Научная статья на тему 'Интеграция как гносеолого-педагогический феномен'

Интеграция как гносеолого-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
901
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТОР / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ / INTEGRATION / INTEGRATOR / INTEGRATION PROCESSES IN GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанец Р. В.

В статье исследуется содержание, структура и функции интеграции как гносеолого- педагогического феномена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION AS GNOSEOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article dwells on the contents, structure and integration functions as gnoseological and pedagogical phenomenon

Текст научной работы на тему «Интеграция как гносеолого-педагогический феномен»

УДК 371.4

ИНТЕГРАЦИЯ КАК ГНОСЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Р.В. Степанец

В статье исследуется содержание, структура и функции интеграции как гносеолого- педагогического феномена.

Ключевые слова: интеграция, интегратор, интеграционные процессы в общем образовании.

Современное научное знание убедительно демонстрирует, что феномен «интеграция» содержит многомерный спектр научных интерпретаций.

Реконструирование исторического процесса возникновения во второй половине XIX столетия и последующей трансформации понятийных форм, закреплявших начало проникновения общенаучных интеграционных тенденций в область образования, показало, что весь многообразный поток эмпирических представлений, созданных усилиями многих ученых и практиков, принадлежавших к разным научным школам и культурным традициям, можно представить с помощью трех «предельных» понятийных единиц, в «сжатом» виде заключавших в себе содержание всех предшествовавших понятий. Первая группа представлена понятием «концентрация», вторая - «ассоциация», третья - «корреляция». Изучаемый нами феномен «интеграция», возникший как следствие все более настоятельно проявлявшей себя на протяжении веков потребности в связности и объединенности содержания образования, в начале был обозначен понятием «концентрация». В последующем данное понятие претерпевает целый ряд изменений, это нашло отражение в понятийно - терминологическом аппарате дидактики: «система концентров», «ассоциация - взаимопомощь предметов», «корреляция», «комплексный метод», «комплексирование», «система межпредметных связей» и, наконец, «интеграция».

Термин «интеграция» в его педагогической интерпретации одним из первых использовал Михаил Николаевич Скаткин еще в начале 70-х гг. XX века, говоря о необходимости «в содержании обучения обеспечить синтез, интеграцию, соединение частей в единое целое». При этом для обеспечения гармонического сочетания на уроках и других занятиях как «межклассных», так и «общеклассных, групповых и индивидуальных форм работы с учетом возраста учащихся и специфики изучаемого материала» автором подчеркивалась необходимость интеграции не только содержания, но и организационных форм обучения [22, с. 32].

Хотя такие понятия как «интеграция», «интегральный», «интегратизм», уже давно и прочно вошли в научный оборот современной педагогики, поскольку отражают ее нацеленность на разработку теории систем и системного подхода, выделение проблемы интеграции образования в качестве значимой связывается с началом 80-х гг. XX века. Как отмечают Б.А. Ахлибинский, Н.Т. Костюк [1, 13], сущность понятия «интеграция» в этот период фактически сводилась к объединению в сознании субъекта познания нескольких ранее разнородных элементов (представлений о понятиях, явлениях, о всеобщих законах и закономерностях протекания различных процессов), почерпнутых из чужого опыта, установление между ними системы взаимообусловленных связей и создание на этой основе собственного взгляда, основанного на субъективном восприятии и отражающего новый уровень целостности, системного состояния сознания, характерного для каждого отдельно взятого субъекта.

Вплоть до 1996 года наиболее цитируемым остается понимание интеграции, сформулированное еще в 1981 г. И.Д. Зверевым и В.Н. Максимовой. Авторы исходили из понимания того, что «интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [7, с. 14].

Приведенное определение ограничивает понимание феномена педагогической интеграции исключительно рамками межпредметных учебных проблем и интегрированных курсов. Мы полагаем, что такое понимание интеграции вступает в противоречие с логикой развития интеграционных процессов в общем образовании, которые вышли за границы учебных предметов и охватили не только процесс обучения, но и другие составляющие жизненного опыта школьника, что обусловлило поиск иных более сущностных определений данного феномена.

