Научная статья на тему 'Исторический экскурс изучения читателя-подростка в России XVIII-XXI вв'

Исторический экскурс изучения читателя-подростка в России XVIII-XXI вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
490
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЧИТАТЕЛЯ / ЧИТАТЕЛЬ-ПОДРОСТОК / ЧИТАТЕЛЬ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА / РУКОВОДСТВО ЧТЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ / ПРИОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К ЧТЕНИЮ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марачинская Н.А.

В работе перечисляются в хронологическом порядке исследования, изучающие читателя-подростка в России XVIII-XXI веков. Осуществляется обзор истории становления читателя-подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический экскурс изучения читателя-подростка в России XVIII-XXI вв»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС ИЗУЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЯ-ПОДРОСТКА В РОССИИ XVIII-XXI ВВ.

© Марачинская Н.А.,

преподаватель дошкольной педагогики и частных методик Педагогического колледжа № 13 им. С.Я. Маршака (г. Москва), аспирант Московского городского педагогического университета (г. Москва)

В работе перечисляются в хронологическом порядке исследования, изучающие читателя-подростка в России XVШ-XXI веков. Осуществляется обзор истории становления читателя-подростка.

Ключевые слова: история читателя, читатель-подросток, читатель юношеского возраста, руководство чтением учащихся, приобщение подростков к чтению.

УДК 316.74:028 ББК 60.562.1+78.07

Среди читателей ученые выделяют возрастную группу читателей-подростков. На сегодняшний день проблема приобщения подростков к чтению является актуальной, из-за чего ею наиактивнейшим образом занимаются представители разных научных областей: педагогики, психологии, социологии, библиотековедения, литературоведения, искусствоведения. В статье «История читателя как социологическая и книговедческая проблема» И.Е. Ба-ренбаум определяет историю читателя «как область знания, изучающую читательские интересы и круг чтения отдельных лиц и целых социальных групп и слоев, чтение ими книг и других произведений печати, имеющих хождение в тот или иной исторический период. История читателя изучает также формирование читательских интересов, отношение читателя к книге, влияние, которое книга оказывает на читателя в процессе чтения, выступая в качестве важнейшего фактора воспитания личности и формирования ее мировоззрения» [2, с. 6]. В ходе изучения истории становления читателя-подростка в качестве теоретической основы исследования были использованы труды книговедов (И.Е. Ба-ренбаума, А.Ю. Самарина), литературоведов (А.Н. Севастьянова, Н.В. Чехова), читателеведов (Б.В. Банка, В.З. Кагана, Ю.М. Лотмана, Н.А. Рубаки-на), библиотековедов (Л.И. Беленькой, Н.Е. Добрыниной, Ю.П. Мелентьевой, Т.И. Михалевой, И.И. Ти-

хомировой), психологов детского чтения (В.А. Бородиной, Н.Д. Молдавской, О.И. Никифоровой, Т.Д. Полозовой). Работы ведущих ученых (Н.Л. Голубевой, Л.П. Михайловой, В.С. Собкина, Н.А. Стефановской, В.П. Чудиновой) также обогатили наше исследование современными подходами к проблеме чтения подростков. Ряд ученых посвятили свои работы изучению читателя-подростка: его читательских интересов, круга чтения, отношения читателя к книге и ее влияние на юного читателя. При этом данные исследования относятся к разным подходам. Это и педагогический (Г.А. Космолинская, Л.В. Яковлева), и книговедческий (Т.В. Суняйкина, Т.А. Кибардина), и социологический (под руководством Л.И. Беленькой, А.М. Левидова, И. Чаплыгиной), и психологический подходы (Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова и др.). Имеются отдельные публикации по изучению особенностей чтения детской литературы детьми подросткового возраста, жившими в разные исторические периоды. К таким исследователям относятся С.П. Болгарина, Л.Ф. Боженко, Т.И. Бочкарева, В. Вихлянцев, И.И. Гиницкая, Г.Н. Горева, Д.Д. Джурабаева, Р.В. Длугач, Н.Н. Жи-томирова, А.Н. Засорина, К. Левин, З. Массловская, Л.Я. Панкратова, В.Д. Разова, Г.П. Роков, Н. Рыбников, И.А. Свирская, Ф.И. Сетин, И.С. Симонов, Е.Е. Троицкая, И.А. Чернос. Благодаря их публикациям, носящим проблемный, но эпизодический ха-

рактер, впервые представилась возможность воссоздать общую картину истории чтения учащихся подростково-юношеского возраста. Обзор перечисленных направлений позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день сам читатель-подросток, его история становления привлекают внимание многих ученых. Но зачастую исследования читателя-подростка носят несистемный, разрозненный, эпизодический характер. Поэтому нами была предпринята попытка выстроить в хронологическом порядке и логической взаимосвязи исследования, изучающие читателя-подростка в России XVIII-XXI веков. Это позволит нам увидеть в историческом ракурсе смену взглядов ученых на проблему изучения читателя-подростка.

