Научная статья на тему 'Возможности интегративного изучения математики и информатики в рамках учебной программы'

Возможности интегративного изучения математики и информатики в рамках учебной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / КУРРИКУЛУМ / МАТЕМАТИКА / ИНФОРМАТИКА / INTEGRATION / CURRICULUM / MATHEMATICS / COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биннатова Шалала Бахлул Кызы

В данной статье рассматривается проблема интегративного изучения начального курса математики и информатики в рамках учебной программы (куррикулума). С точки зрения проблемы проанализированы характерные особенности образовательной программы. Автор приходит к выводу, что «линии содержания» являются важной частью концепции, предназначенной для обеспечения общих результатов обучения математике. Обосновывается мысль, что основным компонентом учебной программы являются использование современных информационных технологий и ресурсов в образовательном процессе. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биннатова Шалала Бахлул Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the problem of integrative learning of the initial course of mathematics and computer science in the framework of the curriculum (curriculum) is considered. From the point of view of the problem, the characteristic features of the educational program (curriculum) are analyzed. The author comes to the conclusion that "content lines" are an important part of the content intended to provide general results of teaching mathematics. The idea that the main component of the curriculum is the use of modern information technologies and resources in the educational process is substantiated. This problem has been little studied and requires further research.

Текст научной работы на тему «Возможности интегративного изучения математики и информатики в рамках учебной программы»

УДК 371

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Биннатова Шалала Бахлул кызы, Гянджинский государственный университет, город Гянджа, Азербайджан E-mail: azerin2@rambler.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема интегративного изучения начального курса математики и информатики в рамках учебной программы (куррикулума). С точки зрения проблемы проанализированы характерные особенности образовательной программы. Автор приходит к выводу, что «линии содержания» являются важной частью концепции, предназначенной для обеспечения общих результатов обучения математике. Обосновывается мысль, что основным компонентом учебной программы являются использование современных информационных технологий и ресурсов в образовательном процессе. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

Ключевые слова: интеграция, куррикулум, математика, информатика.

Abstract. In this article the problem of integrative learning of the initial course of mathematics and computer science in the framework of the curriculum (curriculum) is considered. From the point of view of the problem, the characteristic features of the educational program (curriculum) are analyzed. The author comes to the conclusion that "content lines" are an important part of the content intended to provide general results of teaching mathematics. The idea that the main component of the curriculum is the use of modern information technologies and resources in the educational process is substantiated. This problem has been little studied and requires further research.

Key words: integration, curriculum, mathematics, computer science.

В настоящее время в Азербайджане предмет математики преподается на основе утвержденной образовательной программы (куррикулума). Эта программа является наиболее важным государственным документом, отражающим все мероприятия, направленные на достижение общих результатов обучения путем определения основных целей математики в общем образовании,

включая начальную школу, с опорой на индивидуальные особенности каждого учащегося. Эта учебная программа дает базовые результаты обучения для определения того, «что знают ученики» и «что они должны делать» [1, с. 5].

В «Концепции общего образования в Азербайджанской Республике (Национальный куррикулум)» особое внимание было уделено содержанию интегративной подготовки, а также принципам самооценки целенаправленности и эффективности обучения.

Учебная программа проанализирована с точки зрения межпредметных интеграций в преподавании математики в начальных классах, и результаты были обобщены с учетом задач учебной программы. Установлено что, в начальном курсе математики межпредметная интеграция может быть использована в процессе познавательных методов на основе индукции и дедукции, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, абстракции и аналогии. Эта работа также может ускорить развитие математического (в том числе логического) мышления младших школьников и помочь развитию их внимания, памяти и речи.

В введении учебной программы особо подчеркивается, что математика напрямую связана с большинством современных наук. Без базовой математической подготовки невозможно подготовить на высоком уровне физика, химика, инженера, психолога, экономиста и других специалистов [1, с. 6]. Из анализа программы ясно, что в результате обучения математике каждый ученик должен знать основы математического вычисления, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, и выполнять различные практические занятия, опираясь на свои математические знания и способности.

