УДК 36+947.083/84
А. И. Нуруллина
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ТАТАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1920-1930-Е ГГ.)
Рассматривается развитие социально-трудовой реабилитации инвалидов в России и Татарстане в первой трети ХХ века. Показывается динамика развития учреждений социально-трудовой реабилитации в Татарстане. Характеризуются основные направления государственной политики в отношении обучения и переподготовки инвалидов труда в Татарстане в 20-30-е гг.
ХХ века. Анализируются количественные и качественные показатели деятельности органов социального обеспечения в социально-трудовой реабилитации инвалидов.
Проблема возвращения в производство, лиц получивших те или иные травмы всегда являлась актуальной для России. В царской России практически отсутствовали какие-либо серьезные государственные мероприятия по социально-трудовой реабилитации инвалидов, да и сама охрана труда оставляла желать лучшего. Положение стало меняться в 1920-е гг., когда Советская власть предприняла практические шаги по возвращению инвалидов в нормальную жизнь и производство. Одной из основных частей советской системы социального обеспечения в 1920-1930-е гг. являлись государственные мероприятия по социально-трудовой реабилитации инвалидов.
Система мероприятий по социально-трудовой реабилитации инвалидов складывалась как из мероприятий, проводимых методами государственной материальной помощи, так и общественных мероприятий, опирающихся на самодеятельность самих инвалидов под общим руководством Народного комиссариата социального обеспечения.
Первая группа мероприятий включала в себя государственное обеспечение и обслуживание. Вторая группа мероприятий состояла из специального лечения лиц, имеющих право на государственное обеспечение, протезирования, обучения и переобучения. Третья группа мероприятий была направлена на объединение инвалидов в кооперативные трудовые объединения, призванные обеспечивать вступающим в них инвалидам нормальный жизненный уровень путем эксплуатации их неполного труда.
Инвалидом труда в советское время считали трудящегося, потерявшего свою трудоспособность на работе или на службе. Круг лиц, имеющих право на государственное обеспечение, определялся инструкцией по применению декрета СНК от 9 декабря 1921 «О социальном обеспечении инвалидов», по которой «впредь до фактического введения социального страхования», согласно постановлению СНК от 15 декабря 1921 г., право на государственное обеспечение имели все лица, работающие по найму в государственных, общественных, частных, концессионных, арендных, кооперативных и прочих предприятиях и учреждениях, потерявших трудоспособность в следствие:
а) увечья или профессионального заболевания - в этих случаях вне зависимости от времени, в течение которого лицо, потерявшее трудоспособность, работало по найму;
б) иных причин,... если лицо работало по найму непрерывно в различных учреждениях и предприятиях в течение восьми лет, непосредственно предшествующих лишению трудоспособности» (статья 1, 2).
Обеспечение этих лиц, в отличие от утративших трудоспособность на военной службе, а также жертв контрреволюции, пожаров, наводнений, голода, эпидемии, войны, эвакуации и «ненормальных социальных отношений» (нищенства, беспризорности, физической и моральной дефективности) осуществлялось Подотделами социального обеспечения и охраны труда - органами Народного комиссариата труда, а не отделами социального обеспечения.
Инвалидам труда назначалась пенсия соответственно степени нетрудоспособности, установленной медицинским освидетельствованием в Бюро врачебной экспертизы. В изучаемый период времени выделялись 5 групп инвалидов: 1 группа - полные инвалиды, нуждающиеся вследствие беспомощности в постоянном постороннем уходе; 2 группа - полные инвалиды с утратой трудоспособности свыше 60%; 3 группа - утратившие трудоспособность от 45% до 60%: 4 группа - утратившие трудоспособность от 30% до 45%; 5 группа - утратившие трудоспособность ниже 30%, (этой категории пенсия не назначалась).