Проведенные А.Ю. Самариным и Т.А. Кибар-диной исследования истории читателя начала XVIII -середины XIX веков указывают на то, что детско-юношеская группа читателей не являлась предметом целенаправленного и углубленного изучения того времени. Вот что пишет по этому поводу в 2002 году А.Ю. Самарин: «полученные результаты в области истории читателя и чтения второй половины XVIII века, отражают, в основном, частные аспекты, характеризующие круг чтения отдельных людей и реже значительных социальных прослоек (юношей-учащихся)» [8, с. 92]. Исследование Т.А. Кибардиной в 2007 году показало, что проблема детского чтения глубоко не рассматривалась учеными в науке о читателе вплоть до начала XXI века. «Слабо освещенными до сих пор остаются такие проблемы, как бытовое чтение, чтение детей, отношение современников к книге и чтению, соотношение круга чтения образованных россиян XVIII -первой половины XIX в. по различным характеристикам и т.д.» [6, с. 23].

История становления читателя-подростка почти полностью совпадает с периодами изучения читателя в России, описанными в публикации Ю.П. Ме-лентьевой «От нации читателей к нации зрителей. Эволюция чтения и его значение» (2006 г.): «первая половина - конец XIX в.; первая половина XX в. (пореволюционное время - 1917 г.) - конец 30-х гг.; вторая половина XX в. (конец 50-х гг. - конец 80-х гг.); начало 90-х гг. XX в. - настоящее время» [7, с. 3]. Исходной точкой отсчета нашего исследования будет являться начало XVIII века - период массового приобщения русской интеллигенции к грамоте. Не смотря на то, что процесс приобщения к чтению учащихся начал осуществляться с XVIII века, на протяжении многих десятилетий этого столетия учащихся юношеского возраста не выделяли в отдельную социальную группу читателей. И даже с появлением в России детской литературы при активном участии Н.И. Новикова в середине XVIII века

среди впервые обозначенной им группы детей-читателей не выделялись в отдельную группу читатели-юноши кадетских корпусов. Вопрос о формировании круга детского чтения поднимался Н.И. Новиковым для читателей-детей всех возрастов. Следовательно, в тот исторический период еще не предпринимались попытки специального изучения читателей-учащихся профессиональных учебных заведений. Видимо поэтому в ходе изучения читателя XVIII века Ю.А. Самариным (2002) была высказана мысль о том, что исторических материалов о чтении учащихся того времени недостаточно для углубленных исследований [Самарин А.Ю. Читатель, 2002].

Благодаря изучению истории развития российской системы профессионального образования нами было обнаружено, что к 30-м годам всех учащихся профессиональных учебных заведений стали впервые выделять в отдельную группу читателей. Так, при появлении губернских военных училищ был утвержден устав Пажеского кадетского корпуса. Там говорилось следующее: «чтобы возбудить соревнование в прилежании и благонравии среди пажей ... с 1808 года лучшим двум воспитанникам каждого класса, как паженного, так и других кадетских корпусов, после годичных испытаний начали выдавать особые подарки - книгами, полезными математическими инструментами и пр.» [3, с. 86-87]. А 1836 году впервые специально был издан журнал профессионально направленного характера для юношей «Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений», который просуществовал до 1853 года [4, с. 25]. Особое внимание чтению юношей уделялось не только в военных учебных заведениях, но и в гимназиях, готовящих учителей. В 1828 году была открыта Вторая Санкт-петербургская гимназия. «Цель же гимназии должна состоять преимущественно в приготовлении юношества для поступления в студенты университета и в учители низших учебных заведений» [5, с. 21]. А в 1831 году возникла по аналогии Третья Санкт-петербургская гимназия. «В программу новой гимназии вошло преподавание Закона Бо-жия и русской словесности» [5, с. 40]. В программу словесности V класса входило «объяснение существенных свойств разных родов поэзии - 3 урока. В VI классе объяснялись разные роды прозаических сочинений, из которых употребительнейшие в общежитии преподавались с большей подробностью -3 урока. В V и VI классах ученики упражняются в сочинениях, читают и разбирают выбранные места из классических писателей. В VII классе выделяется время практическим занятиям: сочинениям, разборам и переводам» [5, с. 90-91]. Все это отразилось на издании специальных книг, учебников, жур-

