ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.043.2-055.1/.2
ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАЦИИ В КАТЕГОРИАЛЬНОМ АППАРАТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
С. Ю. Полянкина (Новосибирский государственный технический
университет)
Автором исследуется роль понятия интеграции в описании эволюции отечественной образовательной системы. В качестве методологической базы исследования выступает философия образования. Выделяются и характеризуются ведущие направления интеграции в отечественном образовании на современном этапе.
Ключевые слова: философия образования; понятие интеграции; интеграция в образовании; образовательная интеграция; педагогическая интеграция; интеграция образования; дезинтеграция.
Категориальный аппарат философии образования находится в процессе становления. По большей части философия образования использует понятия педагогики и психологии и осмысливает их в философском аспекте. В качестве категорий непосредственно философии образования исследователи выделяют наиболее онтологически, аксиологически и праксеологически значимые характеристики образования и ведущие процессы в системе образования: «образовательное пространство», «субъект образовательного пространства», «образовательная среда», «целостность», «фундаментальность», «компетентность», «профессионализм», «универсализация», «специализация», «гуманизация», «гуманитаризация», «виртуализация» и т. п.
Если рассматривать образование как систему, то становиться очевидным, что ее развитию, как и развитию любой другой системы, присущи тенденции интеграции и дифференциации на различных уровнях. Это позволяет нам объединить социально-функциональный и философско-антропологический взгляды на сущность и цели образования, поскольку названные процессы напрямую связаны с двумя непреложными целями образования — социализацией, т. е. обеспечением воспроизводства существующей социальной структуры и интеграцией в нее индивида, и индивидуализацией, а именно реализацией индивидуальных запросов, интересов и развитием
творческих проявлений конкретной человеческой личности и ее индивидуальности.
Цель данной статьи заключается в рассмотрении понятия «интеграция» применительно к описанию эволюции отечественной образовательной системы и выявлении ведущих направлений изучаемого процесса.
Интеграция (от лат. integration — восстановление, восполнение, от inter — целый) — понятие теории систем, трактуемое как онтологически (состояние связанности, целостности отдельных дифференцированных частей и функций системы), так и процессуально (сторона процесса развития системы, ведущая к объединению в целое ранее разнородных частей и элементов). Результатом данных процессов служит возникновение новой системы, а в рамках уже сложившейся системы они влекут за собой повышение уровня ее целостности и организованности. При этом интегрированные элементы не являются простой суммой, поскольку интеграция предполагает конвергенцию, комбинацию, смешение, синтез и в конечном счете эмерджент-ность системы.
История развития института образования тесно связана с процессами ценностно-идеологической, научно-технологической и культурно-просветительной интеграции и по-ливергенции в социуме, лежащими в основе исторического прогресса. В рефлексивном аспекте данный принцип осуществления образовательного
© Полянкина С. Ю., 2013
процесса основан на взаимодополнении разных форм познания и освоения действительности (мифологической, философской, религиозной, научной, технической, художественной) и создает условия для становления полифо-ничной картины мира и идентификации субъектом и объектом образовательного процесса себя и своего места в этом мире. Любое образовательное учреждение — это система поликультурного пространства, оперирующая сетью смыслов образовательной, воспитательной, ценностно-культурной, нравственной, поведенческой, социальной направленности.
В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N° 751) система образования наряду с прочим призвана «обеспечить... историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; .формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; .преемственность уровней и ступеней образования» [14]. Новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3) декларированы «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» и «создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе» [13]. Успешность осуществления вышеобозна-ченных задач зависит от управления процессами интеграции в образовании, миссия которых, по В. И. Панарину, заключается в выполнении определенных функций по освоению мировой культуры, организации человечества
в единую, взаимосвязанную систему [7, с. 29].