При этом пенсия при полной инвалидности (1 и 2 группы) выдавалась лишь при отсутствии у инвалидов других заработков или доходов. Пенсия при частичной инвалидности выдавалась лишь в дополнение к заработку или получаемому в случае безработицы пособию. Поэтому все лица, с частичной утратой трудоспособности должны были либо состоять на службе, либо быть зарегистрированными в подотделе распределения рабочей силы Нар-комтруда и получать пособие как безработные. Получающие пенсию по случаю инвалидности в процентном соотношении распределялись по группам соответственно: 1:2:3:4 = 30:50:15:5. Инвалиды, не подавшие заявление о назначении обеспечения в течение двух лет со дня утраты трудоспособности, лишались права на государственное обеспечение.
Все инвалиды в отношении пользования учреждениями для инвалидов также делились на пять категорий: 1) потерявшие полную трудоспособность и нуждавшиеся в постороннем уходе; 2) потерявшие полную трудоспособность, но способные себя обслужить; 3) с частичной потерей трудоспособности, лишавшей их возможности заработать прожиточный минимум (не только при обычных условиях труда, но и в специальных производственных мастерских для инвалидов); 4) с частичной потерей трудоспособности, дававшей возможность иметь прожиточный минимум при условии работы в специальных производственных мастерских для инвалидов; 5) с частичной потерей трудоспособности, дававшей возможность иметь прожиточный минимум при обычных условиях труда.
В зависимости от указанной категории инвалидов, инвалидные дома подразделялись на три типа: инвалидные дома для беспомощных без мастерских и работ; инвалидные дома с легкими нерегулярными работами (шитье, вязание, плетение); инвалидные дома с регулярными работами и производственными мастерскими.
В 1921 году был издан циркуляр НКСО РСФСР и Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР об организации обслуживания инвалидов разной национальности. Согласно его положениям, администрациям подобных инвалидных домов следовало считаться с бытовыми и психологическими особенностями инвалидов разной национальности, их национальными праздниками. Рекомендовалось по возможности удовлетворять желания инвалидов в отношении способа и порядка приготовления пищи, подбирать соответствующий обслуживающий персонал.
В ТАССР к 1921 имелось около восьми домов инвалидов, из которых один находился в г. Казани. По одному дому инвалидов имелось в Чистопольском, Мамадышском, Бугульминском и Спасском кантонах. В Мензелинском кантоне было три дома инвалидов. Общая численность обеспечиваемых в инвалидных учреждениях достигала 249 человек. Но в конце этого же года все обитатели инвалидных домов подверглись социальной чистке
и все обеспечиваемые, не имеющие право на это, были исключены. В результате оставшиеся в кантонах инвалидные дома были предназначены для инвалидов третьей категории, а инвалиды первой категории сосредотачивались в городе Казани.
В целом, инвалидов, которые не могли вернуться к регулярному и доходному труду, было не больше 20%. Из них только единицы совершенно не могли работать, в большинстве случаях они хотя бы частично могли использовать свою рабочую силу, добавляя к государственному обеспечению заработанное собственным трудом.
80% инвалидов при рациональной медицинской помощи, при хорошо поставленном профессиональном обучении, а также при условии снабжения инвалидов самими необходимыми специальными приспособлениями (протезами), делающими их способными к труду, могли вернуться к нормальной работе и существовать на заработок.
Большое значение в деле помощи инвалидам труда имело протезирование. Оно способствовало частичному восстановлению их трудоспособности, и, следовательно, необходимость в пенсионировании отпадала.
Однако в этом направлении были значительные трудности. Так, в ТАССР производством и ремонтом инвалидной продукции занималась единственная Казанская производственная мастерская, которая находилась в ведении Наркомздрава. Основной проблемой протезирования инвалидов была огромная продолжительность изготовления протезов. В среднем данная мастерская обеспечивала протезами не более шести инвалидов в месяц, тогда как зарегистрировавшихся и ожидающих своей очереди имелось ежемесячно более 300 человек. В действительности же это число было намного выше, так как многие не регистрировались, потеряв надежду получить протез. А чтобы получить его, вновь зарегистрировавшемуся инвалиду нужно было ждать исполнения заказа около пяти лет.
