ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Исторические науки / Historical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 39:34
Исторический опыт этнокультурного взаимодействия в Терско-Сулакском междуречье Дагестана (вторая половина XIX - начало ХХ вв.)
© 2017 Махмудова М. Г., Беркиханов М. С.
Дагестанский гуманитарный институт, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected];
РЕЗЮМЕ. Цель. В статье рассматриваются наиболее важные аспекты этнокультурного взаимодействия в Терско-Сулакском междуречье Дагестана. Методы. Методологической основой исследования являются принципы диалектической логики и теории познания, историзма и системного анализа, обеспечивающие изучение явлений и процессов в обществе всесторонне, в динамике, через совокупность взаимосвязей, взаимозависимостей и противоречий. Результаты. Рассмотрены общие черты и особенности хозяйственного уклада, жилищно-поселенческого комплекса, одежды, пищи, семейно-бытовых традиций салатавских аварцев, засулакских кумыков и чеченцев-аккинцев, определены тенденции и динамика этнокультурного взаимодействия в Терско-Сулакском междуречье второй половины XIX - начала ХХ вв. Выводы. Обращение к изучению процессов межэтнического взаимодействия позволяет показать характер и многообразие интеграционных связей, исторически сложившихся на Северо-Восточном Кавказе.
Ключевые слова: засулакские кумыки, салатавские аварцы, чеченцы-аккинцы, межэтническая интеграция, исторический опыт, субэтнос.
Формат цитирования: Махмудова М. Г., Беркиханов М. С. Исторический опыт этнокультурного взаимодействия в Терско-Сулакском междуречье Дагестана (вторая половина XIX - начало ХХ вв.) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2017. T. 11. № 1. С. 5-10.
The Historical Experience of Ethnic and Cultural Interaction in Dagestan in the Terek-Sulak Interfluve (the Second Half of the 19th Century and the Beginning of the 20th One)
© 2017 Maryam G. Makhmudova, Medzhid S. Berkikhanov
Dagestan Institute of Humanities, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected]
ABSTRACT. Aim. The article deals with the most important aspects of the ethno-cultural interaction in the Terek-Sulak interfluve. Methods. Methodological foundations of the study are the principles of dialectical logics and epistemology, historicism and system analysis, providing the study of social phenomena and processes comprehensively and dynamically through a set of relations, interdependencies and contradictions. Results. The authors consider the general features and characteristics of economic structure, housing and
settlement complex, clothing, food, family traditions of the Avars of Salatau, the Kumyks from the left bank of the Sulak river and the Chechens of Aukh. They also define the tendencies and dynamics of the ethno-cultural interaction in the Terek-Sulak interfluve of the second half of 19th century and in the beginning of the 20th one. Conclusion. The study of the processes of intercultural interaction allows showing the nature and he diversity of integration ties, historically developed in the North-Eastern Caucasus.
Keywords: Kumyks from the left bank of the Sulak river, Avars of Salatau, Chechens of Aukhy, inter-ethnic integration, historical experience, subethnos.
For citation: Makhmudova M. G., Berkikhanov M. S. The Historical Experience of Ethnic and Cultural Interaction in Dagestan in the Terek-Sulak Interfluve in the 19th Century and in the Beginning of the 20th One. Dagestan State Pedagogical University. Journal. The Social and humanities Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 5-10. (In Russian)
Введение
Многообразие и сложность современной российской действительности, а также перспективы ее дальнейшего развития диктуют целесообразность учета и использования предыдущего опыта взаимодействия и сотрудничества народов, населяющих нашу многонациональную страну, как ценного исторического наследия. Более того, в нынешних условиях ускорения процесса глобализации и сопутствующего ей обратного движения - распространения известных деструктивных социальных явлений (в силу ряда факторов, гипертрофированно проявивших себя в частности на Северном Кавказе) - большую значимость приобретает изучение исторической практики межэтнических связей, особенно в культурной и хозяйственно-экономической областях.
Цель и методы исследования
Цель научной статьи заключается в освещении наиболее значимых аспектов этнокультурного взаимодействия в Терско-Су-лакском междуречье в период второй половины XIX - начала прошлого века. Ядро методологии работы составляют принципы диалектической логики и теории познания, историзма и системного анализа, которые призваны обеспечить исследование явлений и процессов в обществе всесторонне, в развитии, через систему взаимосвязей, взаимозависимостей и противоречий. Также использовались полевой материал (непосредственное и включенное наблюдение, данные, полученные от местного населения, информаторов), архивные и музейно-краеведческие сведения.
