. Политические соображения и культурная традиция, возникшая со времени крещения княгини Ольги, бабушки великого князя Владимира, подталкивали Древнюю Русь на духовный союз с Византией, одним из сильнейших государств на мировой арене того периода.
Принятие византийского православия означало для Древней Руси вхождение в круг христианских стран, открывало путь для политических контактов с Европой. Большие возможности давали особенности христианства как духовной основы цивилизации, общие для Западной Европы, Византии и Руси. Христианство помогло создать стабильные формы общества и
государства. Ощущение своей греховности, свойственное каждому христианину, стремление преодолеть свое духовное несовершенство вели к объединению христиан в церковной общине, представляющей собой инструмент спасения. Церковь объединила сословия в общество, группы населения — в народ, создало духовную основу для этого единства. Одновременно она явилась прочной основой государственной власти. Церковь стремилась к стабильности общества, осуждая одновременно как социальный протест, бунты и восстания, так и чрезмерное накопление богатств и угнетение народа [11. С. 117].
Выбор восточного христианства, византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития государственности и идеологии. Постепенно в государстве складывались политические, экономические и культурные институты, подобные византийским: авторитарная государственная власть, господствующая над церковью и обществом; использование религии для поучения человека, а не для объяснения мира; стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал [5. С. 53].
Носители других культур, втянутых в сферу влияния российского государства, в том числе исламской, иудейской, буддийской, католической, приспосабливались к доминированию православия. Процесс приспособления облегчался тем, что на территории России жили народы, во взглядах и верованиях которых много общего: пережитки язычества, идеалы авторитарной власти и общинного коллективизма. В частности, это характерно для исламского населения, численность которого быстро увеличивалась в XV—XVI и XVIII—XIX вв. Существование диалога людей разных верований и убеждений, поклоняющихся разным святыням и ориентированных на различные центры восточной и западной культур (Мекку, Иерусалим, Лхасу, Рим), позволяет говорить о российской цивилизации не как о православной, а как о евразийской.
Для Руси, расположенной между Европой и Азией, во все времена было край-
не важно, на кого она будет в большей степени ориентирована — на Восток или на Запад. Киевская Русь сумела сохранить нейтральное положение, однако отдала предпочтение Западу. Но новая политическая обстановка в XIII в., нашествие татаро-монголов и крестовые походы на Русь европейских рыцарей, поддерживаемых Римско-католической церковью, которая надеялась подчинить русские княжества своему духовно-политическому влиянию, поставили под вопрос дальнейшее существование русского народа и его культуры и заставили сделать определенный выбор. От этого выбора зависела судьба Русского государства на многие века. В отличие от монголо-татар, не вмешивавшихся во внутреннюю жизнь страны и в дела церкви, европейские феодалы строили на завоеванных территориях свои замки, костелы, обращали население в католичество, угрожали общинному строю, власти русских князей и авторитету церкви. Римско-католической церкви было необходимо обращение Руси в католическую веру, или, по крайней мере, признание верховной власти Папы Римского, унии православной и католической церкви. Поэтому выбор сделан не в пользу католической Европы, а в пользу монголо-татар, которые являлись самой мощной военной силой в мире. Более того, католики сами стали предлагать монголам союз против Византии и Руси [6. С. 47].
Выбор Востока в качестве объекта взаимодействия для Руси оказался довольно устойчивым. Он проявился не только в приспособлении к восточным формам государства, общества и культуры в XШ—XV вв., но и в направлении экспансии централизованного русского государства в XVI—XVII вв. Даже в XVIII вв., когда главным стало взаимодействие России и Европы, российская национальная идеология и государственность отличались восточными традициями, что сказывалось в усилении самодержавия и крепостничества как основ европеизации страны.
В этот период закладывались условия для развития диалога русской и восточных,
мусульманских культур. Развивался синтез элементов двух культурных миров, ставших затем основой России как многонационального государства.
Заслуга православия в том, что оно обусловило духовное единство русского народа. Христианская вера являлась основой государственности, а защита Руси как христианского государства — подвиг во имя веры. Церковь духовно освещала власть князя и многие князья после смерти провозглашались святыми, удостаиваясь этого за заслуги перед Русью. Христианское самосознание являлось важным элементом династического самосознания киевских князей. Христианская вера укрепляла уверенность русских князей в их высоком, апостольском предназначении, в вечности правления княжеской династии, начало которой они положили. Она как бы уравнивала их власть с властью византийских императоров. Кроме того, христианство явилось той духовной силой, которая сделала возможным существование и развитие европейской цивилизации, стало исходным пунктом становления современной мировой цивилизации. В этом заключается его всемирно-историческое значение. Ни одна другая религия не смогла сыграть подобной роли [1. С. 52].
