специфику разных секторов и верно выбрать методологию научного исследования тех или иных сторон деятельности различных организаций.
Библиографический список
1. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции / Л. А. Кудринская. — М. : МГУ, 2006. - 203 с.
2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. — М. : Эдиториал УРСС, 1999. — С. 92 — 95.
3. Гиддингс, Ф. Социология как наука о человеческом обществе и человеческом поведении / Ф. Гиддингс // Хрестоматия по общей социологии ; сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. — М. : Научная книга, 2004. — С. 30 — 35.
4. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. — М., 1996. — С. 494 — 526.
5. Ионова, О. Б. «Социетальная» гипотеза Т. Парсонса / О. Б. Ионова // Социология. — 2004. — № 2. — С. 18 — 32.
6. Якобсон, Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов : учеб. — М. : Наука, 1995. — С. 276.
7. Хайек, Фридрих А. Общество свободных / Фридрих А. Хайек ; пер. с англ. А. Кустарева ; ред. Ю. Колпера ; предисл.
Э. Батлера. — Лондон. Overseas Publications Interchange Ltd, 1990. - С. 84-87.
8. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития // Материалы науч. конф., 7 декабря 2000 г. — М., 2001. — 144 с.
9. Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации / Под общ. ред. Т. И. Заславской. — М. : МВШСЭН, 2003. — 408 с.
10. Гражданское общество: истоки и современность / Науч. ред. И. И. Кальной. — СПб. : Юридич. центр Пресс, 2000. — 256 с.
11. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. — М. : Аспект-пресс, 1997. — 639 с.
12. Аузан, А. Экономическое значение гражданского общества / А. Аузан, В. Тамбовцев // Вопросы экономики. — 2005. — № 5. — С. 28 — 49.
КУДРИНСКАЯ Людмила Александровна, доктор социологических наук, доцент (Россия), профессор, заведующая кафедрой «Социология, социальная работа и политология».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.11.2014 г. © Л. А. Кудринская
УДК 364 (571.13)
Ю. С. ПЛОТНИКОВА А. В. МОЛЧАНОВА
Омский государственный технический университет
ОСОБЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ В 1918-1935 ГОДЫ_
На основе архивных данных, в статье рассматривается процесс становления системы социальной защиты населения в Омском регионе в период 1918-1935 годы. Перечислены основные группы населения, нуждавшиеся в социальной помощи, формы и виды социального обеспечения граждан в исследуемый период. Ключевые слова: Омский регион, социальное обеспечение, социальная защита, пособие, пенсия.
Становление системы социальной защиты (помощи) в России имеет долгую историю. На рубеже XIX — XX веков намечаются тенденции перехода от добровольных видов помощи к профессиональным. После Октябрьской революции многие функции социальной помощи взяло на себя государство. 26 апреля 1918 года в России был образован Наркомат социального обеспечения. Эта дата является официальным днём образования системы социальной защиты в России. Особенности становления профессиональной системы социальной помощи в целом по России изучены достаточно, однако существует недостаток исследований по регионам России. В частности, в Омском регионе существовал пробел в специальной литературе по указанной проблеме. Итак, предмет нашего исследования — особенности социальной защиты населения в Омском регионе в 1918—1935 годы.
После Гражданской войны сформировались следующие виды социальной защиты: социальное страхование рабочих, государственное обеспечение инвалидов, семей красноармейцев и обеспечение крестьян в порядке взаимопомощи.
Первый вид осуществляли комиссии по охране труда и социального обеспечения при фабрично-заводских комитетах. Второй вид — помощь инвалидам войны обеспечивал Всероссийский комитет помощи инвалидам войны, больным и раненым красноармейцам и их семьям при ВЦИК.
К концу 1919 года в Омском регионе назрела необходимость создания специального органа, который занимался бы вопросами социальной защиты граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и групп риска. Таким органом стал Омский Губернский отдел социального обеспечения (Губотсобез), который был образован в ноябре 1919 года как
подотдел отдела труда Губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Для проведения своей работы Губернский отдел разделялся на следующие подотделы (п/отделы): общий, бюро обследователей с отделением пособий, охраны материнства, инвалидный, пайка, пенсионный, детских домов, помощи жертвам контрреволюции, финансово-счетно-сметный, хозяйственно-продовольственный [1]. Такое деление на подотделы было обусловлено многообразием функций Губернского отдела социального обеспечения.