Основным и единственным путем, возвращающим инвалидов к труду, наряду с протезированием являлось профессиональное обучение и переобучение. Оно требовало наличия специальных школ. Кроме того, в профессиональном обучении велика была роль врача. Уже с момента поступления больного в госпиталь врач должен был стремиться привить ему мысль, что лечение не есть для него цель, а лишь средство, понижающее степень его инвалидности, укорачивающее срок пребывания в госпитале и приближающее возможность взяться снова за прежнюю профессию или научиться новой.
НКСО проводил работу по профессиональному обучению и переобучению инвалидов, доступным их физическим силам ремеслам, организуя профессионально-технические школы и учебно-производственные мастерские для инвалидов, и, вместе с тем, стремился поднять их культурное и политическое развитие. До начала 1926 года эти школы носили название техникумов для инвалидов, но затем вследствие несоответствия их программы и срока обучения с учебными планами нормальных техникумов переименовали все находящиеся в ведении НКСО техникумы в профессионально-технические школы.
Всего в ведении Наркомсобеса РСФСР находилось шесть подобных школ для инвалидов. Из них четыре профессионально-технические школы находились в Москве, Ленинграде, Казани, Новочеркасске; одна - сельскохозяйственная школа - в Калужской губернии и одна музыкальная школа для слепых - в Ленинграде.
В Казани располагалась Волжско-Камская областная профессионально-техническая школа. Она была рассчитана на 200 человек. В ней обучали следующим ремеслам: сапожно-башмачному, портновскому, жестяницко-медницкому и переплетно-брошюровальному, также преподавался татарский язык. Школа обслуживала всю Волжско-Камскую область. В учебных заведениях системы социального обеспечения Татарии обучалось 60 человек.
Объединенные мастерские для инвалидов носили учебно-производственный характер, в них теоретические познания обучающихся могли применяться на практике. В этих мастерских инвалиды обучались как портновскому, сапожному, столярному, кровельному, белошвейному ремеслам. В 1923 году в объединенных мастерских Татнаркомсобеса насчитывалось 50 учеников-инвалидов при наличии 105 мест, то есть учебные заведения были укомплектованы учащимися только на 47%.
Учебно-производственные мастерские ставили своей задачей учебно-производственную подготовку инвалидов системы социального обеспечения, социального страхования и колхозников, в целях трудоустройства их в кооперации инвалидов, кустарно-промысловые, сельскохозяйственные и промышленные кооперации. Эти мастерские были организованы с таким расчетом, чтобы в них было оборудовано не менее 15 учебных и 22 рабочих мест.
В целях объединения и руководства всеми артелями инвалидов как в г. Казани, так и в кантонах в ТатНКСО в 1922 году создается институт Уполномоченного, который в 1923 был преобразован в Татарское инвалидное кооперативное объединение (ТИКО). Задачей ТИКО являлось финансовое, политическое и идейное руководство всеми артелями, входившими в это объединение. В эти годы создавались предприятия, на которых могли бы работать инвалиды: портновская и сапожная мастерские, обувной и табачный магазины, булочно-кондитерская. Количество артелей в 1922-1923 годы доходило до 52, в которых работало 504 инвалида.
В 1924 году, после ликвидации ТИКО, было учреждено Центральное объединение инвалидов ТАССР (ЦОИТ). В 1928 году ЦОИТ был переименован в Союз кооперативных артелей инвалидов ТАССР - «Таткоопинсоюз». Таткоопинсоюз осуществлял такие задачи, как приобщение к общественно-полезному труду инвалидов, путем кооперирования их и вовлечения в кооперативную деятельность существовавших и вновь организовавших артелей, а также осуществление руководства всей их деятельностью. Этот союз просуществовал до 1953 года.
В 1929 году в структуре ТатНКСО было создано Бюро трудового устройства инвалидов, которое позже переименовали в Управление по производству и трудоустройству. В
1933 году в целях планомерного развертывания сети учебно-производственных мастерских и производственных предприятий органов социального обеспечения, обществ слепых и глухонемых, комитетов общественной помощи, находившиеся в ТАССР и координации работы этих предприятий и мастерских было организовано Управление производственных предприятий системы социального обеспечения (УПП).
