Научная статья на тему 'Интеграция на основе стандартов как важное средство улучшения качества обучения'

Интеграция на основе стандартов как важное средство улучшения качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / межпредметная и внутрипредметная связь / образовательные стандарты / качество обучения / деятельность / integration / intradiciplinary and multidiciplinary integartion / content standards / the quality of education / activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гадимова Парвина Махир Гызы

основная миссия образования заключается в формировании всесторонне развитой личности. Автор отмечает, что в современном значении, если межпредметная интеграция представляет собой согласование приобретенных знаний и навыков в соответствии с соответствующими стандартами, то внутрипредметная интеграция это не согласование тем, отражающих содержание предмета, а согласование содержательных линий и конкретизирующих их подстандартов. В отчете излагаются различные проблемы, связанные с этой проблемой, и утверждается, что интеграция на основе стандартов является более важной для современного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZED INTEGRATION AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

the main mission of education is to create a fully developed personality. The author notes that while multidisciplinary integration in modern sense is a combination of knowledge and skills with appropriate standarts acquired in teaching subjects, the intradiciplinary integration is the linking of the content lines and the sub-standards that specify them. Various opinions dealing with the problem and the importance of standardized integration for modern analysis are emphasized in the article in a short from.

Текст научной работы на тему «Интеграция на основе стандартов как важное средство улучшения качества обучения»

7. Кликните два раза, выберите sprite, затем выберите любой спрайт, это будет ваш персонаж. Во вкладке Behaviors выберите поведение platform.

Список литературы /References

1. Зыков И. Компьютерные приложения: этапы разработки. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.megabyte-web.ru/likbez/igryi-etapyi-razrabotki.html/ (дата обращения: 15.01.2020).

2. Илькун В. Инструментальные средства для разработки компьютерных приложений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://masters.donntu.org/ 2013/fknt/ilkun/ (дата обращения: 15.01.2020).

3. СкорикМ. Gamification мобильных приложений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/167595/ (дата обращения: 15.01.2020).

STANDARDIZED INTEGRATION AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION Gadimova P.M. (Republic of Azerbaijan) Email: Gadimova566@scientifictext.ru

Gadimova Parvina Mahir kyzy- Doctoral Student, PROGRAM OF DOCTOR OF PHILOSOPHY, AZERBAIJAN INSTITUTE OF EDUCATION, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: the main mission of education is to create a fully developed personality. The author notes that while multidisciplinary integration in modern sense is a combination of knowledge and skills with appropriate standarts acquired in teaching subjects, the intradiciplinary integration is the linking of the content lines and the sub-standards that specify them. Various opinions dealing with the problem and the importance of standardized integration for modern analysis are emphasized in the article in a short from.

Keywords: integration, intradiciplinary and multidiciplinary integartion, content standards, the quality of education, activity.

ИНТЕГРАЦИЯ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Гадимова П.М. (Азербайджанская Республика)

Гадимова Парвина Махир гызы - докторант, по программе доктора философии, Институт образования Азербайджанской Республики, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: основная миссия образования заключается в формировании всесторонне развитой личности. Автор отмечает, что в современном значении, если межпредметная интеграция представляет собой согласование приобретенных знаний и навыков в соответствии с соответствующими стандартами, то внутрипредметная интеграция -это не согласование тем, отражающих содержание предмета, а согласование содержательных линий и конкретизирующих их подстандартов. В отчете излагаются различные проблемы, связанные с этой проблемой, и утверждается, что интеграция на основе стандартов является более важной для современного анализа.

Ключевые слова: интеграция, межпредметная и внутрипредметная связь, образовательные стандарты, качество обучения, деятельность.

Принципы обучения и воспитания играют важную роль в усвоении необходимых знаний и приобретении жизненных навыков у молодого поколения. Данный фактор, определяющий формы организации обучения, направления и средства разработки по содержанию, имеют решающее значение и в преподавании родного языка в начальных классах. Как известно, преподавание азербайджанского языка как предмета осуществляется на всех общеобразовательных уровнях, начиная с начальных классов. Его качество, в первую очередь, зависит от правильной и эффективной организации знаний и навыков на уровне начального образования. Один из основных принципов, используемых в этом процессе, именно связан с принципом интегративности. Как педагогическая концепция, принцип интегративности напрямую связан с раскрытием понятия «интеграция». Слово «интеграция» (<integratio), производное от латинского слова «integer («целое», «цельное»), используется в значении «восстановление», «завершение» [1, с.39; 7, с.70]. Следовательно, по этой причине, «интегративность» и «интеграция в обучении» являются понятиями, используемыми параллельно, и объясняются как общепедагогический принцип, отражающий процесс объединения частей и частичек, компонентов и элементов в единую систему. Несмотря на это, они используются также в разных значениях. Таким образом, если интегративность объясняется как принцип, на который ссылаются при определении содержания образования, то интеграция раскрывается в нескольких значениях:

1) будучи эквивалентом понятия интегративности, общедидактический принцип;

2) стратегия, направленная на эффективную организацию учебного процесса;

3) способы и средства, служащие усвоению учебных материалов.