Под социальной интеграцией в обществе обычно понимаются упорядоченные и гармоничные межличностные, межгрупповые, межклассовые, межнациональные и межгосударственные отношения, а также процесс, ведущий к такому состоянию, направленный на минимизацию конфликтов; социальную сплоченность; принятие индивида остальными членами группы. Это — одна из форм поддержания социальной системой устойчивости и равновесия в общественных отношениях. Цель социальной интеграции заключается в возможности координации и успешного функционирования общества в целом и его составляющих при учете их своеобразия и самобытности, индивидуальных особенностей и различия. Самая жизнеспособная разновидность социальной интеграции складывается из единства разнообразия, из формирования целостности на основе совпадения целей и интересов, а не из принуждения и нивелировки различий. Все эти тенденции присущи и системе образования как подсистеме общества.
Понятие интеграции в педагогике полисемантично и, согласно результатам исследования Е. Н. Пузанковой и Н. В. Бочковой, может означать «путь, позволяющий выявлять, вводить и конструировать иерархические связи между элементами педагогических систем; средство построения педагогических моделей; путь, ведущий систему к целостности; путь, позволяющий раскрыть закономерности в педагогических явлениях, процессах и системах; путь к целостному, комплексному исследованию педагогических явлений и процессов» [8, с. 12].
Исследованию процессов интеграции в системе образования России на современном этапе посвящен ряд научных работ отечественных педагогов и философов. Интеграцию образования в качестве дидактического принципа, которым проникнут педагогический процесс, изучает А. Я. Данилюк. Применение интегративного подхода в общем среднем и высшем профессиональным
образовании исследуют Д. А. Артемьева, М. Н. Берулава, И. Г. Еременко, Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин и др. Глобализация образования и, как следствие, интеграция российской образовательной системы в мировое образовательное пространство в контексте Болонского процесса изучена
A. И. Гретченко, Б. Л. Вульфсоном, И. Г. Тимошенко, Т. С. Кашлачевой и др. Установление как внутрипредмет-ных, так и межпредметных связей в педагогическом процессе, создание интегрированных курсов, блоков и модулей стали предметом научных исканий
B. А. Игнатовой, В. М. Максимовой, Н. М. Белянковой, И. Б. Богатовой и др. Об интеграции в жизни и образовании двух типов научного знания (естественнонаучного и гуманитарного) писали А. А. Саламатов, Е. А. Соколков и др. Понятие интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающее специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, находим в трудах Л. С. Волковой, А. А. Дмитриева, Н. Н. Малофеева, Л. М. Кобриной и др. Актуальную проблему интеграции и социальной адаптации детей мигрантов посредством их приобщения к культуре принимающей страны исследуют Ю. А. Горячев, В. Ф. Захаров, Л. Е. Курнешова и многие другие отечественные ученые. В пользу интеграции идей философии образования Запада и Востока с целью преодоления мирового образовательного кризиса говорят работы М. С. Аши-ловой, В. И. Паршикова, Т. А. Рубан-цовой, В. И. Панарина.
Авторы работы «Интеграционные процессы в образовании: новые горизонты» под редакцией Р. Н. Авербуха, Н. П. Литвиновой и Т. В. Мухалевой сходятся во мнении о том, что интеграция в образовании означает взаимодействие педагогических, социокультурных, социально-политических и экономических факторов развития образовательных систем и сосуществование традиций и инноваций в данной сфере [2, с. 5]. В этом смысле она выступает фактором развития образовательных систем.
В пользу стратегии интегратизма в познании как основы для совершенствования общего образования высказывается А. В. Теремов, аргументируя свою позицию тем, что «.принципиальная возможность синтеза знаний вытекает непосредственно из законов диалектики» [10, с. 3], а «человеческое познание в целом как определенная реалия развивалось в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей» [10, с. 4], которые в результате слияния порождают новую реалию.
М. Н. Берулавой, Н. К. Чапаевым и Т. П. Калиновской выявлено два пути реализации принципа педагогического интегратизма: систематический и органический. Фокус внимания в первом случае направлен на части целого, а само целое является результатом взаимодействия частей и поэтому некой результативной и зависимой единицей. Во втором случае целое рассматривается как новое качество, способное управлять частями. По словам Т. П. Калиновской, органический интегратизм в педагогике включает в себя следующие направления интеграции: интеграция человека с самим собой как с индивидом и видовым существом; интеграция человека в социум; интеграция личности с природой, техникой, культурой, искусством [3, с. 117].