В древний период зародились духовно-политические концепции, которые, эволюционируя, сохранили свою значимость вплоть до XX столетия. Именно тогда сформировалась самобытная версия древнерусского христианского государства, генезис которой связан с происхождением династии Рюриковичей от римского императора Августа. В русской культуре уже в XI в. появляется осознание богоизбранности русских, уравнивавшее их с византийцами, претендовавшими на политическое господство в Восточной Европе. Древняя Русь приобрела то единство языка, власти и веры, которое позволило ей восстановить свою целостность после распада государства, а также сохранить его в ходе расселения, колонизации земель. В этот период, несмотря на феодальную раздробленность и предпочтение местных политических
интересов общим, сформировалось национальное самосознание.
Поскольку Русь находилась сначала под формальным суверенитетом Византийской империи (будучи фактически независимой), а затем под тюрко-монгольским владычеством (чуть ли не на положении улуса Золотой Орды), в политической мысли Древней Руси особое место заняли темы церковно-государственной независимости, суверенности Российского государства, концепция государя-самодержца, т.е. государя, властвующего самостоятельно, единодержавно над всей подвластной ему землей. Фундаментальной политической идеей в отечественной мысли явилась идея великодержавности, которая прошла через всю последующую российскую политическую мысль.
В XI—XП вв. в отечественной политической мысли разработана идеология единодержавия и объединения русских земель (Иларион, Мономах). Традиции русской национальной идеологии домонгольского периода нашли свое выражение в призыве к объединению русских земель, разорванных междоусобицей, ввиду грозившей внешней опасности, укреплении сильной великокняжеской политической власти, способной преодолевать внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей.
XIII в. стал одним из самых трагических в истории России: феодальная раздробленность, княжеские усобицы, монголо-татарское нашествие, агрессия со стороны западноевропейских государств. В сложнейших условиях перед русским народом встали новые исторические и политические задачи. В политической мысли в качестве основной выдвигается задача освобождения Руси от иноземных захватчиков, которая определяет национальное самосознание, идеологию и общественную жизнь на протяжении XIV в. и значительной части XV в. [12. С. 40].
Начиная с XШ—XГV вв., православие становится главной составляющей всей общенациональной идеологии, играет определяющую роль при формировании всех значимых общественных идеалов. Ведь сохранение истинной веры, по убеждению
мыслителей этого периода, означало и сохранение независимости духовной жизни народа, а независимость духовная должна привести и к восстановлению независимости политической. Поэтому идея защиты православия крепко и непосредственно стала связываться в сознании людей с идеей национально-государственной независимости [9. С. 43].
К XIV в. идея централизованного государства утрачена русскими князьями вместе с представлением о принадлежности Русской земли княжескому роду в целом. Однако монголо-татары вновь принесли на Русь идею верховной власти. При этом власть хана, «вольного царя», в представлении русских, не имела условного характера, не ограничивалась вечем. Она носила по отношению к Руси абсолютный деспотический характер. Неслучайно монголо-та-тары уничтожили городские вече практически на всей завоеванной части Руси. Тем самым принцип единовластия стал входить в политическую культуру и сознание русского народа. Политика монголо-татар была ориентирована на поддержание государственной раздробленности Руси.
Единственной силой, сохранявшей культурную и национальную целостность Руси, являлась православная церковь. Идея конфессиональной (религиозной) принадлежности в это время во многом заменила идею племенной и государственной принадлежности. Роль церкви в процессе собирания русских земель, укрепления и централизации русского государства являлась определяющей. Московский князь Дмитрий в 1379 г. впервые попытался защитить другие русские земли от вторжения монголо-татар. С именем московского князя связывалось представление о наведении порядка в стране, о безопасности от монголо-татарских нашествии, о покровительстве церкви. Москва становится центром сопротивления монголо-татарскому нашествию и центром консолидации русских земель. А на Куликовом поле в 1380 г. стояло уже не войско московского князя, а русское войско, объединенное общим духовным и политическим идеалом
— православием и идеей единого Русского государства. Это свидетельствовало о формировании духовной основы единства великорусского народа.