Управление производственными предприятиями направляло свою деятельность на развитие бригадного ученичества для обучения и переквалификации контингента системы социального обеспечения, размещению на своих предприятиях инвалидов и созданию условий работы на производствах для применения и использования неполного труда инвалидов.
В состав УПП входят предприятия общественных организаций системы социального обеспечения: а) предприятия Татобпома (ватная, фетро-кошомная, кроватно-столярная фабрики, завод колесной мази, парикмахерские); б) предприятия общества глухонемых; в) учебно-производственная мастерская. В 1934 году Управление производственными предприятиями слилось с сектором трудоустройства и трудообучения инвалидов войны и труда (УПТ). До этой реорганизации УПП не имело никаких директив в деле трудоустройства и обучения, а отдел трудоустройства, получая указания и инструкции по трудоустройству был оторван от основной базы предприятий, что неудовлетворительно сказывалось на выполнении производственного плана и работы по обучению в учебно-производственных организациях. В структуру нового Управления НКСО ТАССР перешли учебно-слесарная мастерская, деревообрабатывающая фабрика «Коммунар», обувная и матрацная мастер-
ские, ватная и фетровая фабрики, завод колесной мази. Из всех перечисленных предприятий и мастерских УПТ, четыре предприятия - мебельная фабрика, завод колесной мази, ватная и фетровая фабрики являлись производственными предприятиями, в которых задачи обучения осуществлялись путем внедрения бригадного и индивидуального ученичества. Из двух учебно-производственных мастерских - слесарно-механической и сапожной, только в первой была налажена регулярная работа по систематической теоретической и практической подготовке учащихся. Что касается второй мастерской, предназначенной для подготовки кадров из глухонемых, то в ней до 1935 года проводились лишь практические занятия и начиная с 1935 года стала разрабатываться программно-методологическая база, в целях внедрения теоретического обучения.
Учебно-слесарная мастерская была организована в Казани в 1934 году. В ней имелось 60 мест для учеников и 20 мест в общежитиях для учеников. По годовым отчетам за
1934 год в этой мастерской насчитывалось 41 человек, из которых 6 человек - рабочих, 28 учеников, один инвалид труда. Среднемесячная зарплата рабочего достигала 110 рублей, стипендия ученика - 70 рублей. Мастерская, производившая только случайные мелочные (стальные сегменты для сельскохозяйственного орудия, ленточные и лучковые пилы по дереву) и разнообразные ремонтные работы, в 1936 году освоила выпуск остродефицитных и необходимых государственной промышленности кронекорок и ножовых полотен и стала в ряды передовых предприятий наркособеса. Вся продукция реализовывалась на месте. Металлосырье мастерская получала также на месте, используя для целей производства металлический лом и металлические отходы.
Завод колесной мази был открыт в Казани в 1931 году. На предприятии работало 17 человек, из них 7 рабочих-инвалидов, учеников не имелось. Рабочим выдалась самая высокая заработная плата в 180 рублей, по сравнению с предприятиями системы социального обеспечения других отраслей. С целью продолжения начатых работ профессорским составом Химико-технологического института по разработке вопроса организации химического производства на базе переработки древесной смолы, завод был реорганизован в лакокрасочный химический завод и стал заниматься производством лаков и красок.
Деревообрабатывающая фабрика «Коммунар» была создана в 1931 году. Общая численность этой фабрики - 67 человек, рабочих было 50 человек, учеников - 5. Инвалидов труда работало 5 человек из 11 всего контингента социального обеспечения. Средняя зарплата рабочего составляла 150 рублей в месяц, ученика - 57 рублей в месяц. Данная фабрика изготовляла оборудование для рабочих кабинетов, клубов, театров, кинотеатров, детских инвалидных садов и яслей, оборудование для общественных столовых, а также изделия широкого потребления. Основное сырье для производства - лесоматериалы она получала из лесных массивов Татарской республики и близ расположенных районов Марийской области и Чувашской республики.
