Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В МИРЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В МИРЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

358
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая интеграция / интегрированный подход в образовании / повышение качества образования / история развития педагогической интеграции / педагогическая интеграция в разных странах / pedagogical integration / integrated approach in education / education quality improving / pedagogical integration development history / pedagogical integration in different countries

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берсанова Светлана Юрьевна

В данной статье рассматривается один из наиболее распространенных и активно развивающихся подходов в образовании – педагогическая интеграция. Целью статьи является анализ становления и развития интеграции в педагогическом процессе в мире. Описывается интегрированный подход в образовательных системах России, США, Англии, Германии и Китая. Приводятся взгляды известных ученых на интегрированное обучение на этапе его зарождения. Дается характеристика интеграционным процессам, происходящим в разных государствах, с момента появления и до настоящего времени. Отмечается развитие интереса к данной теме в XIX в. у педагогов как в России, так и за рубежом. Внимание ученых к педагогической интеграции в следующем веке переросло в активные попытки ее использования на различных этапах образовательного процесса. Отдельно анализируется межпредметная интеграция в Китае, выделяются и описываются ее характерные особенности, отмечается новизна для педагогов данной страны. Далее в статье значительное внимание уделяется степени востребованности педагогической интеграции в современном образовании, показателем которой выступает единое образовательное пространство Европы, где активно разрабатываются интегрированные программы, способствующие развитию компетентностного подхода в содержании образования. Статья описывает интеграционные процессы, происходящие в российской системе образования. Автор отмечает их направленность на социально-культурные особенности страны, а также ориентацию на общечеловеческие и национальные ценности. В работе отдельно говорится о необходимости дальнейшей разработки теоретико-методологических основ педагогической интеграции в России. В заключении статьи отмечается положительное влияние интеграции в образовании на педагогический процесс в мире, а также определяются тенденции ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECT OF PEDAGOGICAL INTEGRATION IN THE WORLD AND TENDENCIES OF ITS DEVELOPMENT

The paper describes one of the most popular and actively developing approaches in education – pedagogical integration. The purpose of the paper is to analyze the origin and development of the integration in the pedagogical process in the world. The paper represents integrated approach in the educational systems in Russia, the USA, England, Germany and China. It reflects the views of famous scientists on the integrated education from the moment of its coming into being. The author characterizes the integration processes which have been taking places in different countries from the moment of their origin. The article reflects the growth of interest to this subject in the 19-th century among the teachers both in Russia and abroad. In the next century scientists started paying strong interest to the pedagogical integration: it was used on different stages of the pedagogical process. The paper describes interdisciplinary integration in China and its special features, points out its novelty for the teachers of this country. Further on it clarifies the degree of being in demand for the pedagogical integration in modern educational process, which is connected with The European Higher Education Area, where integrated programmes are actively supported. This paper contains comments about integration processes which are taking place in the Russian educational system. It focuses on the sociocultural features of the country as well as panhuman and national values. The paper contains ideas about the necessity of theoretical and methodological development of pedagogical integration in Russia. In conclusion the author points out positive influence of integration on the education and the pedagogical process in the world and tries to determine the tendencies of its development.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В МИРЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ»

УДК 37.011.31-051 UDC 37.011.31-051

DOI 10.24412/2712-827Х-2021 -5-60-66

Берсанова Светлана Юрьевна

Ассистент,

Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская 28, тел.: +7 (913) 7995143, e-mail: svetochkina@list.ru

Bersanova Svetlana Yuriyevna

Teaching assistant, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В МИРЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