Интегративной по сути является реализация как внутрипредметных, так и межпредметных связей в педагогическом процессе, обоснованная всеобщностью и единством законов природы, а также целостностью восприятия субъектом окружающего мира. Тем не менее пересмотр содержания образования, нацеленный на выявление межпредметных связей, был ориентирован в первую очередь на когнитивную сферу обучающихся, тогда как интеграция как методологический принцип, нашедший свое выражение в различных интегрированных курсах с 80—90-х гг. прошлого века, относится не только к образовательной области в целом, но и к условиям и способам разработки учебного плана и, шире, всего плана работы образовательного учреждения. Межпредметная инте-
грация может быть объектной или понятийной, т. е. группировкой учебных предметов вокруг общественно значимой проблемы или понятия (например, понятие «вода», рассмотренное с точки зрения химии, физики, биологии и географии), и предметной, связанной с созданием учебных курсов, объединяющих несколько дисциплин одного цикла, что является более распространенным («Концепции современного естествознания», «Мировая художественная культура» и др.). В процессе преподавания формально не интегрированных курсов дисциплин интеграция также может находить выражение в реализации внутрикурсовых связей (например, между физикой, математикой, информатикой — в курсе физики; между неорганической и органической химией — в курсе химии и т. д.), а также внутрипредметных связей между отдельными темами определенного учебного предмета.
Образовательная ценность интегрированного обучения выражается в том, что знания одной дисциплины органически переплетаются со знаниями другой дисциплины, создавая новую информационную структуру категорий, понятий, концепций, законов и т. д. Интеграция в данном случае способствует выделению главного вектора в отборе содержания образования, выражению системных характеристик изучаемого объекта. Она компенсирует недостатки образовательной системы: позволяет сократить многопредметность, не допустить дублирование учебного материала, за счет чего сокращает количество учебных часов и противостоит снижению мотивации обучающегося вследствие его перегруженности [9, с. 51].
Е. Е. Макарова предлагает включить в структуру интегративного подхода в высшем профессиональном образовании помимо межпредметной и внутрипредметной интеграции также межличностную (выраженную в деловом сотрудничестве и сотворчестве) и внутриличностную (интеграцию профессионального знания в сознание студента) [6, с. 10].
Именно о внутриличностной интеграции говорит А. Я. Данилюк, раз-
работавший теорию интеграции образования. Он возводит интеграцию в разряд дидактических принципов и употребляет понятие интеграции образования в широком смысле как осуществление обучающимся под руководством педагога последовательного перевода сообщений с одного учебного языка на другой, в процессе чего происходят усвоение знаний, формирование понятий, рождение личностных и культурных смыслов [1, с. 232].
Результатом глобализационных процессов в сфере образования является интеграция российской образовательной системы в мировое образовательное пространство в контексте Болонского процесса, что подразумевает органическое объединение национальных образовательных систем, процесс объединения и согласования их деятельности, ресурсов, услуг, технологий, а также их рациональную организацию. Обсуждая проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки, исследователи упоминают следующие аспекты такой интеграции: формы и методы международной интеграции вузов; интеграционный потенциал образовательных программ; роль международных организаций, фондов и программ в развитии интеграционных процессов в области высшего образования; язык как фактор интеграции образовательных систем; новые информационные технологии и интеграционные процессы в области образования и науки.
На наш взгляд, страшна не глобализация высшего образования сама по себе, а опасность претворения ее идеалов на условиях монополизма, унификации и механической экстраполяции опыта зарубежных стран на отечественную систему образования. Как справедливо отмечает И. Г. Тимошенко, «интеграция российской системы образования с европейской и мировой не должна состоять в слепом следовании западным стандартам, а должна заключаться во всестороннем укреплении сложившейся добротной системы и в разумном ее приспособлении к оказанию всевозможных рыночных
образовательных услуг на внутреннем и мировом образовательном рынке», а это «требует проведения в культурологии, искусствоведении, религиоведении, психологии, философии научных исследований, касающихся поиска толерантных, неконфликтных методов межкультурных, межидеологических, межценностных диалогов и коммуникаций в современном многополярном мире» [11, с. 128—129].
