УДК 364-7:94(470.342)
С. Н. Русаков
Государственная социальная поддержка кировских инвалидов и пенсионеров в 1938 - июне 1941 гг.
В статье отражен процесс развития советского законодательства в области социального обеспечения инвалидов и пенсионеров в Кировской области. Показаны пути решения местными органами власти проблем трудоустройства и обучения этой категории людей в 1938 - июне 1941 гг. Прослеживается работа органов социального обеспечения по оказанию материальной и специфической помощи своим подопечным. Рассматриваются трудовые планы артелей инвалидов, а также способы их реализации. Характеризуются принципы территориального расположения предприятий артелей инвалидов в Кировской области. Дается анализ степени профессиональной подготовки инвалидов и пенсионеров в рассматриваемом периоде, в том числе этапы практической реализации форм обучения и подготовки инвалидов различным видам профессий.
In the article development of soviet legislation is lighted up in area of public welfare of invalids and pensioners in the Кировской area. The ways of decision are shown by local authorities of problems of employment and educating of this category of people in 1938 is June 1941 work of organs of public welfare is Traced on providing of material and specific help the ward.The labour plans of artels of invalids, and also their methods of realization, are examined. It is characterized principles of territorial location of enterprises of artels of invalids in the Кировской area. The analysis of degree of professional preparation of invalids and pensioners is given in the examined period, including practical implementation of forms of educating and preparation of invalids phases to the different types of professions.
Ключевые слова: законодательство, система социального обеспечения, инвалиды, пенсионеры, трудоустройство, обучение.
Keywords: legislation, social security, persons with disabilities, pensioners, employment, training.
Социальная политика местных властей по отношению к инвалидам непосредственно касалась вопросов их трудоустройства, а также назначения и выплаты пенсий. Под эти мероприятия была подведена солидная правовая база.
В рассматриваемый период, а именно с 1 января 1938 г., решением правительства РСФСР организовывались отделы социального обеспечения в районах и городах РСФСР [1]. Во исполнение его 5 января 1938 г. вышло постановление Кировского облисполкома об организации отделов социального обеспечения при районных и городских исполнительных комитетах Советов [2]. На них, в числе прочего, возлагались функции трудоустройства инвалидов, назначения и выплаты пенсий инвалидам труда.
Хотя в своей деятельности местные власти сталкивались с массой трудностей, но все же, как свидетельствуют проанализированные автором источники, материальная помощь оказывалась практически всем, кто обращался в органы социальной защиты: и инвалидам, и пенсионерам. Так, 9 января 1938 г. облисполком издал распоряжение об оказании финансовой поддержки инвалиду второй группы Палкину в сумме 300 руб. из бюджета областного отдела социального обеспечения [3], а 15 января выделил такую же сумму инвалиду первой группы Селивановскому на лечение. Последнее распоряжение сопровождалось адресованным органам социальной защиты требованием оказать немедленную лечебную помощь Се-ливановскому с проверкой правильности произведенной операции [4]. Оказывалась помощь и просто пенсионерам. Например, в январе 1938 г. была удовлетворена просьба пенсионера Дерендяева о материальном пособии в сумме 300 руб. за счет финансовых средств облсобеса [5]. Незадолго до этого, в декабре 1937 г., СНК РСФСР разрешил работать и персональным пенсионерам. Но при условии, что их заработок, вместе с пенсией, не будет превышать сумму 600 руб. в месяц [6].
© Русаков С. Н., 2014 72
Центральное правительство отслеживало положительные и отрицательные стороны работы органов соцобеспечения регионов, внося необходимые коррективы в свою социальную политику. В конце 1938 г. вышло постановление СНК СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблениями в этом деле» [7].
Указанный документ сыграл большую роль в укреплении производственной дисциплины на предприятиях и в учреждениях, в совершенствовании государственной социальной политики. В нем предусматривались меры поощрения добросовестных работников, устанавливались надбавки к пенсиям за непрерывный стаж работы на одном предприятии или в учреждении в допенсионный период. Устанавливались значительные льготы для инвалидов 1-й и 2-й групп, выполнявших надомную работу, предоставляемую им кооперацией инвалидов. Повышались ранее назначенные пенсии низкооплачиваемым категориям пенсионеров. Одновременно ужесточалось наказание лиц, скрывавших свои доходы и заработки от органов социального обеспечения, чтобы полностью получать пенсию в обход закона [8].
