ИСТОРИЯ
УДК 94(47) О.Г. Вязова
ИЗ ИСТОРИИ КООПЕРАЦИИ ИНВАЛИДОВ (1921 - 1941 голы)
В статье показано становление в СССР системы социального страхования кооперации инвалидов и характеризуются основные направления ее деятельности. Отмечаются более широкие функции кооперативного социального страхования по сравнению с системой государственного соцстраха. Актуальность исследования определяется совершенной неизученностью кооперативного социального страхования в СССР
Ключевые слова: кооперация инвалидов, система социального страхования, кооперативное социальное страхование, СССР
O.G. Vyazova
FROM THE HISTORY OF CO-OPERATION OF DISABLED PEOPLE (1921 - 1941 years)
The article is about creating a social insurance system for disabled people's co-operation and its basic activities. In comparison with the system of state social insurance the functions of co-operative social insurance are considered to be larger. The urgency of the investigation is caused by an absolutely unexplored subject of co-operative social insurance in the USSR.
The key words: co-operation of disabled people, social insurance system, co-operative social insurance, USSR.
Кооперация инвалидов остается слабо исследованной в российской историографии. Объясняется это тем, что долгое время из-за определенных особенностей ее возникновения и функционирования лидеры российской кооперации не относили инвалидные кооперативные объединения к кооперативному движению. Одним из первых, кто обратил внимание на изучение кооперативов инвалидов, стал исследователь из Челябинска П.Г. Назаров. Именно в его работах впервые кооперация инвалидов стала изучаться в составе всей российской промысловой кооперации [4; 6, с. 66 - 68].
Несмотря на увеличивающийся интерес историков к изучению всего спектра кооперативного движения, система кооперативного социального страхования продолжает оставаться практически не исследованной учеными. Это относится как к кооперативному страхованию в системе промысловой, лесной, так и инвалидной кооперации. Хотя, по мнению П .Г Назарова, «кооперативное социальное страхование в кооперации инвалидов имело особое значение» [5, с. 46]. В связи с этим представляет существенный научный интерес рассмотрение вопросов становления кооперативного страхования инвалидной кооперации, что происходило в 20 -30-х гг. XX в.
Источниковой базой статьи стали в первую очередь материалы, отложившиеся в фонде Всероссийского союза касс взаимного страхования членов артелей кооперации инвалидов (Всекоопинсоюзстрахкасс) Государственного архива Российской Федерации. В связи с тем, что фонд Всекоопинсоюзстрахкасс ГАРФ содержит очень краткие и отрывочные сведения о первых годах его деятельности, были привлечены материалы, отложившиеся в фонде Чувашкоопинстрахкассы Государственного исторического архива Чувашской Республики. В нем удалось обнаружить протоколы первых Всероссийских съездов уполномоченных коопинстрахкасс, пленумов и президиума правления Всекоопинсоюзстрахкасс, что существенно расширило наше представление о работе кооперативного страхования кооперации инвалидов.
Основательницей российской инвалидной кооперации была царица Александра Федоровна Романова. Именно она убедила в 1916 г. Николая II преобразовать руководивший артельным делом в России Кустарный комитет Министерства земледелия таким образом, чтобы направить артельное движение в русло инвалидной кооперации. Подобная реорганизация встретила негативную реакцию лидеров артельного движения,
которые вплоть до 1945 г отказывались признавать кооперацию инвалидов [6, с. 66]. В 1916 г была также создана первая в России кооперативная инвалидная организация - Союз увечных воинов. В 1919 г. союз был объявлен контрреволюционным и распущен. Вся работа с инвалидами была сконцентрирована при Наркомате соцобеспечения. Декретом СНК РСФСР «О социальном обеспечении инвалидов» от 8 декабря 1921 г. инвалиды, которые могли заниматься трудовой деятельностью и поэтому не имевли государственного обеспечения, получили возможность объединяться в производственные и производственно-потребительские кооперативы. Эти кооперативы освобождались от общегосударственных, местных налогов и сборов.