В этом отношении существенно, что появление в 90-е гг. содержательного компонента в интеграции расширило педагогический смысл этого понятия. Например, М.Н. Берулава под интеграцией образования понимает «процесс и результат взаимодействия его структурных элементов, сопровождающиеся ростом системности и уплотненности знаний учащихся» [3, с. 6].

Причем, как отмечает автор, понятие интеграции является более широким, чем понятие системности и синтеза знаний обучающихся, так как «отражает единство содержательной и процессуальной сторон обучения и характеризует систему содержания образования на всех уровнях ее формирования: общего теоретического представления, отдельного учебного предмета, учебного материала, педагогической действительности и личности обучающихся.

В этом отношении важно подчеркнуть, что с позиций содержательного компонента общего образования интеграция означает, прежде всего, поиск единого основания для объединения разнородных элементов знаний. Например, М.С. Пак считает, что интегративный подход к построению содержания образования ориентирует субъектов обучения на «формирование целостности из множества разобщенных одно- и разнородных компонентов» [16, с. 19-20].

С позиций философии И.А. Колесникова [11] феномен интеграции рассматривает как способ, обеспечивающий приведение в соответствие индивидуальный уровень мышления и уровень развития сознания человечества, определяемый понятием ноосфера. В.Р. Ильченко и К.Ж. Гуз [8] отмечают, что интеграция состоит в выявлении в объектах познания однотипных (однородных) сущностей и установлении на их основе целостности из выделенных элементов знания о действительности.

С точки зрения углубления представлений о содержании интеграции как гносеолого-педагогического феномена бесспорно ценным является вывод, сделанный В.А. Сластёниным с соавторами [23] о диалектическом характере объединения элементов процесса обучения в результате интеграции. Нельзя не согласиться с В.А. Сластёниным в том, что «интеграция - не эмпирическое объединение произвольного множества элементов процесса обучения, связанных лишь ситуативно, а переход количества в качество. Это внутренняя взаимосвязанная и взаимообусловленная целостность процесса обучения, обладающая свойствами, отсутствующими у составляющих ее компонентов (целей, содержания, форм и т.д.) Это открытие новых связей и отношений между компонентами путем включения в новые системы связей» [23, с. 13]. Аналогичное мнение о принципиальной несводимости интегративного новообразования к своим частям высказывает и Л.П. Саксонова [18]. Согласно ее взглядам, интеграция представляет собой «иерархическую целостность, которая является антиподом неупорядоченной и эклектической смеси» [18, с. 29].

С точки зрения нашей проблемы важно отметить, что в определении интеграции А.Я. Данилюк отражает лингво-коммуникативный характер интеграционных процессов в образовании: «Интеграция образования - это осуществление учеником под руководством учителя последовательного перевода сообщений с одного учебного языка на другой, в процессе которого происходит усвоение знаний, формирование понятий, рождение личностных и культурных смыслов» [5, с. 232].

Есть все основания утверждать, что А.Я. Данилюк [5], ввел в оборот принципиально новое понимание интеграции, в котором фиксируется связь с общенаучной традицией, в логике которой интеграция существует только в диалектическом единстве с дифференциацией. Автор в сущности исходил из того, что интеграция образования, с одной стороны, требует сохранения специфического языка каждой предметной области знания, а, с другой стороны, ориентирует на необходимость освоения обучающимися единой методологии, свойственной именно научному познанию мира.

Наконец, важную роль играет связанность интеграции с синтезом, системой, целостностью. Так, по мнению Н.Б. Симаковой [20], идентификации понятия «интеграция» способствует выделение в нем ведущих идей - интеграторов. Например, отдельных объектов или явлений природы, теории, закона, метода познания, картины мира, целостного миропонимания и т.п. «Интеграция, - как считает Н.Б. Симакова, - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений» [20, с. 9]. Аналогичный подход к интеграции мы находим у В.С. Безруковой [2] и А.П. Лиферова [15]. В содержании образования, - отмечает В.С. Безрукова, - интеграторы, как правило, аналогичны интеграторам в науке. Они обусловлены как внутренней логикой развития наук, так и деятельностным аспектом интеграции наук. В то же время они опосредуются специфическими целями общего образования. Интеграторами в таком случае могут быть факты, идеи, законы, понятия, а также другие компоненты содержания образования. А.П. Лиферов обращает внимание на то, что интеграция в образовании осуществляется на основе систематизации процесса познания, основанного на выделении в содержании знаний, так называемых метаконцептов - общих понятий, «применимых практически к любой учебной дисциплине и внутренне присущих самому процессу познания» [15, с. 298].