Ватная фабрика начала свое производство в 1928 году. По численности работающих (165 человек) и по объему валовой продукции (1845 тыс. рублей) фабрика являлась самым большим предприятием ТатНКСО. Рабочих было 133 человека, которые получали среднемесячную зарплату 110 рублей, учеников - 4, имевших стипендию 40 рублей. Инвалидов на этой фабрике насчитывалось 76 человек. Выпускаемая продукция - вата одежная, которой предприятие снабжало швейные фабрики, торгующие организации республики, а также соседних областей. Ватная фабрика получала большую часть потребного сырья извне Татарской республики. Работая на привозном сырье, у фабрики особых проблем со снабжением не возникало.
На фетровой фабрике, приступившей к работе в 1933 году, работало 109 человек (88 рабочих и 5 учеников). Рабочие получали зарплату - 162 рубля в месяц, а ученикам выдавалась самая
высокая стипендия по сравнению со стипендией учеников других производств - 119 рублей. Вырабатываемая фабрикой фетровая обувь заслуженно пользовалась славой, как высококачественная обувь. Продукция предприятия, действительно, имела более высокое качество обработки, чем продукция других казанских фабрик. При наличии обученных и приобретших опыт специалистов и рабочих, фабрика претендовала на производство обуви на экспорт.
Кожевенно-обувная мастерская начала свою учебно-производственную работу в 1933 году и имела в штате 99 человек. Рабочие - 63 человека - зарабатывали в среднем 119 рублей, ученики (25 человек) - 39 рублей. Данная мастерская из всех остальных предприятий и мастерских УПТ содержала самое большее количество инвалидов - 77 человек. Программа производства кожевенно-обувной мастерской предусматривала выработку изящной мужской и женской обуви, сандалий, чувяков и, кроме этого, производство фуражек и кепок. Продукция мастерской имела большой спрос со стороны потребителя вследствие изящности работы. При этом качество обуви оставляло желать лучшего, что связано с поставлявшим бракованным сырьем.
Матрацная (щеточная) мастерская была организована в 1933 году в составе 44 человек. Численность рабочих достигала 35 человек и они получали самую низкую зарплату за свой труд относительно работавших в других отраслях - 89 рублей в месяц. Инвалидов насчитывалось 29 человек. Вырабатываемая продукция (матрацы, настилы, кушетки, кабинетные диваны, половые и мочальные щетки) имела спрос у местного населения. Матрацное, щеточное и организованное гребеночное производства большую часть необходимого сырья (мочало, волос, рога) заготовляли на месте, поэтому трудностей с поставкой сырья не возникало. Фетровая фабрика, обувная мастерская и два предприятия слепых - щеточно-гребеночная и матрацные мастерские в 1936 году объединились в один учебнопроизводственный комбинат. В результате при сохранении отраслевого состава, значительного роста объема производства промышленности и укрупнении предприятий УПТ, находившихся в Казани их количество сократилось до 5. Всего по республике стало 7 предприятий системы социального обеспечения, 2 из которых находились в городах Бугульме и Ела-буге. Общая численность инвалидов, работавших на предприятиях и мастерских УПТ НКСО ТАССР, насчитывала 645 человек из 923 человек всего рабочего персонала.
Работа по трудоустройству в условиях УПТ ТатНКСО проходила под знаком реализации постановления СНК ТАССР от 14 апреля 1935 года и указаний Управления трудоустройства НКСО РСФСР. Группа трудоустройства совместно с представителями Нарком-здрава и Татпрофсовета разработали перечень должностей, могущих быть замещенными инвалидами в отдельных отраслях промышленности и учреждениях города и сельской местности, который в свою очередь был разослан всем учреждениям и райинспекторам с предложением представить данные о возможном количестве приема на работу инвалидов. Немногие предприятия откликнулись на это мероприятие. В результате в 1935 году в республике было трудоустроено 1837 инвалидов, из них 447 человек направлено на работу в инвалидную кооперацию, 191 - в промышленность, 42 - в транспорт, 196 - в госкоопера-тивные организации, 16 - в госучреждения, 182 - в промкооперацию, 100 - в предприятия УПТ, 63 - в совхозы, 418 - в колхозы, 148 - в прочие организации. Из общего числа трудоустроенных городских жителей насчитывалось 579 человек, среди них инвалидов труда было 248 человек. В 1938 году число трудоустроенных инвалидов достигло 3043 человек.
