Научная статья на тему 'Роль создания межпредметной интеграции в развитии качества начального образования'

Роль создания межпредметной интеграции в развитии качества начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
INTERDISCIPLINARY DESIGN / INTRASUBJECT INTEGRATION / SUBJECT DEVELOPMENT / PRIMARY EDUCATION / EDUCATIONAL REFORMS / МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедов Шахкерем Мирзамамед Оглу

Вработе подчеркивается роль межпредметной интеграции в развитии начального образования. В то же время отмечается, что всестороннее развитие учащегося, являющегося субъектом образования, может быть достигнуто посредством межпредметной интеграции, а не преподаванием отдельных предметов. Основным принципом межпредметной связи является выявление направлений содержания начального образования и обеспечение связи и полноты учебных предметов в целом. Межпредметное проектирование является обязательным на начальном уровне образования и имеет особое значение для развития учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CREATING INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN DEVELOPMENT QUALITY OF PRIMARY EDUCATION

The article emphasizes the role of interdisciplinary integration in the development of primary education. At the same time, it is noted that the comprehensive development of a student who is a subject of education can be achieved through interdisciplinary integration, rather than by teaching individual subjects. The basic principle of interdisciplinary communication is to identify areas of primary education content and to ensure communication and completeness of subjects in general. Interdisciplinary design is mandatory at the initial level of education and is important for the development of educational activities.

Текст научной работы на тему «Роль создания межпредметной интеграции в развитии качества начального образования»

PEDAGOGICAL SCIENCES

THE ROLE OF CREATING INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN DEVELOPMENT QUALITY OF PRIMARY EDUCATION Mamadov Sh^. (Republic of Azerbaijan) Email: Mamadov450@scientifictext.ru

Mamadov Shahkerem Mirzamamed oglu - Doctor of Philosophy in Pedagogy, Associate Professor, DEPARTMENT OF PRIMARY EDUCATION, BAKU SLAVIC UNIVERSITY, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: the article emphasizes the role of interdisciplinary integration in the development ofprimary education. At the same time, it is noted that the comprehensive development of a student who is a subject of education can be achieved through interdisciplinary integration, rather than by teaching individual subjects. The basic principle of interdisciplinary communication is to identify areas of primary education content and to ensure communication and completeness of subjects in general. Interdisciplinary design is mandatory at the initial level of education and is important for the development of educational activities.

Keywords: interdisciplinary design, intrasubject integration, subject development, primary education, educational reforms.

РОЛЬ СОЗДАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мамедов Ш.М. (Азербайджанская Республика)

Мамедов Шахкерем Мирзамамед оглу - доктор философии по педагогике, доцент, кафедра начального образования, Бакинский Славянский университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в работе подчеркивается роль межпредметной интеграции в развитии начального образования. В то же время отмечается, что всестороннее развитие учащегося, являющегося субъектом образования, может быть достигнуто посредством межпредметной интеграции, а не преподаванием отдельных предметов. Основным принципом межпредметной связи является выявление направлений содержания начального образования и обеспечение связи и полноты учебных предметов в целом. Межпредметное проектирование является обязательным на начальном уровне образования и имеет особое значение для развития учебной деятельности.

Ключевые слова: межпредметное проектирование, внутрипредметная интеграция, развитие субъекта, начальное образование, реформы образования.

Начало нового столетия ознаменовалось тем, что в систему образования Азербайджана вошел новый педагогический термин - курикулум, положивший начало развитию нового этапа в образовании. Программа реформы образования Азербайджанской Республики, утвержденная в 1999 году, определила новый путь развития образования в Азербайджане. Концепция общего образования в Азербайджанской Республике, утвержденная правительством Азербайджана 30 октября 2006 года, предусматривает интегративность образования как основного принципа. При разработке предметных курикулумов в нашей стране за основу были взяты два типа интеграции: внутрипредметная и межпредметная связь. Целесообразным было включить внутрипредметные и межпредметные связи в

интеграционные рамки с учетом одного из важных образовательных принципов. Понятие интеграции в образовании не ново, но его применению препятствовали объективные и субъективные причины.

