Научная статья на тему 'Особенности социальной защиты населения в Омском регионе в 1918- 1935 гг'

Особенности социальной защиты населения в Омском регионе в 1918- 1935 гг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
303
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСКИЙ РЕГИОН / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПОСОБИЕ / ПЕНСИЯ / OMSK REGION / SOCIAL SECURITY / SOCIAL PROTECTION / GRANT / PENSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плотникова Юлия Сергеевна, Молчанова Анна Вадимовна

На основе архивных данных, в статье рассматривается процесс становления системы социальной защиты населения в Омском регионе в период 1918-1935 годы. Перечислены основные группы населения, нуждавшиеся в социальной помощи, формы и виды социального обеспечения граждан в исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Плотникова Юлия Сергеевна, Молчанова Анна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of social protection in Omsk region in 1918-1935

On the basis of contemporary records, in article process of formation of system of social protection of the population in the Omsk region in the period of 1918 1935 is considered. The main groups of the population needing the social help, forms and types of social security of citizens are listed. There are conclusions and at the end of article.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной защиты населения в Омском регионе в 1918- 1935 гг»

специфику разных секторов и верно выбрать методологию научного исследования тех или иных сторон деятельности различных организаций.

Библиографический список

1. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции / Л. А. Кудринская. — М. : МГУ, 2006. - 203 с.

2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. — М. : Эдиториал УРСС, 1999. — С. 92 — 95.

3. Гиддингс, Ф. Социология как наука о человеческом обществе и человеческом поведении / Ф. Гиддингс // Хрестоматия по общей социологии ; сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. — М. : Научная книга, 2004. — С. 30 — 35.

4. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. — М., 1996. — С. 494 — 526.

5. Ионова, О. Б. «Социетальная» гипотеза Т. Парсонса / О. Б. Ионова // Социология. — 2004. — № 2. — С. 18 — 32.

6. Якобсон, Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов : учеб. — М. : Наука, 1995. — С. 276.

7. Хайек, Фридрих А. Общество свободных / Фридрих А. Хайек ; пер. с англ. А. Кустарева ; ред. Ю. Колпера ; предисл.

Э. Батлера. — Лондон. Overseas Publications Interchange Ltd, 1990. - С. 84-87.

8. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития // Материалы науч. конф., 7 декабря 2000 г. — М., 2001. — 144 с.

9. Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации / Под общ. ред. Т. И. Заславской. — М. : МВШСЭН, 2003. — 408 с.

10. Гражданское общество: истоки и современность / Науч. ред. И. И. Кальной. — СПб. : Юридич. центр Пресс, 2000. — 256 с.

11. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. — М. : Аспект-пресс, 1997. — 639 с.

12. Аузан, А. Экономическое значение гражданского общества / А. Аузан, В. Тамбовцев // Вопросы экономики. — 2005. — № 5. — С. 28 — 49.

КУДРИНСКАЯ Людмила Александровна, доктор социологических наук, доцент (Россия), профессор, заведующая кафедрой «Социология, социальная работа и политология».

Адрес для переписки: socio_omgtu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2014 г. © Л. А. Кудринская

УДК 364 (571.13)

Ю. С. ПЛОТНИКОВА А. В. МОЛЧАНОВА

Омский государственный технический университет

ОСОБЕННОСТИ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ В 1918-1935 ГОДЫ_

На основе архивных данных, в статье рассматривается процесс становления системы социальной защиты населения в Омском регионе в период 1918-1935 годы. Перечислены основные группы населения, нуждавшиеся в социальной помощи, формы и виды социального обеспечения граждан в исследуемый период. Ключевые слова: Омский регион, социальное обеспечение, социальная защита, пособие, пенсия.

Становление системы социальной защиты (помощи) в России имеет долгую историю. На рубеже XIX — XX веков намечаются тенденции перехода от добровольных видов помощи к профессиональным. После Октябрьской революции многие функции социальной помощи взяло на себя государство. 26 апреля 1918 года в России был образован Наркомат социального обеспечения. Эта дата является официальным днём образования системы социальной защиты в России. Особенности становления профессиональной системы социальной помощи в целом по России изучены достаточно, однако существует недостаток исследований по регионам России. В частности, в Омском регионе существовал пробел в специальной литературе по указанной проблеме. Итак, предмет нашего исследования — особенности социальной защиты населения в Омском регионе в 1918—1935 годы.

После Гражданской войны сформировались следующие виды социальной защиты: социальное страхование рабочих, государственное обеспечение инвалидов, семей красноармейцев и обеспечение крестьян в порядке взаимопомощи.

