Научная статья на тему 'Исторический анализ становления психологопедагогической подготовки выпускников в образовательных учреждениях МВД России'

Исторический анализ становления психологопедагогической подготовки выпускников в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / PROFESSIONAL SELECTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / КАНДИДАТ / CANDIDATE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова А.В.

1718 г. мы связываем с возникновением психологопедагогической подготовки кадров для Министерства Внутренних Дел. Проведен исторический анализ становления психолого-педагогической подготовки выпускников в образовательных учреждениях МВД России, в статье рассмотрены вопросы профессионального отбора кадров, изложены требования, предъявляемые к кандидату на полицейскую службу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иванова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL ANALYSIS OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREPARATION OF THE GRADUATES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

1718 is associated with the emergence of psychological and pedagogical training for the Ministry of Internal Affairs. The historical analysis of the formation of psychological and pedagogical preparation of the graduates in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is carried out. The article investigates the questions of professional selection of the staff, the requirements to the candidate for police service are stated.

Текст научной работы на тему «Исторический анализ становления психологопедагогической подготовки выпускников в образовательных учреждениях МВД России»

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

THE HISTORICAL ANALYSIS OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREPARATION OF THE GRADUATES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

А. В. Иванова

1718 г. мы связываем с возникновением психолого-педагогической подготовки кадров для Министерства Внутренних Дел. Проведен исторический анализ становления психолого-педагогической подготовки выпускников в образовательных учреждениях МВД России, в статье рассмотрены вопросы профессионального отбора кадров, изложены требования, предъявляемые к кандидату на полицейскую службу.

Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка, профессиональный отбор, профессиональная подготовка, образовательное учреждение, кандидат.

Для определения хронологических границ дореволюционного этапа автор учитывал научные работы отечественных историков [1]. Так как объект настоящего исследования составляет образовательный процесс в вузах МВД России, а в дореволюционной России его начало обусловлено образованием так называемой тогда «регулярной полиции», то именно 1718 г. мы связываем с возникновением психолого-педагогической подготовки кадров для Министерства. Научных трудов, связанных непосредственно с психолого-педагогической подготовкой выпускников учреждений МВД [2], не выявлено, поэтому предмет своего исследования расширим до его объекта. Тем самым сосредоточим свои усилия на выявлении и анализе психолого-педагогических аспектов дореволюционной подготовки кадров для МВД.

Профессиональный отбор кадров. Кандидат на полицейскую должность подавал прошение на имя губернатора (градоначальника, обер-полицмейстера) и представлял автобиографию. Кроме того, если ранее кандидат нигде не служил и только что окончил учебное заведение, то он представлял диплом (аттестат зрелости, свидетельство об окончании курса), свою метрику (свидетельство о рождении) или нотариально удостоверенные копии указанных документов.

С позиций психологического анализа лица, удовлетворявшие условиям поступления на полицейские должности, подвергались всесторонней проверке и изучению личностных качеств, в зависимости от характера предстоящей служебной деятельности и имевшегося образования. С педагогических позиций указанные лица вскоре

A. V. Ivanova

1718 is associated with the emergence of psychological and pedagogical training for the Ministry of Internal Affairs. The historical analysis of the formation of psychological and pedagogical preparation of the graduates in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is carried out. The article investigates the questions of professional selection of the staff, the requirements to the candidate for police service are stated.

Keywords: psychological and pedagogical preparation, professional selection, vocational training, educational institution, candidate.

определялись на службу, экзаменовались, зачислялись в полицейский резерв для изучения теории и практики, а пройдя профессиональное становление, они приобретали полицейский чин [1, с. 18-19].

В характеристике полицейских дел в 1721 г. отмечалось: «...полезное ко установлению полиции или добрых гражданских порядков. а именно, она рождает добрые порядки и нравоучения, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках; вкратце ж над всеми сим полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности» [1, с. 21].

Например, в 1906 г. в сыскную полицию невозможно было привлечь способных людей, а те агенты, которые состояли на службе, или оставляли ее при удобном случае, или встречали «на каждом шагу вместо нравственной поддержки одно лишь противодействие и ненависть в среде охраняемого им населения», а потому постепенно теряли энергию, самообладание, корректность и служили уже не за совесть, а за страх [3, с. 157].

Однако тенденция на предоставление полицейским чинам полномочий «действовать по крайнему разумению» порождала как явление превышения властных полномочий, так и бездействие (при бесконтрольности), небезосновательные жалобы от жителей.