Результаты
В дореволюционной исторической литературе лишь поверхностно рассмотрены вопросы, касающиеся этнического и культурного взаимодействия в Терско-Сулак-ском междуречье - одном из густонаселенных регионов Дагестана. Так, исследователи
(И. С. Костемеревский, Л. Г. Лопатинский, Н. Семенов, Д. М. Шихалиев, У. Лаудаев) отмечали значительное влияние, оказываемое засулакскими кумыками на этнокультурное развитие соседних народов. Более подробно и разносторонне проблема этнокультурного взаимодействия в данном регионе затронута в трудах ученых советского и постсоветского времени: С. Ш. Гаджие-вой, М. О. Косвена, Н. С. Джидалаева, И. Ю. Алироева, Т. Г. Таймасхановой, Г. М.-Р. Оразаева, Г. А. Сергеевой и др.
Как известно, главным фактором, влияющим на развитие этнокультурных контактов, является уровень хозяйственно-экономического развития общества, существующего в определенной природно-географи-ческой среде. Сопредельность, отсутствие особых рельефных препятствий и наличие годных дорог способствовали установлению и развитию стабильных хозяйственно-экономических и культурных отношений между коренными субэтносами Терско-Су-лакского междуречья: салатавскими аварцами, аккинцами и северными кумыками [1. С. 248]. Кроме того, этому содействовало и разнообразие природно-климатических условий. Из-за более прохладной погоды и частых заснеженных зим у них, салатавские скотоводы проявляли интерес к обширным пастбищным угодьям на Кумыкской плоскости, а хозяевам этих земель было выгодно принимать у себя салатавцев с их многочисленными овечьими отарами. Относительную экономическую зависимость последних от Засулакской Кумыкии и Ауха обуславливали также дефицит плодородных земель и невысокая урожайность зерновых культур в их крае [5. Л. 248].
Неменьшую роль в укреплении хозяйственно-экономических контактов между указанными социальными группами имело единство их исторического пути. Историческое прошлое Терско-Сулакского междуречья было неразрывно связано с историей
всего Дагестана и северокавказского региона. Земли между Тереком и Сулаком были заселены еще в глубокой древности, не позднее III тысячелетия до н. э. Появление активных сношений между салатавскими аварцами и северными кумыками исторические документы относят к XVI-XVII вв. -времени, когда к северу от Салатавского хребта возникли поселения аварцев, а на Кумыкской плоскости утвердилось феодальное владение во главе с Султан-Мутом, распавшееся после его смерти на три ханства. Примерно к этому же времени относится и продвижение аккинцев к низовьям рек Акташ и Ярыксу и далее - к Аксаю и Тереку. Согласно источникам, до 40-х годов XIX в. салатавские аварцы и чеченцы-ак-кинцы за пользование землей платили кумыкским князьям определенную компенсацию в форме натурального налога [2. Л. 18].
О преемственности и единстве исторического пути развития Терско-Сулакского междуречья свидетельствует также топонимика в Салатавии и Аухе, которая состоит из горского и тюркского элементов и является подтверждением тому факту, что данная территория была заселена с древности этнически разнородным населением.
В рассматриваемый период Кумыкия по ряду причин была интенсивно развивающимся регионом. Это положительно сказывалось на процессе вхождения салатавских аварцев и аккинцев в русло прогрессивных социально-экономических и культурных сдвигов на юге Российской империи. Практически Кумыкская плоскость служила для них связующим звеном с Россией. Именно в этом регионе на стыке нескольких культур прослеживается этнокультурный синергизм «на межэтническом уровне, чему благоприятствовало местоположение Сала-тавии, расположенной на стыке внутренней Аварии, Засулакской Кумыкии, ауховцев и Чечни» [4. С. 161].
Средством межнационального общения в Северном Дагестане до повсеместного распространения русского являлся кумыкский язык. Многие жители Салатавии, которым приходилось подолгу бывать на равнине по хозяйственно-торговым делам, могли свободно изъясняться на нем. Владение кумыкской речью и переезд в Кумыкию давали са-латавским аварцам возможности для расширения и использования своих знаний, умений и навыков.
Немалую значимость для укрепления взаимосвязей салатавских аварцев, аккин-
цев и кумыков имели поселения Аксай, Эн-дирей, Хасавюрт, располагавшиеся на месте средоточия их торгово-экономических и культурных контактов.