HISTORICAL ASPECT OF PEDAGOGICAL INTEGRATION IN THE WORLD AND TENDENCIES OF ITS DEVELOPMENT

Аннотация

В данной статье рассматривается один из наиболее распространенных и активно развивающихся подходов в образовании - педагогическая интеграция. Целью статьи является анализ становления и развития интеграции в педагогическом процессе в мире. Описывается интегрированный подход в образовательных системах России, США, Англии, Германии и Китая. Приводятся взгляды известных ученых на интегрированное обучение на этапе его зарождения. Дается характеристика интеграционным процессам, происходящим в разных государствах, с момента появления и до настоящего времени. Отмечается развитие интереса к данной теме в XIX в. у педагогов как в России, так и за рубежом. Внимание ученых к педагогической интеграции в следующем веке переросло в активные попытки ее использования на различных этапах образовательного процесса. Отдельно анализируется межпредметная интеграция в Китае, выделяются и описываются ее характерные особенности, отмечается новизна для педагогов данной страны. Далее в статье значительное внимание уделяется степени востребованности педагогической интеграции в современном образовании, показателем которой выступает единое образовательное пространство Европы, где активно разрабатываются интегрированные программы, способствующие развитию компетентностного подхода в содержании образования. Статья описывает интеграционные процессы, происходящие в российской системе образования. Автор отмечает их направленность на социально-культурные особенности страны, а также ориентацию на общечеловеческие и национальные ценности. В работе отдельно говорится о необходимости дальнейшей разработки теоретико-методологических основ педагогической интеграции в России. В заключении статьи отмечается положительное влияние интеграции в образовании на педагогический процесс в мире, а также определяются тенденции ее развития.

Abstract

The paper describes one of the most popular and actively developing approaches in education -pedagogical integration. The purpose of the paper is to analyze the origin and development of the integration in the pedagogical process in the world. The paper represents integrated approach in the educational systems in Russia, the USA, England, Germany and China. It reflects the views of famous scientists on the integrated education from the moment of its coming into being. The author characterizes the integration processes which have been taking places in different countries from the moment of their origin. The article reflects the

growth of interest to this subject in the 19-th century among the teachers both in Russia and abroad. In the next century scientists started paying strong interest to the pedagogical integration: it was used on different stages of the pedagogical process. The paper describes interdisciplinary integration in China and its special features, points out its novelty for the teachers of this country. Further on it clarifies the degree of being in demand for the pedagogical integration in modern educational process, which is connected with The European Higher Education Area, where integrated programmes are actively supported. This paper contains comments about integration processes which are taking place in the Russian educational system. It focuses on the sociocultural features of the country as well as panhuman and national values. The paper contains ideas about the necessity of theoretical and methodological development of pedagogical integration in Russia. In conclusion the author points out positive influence of integration on the education and the pedagogical process in the world and tries to determine the tendencies of its development.

Ключевые слова: педагогическая интеграция, интегрированный подход в образовании, повышение качества образования, история развития педагогической интеграции, педагогическая интеграция в разных странах.

Keywords: pedagogical integration, integrated approach in education, education quality improving, pedagogical integration development history, pedagogical integration in different countries.

Введение

В настоящее время для повышения эффективности образования в учебных учреждениях различных стран применяется большое многообразие образовательных стратегий. Одним из наиболее распространенных и активно развивающихся подходов является интегрированное обучение. Оно понимается российскими и зарубежными исследователями как вариант изменения содержания учебного плана и жестких предметных рамок, отрицательно сказывающихся на образовательном процессе [Сюткина 2006: 249; Klein 2005: 8-10]. Непосредственно интеграция в образовании в тех или иных ее проявлениях и под различными названиями применяется уже давно, в связи с чем накоплен немалый опыт ее использования. В настоящей статье педагогическая интеграция рассматривается в историческом аспекте. Актуальность темы статьи определяется изучаемым в ней опытом, который был накоплен на протяжении длительного времени, и который может быть полезен педагогам при написании интегрированных программ, курсов, уроков. Ее целью является анализ становления и развития интеграции в педагогическом процессе в мире. Для достижения цели поставлены следующие задачи: изучить становление и развитие педагогической интеграции в различных странах; проанализировать интеграцию в современном образовании; рассмотреть тенденции развития педагогической интеграции.

