Курганская Л. М., канд. пед. наук, доц., Кутоманова С. А., магистрант Белгородский государственный институт искусств и культуры
ИЗУЧЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ В РОССИИ
Статья посвящена малоизученной в науке проблеме: читательским интересам. В ней актуализированы основные этапы изучения читательского интереса в России, начиная с XIX в. до современности и дана их характеристика. Работа представляет определенную важность для исследователей библиотечного дела.
Ключевые слова: изучение читателей, читатели, чтение, читательский интерес, читательский спрос._
К изучению читателя, читательских интересов в России обратились в середине XIX века. В изучении этого вопроса наметилось две тенденции: просветительская, основанная на традициях русской либеральной интеллигенции; и пропагандистская, которая была связана с зарождающимся революционным движением и с необходимостью революционной пропаганды в низших слоях общества: среди крестьян, рабочих, ремесленников.
Первыми исследователями чтения были не библиотекари, а педагоги-просветители, писатели, статистики, народники, революционеры-демократы и другие. Одним из первых к изучению народного чтения обратился Л.Н.Толстой. В конце 50-х - начале 60-х годов он собирал с помощью учителей начальных школ сведения о народном читателе по специальной программе, опубликованной в журнале «Ясная Поляна» [1].
В 70-80-е годы XIX в. выдающийся педагог и организатор народных школ Н.А.Корф в силу своей должности изучал доступность книг крестьянам, их читательские интересы. Его опыт, методика исследования широко использовалась в Харьковской женской воскресной школе. В кружке Х.Д. Алчевской преподавательницы изучали чтение женщин-работниц, вели беседы с читателями о прочитанном, проводили сеансы громкого чтения и т.п. Результатом многолетнего наблюдения, анализа записей в дневниках учительниц, изучения отзывов читательниц о книгах был трехтомный указатель «Что читать народу?» (1884-1906), в котором были даны оценки книг для народного и детского чтения. Этот труд был высоко оценен: он получил малую золотую медаль на Первой Всемирной выставке в Париже [2]. Позже многие обращались к опыту Х.Д. Алчевской.
В 70-е годы «народники» изучали все проявления народной жизни, в том числе и чтение крестьян. Они применяли такие методы, как беседа, наблюдение за покупателями в книжных лавках, на ярмарках, в крестьянских домах. С.Г. Матлина отмечает, что в Тверской губернии
изучением культурного уровня и читательских интересов крестьянства занимался мировой судья А.П. Мичурин, который по своей инициативе провел перепись имевшихся у крестьян книг, ознакомился с местной книжной торговлей. Эти наблюдения А.П. Мичурин обобщил и опубликовал в 1881 году [3].
Исследователи Л.И. Шаховской, А.С. Пругавин, В.И.Орлов, основатель земской статистики, а также некоторые комитеты и общества распространения грамотности в народе также изучали читателя-крестьянина [4].
Однако саамы большой вклад в изучение читателей в России XIX века внес Н.А.Рубакин. Выдающийся библиограф, библиотековед, книговед, социолог, библиопсихолог, публицист, организатор и теоретик самообразования осуществил глубокое изучение читателей по специально разработанной программе.
В его «Этюдах о русской читающей публике» (1895 г.) предложена характеристика чтения различных слоев общества. В этом исследовании ученый впервые сделал попытку анализа чтения с точки зрения социологии, т.е. проследил взаимосвязь качественных и количественных характеристик чтения и социального статуса читателя, условий его жизни [5].
После революции 1917 года изучалось настроения народа, в том числе и его чтение. Теперь организаторами исследований стали библиотеки. Изучались читательские интересы крестьян, молодых рабочих, красноармейцев и других групп читателей.
Изучение читательских интересов проводили не только библиотеки, но и издательства, редакции газет и журналов, книжные магазины. Полученные данные помогали формировать и осуществлять издание литературы для так называемого массового читателя.