В этом отношении важно подчеркнуть, что в определении интеграции, данном Н.В. Груздевой [4], отражены содержательные связи. Как утверждает автор: «Интеграция - это принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности и создающий условия для становления личностно-многомерной картины мира и постижения себя в этом мире» [4, с. 72]. Следуя такому пониманию интеграции образования, ее можно назвать одним из факторов открытости образовательных систем, включения в образовательный процесс не только традиционных субъектов, но и специалистов из различных сфер науки, искусства, истории религии и т.п. Интеграция обеспечивает развивающий характер обучения и воспитания, ибо придает образовательному процессу многоукладность, обращенность к различным сферам личности обучающегося, дает концептуальное видение мира и позволяет создавать в сознании учащихся многомерные когнитивные репрезентативные структуры по освоению мира.

Таким образом, в гносеологическом аспекте под интеграцией мы понимаем процесс и способ целостно-многомерного видения мира познающим субъектом, построенного на сопряжении различных форм постижения действительности: обыденного, мифологического, естественнонаучного, гуманитарного и художественного.

В контексте нашего исследования, приведенный анализ дает основание утверждать, что интеграция гуманитарного и естественнонаучного общего образования (гуманитарно-естественнонаучное образование) как системное явление обладает сложной структурой -внутренними связями между составляющими ее элементами, задаваемыми содержательной и процессуальной компонентами данного процесса. Эти связи в первую очередь определяются набором объектов изучения естественных и гуманитарных наук; общими методологическими подходами к построению в сознании обучающихся целостного образа мира; общенаучными и частнонаучными методами исследования действительности; контекстами, репрезентациями, интерпретациями, сопровождающими учебный материал, объективированный в текстах школьных дисциплин и т.п.

С точки зрения нашей проблемы возникает необходимость выявления структуры интеграции как педагогического феномена для уточнения ее объективной сущности, которая осложняется неоднозначностью ее определения. Так, Б.Д. Комиссаров [12] и З.И. Тюмасева [26] структуру интеграции сводят к перечислению ее форм: объектной, понятийной, теоретической, методологической, проблемной, внешней, деятельностной, практической, психолого-педагогической, что делает ее совпадающей со структурой всего образовательного процесса. По мнению М.Н. Берулавы, интеграция в образовании является многоуровневым феноменом, «каждый из уровней которого, в свою очередь, имеет сложную структуру» [3, с. 105]. В частности, автор отмечает, что в общем образовании интеграция может быть представлена различными направлениями (внутрипредметной, межпредметной, метапредметной); типами (общеметодологическим, общенаучным, частнонаучным); видами (бидисциплинарной, мультидисциплинарной); уровнями (общетеоретическим, учебного предмета, учебного материала и др.); формами (полной - интегрированные курсы, частичной - интегрированные уроки и блоковой -интегрированные блоки уроков).

В этой связи следует подчеркнуть, что внутрипредметная интеграция наблюдается в содержании, организационных формах, средствах и методах обучения школьников на разных ступенях общего образования в пределах одной дисциплины. Межпредметная интеграция осуществляет в рамках циклов учебных предметов на основе установления между ними межпредметных связей. Метапредметная интеграция выходит на качественно новый уровень при введении в учебный план общеобразовательных учреждений образовательных областей. Общеметодологический и общенаучный типы интеграции основаны на усилении интегративной роли философии и общенаучных методов познания в системе гуманитарно- естественнонаучного общего образования. Частнонаучный тип интеграции связан с использованием в обучении методов естественных и гуманитарных наук.