Кратко работу подотделов можно представить следующим образом:
1. В состав общего п/отдела входили: секретариат, наблюдение за делопроизводством, организация справочной части, наблюдение за выполнением постановлений коллегий, статистическое бюро, инст-рукторско-информационная часть.
2. Бюро обследователей с отделением пособий. Осуществляло прием всех заявлений, производило обследования и распределяло поступающий материал по отделам. Отделение пособий оказывало все виды экстренной и временной помощи.
3. П/отдел охраны материнства и младенчества. В своей практической работе являлся автономным и управлялся Коллегией из представителей Совета профсоюзов, Отдела труда и Отсобеза. К ведению отдела относилось: охрана заброшенных младенцев (до 3-х лет) и забота о матерях и младенцах, оставшихся без средств к существованию вследствие войны, контрреволюции, стихийных и социальных бедствий. Для осуществления этих целей организовывались: дома младенцев, дома матери и ребенка для матерей в предродовый (8 недель до разрешения беременности период), и послеродовый (8 недель после), ясли, молочные кухни, консультации и патро-нажи).
4. П/отдел детских домов. В задачи входило обеспечение детей с 3-летнего возраста до 16-летнего впредь до фактического перехода забот об этих детях в ведение отделов просвещения. Занимались организацией детских домов для детей 3—12 лет, детских колоний и детских трудовых коммун, приемные пункты, распределители и т.п. При п/отделе работало отделение опеки.
5. Учетом, регистрацией и организацией всесторонней помощи инвалидам руководил инвалидный п/отдел. Разборочно-распределительное бюро регистрировало инвалидов и распределяло их по учреждениям в зависимости от характера той помощи, в которой они нуждались. В ведении п/отдела была организация инвалидных домов, трудовых инвалидных домов, трудовых коммун и мастерских для трудоспособных инвалидов, учебно-профессиональных мастерских, общих и специальных курсов и показательных учреждений для инвалидов, нуждающихся в учебно-профессиональной помощи, протезных мастерских в целях врачебно-техни-ческой помощи инвалидам.
6. П/отдел пайка. Всесторонняя помощь красноармейцам и их семьям (денежная, одеждой, топливом, поддержкой хозяйств). П/отдел выдавал: пайки семьям красноармейцев, квартирное довольствие, кормовые и прогонные при вызове, суточные до назначения пенсии.
7. Пенсионный п/отдел. К ведению относилась выдача пенсий: красноармейцам и староармейцам, семьям погибших красноармейцев, прежним ведомственным пенсионерам.
8. П/отдел помощи жертвам контрреволюции оказывал помощь неимущим трудовым, гражданским элементам города, деревни, которые пострадали в процессе Гражданской войны (пища, одежда, единовременное денежное пособие, назначение пенсий, восстановление разрушенных хозяйств).
9. Финансово-счетно-сметный подотдел. Задачами отдела были: правильная постановка финансово-счетной части в Губотсобезе и на местах, единообразие делопроизводства, установление единообразной формы денежной отчетности.
10. Хозяйственно-продовольственный п/отдел. К его компетенции относилось: устройство новых и ремонт старых зданий, занимаемых Отсобезом и его учреждениями; разработка планов снабжения учреждений инвентарём, продуктами и материалами.
Губернский отдел социального обеспечения до преобразования его в окружной отдел социального обеспечения в 1925 году, претерпел неоднократные структурные изменения. Так, 16 февраля 1920 года произошло объединение с отделом труда.
В ноябре 1919 года при Омском губревкоме Омской губернии был образован Губернский отдел труда. В своей деятельности Отдел труда осуществлял внедрение декретов и других нормативных актов, руководил вопросами учета и распределения рабочей силы, охраны труда, обеспечивал интересы наемных рабочих в промышленности, сельском хозяйстве, занимался социальным страхованием. Ещё до объединения с Отделом социального обеспечения отдел труда занимался социальной защитой безработных. Работали биржи труда, которые организовывали обучение (рабочие специальности), трудоустройство. При биржах труда функционировали дома уюта. В первую очередь на проживание там имели право демобилизованные из рядов Красной Армии, не имеющие заработка, вставшие на учёт на биржу, не имеющие квартиры и средств к существованию. Во вторую очередь — безработные обоего пола, не имеющие средств к существованию, и, в-третьих, безработные приезжающие из других городов. Квартирой можно было пользоваться от пяти до семи дней. За это время необходимо было найти работу [2].