В реальной практике интеграция — это взаимопроникновение, взаимо-обогащение научно-образовательной деятельности, процессов и взаиморас-ширение сферы действия различных структурных элементов и функций всей образовательной системы в целях наиболее полного удовлетворения потребностей общества и личности.
С. В. Камашев отмечает противоречивость включения России в систему единого образовательного пространства, вызванную столкновением интеграционных и дезинтеграционных процессов (противоречия между средним и высшим образованием, школьным и внешкольным воспитанием, субъектом и объектом педагогической деятельности, светского и религиозного образования) [4, с. 188].
Н. К. Чапаевым кризисные явления в современном образовании объясняются его дезинтеграционной направленностью, которая выражается в откровенном сциентизме; технократизме образовательного процесса; преобладании в содержании образования функционального над сущностным; отсутствии понимания между субъектами образовательного процесса; превращении школы в лабораторию социальной селекции и личностно-психологической сегрегации; в крайнем антропоцентризме, — или квазиинтеграцией, т. е. приспособленчеством и конформизмом [12, с. 75—77].
Интегрированным или инклюзивным обучением детей с ограниченными возможностями здоровья называется официально принятое направление в области специального образования в различных странах мира, предусматривающее специализированную коррекционную помощь и психологическую
поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников. Среди организационных форм интеграции в образовании выделяются инклюзия, или обучение в обычных классах общеобразовательной школы (в соответствии с критериальными показателями, когда психофизическое развитие ребенка приближается к нормальному); обучение в специальных классах общеобразовательной школы с частичной интеграцией во время внеклассной, внеурочной деятельности; интеграция в структуре дополнительного образования; обучение в коррекционном учреждении с последующим переводом ученика в общеобразовательную школу; полная или частичная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в ходе предпрофильного и профессионального обучения [5, с. 26—27].
В качестве примера успешного инклюзивного образования (т. е. полной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в коллектив) можно привести опыт Центра независимой жизни «Финист» и Новосибирского государственного университета, которые совместно осуществили проект «Интеграция людей с физическими ограничениями в систему высшего образования». Результатом проекта стали развитие в университете программы сопровождения и технического обеспечения процесса обучения студентов-инвалидов (в том числе с тяжелыми формами) и их обучение на различных факультетах вуза.
Во всех вышеупомянутых нами случаях интеграция предстает как в качестве процесса объединения, взаимопроникновения элементов системы, достижения ее целостности, включения в нее новых элементов, так и в качестве результата данного процесса. Им противостоит дезинтеграция, ведущая к регрессу системы, внутрисистемному кризису и ее распаду.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что относительно интеграционных процессов в системе образования
№ 2, 2013
необходимо различать следующие используемые исследователями понятия: «интеграция в образовании», «образовательная интеграция», «педагогическая интеграция», «интеграция образования».
Понятие интеграция в образовании охватывает все интегративные процессы, происходящие в системе образования: интеграцию российской образовательной системы в мировое образовательное пространство; установление как внутрипредметных, так и межпредметных связей в педагогическом процессе; создание интегрированных курсов, блоков и модулей; интеграцию в жизни и образовании двух типов научного знания (естественнонаучного и гуманитарного); интеграцию и социальную адаптацию детей мигрантов посредством их приобщения к культуре принимающей страны, а также социальную интеграцию обучающихся.
Под образовательной интеграцией понимаются социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством образования, предусматривающие специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку.
Педагогическая интеграция — это процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой цельности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности.
Интеграция образования подразумевает интериоризацию содержания образования сознанием обучающихся и их смыслотворческую деятельность под руководством педагога.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. — Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 2004. — 440 с.