Первый вид осуществляли комиссии по охране труда и социального обеспечения при фабрично-заводских комитетах. Второй вид — помощь инвалидам войны обеспечивал Всероссийский комитет помощи инвалидам войны, больным и раненым красноармейцам и их семьям при ВЦИК.

К концу 1919 года в Омском регионе назрела необходимость создания специального органа, который занимался бы вопросами социальной защиты граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и групп риска. Таким органом стал Омский Губернский отдел социального обеспечения (Губотсобез), который был образован в ноябре 1919 года как

подотдел отдела труда Губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Для проведения своей работы Губернский отдел разделялся на следующие подотделы (п/отделы): общий, бюро обследователей с отделением пособий, охраны материнства, инвалидный, пайка, пенсионный, детских домов, помощи жертвам контрреволюции, финансово-счетно-сметный, хозяйственно-продовольственный [1]. Такое деление на подотделы было обусловлено многообразием функций Губернского отдела социального обеспечения.

Кратко работу подотделов можно представить следующим образом:

1. В состав общего п/отдела входили: секретариат, наблюдение за делопроизводством, организация справочной части, наблюдение за выполнением постановлений коллегий, статистическое бюро, инст-рукторско-информационная часть.

2. Бюро обследователей с отделением пособий. Осуществляло прием всех заявлений, производило обследования и распределяло поступающий материал по отделам. Отделение пособий оказывало все виды экстренной и временной помощи.

3. П/отдел охраны материнства и младенчества. В своей практической работе являлся автономным и управлялся Коллегией из представителей Совета профсоюзов, Отдела труда и Отсобеза. К ведению отдела относилось: охрана заброшенных младенцев (до 3-х лет) и забота о матерях и младенцах, оставшихся без средств к существованию вследствие войны, контрреволюции, стихийных и социальных бедствий. Для осуществления этих целей организовывались: дома младенцев, дома матери и ребенка для матерей в предродовый (8 недель до разрешения беременности период), и послеродовый (8 недель после), ясли, молочные кухни, консультации и патро-нажи).

4. П/отдел детских домов. В задачи входило обеспечение детей с 3-летнего возраста до 16-летнего впредь до фактического перехода забот об этих детях в ведение отделов просвещения. Занимались организацией детских домов для детей 3—12 лет, детских колоний и детских трудовых коммун, приемные пункты, распределители и т.п. При п/отделе работало отделение опеки.

5. Учетом, регистрацией и организацией всесторонней помощи инвалидам руководил инвалидный п/отдел. Разборочно-распределительное бюро регистрировало инвалидов и распределяло их по учреждениям в зависимости от характера той помощи, в которой они нуждались. В ведении п/отдела была организация инвалидных домов, трудовых инвалидных домов, трудовых коммун и мастерских для трудоспособных инвалидов, учебно-профессиональных мастерских, общих и специальных курсов и показательных учреждений для инвалидов, нуждающихся в учебно-профессиональной помощи, протезных мастерских в целях врачебно-техни-ческой помощи инвалидам.

6. П/отдел пайка. Всесторонняя помощь красноармейцам и их семьям (денежная, одеждой, топливом, поддержкой хозяйств). П/отдел выдавал: пайки семьям красноармейцев, квартирное довольствие, кормовые и прогонные при вызове, суточные до назначения пенсии.

7. Пенсионный п/отдел. К ведению относилась выдача пенсий: красноармейцам и староармейцам, семьям погибших красноармейцев, прежним ведомственным пенсионерам.

8. П/отдел помощи жертвам контрреволюции оказывал помощь неимущим трудовым, гражданским элементам города, деревни, которые пострадали в процессе Гражданской войны (пища, одежда, единовременное денежное пособие, назначение пенсий, восстановление разрушенных хозяйств).

9. Финансово-счетно-сметный подотдел. Задачами отдела были: правильная постановка финансово-счетной части в Губотсобезе и на местах, единообразие делопроизводства, установление единообразной формы денежной отчетности.

10. Хозяйственно-продовольственный п/отдел. К его компетенции относилось: устройство новых и ремонт старых зданий, занимаемых Отсобезом и его учреждениями; разработка планов снабжения учреждений инвентарём, продуктами и материалами.

Губернский отдел социального обеспечения до преобразования его в окружной отдел социального обеспечения в 1925 году, претерпел неоднократные структурные изменения. Так, 16 февраля 1920 года произошло объединение с отделом труда.