В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров от 4 ноября 1919 года Отдел труда был объединен с Отделом социального обеспечения в один Губернский отдел труда и социального обеспечения при Губревкоме [3].
С объединением Отдела труда и социального обеспечения в ведение Губтрудсобеса вошли вопросы выплаты пенсий, пособий и пайков.
Правом на государственную помощь пользовались только неимущие и нетрудоспособные граждане. Отделом труда назначались и выдавались пособия гражданам, временно или навсегда утратившим трудоспособность вследствие болезни, увечья, беременности и старости. Там же — пособия на погребение. Граждане, пострадавшие от контрреволюции, семьи призванных в Красную Армию, увечные, воины, пленные и беженцы обращались за помощью в Отдел социального обеспечения.
21 апреля 1920 года Отдел труда и социального обеспечения вновь был разделен на два. На территории Омской губернии такое разделение начало осуществляться согласно постановлению Сибрев-кома от 21 июля 1920 года.
В январе 1920 года Губернский отдел труда образовал Отделы труда в уездах, преобразованные 16 февраля 1920 года в уездные Отделы труда и со-
циального обеспечения, а затем в июле того же года вновь ставшие Отделами труда [3].
Вопросы разрешения конфликтов, тарификации и охраны труда в мае 1921 года отошли в ведение профсоюзов, затем в 1922 году дело охраны труда вновь перешло к Отделу охраны труда.
С изменением административного деления и упразднением губерний и уездов в сентябре 1924 года были упразднены уездные, а в 1925 году губернские Отделы труда, их функции переданы окружным органам труда [4].
В период с 1922 по 1925 годы структура собеса претерпела ряд изменений. К началу 1922 года она была представлена следующими подотделами: общим, материально-финансовым, пенсионным.
В связи с необходимостью мобилизации всех ресурсов страны на нужды хозяйственного восстановления государство помогало городскому населению. Социальное обеспечение сельских местностей проводилось в порядке крестьянской взаимопомощи. Так, в 1921 году возникли крестьянские общества взаимопомощи. Свои задачи они осуществляли путем всевозможной трудовой помощи: общественная запашка и уборка полей, разные сборы для нуждающихся на селе и т.п. Различные кооперации инвалидов помогали улучшить их материальное положение. Кооперативные организации объединялись в союзы, во главе которых стояли избираемые правления, работавшие под руководством Наркомсобесов республик [5].
В 20-е годы встал вопрос о продвижении социального обеспечения в деревню, об изменении форм обеспечения в городе путем кооперирования инвалидных масс. В связи с этим в состав Омского губернского отдела социального обеспечения была введена губсекция крестьянских обществ взаимопомощи. Уже к февралю 1920 года были организованы уездные Отделы труда и социального обеспечения — Утрудсобесы» [6].
Тогда же, в 1920 году, был образован Омский городской отдел социального обеспечения с двумя отделами: общим и пенсионным. Общий отдел контролировал комиссии по проверке артелей, а пенсионный занимался вопросами назначения и выплаты пенсий.
С середины 20-х годов сократилась сеть инвалидных домов, организовывались артели инвалидов. При собесе было образовано оргбюро для руководства деятельностью артелей инвалидов. Основным принципом в работе артелей инвалидов была взаимопомощь. Для его реализации создавались кассы взаимопомощи, с целью социального страхования членов артели и их семей, оказания материальной, лечебной помощи, выдачи ссуд, субсидий. Касса взаимопомощи объединений инвалидов организовывалась с определением района: г. Омск, г. Ленинск, Новоомский, под контролем и наблюдением Омского окружного отдела социального обеспечения. Утверждалась касса при наличии не менее 50 человек. Ее участниками могли быть все члены артели. Средства формировались за счет ежемесячных взносов и составляли 8 % от зарплаты. Помощь распределялась между членами артели в следующих ситуациях: при временной нетрудоспособности, на кормление ребенка, на погребение, в связи со стихийными бедствиями и др. Касса могла быть ликвидирована по распоряжению отдела социального обеспечения. С 1930 года трудоустройство и помощь инвалидам были в полной мере переданы в деятельность органам социального обеспечения [7]. Тогда
же помимо уже существующих подотделов были образованы Губкрестком (губернский крестьянский комитет) и Губико (губернский комитет инвалидов). Эти комитеты имели свой орган руководства — правление, а Губсобес идейно направлял их работу.