Новый этап в истории Терско-Сулак-ского междуречья наступил с включением Дагестана в Россию. С одной стороны, данное событие обуздало интересы правителей Ближнего Востока по отношению к Северному Кавказу, с другой, - повернуло историческое развитие его этносов в сторону западной модели цивилизации.
Вхождение Дагестана в состав России объективно содействовало укреплению экономических взаимосвязей салатавцев, аккинцев и северных кумыков, рационализации разделения труда между ними, сокращению поземельных конфликтов. В Тер-ско-Сулакском междуречье все больше стали проявляться признаки реинтеграции экономических связей, обусловленной завершением Кавказской войны, проведением земельной и крестьянской реформы и развитием рыночных отношений. В исследуемый период административно салатав-ские аварцы и аккинцы были подчинены Хасавюртовскому окружному начальству и приставам, как правило, назначаемым из кумыкских феодалов.
Новые формы организации хозяйственной жизни и товарный характер производства наиболее выраженными оказались в животноводстве и кустарных ремеслах. В свою очередь, интенсификация торгово-экономических контактов населения края способствовала усвоению новых видов сельскохозяйственных культур, расширению материально-технической базы традиционного аграрного производства, увеличению товарного обмена и трансформации культуры потребления. Данное обстоятельство оказывало определенное воздействие и на другие стороны системы жизнеобеспечения. Вместе с тем политико-экономическая экспансия царского правительства, ужесточение налогового бремени вызывали увеличение социального неравенства и переселение в материальном отношении обездоленных людей из салатавских и ауховских аулов на Кумыкскую плоскость. Таким образом, этно-демографическая ситуация в Тер-ско-Сулакском междуречье во второй половине XIX - начале ХХ вв. была усугублена миграционными процессами, увеличившими степень полиэтничности данного региона, что, в свою очередь, обусловило интенсификацию взаимодействия местного населения в сфере культуры.
Социальный строй салатавских аварцев, аккинцев и засулакских кумыков не являлся тождественным, но уже к концу XIX в. происходило стирание отличий между ними в этом аспекте. Общественной сфере засулак-ских кумыков были присущи сословное деление и наличие наследственного земельного права, традиционных способов внеэкономического принуждения по отношению к зависимым группам населения, практики взыскания с них натуральной и отработочной ренты. Традиции феодальной эксплуатации кумыкские князья распространяли и на соседние салатавские и аухов-ские селения, требуя с них различные подати [3. Л. 18]. Феодальный гнет почувствовали на себе также салатавские аварцы и ак-кинцы, поселившиеся на Кумыкской плоскости. Параллельно в обществах Засулак-ской Кумыкии, аккинцев и салатавских аварцев все отчетливее проявлялись черты, характерные для начальной стадии рыночных отношений, такие как экономическое укрепление определенной группы частных собственников, обнищание значительного числа свободных общинников, рост количества наемных работников (батраков), отходничество и т. п. В Салатавии в отдельную привилегированную социальную прослойку при поддержке властей стала оформляться небольшая группа населения (царские чиновники и офицеры - выходцы из местной среды, старшины, муллы, кадии и т. д.). Они продолжали приобретать земельные владения, принадлежавшие кумыкским владельцам в салатавских предгорьях или на Кумыкской равнине.
На содержание и вектор хозяйственно-экономических связей салатавцев, аккинцев и засулакских кумыков сильное влияние оказывали поземельные отношения. Многие актуальные проблемы изучаемого края были связаны с землей, ее неравномерным распределением и значительной нехваткой у большей части населения, особенно у салатавцев и аккинцев. Со стороны царских властей наблюдалась крайняя медлительность в разрешении аграрного вопроса в предгорных и горных аулах Дагестана и Терской области. Кроме того, они не давали местным крестьянам права по своему усмотрению распоряжаться земельными участками, включили в собственность казны значительные размеры пахотных и пастбищных земель, а также все лесные массивы, находившиеся на территории Ауха и Салатавии, предоставляли их в собственность разного рода служащим и офицерам. Власти обязали жителей выплачивать всевозможные налоги, разорительные
для них. В итоге политика царизма чинила препятствия развитию экономики предгорной части Северного Дагестана, стала причиной обнищания различных категорий населения, что, в свою очередь, заставляло их искать пропитания, как правило, на Кумыкской плоскости. Переселенцы из ауховских и сала-тавских аулов были практически в каждом населенном пункте Засулакской Кумыкии, где они обычно ассимилировались с кумыками. Особенно много салатавцев переселилось в селение Эндирей [5. Л. 4].