В Кировской области данное правительственное постановление без промедления вступило в силу. В целях его практической реализации исполкомом Кировского областного Совета было направлено циркулярное письмо № 1/5 от 9 января 1939 г. во все районные отделы социального обеспечения о том, чтобы они начали пересматривать пенсионное обеспечение населения, в сторону повышения [9].
Распоряжение касалось инвалидов 1-й группы, а также пенсионеров по старости, получавших пенсию за выслугу лет в размере менее 50 руб. в месяц. В результате проведения постановления в жизнь средняя пенсия инвалидов 1-й группы, ранее составлявшая в области 91 рубль в месяц, возросла до 277 руб. [10]
Одновременно также повышались трудовые пенсии инвалидов 1-й группы, получавших пенсию в размере менее 70 руб. в месяц, и инвалидов 2-й группы, имевших таковую в размере менее 60 руб. Кроме того, увеличивались выплаты инвалидам 3-й группы, получавшим пенсию по государственному социальному страхованию (если она была менее 25 руб. в месяц), а также семьям, потерявшим кормильца, получавшим пенсию при одном нетрудоспособном члене семьи менее 30 руб., и при двух и более нетрудоспособных членов семьи в размере менее 40 руб. в месяц. Сохранялись в прежних размерах ранее (до 1 января 1939 г.) начисленные надбавки к пенсиям за ударную или стахановскую работу, за продолжительный общий стаж работы в качестве рабочего или служащего [11].
Важным направлением деятельности органов социального обеспечения являлась помощь в преодолении иных специфических жизненных трудностей инвалидов. Принимая во внимание тот факт, что тем из них, кто жил в районах, трудно добираться до областного центра и здесь решать вопросы протезирования, областной отдел социального обеспечения организовывал выезды бригады специалистов по протезированию на места. Квартальный план такого рода работы медицинских работников доводился до всех районных отделов социального обеспечения, а также обнародовался по радио и в печати [12].
Принципиально важным было решение властей о продолжении создания производственных артелей инвалидов, что позволяло, с одной стороны, повысить их жизненный уровень, а с другой - включить их в процесс социально-экономического развития области и его соответствующего ускорения. Мощным стимулом на данном направлении стал утвержденный Кировским областным исполнительным комитетом от 11 мая план трудоустройства и обучения инвалидов в 1938 г. Облсобес в текущем году был обязан организовать работу на дому для 200 инвалидов II группы, обучить и трудоустроить 2355 инвалидов, а все руководители предприятий и учреждений были обязаны устраивать их на рабочие места с облегченными условиями труда. В первую очередь, на тех предприятиях, где эти рабочие или служащие получили инвалидность [13].
В развитие этой линии, в конце июня 1938 г. постановлением президиума Кировского облисполкома всем руководителям предприятий и учреждений, торгующих организаций дополнительно и достаточно предметно предписывалось трудоустраивать инвалидов на такие легкие виды работы, как обслуживание вешалок, гардеробов, рубка и развеска мяса и других продуктов на базарах, невооруженная охрана учреждений, магазинов.
Кроме того, им же предлагалось принимать на работу в первую очередь инвалидов, направляемых органами социального обеспечения, при замещении следующих должностей:
сторожа (без оружия), швейцара, гардеробщика, продавца в киоске, кассира бани (парикмахерских, садов, парков, лодочных станций), курьера, рассыльного, разносчика телеграмм, билетера, контролера по учету воды и электроэнергии, табельщика, уборщицы (без подъема больших тяжестей). В этот же перечень включались обслуживающий персонал гостиниц, костелянши, рыночные агенты и весовщики, пчеловоды совхозов [14].
Персональная ответственность за реализацию постановления областной власти возлагалась на руководителей городских Советов и исполкомов районных Советов. Кроме того, президиум Кировского областного исполкома потребовал от областной кооперации инвалидов создавать на своих предприятиях надлежащие производственные условия для её членов, в зависимости от их категории. Одним из условий выполнения поставленных задач называлось освобождение соответствующих рабочих мест от здоровых работников, не имеющих инвалидности, с заменой их инвалидами [15].
