ставляли собой правила поведения, сложившиеся в жизни людей в течение длительного времени в силу повторяемости, которые были признаны государством в качестве общеобязательного и обеспечивались силой государственного принуждения. В настоящее время обычай не является формой уголовного права Японии. Надо сказать, что в Японии (как и во всей конфуцианской Азии) господствует крайне негативное отношение к праву. Право здесь понимается исключительно как уголовное (для наказания преступников) и международное (для общения с «варварами», т. е. с иностранцами). Основным социальным регулятором являются гири - моральные нормы, а также предписания и модели поведения в той или иной ситуации. С помощью гири определяются статусы и полномочия членов общества, отношения в семье и корпорации, механизмы оказания услуг и возврата долга и многое другое. По сути, гири представляют собой обычное право современной Японии, главной функцией применения которого является примирение сторон и не доведение конфликта до стадии судебного разбирательства. При этом обычай как форма романо-германского права в правовой системе Японии, в общем, не существует - немногочисленные нормы романо-германского обычного права были включены в текст нормативно-правовых актов.
Итак, мы приходим к выводу, что обычай занял определённое место в системе форм романо-германского права и эффективно регулирует мнообразные правоотношения. Данный опыт весьма полезен для России, которая также входит в романо-германскую правовую семью. Культура применения обычая может способствовать решению актуальных проблем российского права, в том числе повышению уровня правосознания
Поступила в редакцию_
УДК 342
населения, развитию медиации, снижению количества обращений в суды общей юрисдикции.
Литература
1. Гражданский кодекс Франции // Российский правовой портал. URL: http://www.constitutions.ru/archives/416/17 (дата обращения: 13.11.2012).
2. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890-1907.
3. Гражданское уложение ФРГ // Сайт министерства юстиции Федеративной Республики Германия. URL: http:// www.gesetze-im-internet.de/englisch_bgb/englisch_bgb. html#p0432 (дата обращения: 19.12.2012).
4. Торговое уложение ФРГ // Российский правовой портал. URL: http://www.constitutions.ru/archives/1626/7 (дата обращения: 19.12.2012).
5. Gomard B. Civil Law, Common Law and Scandinavian Law // Scandinavian Studies of Law. 1961. Vol. 5.
References
1. Grazhdanskij kodeks Francii [The French Civil Code] // Rossijskij pravovoj portal. URL: http://www.constitutions.ru/ archives/416/17 (data obrashhenija: 13.11.2012).
2. Jenciklopedicheskij slovar' F. A. Brokgauza i I. A. Efrona [Encyclopedic Dictionary]. SPb., 1890-1907.
3. Grazhdanskoe ulozhenie FRG [Civil Code of Germany] // Sajt ministerstva justicii Federativnoj respubliki Germanija. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/englisch_bgb/englisch_ bgb.html#p0432 (data obrashhenija: 19.12.2012).
4. Torgovoe ulozhenie FRG [German Commercial Code] // Rossijskij pravovoj portal. URL: http://www.constitutions.ru/ archives/1626/7 (data obrashhenija: 19.12.2012).
5. Gomard B. Civil Law, Common Law and Scandinavian Law // Scandinavian Studies of Law. 1961. Vol. 5.
_25 ноября 2014 г
возникновение и развитие союза сельских общин салатавии
© 2014 г. С. И. Омарова
Омарова Саният Исаевна -
преподаватель,
юридический факультет,
Махачкалинский филиал
Южного Федерального университета,
ул. Юсупова, 51, г. Махачкала, 367013.
E-mail: [email protected].
Omarova Saniyat Isaevna -
Lecturer,
Law Faculty,
Southern Federal University, Mahachkala branch,
Yusupov st., 51, Mahachkala, 367013, Russia. E-mail: [email protected].
Рассматриваются пути последовательного формирования и становления территориальной общины на территории Дагестана, в дальнейшем - союза сельских общин, как единого политического образования и социального института, организовывавшего совместную жизнедеятельность крестьянства. Предпринята попытка анализа ряда причин возникновения и развития политически самостоятельной в определенной степени общины. Освещены некоторые моменты топонимики в горном Дагестане ХУ1-Х1Х вв.
ключевые слова: Салатавия, феодалы, община, Российская империя, поселение, Дагестан, князья.