2. Интеграционные процессы в образовании : новые горизонты : сборник / под ред. Р Н. Авербуха и др. — Гатчина : Изд-во Ленингр. обл. ин-та экономики и финансов, 2004. — 169 с.
3. Калиновская, Т. П. Интеграционные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала региона / Т. П. Калиновская. — Санкт-Петербург : ИОВ РАО, 2002. — 222 с.
4. Камашев, С. В. Глобализация и российское образование / С. В. Камашев // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований : материалы Х регион. науч. конф. молодых ученых Сибири в области гуманит. и соц. наук. — Новосибирск, 2012. — С. 186—189.
5. Кобрина, Л. М. Интеграция в образовании как одно из направлений развития социально-педагогической системы региона / Л. М. Кобрина, М. И. Никитина, М. П. Утопло-ва // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. — 2008. — № 3. — С. 15—28.
6. Макарова, Е. Е. Содержание и структура интегративного подхода в высшем профессиональном образовании / Е. Е. Макарова // Интеграция образования. — 2008. — № 3 (52). — С. 8—11.
7. Панарин, В. И. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ) : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 / В. И. Панарин. — Красноярск, 2009. — 44 с.
8. Пузанкова, Е. Н. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики / Е. Н. Пузанкова, Н. В. Бочкова // Образование и общество. — 2009. — № 1. — С. 9—13.
9. Тарасова, В. Н. Интеграция и дифференциация в современной образовательной практике : монография / В. Н. Тарасова. — Шуя : Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. — 250 с.
10. Теремов, А. В. Интегратизм в познании как основа совершенствования общего образования / А. В. Теремов // Интеграция образования. — 2007. — № 1 (46). — С. 3—8.
11. Тимошенко, И. Г. Роль философии в процессах интеграции мирового образовательного пространства / И. Г. Тимошенко // Модернизация российского образования : сб. ст. / ред-кол.: Ю. А. Афанасьев, О. В. Зиневич (гл. ред.) [и др.]. — Новосибирск, 2005. — С. 128—130.
12. Чапаев, Н. К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. К. Чапаев. — Екатеринбург, 1998. — 462 с.
13. М1р://минобрнауки.рф/доку менты/2974. — Дата обращения 27.02.2013.
14. http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html. — Дата обращения: 09.03.2013.
Поступила 31.01.13.
Об авторе:
Полянкина Софья Юрьевна, аспирант кафедры философии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» (г. Новосибирск), [email protected]
THE NOTION OF INTEGRATION THROUGH CATEGORIES OF PHILOSOPHY OF EDUCATION
S. Yu. Polyankina (Novosibirsk State Technical University)
The processes of integration and differentiation treated as driving forces and mechanisms of evolution of society are drawing researchers’ attention under current conditions of globalisation of social systems in economics, politics and culture. The process of society’s development is accompanied with its differentiation, i. e. the number of components constituting the system grows, the internal and external connections multiply, and the system gains a new network structure and functions. However, complication and fragmentation of the system threatens its integrity. Then the integrative processes take place and intensify its vitality and integrity. The objective of the article is to investigate the role the notion of integration plays in the description of the evolution of the Russian educational system. Philosophy of education serves as a methodological basis for the investigation. The author highlights and defines the leading trends of integration in the Russian education at the present stage: the realisation of interior- and interdisciplinary links in the process of education; integration of humanitarian with natural science constituent of scientific knowledge in education and life; integration of the domestic educational system into the international educational environment; integrated education for disabled children; and integration and social adaptation of immigrants’ children by introducing them to the host country. The opposite to the creative essence of integration is disintegration of an educational system that leads to unbalance and incoherence of its elements worsening the educational crisis in the XIX century. The article explores and specifies such related notions as: “integration in education”, “educational integration”, “pedagogical integration”, and “integration of education”. As opposed to integration that leads the system of education to stabilisation, the disintegrative tendencies worsen the crisis in contemporary education.
Keywords: philosophy of education; notion of integration; integration in education; educational integration; pedagogical integration; integration of education; disintegration.
