G^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ^D
DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11009 МЕЦГЕР Андрей Александрович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Института государственного управления и прав а ФГБОУ ВО «Ггосударственный университет управления»,
e-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация. В статье автор на исторических примерах античности, Нового времени и Новейшего времени исследует становление и развитие традиции разграничения прав человека на естественные и приобретенные, а также пяти поколений прав человека и основы становления шестого поколения прав человека (цифровых прав). Права и свободы личности (осмысленные, классифицированные в поколения прав человека) только тогда становятся реальностью, только тогда могут быть реализованы, когда гарантируются государством. Вся история юридической практики различных стран, включая и Россию, является подтверждением того, что реализация принятых законов гораздо более сложная задача, чем их декларация.
Ключевые слова: права человека, естественные права, приобретенные права, свобода, поколение прав человека, социальное государство, конституция.
METSGER Andrey Aleksandrovich,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Private law at the Institute of State governance and law of the State University of management
HISTORICAL TRADITIONS OF HUMAN RIGHTS CLASSIFICATION
Annotation. In the article, the author, using historical examples of antiquity, New Time and Modern Times, explores the formation and development of a tradition of distinguishing human rights from natural and acquired, as well as five generations of human rights and the foundations of the formation of the sixth generation of human rights (digital rights). The rights and freedoms of the individual (meaningful, classified into generations of human rights) only become a reality, only then can they be realized when guaranteed by the state. The entire history of legal practice in various countries, including Russia, is confirmation that the implementation of adopted laws is much more difficult than their declaration.
Key words: human rights, natural rights, acquired rights, freedom, generation of human rights, social state, constitution.
Научные концепции прав и свобод человека появились в Новое время. Инсти-туционализация прав человека происходила уже в Новейшее время, когда формировались и совершенствовались национальные и международно-правовые системы их защиты, формировалась соответствующая правовая и социальная политика [25]. Конечно, такая периодизация (Новое время и Новейшее время), в аспекте рассматриваемой проблемы конституционных и отраслевых особенностей системы гарантий прав граждан, носит достаточно условный характер. Напомним, что еще в античности зародилась традиция разграничивать права на есте-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020
ственные, данные человеку от природы в момент его рождения, и установленные (приобретенные) в силу определенных решений тех или иных субъектов — родоплеменной общины, полиса, государства и др. [28] Наиболее явно это выражено у Т. Пейна в памфлете «Права человека», где выделяются естественные неотъемлемые права и гражданские права, представляющие собой закрепленный нормами результат учреждения, нормирования, организации, т.е. институционализации достоинства в правилах [8].
Такая классификация находит свое отражение и в процессе реализации прав. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека формулирует
следующий принцип: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Естественное право может декларироваться даже для еще не родившихся, но зачатых детей. Например, Конституционный суд ФРГ подтвердил этот принцип, закрепленный в норме, запрещающей искусственное прерывание беременности. Причем, в 1970-х гг. Конституционный суд ФРГ, рассмотрев жалобы от женских организаций на ущемление этой нормой прав женщины, связанных с планированием своей жизни, карьеры, подтвердил эту норму. Он посчитал право на жизнь зачатого человека выше названных прав женщин. Достаточно традиционным также можно считать разграничение всех прав на права человека и права гражданина.
Франсуа Люшер выдвигает понятие публичных свобод, отражающее принцип возможного ограничения индивидуальных и других свобод для обеспечения гарантий других граждан. Классификация Ф. Люшера весьма примечательна и включает следующие права.
1. Право на равенство (перед законом, в доступе к занятию публичных должностей, перед бременем общественных расходов, перед налогообложением, в области трудовых отношений, перед правосудием).
2. Право на собственность (на частную собственность, на общественную собственность, приватизацию и национализацию) [19].
3. Право на достоинство, в том числе:
1) на достоинство жизни — на охрану здоровья (санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, охрана здоровья граждан, охрана здоровья детей); на развитие личности (доступ к образованию и культуре, право на отдых и досуг); на безопасность жизни и солидарность перед лицом опасности (социальное обеспечение) [29];
2) на достоинство труда — на трудовую занятость (профессиональное обучение, получение работы, равенство в праве получения работы; участие в делах предприятия (участие каждого, представительное участие и т.д.); на защиту профессиональных интересов (профсоюзные свободы, право на забастовку) [22].
Постепенно проводится различие групп прав человека по времени их осмысления в массовом сознании, их политической декларации, юридической формализации, для чего введен термин «поколения прав человека». Классификация прав человека по так называемым поколениям, предложенная в 1970-х гг. К. Васаком [3], несмотря на ее серьезную критику как исторически ошибочной, аналитически бесполезной и концептуально неправильной, остается едва ли не самой популярной на сегодняшний день [1]. Она примечательна тем, что в ее основу положена специфика содержания различных прав человека. Чешский
ученый увязывал ее с тремя идеалами Французской революции — свободой, равенством и братством [3].
Поколения прав человека характеризуют коренное изменение в подходах общества и государства к признанию, закреплению и защите достоинства. Различение поколений прав человека связано с изменением внутренней и внешней политики, административного, гражданского права, социального законодательства, политики наказания, криминологии [21].
