УДК 947.083/84
Ан. В. Морозов, А. И. Нуруллина ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЮРО ТРУДОВОГО УСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР В 3 0-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА
Рассматривается роль органов социального обеспечения в становлении социально-трудовой реабилитации инвалидов. Изучены функции по трудоустройству инвалидов, осуществлявшиеся Бюро трудового устройства, входившего в систему социального обеспечения в городских и сельских местностях.
Советская система социального обеспечения инвалидов труда в начале ХХ века основывалась на выдаче пенсий, но своей главной задачей ставила трудовое устройство лиц, которые в силу своей нетрудоспособности или иных причин не могли работать в полную силу.
Трудоустройство инвалидов являлось одним из главных видов социального обеспечения не только с точки зрения поднятия и упрочения материального положения инвалидов, но и потому, что работа применялась для значительной части инвалидов как метод лечебного воздействия и как способ «профилактики от разложения и деклассирования» [1].
На деле, трудовое устройство инвалидов в системе социального обеспечения понималось только как их объединение в кооперативные артели инвалидов. Поэтому нередки были случаи, когда местные органы социального обеспечения незначительность трудоустраиваемых инвалидов объясняли рассредоточенностью инвалидов по населенным пунктам в сельской местности и невозможностью, в связи с этим, их объединения в артели.
В городах же слабое развитие трудоустройства объяснялось тем, что трудоустройство артелей без вложения новых капиталов на расширение их деятельности препятствовало вовлечению инвалидов в артели. Работники кооперации инвалидов данный факт объясняли также недостатком квалифицированных работников среди трудоустраиваемых инвалидов.
Данная ситуация демонстрировала стремление местных работников социального обеспечения оправдать неэффективность своей работы «объективными условиями» и показывало неглубокое понимание значения трудового устройства инвалидов.
Кроме кооперации инвалидов трудоустраиваемые лица имели возможность вовлечения в кустарно-промысловые и другие специальные кооперативные системы, в том числе, колхозы в сельских местностях. Вместе с тем, органами социального обеспечения мало уделялось внимания тому, что размещение инвалидов, частично способных труду, в порядке брони определенных должностей, а равно переобучение и обучение инвалидов всех групп являлись важной частью их трудового устройства.
Узость понимания вопроса о трудовом устройстве, бесплановость работы органов социального обеспечения, незнание потребностей инвалидов с точки зрения их профессиональных способностей, недостаточно концентрированное внимание к этой работе давало слабые результаты по трудоустройству. Эта работа могла быть выполнена успешно только при условии особого внимания к ней со стороны местных органов социального обеспечения и правильно организованного аппарата по учету и распределению инвалидов и связи этой работы с другими учреждениями и органами, ведущими работу по трудовому устройству [2].
Организация Бюро трудового устройства, положение о котором было утверждено Коллегией Народного комиссариата социального обеспечения 30 декабря 1930 г., положи-
ло начало организации правильного учета и планового направления работы по обучению инвалидов [3]. Инвалиды, согласно данному положению, могли бы быть трудоустроены на основе их профессионального отбора и изучения личных качеств. Вместе с тем Бюро трудового устройства создавало объективные условия правильной организации работы по трудоустройству с другими учреждениями, ведущими аналогичную работу. В этих целях в состав Бюро трудового устройства вводятся представители отдела труда или страхкассы, кассы взаимопомощи кооперации инвалидов и местного коопинсоюза. Председателем Бюро являлся заведующий окружным или заведующий городским отделом социального обеспечения.
Бюро трудового устройства как часть органов социального обеспечения создавались при всех городских органах социального обеспечения. В тех городских пунктах, где не было городского отдела социального обеспечения, бюро организовывалось при окружном отделе социального обеспечения.
Работа по трудовому устройству лиц, проживавших в сельских местностях, проводилась районными комиссиями по назначению социального обеспечения, в состав которых входили представители крестьянских отделов взаимопомощи, касс взаимопомощи, кооперации инвалидов, соответствующего колхозного объединения и касс социального обеспечения коллективизированного населения [4].
Необходимо отметить, что городское бюро трудоустройства, хотя и занималось лишь трудоустройством городских инвалидов, тем не менее, в планы его работ могла входить работа по устройству городского контингента путем организации в них артелей в сельских местностях на основе местного сырья. В этом случае привлекались представители крестьянских отделов взаимопомощи и устанавливалась связь с местными коопинсою-зами, союзами кустарно-промысловой и сельскохозяйственной кооперации [4].
Таким образом, Бюро трудового устройства объединяло в себе всю работу по трудоустройству: регистрацию и учет инвалидов, подлежащих трудоустройству, профессиональный их отбор по специальностям, направление на работу, как в артели инвалидов, так и в сельскохозяйственные коллективы и кустарно-промысловую кооперацию. В обязанности работников Бюро входил и отбор кандидатов для посылки в профтехшколы и артели инвалидов (ученичество) на обучение и переобучение. Наряду с этим, Бюро трудового устройства организовывало контроль и проверку правильности использования направленной им рабочей силы инвалидов в артели, своевременности их оформления членами и правильного ведения ученичества в артелях.