В конце XV—начале XVI вв. произошло преодоление феодальной раздробленности и объединение земель вокруг Московского княжества. Это эпоха образования Руси как единого суверенного государства и формирования в нем сословно-представительной монархии как формы правления. Основными темами политической мысли являлись проблемы, касающиеся происхождения Русского государства, родословия его князей, формы организации верховной власти и способов ее реализации, взаимоотношения церкви и государства, национального самосознания и национальной идеологии.
Таким образом, русская национальная идеология, выраженная в отечественной духовно-политической мысли, явилась программой становления Русского государства X-XV вв.
Русская национальная идеология, разрабатываемая в отечественных политических концепциях XVI—XVII вв., стала следствием и, в свою очередь, обоснованием укрепления России как суверенного централизованного государства. Православие и ислам явились идеологической и духовно-политической основой Российского государства.
Новую политическую ситуацию для развития централизованного Московского государства создало взятие Турками Константинополя в 1453 г. Этот факт истолкован как свидетельство Божьего суда над Византией, принявшей унию и отошедшей от православного христианства. Теперь Московская Русь оставалась единственным независимым православным государством в мире. В 1472 г. великий князь Иван III, женившись на Зое (Софье) Палеолог, племяннице и единственной наследнице последнего константинопольского императора, становится преемником светской и духовной власти византийского императора. Иван III впервые заявил о себе как государе всея Руси, приняв в качестве ее государственного герба двуглавого византийского
орла, а в международных отношениях стал именовать себя царем, как раньше звали только византийского императора и татарского хана. Тем самым Иван III противопоставил себя всем остальным князьям как носитель верховной божественной власти и наследник византийских императоров. Это послужило делу государственного объединения русских земель, росту влияния и авторитета Московского государства. Политическим и юридическим обоснованием прав на царское звание и самодержавное правление явилась версия, изложенная в «Сказаниях о князьях Владимирских»: династия Рюриковичей происходит от римского императора Августа, а царские регалии еще в XII в. из Константинополя получил Владимир Мономах. Эта версия стала официальной генеалогией не только Рюриковичей, но и последующих царей дома Романовых. Утверждению той же идеи способствовала политическая теория, провозглашавшая Москву вечным царством, «третьим Римом». В основе идеологемы «Москва — третий Рим» старца Филофея лежала философская и богословская идея предопределенности всего происходящего в мире. История человечества представляется как история происходящей по воле свыше смены царств, преемственности народов, каждый их которых выступает как носитель, выразитель божественных предначертаний. Два Рима пали, единственным носителем православия осталась Россия, с гибелью третьего царства наступает Страшный суд, конец мира, т.к. «четвертому Риму не быть».
Таким образом, задача создания централизованного Московского государства осознавалась в контексте священной истории, связывалась с задачей спасения всего человечества, искупительной миссией христианства. Русский царь трактовался как сила, удерживающая мир от всевластия греха накануне Страшного суда. Земная власть царя уподоблялась божественной, распространялась на весь христианский мир. Русский народ рассматривался как избранный, а Москва как центр мира, новый Царь-город, то есть священный город, светоч нравственности и истинного знания о
путях спасения души. В российском сознании возникла и надолго утвердилась идея, глубоко укорененная в православии: «Мы в ответе за весь мир» [13. С. 254].
В этих условиях объединительная политика московских великих князей приобрела совершенно новый смысл — не усиление одного княжества за счет других, а выполнение намеченного самим Богом высокого предназначения Москвы как последней хранительницы подлинного христианства. Сопротивление соседних княжеств трактовалось как сопротивление Божественному промыслу, то есть как тяжкий грех. Это закрепило идею о верховном, освещенном Богом характере его власти.
Концепция псковского старца Фило-фея «Москва — третий Рим» имела для Русского государства огромное значение. Она помогла Ивану III идеологически обеспечить присоединение к Московскому царству в XV в. ряда русских земель, а также противостоять на реке Угре монголо-тата-рам. Русское государство укрепило свое положение и на международной арене.
Таким образом, идеология Москвы, как Третьего Рима, способствовала укреплению и могуществу московского государства, царского самодержавия, повысила авторитет и престиж России на международной арене, и, что более важно, внутри страны — в качестве мощного фактора развития русско-российского сознания и самосознания.