налов, стремительно входящих в круг чтения юношества, которые в будущем станут будущими военными и учителями. К тому же, следует отметить, что на протяжении XVIII и первой половины XIX веков многими просветителями образования и литературными деятелями предпринимались активные попытки для составления рекомендаций к руководству чтением неопытных читателей-учащихся. В 30-е годы XIX века писательницей А.П. Зонтаг были впервые адресованы детские литературные произведения двум группам юных читателей: для детей первого (с 8 до 10 лет) и второго (старшего) возраста (с 11 до 13 лет). Выделение детской писательницей А.П. Зонтаг двух групп юных читателей и наличие периодической литературы для юношей, готовящихся к освоению будущей профессии, указывает на существование к 30-м годам XIX века общественного мнения о существовании трех групп читателей внутри детско-юношеской аудитории. Следовательно, можно предположить, что изучением читателя-подростка стали заниматься именно в этот исторический период, хотя прямых подтверждений этому мы не находим. Обратившись к работе Ю.П. Мелентьевой, мы и там обнаруживаем выделение учеными первого периода изучения читателя (первая половина XIX - конец XIX века).

И все-таки почти до конца XIX века никем не предпринимались попытки массового изучения читателей-учащихся профессиональных учебных учреждений, а также обобщения накопленного за предыдущие годы педагогического опыта по приобщению к чтению читателей юношеского возраста. Известно лишь, что педагогами-словесниками (например, Ц.П. Балталоном) в последних десятилетиях XIX века проводилось изучение читателей разных классов училищ, гимназий, кадетских корпусов с помощью наблюдений, письменных опросов, анализа читательского поведения, запросов и мнений по поводу того, что ими читалось в процессе обучения. «Само собою разумеется, что дети и юноши не могут быть вполне компетентными судьями в оценке достоинств литературных произведений. Тем не менее, их мнения о затронутых явлениях детской и школьной жизни, их отзывы и впечатления, вызванные чтением, представляют собой большой интерес для педагога и психолога, как материал для изучения особенностей детской природы, детской души» [1, с. 37]. В результате таких исследований преподаватели словесности давали сравнительную характеристику читателей из разных классов и даже в некоторой степени указывали на читательские отличия от сверстников предыдущих десятилетий. Благодаря такому роду исследований педагоги-словесники Ц.П. Балталон (1902), А.Н. Острогорский (1913), В.Я. Стоюнин (1864),

К.Д. Ушинский (1893) разрабатывали передовые рекомендации к методике изучения русского языка и словесности с учетом возрастных особенностей, читательских интересов и выделенных некоторых характеристик в эстетическом восприятии читателей-учащихся разных классов. Но первым известным исследователем читателей-подростков стал на рубеже XIX-XX веков видный ученый и основоположник библиопсихологии читателевед Н.А. Ру-бакин, накопивший материал о читательских интересах школьников, живших в период 1890-1917 годов. Но сами учащиеся не являлись главным объектом его исследований, а были лишь дополнением в решении более глобальной задачи - изучения всех социальных слоев общества как читателей. В начале XX века имел место ряд целенаправленных исследований читателей-подростков и юношей, где во главу угла был поставлен вопрос изучения читательских интересов и влияния социальных факторов на специфику чтения кадетов-современников (И.С. Симонов) и другой учащейся молодежи нового столетия (К. Левин). Первые работы, обращенные к истории изучения читателя-учащегося, относятся тоже к началу XX века. Например, Н. Рыбников изучал идеалы читателей-гимназисток конца XIX века. Г.П. Роков на основе изучения и сопоставления читательских запросов и интересов к чтению подростков начала XX века и 80-х годов XIX века впервые использовал в научном исследовании сравнительный анализ некоторых читательских характеристик подростков. Беглый перечень имеющихся эпизодических работ по исследованию читателя-подростка (как современника, так и предыдущих лет) указывает на необходимость выделения в истории читателя-подростка дополнительного периода, охватывающего последнюю четверть XIX века до 1910-х годов. Обратим внимание, что данный период в работе Ю.П. Мелентьевой выделен не был.