In this article, we consider the ways of sequence formation and establishment of a territorial community as a unified political entity - an alliance of rural communities, as a social institution, that organizedjoint livelihoods ofpeasantry. The author also attempted to examine a number of causes of political independence to a certain extent of the community. Some moments of toponymy in the mountainous Dagestan XVI-XIX are observed.
Keywords: Salataviya, lords, community, The Russian Empire, settlement, Dagestan, Princes.
В первых веках н. э. вся Прикаспийская низменность, включая равнинные районы Дагестана и прилегающие к ним предгорья, находилась в руках конфедерации сарматских племен - аоросов. Движение тюркоязычных племен на запад, частичное оседание их в степях, создание в VI в. Тюркского, а в VII в. Хазарского каганатов положили конец сарматскому господству. Тюркская речь вытеснила иранскую и распространилась на Кавказ вплоть до самых предгорий.
Письменные сведения о Салатавии и её жителях вплоть до ХУШ-Х1Х вв. почти отсутствуют. Средневековые источники также о ней умалчивают. Однако при внимательном изучении трудов Низамаддина Шами и Шереф-ад-Иезди, придворных историков Тимура, которые описывают в своей книге «Зафар Наме» («Книга побед») походы завоевателя в разные страны, мы находим одно из первых упоминаний о салатавцах [1].
Аварцы Нагорного Дагестана называют Салата-вию «Нахъбак» (задняя сторона), а её жителей - нахъ Фак1алъул-г1адамал», т. е. жители тыльной стороны. Хунзахцы придают название «нахъа» местам, лежащим к северу от Хунзаха. Так, Салатавия называется у них «Нахъбак1», т. е. оставшаяся позади страна, собственно место [2]. А. В. Комаров пишет: «В этом некоторые видят одно из доказательств предположения о приходе аварцев в Дагестан с Севера» [3]. Население Северного Дагестана постоянно подвергалось нашествию кочевых племен. В начале XIII в. сюда вторгаются татаро-монгольские полчища. Это нашествие было одним из самых тяжелых в истории народов Дагестана. От него более всего пострадали жители плохо защищенной равнинной и предгорной части и каждый раз, когда завоевателем являлся менее культурный народ, нарушался ход экономического развития и подвергалась уничтожению масса производительных сил. Салатав-цы, чтобы спастись от врага, переселялись в горные, труднодоступные места. Очевидно, к этому времени можно отнести локализацию на территории населенных пунктов, построенных в труднодоступных местах: «Гебек-Кала», «Мир-зал-хъала» (крепость Мирзы), «Хъаладухъ» (у крепости), «Бей-юрт» (крепость-аул) и т. д. [4].
До недавнего времени в Салатавии сохранялись следы развалин этих населенных пунктов. Поселения являлись одним из основных звеньев системы сигнализации, приобретавших исключительное значение при вторжении врагов. Они как нельзя больше отвечали требованиям своего времени, насыщенного бурными боевыми событиями, связанными с постоянной опас-
ностью нашествия внешних врагов. В народных преданиях, собранных комиссией для разбора сословно поземельных прав, говорилось, что кочевые племена господствовали на равнине, так, что горцы не смели подходить даже в «Кара-Агачу» (лес вблизи Хасавюрта [5].
Большинство территориальных общин Салатавии согласно историко-этнографическим материалам образовано примерно в XV в. Аул Буртунай (название которого происходит от аварского слова «бур-тина» -бурка) был основан переселенцами: «данхъал» (жители с. Данух Гумбетовского района), «чанхъал» (с. Чанху Ахвахского района), «ансал» (с. Ансалта Ботлихского района или с.Унцукуль Унцукульского района), «йандал» (с.Анди Ботлихского района). Что касается других переселенцев, таких как «хъарал», «карчал», «гИанхьал», происхождения которых не удалось выяснить, то, вероятно, они также были выходцами Западного Дагестана.
Начиная с XVI в. территорию Салатавии, которую до этого контролировали кумыкские шамхалы, стали интенсивно осваивать представители различных (большей частью аварских) аулов Нагорного Дагестана, положив тем самым начало Салатавскому союзу вольных обществ. Он стал одним из самых прочных и экономически развитых политических образований Дагестана, просуществовав до 60-х гг. XIX в. Учитывая особенности формирования этого союза и видя в нем своеобразный синтез элементов различных культурно-исторических общностей, М. А. Агларов называл Са-латавию «дагестанской Америкой» [6].