В 30-е годы XX века в России стали разрабатываться теоретические и методические основы изучения читателей. В работах Д.А. Балика, С.А. Вальдгардта, А. Виленкина, А.А. Гайворов-ского, П.И. Гурова, А.А.Покровского, Я.М. Ша-
фира и других исследователей рассматривались вопросы психологии чтения и читателя, библиотечной психологии, а также вопросы эффективности применения тех или иных методов изучения читателей. Однако их работы не были поддержаны. В то время в стране устанавливался тоталитарный режим, при котором изучение общественного мнения, в том числе по поводу прочитанных книг, не поощрялось. Многие из исследователей этой проблематики подверглись репрессиям.
Возвращение к изучению чтения было осуществлено только в 60-е годы ХХ века. В это время использовался уже не один-два, как в исследованиях 20-30-х годов, а комплекс методов (опрос, эксперимент, наблюдение, анализ документации и др.). Для этого периода характерно проведение централизованных больших исследовательских работ. Они представили широкую картину чтения в нашей стране. Как отмечает В.П. Чудиновап «были изучены читательские интересы и предпочтения молодежи (рабочей и студенческой), школьников, специалистов (учителей, инженеров и др.). Изучались приобщенность к чтению художественной литературы, содержание чтения, «рейтинг», как сказали бы сегодня, популярных авторов» [6, 85].
В этих исследованиях ставился вопрос «о соотношении читающей и нечитающей публики, изучались особенности чтения общественно-политической, естественнонаучной и технической, художественной литературы, выявлялись мотивы чтения, критерии оценки прочитанного. Впервые в нашей стране изучалась роль библиотеки и ее связи с прессой, радио, телевидением в организации чтения, анализировалась система снабжения и обслуживания населения книгой (не только из библиотек)» [6, 86].
Наряду с уже упомянутыми в стране проводились и другие, локальные исследования, которые раскрывали особенности чтения основных социальных групп населения (рабочего класса, колхозников, специалистов, молодежи).
Ю.П. Мелентьева указывает на то, что отдельные аспекты чтения рабочих раскрывались в таких исследованиях, как «Книга в жизни рабочей молодежи», «Читательские интересы ленинградской рабочей молодежи».
«Изучение чтения специалистов проводились в рамках проблемы «Библиотека и научно-техническая информация» в 1965-1969 гг. под руководством ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Исследовались запросы специалистов, характер их чтения, цели обращения в библиотеки и отделы научно-технической информации (НТИ), отношение к различным формам работы библиотек и др. На этой основе сделаны выводы
о путях совершенствования библиотечного обслуживания науки и производства» [7, 5].
Немало исследований было посвящено изучению чтения молодежи: названные выше исследования чтения молодых рабочих; «Чтение строителей комсомольских строек» (1968-1978); «Юный читатель - 80», в котором изучалось чтение учащихся старших классов средних школ, техникумов, ПТУ; «Книга в жизни молодежи современного советского села» (19681978), организатором которых была Государственная Республиканская юношеская библиотека (сейчас - РГЮБ) [8].
В это же время был разработан широкомасштабный проект «Книга и чтение в жизни советского общества». В его рамках были проведены исследования «Советский читатель», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Советский рабочий - читатель».
Особое место среди этих проектов занимает исследование «Место личных собраний в системе обслуживания населения книгами» («Домашняя библиотека»), которое проводилось в 1983-1985 годах. совместно с центральным правлением Всесоюзного Общества Книголюбов почти во всех регионах страны. В исследовании характеризуется соотношение чтения книг в домашней и общественной библиотеках.
Опыт российских исследователей по проблемам чтения привлекал внимание и зарубежных коллег. Так, в конце семидесятых проводилось международное изучение чтения по теме «Восприятие художественной литературы рабочими социалистических стран», а также международное сравнительное исследование «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках» социалистических стран.
Со второй половины восьмидесятых годов в России происходят существенные политические и социально-экономические изменения, оказавшие влияние и на развитие библиотек, и на изучение их читателей. Исследования чтения локализуются. Последним централизованным исследованием является работа «Чтение в Вашей жизни» (Российская государственная библиотека и Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина - ныне Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга). РНБ предпринимает также попытки обобщить исследования специалистов по изучению библиотечного чтения, осмыслить интеллектуальный опыт, накопленный в этой области [7].