Среди работ исторического характера следует назвать исследование В. Вихлянцева, который в 2030-е годы XX века описал типы читателей пушкинского времени на основе социально-психологического и жанрового критериев. Но в своей работе исследователь, к сожалению, частично затрагивал вопросы чтения юношества XIX века. В те же годы З. Массловская изучала особенности восприятия детьми произведений Л. Чарской. Среди исследователей 20-30-х годов следует назвать психологов детского чтения Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева, Я.В. Ривлина и других. Н.А. Рубакин изучал типы читателей-подростков, их отношение к книге и воздействие самой книги на юных читателей. Его последователи Я.В. Ривлин, А.П. Нечаева считали важным изучение у читателей-подростков внутренних

мотивов, читательских переживаний, настроения при чтении Но при этом не следовало, по их мнению, упускать факт влияния социологических факторов (возраста и пола) при чтении подростков и юношей. Все перечисленные работы были лишь крупицами в преобладающей массе социологических исследований конца XIX - начала XX века, изучавших новый тип читателей-подростков, выходцев из крестьянских семей. Читательский опыт и уровень восприятия литературных произведений крестьянских детей был значительно беднее и ниже по сравнению с читателями-учащимися. Поэтому работа педагогов и психологов советского периода была направлена в первую очередь не на совершенствование методики приобщения читателей-подростков профессиональных учебных заведений к чтению детской литературы, а на снижение уровня безграмотности детей из простого народа. Приоритетным направлением здесь было изучение внешних (социальных) факторов и их влияние на характер чтения юных читателей. Обзор перечисленных исследований за 20-30-е годы XX века подтверждает существование данного этапа изучения читателя-подростка, как и в работе Ю.П. Ме-лентьевой.

И только к началу 60-х годов XX века вновь стали появляться исторического характера исследования, которые частично затрагивали особенности читателей подростково-юношеского возраста. К таким работам относятся исследования Ю.М. Лот-мана (изучал особенности восприятия читателями XIX в. произведения «Бедная Лиза»), Б.В. Банка (в 1968 г. затронул читательские интересы студентов и учеников школ в ходе изучения читателей XIX в.), В.З. Кагана (упоминал в 1969 г. заслуги Н.А. Рубаки-на при изучении подростков-читателей). В 70-е годы Блюм, изучая историю русского читателя периода XVIII - начала XIX вв., мимоходом упоминал предпочтение высокохудожественной литературы в качестве чтения учащимися юношами. Бородиной В.А. были исследованы вопросы чтения подростков, их читательского просвещения в трудах представителей общественности со второй половины XIX века (Х.Д. Алчевская, Н.А. Корф, А.А. Красовский, А.С. Павлова, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой). Но общей картины особенностей чтения учащейся молодежи в перечисленных работах нами не обнаружено. В 70-е годы XX века проблемный и эпизодический характер носили публикации Н.Н. Житомировай, В.Д. Разовой, Л.Я. Панкратовой, Ф.И. Сетина, в которых ученые поднимали вопрос о роли и значении детской литературы в эстетическом воспитании подростков. В 1973 году В.Д. Разова впервые за несколько десятилетий целенаправленно посвятила свою статью кругу чтения, читательским интересам и вку-

сам юных читателей 20-х и 40-х годов XX века, используя, как и Г.П. Роков, сравнительный метод ис-ледования. Чуть позже, в 1976 году Н.Н. Житоми-рова дала более подробный сравнительный анализ читательских запросов, круга чтения школьников, кадетов конца XIX - начала XX веков на основе изученных работ своих исследователей-предшественников.

Параллельно с изучением истории становления читателей-подростков большинство исследований с середины XX века носило социологический характер, где во главу угла былло положено изучение читательских интересов учащихся и социальных факторов, влияющих на формирование этих интересов. Например, большой ряд исследователей данного направления работали под руководством Л.И. Беленькой, А.М. Левидова, И. Чаплыгиной с целью разработки путей руководства чтением учащихся на основе организации благоприятной предметной среды. Так, к началу 1960-х годов проводились исследования в области читательских интересов учащихся тех лет по трем направлениям: 1) анализ чтения (изучение содержания чтения без учета факторов, влияющих на процессы чтения); 2) психологические исследования особенностей понимания и восприятия художественного и познавательного текста детьми разного возраста; 3) исследование вопросов педагогики детского чтения с учетом особенностей эстетического сознания юного читателя. А, начиная с середины 1960-х и до конца 1990-х годов стали проводиться крупнейшие исследования современных характеристик читателей-подростков под руководством Л.И. Беленькой. Исследование шло по нескольким направлениям: 1) место книги среди средств информации, фиксирующих духовные запросы детей в небольшом городе; 2) среда сверстников, влияющих на отношение читателя к книге; 3) роль семьи в формировании отношения подростка к книге и чтению; 4) характер читательских запросов и содержание чтения подростков в небольших городах. Мотивы спроса и критерии оценки литературных произведений юными читателями; 5) состояние системы обслуживания подростков книгой и периодикой в городе. В работе Н.Е. Добрыниной «Изучение читателей - детей и подростков в России XIX-XX вв.» были даны результаты исследования читателей-подростков в России, проведенного в середине 1960-х - конца 1990-х годов. Статистические данные позволили автору работы сделать вывод о том, что роль семьи, библиотеки и сверстников велика в процессе приобщения подростков к чтению. И все-таки у юных читателей в круге чтения того времени стали преобладать жанры развлекательного характера (детективы, приключения). Особо важным, по мне-