Взаимоотношения между салатавцами и засулак-скими кумыками имеют многовековую историю. Более конкретно предания связывают эти отношения с родоначальником засулакских кумыков князей - Султан-Мутом (Махмудом), сыном шамхала Тарковского, который после смерти отца в 1574 г. получил «в надел нынешнюю местность Чир-Юрта с окрестными землями, в границах от моря до Сулака и от Терека до снегового хребта Кавказских гор, и бравшего силой оружия подати с Чечни, Карабулак, Качкалыка, Ауха и Салатавии... При внуках Султан-Мута произошел раздел Кумыкского владения на три части, образовались уделы: Андреевский, Аксаевский и Костековский» [7]. Вступление Султан-Мута во владение Засулакской Кумыкией вызвали недовольство его братьев и междоусобную войну в Кумыкии. Понимая, что собственных сил для борьбы с братьями у него не достаточно, Султан-Мут отправился к родственникам своей матери
в Кабарду. Согласно преданиям, он привел оттуда многотысячное войско и, «опираясь на помощь селения Гельбах (вблизи Чирюрта), выступил против братьев» [1]. По замечанию Д. М. Шихалиева, «первые союзники Султан-Мута, салатавцы, обитавшие у Саласу и частью в Чирюрте, составляли сильный класс в своем племени. потомки Султан-Мута осыпали их разными благодеяниями, дарили им земли, невольников, оружие и прочее. Зато сала обязаны были верой и правдой служить князьям в качестве узденей, не щадя в случае нужды и жизни своей»[8].
Устройство салатавского общества было представлено тринадцатью селениями, главой которых были: 1) чиркеевцы; 2) зубутлинцы; 3) иххинцы; 4) хубар-цы; 5) миатлинцы; 6) зурамойцы; 7) ичхаевцы; 8) гоз-талинцы; 9) дылымцы; 10) алмахцы; 11) буртунайцы; 12) гертминцы; 13) гунийцы.
Соционормативная культура салатавцев в то время уже сформировалась, существовали порядки-адлу (гIадлу) и обычаи, которые были у этих селений.
Более конкретно о правовой жизнедеятельности Са-латавского союза можно сказать следующее: «.В старину, когда еще не было имамов, до того как попасть в руки Государства-пачалихъ с его справедливыми порядками и методами (нух) управления, собирались ежегодно, как то рассказывают, из этих салатавских тринадцати селений старики, муллы-дибиры и мудрецы - всего двести человек, - близ родника (къулгНа) Миккилава [7, с. 85]. Собирались же они туда, по рассказам, с тем расчетом, чтобы рассматривать справедливые порядки и суд-диван салатавских селений: «это кому там сотворили насилие-зулму?», чтобы посмотреть: это к кому там применили силу?
Людям, попавшим под «насилие» и под применение к ним силы, они, как рассказывают, делали «облегчение», присматривали за ними.
Далее, эти двести человек «ставили», как рассказывают, пятьдесят человек войсковыми исполнителями-эл (г!ел), чтобы проводить в салатавских селениях справедливый порядок. Они ... выбирали: из маленького селения по два-три человека, из среднего селения по четыре-пять человек, из большого селения по семь-восемь человек... справедливых, проворных, основательных, туда-сюда не тянущих и немилостивых.» [7, с. 85-86].
Если раньше обеспечение недоступности населения в случае неприятельского нападения было жизненно важным вопросом для жителей северного склона Са-латавского хребта, то теперь, когда оборонный фактор не был постоянно действующим, население вновь возникших аулов для поселения выбирало места в долинах рек, ущельях, у важнейших перевалов, выгодные для хозяйственной жизни населения.
Новым селениям были присущи гораздо большие размеры. Укрупнение общин чисто территориального характера происходило за счет переселенцев из ста-
рых аулов Салатавии других районов Дагестана. Так, с. Чиркей за короткий промежуток времени стало крупной территориальной общиной, которая поглотила все близлежащие поселения: Нуцабазул-росо, Беркут, Иман-Алил-росо, Ханзалгох-росо, Ясазул-росо, Чопанил-росо, Цебе-Ашу-росо, Амирханил-росо, Булахил-росо, Бек-Юрт-росо. Часть их земель черкеев-цы выкупили, часть взяли вакф, а остальные захватили силой ...» [9].