REFERENCES
1. Danilyuk, A. Ja. Teoria integratsii obrazovaniya [The theory of integration of education]. Rostov-on-Don, Rostov Gos.Ped.Univ. Publ., 2004, 440 p.
2. Integracionnye processy v obrazovanii: Novye gorizonty [The integrative processes in education: New vistas]. Ed. By R. N. Averbukh et al. Gatchina, Leningrad Region Economics and Finances Institute Publ., 2004, 169 p.
3. Kalinovskaya, T. P. Integracionnye processy v obrazovanii vzroslyh kak faktor razvitiya intellektual’nogo i sociokulturnogo potenciala regiona [Integrative processes in education of adults as a factor in the development of intellectual and socio-cultural potential of the region]. Saint-Petersburg, Adults Education Institute Publ., 2002, 222 p.
4. Kamashev, S. V. Globalizacija i russkoe obrazovanie. Aktual’nye problemy gumanitarnyh i socialnyh issledovanii [Globalisation and Russian education. Topical issues of humanitarian and social research]. Materialy X Regional'noj nauchnoj konferencii molodyh uchjonyh Sibiri v oblasti gumanitarnyh i social'nyh nauk [Proceed. of the X Regional scientific conference of young scientists of Siberia in humanities and social sciences]. Novosibirsk, Institute of Philosophy and Law of Siberian branch of the Russian Academy of Sciences Publ., 2012, pp. 186—189.
5. Kobrina L. M., Nikitina M. I., Utoplova M. P. Integracija v obrazovanii kak odno iz napravlenii razvitiya social’no-pedagogicheskoi sistemy regiona [Integration in education as one of the tendencies toward developing social and pedagogical system in the region]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Newsletter of Pushkin Leningrad State University].
2008, no. 3, pp. 15—28.
6. Makarova E. E. Soderzhanie i struktura integrativnogo podhoda v vysshem professional'nom obrazovanii [Contents and structure of integrative approach to higher education]. Integracija obrazovanija [Integration of education]. 2008, no. 3 (52), pp. 8—11.
7. Panarin V. I. Global’nye i regional nye tendencii razvitiya otechestvennogo obrazovaniya (social’no-filosofskii analiz) [Global and regional tendencies of the development of domestic education (socio-philosophical analysis)]. Krasnoyarsk, 2009, 44 p.
8. Puzankova E. N., Bochkova N. V Sovremennaja pedagogicheskaja integracija, ejo harakteristiki [Modern pedagogical integration, its characteristics]. Obrazovanie i obshhestvo [Education and society].
2009, no. 1, pp. 9—13.
9. Tarasova V. N. Integracija i differenciacija v sovremennoi obrazovatel’noi praktike [Integration and differentiation in modern educational practice]. Shuya, Shuya Goss.Ped. Univ. Publ., 2010, 250 p.
10. Teremov A. V. Integratizm v poznanii kak osnova sovershenstvovanija obshhego obrazovanija [Integratism in perception as a base for improvement in general education]. Integracija obrazovanija [Integration of education]. 2007, no № 1 (46), pp. 3—8.
11. Timoshenko I. G. Rol’ filosofii v protsessah integracii mirovogo obrazovatel’nogo prostranstva. [The role of philosophy in the processes of integration of world educational environment]. Modernizatsiya rossiiskogo obrazovaniya [Modernisation of Russian education]. Novosibirsk, 2005, pp. 128—130.
12. Chapaev N. K. Teoretiko-metodologicheskie osnovy pedagogicheskoj integracii [Theoretical and methodological fundamentals of pedagogical integration]. Ekaterinburg, 1998, 462 p.
13. The Federal Law “On Education in Russian Federation”. Available at: http://минобрнауки.рф/ документы/2974 (Accessed 27 February 2013) (in Russian).
14. National Doctrine of Education in Russian Federation. Available at: http://www.rg.ru/2000/10/11/ doktrina-dok.html (Accessed 09 March 2013). (in Russian).
About the author:
Polyankina Sofya Yurievna, graduate, Chair of Philosophy, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia), [email protected]