Научная статья на тему 'Особенности интеграции систем дошкольного и школьного образования'

Особенности интеграции систем дошкольного и школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Камилат Аскеровна

В статье раскрываются механизмы интеграции систем дошкольного и начального школьного образования через установление внутрипредметных и межпредметных связей, использование их для создания системных представлений у учащегося об изучаемых явлениях и процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности интеграции систем дошкольного и школьного образования»

Психолого-педагогические науки

• ••

77

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ ДОШКОЛЬНОГО

И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2009 Магомедова К.Х.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрываются механизмы интеграции систем дошкольного и начального школьного образования через установление внутрипредметных и межпредметных связей, использование их для создания системных представлений у учащегося об изучаемых явлениях и процессах.

The author of the article reveals the integration mechanisms o of the systems of preschool and primary school education with the help of the establishment of the intra- and inter-subject relations, their use for creation of the pupil’s system conceptions of the studied phenomena and processes.

Ключевые слова: интеграция, дошкольное образование, начальное образование, внутрипредметные связи, межпредметные связи.

Keywords: integration, preschool education, primary education, intra-subject relations, inter-subject relations.

Интеграция в социальных и естественных процессах рассматривается как объективное свойство, под которым понимается «... объединение в единое целое каких-либо частей, элементов», актуальность которых определяется рядом причин.

Одна из задач образования состоит в организации процесса усвоения целостной картины мира, тогда как реальный учебный процесс построен преимущественно на предметной основе, а значит, необходим поиск способов организации интегративного обучения.

Современное образование определяется как личностноориентированное, культурологиче-

ское, вследствие чего важно построение моделей обучения, обеспечивающих целостное развитие личности.

Интегрированное построение учебного процесса больше соответствует условиям развития современного общества, которому свойственны актив-

ные процессы слияния науки и производства, технических достижений и искусств, типов и стилей жизни людей и т.д.

На интегрированное построение учебного процесса ориентированы новые образовательные нормативы, согласно которым в практике обучения необходимо создать специальные усилия, направленные на выявление, установление, упорядочение и усовершенствование интегрированных связей, элементов учебного процесса и т.д.

Анализ теории и практики позволяет в качестве направлений проникновения интеграционных процессов в образование выделить:

- объединение содержания учебных предметов в интегративные учебные дисциплины (художественный труд и т.д.);

- создание организационных форм, позволяющих объединять действия педагогов и учащихся в

Известия ДГПУ, №3, 2009

78

решении образовательных задач (специализированные классы и т.д.);

- обоснование и использование комплексных методов обучения, интегрирующих достоинства частных, конкретных методов обучения (учебные игры, метод проектов, дизайнанализ и т.д.);

- разработка новых систем обучения на основе существующих;

- проектирование и реализация «образовательных», «педагогических», «инновационных» технологий;

- разработка заданий, контрольных и дидактических средств в рамках образовательного предмета, направленных на установление связей между разделами, на их обобщение и объединение в виде конечного продукта обучения;

- установление внутрипредметных и межпредметных связей и их использование для создания у учащихся системных представлений об изучаемых явлениях.

Анализ литературы показывает, что в общепедагогическом плане интеграция предполагает установление объективных закономерностей между различными элементами педагогической системы (выявление их связей, создание целостной системы, комплексное исследование педагогических явлений и т.д.); определение способов системного усвоения содержания образования (выявление межпредметных связей, конструирование обобщенных умений учащихся, разработка механизмов объединения школьного и научного опыта и др.); обеспечение результативности обучения (построение модели целостной личности и ее структур, построение механизмов взаимодействия рационального, эмоционального и нравственного в деятельности и поведении человека); обеспечение междисциплинарных подходов (построение интегративных курсов, установление оптимального соотношения федерального, регионального и школьного компонентов образования) [6, 8].

Сопоставление используемых в педагогической литературе составляющих дефиниций термина «интеграция» позволяет сделать вывод о том, что интеграция ориентирована на достижение запланированных целей (межпредметных связей, оптимальной структуры, обобщенных умений, целостной системы и др.).