Трудности в работе органов социального обеспечения были в немалой степени обусловлены недостаточной активностью как руководителей, так и сотрудников этих учреждений. Это отмечалось в следующем директивном документе Кировского областного исполнительного комитета от 25 августа 1938 г., где работа Омутнинского и Зуевского отделов социального обеспечения была оценена как крайне неудовлетворительная. В этих районах не было контроля за правильностью оформления пенсионных дел, наблюдались переплаты и недоплаты пенсий. Плохое руководство работой артелей инвалидов приводило к пьянству, растратам, хищениям, выплате зарплат сотрудникам отдела социального обеспечения за счет пенсионных фондов [16].
Отчеты руководителей низовых отделов социального обеспечения за 1938 г. показали, что такие районы, как Арбажский, Белохолуницкий, Богородский, Бисеровский, Верховин-ский, Кировский, Омутнинский, Татауровский и Кильмезский вообще не проводили работы по обучению и трудоустройству инвалидов [17].
Спрос с руководителей за исполнение их обязанностей носил не формальный характер, а потому постановлением от 15 декабря 1938 г. заведующий областным отделом социальной защиты Запольских был снят с должности [18].
Вместе с тем прогресс в деле развития системы областного соцобеспечения, несомненно, имел место, о чем говорят нижеприведенные цифры.
1. Бюджет социального обеспечения области вырос с 8072,7 тыс. руб. в 1937 г. до 12952,7 тыс. руб. в 1938 г., т. е. почти в полтора раза.
2. Было выплачено в 1937 г. - 14 480 трудовых пенсий, а в 1938 г. - 15 730.
3. За 1938 г. было устроено инвалидов на работу 2312 человек, обучено 163 человека.
4. Улучшилась работа по кассам общественной взаимопомощи колхозников: в 1937 г. в области имелось 2418 касс, с общим числом членов 183 528 человек, при доходе касс 400 тыс. руб.; а в 1938 г. - 3346 касс с 221 296 членами при доходе касс 815 тыс. руб. [19]
Работа органов соцобеспечения по трудоустройству инвалидов труда в том виде, как она сложилась в 1938 г., была продолжена далее. В конце января 1939 г. исполком Кировского районного Совета организовал для инвалидов 2-й группы артели надомные работы по пошиву одежды, изготовлению вязаных беретов, обшивке меха и ретушерству [20].
Через пару месяцев на организационном собрании этой категории жителей г. Кирова (присутствовало 52 человека) было принято решение о создании артели по производству кукол [21].
В марте того же 1939 г. распоряжением Наркомата социального обеспечения РСФСР артели инвалидов стали обеспечиваться сырьем (отходами кожевенного производства) в централизованном порядке [22].
Тенденция к дальнейшему развитию системы социальной защиты на данном направлении закреплялась в плановых показателях. В постановлении президиума Кировского областного исполнительного комитета от 22 февраля 1939 г. «О плане народного хозяйства области на третью пятилетку» намечалось довести объем производства продукции промысловой кооперации и кооперации инвалидов в последнем (1942-м) году пятилетки до объема (в стоимостном выражении) на сумму 332,4 млн руб. против 158,6 млн руб. в 1937 г., при соответствующем росте численности работников [23].
Особое внимание уделялось увеличению производства предметов широкого потребления; удельный вес ширпотреба в общем производстве по промкооперации планировалось увеличить
с 69,5% в 1937 г. до 73,7% в 1942 г. Этих показателей предполагалось достичь за счет как старых артелей, так и путем организации ряда новых производственных субъектов, в частности артелей по ремонту гармоний, выпуску щипковых изделий, игрушек, кружев, спортинвентаря, плетеных изделий, мебели, щепных изделий, ложек, посуды, обозного инвентаря [24].
По входившему в Коопинсоюз Кировскому комбинату музыкальных инструментов в эти же сроки предусматривалось значительное увеличение производства музыкальных инструментов. По мнению экономистов объединения, спрос на них должен был бы увеличиться к концу третьей пятилетки по сравнению с 1937 г. в 6,5 раза, в неизменных ценах [25].
Кооперации инвалидов отводилась существенная роль в реализации этих планов, особенно с учетом того обстоятельства, что изготовление гармоней и баянов было совершенно не механизировано, а соответствующие методы работы заимствовались у кустарей [26].