Основная часть

Понятие интеграции вошло в советскую педагогику в начале 1980-х годов. В качестве категории дидактики одним из первых ее использовал М. Н. Скаткин. Он говорил о необходимости «в содержании обучения обеспечить синтез, интеграцию, соединение частей в единое целое» [Скаткин 1980: 96].

Исследователи выделяют несколько исторических этапов развития интегрированного обучения. М. Н. Берулава упоминает о таких великих педагогах как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, в конце XVII в. рассуждавших о необходимости межпредметных связей в образовании [Берулава 1988: 221].

Д. Локк утверждал, что в содержании образования один предмет должен наполняться элементами и фактами другого, а общее образование совмещаться с прикладным [Зверев 1981: 7]. В России К. Д. Ушинский одним из первых, в середине XIX в., выдвинул идею об организации обучения во взаимодействии дисциплин.

Отдельным этапом интеграции содержания образования М.Н. Берулава выделяет конец XIX в., характеризуя его началом процесса философской разработки проблемы интеграции научных знаний, которая в то время оказала непосредственное влияние на интеграцию содержания образования. В дидактике начали разрабатываться общие циклы дисциплин между отдельными предметами. Н. Г. Чернышевский в то время отмечал, что всемерное развитие умственных и физических способностей учащихся не может быть достигнуто, если знания одной науки будут оставаться бесплодными для других [Чернышевский 1983: 26]. Российские педагоги XIX в. представляли интеграцию в педагогическом процессе как необходимое соединение учебных предметов с явлениями реального мира в единую неразрывную цепь, которое должно обеспечить гармоничное развитие личности.

Описывая интеграционные процессы, происходящие в это время в США, Д. Т. Клейн отмечала, что интеграция играла важную роль в продвижении социального единства в школах, а также была связана с доктриной о комплексности в обучении, которую выдвигали последователи Гербартианского движения (образовательное философское движение и методы обучения, широко основанные на образовательных и педагогических идеях немецкого педагога Джона Фредерика Гербарта и оказывающие влияние на американскую педагогическую школу во второй половине XIX в.) [Klein 2005: 8-10]. Последователи И. Ф. Гербарта концентрировали предметы вокруг истории и религии, либо вокруг ручного труда с постепенным расширением опыта ребенка.

К середине XX в. данный принцип концентрации с объединением предметов вокруг трудового обучения вошел в практику начальной немецкой, а, немного позднее, и американской школ [Сюткина 2006].

Следующий этап развития педагогической интеграции в СССР (1920-30-е годы) характеризовался объединением обучения с производственным трудом учащихся. Такое обучение называлось «кооперативным». Являясь по своей сути особым видом интеграции, оно, в целом, оказало положительное влияние на педагогический прогресс и представляло собой качественно новую форму подготовки специалистов [Хохлов 1990: 111].

В Великобритании в начале XX в. процесс интеграции впервые получил практическую реализацию: были разработаны «кооперированные курсы». Их суть заключалась в интеграции профессиональных знаний с практической деятельностью. Позднее они стали популярны во многих учебных заведениях Европы и США [Там же].

Советские ученые-педагоги того времени, такие как В. Я. Стоюнин, Н. В. Бунаков, В. И. Водовозов, Б. Г. Ананьев и др. выделили ряд преимуществ использования интеграции в учебном процессе: взаимное использование знаний; устранение дублирования материала; формирование целостной системы взглядов [Иванов 1999: 182]. Также в это время была проведена попытка внедрения комплексной системы обучения, в которой учебные предметы заменялись комплексными темами.

Однако эти эксперименты были прерваны в связи с «чрезмерным комплексированием» [Зверев 1977: 64], результатом чего стал полный отказ от учебных дисциплин. Советской школе пришлось надолго (до начала 1980-х гг.) вернуться к традиционной предметной системе образования [Берулава 1988: 221].