Управление производства и трудоустройства было ликвидировано в 1938 году. Вместо него был создан отдел трудоустройства и трудообучения ТатНКСО. Производственные предприятия УПТ были переданы в ведение Таткоопинсоюза, поставлены на самостоятельный хозрасчет, а учебно-производственный комбинат был переименован в учебно-
производственную мастерскую с целевой установкой - обучение инвалидов производственному навыку. Поставленная задача организации производственного обучения инвалидов вынуждала сокращать вполне квалифицированных работников-инвалидов для набора учеников. До 1938 года все ученичество являлось бригадным, то есть инвалиды учились в бригаде под наблюдением бригадира, который помимо учеников, в своей бригаде имел и рабочих сдельщиков. Сам бригадир находился на сдельной оплате труда, поэтому он был мало заинтересован вопросами ученичества. Только с 1 апреля 1938 ученичество приобрело правильное оформление в части производственного и теоретического обучения.
Ученичество для прохождения производственной практики было расформировано по ученическим бригадам по отраслям обучения с прикреплением к ним освобожденных производственных инструкторов из опытных производственных рабочих-стахановцев. Теоретическая учеба проходила в оборудованных помещениях по разработанной и утвержденной программе и расписанию. Случайный прием учащихся был прекращен и производился по плану. Наряду с ученичеством существовали и производственные цеха: фетровый, кожобувной, мебельный и щеточно-кистевой. Производственной практикой ученики занимались пять часов, на теоретическое обучение отводилось два часа в день. Учащиеся в количестве 40 человек были обеспечены общежитием. Все ученики были прикреплены к столовой с выделением дотации до 24 рублей в месяц на каждого человека.
Всего в 1938 году в учебно-производственной мастерской обучалось 75 человек, что не намного отличалось от предыдущих годов (в 1936 г. - 70, а в 1937 г - 77 учеников), хотя по плану намечалось принять 110 инвалидов, то есть укомплектованность учениками составляла 72 %.
Трудовое устройство инвалидов с 1938 года стало осуществляться непосредственно Городским отделом социального обеспечения и в районах - райсобесами. Для улучшения работы по трудоустройству в 1939 году в штатах райсобесов г. Казани были предусмотрены инспектора по трудоустройству. При Таткоопинсоюзе наряду с трудоустройством инвалидов третьей группы была организована артель надомной работы для инвалидов первой и второй групп с целью улучшения их материального состояния на 60 человек. Планировалось дальнейшее развитие кооперации путем увеличения сети артелей инвалидов в городах и охвата инвалидов сельской местности. Союз кооперативных артелей инвалидов ТАССР просуществовал до 1953 года. В 1988 году было создано республиканское общество инвалидов, которое действует до сих пор. По данным за 2004 год в это общество входило 54000 членов и 51 предприятие, на которых трудоустроено 1700 инвалидов.
Подводя итоги, можно сказать, что 1921 год был отмечен в истории социального обеспечения в России и, в частности в Татарской республике, как год крупного поворота и зарождения новых форм социального обеспечения. В это время в стране появилась новая социальная политика, поставившая работу органов социального обеспечения на интенсивный путь. Сущность новой политики в социальном обеспечении заключалась в том, что вся тяжесть социальной помощи, лежавшая ранее на плечах государства, частично перекладывалась на социальное страхование и на общественную взаимопомощь.
Таким образом, перед органами социального обеспечения в условиях новой экономической политики были поставлены две главные задачи: разгрузка государственного бюджета от ассигнования кредитов на социальную помощь и преобразование армии инвалидов в армию труда. Народный комиссариат социального обеспечения ТАССР успешно решал эти задачи вплоть до наступления военного времени.
© А. И. Нуруллина - асп. каф. социальной педагогики и психологии КГТУ.