В ноябре 1919 года при Омском губревкоме Омской губернии был образован Губернский отдел труда. В своей деятельности Отдел труда осуществлял внедрение декретов и других нормативных актов, руководил вопросами учета и распределения рабочей силы, охраны труда, обеспечивал интересы наемных рабочих в промышленности, сельском хозяйстве, занимался социальным страхованием. Ещё до объединения с Отделом социального обеспечения отдел труда занимался социальной защитой безработных. Работали биржи труда, которые организовывали обучение (рабочие специальности), трудоустройство. При биржах труда функционировали дома уюта. В первую очередь на проживание там имели право демобилизованные из рядов Красной Армии, не имеющие заработка, вставшие на учёт на биржу, не имеющие квартиры и средств к существованию. Во вторую очередь — безработные обоего пола, не имеющие средств к существованию, и, в-третьих, безработные приезжающие из других городов. Квартирой можно было пользоваться от пяти до семи дней. За это время необходимо было найти работу [2].

В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров от 4 ноября 1919 года Отдел труда был объединен с Отделом социального обеспечения в один Губернский отдел труда и социального обеспечения при Губревкоме [3].

С объединением Отдела труда и социального обеспечения в ведение Губтрудсобеса вошли вопросы выплаты пенсий, пособий и пайков.

Правом на государственную помощь пользовались только неимущие и нетрудоспособные граждане. Отделом труда назначались и выдавались пособия гражданам, временно или навсегда утратившим трудоспособность вследствие болезни, увечья, беременности и старости. Там же — пособия на погребение. Граждане, пострадавшие от контрреволюции, семьи призванных в Красную Армию, увечные, воины, пленные и беженцы обращались за помощью в Отдел социального обеспечения.

21 апреля 1920 года Отдел труда и социального обеспечения вновь был разделен на два. На территории Омской губернии такое разделение начало осуществляться согласно постановлению Сибрев-кома от 21 июля 1920 года.

В январе 1920 года Губернский отдел труда образовал Отделы труда в уездах, преобразованные 16 февраля 1920 года в уездные Отделы труда и со-

циального обеспечения, а затем в июле того же года вновь ставшие Отделами труда [3].

Вопросы разрешения конфликтов, тарификации и охраны труда в мае 1921 года отошли в ведение профсоюзов, затем в 1922 году дело охраны труда вновь перешло к Отделу охраны труда.

С изменением административного деления и упразднением губерний и уездов в сентябре 1924 года были упразднены уездные, а в 1925 году губернские Отделы труда, их функции переданы окружным органам труда [4].

В период с 1922 по 1925 годы структура собеса претерпела ряд изменений. К началу 1922 года она была представлена следующими подотделами: общим, материально-финансовым, пенсионным.

В связи с необходимостью мобилизации всех ресурсов страны на нужды хозяйственного восстановления государство помогало городскому населению. Социальное обеспечение сельских местностей проводилось в порядке крестьянской взаимопомощи. Так, в 1921 году возникли крестьянские общества взаимопомощи. Свои задачи они осуществляли путем всевозможной трудовой помощи: общественная запашка и уборка полей, разные сборы для нуждающихся на селе и т.п. Различные кооперации инвалидов помогали улучшить их материальное положение. Кооперативные организации объединялись в союзы, во главе которых стояли избираемые правления, работавшие под руководством Наркомсобесов республик [5].

В 20-е годы встал вопрос о продвижении социального обеспечения в деревню, об изменении форм обеспечения в городе путем кооперирования инвалидных масс. В связи с этим в состав Омского губернского отдела социального обеспечения была введена губсекция крестьянских обществ взаимопомощи. Уже к февралю 1920 года были организованы уездные Отделы труда и социального обеспечения — Утрудсобесы» [6].

Тогда же, в 1920 году, был образован Омский городской отдел социального обеспечения с двумя отделами: общим и пенсионным. Общий отдел контролировал комиссии по проверке артелей, а пенсионный занимался вопросами назначения и выплаты пенсий.

С середины 20-х годов сократилась сеть инвалидных домов, организовывались артели инвалидов. При собесе было образовано оргбюро для руководства деятельностью артелей инвалидов. Основным принципом в работе артелей инвалидов была взаимопомощь. Для его реализации создавались кассы взаимопомощи, с целью социального страхования членов артели и их семей, оказания материальной, лечебной помощи, выдачи ссуд, субсидий. Касса взаимопомощи объединений инвалидов организовывалась с определением района: г. Омск, г. Ленинск, Новоомский, под контролем и наблюдением Омского окружного отдела социального обеспечения. Утверждалась касса при наличии не менее 50 человек. Ее участниками могли быть все члены артели. Средства формировались за счет ежемесячных взносов и составляли 8 % от зарплаты. Помощь распределялась между членами артели в следующих ситуациях: при временной нетрудоспособности, на кормление ребенка, на погребение, в связи со стихийными бедствиями и др. Касса могла быть ликвидирована по распоряжению отдела социального обеспечения. С 1930 года трудоустройство и помощь инвалидам были в полной мере переданы в деятельность органам социального обеспечения [7]. Тогда

же помимо уже существующих подотделов были образованы Губкрестком (губернский крестьянский комитет) и Губико (губернский комитет инвалидов). Эти комитеты имели свой орган руководства — правление, а Губсобес идейно направлял их работу.