Хозяйственные связи аккинцев и сала-тавцев с соседними народами, особенно с засулакскими кумыками, расстроенные в годы освободительной борьбы горцев, к концу XIX в. стали восстанавливаться и нашли выражение в развитии торговых отношений, освоении новых видов земледельческих культур и заимствованиях материально-технического характера. Это обуславливалось не только традиционным дефицитом тех или иных видов продукции (например, зерна, соли, металлов, некоторых видов ткани и одежды, пастбищных угодий и т. п.), но и ростом спроса на производимые салатавцами товары (кожа, шерсть, лес, виноград, вино и др.), расширением на рынках Засулакской Кумыкии ассортимента товаров российского производства, и, наконец, наличием здесь для определенной части населения (нередко, фиктивной) возможности поправить свое материальное положение.
Рост хозяйственной активности определил в регионе территориальное разделение общественного труда, складывание товарного производства и появление новых социальных групп. Салатавцы арендовали у кумыков зимние пастбища степной зоны (кутаны). Покупку на плоскости кутанов проводили и некоторые сельские общества (Чиркей, Зубутли). Экономические отношения с кумыками сопровождались заимствованием салатавскими аварцами элементов земледельческой и скотоводческой культуры у кумыков, усовершенствованием орудий труда, агротехники, улучшением качества скота, внедрением новых видов плодоовощных культур. Эти отношения носили взаимовыгодный характер, не ущемляли интересов ни одной из сторон, так как основывались на глубоких традициях и экономических интересах.
Продолжительные связи как со степным, так и горным населением оказали влияние на формирование у салатавских аварцев своеобразной культуры и этики поведения
в скотоводческой сфере. Доминирование специальных терминов кумыкского происхождения в данной отрасли у них объясняется тем, что салатавские пастухи, проводившие долгие зимние месяцы на равнинных угодьях, имели больший опыт общения с кумыкскими жителями и в частности с их скотоводами.
В аулах Салатавии и Ауха достигли довольно высокого уровня кустарное дело, которое включало производство бурок, сукон, ворсовых, безворсовых и войлочных ковров (арбабашей), выделка шкур и кожи, обработка шерсти, а также ювелирное занятие и многие другие ремесла. Чиркей, Зу-бутли, Гуни, Иха специализировались на пошиве шуб, изготовлении обуви, головных уборов. Народное декоративное искусство салатавских аварцев второй половины XIX - начала ХХ вв. особенно ярко проявилось в медночеканном и ювелирном производстве чиркеевцев, хубарском ворсовом ковроткачестве, дылымском и гунийском войлочном ковроделии, художественной обработке дерева гертминцев. Оно представляет собой достаточно интересное явление в этнически очень разнообразной дагестанской культуре.
Между этническими общностями Терско-Сулакского междуречья проходила торговля и обмен продукцией земледелия, скотоводства, садоводства и ремесленного производства. На местных рынках - в Эндирее, Ды-
1. Беркиханов М. С. Этнокультурное взаимодействие в Терско-Сулакском междуречье во второй половине XIX - начале ХХ вв. Махачкала, 2014. 266 с.
2. Доклады комиссии по разбору личных и поземельных прав туземного населения Терской области. Хасавюрт, 1864-1866 гг. ЦГА РД. Ф. 105. Оп. 1. Д. 4.
3. Лобанов-Ростовский М. Б. Кумыки, их нравы, обычаи и законы. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 80.
1. Berkikhanov M. S. Etnokul'turnoe vzai-modeystvie v Tersko-Sulakskom mezhdurech'e vo vtoroy polovineXIX - nachaleXX vv. [Ethno-cultural interaction in the Terek-Sulak Interfluve in the period of the first half of the 19th century and in the beginning of the 20th one]. Makhachkala, 2014. 266 p. (In Russian)
2. Doklady komissii po razboru lichnykh i poze-mel'nykh prav tuzemnogo naseleniya Terskoy oblasti. Khasavyurt, 1864-1866gg. [The reports of the board
лыме, Буртунае - продавались товары, привезенные из Нагорного Дагестана, Чечни, Кизляра, Астрахани, Кабарды. Особенное значение приобретали связи с представителями русского народа, знакомыми с более совершенными методами сельскохозяйственного производства. Под их влиянием салатавские аварцы, чеченцы-аккинцы и засулакские кумыки начали вводить в земледельческую отрасль новые культуры, улучшать породность крупного рогатого скота и овец, применять более совершенные орудия труда.