Наиболее перспективными в смысле дальнейшего роста промышленной кооперации инвалидов оставались такие традиционные производственные районы области, как Кировский, Слободской, Просницкий, Оричевский, Яранский, Малмыжский, Омутнинский. При этом темп развития сельских артелей задавался выше, чем у городских. К концу пятилетки удельный вес продукции, производимой на селе, должен был возрасти до 35,7 процента [27].
Стабильное развитие самой системы производственной кооперации инвалидов внушало уверенность в реальности намеченных плановых показателей. Так, численность занятых работой инвалидов с 2916 человек в 1939 г. возросла к началу 1940 г. до 3355 человек. Увеличивалась и оплата труда работников артелей объединения. Среднегодовой заработок инвалида составлял в 1935 г. 1151 руб., а в 1939 г. уже - 2110 руб. Объём валовой продукции год от года заметно увеличивался. Если в 1938 г. стоимость изготовленной продукции приближалась к 13 млн руб., то в 1939 г. превысила 16 млн [28].
В сентябре 1939 г. решением Экономического Совета при СНК СССР «О переработке промысловой кооперацией и кооперацией инвалидов натуральной полугрубой шерсти на давальческих началах» кооперации инвалидов было дано право закупать у колхозов, колхозников и единоличников шерсть в качестве сырья для своих производств. Это распоряжение давало им возможность расширять ассортимент предлагаемых населению услуг (крашение шерсти, вязка головных уборов и т. д.) [29].
На втором году пятилетки вопрос трудоустройства инвалидов оставался на контроле у областных властей. В частности, он был рассмотрен на заседании президиума областного исполкома Советов 12 октября 1939 г., где вновь (как и в 1938 г.) были выявлены серьезные недостатки в этом деле. Выяснилось, что отделы социального обеспечения Фаленского, Богородского, Немского и Шарангского районов вопросами трудоустройства инвалидов вообще не занимались. Заметно лучше ситуация была в областном центре, где из 719 способных к труду инвалидов было трудоустроено 679 человек, что составило 94,4 процента выполнения плана [30].
В 1940-е гг. Кировской областной производственной кооперацией инвалидов была продолжена работа по обучению и созданию рабочих мест для её членов. По мнению руководства облсобеса, к середине 1940 г. ситуация в этой сфере сложилась неблагополучная. В результате этого выполнение плана трудоустройства и обучения оказалось под угрозой срыва. Неудовлетворительно работали Зуевский, Малмыжский, Санчурский, Сталинский районы и Слободской отдел социального обеспечения, где план полугодового задания был выполнен только на 48 процентов. Совсем не занимались вопросами трудоустройства Поломский, Нем-ский, Кетчминский, Богородский, Кайский районы [31].
В своем приказе от 22 июня 1940 г. Кировский областной отдел социального обеспечения, помимо вышеуказанных недостатков, обратил внимание на текучесть кадров в артелях инвалидов, низкую дисциплину, растраты и хищения в коллективах артелей [32].
В целом за 1940 г. было выявлено 333 случая расхищения кооперативной собственности на сумму 116,3 тыс. руб. [33].
Но все же план по трудоустройству инвалидов за 1940 г. удалось выполнить на 98,75 процента, а за 1-й квартал 1941 г. - 133,6 процента [34]. За этот же период число членов Коопинсоюза инвалидов увеличилось с 3401 до 3686 человек [35], что положительно отражалось на выполнении взятых производственных обязательств на третью пятилетку.
В уставе Союза кооперации инвалидов не случайно в единой связке было прописано «повышение материального и культурного, в т. ч. образовательного уровня членов кооперации инвалидов» [36].
Обучение профессиям облегчало решение задачи трудоустройства. В сельской местности оно осуществлялось на базе РКШ (районных колхозных школ). Продолжительность обучения - от шести до 12 месяцев. Стипендия у обучающихся в РКШ составляла 68 руб., плюс дополнительно 20 руб. оплата за проживание на квартире. В системе Кировского Союзоргу-чета (кроме учебных заведений в областном центре, в неё входили школы в Котельниче) стипендия составляла 150 руб. Помимо местных учебных заведений инвалиды могли быть отправлены учиться и в другие регионы. Так, в 1939 г. 25 человек были командированы учиться на цветоводов, обувщиков и инструкторов-пчеловодов за пределы области. В этом случае обучение длилось два года.