нию Н.Е. Добрыниной, оказалось то, что в круге чтения подростков мало поэзии [Добрынина Н.Е. Изучение, 2006]. В 70-80-е годы XX века изучение интереса к чтению и книгам среди учащихся-подростков стало приоритетным направлением. Так, например, в 1970-1980-е годы в стране было проведено крупнейшее исследование читателя-подростка, результаты которого отражены в ряде научных работ, среди которых можно назвать «Читатель - 80» (изучалось чтение учащихся старших классов средних школ, техникумов, ПТУ). Левидов А.М., Чаплыгина И. и другие ученые изучали проблемы формирования культуры чтения детей и юношества. Больший упор был сделан в пользу количественных характеристик чтения. А именно: интереса подростков к чтению, их художественного (духовного) запроса, места чтения в структуре досуга подростка того времени, влияния авторитета семьи, сверстников на выбор читателем-подростком книг для чтения. Изучалась, в основном, читательская активность. На рубеже 60-70-х годов XX века проводились сравнительные исследования руководства чтением и читательскими интересами старшеклассников и учащихся ПТУ читателей-современников С.П. Балгал-дина, И.И. Гиницкой, Н.Е. Добрыниной, Е.Е. Троицкой, И.А. Чернос. Библиотековедами Н.Е. Добрыниной и Е.Е. Троицкой впервые (после смерти Н.А. Ру-бакина) был поднят вопрос о необходимости продумывания иных классификаций типов учащихся-читателей, в основу которых следовало теперь положить не только социологические факторы (возраст и профессиональная направленность), но и психологические (особенности восприятия, индивидуального личностного отношения к книге). Ими предлагался дифференцированный подход при продумывании круга чтения учащихся. Позже в 1976 году И.И. Тихомирова посвятила одну из своих статей особенностям восприятия старшеклассников-современников 1970-1973-х годов. Ею были впервые отделены подростки в отдельную группу от старшеклассников на основании выявленных различий в восприятии художественной литературы у обеих групп учащихся-читателей. Аналогичной точки зрения придерживалась в 1971 году и Т.И. Бочкарева. В том же 1976 году была напечатана статья В.Д. Разовой о склонности школьников 7-10 классов к чтению поэзии. На основании данного исследования ею стали предлагаться новые типы читателей-подростков, в основу классификации которых легли уровни восприятия поэтических произведений (Т.Д. Полозова, Л.И. Беленькая, Жабицкая и О.И. Никифорова). В 80-е годы XX века С.П. Болгалдиной и Н.Е. Добрыниной изучались читательские интересы подростков-современников старших классов, осваивающих предметы для овладения будущей

профессии. На наш взгляд, можно считать, что выбранный контингент исследования был во многом схож с читателями-учащимися средних профессиональных учебных заведений по причине осуществления в школе профессионально-ориентационной работы. Исследование носило сравнительный характер интересов читателей-подростков разного пола в условиях городского и сельского места жительства. В эти же годы А.Н. Засориной была предложена новая типология читателей-подростков из профессиональных технических училищ на основе характера восприятия художественной литературы. В данной классификации были предложены ква-лиметрические типы читателей-подростков. Благодаря изучению учеными содержания чтения (психологии понимания и восприятия художественных текстов) и уровней эстетического восприятия читателями-подростками в науке была разработана система рекомендаций по литературному образованию школьников подросткового возраста. В 1984 году Д.Д. Джурабаевой при изучении интересов к книге по искусству как средству эстетического воспитания был проведен сравнительный анализ сверстников читателей-подростков, живших в 19701980-е годы. Данное исследование освещало проблему особенностей эстетического восприятия читателя-подростка при чтении художественной литературы. В качестве вывода автор исследования указал на тенденцию снижения уровня эстетического восприятия у подростков-современников. На основании работ Т.Д. Полозовой и О.И. Никифоровой ею были предложены условия развития интереса к чтению подростков. В конечном результате Д.Д. Джурабаева высказала мысль о том, что подросток-читатель - это переходный тип читателя. Благодаря большому количеству исследований за период 1960-1980-х годов были разработаны методические рекомендации по организации разных форм работы с книгой (в учебное и вне учебное время) при сотрудничестве с семьями юных читателей; совершенствовалась работа библиотек; подбирались книги для чтения в зависимости от пола, возраста и социального положения юных читателей и т.д. На основе особенностей отношения юного читателя к книге, его эстетического восприятия при чтении художественных произведений разных литературных жанров исследователи второй половины XX века предлагали разные типологии читателей-подростков. Это способствовало более эффективному руководству чтением учащихся. Но сложность данного подхода заключается в том, что типы читателей изменяются и трансформируются в разные исторические периоды под влиянием со-цио - культурных факторов. И сегодняшний читатель-подросток может быть отличным от предла-