Термин «интеграция» был сформирован в XVII веке как математическое понятие. В XVIII и XIX веках этот термин вышел за пределы математики и приобрел статус универсальной общенаучной категории. Понятие интеграции веками в содержании образования обозначалось различными терминами, которые означали соединение, взаимосвязь и синтез. В дидактике нашли отражение такие термины как, «комплексный метод», «межпредметные связи», «корреляция» и, наконец, «интеграция». Были также предприняты попытки объединить понятие «синтез» с понятием «интеграция». Однако ряд исследователей считают, что синтез может быть заключительным этапом процесса интеграции, но не результатом. Проблема интеграции нашла отражение в педагогических взглядах известных педагогов: Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и других. Они рассматривали интеграцию как необходимость в содержании образования. Ученые считали важным, отражение единого образа мира в учебном процессе, объединение объектов исследования и событий и необходимость гармоничного развития личности. Впервые идею о важности интеграции в педагогическом процессе и мысль объединения тем, не связанных друг с другом выдвинул И.Ф. Гербарт.

Известно, что проведение интегрированных уроков является последней ступенью в согласовании преподавания предметов в процессе проектирования. Помимо того, интеграция возможна на любой этапе урока. Например, различные методы деятельности также могут быть использованы для решения задач, требующих интеграции разных уровней знаний. Межпредметные связи могут быть в различных компонентах обучения: цель, содержание, деятельность, научное обоснование и реализация.

При становлении цели для направленности образования на результат и на личность определены взаимосвязанные возможности предметов и точки их пересечения. Например, азербайджанский язык обеспечивает самостоятельную речь на протяжении всей деятельности человека. Работа над изучением языка и развитием речи требует понимания основ языка, повторного пересказа текста, овладения познавательными навыками и работая с материалами, способствующими развитию речи, повышения познавательной деятельности и опыта. Данный опыт также следует использовать при изучении других предметов, так как ссылка на этот опыт облегчает освоение любого предмета.

Основным принципом межпредметной связи является выявление направлений содержания начального образования и обеспечение связи и полноты учебных предметов в целом. При разработке программы современного начального образования основное место занимает интегративность, то есть, в получении высоких результатов обучения важным является установление межпредметных связей, а не преподавание отдельных предметов.

Межпредметное проектирование охватывает виды деятельности, относящиеся к образовательному процессу (как внутрипредметную, как учебную, так и внеклассную деятельность учащихся). Межпредметное проектирование является обязательным на начальном уровне образования и имеет особое значение для развития учебной деятельности. Интегративная особенность проектирования и взаимосвязь предметов в образовательном процессе являются факторами, способствующими развитию школьников младшего возраста как основного субъекта образования и, в целом, его формированию.

Поэтому в широкой учебной среде учителем проверяются как практический опыт ребенка, так и всесторонняя учебная деятельность. Активное развитие межпредметных связей во время обучения было ускорено появлением понятия «образовательная среда». Понятие «образовательная среда» имеет большое

Еигореап Баепсе № 1 (50) ■ 48

значение, поскольку оно возникло из обобщения нескольких областей предметов. Например, область преподавания «Язык и литература» включает Азербайджанский язык, Родной язык, Иностранный язык, Азербайджанскую и Иностранную литературу. Новые знания приобретаются путем согласования различных предметов и областей, и на этой основе личность ученика развивается и совершенствуется гармонично и всесторонне.

Область интеграции может быть различной: на высоком уровне или на незначительном уровне, низкий, слабый уровень интеграции, между предметами, не имеющими общих точек пересечения, а высокие уровни проявляются в процессе соответствующих уроков и факультативных занятий. Уровень межпредметной интеграции определяется рядом факторов: задачами взаимных межпредметных связей; содержательными особенностями согласованных предметов; компетентностью учителя в этой области.

Согласованные области могут быть различными, например, сходство и различие, причина и следствие, а также согласованность отношения между целым образцом и его составляющими. Целью современного образования является достижение всестороннего и гармоничного развития личности учащегося, являющегося субъектом образования. Это возможно благодаря созданию системы, которая должна основываться на межпредметной взаимозависимости, а не на преподавании отдельных предметов, и в то же время обеспечивать развитие качественного, компетентного субъекта. Следовательно, проектирование начального образования должно носить интегрированный характер. В соответствии с требованиями «Закона об Образовании» Азербайджанской Республики, следует отметить, что без установления систематических внутрипредметных и межпредметных связей невозможно достичь высокого качества начального образования, выполнения задач, стоящих перед образованием, а также вовлечь учащихся в социокультурные исследовательские проекты.

Список литературы /References

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.М., 1995.

2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Мир, 1992. 202 с.

3. Сулейманова А. Исторические корни новых подходов к обучению в современных

курикулумах. // Курикулум, 2008. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.