Объединенному суверенному Русскому государству более не соответствовала такая форма власти, как раннефеодальная монархия. Возникла необходимость в изменениях организации власти, государственного устройства, новых формах их обоснования, политической и национальной идеологии. В духовно-политических произведениях того времени разрабатывалась не только апология абсолютизма, одной из основных тем становится идея религиозного и исторического возрождения России, православных народов.
Важным фактом в истории Русского государства явилось принятие Иваном IV в 1547 г. царского титула. Став первым
русским царем, Иван Васильевич оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего, и таким образом Российское царство стало полновластным наследником и Рима «ветхого», и Рима «нового» [6. С. 47]. В XVI в. Иваном IV сформулированы и обоснованы основные принципы самодержавной власти русских монархов, явившиеся духовно-политической основой укрепления государственности и национально-государственной идеологии России как централизованного государства XVI—XVII вв.
В этот период особенно четко прослеживаются связи православной и мусульманской культур. Мусульмане в XV в. все в большем количестве становятся подданными Московского государства. В России до XVII в. сохранялся осколок империи Чингисхана — Касимовское царство, глава которого — мусульманин — уравнен в правах с православными грузинскими царевичами, высшими иерархами православной церкви, а временами считался равным князьям-рюриковичам. Во многих городах Руси правили татарские князья-воеводы, имелись мечети. До XVIII в. официальным знаком русских царей наряду с печатью с двуглавым орлом оставалась тугра с поиме-нованием Аллаха. Попытка патриарха Никона во второй половине XVII в. насильно крестить татар нанесла ущерб государству и была отвергнута.
Сами мусульмане воспринимали власть московского царя с точки зрения ислама как законную, унаследованную от монгольских ханов. В определенной степени это являлось правдой, потому что Иван Грозный по матери принадлежал к династии Чинги-сидов. Отсюда произошло татарское наименование царя — Акпадишах, т.е. Белый царь, или, как называли русские, Золотой Орды. Поэтому татары, башкиры и другие народы, исповедовавшие ислам, активно шли на службу к царю. Они составляли опору легкой конницы, служили военачальниками и чиновниками. Только в Ливонии во второй половине XVI в. служило более 50 тысяч мусульман. Взаимопонимание русских (православных) и мусульман помогло
в присоединении Сибири, а затем и Северного Кавказа [3. С. 100].
Основа этого взаимопонимания — определенная близость православных и мусульманских верований. Обе религии относятся к ветви «авраамистических», признающих единобожие и Авраама (Ибрахима) как основателя традиции почитания Бога. Православные и мусульмане утверждают рациональную непознаваемость Бога, придают большое значение обрядам, посвященным спасению души. Для обеих культур характерен фатализм и долготерпение, традиция соединения духовной и светской власти, воинское мужество, значительная роль культа святых, их могил и языческих верований в народном восприятии религии [7. С. 287].
Развитие православного богослужения многим обязано веротерпимости ранних мусульман, сохранивших наследие античности. Один из почитаемых на Руси отцов церкви, Иоанн Дамаскин, являлся сыном чиновника Багдадского халифа (его родовое имя — Мансур). Некоторые течения ислама, в частности мусульманский мистицизм — суфизм, возникли под прямым влиянием христианского аскетизма и рим-ско-византийской философии. Стремление путем умерщвления плоти и созерцания добиться непосредственного общения с Аллахом роднит суфизм и исихазм — наиболее распространенную в России форму православного мистицизма. При этом для многих суфиев разница между исламом и христианством практически стиралась. Для них имело значение только сосредоточенная устремленность верующего к Богу [10. С. 57].
Близость православных и мусульман усиливалась по мере восприятия русскими идеи самодержавия и сопутствующего ей идеала абсолютного повиновения власти, восточных форм прославления владык, государственности и национально-государственной идеологии. В результате центром культурного притяжения для мусульман очень рано стала не только Казань, но и Москва. Идеология самодержавия в России в XVI в. подчас прямо опиралась на восточные образцы.
В период Смутного времени окончательно сложилась идеология самодержавия, освещенного авторитетом православной церкви. Авторитет патриарха Филарета, долгое время находившегося в польском плену, во многом способствовал избранию царем его сына — Михаила Романова, связанного с прошлой династией Рюриковичей родственными узами. Родство с патриархом символически утверждало священный характер власти царя Михаила и сделало его выразителем не только частных, сословных интересов, но и общих интересов всего православного народа. Власть царя все больше приобретала надправовой характер, становилась непосредственным выразителем Божьей воли, возвышалась над обществом, закрепляли деспотический характер политического строя.