«Вместе с тем, - как считают Р.Н. Авербух, Н.П. Литвина, Т.В. Мухлаева, - для раскрытия структуры интеграции следует руководствоваться особенностями предметной и объектной интеграции, существующими в науке и в общем образовании» [9, с. 13]. Несомненно, более привычной и хорошо знакомой является предметная интеграция. Она служит примером классической формы построения наук (и учебных предметов). Ее основа - общенаучный метод абстрагирования, лишь отчасти присутствует в другом типе интеграции - по объекту, основанной главным образом на обобщении. При объектной интеграции, в одном и том же объекте выделяется целое множество отдельных его сторон - предметов, причем не только строго ограниченных рамками отдельных наук, но и пересекающихся, транслирующихся из одной изучаемой в школе дисциплины в другую.

Т.П. Калиновская, А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева [10] предлагают рассматривать структуру

интеграции в аспекте ее значения для решения целей и задач гуманизации образования. Исходя из этого, интеграция выступает способами: 1) более качественного и оперативного формирования мировоззрения обучающихся и построения картины мира; 2) организации образовательного процесса на интегративной основе, сочетающими урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельности, позволяющими обучающимся выявлять свои задатки, способности и возможности; 3) создания образовательной среды учебного заведения (природной, социальной, культурной, пространственно-предметной, информационной) с использованием средств наглядности, кабинетов, лабораторий, мастерских; 4) содеятельности субъектов образовательного процесса и оценки эффективности и качества подготовки обучаемых.

Проанализировав феноменологические описания интеграции, в контексте нашего исследования возникает необходимость выяснить ее педагогические функции. Как отмечает Е.Н. Селиверстова: «Функция, являясь одной из важнейших сторон сущности явления, одной из самых внутренних его системных характеристик, раскрывает стабильный, характерный для данной системы способ поведения, реализуемый при соблюдении необходимых для этого условий» [21, с. 12].

Мы склонны утверждать, что к педагогическим функциям интеграции относятся: методолого-мировоззренческая, мотивационная, кулътуротворческая, логико-развивающая, структурообразующая, которые рализуются в образовательном процессе через единство его обучающих, воспитывающих и развивающих задач.

Так, методолого-мировоззреическая функция интеграции состоит в формировании в сознании обучающихся образа мира средствами гуманитарных и естественнонаучных общеобразовательных предметов, в котором непротиворечиво сочетаются рациональные элементы знаний, организованные в учебные дискурсы и иррациональные компоненты, вписанные с помощью разнообразных контекстов в процесс обучения. Научные знания, включающие в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, слагают в сознании обучающихся научную составляющую образа мира. Но, достичь его целостности невозможно без интеграции рационально-научного знания с иррационально-духовным, присутствующим в мифологическом, художественном и ином познавательном опыте личности.

Мотивационная функция интеграции проявляется в поддержании и генерировании ею основных противоречий процесса учебного познания, вызванных постоянно усложняющимися требованиями общества к уровню образованности его членов и возможностями обучающихся в усвоении знаний, овладении умениями, опытом творческой деятельности и др.

Конкретизируя представленную точку зрения, заметим, что В.И. Загвязинский [6] рассматривает противоречия как движущие силы образовательного процесса. К ним автор относит противоречия между жизненным познавательным опытом ученика и научными знаниями; между прежним уровнем усвоения учебного материала и новыми знаниями, которые снимают ранее усвоенное; между знаниями и умением их использовать; между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к обучению; между более сложной познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решений умений.

В контексте нашего исследования представляется значимой и кулътуротворческая функция интеграции, которая состоит в постижении обучающимися «смыслов жизни» в процессе преобразования общественно-исторического опыта в индивидуальный. Мы разделяем мнение В.В. Смирновой [24] о том, что одной из задач педагога в общеобразовательной школе является создание условий для «введения» обучающегося в пространство культуры через личностное освоение «текстов культуры», в которых большая или меньшая доля упорядоченных смыслов, значений и поведенческих схем предоставляет возможность освоить имеющие коды в их многообразии и динамике; соотнести эти коды через собственный опыт с наличной социальной реальностью и своими личными целями, ценностями, потребностями и возможностями; приобрести не только способы использования тех или иных элементов культуры, но и выйти в форме интеллектуального и поведенческого моделирования, например в игровой деятельности, на уровень изменений этих кодов [24, с. 154].