В 1925 году с упразднением Омской губернии и образованием Омского округа отдел социального обеспечения перешел в ведение Окрисполкома, сохранив прежнюю структуру. Эти изменения произошли на основании приказа по Омскому окружному отделу социального обеспечения и окружному крестьянскому комитету от 1 октября 1925 года: «С сего числа Омский Губернский Отдел соц. обеспечения считать реорганизованным в Омский окружной отдел соц. обеспечения, в составе Омского, Тюкалинского и Калачинского уездов. Уезды Тар-ский и Славгородский считать самостоятельными окрсобесами, а Татарский отошедшим в состав Бара-бинского округа. Омский губернский Комитет крестьянской взаимопомощи считать реорганизованным в Омский окружной Комитет крестьянской взаимопомощи в составе Омского, Калачинского и Тюкалинского уездов» [8].

На Окрсобес возлагались следующие функции:

1. Обеспечение инвалидов Гражданской и империалистической войн, инвалидов труда, вдов красноармейцев, путем выдачи им пенсий и пособий.

2. Патронирование инвалидов.

3. Обучение инвалидов ремеслам и грамоте.

4. Протезирование инвалидов.

5. Выдача пенсий пострадавшим от контрреволюции.

6. Организация крестьянских комитетов общественной взаимопомощи.

7. Организация страховых касс и производственных артелей инвалидов [9].

Структура преобразованного органа не отличалась от структуры Губернского отдела социального обеспечения. За период существования Губернского отдела социального обеспечения, а затем Окружного отдела социального обеспечения назначались и выплачивались следующие виды пособий (Сохранен стиль архивного документа. — Ю. П., А. М.)[10]:

1) пособие вследствие болезни трудящихся;

2) пособие вследствие увечья;

3) пособие вследствие карантина;

4) пособие вследствие родов;

5) пособие на кормление грудью ребенка;

6) пособие на погребение;

7) пособие вследствие родов членов семей трудящихся;

8) пособие на кормление грудью жен трудящихся;

9) пособие на погребение членов семьи;

10) пособие вследствие безработицы;

11) пособие инвалидам труда;

12) пособие вдовам и сиротам трудящихся;

13) пособие инвалидам империалистической армии;

14) пособие инвалидам Красной Армии;

15) вдовы и сироты солдат Старой армии (убитых и пропавших без вести, находящихся в плену);

16) вдовы и сироты солдат Красной Армии (убитых и пропавших без вести, находящихся в плену);

17) пенсионеры гражданских ведомств;

18) вдовы и сироты пенсионеров гражданских ведомств;

19) инвалиды, пострадавшие от контрреволюции;

20) вдовы пострадавших от контрреволюции;

21) сироты пострадавших от контрреволюции;

22) инвалиды, не вошедшие в иные виды;

23) вдовы и сироты, не вошедшие и иные виды;

24) инвалиды — медицинские работники, пострадавшие от эпидемии;

25) вдовы и сироты, пострадавшие от эпидемии;

26) суточные инвалидам;

27) пайковое пособие семьям красноармейцев.

Особое место в деятельности Омокрсобеса занимало социальное обеспечение семей призванных в Красную Армию. Крайсобес вводил строгую отчетность для областных, окружных, городских и районных отделов социального обеспечения. Например, пособие выплачивалось семьям красноармейского переменного состава, которые проходили трехмесячные учебные сборы. Были введены в оборот специальные отчетные формы. Кроме того, производились выплаты всех видов пособий пенсионерам, инвалидам [11].

В 30-е годы в Омском регионе была широко распространена деятельность инвалидных артелей, таких как «Омторгин», «Красный инвалид», «Металлист», «Швейпром», «Труд слепых», «Красный маяк». Примечательно, что деятельность инвалидных артелей была санкционирована и подотчетна Горсобесу, но по существу эти организации носили характер общественных объединений.

В 1933 году была организована учебно-производственная мастерская по обучению и переобучению людей с инвалидностью слесарно-токарному производству, ремонту сельскохозяйственных машин, инвентаря и выработке запчастей к сельскохозяйственным машинам и обозостроению [12].