Во второй половине XVII в. в России произошло становление национальной модели абсолютизма — российского самодержавия как особого этапа в развитии российской государственности. Окончательно закрепился царский статус российских государей. Произошло укрепление национальной идеологии, выражающейся в религиозных реформах, по поводу которых велась ожесточенная борьба; осознана важность самой миссии России, выдвигавшейся в качестве национальной стратегии. Шло формирование русской нации. Понимание происхождения и сущности самодержавной царской власти, представление об идеальном православном государе, о божественном происхождении монаршей власти, учение о преемственности власти русских царей от византийских императоров и римских цезарей, роль Русской православной церкви в укреплении российской государственности становятся основными темами в отечественной политической мысли XVII в.
Таким образом, русская национальная идеология, разрабатываемая в отечественных политических концепциях XVI—XVII вв., во многом способствовала укреплению России как суверенного централизованного государства.
К началу XVIII в. тенденция к превращению сословно-представительной монар-
хии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти. Русская национальная идеология формируется как основа идеологии самодержавной власти Российской империи. Организация государственной власти и система управления подверглись существенным изменениям. В 1721 г. Петр I принял титул Отца Отечества, императора Всероссийского Петра Великого. Московское государство превратилось в Российскую империю.
В эпоху Петра Великого осуществлена одна из самых великих трансформаций истории России, а именно — планомерное и радикальное включение страны в систему мировой (в тот период западноевропейской), материальной и духовной культуры. Европеизация социально-экономической, политической и культурной жизни не означала разрыва с национально-самобытными началами русской жизни, она существенно обогащала эти начала, придавала им современный уровень и формы. Эти преобразования затронули не только экономику, политику, военное дело, но и духовный мир человека, его национальное самосознание. Петровские реформы способствовали формированию социально-экономических, политических, идеологических и духовных основ абсолютной монархии в России. В этот период дано рационалистическое обоснование идеи божественного происхождения верховной власти, сформулирована официальная доктрина самодержавия. Преобразования в России в XVIII в. привели к освобождению быта, культуры и духовной жизни от влияния церковной идеологии.
Сложные процессы в политических и национальных отношениях, в которые была втянута Россия в XVIII в., стимулировали развитие национального самосознания русского народа, осознание им величия своего государства, объединившего множество народов и добившегося огромных успехов. Русское национальное самосознание из формы национальной психологии выросло до уровня идеологии и культуры, открыло дорогу процессу национального самопознания.
Особенности развития Российского государства определили то, что русское на-
циональное самосознание во многом носило имперский характер. Лица нерусских народностей, населявшие территорию Российской империи, именовались «инородцами». Царское правительство не желало замечать накопившихся противоречий в культуре русского, украинского и белорусского народов, зачисляя их всех в разряд «русских» и не считалось с наличием украинского и белорусского языков. Национальная политика царизма вызывала противоречия между русскими и украинцами, грузинами, казахами. Однако, благодаря активной внешней политике во второй половине XVIII в., Россия признана великой европейской державой. События XVIII в. резко изменили положение России в системе европейских стран и самосознание русского народа. Вместе с тем, они заложили глубокие противоречия в государственных и национальных отношениях, народном самосознании, во многом не разрешенные до сих пор, о чем свидетельствуют конфликты на Северном Кавказе.
Труды мыслителей этого периода вдохновлялись национальным самосознанием, искавшим для себя обоснование вне прежней церковной идеологии. Здесь мы находим секуляризованный национализм, соединенный с гуманизмом. Уже не святая Русь, а Великая Русь вдохновляет их. Идея величия России проходит через все политические работы той эпохи.
Таким образом, к началу XVIII в. тенденция к превращению сословно-предста-вительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти. Русская национальная идеология в отечественной политической мысли XVIII в. выступила в качестве обоснования идеологии самодержавной власти Российской империи. Во второй половине XVIII в. произошло завершение развития модели российской абсолютистской монархии. В отечественной политической мысли сложилась концепция самодержавной власти.