Т.Г. Браже, поддерживающий идею отражения интеграции в межпредметных и внутрипредметных формах, выдвигает на передний план создание системы не по формальным признакам, а на основе сближения по существу [2, с. 147]. Ученый справедливо отмечает, что на самом деле интеграция возникла в результате дифференциации наук, то есть углубления знаний и требований, предъявляемых к ним в рамках единой науки, и давно привела к новому взгляду на содержание образования [2, с. 152].

В большинстве исследований понятие интеграции излагается в двух значениях: как цель обучения для создания целостного видения мира и как средство, с помощью которого знания могут быть приближены на общей платформе. Г.Ф. Федорец, исходя из существующих взглядов, объясняет межпредметную связь как педагогическую категорию, обобщающую интегративные отношения между объектами действительности, событиями и реальными процессами и указывает, что оно находит свое отражение в содержании, форме и методах учебно-воспитательного процесса, развивая его в органическом объединении образовательных, развивающих и воспитательных функций [4, с. 25].

Изъяснение межпредметной связи, на основе интегративности, направлено на раскрытие интеграции по существу. Если межпредметная интеграция способствует углублению связи между предметами, то в целом интеграция - это создание нового интегративного содержания с поиском единого объединяющего начала. По мнению Г.Ф. Федорец, основу интегрированных уроков составляет интегративно-тематический подход. Такой подход создает большую возможность связать пройденные темы с различными темами по отдельным предметам. Однако должна существовать логическая взаимозависимость между темами, относящимися к различным предметам, обуславливающих друг друга, что требует специальной подготовки учителей -предметников [4, с. 89].

Исследование показывает, что определение логической основы интеграции, а также ее отдельных аспектов в теории и практике образования все еще остается серьезной проблемой. В.А. Игнатова, уделяющая большое внимание данному факту, ставит вопросы, пока еще слабо разработанные и не нашедшие точного ответа в исследованиях: Что должно быть интегрировано, каковы должны быть их основы и возможности? Как и на каком уровне должен быть построен механизм интеграции? Как, в каких формах и методах должна реализовываться идея интеграции в педагогической практике, в том числе и в содержание образования?

Ученый исследователь, изучающий проблему в более глубоком аспекте, подчеркивает, что в последние десятилетия в исследованиях в области школьного образования как синоним

95

интеграции широко используются термины «междисциплинарный подход» и «трансдисциплинарный подход». По мнению исследователя, межпредметная связь более широко и существенно отражает процесс интеграции знаний и их динамику. Ученый, занимающийся, в основном, интеграцией естественных наук, показывает, что в практике школы существует два типа реализации интегрированных предметов: подготовительная интеграция предметов на этапе начального образования; обобщая интеграция предметов на заключительном этапе. По мнению Е.Ю. Сухаревской, межпредметная интеграция на уровне начальной школы осуществляется на основе согласования фактов и конкретных понятий по различным предметам. Она, учитывая, развивающие возможности интегративных уроков, считает, что в процессе интеграции должны соблюдаться следующие условия: объекты исследования должны совпадать или должны быть очень близки; интегрированным темам должны быть применены одинаковые или похожие методы; они должны быть построены на основе общих закономерностей и теоретических концепций [3]. В современном значении, если межпредметная интеграция представляет собой согласование приобретенных знаний и навыков, в соответствии с соответствующими стандартами, то внутрипредметная интеграция - это не согласование тем, отражающих содержание предмета, а согласование содержательных линий и конкретизирующих их подстандартов. Это согласование или связь осуществляется в форме горизонтальной и вертикальной интеграции. Межпредметная интеграция проводится в формах горизонтальной, а внутрипредметная интеграции в формах горизонтальной и вертикальной интеграции. В связи с этим, в последний период, в педагогических исследованиях нашло место понятие интеграции на основе стандартов. На наш взгляд, интегративность - это обобщенный педагогический подход, способствующий определению содержания, формы и качества процесса интеграции. Интеграция, будучи очень важным показателем интегративности, в процессе преподавания предметов выступает со своеобразного аспекта. Предусматривая реализацию взаимосвязи между стандартами содержания, способствует взаимодополняемости различных видов деятельности. Все это является важнейшим условием всестороннего формирования личности ученика.

Список литературы /References

1. Ахмедов А., Аббасов А. Один из приоритетных направлений образования //

Азербайджанская школа, 2013. № 5. С. 39-46.

2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. 1996.

№ 5. С. 150-154.

3. Сухаревская Е.Ю. Особенности интегрированного обучения в начальных классах //

Начальная школа, 2006. № 1. С. 81-88.

4. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт).

Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989, 93 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.