В 1924 г в некоторых инвалидных артелях стали появляться кассы взаимопомощи. Эти кассы частично стали выполнять функции государственных касс социального страхования: оказывали материальную помощь при временной потере трудоспособности, предоставляли инвалидам дополнительную медицинскую помощь. Создание подобных касс было обусловлено тем, что система социального страхования, введенная в стране в 1921 г., распространялась только на наемных рабочих, а лица, занятые в кооперативах, были лишены государственного обеспечения. Средства касс формировались путем отчислений из ежемесячных заработков инвалидов.
21 - 23 марта 1927 г. состоялось I Всероссийское совещание представителей касс взаимопомощи инвалидной кооперации, на котором было создано Центральное бюро касс взаимопомощи кооперации инвалидов, в его состав вошли член правления Всекоопин-союза М.Г. Александров, С.С. Карпов и А.П. Гудим. Центральное бюро должно было провести работу по со -зданию Всероссийского центра касс взаимопомощи кооперации инвалидов [2]. Эта работа существенно активизировалась после издания 28 мая 1928 г. Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О кассах взаимопомощи , организуемых в системе кооперации инвалидов». Учитывая специфику данных касс, их функции были определены существенно шире, чем действующих в кустарно-промысловой кооперации. Так, они должны были помимо обеспечения инвалидов пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по безработице, по случаю рождения и кормления ребенка также участвовать совместно с органами социального обеспечения и инвалидной кооперацией в изучении вопросов, связанных с пригодностью и доступностью тех или иных профессий для инвалидов, работавших в кооперативах, оказывать участникам касс и членам их семей (иждивенцам) дополнительную лечебную, протезную и курортно-санаторную помощь в случаях, когда по местным условиям обеспечения этими видами помощи со стороны государства было недостаточно [8].
II Всероссийское совещание касс взаимопомощи кооперации инвалидов, проходившее 3 - 6 июля 1928 г, приняло решение об организации Всероссийского совета касс взаимопомощи кооперации инвалидов - самостоятельного юридического центра, действующего на основании особого устава, тем самым окончательно юридически было оформлено создание Всероссийского центра взаимопомощи кооперации инвалидов. На совещании был избран и президиум Всероссийского со-
вета, в который вошли М.Г. Александров, назначенный председателем, от Центрального бюро - С.С. Карпов, от Ленинградской кассы - Н.М. Лихачев и др. [2. Л.11].
10 февраля 1932 г Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено новое положение «О кассах взаимного страхования и взаимопомощи инвалидов», согласно которому существенно был изменен их статус [9]. Они, как и кассы в системе кустарно-промысловой кооперации, официально приобрели статус касс социального страхования. Теперь отчисления в коопинст-рахкассы стали взиматься, как и в государственных страхкассах, не с инвалидов, а с артелей. Принятие нового положения привело к переименованию Всероссийского совета касс взаимопомощи кооперации инвалидов во Всероссийский союз касс взаимного страхования членов артелей кооперации инвалидов (Всекоо-пинсоюзстрахкасс) [1].
Даже после превращения в кассы социального страхования коопинстрахкассы продолжали большое внимание уделять оказанию финансовой поддержки своим членам. В 1936 г. по стране было выдано 35 365 возвратных ссуд на сумму 3, 8 млн руб., что составило 26% охвата членской массы [2. Д.32. Л.4]. При этом в отдельных регионах, в том числе в национальных областях и республиках, кооперативная взаимопомощь не получила широкого распространения. В Чувашии в 1936 г было выдано только 47 возвратных ссуд на сумму 6 657 руб., что составило 7% охвата членской массы, фонд взаимопомощи на 1 января 1937 г. был использован всего на 25,5%. Такие плохие результаты деятельности в области взаимопомощи объяснялись недостаточным вниманием со стороны артелей этому вопросу имели место даже случаи, когда руководители отказывали в выдаче ссуд [2. Д.32. Л.17].
Для увеличения значимости работы в области взаимопомощи президиум правления Всекоопинсоюзстрах-касс 14 января 1937 г. принял решение о создании в инвалидных артелях самостоятельных касс взаимопомощи, действующих на основе специального типового устава. Разработанный устав был утвержден Народным комиссариатом социального обеспечения РСФСР 27 января 1937 г В нем указывалось, что в артелях инвалидов на добровольных началах образуются кассы взаимопомощи в целях улучшения культурных и материально-бытовых условий членов артелей, еще большего повышения производительности труда и выполнения артелями промфинпланов. Следовательно, кассы взаимопомощи планировали также использовать в деле выполнения планов и увеличения производства. Выделение финансовой поддержки кооператорам в самостоятельный вид деятельности положительно повлияло на расширение членского состава касс взаимопомощи. Если в 1939 г. 81% кооперированных инвалидов страны являлись членами означенных касс, то в 1940 г. -уже 92,9% [2. Д.64. Л.22 об].