В 30-е годы Окружной и Городской отделы социального обеспечения выполняли в большей мере контролирующую функцию, так как основная работа была передана учреждениям социальной защиты. Так, например, социальная защита детей-сирот осуществлялась не только путём социального обеспечения (пенсии и пособия), но и определением их в детские дома. В 1934 году Омский детский дом был максимально заполнен: 55 детей-сирот от 5 до 15 лет. Из отчетов следует, что работа детского дома оценивалась как удовлетворительная. Содержалось подсобное хозяйство (куры, лошади). Дети и сотрудники занимались выращиванием картошки, капусты и т.д., работали в саду. При продаже своего урожая детский дом получал собственный доход. Не хватало кроватей и подушек. Дети спали по два человека на одной кровати [13].

В те же годы получили развитие стационарные формы социального обслуживания пожилых граждан, а именно — дома престарелых.

Первый дом престарелых колхозников был организован в Черниговском сельском Совете на 18 человек. При доме были корзиночная мастерская и подсобное хозяйство. Второй дом престарелых находился в Юрьевском сельском Совете. Учреждения находились на хозрасчете. В обоих домах были проблемы с одеждой и бельем.

В начале тридцатых годов в городе Омске работало 19 социальных приютов, убежищ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об объектах социального обеспечения в 30-е годы можно судить исходя из отчётов Городского отдела социального обеспечения:

Контингент обеспечиваемых на 1 декабря 1934 года:

— инвалидов войны — 45,

— семей, потерявших кормильцев в Гражданскую войну — 178,

— семей призванных в Красную Армию — 1 272,

— персональных пенсионеров местного значения — 62,

— инвалидов империалистической войны — 37,

— семей погибших в империалистическую войну — 62,

— инвалидов категории прочих в порядке борьбы с нищенством и беспризорностью — 62.

Итого средняя потребность пенсионеров за счет местного бюджета 4 500 р., а за счет государственного бюджета до 22 000 р. [14].

Количество обеспечиваемых в день инвалидов — 81 человек. Помимо социального обеспечения уязвимых слоев населения проводилась культмассовая работа, путем созыва общих собраний и бесед, прежде всего по вопросам трудоустройства. В воинские части выезжали комиссии по назначению пенсий, и там же решались вопросы назначения пенсий семьям красноармейцам.

В январе 1935 года был организован Отдел труда и социального обеспечения Омской области, который подчинялся в своей деятельности исполкому Омского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, Наркомату социального обеспечения.

Таким образом, к особенностям социальной защиты населения в период 1919— 1935 годы можно отнести следующее:

— система социальной защиты населения находилась в процессе становления, в связи с чем постоянная реструктуризация органов и отделов;

— акцент на организацию взаимопомощи, при недостаточности ресурсов на оказание материальной помощи;

— сохранялась тенденция по трудоустройству и переобучению инвалидов с целью максимального использования их труда как в системе кооперации, так и в государственной промышленности на доступных им работах.

Библиографический список

1. ГАОО. Ф. 440. Оп. 1

2. ГАОО. Ф. 440. Оп. 1

3. ГАОО. Ф. 440. Оп. 1

4. ГАОО. Ф. 440. Оп. 1

5. ГАОО. Ф. 1026. Оп.

6. ГАОО. Ф. 440. Оп. 1

7. ГАОО Ф. 490. Оп. 1.

8. ГАОО. Ф. 490. Оп. 1

9. ГАОО. Ф. 490. Оп. 1

10. ГАОО. Ф. 440. Оп.

11. ГАОО. Ф. 1026. Оп.

12. ГАОО. Ф. 1026. Оп.

13. ГАОО. Ф. 1026. Оп.

14. ГАОО. Ф. 1026. Оп.

Д. 2. Л. 10. . Д. 181. Л. 302. . Д. 10. Л. 78. . Д. 2. Л. 1. 1. Д. 2. Л. 3. . Д. 10. Л . 2. Д. 56. Л. 5. . Д. 2. Л. 1. . Д. 2. Л. 9. 1. Д. 6. Л. 31. 1. Д. 89. Л. 21. 1. Д. 89. Л. 23. 1. Д. 115. Л. 3. 1. Д. 115. Л. 2.

ПЛОТНИКОВА Юлия Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии. Адрес для переписки: adel3109@mail.ru МОЛЧАНОВА Анна Вадимовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии. Адрес для переписки: annmolchanova@ya.ru

Статья поступила в редакцию 05.11.2014 г. © Ю. С. Плотникова, А. В. Молчанова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.