Такие же конфликты между новыми территориальными общинами и владельцами старых аулов, т.е. «нуцал-чи» происходили по всей Салатавии, о чем свидетельствуют показания сала-узденей. Предки их, переселившиеся из Нагорного Дагестана в Салатавию, жили на р. Сала-су Сала-юрт, Кандаур-аул. В дальнейшем они стали крупными землевладельцами в Сала-тавии и получали с жителей ясак. В XVI в. салатавцы перебили владельцев и захватили их земли. Некоторые добровольно отказывались от своих земель. Зазайби-ке из села Нуца-базул-росо, известная в Салатавии как представительница из «Нуцал-чи», отдала свои земли салатавцам, гору «Тузтаву» сделала вакфу для всех мусульман. Впоследствии часть «нуцал-чи» из Салатавии обосновалась в Гельбахе, туда же поселились и другие семьи беженцев. В данном случае жители территориальных общин отстаивали свою личную независимость и целостность частных и общественных земель. Это является одной из причин образования территориальных общин в Салатавии - потребность крестьян иметь коллективный орган взаимопомощи и отпора феодалам-землевладельцам.
После столкновений в Салатавии старые поселения вместе с их владельцами были частично уничтожены, жители их изгнаны. Этому способствовали некоторые обстоятельства, главным из которых является тот факт, что в предгорьях Салатавии земель, пригодных для обработки, почти не осталось. Каждому новому переселенцу приходилось расчищать участки упорным трудом создавая себе мюльк, который считался его собственностью. Представление о частной земельной собственности в Салатавии настолько глубоко внедрилось в крестьянское сознание, писали в журнале областного правления Терской области о поземельном устройстве жителей нагорной полосы и об установлении особого порядка по рассмотрению спорных вопросов, что «горец и представить себе не может, чтобы пашня, луг, сад могли бы быть отняты у него, посягательство на его землю равносильно посягательству на его свободу» [10]. Поэтому в Салатавии натиску формирующейся знати противостояла община свободных землевладельцев, базирующая на индивидуально семейной форме землевладения. Они отстаивали свои ещё не потерянные права на землю как сравнительно сплоченный коллектив. Потери захваченных феодалами земель можно было восстановить путем распашки залежей или целины. На плоскости не было окончательно установив-
шихся обычаев, регулировавших землевладение, чем и воспользовались феодалы при помощи своих нукеров. В дальнейшем у Салатавских общин возрастает необходимость иметь организацию для коллективного отпора соседним феодалам, в частности кумыкским владельцам, которые постоянно претендовали на их земли. Такой организацией и стал Салатавский союз сельских общин. Поэтому в XVI в. создаются условия для объединения территориальных общин в Салатавии в единое политическое образование - союз сельских общин. Внутренней причиной явилось, прежде всего, дальнейшее развитие производственных сил, которые усиливали связи не только внутри союза, но и с народами Нагорного Дагестана. Из внешних - необходимо отметить вынужденную защиту владений от покушений соседних феодалов и внешнего врага.
В конце XVIII в. политика русского правительства в Дагестане активизируется, благодаря чему многие владетели Дагестана обратились к русскому правительству с просьбой принять их в подданство России. Таким образом, кумыкские князья и Шамхал Тарковский в 1793 г. были приведены в «вечное подданство России».
Что касается салатавских сел в рассматриваемое время, они не входили ни в состав владений кумыкских князей, ни в состав аварского ханства, хотя формально считалось, что отдельные села находятся в некоторой зависимости от кумыкских князей. Более того, часто приходилось разрешать мирным или другим способом спорные вопросы, касающиеся земельных участков, которые салатавцы отнимали у кумыкских князей. В таких случаях царская администрация на Кавказе принимала сторону кумыкских князей и всемерно поддерживала их, так как они являлись подданными царской России. В своё время ещё генерал Ермолов отмечал дерзость и непокорность салатавцев. В частности, относительно жителей Чиркей, одного из главных сёл Са-латавского общества, он указывал, что жители Чиркея сказывались во многих случаях дерзкими и почитали себя безопасными от наказания [6].