Важность межпредметной интеграции также очевидно вытекает из основных целей преподавания математики. Установлено, что одной из основных целей образовательного процесса является «создание реальной основы для продолжения образования, изучения других предметов, приобретения необходимых знаний, навыков для практического применения» [1, с. 6]. С точки зрения проблемы были проанализированы «Линии содержания» учебного плана и «Результаты обучения линий содержания». Как стало известно, «линии содержания» являются важной частью концепции, предназначенной для обеспечения общих результатов процесса обучения математике. В нашей республике установлены следующие линии содержания для обучения математике: числа и действия, алгебра и функции, геометрия, измерения, статистика и вероятность. В учебной программе математики, хотя стандарты содержания и меняются от класса к классу, линии содержания по-прежнему остаются неизменными во всех классах. Тем не менее, учебную программу следует пересматривать, углублять и время от времени расширять. Любое понятие, которое включено в содержание предмета, не может быть ограничено только одной линией содержимого.

В 1-1У классах горизонтальная и вертикальная интеграция, а также

интеграция с другими параллельными предметами должна оставаться актуальной. В таком случае учащиеся лучше понимают числа и основанные на них теории, при этом у них формируются навыки точного и приблизительного (округление) вычисления. В старших классах эта линия содержания создает более благоприятные условия для изучения простых и сложных чисел, рациональных и иррациональных чисел, действительных и комплексных чисел.

Междисциплинарная интеграция программы также предусматривает, что преподавание тем, относящихся к различным предметам, но дополняющих друг друга, должно быть в рамках особого преподавания. Практика показывает, что реализация связей между различными дисциплинами с использованием этих отношений в математической подготовке основывается на куррикулуме «Непрерывное образование, изучение других предметов, изучение навыков, необходимых для практического применения может создать реальную основу для достижения основной цели обучения» [1, с. 6].

Учебная программа предоставляет возможности для интеграции предметов математики и информатики. Соответствующее преподавание математики и информатики в средних школах напрямую связано с всесторонним пониманием достижений современного прогресса, а также со знанием предыстории информационных процессов, происходящих в обществе и в природе. Цель, содержание и формы объединения предметов математики и информатики должны быть четко определены в направлении реализации этой важной задачи. Интегрированное обучение в области математики и информатики открывает возможности для углубления и систематизации знаний учащихся, развития их жизненных навыков, имеющих значительное влияние на профессиональную подготовку, а также создания новых ассоциативных отношений. Кроме того, интеграция играет важную роль в формировании логического мышления учащихся, навыков рассуждения, повышения эффективности обучения, развития интереса учащихся к предмету. Правильная реализация внутрипредметных и межпредметных связей имеет решающее значение для эффективной организации учебной программы по информатике [2, с. 129].

Межпредметная интеграция включена в учебную программу информатики. Установлены связи содержания математики и информатики в начальном образовании, процесса систематизации знаний и результатов обучения. Целесообразно выбрать связанную модель интеграции, широко используемой в преподавании этих дисциплин.

Интенсивная интеграция предмета информатики в текущую учебную программу предмета обеспечивается посредством взаимодействия линий содержания, базовых стандартов и подстандартов. Вопросы правильной интерпретации результатов рассматриваются как один из основных дидактических элементов в обучении. Создание моделей, их анализ и проверка

реализуются посредством интеграции.

Основным компонентом учебной программы являются использование современных информационных технологий и ресурсов в образовательном процессе. Во многих случаях решением проблем, возникающих в процессе преподавании различных дисциплин, является развитие у младших школьников алгоритмического мышления и сформулированности навыков использования ИКТ.

В учебной программе по информатике межпредметная интеграция рассматривается как процесс формирования новых навыков путем систематизации общих понятий различных дисциплин, систематизации знаний школьников в рамках единой концепции. Связи информатики с другими дисциплинами позволяют преподавателям подойти к одному и тому же объекту, событию или процессу с разных позиций, чтобы у учеников сложилось полное понимание окружающего мира. На уроках информатики знакомство ученика с типами информации, ее особенностями и информационными процессами в разных системах еще более углубляет восприятие того, что человек, общество и природа взаимосвязаны [2, с. 131].

Список использованных источников:

1. Учебная программа (куррикулум) по математике для общеобразовательных школ Азербайджанской Республики. - Баку, 2013. - 138 с.

2. Дисциплинарные куррикулумы для 1-1У классов общеобразовательных школ. - Баку, 2013.- 480 с.

3. Лиферон А.П. Интеграция мирового образования - реальность третьего тысячелетия. - М.: Педагогика, 1997.- 238 с.

4. Биннатова Ш.Б. Реализация межпредметных связей в процессе обучения математике (1-1У классы) : дис. ...док. фил. по пед. - Баку, 2014. - С. 78-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.