Утвержденный областным отделом социального обеспечения план обучения инвалидов в 1939 г. в количестве 200 человек был превышен. Фактически получил различные профессии 221 человек, в том числе по таким специальностям, как бухгалтеры - 13 человек, счетоводы - 146, животноводы - 19, полеводы - девять, пчеловоды - семь, заведующие лабораториями - шесть, агротехники - шесть, ветфельдшеры - пять, заведующие МТФ - восемь, зоотехники - два [37]. Направление в высшие учебные заведения получили пять человек, в средние - шесть [38].
Распоряжением наркомата социального обеспечения РСФСР из местного бюджета в Кировской области были выделены на трудовое обучение и трудоустройство инвалидов труда в 1939 г. значительные средства, что видно из нижеприведенной таблицы (в тыс. руб.) [39].
Смета на год Открытие кредита Кассовые расходы Остаток неиспользованных средств Фактические расходы
205,0 205,0 175,0 30,0 181,2
Источник: ГАРФ. Ф. Р.-413, Оп. 1. Д. 16. Л. 12.
Хорошими показателями трудоустройства инвалидов труда отличились Слободской, Котельничский, Даровской, Молотовский районы. Отставали - Уржумский, Советский, Жда-новский и Кайский районы [40].
Члены артелей инвалидов нередко работали не хуже фабрично-заводских рабочих. Так, например, из протокола общего городского собрания инвалидов г. Кирова от 3 марта 1940 г. известно, что в пяти из числа расположенных в областном центре артелей (1570 работников) стахановцами были 520 человек и ударниками - 275. Средняя зарплата инвалидов составляла 240 руб. в месяц и не опускалась ниже 115 руб. [41]
Как и на других промышленных предприятиях, работники 35 артелей были охвачены межартельным соревнованием. Из 194 цехов и производств соревнованием охвачено было 137 цехов, в том числе 108 производственных бригад. Отдельные инвалиды-стахановцы выполняли нормы выработки на 300-400% [42].
Развитие системы обучения инвалидов продолжилось в последующий период. Ассигнования по этой статье в 1940 г. были увеличены облсобесом до 212,7 тыс. руб. [43]
Согласно отчёту начальника отдела по трудоустройству Кировского облсобеса, за три квартала 1940 г. было обучено инвалидов по Кировской области 149 человек. Послано на иногороднее обучение 88 человек [44]. Общее выполнение плана по трудоустройству инвалидов по районам за три квартала 1940 г. составило 72,5% [45]. За четвертый квартал 1940 г. - 100% [46]. 1940-й год отмечен дальнейшим прогрессом региональной системы социального обеспечения по целому ряду направлений её деятельности.
В этом же году на обеспечение неработающих инвалидов труда, войны, семей умерших и погибших инвалидов труда и войны в общем количестве 22 490 человек было выплачено 15 600 тыс. руб. [47]
В течение 1940 г. вновь были организованы 74 новые кассы взаимопомощи, а в 1-м квартале 1941 г. - ещё 320. За счет их средств были посланы на курорты и дома отдыха 65 человек, на что израсходовано 23 тыс. рублей. На содержание детей-сирот - 52,7 тыс. руб. На оказание помощи детям колхозников, временно попавшим в нужду, выделялось 44,4 тыс. руб. На помощь колхозникам по инвалидности и старости, а также по болезни было перечислено 68,3 тыс. руб. Нуждающимся семьям красноармейцев, призванных в РККА, была оказана материальная поддержка в сумме 53,4 тыс. руб., на обучение и переобучение инвалидов, протезирование - 3,4 тыс. руб., а также на предметы ухода за новорожденными - 54,5 тыс. руб. Выдано
возвратных ссуд 202,8 тыс. руб. [48]. Общая сумма ассигнований на социальную поддержку населения области в 1941 г. приближалась, в соответствии с плановыми установками, к 16 млн руб., что более чем на 2,5 млн превышало соответствующий показатель 1939 г.
Кроме вовлечения инвалидов в производственный процесс, у областного руководства органами социального обеспечения не менее важной была проблема подбора кадров руководителей этих органов. Инспектора, обследовавшие районные отделы социального обеспечения в начале марта 1939 г., выявили ряд нарушений, допущенных заведующими районными отделами социального обеспечения Советского и Слободского районов. В конце месяца президиум исполкома Советского районного Совета отреагировал на их замечания постановлением о неудовлетворительной работе местного собеса. В нем признавались отсутствие порядка в делопроизводстве отдела, случаи переплаты и недоплаты пенсий и некачественной работы касс взаимопомощи [49].