С 20-х гг. XIX в. Салатавия уже непосредственно контролировалась русской военной администрацией, располагавшейся в Кизляре. Затем Салатавия открыто приняла сторону Шамиля и вела войну заодно с другими горцами против русских и мирных пограничных кумыков и шамхальцев.
Начиная с 40-х гг. XIX в. и вплоть до конца Кавказской войны, Салатавия становится в центре военных и политических событий, чему также способствовало выгодное её географическое расположение между Чечней и горной частью Дагестана. По сведениям старожилов, на местности Теренгъул, что находится между селениями Гуни и Буртунай, даже в 30-х гг. прошлого века можно было ладонями собирать свинцовые пули, оставшиеся от времен шамилевских боев, что является
свидетельством ожесточенности происходивших здесь сражений.
В 1857 г. императором Александром II было утверждено «Положение о Кавказской армии», которое определяло управление покоренными горскими народами. Согласно этому положению, Салатавское наибство было включено в Нагорный округ и управлялось из Буртунаевского укрепления. В 1869 г. Салатавия вместе с Ахуном (всего 22 селения) было передано в ведение Кумыкского (с 1871 г. - Хасавюртовского) округа Терской области уже как 4-й участок (впоследствии 3-й). Местом пребывания пристава-начальника 4-го Салатавского участка являлось селение Дылым [9].
Салатавские селения Новый Чиркей и Чирюрт в составе Чирюртовского наибства были переданы в состав Темирханшуринского округа Дагестанской области. Ещё одно салатавское селение - Бавтугай - в конце XIX в. находилось в 1-м (Эндиреевском) участке Хасавюртовского округа.
В 1866 г. салатавские депутаты обошли границу между Салатавией и Кумыкией с военным представителем подпоручиком Жариковым, занесли в полевой журнал и официально подтвердили границу. С юга Са-латавию от Гумбетовского союза сельских общин отделяла естественная горная стена Салатавского хребта. Северные склоны его более пологие, а южные, обращенные к внутреннему Дагестану, круты и обрывисты. Западная граница с Ауховским союзом сельских общин проходила по реке Акташ, а восточная - граничила с землями шамхала Тарковского [11], здесь линия границы проходила по правому берегу р. Сулак и постоянно менялась ввиду покупок салатавцами земель у владельцев шамхальства. Вопрос о происхождении самого названия союза «Салатавия» - «Сала-Тау» (горы в Салатавии), «Сала-Юрт» (название местности в Салатавии) - занимал многих исследователей. Они полагали, что эти названия складываются из двух слов, причем второе слово «тау» - легко объясняется тюркским «гора»; этимология же «сала» не раскрыта в полной мере до сих пор. Некоторые исследователи происхождение «сала» производят от имени хана Сала, которому якобы принадлежали эти горы до XIV в.
Ещё в середине XIX в. И. М. Бахтамов видел монгольское происхождение топонимической основы «сала»: «сали» по-монгольски - потаенный самострел, сали-таи - с потаенным самострелом. «Название Сала-тавии, - пишет он - неизвестно, перешло ли от самих монголов или от речки Сали, выходящей из гор и текущей при ауле Дылым, но местные жители полагают, что название Салатавии дано этой земле соответственно от вышесказанной речки и гор Сали» [9].
В первые десятилетия XIX в., когда Дагестан был присоединен к России, наметилась тенденция ослабления функций союзов сельских общин как самостоятельных политических образований. Далее, в последующие годы, и практически до окончания 50-х ,
антифеодальное и антиколониальное движение горцев затормозило этот процесс. Но после начала административных реформ во вновь образованной области в 60-е гг. он окончательно получил свое разрешение.
Период сохранения гуенами в течение нескольких столетий на территории кумыкских феодальных владений своих земельных наделов и в определённой степени своей политической самостоятельности подошел к концу.
Литература
1. Магомедов Р. М. История Дагестана с древнейших времён до конца XIX века. Махачкала, 1968. С. 124.
2. Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967. С. 108.
3. Комаров А. В. Народонаселение Дагестанской области. Записки Кавказского отделения русского географического общества. Кн. VIII. Тифлис, 1873. С. 8.
4. Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала, 1963. С. 25.
5. Памятники эпохи бронзы и раннего железа в Дагестане. Махачкала, 1978. С. 96-98.