Среди несомненных трудностей и очевидных препятствий выделим: нехватку «классных чиновников» полиции; слабое стимулирование (поощрение) полицейской деятельности; непопулярность (нередко принудительность) службы в полиции; низкая профессиональная мо-

бильность полицейских чинов (привязанность к месту жительства и нежелание органов полиции расставаться со своими кадрами). В этой связи Указом Императора от 14 мая 1740 г. проблемы комплектования кадрами полицейских подразделений, по существу, были возложены на армию [4, с. 294]. Как правило, руководящий состав полицмейстерских канцелярий и контор комплектовался за счет армейских офицеров1.

Вместе с тем следует признать очевидным, что содержание некоторых регламентирующих документов явно отражало психолого-педагогическое обеспечение и сопровождение профессиональной деятельности руководства и специалистов ряда структурных подразделений министерства. К тому же многие агенты сыскной и городской полиции; чиновники-руководители МВД, Департамента полиции, губернских, городских и уездных органов полиции были с высшим образованием.

С определенной условностью к учебным учреждениям можно отнести созданную в Санкт-Петербурге в 1867 г. подготовительную школу резерва кадров полиции, периодически поставлявшую полицейских чинов для участковых управлений [5]. Школа предназначалась для несения повседневной и экстренной службы в составе различных нарядов; поддержания порядка при организации и во время проведения гуляний, зрелищ, процессий и церемоний; несения плановых и неплановых дежурств; командирования лиц с определенными задачами; для восполнения (временного замещения) временного некомплекта кадров участковой полиции. Очевидно, что при должном педагогическом обеспечении и сопровождении подготовки выпускники школы полицейского резерва были способны к качественному профессиональному становлению на полицейских должностях.

Школа представляла собой в своем роде «специально-полицейский университет» [5, с. 5-6]. Например, среди предметов, что классным чинам требовалось изучить, последним двенадцатым была антропометрия. Выпускник «университета» (полицейский офицер) «должен умело говорить с высокопоставленным лицом и со средним обывателем, и с дворником, и с простым, только что прибывшим из деревни мужиком» [5, с. 5-6]. Кроме того, полицейский офицер должен быть способен «даже примирять враждующие стороны», уметь «повести дело так, что и недоразумение кончается быстро».

Кроме Санкт-Петербурга и Москвы полицейский резерв был создан в крупных городах с целью восполнения убыли полицейских чиновников.

Особое значение МВД уделяло деятельности Александровского лицея, Устав которого был утвержден в 1848 г. Лицей предназначался для «воспитания благородного

юношества для гражданской службы по всем частям, требующим высшего образования, преимущественно же по Министерству внутренних дел». Несмотря на то, что выпускники лицея были подготовлены по тематике административного права и полицейской деятельности, из-за непродуманной кадровой политики МВД они, как правило, имели слабый карьерный рост в полиции. В конечном счете, было принято решение, отменившее преимущественное распределение выпускников лицея в структуры МВД. На необходимость учреждения в Империи специальных полицейских школ обращено внимание в циркуляре МВД по Департаменту полиции от 7 мая 1913 г. № 14532.

В целом к концу дореволюционного этапа в Российской империи функционировали 14 губернских школ урядников (сельской полиции) для прохождения преимущественно юридической подготовки. При отделениях сыска были созданы двухмесячные курсы для изучения государственного и полицейского права, а также уголовного законодательства, основ криминалистики, судебной медицины и приемов самообороны2.

Формами профессиональной подготовки служащих политической и общей полиции являлись: система полицейских резервов, школы для полицейских урядников и стражников [6, с. 39], для городовых, для околоточных надзирателей, для земских стражников, специальные курсы для подготовки начальствующего состава, специальные курсы уголовного сыска, занятия в охранных отделениях, съезды начальников охранных отделений, специальные курсы, организованные при Штабе корпуса жандармов [7, с. 51], одиночные и групповые занятия с жандармскими унтер-офицерами их ближайшими начальниками, повторные курсы при Штабе корпуса жандармов для старших офицеров.

М. В. Кольцова отмечает, что революционные события в стране (начиная с 1905 г.) потребовали не только специализации (жандармерия, уголовный сыск и т.д.), но и профессиональной подготовки полицейских чинов [8, с. 22] в профильных учебных заведениях, разработки специальных учебных программ. В педагогической системе подготовки кадров для МВД до половины объема учебного времени отводилось на практические занятия, включая обязательные стажировки выпускников полицейских учебных заведений в условиях, приближенных к реальным ситуациям. Выпускным испытаниям в ряде учебных заведений предшествовали комплексные учения с участием всех выпускников. Выпускники, продемонстрировавшие лучшие результаты на итоговых экзаменах, обладали преимуществом при замещении имевшихся вакансий, а также продвижением по службе.