Результаты проверки деятельности касс взаимопомощи в Слободском районе (заведующий собеса Ушахин) показали, что из 87 касс половина совершенно не работали, а их денежные средства были сданы в правления колхозов [50]. Малая зарплата (150-200 руб. в месяц) и в целом слабое стимулирование труда руководителей районных отделов социального обеспечения приводили к повышенной текучести кадров и - как следствие - к сбоям в работе этой системы. Только за 1938 г. в области сменилось 17 заведующих райсобесами [51].
В предвоенный период социальное обеспечение стало частью повседневного быта примерно 50% населения страны.
Был заложен материально-организационный фундамент всеобщей доступности здравоохранения, образования и просвещения, культурного обслуживания, а также социального обслуживания инвалидов.
Осуществление социальной политики государства в сфере государственной поддержки инвалидов труда в 1930-е гг. - одно из ярких проявлений заботы о той категории людей, которым без гарантированного органами власти трудоустройства было бы очень и очень нелегко. Не менее важна и оборотная сторона медали: инвалиды возвращались на производство, в сферу услуг и обслуживания, а значит вносили свой вклад в экономику страны, в развитие народного хозяйства, а опосредованно - и в дело подготовки Советского Союза к грядущей большой войне.
Примечания
1. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. Р.-2130. Оп. 1. Д. 216. Л. 100.
2. Там же. Д. 220. Л. 100.
3. Там же.
4. Там же. Д. 220. Л. 3.
5. Там же. Л. 2.
6. Там же. Д. 135. Л. 41.
7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1938-1945 т. М., 1985. С. 40.
8. ГАКО. Ф. Р.-2130. Д. 132. Л. 31, 32.
9. Там же. Д. 129. Л. 31, 32.
10. Там же. Д. 247. Л. 12.
11. Там же. Д. 129. Л. 31, 32.
12. ГАКО. Ф. Р.-1024. Оп. 2. Д. 51. Л. 7.
13. ГАКО. Ф. Р.-2130. Д. 220. Л. 17.
14. Там же. Л. 24.
15. Там же. Д. 135. Л. 18.
16. Там же. Д. 220. Л. 51.
17. Там же.
18. Там же. Л. 70.
19. Там же. Д. 135. Л. 23.
20. ГАКО. Ф. Р.-1024. Д. 63. Л. 7.
21. Там же. Л. 6.
22. ГАКО. Ф. Р.-2130. Оп. 1. Д. 272. Л. 49.
23. Там же. Д. 271. Л. 8.
24. История индустриализации Нижегородского-Горьковского края (1926-1941 гг.) / под ред. Ф. Г. Евграфова, З. К. Звездина, В. П. Фадеева (гл. ред.). Горький, 1968; Обзор состояния промышленности Кировской области, Чувашской и Марийской АССР на начало 3-й пятилетки. 9 мая 1938 г. С. 437.
25. ГАКО. Ф. Р.-2131. Оп. 1. Д. 92. Л. 2.
26. Там же. Л. 3, 4.
27. ГАКО. Ф. Р.-2048. Оп. 3. Д. 4. Л. 15.
28. ГАКО. Ф. Р.-2130. Оп. 1. Д. 296. Л. 19.
29. Сборник постановлений и распоряжений правительств СССР. 1939 г. № 55. Ст. 315.
30. ГАКО. Ф. Р.-1024. Оп. 2. Д. 66. Л. 48.
31. ГАКО. Ф. Р.-2130. Оп. 1. Д. 323. Л. 25.
32. Там же. Л. 26.
33. ГАКО. Ф. Р.-2357. Оп. 12. Д. 323. Л. 26.
34. ГАКО. Ф. Р.-2130. Оп. 1. Д. 296. Л. 39.
35. Там же. Д. 1. Л. 1.
36. ГАКО. Ф. Р.-2357. Оп. 12. Д. 1. Л. 20.
37. ГАКО. Ф. Р.-2130. Оп. 1. Д. 296. Л. 12.
38. Там же. Л. 15.
39. ГАКО. Ф. Р.-413. Оп. 1. Д. 16. Л. 12.
40. Там же. Д. 247. Л. 13.
41. ГАКО. Ф. Р.-2130. Оп. 1. Д. 298. Л. 61.