В 90-е годы продолжают активно изучать чтение Всероссийский центральный институт общественного мнения (ВЦИОМ), НИИ культу-
рологии, в трудах которого вопросы чтения рассматриваются с социокультурологических позиций; научно-исследовательский институт книги, результаты исследований его ученых находят отражение в научном сборнике «Книга: исследования и материалы», в систематически проводящихся конференциях по книговедению, статьях в журнале «Книжное дело» и других изданиях. Немалую лепту в разработку проблемы изучения чтения внес Фонд «Чтение» им. Н.А. Рубакина, осуществляющий исследования совместно со службой общественного мнения Б. А. Грушина. Продолжают исследования РГБ, Российская государственная юношеская библиотека - РГЮБ, Российская государственная детская библиотека - РГДБ, научно -внедренческий центр «Библиомаркет», ГПНТБ и др. Результаты исследований этих организаций достаточно хорошо освещены в средствах массовой информации и в первую очередь в профессиональной печати.
В публикациях по данной проблеме осмысливается новая ситуация в чтении, дается ее сравнение с прошлым, показывается роль чтения как индикатора глубинных социокультурных процессов. Появились работы, раскрывающие изменение характера чтения в исторической ретроспективе.
В конце 80-х - начале 90-х годов сотрудники сектора социологии чтения РГБ продолжают «замеры» чтения, которые начаты исследованием «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках», изучают формирование и распространение книжного потока, соотношение предложений книжного рынка и потребностей читателей, исследуют особенности чтения в семье в рамках программы «Библиотека и семейное чтение», вопросы чтения религиозной литературы в библиотеках, изучают детское чтение (программа «Что читают дети мира»), общественное мнение о библиотеках. Активны в изучении чтения юных читателей отделы социологии и психологии РГЮБ, РГДБ: они разрабатывают собственные программы и методики исследования детского и юношеского чтения. Многие проблемы чтения обсуждаются на международных конференциях, семинарах ИФЛА, ЮНЕСКО [9].
Сегодня изучение чтения - общемировая профессиональная проблема. Ее пытаются решить библиотечные сообщества практически всех стран. Современная цель изучения чтения -глубокое понимание интересов и потребностей читателя, пользователя библиотеки и, как следствие, более эффективное его обслуживание. Однако изучение чтения и единая наука о чте-
нии, читателе находится пока в стадии формирования.
Таким образом, можно отметить, что изучение читательского спроса в России имеет по-луторовековую историю. Вначале оно носило стихийный характер и имело просветительские задачи. В XX веке, в советскую эпоху, исследования такого рода приобрели научный характер и стали предметов исследования целых научных институтов. Сегодня, в связи с широким распространением информации о методике социологических исследований, данных о читательских интересах в стране и мире, возникает потребность в изучении читательского спроса каждой, отдельно взятой библиотекой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Банк Б.В. Изучение читателей до Великой Октябрьской социалистической революций: работа с читателями / Б.В. Банк. - М., 1981. - С. 34 - 38.
2. Езова С.А. О подготовке библиотекарей к общению с читателями / С.А. Езова //Библиотековедение. - 1993. - № 4. - С. 72 - 75.
3. Матлина С. Г. Традиции и новаторство в работе с читателями / С.Г. Матлина //Сов. Библиотековедение. - 1990. - № 3. - С. 51 - 54.
4. Беляева Л.И.К вопросу о типологии читателей: проблемы социологии и психологии чтения / Л.И.Беляева. - М., 1975. - С. 143-161.
5. Рубакин, Н. А. Этюды о русской читающей публике / Н.А Рубакин.- М., 1975.- С. 35104.
6. Чудинова В.П. Литературная социализация детей и подростков / В.П.Чудинова// Социологические исследования. - 1992. - № 2. - С. 83-89.
7. Мелентьева Ю.П.От нации читателей к нации зрителей. Эволюция чтения и его изучения / Ю.П.Мелентьева /Библиотечное дело. -2006. - №10. - С.2-6.
8. Ванеев А.Н. Становление петербургской школы библиотековедения / А. Н. Ванеев // История библиотек. - Вып. 5. - СПб, 2004. - С. 23 -30.
9. Библиотека и читатель: взаимодействие и взаимовлияние //Мир библиотек сегодня. -М.СПБ, 1996. - Вып. 1(9). - С. 20 - 26.