6. См.: Магомедсалихов Х. Г. Маслаат. Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX - начале XX вв. Махачкала, 2003. С. 12.
7. Феодальные отношения в Дагестане XIX - начало XX в. Архивные документы / сост. Х.-М. Хашаев. Махачкала, 1969. С. 85.
8. Шихалиев Д. М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала, 1998. С. 39.
9. Бахтамов И. М. Чира или аул Чиркей // Кавказ. 1863. № 29-30.
10. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана XVIII - XIX вв.: в 2 ч. / сост. Т. М. Айтберов. Махачкала, 1999. Ч. 1. С. 85-86.
11. Берже А. Материал для описания нагорного Дагестана. Кавказский календарь на 1859 г. Тифлис, 1860. С. 273.
Поступила в редакцию_
УДК 343.9
References
1. Magomedov R. M. Istorija Dagestana s drevnejshih vremjon do konca XIX veka [History of Dagestan from Ancient Times to the End of the XIX century]. Mahachkala, 1968. S. 124.
2. Material'naja kul'tura avarcev [The Material Culture of the Avars]. Mahachkala, 1967. S. 108.
3. Komarov A. V. Narodonaselenie Dagestanskoj oblasti. Zapiski Kavkazskogo otdelenija russkogo geograficheskogo obshhestva [Population of Daghestan. Notes of the Caucasian Department of Russian Geographical Society]. Kn. VIII. Tiflis, 1873. S. 8.
4. Ataev D. M. Nagornyj Dagestan v rannem srednevekov'e. [Mountainous Dagestan in the Early Middle Ages]. Mahachkala, 1963. S. 25.
5. Pamjatniki jepohi bronzy i rannego zheleza v Dagestane. [Bronze Age Monuments and Early Iron Age in Dagestan]. Mahachkala, 1978. S. 96-98.
6. Sm.: Magomedsalihov H. G. Maslaat. Tradicionnye formy razreshenija konfliktov u avarcev v XIX - nachale XX vv. [Traditional Ways of Conflict Resolution in the Avars in the
XIX - early XX]. Mahachkala, 2003. S. 12.
7. Feodal'nye otnoshenija v Dagestane XIX - nachalo XX v. Arhivnye dokumenty [Feudal Relations in Dagestan XIX - early
XX century. The Archival Documents] / sost. H.-M. Hashaev. Mahachkala, 1969. S. 85.
8. Shihaliev D. M. Rasskaz kumyka o kumykah [Kumyk Story about Kumyks]. Mahachkala, 1998. S. 39.
9. Bahtamov I. M. Chira ili aul Chirkej [Chira or the Aul Chirkei] // Kavkaz. 1863. № 29-30.
10. Hrestomatija po istorii prava i gosudarstva Dagestana XVIII - XIX vv. V dvuh chastjah [Readings on the History of Law and State of Dagestan XVIII - XIX in two parts] / sost. T. M. Ajtberov. Mahachkala, 1999. Ch. 1. S. 85-86.
11. Berzhe A. Material dlja opisanija nagornogo Dagestana. [The Material for Description of Upland Dagestan]. Kavkazskij kalendar' na 1855 g. Tiflis, 1860. S. 273.
11 ноября 2014 г.
спорные вопросы квалификации убийства матерью новорожденного ребенка
© 2014 г.
Сазанова Екатерина Алексеевна -
кандидат юридических наук, доцент,
кафедра уголовно-правовых дисциплин,
Институт управления, бизнеса и права,
пр. М. Нагибина, 33 а/47, г. Ростов-на-Дону, 344068.
E-mail: [email protected].
. Á. Сазаноeа
Sazanova Ekatherina Alexeevna -
Candidate of Juridical Science, Associate Professor
of Criminal Law Department «Criminal Law»,
Institute of Management, Business and Law,
M. Nagibinapr. , 33a/47, Rostov-on-Don, 344068, Russia.
E-mail: [email protected].
В последние годы в структуре преступности возросла доля тяжких преступлений против жизни детей, в частности, таких как убийство матерью новорожденного ребенка. Законодательное определение детоубийства на практике вызвало немало проблем, связанных с квалификацией содеянного. Для определения черты, за которой умышленное лишение жизни появившегося на свет младенца (как привилигированный состав) превращается в обычное (простое или квалифицированное)