К началу XIX в. в результате внешней и внутренней политики происходит рост авторитета России на международной
арене. Россия превращается в великую европейскую державу и к ней присоединены огромные территории. Россия стремится к укреплению связей с вновь присоединенными территориями, в значительной степени заселенными мусульманами. Этому способствовал закон 1773 г. «О терпимости вероисповеданий», запрещавший православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий. В 1788 г. в г. Уфа создан муфтият, управляющий делами мусульман России, появились мусульманские школы. В 1702 г. в Казани начала издаваться исламская литература.
Благодаря этому, несмотря на ряд восстаний (имама Мансура на Кавказ в 1785 г. и С. Датова в Казахстане в 1783—1797 гг.), интеграция мусульман шла довольно быстро. Этот факт признан даже турецким султаном, назвавшим мусульман России «ассимилированными русскими», то есть включенными в российское культурное пространство. Кроме того, крепли связи русских и буддистов (бурят, калмыков), признавших Екатерину II Бодхисаттвой (просветленной, спасительницей). Этот акт приравнивал ее к таким буддийским правителям, как китайский император, короли Шри-Ланки и Бирмы, и обосновывал духовный характер ее власти.
Политика Российской империи в отношении мусульманских народов Кавказа, некоторые из которых (адыги, кабардинцы, черкесы) с VI—VII вв. стали христианами, но в XV—XVII вв. были обращены в мусульманство крымскими ханами, привела к Кавказской войне (1834—1859), самой длительной, которую Россия вела в XIX в. После ее окончания горцы и казаки, воевавшие долгие годы и имевшие в культуре много общих архаических черт, оказались связанными сетью побрати-мо-кунацких отношений. Именно межчеловеческие отношения стали главными в поддержании мира между ними. В итоге Северный Кавказ и Дагестан были присоединены к России.
Необходимость определения места России среди цивилизаций мира встала остро и в связи с ее завоеваниями в Средней Азии.
Во второй половине XIX в. Ташкент, Самарканд, Кокандское ханство, Бухарский эмират, а также Хивинское ханство признали политическую зависимость от России. В этот период идет развитие конфессионального и национального, а также цивилиза-ционного самосознания мусульман России, которых к концу XIX в. было столько же, сколько и в Османской империи, — 18 млн человек. Это достаточно сложный и противоречивый процесс. Большинство мечетей контролировали последователи традиционного ислама — кадимисты, которые лояльно относились к Российскому государству, предоставлявшему мусульманам возможность соблюдать свои обычаи и законы, но не воспринимали влияния западной и русской культуры, считая, что ислам дает ответы на все вопросы. На Северном Кавказе аналогичной позиции придерживался мюридизм как традиционалистская реакция на русское влияние. Традиционалисты проповедовали «братство и единство всех национальностей под флагом ислама» [10. С. 60]. В противовес панславизму русских они распространяли идеи пансламизма, заимствованные в Турции, что препятствовало культурному диалогу в России.
В то же время среди мусульманской интеллигенции возрастал интерес к русской и западной культуре. Казахский ученый и просветитель Ч. Валиханов еще в первой половине XIX в. отмечал: «Без России мы пропадем. Без русских мы только Азия, и
Список литературы_
ни чем другим без нее не можем быть». На основе подобных идей в 80-90-е гг. XIX в. в Поволжье, а затем в Средней Азии зародилось обновленческое движение в исламе — джадидизм, выступавшее за европеизацию исламской науки и просвещения, очищение ислама, стремление сочетать его с западной наукой и преподавание его на русском языке. В начале XX в. оно распространилось в Дагестане и Азербайджане. Говоря об отношении мусульман к роли Российского государства в их исторической судьбе, И. Гаспринский отмечает, что мусульманские территории вошли в состав России «в моменты исторической необходимости», то есть по воле Аллаха [3. С. 121]. Тем самым утверждается мысль о провиденциальном, те есть по воле Бога, единстве судеб православных и мусульманских народов на территории России.
Таким образом, российские мусульмане не только стремились доказать свою полную способность воспринять идеал российской цивилизации, понять свое место в ней, но и пытались содержательно развить этот идеал, соотнести его с идеалом мусульманской и мировой цивилизации. Это явилось широкой основой для развития культурного диалога православных и мусульманских народов в процессе развития государственности и национально-государственной идеологии России. Православие и ислам явились идеологической и духовно-политической основой российской государственности.
1. Аванесова Г.А. Роль православия в развитии отечественной культуры / / Социально-гуманитарные знания. 2007. № 2. С. 50-57.