Несомненно, «интеграция основных подсистем культуры в образовательном процессе через создание метапредметных областей знания придает обучению важнейшее организационное свойство культуросообразности, означающее сопричастность всем проявлениям культуры данного времени и социального пространства со всеми реалиями человеческого существования, вне зависимости от того, позитивно или негативно воспринимаются они учащимися» [14, с. 77].

Следует признать, что важным стимулом в накоплении эмпирических представлений об исследуемой проблеме, является логико-развивающая функция интеграции, которая заключается в активном продуцировании в сознании обучающихся приемов мыследеятельности, которые складываются из оперирования знаниями, полученными при изучении разных учебных предметов,

что приводит к их умножению, обогащению, совершенствованию, упорядочиванию, субординации и иерархизации. Заметим, что главными компонентами мыследеятельности являются логические операции анализа, сравнения, синтеза, обобщения, абстрагирования и т.п. Они имеют две основные формы: эмпирико-формальную и теоретико-содержательную. Для второй из них характерен поиск в целостных объектах, изучаемых естественными и гуманитарными науками, существенного, общего и его отделение от особенного, единочного, варьирующего. В результате совершаемых с учебным материалом логических операций происходит восхождение мысли обучающихся от абстрактного к конкретному и к содержательному обобщению изучаемого.

Особое значение для нашего исследования имеет структурообразующая функция интеграции, которая состоит в установление связей между компонентами образовательного процесса, в первую очередь с содержанием образования, обеспечивающих его функционирование как системы. Существенно, что связи между «интеграторами» (В.С. Безрукова), «метаконцептами» (А.П. Лиферов), «первосмыслами» (A.B. Хуторской) способствуют организации познавательной деятельности обучающихся. Это связано с тем, что в результате структурирования происходит формирование и упрочение определенной системы связей, включающей уже имевшиеся в сознании обучающихся единицы учебного материала и новые, возникающие в процессе обучения. Как отмечает А.М. Сохор [25], вопреки распространенным в педагогике мнениям, сложность учебного материала для обучающихся определяется не количеством логических элементов (суждений, понятий) в текстовом сообщении и даже не количеством связей (отношений) между ними, а прежде всего характером сочетания этих элементов и отношений, т.е. его структурой.

По мнению П.И. Пидкасистого и М.Л. Портнова [17], структурирование учебного материала направлено на достижение следующих дидактических целей: 1) создание структуры учебного материала, наиболее рациональной и экономной с точки зрения ее усвоения и хранения в памяти обучающихся; 2) нахождение и закладывание в структуру учебного материала способа его уплотнения, его свертывания и развертывания; 3) группировки и выстраивания учебного материала для введения в него как необходимого компонента аппарата учебно-познавательной деятельности, овладение которым будет способствовать успешности обучения. Следствие структурирования - укрупнение дидактических единиц образовательного процесса. По мнению создателя дидактической теории - П.М. Эрдниева, «укрупненная дидактическая единица - это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти» [27, с. 6-7]. Как отмечают Г.И. Саранцев и Е.Ю. Миганова, укрупнение дидактических единиц позволяет получать существенную часть информации о сложной системе путем рассмотрения ее в более крупном плане, без детальной проработки несущественного [19, с. 31]. В дидактическом отношении это означает, что подобное пространственно-временное сближение в результате интеграции элементов гуманитарных и естественнонаучных учебных предметов преобразует разрозненные знания обучающихся в систему.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом аспекте под интеграцией следует понимать процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности на какой-либо общей основе, способствующие целостному восприятию окружающего мира, пониманию и осознанию роли и места человека в системе Мироздания и характера его деятельности в социоприродной среде; проектирование и реализацию содержания целых образовательных областей, отдельных учебных предметов, организационных форм, методов обучения и способов деятельности, наиболее адекватных целостному восприятию обучающимися объектов, предметов, явлений и процессов действительности, способствующих гармоничному развитию их личности в условиях общеобразовательного учреждения.