Можно констатировать, что специальных образовательных учреждений в дореволюционную эпоху МВД не имело.

1 Классные должности полиции в Санкт-Петербурге замещались русскими подданными, достигшими 25 лет и имевшими образование, дававшее право на льготу I разряда по воинской повинности, а также окончившими курс в военных (юнкерских) училищах.

2 Например, Инструкцией чинам сыскных отделений от 9 августа 1910 г. предписывалось в уголовный сыск широко внедрять научно-технические методы борьбы с преступностью (антропометрию, дактилоскопию, судебную фотографию, идентификацию огнестрельного и холодного оружия). При «Специально-полицейском университете» в Санкт-Петербурге был создан Музей полиции с многочисленными экспонатами.

Деятельность министерства была регламентирована многочисленными документами государственного, ведомственного и местного значения, поэтому от руководства и персонала органов внутренних дел требовалось точное следование их предписаниям. В этой связи утверждать об организации целенаправленной психолого-педагогической подготовки кадров для МВД безосновательно.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Марусенко В. Н. Правовое регулирование в сфере кадрового обеспечения полиции и социальной защиты полицейских в дореволюционной России: Историко-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.

2. Манифест Александра I от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств» // ПСЗ. Собр. 1. Т. XXVII. № 20406.

3. Регламент или Устав Главного Магистрата от 16 января 1721 г. // ПСЗ. Собр. 1. Т. VI. № 3708. Гл. X.

4. Отчет о деятельности сыскного отделения Киев-

ской городской полиции за 1906 г. // Полиция России: Документы и материалы. 1718-1917 гг. / авт.-сост.: А. Я. Малыгин, Р. С. Мулукаев, Б. В. Чернышев, А. В. Лобанов. Саратов: СЮИ МВД России, 2002. С. 294.

5. Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции. Специальная школа для чинов полиции и Музей столичной полиции. СПб.: Тип. СПБ Градоначальства, 1901.

6. Краткий курс сыскного дела, преподаваемый в Уфимской школе полицейских урядников. Уфа, 1914.

7. Перегудова З. И. Инструкция о порядке ведения учебных заведений на офицерских курсах при штабе Отдельного корпуса жандармов // Неизвестная Россия. 1992. № 2.

8. Кольцова М. В. Профессиональная подготовка полицейских кадров Российской империи в период с 1907 г. до февраля 1917 г.: Историко-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

ПОНЯТИЕ «НАРОД» В ИСТОРИОСОФИИ Ю. Ф. САМАРИНА И СЛАВЯНОФИЛОВ

THE NOTION OF "PEOPLE" IN THE HISTORIOSOPHY OF YU. F. SAMARIN AND THE SLAVOPHILES

С. И. Скороходова

В статье на основе архивных материалов раскрывается одно из центральных понятий философии представителей «московской школы» - «народ». Автор считает, что любовь славянофилов к народу не была абстрактной, но проявлялась практически. Они живо откликнулись на все основные вопросы современной России, по-своему изучив те элементы, которые повлияли на своеобразие внутреннего склада русского народа. В статье обосновывается мысль Н. А. Бердяева о том, что славянофилы стояли у истоков национального самосознания и повлияли на многие общественные направления, даже мало осознающие свое родство со славянофилами.

Ключевые слова: русский народ, Самарин, Хомяков, Киреевский, Достоевский, «Бродяга», национальное самосознание.

S. I. Skorokhodova

The article, which is based on the archive materials, describes one of the central concepts of the "Moscow School's" philosophy: "the people". The author believes that the Slavophiles' love for the people was not abstract but was shown in practice. They keenly responded to the principal issues of Russia of that time and, in their own way, studied the elements that influenced the Russian people's original mentality. The article substantiates N. A. Berdyaev's idea that the Slavophiles were the originators of the national identity and had influence on many social sectors, even those few, who were aware of their connection with the Slavophiles.

Keywords: the Russian people, Samarin, Khomyakov, Kireevskiy, Dostoevskiy, "the Wanderer", national identity.

У славянофилов, как справедливо заметил Бердяев, было одно сильное, безотчетное, физиологическое чувство безграничной любви ко всему русскому: русскому народу, русскому быту, русскому складу ума. Они восприняли это чувство как пророческое.

Сомнительными кажутся слова М. О. Гершензона о том, что славянофилы любили Россию, но не народ [1, с. 37]. Россия, согласно славянофилам, невозможна без русского народа. Хомяков писал: «Россия приняла в свое великое лоно много разных племен, финнов прибалтийских,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.