гаемых типов читателей исследователями прошлого столетия. С другой стороны, разработанные этапы развития эстетического восприятия психологами детского чтения до сих пор не потеряли своей актуальности и могут быть использованы в приобщении к чтению подростков-учащихся профессиональных учебных заведений. В русле исследований эстетической и художественной культуры учеными 1960-1980-х годов был освещен аспект осознанного присвоения социальной ценности чтения школьниками старших классов и учащимися ПТУ и техникумов. Обзор исследований позволяет выделить данный период изучения читателя-подростка, аналогичный указанному периоду в работе Ю.П. Мелентьевой, но с небольшим сдвигом на десять лет вперед - с 60-х годов по 80-е года XX века.

В 90-е годы XX - начале XXI веков в России вновь повысился интерес к истории читателя-подростка. Многие исследования были направлены на изучение психологических особенностей чтения подростков разных исторических лет с целью нахождения способов борьбы со снижением качества чтения у читателей-подростков рубежа XX-XXI веков. Одной из причин ухудшения качества чтения у подростков ученые стали называть снижение уровня эстетического восприятия при чтении художественной литературы. Поэтому ряд исследований был посвящен изучению именно этой проблемы. В 1992 году Г.Н. Горева, изучая особенности литературно-художественного развития читателей-учащихся ПТУ 80-х годов XX века, приходит к выводу о том, что среди данной социально-возрастной категории подростков уже тогда стал преобладать негативный тип читателя с развлекательным мотивом чтения. В 2007 году Т.И. Михалевой в ходе анализа литературных произведений о подростках, написанных в период с середины XX до начала XXI веков были обнаружены нарушения процесса самопознания, самооценки, самовоспитания у подростков в пользу снижения духовной культуры молодежи. Исследователи стали говорить о преобладании потребления над творчеством в молодежной субкультуре XXI века. Среди ученых стал подниматься еще один фактор снижения читательской активности - это изменение читательских интересов у подростков. Боженко Л.Ф., опираясь на результаты социологических опросов конца 80-х - начала 90-х годов, пришла к выводу, что художественные интересы старшеклассников направлены, главным образом, на потребление массовых и легко воспринимаемых видов и жанров искусства: телевидения и кино, детективно-приключенческой и фантастической литературы, современной ритмичной музыки и эстрады. Ученые стали искать причины появления у юных читателей поверхностного интере-

са к чтению. Стали появляться работы по истории изучения читательских интересов. В 1996 году исследования К.И. Воробьевой показали, что конец

XIX - начало XX века был периодом активного развития теории и методики детского чтения. Но по большей мере исследования затрагивали только область читательских интересов. И лишь небольшая группа ученых занималась изучением не внешних, а внутренних факторов, влияющих на чтение. Ими изучалась психология чтения, психологический механизм читательской деятельности детей и подростков. В работе Ю.А. Калужской за 2004 год также мы находим подтверждение тому, что в 20-е годы