При этом в большей части определений результатом интеграции рассматривается установление различного рода связей (межпредметных, внутрипредметных, иерархических, структурно-логических и т.д.) между элементами педагогической системы, что означает участие в интеграции множества элементов и явлений.

Следовательно, установление связей, их упрочение должно привести к возникновению новой целостности (целостной системы, педагогической модели, педагогического мировоззрения, целостной личности, интегративных курсов и т.д.), в которую включены результативные характеристики учебного процесса, поскольку именно на ученике должны отразиться результаты интеграции.

Интеграция нами рассматривается как процесс целенаправленного поиска путей и средств установления связей между педагогическими явлениями и элементами и создание на этой основе новой целостности с интегративными свойствами. При этом процессуально интеграция предполагает определение конкретного числа интегрируемых элементов, установление общих и противоречивых свойств интегрируемых элементов, построение модели будущего взаимодействия, реализация модели в образовательной практике и констатация результативности модели в педагогических достижениях обучаемых. Приведенное понимание интеграции предполагает двухаспектную деятельность, где первая составляющая связана с обоснованием модели обучения (новой целостности), а вторая определяет деятельность

Психолого-педагогические науки

79

• ••

по практической реализации интегративной модели [3].

Следовательно, интеграция предполагает разработку нового подхода из установившихся в теории и практике закономерностей, обоснование преобразования, разрушения, видоизменения действующих принципов и методик. С этих позиций интегративные процессы находятся в постоянном противоречии с нормативной педагогической деятельностью, поскольку интеграция близка к педагогической инновации, определяемой как развитие образовательной практики посредством внедрения новшеств. В качестве новшества может выступать идея, метод, технология, программа и т.д., и интеграция в большей мере нацелена на создание новшеств и может рассматриваться как один из механизмов инновационного обучения.

По мнению П. Р. Атутова и др., интегративные процессы следует разделять на структурные и функциональные, где структурная интеграция оказывает влияние на характер знания в зависимости от степени их обобщенности и абстрактности и имеет количественный характер, а функциональная ориентирована на формирование определенных качеств личности [Цит. по: 4].

Проведенный анализ психологопедагогической литературы позволяет выделить интеграцию: внутри-

предметную (в рамках образовательной дисциплины) и интеграцию, охватывающую основные звенья

Примечания

(цель, содержание, методы, формы и др.) образовательного процесса по предмету, обеспечивая его системность и целостность; межпредметную (в рамках учебных предметов), объединяющую разноаспектные и недостаточно взаимосвязанные на первый взгляд элементы, что приводит к становлению педагогической системы образовательного учреждения, обеспечивающую функциональную целостность и оптимальное достижение целей обучения.

Анализ различных моделей дошкольного и начального школьного систем привел нас к пониманию того, что такая модель должна быть компактной, интегрировать основные элементы учебного процесса (методы, формы, средства обучения, субъекты педагогической деятельности и др.), содержать возможности для изучения статистических и динамических характеристик. Работа данной системы должна соответствовать запросам общества, потребностям обучаемого и учителя, уровню развития общества.

Таким образом, можно утверждать, что установление системных связей между различными элементами учебного процесса приводит к становлению дидактической системы образовательной дисциплины (внутрипредметная интеграция), где системообразующим компонентом выступает «учебная деятельность», а основным механизмом интеграции -проблемно-ориентиро-ванные методы и формы обучения.

1. Гельмах 3. Интеграция общего и среднего образования на базе идей истории науки и культуры // Вестник высшей школы. 1991. №11. С. 20-39. 2. ДанилюкА.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. 1998. №2. С. 8-12. 3. Нюдюрмагомедов А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Махачкала, 1999. 4. Петрова М.В. Интеграционные процессы в формировании технологической культуры школьников. Дис... канд. пед. наук. Махачкала, 2000. 5. Словарь иностранных слов. 18-е издание. М., 1989. 6. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л., 1980.

Статья поступила в редакцию 16.08.2009 г.

so

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.