В. С. Безрукова в своей книге «Интеграционные процессы в педагогической теории и практике» критикует неразвитость советской педагогики того времени и, как следствие, замедленной научной разработки, «востребованной», по словам автора, интеграции в образовании. Такая ситуация возникла по причине «безумной дифференциации и отчуждения всего от всего в нашем обществе» [Безрукова 1994: 15].

В XX в. в Европе и в США расширяется роль педагогической интеграции. В середине 20-го века выделяются два направления интеграции в образовании: интеграция содержания (соединяет естественные науки с искусством и литературой) и интеграция процесса

(осуществляет взаимосвязь между личностью и окружающей средой) [Klein 2005: 8-10]. Государственные школы США в этот период времени пересматривают программы в пользу реализации моделей межпредметной интеграции. И, вплоть до 80-х гг., наблюдается рост интереса к этой педагогической категории. После чего, вследствие формализма учителей по отношению к составлению интегрированных курсов, интерес значительно снизился.

В Германии в 60-70-е гг. XX в. растет число школ, широко практикующих межпредметный подход, основывающийся на педагогических системах Р. Штайнера и П. Петерсона [Сюткина 2006: 249]. Таким образом, был произведен важный сдвиг от однокомпонентных методов обучения к связанным дисциплинарным категориям и интегрированным учебным процессам.

В конце XX в. в Европе, вследствие все возрастающей потребности в специалистах, умеющих решать комплексные проблемы, активно создавались интегрированные программы, включающие знания из разных дисциплин. А развитие медиа- и поликультурного образования стимулировало создание интегрированных программ на основе гуманитарного и эстетического циклов. Немного позднее эта тенденция наметилась и в образовательной системе США [Сюткина 2006: 249].

В настоящее время поликультурное образование интегрируется в США практически во все дисциплины на всех ступенях обучения, накапливается обобщенный практический опыт педагогической интеграции. В Европе сегодня увеличивается количество негосударственных школ, где практикуется межпредметный подход в обучении.

В 1990-е годы в России интеграция становится фундаментальным понятием и вводится в педагогику как категория. В этот период интегрированный подход вновь начал активно использоваться в образовательном процессе. К концу XX в. в России появляется большое количество исследований, посвященных педагогической интеграции. Понятие всесторонне рассматривается, изучаются общетеоретический и педагогический аспекты интеграции, а также интеграционные процессы, происходящие в профессиональном образовании.

Проследив развитие интеграционных процессов в образовании в России, в Европе и в США до конца XX в., можно отметить всплеск интереса к данной теме в начале XX столетия - в Европе и в 60-е гг. - в СССР. После мощного рывка происходит формирование более обдуманного подхода к интеграции, ее использование в образовании становится методически обоснованным и систематизированным.

Этот современный подход к обучению из Европы проник в Азию. Межнаучная интеграция зародилась и развилась в Китае в процессе острого столкновения азиатской и европейской культур. Исследования феномена интеграции в Китае прослеживаются от начала XX в. Китайские ученые связывают интеграцию наук с интенсивной модернизацией и считают ее одним из основных проявлений научно-технической революции.

В период с начала XX в. и до 1940-х гг. в Китае шел процесс зарождения и развития интеграции естественных и гуманитарных наук. В 50-е гг., после становления Китайской Народной Республики, в первом долгосрочном плане по развитию науки и техники была выдвинута серия междисциплинарных тем, предлагаемых к исследованию. Они включали в себя интеграцию естественных наук с производством и техникой, с философией, с общественными науками и т.д.

Выдвинутые исследовательские задачи пробудили интерес к межнаучной интеграции и послужили началом ее исследований. В это благотворное время в Китае появляются новые науки, такие как кибернетика, теория исследования операций, техническая экономика, математическая экономика и др. Начавшаяся культурная революция прервала все научные исследования, включая и исследования интеграционных процессов. И только в конце 70-х гг. наука стала постепенно восстанавливаться. На этом новом этапе политики реформ и открытости произошел всплеск развития межпредметной интеграции. Ученые занимались

определением ее границ, производственной необходимости, перспектив развития, общественных функций и т.д. С этого момента межпредметная интеграция стала неотъемлемой частью науки [Ш 2019].