В 1925 году с упразднением Омской губернии и образованием Омского округа отдел социального обеспечения перешел в ведение Окрисполкома, сохранив прежнюю структуру. Эти изменения произошли на основании приказа по Омскому окружному отделу социального обеспечения и окружному крестьянскому комитету от 1 октября 1925 года: «С сего числа Омский Губернский Отдел соц. обеспечения считать реорганизованным в Омский окружной отдел соц. обеспечения, в составе Омского, Тюкалинского и Калачинского уездов. Уезды Тар-ский и Славгородский считать самостоятельными окрсобесами, а Татарский отошедшим в состав Бара-бинского округа. Омский губернский Комитет крестьянской взаимопомощи считать реорганизованным в Омский окружной Комитет крестьянской взаимопомощи в составе Омского, Калачинского и Тюкалинского уездов» [8].
На Окрсобес возлагались следующие функции:
1. Обеспечение инвалидов Гражданской и империалистической войн, инвалидов труда, вдов красноармейцев, путем выдачи им пенсий и пособий.
2. Патронирование инвалидов.
3. Обучение инвалидов ремеслам и грамоте.
4. Протезирование инвалидов.
5. Выдача пенсий пострадавшим от контрреволюции.
6. Организация крестьянских комитетов общественной взаимопомощи.
7. Организация страховых касс и производственных артелей инвалидов [9].
Структура преобразованного органа не отличалась от структуры Губернского отдела социального обеспечения. За период существования Губернского отдела социального обеспечения, а затем Окружного отдела социального обеспечения назначались и выплачивались следующие виды пособий (Сохранен стиль архивного документа. — Ю. П., А. М.)[10]:
1) пособие вследствие болезни трудящихся;
2) пособие вследствие увечья;
3) пособие вследствие карантина;
4) пособие вследствие родов;
5) пособие на кормление грудью ребенка;
6) пособие на погребение;
7) пособие вследствие родов членов семей трудящихся;
8) пособие на кормление грудью жен трудящихся;
9) пособие на погребение членов семьи;
10) пособие вследствие безработицы;
11) пособие инвалидам труда;
12) пособие вдовам и сиротам трудящихся;
13) пособие инвалидам империалистической армии;
14) пособие инвалидам Красной Армии;
15) вдовы и сироты солдат Старой армии (убитых и пропавших без вести, находящихся в плену);
16) вдовы и сироты солдат Красной Армии (убитых и пропавших без вести, находящихся в плену);
17) пенсионеры гражданских ведомств;
18) вдовы и сироты пенсионеров гражданских ведомств;
19) инвалиды, пострадавшие от контрреволюции;
20) вдовы пострадавших от контрреволюции;
21) сироты пострадавших от контрреволюции;
22) инвалиды, не вошедшие в иные виды;
23) вдовы и сироты, не вошедшие и иные виды;
24) инвалиды — медицинские работники, пострадавшие от эпидемии;
25) вдовы и сироты, пострадавшие от эпидемии;
26) суточные инвалидам;
27) пайковое пособие семьям красноармейцев.
Особое место в деятельности Омокрсобеса занимало социальное обеспечение семей призванных в Красную Армию. Крайсобес вводил строгую отчетность для областных, окружных, городских и районных отделов социального обеспечения. Например, пособие выплачивалось семьям красноармейского переменного состава, которые проходили трехмесячные учебные сборы. Были введены в оборот специальные отчетные формы. Кроме того, производились выплаты всех видов пособий пенсионерам, инвалидам [11].
В 30-е годы в Омском регионе была широко распространена деятельность инвалидных артелей, таких как «Омторгин», «Красный инвалид», «Металлист», «Швейпром», «Труд слепых», «Красный маяк». Примечательно, что деятельность инвалидных артелей была санкционирована и подотчетна Горсобесу, но по существу эти организации носили характер общественных объединений.
В 1933 году была организована учебно-производственная мастерская по обучению и переобучению людей с инвалидностью слесарно-токарному производству, ремонту сельскохозяйственных машин, инвентаря и выработке запчастей к сельскохозяйственным машинам и обозостроению [12].