К традиционным для системы кооперативного социального страхования видам деятельности помимо финансовой взаимопомощи относились также социально-бытовое обслуживание, медико-профилактическая помощь, пенсионное обеспечение застрахованных инвалидов. Укреплению здоровья инвалидов уделяли внимание уже кассы взаимопомощи, существовавшие в системе инвалидной кооперации с начала 1920-х гг,
этим вопросом также занимались и союзы инвалидной кооперации. С созданием кооперативной системы социального страхования большинство санаториев, домов отдыха инвалидной кооперации перешли в распоряжение коопинстрахкасс и их союзов. В 1936 г. Все-коопинсоюзстрахкасс располагал тремя санаториями общероссийского значения, которые находились в Кисловодске, Евпатории, Мацесте, одним домом отдыха для стахановцев под Москвой. При областных и краевых кассах действовали 2 местных санатория и 11 домов отдыха [1. Д.158. Л.21]. Ежегодно увеличивалось количество инвалидов, поправлявших свое здоровье в санаторно-курортных учреждениях. Так, в 1925 г. таковых было 221 человек, в 1938 г - уже 28 203 человека [1. Д.160. Л.13].
В силу специфики кооперации инвалидов на коо-пинстрахкассы были возложены обязанности по проведению медпрофотбора, по результатам которого инвалиды направлялись на работу. К 1936 г. кассы добились, чтобы каждый инвалид проходил медосмотр при приеме на работу. Медицинское освидетельствование инвалидов проводили региональные ВТЭКИ. Они, как правило, в своих заключениях не указывали, какими конкретно видами профессиональной деятельности кустари-инвалиды могли заниматься, а подобные заключения были наиболее ценны для кооперативов. В связи с этим определение конкретных профессий, пригодных для того или иного инвалида, предполагалось передать здравпунктам, существовавшим на кооперативных предприятиях. Наркомат социального обеспечения РСФСР в своем постановлении от 10 мая 1936 г. предложил широко развернуть сеть здравпунктов в системе кооперации инвалидов. Во исполнение этого постановления Всероссийский союз коопинстрахкасс дал задание всем областным и краевым кассам довести в 1936 г процент охвата обслуживанием артелей здравпунктами до 75%, а в 1937 г - до 80%.
В 1936 г количество здравпунктов было увеличено, но намеченный план охвата ими инвалидов не был выполнен. На 1 января 1936 г. только 42,6% инвалидов стояли на учете в здравпунктах, на 1 января 1937 г -50%. Многие кассы выполнили и перевыполнили плановые показатели. К примеру в 1936 г Кировская коо-пинстрахкасса охватила 92,5% инвалидов, Омская -73,1%, Крымская касса - 100%, но некоторые кассы показали очень плохие результаты работы. Московская касса охватила только 39,3% инвалидов, Башкирская - 24,1%, Марийская - 21%. Среди причин, не позволивших справиться с плановыми показателями, в отчете Всекоопинсоюзстрахкасс указывались: недостаток помещений, отсутствие в некоторых регионах достаточного числа врачебных кадров, слабая работа некоторых союзов и касс [2. Д.32. Л.8].
В обязанности коопинстрахкасс согласно их уставу входило также пенсионное обеспечение кооперированных инвалидов. В 1934 г Всекоопинсоюзстрахкасс расширил правила пенсионного обслуживания, что привело к резкому росту материальных затрат коопинстрахкасс на эти нужды и числа инвалидов, получающих пенсию. В 1933 г пенсиями обеспечивались всего 607 человек, в 1935 г их число увеличилось до 1 685 человек, а затраты на выплату пенсий с 202,0 тыс. руб. поднялись до 841,0 тыс. руб. [10, с. 94]. Причем в большин-
стве своем пенсионеры коопинстрахкасс не имели права на государственную пенсию. То есть именно кооперативное социальное страхование позволило многим инвалидам получать пенсию при полной потере трудоспособности.