С начала XXI в. интеграционные процессы коснулись, наконец, педагогики. В настоящее время в Китае предметная система обучения является ведущей. А интеграция в образовании по-прежнему находится на стадии исследований. Очень медленно и осторожно, вне системы, преподаватели проводят экспериментальные интегрированные уроки и курсы. Китайские педагоги, вторя своим коллегам по всему миру, говорят о том, что дифференциация в образовании все менее соответствует тенденциям настоящего времени. Они признают, что в учебном процессе необходимо использовать интеграцию, однако вводить нужно плавно, предоставляя преподавателю время, необходимое для профессионального роста и развития специальных навыков. Таким образом, интеграция в образовании для Китая является новым направлением в педагогике, которое необходимо исследовать и далее. [АШ5ЩШ018].

Говоря о современных интеграционных мировых тенденциях в сфере образования, нельзя не отметить основную - создание единого образовательного пространства в Европе. В странах Европы интеграционные процессы активно развиваются на различных уровнях. Разрабатываются интегрированные образовательные программы. Они способствуют развитию компетентностного подхода в содержании образования, направленного на формирование социальных, поликультурных, лингвистических, информационных и предметно-деятельностных компетенций учащихся. Помимо этого, интегрированные программы развивают содержание образования, которое направлено на формирование понимания общекультурного наследия европейцев, общей ответственности за развитие Европы и европейской идентичности [Бражник 2002: 354].

После присоединения России к Болонскому процессу, отечественная система образования начала активно реформироваться. Россия, в этой сфере во многом ориентируясь на страны Европы и перенимая их опыт, перенимает также и многие аспекты педагогической интеграции. Российская система образования характеризуется развитием интеграционных процессов на всех ее уровнях, но с отражением социально-культурных особенностей, а также с ориентацией на общечеловеческие и национальные ценности. Государство осуществляет финансовую и организационную поддержку интеграции [Там же].

Однако, по мнению С. Б. Игнатова, несмотря на востребованность интеграции в образовании, дидактика педагогической интеграции в России все еще разработана слабо. Это является причиной бессистемного и хаотичного ее применения в учебной среде, что снижает ее эффективность в учебном процессе. Поэтому в настоящее время актуальным является разработка содержания образования, соответствующего компетентностному подходу в обучении и гармонично сочетающего идеи дифференциации и интеграции [Игнатов 2013: 99-105].

Заключение

Проанализировав развитие педагогической интеграции в различных странах мира и оценив роль в современном образовании, нельзя не отметить ее значимость и положительное влияние на педагогический процесс. В общемировом образовании наблюдаются отчетливые тенденции к более широкому ее использованию. Особенно это характерно для стран Европы, в которых создаются все условия для дальнейшего развития интеграции в образовании. Интеграционные процессы в России, по сравнению с Европой, не так интенсивны, однако большое количество исследований на данную тему свидетельствует о стремлении к формированию системного подхода по этому направлению педагогики. Растущий интерес к педагогической интеграции в КНР подтверждает тенденцию к ее постепенному и планомерному внедрению в учебный процесс.

Интеграция, основной целью которой является повышение качества образования в мире, сегодня широко проявляется в создании целостного образовательного пространства, принятии единых стандартов качества образования. Она становится неотъемлемой частью образования на всех ступенях все в большем количестве стран. Эта тенденция, несомненно, является естественной и ведущей как для всемирного, так и для отечественного образования.

Список литературы

Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Монография. Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 1994. 152 с.

Берулава М. Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. Томский университет, 1988. 221 с.

Бражник Е. И. Становление и развитие интеграционных процессов в современном европейском образовании. Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 354 с.