XX века исследования были посвящены читательским интересам, т.е. велась статистика детского чтения. Конечно, в те годы психологами изучались особенности детского восприятия художественного произведения у учащихся разного возраста, но предмет исследования не носил четкой направленности на читателей подросткового возраста. Другой причиной ученые рубежа XX-XXI веков называли не соответствие круга чтения подростков их запросам и интересам. С целью подтверждения данного предположения в 1992 году И.А. Свирская в качестве объекта своего исследования выбрала советского читателя-подростка 20-х годов XX века. Ею были предложены социальные типы читателей-подростков, отличающиеся между собой характером всех компонентов читательской деятельности (читательскими мотивами и источниками информации, характером эстетического восприятия, читательскими интересами и уровнем читательской активности). При этом было обнаружено смешение детского и взрослого круга чтения у подростков-пионеров, как одного из типов читателей-учащихся 20-х годов XX века. В результате своего исследования И.А. Свирская пришла к выводу, что подростки -самые трудные читатели. Исследование круга чтения учащихся, проведенное Л.П. Михайловой годом позже (1993 г.), показали, что в России на протяжении последних 15 лет XX века наблюдался сдвиг в чтении детей и подростков в сторону взрослой литературы. С целью выявления причин активного проявления подросткового интереса к взрослой литературе в 2005 году Л.П. Михайловой был проведен сравнительный анализ круга чтения и читательской осведомленности современных подростков-старшеклассников и гимназистов конца XIX - начала XX веков. В данном исследовании преобладал статистический подход, который изучал внешние факторы процесса чтения - читательские интересы школьников и подростков гимназии. Михайловой Л.П. было обнаружено противоречие между сложившимся традиционным кругом чтения и отсутствием к нему читательского интереса у подростков нового ты-

сячелетия. Голубева Н.Л., Мелентьева Ю.П., Стефа-новская Н.А., Чудинова В.П. и другие специалисты в области чтения, изучая старшеклассников XXI века, обнаружили изменения в модели их чтения. Ими изучается влияние внешних факторов на характер чтения подростков: место телевидения, интернета, общения с друзьями, выполнения учебных заданий в досуге читателя-школьника, связь между чтением и книгоиздательской, книготорговой деятельностью, качество обслуживания детских библиотек, наличие новых книжных изданий для детского чтения, их литературная ценность, разнообразие жанров и тем, наличие героев-сверстников и т.д. В 2005 году объектом исследования Т.В. Суняйкиной стал круг чтения подростков-читателей XX-XXI веков. Ею была дана характеристика репертуара молодых читателей двух указанных столетий с подробным перечнем литературных произведений, вошедших в круг детского чтения. Также ученым были описаны модели восприятия и чтения читателей-подростков (традиционной и новой) на основе изученных работ современных исследователей особенностей детского чтения Т.Д. Полозовой, В.П. Чудиновой и Н.Л. Голубевой. Но вопросы приобщения к чтению подростков в работе освещены не были. Интерес к кругу чтения подростков со стороны исследователей не угасал. И в 2007 году в работе Т.А. Кибардиной, посвященной изучению истории книги и читателя в русской мемуаристике

XVIII - первой половины XIX веков, были затронуты вопросы книжного репертуара читателей-подростков исследуемого времени. В данной работе представлена динамика смены книжного репертуара отдельных групп читателей XVIII - первой половины

XIX века: в зависимости от пола, возраста, социальной принадлежности. Книжный репертуар подростков-читателей освещается эпизодично и только лишь при описании круга чтения современников того времени. Так как особенности чтения детско-юношеской группы учащихся не являлись объектом исследования Т.А. Кибардиной, то и вопросы приобщения к чтению подростков ею не были затронуты. Но в результате исследователь пришла к выводу: круг чтения детей и взрослых был схож по причине отсутствия понимания взрослыми необходимости учета читательских интересов воспитанников учебных заведений. С другой стороны результаты исследования Т.А. Кибардиной указали на присутствие заинтересованности со стороны государства в приобщении к чтению кадетов и других учащихся. Данная работа вновь подтверждает тот факт, что неудовлетворение подросткового интереса к чтению художественной литературы обязательно приводит к сдвигу круга чтения учащихся в сторону литературы для взрослых. Позже, в 2011 го-