2. Васильев Л.С. История религии Востока. М.: Высш. шк., 1983. 368 с.
3. Гайнутдин Р.И. Ислам: вера, милосердие, терпимость. М.: Духовное управление мусульман, 1999. 157 с.
4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: АСТ, 2006. 768 с.
5. Игумен Иоанн Экономцев. Православие. Византия. Россия. М.: Христианская литература, 1992. 238 с.
6. Карташев А.В. Церковь, история, Россия. М., 1996. 303 с.
7. Крывелев И.А. История религии. Очерки в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 382 с.
8. Кубланов М.М. Происхождение христианства. М.: Наука, 1974. 216 с.
9. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения // Социально-политический журнал. 1999. № 3. С. 42-48.
10. Волков В. Основные направления и течения в исламе / / Отечественные записки: электронный научный журнал. 2003. № 5 (14) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz/ru/2003/5/ osnovnye-napravieniya-i-techeniya-v-islame (дата обращения: 10.02.2016).
11. Никитин В.А. Основы православной культуры. М.: Просветитель, 2001. 486 с.
12. Перевезенцев С.В. «Слово о погибели Русской земли» как политическая программа возрождения Руси // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2006. № 2. С. 39—45.
13. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М.: Индрик, 1998. 416 с.
List of literature_
1. Avanesova G.A. Sotsialno-gumanitarnye znaniya (The socio-humanitarian knowledge), 2007, no. 2, pp. 50-57.
2. Vasiliev L.S. Istoriya religii Vostoka [History of the Orient religion]. Moscow: High school, 1993. 368 p.
3.Gayinudin R.I. Islam. Vera. Miloserdie. Terpimost [Islam: faith, mercy, tolerance]. Moscow: Spiritual Administration of Muslims, 1999. 157 p.
4. Gumilev L.N. DrevnayayRusIVelikaystep [Ancient Rus and Great steppe]. Moscow: AST, 2006. 768 p.
5. Igumen Joann Ekonomtsev. Pravoslavie. Visantiay. Russia [The Orthodoxy. Vizantiya. Russia]. Moscow: Christian literature, 1992. 238 p.
6. Kartashev A.V. Tserkov, istoriya, Russia [Church, history, Russia]. Moscow: Probel, 1996. 303 p.
7. Kryvelev I.A. Istoriya religii [The History of religion]: Essays in 2 volumes. Moscow: Mysl, 1988, vol. 1. 382 p.
8. Kublanov M.M. Proishozhdenie christianstva [Origin of Christianity]. Moscow: Science, 1974. 216 p.
9. Mironov A.V., Babinov Yu.A. Sotsialno-politicheskii zurnal (Socio-political journal), 1999, no. 3, pp.
10. Volkov W. Otechestvennye zapiski: elektronny nauchny zhurnal (Domestic notes: electronic scientific journal), 2003, no. 5 (14) Available at: http://www.strana-oz/ru/2003/5/osnovnye-napravieniya-i-techeniya-v-islame/ (accessed 10.02.2016).
11. Nikitin V.A. Osnovy pravoslavnoy kultury [Bases of the Orthodox culture]. Moscow: Prosvetitel, 2001.486 p.
12. Perevezentsev S.V. Vestnik moscovskogo universiteta. Ser. 12. Politicheskie nauki (Bulletin of Moscow University. Ser. 12. Political Sciences), 2006, no. 2, pp. 39—45.
13. Sinitsyna N.V. Tretiy Rim. Istoki I evolyziya russkoi srednevekovoy kontseptsii [The Third Rome. Headwaterses and evolution of the Russian medieval concept]. Moscow: Indrik, 1998. 416 p.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Вольтер Ольга Владимировна, д-р полит. ^ук, аднд. филос. тук, г. Apмaвиp, Россия. Oблacть nay^^is интересов: нaциoнaльнaя, гocyдapcтвeииaя и политические идеологии в России, теория и философия политики и yпpaвлeиия, политические процессы в современной России, нaциoнaльнaя политик, нaциoнaльнaя идентичность [email protected]
Olga Volter, doctor of political sciences, candidate of philosophical sciences, Armavir, Russia. Sphere of scientific interests: national, state and political ideologies in Russia, theory and philosophy of politics and management, political processes in modern Russia, national policy, national identity
Образец цитирования _
Вольтер О.В. Православие и Ислам в контексте государственности России // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 5. С. 48-59.
42-48.