Зверев И. Д. Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. 160 с.

Зверев И. Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. 64 с.

Иванов В. Г. Междисциплинарная интеграция общего и специально-технического образования в средней профессиональной школе (на примере изучения физики и специально-технических дисциплин). Дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 1999. 216 с.

Игнатов С. Б., Игнатова В. А. Интегративный подход в моделировании современного образования // Вестник МГТУ им. М. А. Шолохова. 2013. № 1. С. 99-105.

Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. 96 с.

Сюткина О. В. Межпредметная интеграция в образовании в России, Германии и США: история и современность. Дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2006. 249 с.

Хохлов Н. Г. Интегрированная система обучения в высшей школе за рубежом. М.: МАСИ, 1990. 111 с.

Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1983. 335 с.

Klein J. Th. Integrative Learning and Interdisciplinary Studies. Summer/Fall, 2005. AAC&U. Р. 8-10.

MS ЭД 2018. 2К ш 2019.19К

References

Bezrukova V. S. Integracionnye processy v pedagogicheskoj teorii i praktike [Integration processes in pedagogical theory and practice]. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet, 1994, 152 p. (In Russ.)

Berulava M. N. Integraciya soderzhaniya obshchego i professional'nogo obrazovaniya v proftekhuchilishchah [Integration of the content of general and vocational education in vocational schools]. Tomskij universitet, 1988, 221 p. (In Russ.)

Brazhnik E. I. Stanovlenie i razvitie integracionnyh processov v sovremennom evropejskom obrazovanii [Formation and development of integration processes in modern European education]. Doctor's degree dissertation. St. Petersburg, 2002, 354 p. (In Russ.)

Zverev I. D. Maksimova V. N. Mezhpredmetnye svyazi v sovremennoj shkole [Interdisciplinary connections in the modern school]. Moscow: Pedagogika, 1981, 160 p. (In Russ.)

Zverev I. D. Vzaimnaya svyaz' uchebnyh predmetov [The interconnection of academic subjects]. Moscow: Znanie, 1977, 64 p. (In Russ.)

Ivanov V.G. Mezhdisciplinarnaya integraciya obshchego i special'no-tekhnicheskogo obrazovaniya v srednej professional'noj shkole (na primere izucheniya fiziki i special'no-tekhnicheskih disciplin) [Interdisciplinary integration of general and special technical education in a secondary vocational school (on the example of studying physics and special technical disciplines)]. Ph. D. thesis. Ufa, 1999, 216 p. (In Russ.)

Ignatov S. B., Ignatova V. A. Integrativnyj podhod v modelirovanii sovremennogo obrazovaniya [An integrative approach in modeling modern education] // VestnikMGTU im. M. A. SHolohova [Vestnik MGTU im. M. A. Sholokhova]. 2013. No 1, pp. 99-105. (In Russ.)

Skatkin M. N. Problemy sovremennoj didaktiki [Problems of modern didactics]. Moscow: Pedagogika, 1980, 96 p. (In Russ.)

Syutkina O.V. Mezhpredmetnaya integraciya v obrazovanii v Rossii, Germanii i SSHA: istoriya i sovremennost' [Interdisciplinary integration in education in Russia, Germany and the USA: history and modernity]. Ph. D. thesis. CHeboksary, 2006, 249 p. (In Russ.)

Hohlov N. G. Integrirovannaya sistema obucheniya v vysshej shkole za rubezhom [Integrated education system in higher education abroad]. Moscow: MASI, 1990, 111 p. (In Russ.)

Chernyshevskij N. G. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical writings]. Moscow: Pedagogika, 1983, 335 p. (In Russ.)

Klein J. Th. Integrative Learning and Interdisciplinary Studies. Summer/Fall, 2005. AAC&U, pp. 8-10.

* a mm. ¡¡^mswm^M^®. : m, 2018. 2^. mm. , 2019.19^.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.