Кооперативная система социального страхования занималась и вопросами улучшения культурно-бытовых условий жизни застрахованных кооператоров. Одним из достижений касс в этом плане явилась организация работы среди детей инвалидов. Так, если в 1927 г. в 3 детских дошкольных учреждениях касс взаимопомощи находились всего 43 ребенка, то в 1933 г в 154 детских садах и 8 яслях - 17, 0 тыс. детей [1, Д.24. Л.137; 2. Д.14. Л.5]. Расширение сети детских дошкольных учреждений дало возможность тысячам женщин начать трудиться в артелях, что значительно улучшило их материальное положение. Наиболее успешно работа среди детей была поставлена в Татарии, где в 1933 г действовало 38 детских учреждений, что составило 23,4% от общего их количества в стране [1. Д.151. Л.263]. Руководители коопинстрахкасс заботились об улучшении работы подведомственных им детских садов и яслей. К середине 1930-х гг. большинство детских заведений перешло от 5 - 6-часового рабочего дня, что не совсем устраивало артельщиков, к 10 - 12-часовому рабочему дню. К сожалению, не во всех регионах страны была хорошо налажена деятельность детсадов и яслей, многие проблемы, с которыми они сталкивались, до конца 1930-х гг. так и не удалось решить. К примеру во многих кассах остро стоял вопрос обеспечения кадрами воспитателей, не хватало детской мебели, игрушек.
Кооперация инвалидов уже Декретом СНК РСФСР «О социальном обеспечении инвалидов» от 8 декабря 1921 г. стала в первую очередь ориентироваться на развитие производственной деятельности. На государственных заводах и фабриках хозяйственным органам помощь в деле совершенствования охраны труда и техники безопасности в соответствии с положениями коллективных договоров оказывали профсоюзные организации. Они также следили за правильностью использования ассигнованных на эти цели средств. На предприятиях был образован институт общественных инспекторов по охране труда [3, с. 207]. В кооперации в связи с тем, что артельщики не являлись членами профсоюзов, эти функции были возложены на страхкассы. Это направление в деятельности коопинстрахкасс имело большое значение, так как создание безопасных условий труда для людей с ограниченными возможностями было особенно важно. В отличие от промысловой и лесной кооперации в инвалидных кооперативах не создавались Бюро охраны труда и улучшения быта, контролирование соблюдения техники безопасности осуществляли непосредственно страховые бюро и страху-полномоченные, избираемые в артелях. Их полномочия в деле охраны труда и техники безопасности долгое время не были четко определены. Только в 1941 г. было издано постановление Совнаркома РСФСР, утвердившее новое Положение о кассах взаимного страхования членов артелей кооперации инвалидов. Оно учредило в инвалидной кооперации инспекцию по охране труда, которая получила сходные полномочия с государственными и кооперативными инспекциями, действующими в промысловой и лесной кооперации.
За нарушение правил по охране труда и технике безопасности в артелях инвалидов инспекторы получили право налагать на виновных даже штраф в размере не свыше 100 руб. [7].
В результате того, что до начала 1940-х гг в коопин-страхкассах не было специальных органов, ответственных за технику безопасности и охрану труда, работа ко-опинстрахкасс в этом направлении проводилась трудно. Из года в год не выполнялись планы по использованию средств, выделяемых на охрану труда и технику безопасности. В 1935 г. Всекоопинсовет и Всекоопин-союзстрахкасс даже приняли специальный циркуляр, в котором рекомендовали коопинстрахкассам при премировании артелей за выполнение и перевыполнение промфинплана учитывать выполнение плана по технике безопасности, охране труда. Эта директива соблюдалась не во всех союзах. В 1936 г фонд по охране труда и технике безопасности в Башкирии был использован всего на 25%, в Татарии - на 36,6%, в Чувашии - на 50% [2. Д.32. Л.7]. Основными причинами такой печальной ситуации являлись неудовлетворительное составление планов в ряде союзов, отсутствие контроля за их выполнением, косность руководителей артелей, считавших работу по охране труда необязательной, наличие в некоторых регионах большого количества кустарей, работавших на дому (Башкирия, Татария), и торговых артелей, в которых эти фонды не могли быть использованы. В 1936 г коопинстрахкассы охране труда и технике безопасности стали уделять значительно больше внимания. В целом по Всероссийскому союзу касс взаимного страхования членов артелей кооперации инвалидов фонд охраны труда и техники безопасности был использован на 82%, количество мероприятий по намеченному плану было выполнено на 83%. В
1938 г эти показатели поднялись до 87%, а Ленинград -ская, Ростовская и Татарская кассы даже смогли перевыполнить взятые обязательства [1. Ед. хр. 160. Л.19]. В кооперативах на выделенные средства проводился ремонт вентиляционных систем, устанавливались ограждения машин и станков.