ду Л.В. Яковлева в своем исследовании раскрыла педагогические особенности воспитания кадетов и юнкеров военно-учебных заведений Российской Империи. В работе не в полной мере изучена проблема руководства юношеским чтением, т.к. не освещался вопрос влияния чтения на становление читателя-учащегося профессионального учебного заведения. Исследователем Г.А. Космолинской в XXI веке были изучены особенности морально-дидактического чтения юношества второй половины XVIII века. В работе затронут круг чтения юношей, живших в данный исторический период. Полученные результаты указывают на ведущую роль российской системы образования в воспитании учащихся, их активном освоении процесса чтения. Но данная работа не раскрывает особенности подросткового чтения, читательских запросов и интересов. Мы видим, что параллельно с изучением истории формирования круга детского чтения в ученой среде начала XXI века изучался и другой фактор становления читателя-подростка. Это влияние государственной политики на приобщение к чтению учащихся профессиональных учебных заведений. Так, например в 2011 году при сравнении старшеклассников-читателей 70-х годов XX века с их сверстниками начала XXI века В.С. Собкин пришел к выводу о том, что у современного поколения старшеклассников из-за снижения читательской активности стал наблюдаться совершенно иной опыт читательских переживаний. В том же исследовании им была выявлена прямая зависимость качества успеваемости школьного подростка от количества читаемых книг и круга его чтения. Исследования Г.А. Космолинской и В.С. Собкина указывают на взаимозависимость российского образования и читательского развития учащихся. Видимо существует последствие: снижение читательской активности подростков должно сказываться не только на характере эстетического восприятия и качестве их обучения, но и на ухудшении результатов общего и профессионального образования в России. Последний период истории изучения читателя-подростка совпадает с указанным периодом Ю.П. Мелентьевой - с периодом 90-х годов XX - начала XXI века.

Исторический экскурс изучения читателя-подростка в России XVIII-XXI вв. позволил обнаружить сходство с этапами истории изучения читателя (из работы Ю.П. Мелентьевой), за исключением обнаруженного нами нового, еще не выделенного в науке о читателе периода - с конца XIX века до 1910-х годов. Следует отметить, что не зависимо от того, что в XVIII веке не изучался читатель-подросток, все равно следует включить данный период в общую периодизацию истории изучения читателя-подростка, т.к. без этого не будет восстановлена це-

лостная картина истории становления читателя-подростка в России. Поэтому нами будет предложена следующая периодизация истории изучения читателя-подростка в России:

1 период - начало XVIII - конец XVIII вв.;

2 период - первая половина XIX - конец XIX вв.;

3 период - последние 10-летия XIX - первое 10-летие XX вв.;

4 период - 20-е годы XX - конец 30-х годов XX вв.;

5 период - конец 50-х годов XX - конец 80-х годов XX вв.;

6 период - начало 90-х годов XX - начало XXI вв.

В течение почти трех веков, начиная с XVIII века и до сегодняшнего дня, достаточно мало накопилось исторического материала о читателе-подростке, его чтении как социокультурном и психологическом феномене в России. Обзор исследований

показал, что специалисты на протяжении всего XX и начала XXI веков под влиянием социальных перемен испытывали и продолжают испытывать потребность в сравнительном анализе ситуации в области чтения подростков разных исторических периодов. Поэтому ученые неоднократно прибегали к ретроспективному характеру исследований по изучению читателя-подростка. Больший объем собранных сведений об истории становления читателя-подростка приходится на XXI век. При этом до сих пор отсутствует глубокий и всесторонний анализ накопившегося материала о читателе-подростке, его становлении в истории развития российского образованного общества. Скорее всего, именно поэтому на сегодняшний день в российской системе среднего профессионального образования отсутствуют пути эффективного приобщения к чтению детской литературы учащихся-подростков.

Литература:

1. Балталон Ц.П. Воспитательное чтение как основа преподавания русского языка в семье и школе / Ц.П. Балталон. - М.: Типо-Литогр. П-ва И.Н. Кушнерев и К0, Пименов, 1901. - 56 с.

2. Баренбаум И.Е. История читателя как социологическая и книговедческая проблема / И.Е. Баренбаум // История русского читателя. Вып. 1. - Л., 1973. - С 5-19.

3. Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700-1856 г.г.) / П.А. Галенковский. - издание 2-е. -СПб.: Типо-Литогр. Ц. Генкералова, 1904. - 122 с.

4. Жерве Н.П. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса 1712-1912 гг.: в 2 Т. / Н.П. Жерне, В.Н. Строев. -СПб.: Тип. ТРЕНКЕ и ФЮСНО, 1912. - Т. 2. - 474 с.

5. Историческая записка пятидесятилетия третьей санкт-петербургской гимназии / Сост. Н. Аничковым. -СПб.: тип. Э. Арнгольда, 1873. - 153 с.

6. Кибардина Т.А. Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII - первой половины XIX веков: дисс. ... канд. истор. наук. - Новосибирск, 2007. - 253 с.

7. Мелентьева Ю.П. От нации читателей к нации зрителей. Эволюция чтения и его значение / Ю.П. Ме-лентьева // Библиотечное дело. - 2006. - № 310. - С. 2-6.

8. Самарин А.Ю. Читатель русской книги гражданской печати во второй половине XVIII в.: По спискам подписчиков: дисс. ... докт. истор. наук. - М., 2002. - 539 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.