42. ГАКО. Ф. Р.-2357. Оп. 12. Д. 1. Л. 9.
43. ГАКО. Ф. Р.-2130. Оп. 1. Д. 296. Л. 21.
44. Там же. Л. 36.
45. Там же. Л. 38.
46. Там же. Л. 39.
47. Там же. Д. 316. Л. 41.
48. Там же. Л. 44.
49. Там же. Д. 135. Л. 15.
50. Там же. Д. 150. Л. 12.
51. Там же. Д. 135. Л. 23.
Notes
1. State archive of the Kirov region (GAKO). F. R.-2130. Sh. 1. File 216. Sh. 100.
2. Ibid. File 220. Sh. 100.
3. Ibid.
4. Ibid. File 220. Sh. 3.
5. Ibid. Sh. 2.
6. Ibid. File 135. Sh. 41.
7. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s»ezdov, konferentsiy i plenumov TSK - The CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee. 1938-1945. Moscow. 1985. P. 40.
8. GAKO. F. R.-2130. File 132. Sh. 31, 32.
9. Ibid. File 129. Sh. 31, 32.
10. Ibid. File 247. Sh. 12.
11. Ibid. File 129. Sh. 31, 32.
12. GAKO. F. R.-1024. Sh. 2. File 51. Sh. 7.
13. GAKO. F. R.-2130. File 220. Sh. 17.
14. Ibid. Sh. 24.
15. Ibid. File 135. Sh. 18.
16. Ibid. File 220. Sh. 51.
17. Ibid.
18. Ibid. Sh. 70.
19. Ibid. File 135. Sh. 23.
20. GAKO. F. R.-1024. File 63. Sh. 7.
21. Ibid. Sh. 6.
22. GAKO. F. R.-2130. Sh. 1. File. 272. Sh. 49.
23. Ibid. File 271. Sh. 8.
24. Istoriya industrializatsii Nizhegorodskogo Gor'kovskogo kraya (1926-1941 gg.) [The history of industrialization of Nizhny Novgorod Gorky region (1926-1941)] / Ed. by F. G. Evgrafov, Z. K. Zvezdin, B. N. Fadeev (editor-in-chief). Gorky. 1968; Obzor sostoyaniya promyshlennosti Kirovskoy oblasti, CHuvashskoy i Mariyskoy ASSR na nachalo 3y pyatiletki. [Review the status of the Kirov region, Chuvash and Mari ASSR at the beginning of the 3d five-year plan]. May 9, 1938. P. 437.
25. GAKO. F. R.-2131. Sh. 1. File 92. Sh. 2.
26. Ibid. Sh. 3, 4.
27. GAKO. F. R.-2048. Sh. 3. File 4. Sh. 15.
28. GAKO. F. R.-2130. Sh. 1. File 296. Sh. 19.
29. Sbornik postanovleniy i rasporyazheniy pravitel'stv SSSR - Digest of decisions and orders of government of the USSR. 1939, No. 55, art. 315.
30. GAKO. F. R.-1024. Sh. 2. File 66. Sh. 48.
31. GAKO. F. R.-2130. Sh. 1. File 323. Sh. 25.
32. Ibid. Sh. 26.
33. GAKO. F. R.-2357. Sh. 12. File 323. Sh. 26.
34. GAKO. F. R.-2130. Sh. 1. File 296. Sh. 39.
35. Ibid. File 1. Sh. 1.
36. GAKO. F. R.-2357. Sh. 12. File 1. Sh. 20.
37. GAKO. F. R.-2130. Sh. 1. File 296. Sh. 12.
38. Ibid. Sh. 15.
39. GAKO. F. R.-413. Sh. 1. File 16. Sh. 12.
40. Ibid. File 247. Sh. 13.
41. GAKO. F. R.-2130. Sh. 1. File 298. Sh. 61.
42. GAKO. F. R.-2357. Sh. 12. File 1. Sh. 9.
43. GAKO. F. R.-2130. Sh. 1. File 296. Sh. 21.
44. Ibid. Sh. 36.
45. Ibid. Sh. 38.
46. Ibid. Sh. 39.
47. Ibid. File 316. Sh. 41.
48. Ibid. Sh. 44.
49. Ibid. File 135. Sh. 15.
50. Ibid. File 150. Sh. 12.
51. Ibid. File 135. Sh. 23.