Существовавшей до этого неорганизованности трудоустройства и самотеку роста новых членов был положен конец разработкой планов трудового устройства на основе результатов профессионального отбора инвалидов и изучения экономических возможностей развития промыслов и ремесел в данной местности, в которых мог бы быть использован труд инвалида.
Вся эта деятельность Бюро трудового устройства имела в своем основании широкую массовую работу. Культурно-просветительская работа должна была повысить общий уровень развития числившихся на учете бюро инвалидов и создать из их числа морально устойчивый актив, на который Бюро могло бы опереться в своей практической работе по трудоустройству. Этот актив привлекался к работе Бюро по организации контроля и проверки артелей инвалидов в части правильного использования рабочей силы инвалидов и дальнейшего расширения членства в них. Лиц, состоявших на учете Бюро трудового устройства контингентов, организовывали в различные кружки по самообразованию, изучению заочных курсов, повышавших имеющуюся квалификацию или направленных на переквалификацию. Однако возможности обучения в школах Народного комиссариата социального обеспечения и артелях ограничивались материальным положением системы социального обеспечения и
спецификой работы Бюро трудового устройства. Следует отметить, что кадры организаторов, а иногда и руководителей зачастую подбирались из состава самих инвалидов.
Работа по трудовому устройству в сельских местностях имела некоторое отличие от работы в городе. Положение о Бюро трудового устройства для проведения работы в сельской местности предусматривало организацию в районах комиссий по трудовому устройству, в состав которых входили уполномоченный по социальному обеспечению, представители крестьянских отделов взаимопомощи, кассы взаимопомощи кооперации инвалидов (если таковые имелись в районе) и представитель районного колхозного объединения. Основные задачи и методы работы этих комиссий были такие же, как и городских бюро трудового устройства, с тем лишь отличием, что преимущественное внимание этих комиссий в работе по трудовому устройству инвалидов было направлено на вовлечение их в колхозы. При этом комиссиям предоставлялась возможность наблюдения за тем, насколько целесообразно использован труд инвалидов и насколько порученная работа посильна для их физического состояния.
В районах сплошной коллективизации, где инвалиды вовлекались в колхозы на общих основаниях с деревенской беднотой, задачи районных комиссий по трудовому устройству несколько видоизменялись. Комиссии, прежде всего, должны были следить, чтобы их обеспечиваемые при проведении коллективизации, не остались за бортом и оказывать материальное содействие оформлению их членства в колхозе, внесением соответствующих паевых взносов.
В задачи районных комиссий также входило наблюдение за тем, чтобы инвалиды, войдя в состав колхоза, не были на положении иждивенцев, живущих лишь на тот прожиточный минимум, который выдавал колхоз своим членам в соответствии с числом едоков в семье последних. Комиссии содействовали правлениям колхозов по принятию мер к тому, чтобы нетрудоспособные лица, состоящие в колхозах, по мере своих сил и способностей, также были втянуты в ту или иную работу. Они также оказывали содействие, в том числе и материальное, организации колхозами подсобных мастерских и развитию таких отраслей сельского хозяйства, в которых мог бы быть использован неполный труд инвалида.
Массовая работа комиссий по трудовому устройству среди сельских инвалидов имеет такое же значение (как в и городе) в тех районах, где сплошная коллективизация еще не закончилась, хотя в зависимости от местных условий (например, распыленность инвалидов) и наличия сил неминуемо будет уже и направлена несколько по другому руслу. В частности, большое значение в этом случае имело привлечение к работе комиссий по трудовому устройству секций (комиссий) сельских советов и групп бедноты. В районах с оформленной сплошной коллективизацией, в связи с охватом инвалидов массовой работой внутри колхоза, самостоятельное значение работы комиссий по трудовому устройству контингентов теряется.
Литература
1. Цели и задачи АТОК// Вопросы социального обеспечения. 1930. № 13-14(10). С. 1-3.
2. За организованность и плановость трудоустройства // Вопросы социального обеспечения. 1930. № 2 (98). С. 1-2.
3. Положение НКСО РСФСР №39 от 30.12.1930 «О Бюро трудового устройства при органах социального обеспечения» // Вопросы социального обеспечения. 1930. № 4 (100). С. 14-16.
4. За организованность и плановость трудоустройства // Вопросы социального обеспечения. 1930. № 2 (98). С.3.
© Ан. В. Морозов - канд. ист. наук, доц. каф. социальной педагогики и психологии КГТУ; А. И. Нуруллина - асп. той же кафедры.