Следует отметить, что у коопинстрахкасс не все складывалось благополучно. В их работе имели место недостачи, растраты и хищения. Несмотря на то что постоянно улучшалось руководство первичными кассами со стороны вышестоящих кооперативных организаций (в 1940 г более 87% касс и учреждений были охвачены ревизиями), число растрат, недостач и хищений продолжало оставаться существенным. Их количество в
1939 г составило 99 на сумму 60,4 тыс. руб., в 1940 г. было выявлено 97 случаев на сумму 95,0 тыс. руб. [2. Д.55. Л.24 об]. Одной из причин существования этих недостатков являлось нарушение демократических правил выборности руководства коопинстрахкасс, что освобождало их руководителей от отчетности перед рядовой массой членов касс, а последних делало пассивными и безразличными к работе касс.
Следующим моментом, негативно влиявшим на деятельность коопинстрахкасс, был недостаток специальных кадров, знающих специфику работы кооперативных страхкасс. К примеру в 1936 г. сменилось 11 пред -
седателей областных и республиканских касс, что составило 28%. При такой большой текучести руководящих кадров, которая была характерна и для инвалидной кооперации в целом, в системе кооперативного социального страхования ежегодно не выполнялись планы подготовки кадров. Даже в 1939 г. план подготовки через центральные курсы был выполнен только на 59,6% [2. Д.55. Л.11, 24].
Таким образом, в начале 1940-х гг. окончательно сложилась система социального страхования кооперации инвалидов, были определены основные направления ее деятельности. В них были включены и совершенно нетипичные для социального обеспечения функции , такие как активизация социалистического соревнования, контролирование соблюдения правил техники безопасности и охраны труда. На всем протяжении первого десятилетия деятельности коопинстархкасс шло постоянное увеличение их средств, которые с 1933 г. по 1939 г возросли с 16,5 млн руб. до 60,7 млн руб. Росло и количество инвалидов-членов коопинстрахкасс: если в 1934 г. застрахованных было 108,6 тыс. человек, то в 1938 г - уже 192,9 тыс. Поступательно расширялись и объемы оказываемой социальной помощи инвалидам. Вместе с тем некоторые проблемы так и не удалось разрешить. Достаточно острым продолжал оставаться кадровый вопрос, была слабой финансовая и трудовая дисциплина, что приводило к хищениям и растратам. Несмотря на имевшиеся недостатки, созданная система социального страхования выполняла важную общественную функцию: именно она позволяла инвалидам, не состоявшим на государственном обеспечении, получать дополнительное медицинское обслуживание, материальную поддержку при временной и постоянной потере трудоспособности, а также заботилась о детях инвалидов.
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.А.-282. Оп. 1. Д. 151. Л. 397.
2. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее ГИА ЧР). Ф. 1788. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.
3. История профсоюзов России: этапы, события, люди. М.,1999.
4. Назаров П.Г. История инвалидной и художественной промкооперации в России. Челябинск, 1994. Ч. V.
5. Назаров П.Г. История кредитно-промысловой кооперации в России. Челябинск, 1994. Ч. VII.
6. Назаров П.Г. Российская кооперация инвалидов - забытая страница Отечественной истории (1916 - 1953 гг.) // История Советской России: новые идеи, суждения. Тюмень, 1993. Ч. 1.
7. Собрание постановлений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1941. № 4. Ст. 16.
8. Собрание Узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР (1917 - 1938 гг.). 1928. № 62. Ст. 448.
9. Собрание Узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР (1917 - 1938 гг.). 1932. № 27. Ст. 117.
10. Фрумкин В., Поверенный С. Коопинкассы на службе кооперированных инвалидов // XV лет кооперации инвалидов. М., 1936.