The article dwells on the contents, structure and integration functions as gnoseological and pedagogical phenomenon.

The key words: integration, integrator, integration processes in general education.

Список литературы

1. Ахлибинский, Б.А. Категориальный аспект понятия интеграции / Б.А. Ахлибинский // Диалектика как основа интеграции научного знания. Под ред. А.А. Королькова. Л.: Изд. ЛГУ, 1984. С. 50-60.

2. Безрукова, B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / Отв. ред. В.С. Безрукова. Свердловск: Свердл. инженер.-педагог. ин-т, 1990. С. 5-26.

3. Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика; Бийск: Научно-издат. центр БиГПИ, 1993. 172 с.

4. Груздева, Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования) // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. Сб. науч. трудов / Под ред. И.Ю. Алексаишной. СПб.: СПбГУПМ, 1996. С. 70-80.

5. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та. 2000. 440 с.

6. Загвязинский, В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Сред.Урал. книжное изд-во, 1971. 183 с.

7. Зверев, И.Д., Максимова, В.Н. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. М.: Педагогика, 1981. 159 с.

8. Ильченко, В.Р., Гуз, К.Ж. Образовательная модель «Логика природы»: Технология интеграции содержания естественнонаучного образования. М.: Народное образование, Школьные технологии, 2003. 237 с.

9. Интеграционные процессы в образовании: новые горизонты / Под ред. Р.Н. Авербуха, Н.П. Литвиной, Т.В. Мухлаевой. Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2004. 169 с.

10. Калиновская, Т.П., Макареня, A.A., Суртаева, H.H. Интеграционные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала региона. СПб.: РАО ИОВ, 2002. 222 с.

11. Колесникова, И.А. Педагогические проблемы интеграции в образовании // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. Сб. статей. СПб.: СПбГУПМ, 1994. С. 5-8.

12. Комиссаров, Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 160 с.

13. Костюк, Н.Т. Интеграция современного научного знания как философская проблема // Интеграция современного научного знания. Киев: Вища школа, 1984. С. 7-52.

14. Крылова, Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.

15. Лиферов, А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: дис. ... д-ра пед. наук. Рязань, 1997. 335 с.

16. Пак, М.С. Теоретические основы интегративного подхода в процессе химической подготовки учащихся профтехучилищ: автореф. дис. ... д- ра пед. наук. СПб., 1991. 37 с.

17. Пидкасистый, П.И., Портнов, M^. Искусство преподавания. 2-е изд. М.: Пед. общ-во России, 1999. 212 с.

18. Саксонова, Л.П. Интегрированное знание будущих специалистов // Интеграция образования. 2004. № 4. С. 27-32.

19. Саранцев, Г.И., Миганова, Е.Ю. Укрупнение дидактических единиц: состояние и проблемы // Педагогика. 2002. №3. С. 30-35.

20. Симакова, Н.Б. Интеграция предметов естественнонаучного цикла как средство формирования целостного миропонимания школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2005.18 с.

21. Селиверстова, Е.Н. Развивающая функция обучения: опыт дидактической концептуализации: монография. Владимир: ВГПУ, 2006. 218 с.

22. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. 2-е изд. 96 с.

23. Сластёнин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И, Шиянов, E.H. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений / Под ред. В.А. Сластёнина.М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

24. Смирнова, В.В. Общее (среднее) образование как процесс социокультурного воспроизводства: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2001. 353 с.

25. Сохор, A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. 192 с.

26. Тюмасева, З.И. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функцию? // Народное образование. 2003. № 2. С. 50-57.

27.Эрдниев, П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. 255 с.

Об авторе

Степанец Р. В. - кандидат педагогических наук, доцент Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, [email protected], [email protected], [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.