В 30-е годы Окружной и Городской отделы социального обеспечения выполняли в большей мере контролирующую функцию, так как основная работа была передана учреждениям социальной защиты. Так, например, социальная защита детей-сирот осуществлялась не только путём социального обеспечения (пенсии и пособия), но и определением их в детские дома. В 1934 году Омский детский дом был максимально заполнен: 55 детей-сирот от 5 до 15 лет. Из отчетов следует, что работа детского дома оценивалась как удовлетворительная. Содержалось подсобное хозяйство (куры, лошади). Дети и сотрудники занимались выращиванием картошки, капусты и т.д., работали в саду. При продаже своего урожая детский дом получал собственный доход. Не хватало кроватей и подушек. Дети спали по два человека на одной кровати [13].
В те же годы получили развитие стационарные формы социального обслуживания пожилых граждан, а именно — дома престарелых.
Первый дом престарелых колхозников был организован в Черниговском сельском Совете на 18 человек. При доме были корзиночная мастерская и подсобное хозяйство. Второй дом престарелых находился в Юрьевском сельском Совете. Учреждения находились на хозрасчете. В обоих домах были проблемы с одеждой и бельем.
В начале тридцатых годов в городе Омске работало 19 социальных приютов, убежищ.
Об объектах социального обеспечения в 30-е годы можно судить исходя из отчётов Городского отдела социального обеспечения:
Контингент обеспечиваемых на 1 декабря 1934 года:
— инвалидов войны — 45,
— семей, потерявших кормильцев в Гражданскую войну — 178,
— семей призванных в Красную Армию — 1 272,
— персональных пенсионеров местного значения — 62,
— инвалидов империалистической войны — 37,
— семей погибших в империалистическую войну — 62,
— инвалидов категории прочих в порядке борьбы с нищенством и беспризорностью — 62.
Итого средняя потребность пенсионеров за счет местного бюджета 4 500 р., а за счет государственного бюджета до 22 000 р. [14].
Количество обеспечиваемых в день инвалидов — 81 человек. Помимо социального обеспечения уязвимых слоев населения проводилась культмассовая работа, путем созыва общих собраний и бесед, прежде всего по вопросам трудоустройства. В воинские части выезжали комиссии по назначению пенсий, и там же решались вопросы назначения пенсий семьям красноармейцам.
В январе 1935 года был организован Отдел труда и социального обеспечения Омской области, который подчинялся в своей деятельности исполкому Омского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, Наркомату социального обеспечения.
Таким образом, к особенностям социальной защиты населения в период 1919— 1935 годы можно отнести следующее:
— система социальной защиты населения находилась в процессе становления, в связи с чем постоянная реструктуризация органов и отделов;
— акцент на организацию взаимопомощи, при недостаточности ресурсов на оказание материальной помощи;
— сохранялась тенденция по трудоустройству и переобучению инвалидов с целью максимального использования их труда как в системе кооперации, так и в государственной промышленности на доступных им работах.
Библиографический список
1. ГАОО. Ф. 440. Оп. 1
2. ГАОО. Ф. 440. Оп. 1
3. ГАОО. Ф. 440. Оп. 1
4. ГАОО. Ф. 440. Оп. 1
5. ГАОО. Ф. 1026. Оп.
6. ГАОО. Ф. 440. Оп. 1
7. ГАОО Ф. 490. Оп. 1.
8. ГАОО. Ф. 490. Оп. 1
9. ГАОО. Ф. 490. Оп. 1
10. ГАОО. Ф. 440. Оп.
11. ГАОО. Ф. 1026. Оп.
12. ГАОО. Ф. 1026. Оп.
13. ГАОО. Ф. 1026. Оп.
14. ГАОО. Ф. 1026. Оп.
Д. 2. Л. 10. . Д. 181. Л. 302. . Д. 10. Л. 78. . Д. 2. Л. 1. 1. Д. 2. Л. 3. . Д. 10. Л . 2. Д. 56. Л. 5. . Д. 2. Л. 1. . Д. 2. Л. 9. 1. Д. 6. Л. 31. 1. Д. 89. Л. 21. 1. Д. 89. Л. 23. 1. Д. 115. Л. 3. 1. Д. 115. Л. 2.
ПЛОТНИКОВА Юлия Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии. Адрес для переписки: [email protected] МОЛЧАНОВА Анна Вадимовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.11.2014 г. © Ю. С. Плотникова, А. В. Молчанова