Заключение
Результатом расширения хозяйственно-торговых взаимоотношений северных кумыков, чеченцев-аккинцев и салатавских аварцев во второй половине XIX - начале ХХ вв. стала интенсификация этнокультурного взаимодействия в целом в Терско-Сулакском междуречье. К этому времени относится утверждение в жилищном строительстве, интерьере домов, пище, одежде, обычаях данных общностей явлений, в существенной степени трансформировавших впоследствии их веками сложившийся образ жизни.
Жители Терско-Сулакского междуречья были соединены друг с другом многочисленными узами брака, традициями куначества, побратимства и аталычества, что еще более упрочивало мирные отношения между ними и способствовало дальнейшему выковыванию процесса этнокультурной консолидации в Северном Дагестане.
4. Магомедсалихов Х. Г. Этнокультурный синергизм в истории Салатавии // Вопросы истории, 2015. № 3. С. 157-162.
5. Статистические данные, извлеченные из посемейных списков 1886 г. Хасавюртовский округ. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 299.
6. Труды комиссии по исследованию современного положения землепользования и землевладения в нагорной полосе Терской области. Владикавказ, 1908 г. ЦГА. Ф. 147. Оп. 1. Д. 7. Л. 248.
on the analysis of personal and land rights of the native population of the Terek region. Khasavyurt, 1864-1866]. CSA RD. F. 105. L. 1. C. 4. (In Russian)
3. Lobanov-Rostovsky M. B. Kumyki, ikh nravy, obychai izakony [Kumyks, their manners, customs and laws]. HWF IIAE DSC RAS. F. 5. Inv. 1. C. 80. (In Russian)
4. Magomedsalikhov Kh. G. Ethno-cultural synergies in the history of Salatau. Voprosy istorii [Aspects of History], 2015. No. 3. Pp. 157-162. (In Russian)
Литература
References
5. Statisticheskie dannye, izvlechennye iz pose-meynykh spiskov 1886 g. Khasavyurtovskiy okrug [Statistical data extracted from family lists in 1886, Khasavyurt District]. HWF IHAE DSC RUS Fund Institute of History, Archaeology and Ethnography Dagestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences F. 1. Inv. 1. C. 299. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Махмудова Марьям Гитиновна,
начальник учебно-методического отдела, Дагестанский гуманитарный институт (ДГИ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Беркиханов Меджид Султанмурадович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теологии и социально-гуманитарных дисциплин, ДГИ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 25.01.2017 г.
6. Trudy komissii po issledovaniyu sovremen-nogo polozheniya zemlepol'zovaniya i zem-levladeniya v nagornoy polose Terskoy oblasti [Proceedings of the Commission for the study of the current situation land use and property in mountain zone of the Terek region]. Vladikavkaz, 1908. CSA. F. 147. Inv. 1. C. 7. L. 248. (In Russian)
THE AUTHORS INFORMATION Affiliations Maryam G. Makhmudova, the head of the Instruction Department, Dagestan Institute of Humanities (DiH), Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Medzhid S. Berkikhanov, Ph. D. (History), assistant professor, the head of the chair of Theology and Social Science and Humanities, DIH, Makhachkala, Russia; e-mail: berk.mejid.007 @mail.ru
Received 25.01.2017.
Исторические науки / Historical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 94
Особенности морального воспитания и специфика подготовки к военной службе японских школьников периода Мэйдзи (1868-1912 гг.)
© 2017 Османов Е. М.
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Статья посвящена вопросам обучения японских школьников военному делу и их подготовке к будущей воинской службе. Методы. Исследование подлинников и копий документов на русском и японском языках, посвященных периоду Мэйдзи. Результаты. В период Мэйдзи в Японии сложилась интересная и в чем-то уникальная система школьного обучения, одной из основных задач которой стала идеологическая обработка и патриотическое воспитание будущих активных членов японского общества. Школьники стали рассматриваться как «гражданская армия». Выводы. В результате, каждый индивид осознавал себя единой частью коллектива, задача которого - защита империи и императора. Благодаря внедрению таких постулатов в умы учеников, японские идеологи смогли сформировать социум, проявлявший чудеса стойкости, храбрости и фанатизма в период Второй мировой войны.
Ключевые слова: рескрипт об образовании кеикутекуго, моральное воспитание, военная идеология, школьное образование периода Мэйдзи, военные игры и тренировки.
Формат цитирования: Османов Е. М. Особенности морального воспитания и специфика подготовки к военной службе японских школьников периода Мэйдзи (1868-1912 гг.) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 10-19.