Классификация прав человека по трем поколениям предполагает, что они представлены сущ-ностно различными видами прав. Таким образом, хронологический аспект данной классификации входит в противоречие с содержательным, который, впрочем, как было показано, часто отрицается. Не признается и наличие какой-либо концептуальной связи между разными поколениями прав человека [4]. Обеспечение прав предыдущих поколений не может рассматриваться как предпосылка или предварительное (последовательное) условие для реализации прав последующих поколений [7]. Нет между ними и отношений приоритетности, в плане признания особой значимости прав одного поколения (например, первого поколения по отношению ко второму или третьего по отношению к четвертому) по отношению к другим [1].
Как отмечается в юридической литературе, так называемые права третьего поколения корректнее рассматривать в качестве необходимых условий, предпосылок для обеспечения прав первого и второго поколений, а не собственно прав человека [16]. Национальные и международное сообщества должны обеспечивать эти условия и предпосылки, но вряд ли можно говорить о наличии каких-либо средств юридической защиты, доступных лицу в случае нарушения этих обязательств [2].
Различение поколений прав человека связано с изменением внутренней и внешней политики, административного, гражданского права, социального законодательства, политики наказания, криминологии [11].
Первое поколение прав человека обозначилось в ходе провозглашения и законодательного закрепления либеральных ценностей, получивших название «отрицательных свобод» («негативных прав», «свободы от...»). Негативные свободы — результат осмысления в эпоху Возрождения опыта автономии в античных полисах, городских коммунах, университетах Средневековья, движениях Реформации и других процессов [12].
Второе поколение прав человека отражает оформление опыта достоинства в связи с гарантиями государства, обеспечивающими условия безопасности, благоприятную среду для полити-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020
ческих и экономических свобод. Участвуя в политике и предпринимательстве, люди должны чувствовать себя в безопасности [24]. Трудящиеся требовали обеспечения работой, минимумом условий для воспроизводства жизни. Это оформляется в виде законодательного закрепления позитивных прав конституционного характера, социальных и коллективных прав, противоположных негативным правам. С третьим поколением прав человека связывают развитие конституционного, экологического и международного права во второй половине ХХ в. Расширялся ареал закрепления традиционных позитивных, в том числе социальных прав, что вело к становлению социального правового государства (ФРГ, Италия, Франция, страны Скандинавии). Находили закрепление также относительно новые права (экологические, на доступ к культурным ценностям, информацию, коммуникацию, развитие и др.) [28].
Конец ХХ в. - начало XXI в. принесли развитие четвертого поколения прав человека. Тенденции его становления пока можно только предположить как новые модификации права на труд, на образование, охрану здоровья, а особенно прав на информацию, и связанную с ними информационную (цифровую) безопасность, защиту частной жизни, экологических и авторских прав в связи с развитием Интернета и компьютерной техники. Возникнет и проблема естественной идентичности в связи с клонированием человека. Возможна актуализация также самого права на выживание и достойное существование людей и малочисленных народов во многих регионах мира [20]. Множатся демографические проблемы, усложняются возможности пользования правами на элементарные блага (чистый воздух, вода и почва, тишина, продукты, медицинская помощь, коммунальные услуги, санитарно-гигиеническая безопасность, образование) [21].
К пятому поколению прав человека некоторые ученые относят такие права, как Вера и любовь к Богу, единство с Творцом. В частности, можно говорить о разграничении прав человека с учетом тех жизненных сфер (повседневностей), в которых человек реализует себя как существо биологическое и духовное, как человек и гражданин, как личность, обладающая определенным статусом социальным и правовым, а также реализующая себя в одной из малых или больших социальных групп - семье, школе или трудовом коллективе, науке или бизнесе и так далее [28].
Идентификационная классификация прав человека исходит из того, что все многообразие жизненных сфер в обществе можно представить в качестве территориальной сферы [14], т.е. мест проживания и пребывания человека, путей сообщения, окружающей среды, прежде всего, природы - воздуха, воды, земли и др.; естественной
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020
сферы, в которой создаются блага для проявления телесности человека и формируются с этой целью определенные отношения; духовной сферы, а также агентной сферы, в которой большинство людей профессионально реализует себя, либо данная сфера обеспечивает их материальные потребности на профессию, труд, предпринимательство, собственность и др. [8]
Сегодня, на взгляд автора статьи, следует говорить о зародившемся и развивающемся шестом поколении прав человека - цифровых правах (sui generis) в аспекте информатизации и цифровизации многих сфер жизни человека [7]. Трудноразрешимые проблемы ждут людей и относительно права на труд в условиях наступления дистанционных технологий, роботов, киборгов, 3D-принтеров и т.д. С учетом становления антропологического подхода к анализу прав человека важно также обратить внимание на классификацию, которая разрабатывается представителями данного направления [23].
С учетом вышеизложенного идентификационная классификация прав человека включает: 1) территориальные права - экологические, земельные, миграционные, принимающего населения, коренных малочисленных народов [12]; 2) естественно-антропологические права - санитарные, медицинские, семейные (детей и родителей, супругов), репродуктивные, жилищные; 3) духовно-культурные права - конфессиональные права, права на образование, сохранение этнической культуры [5, 6]; 4) агентно-профессиональные права - права гражданского оборота, владения, пользования, распоряжения имуществом; сюда можно отнести то, что привыкли называть «гражданскими» правами, имеющими характер частноправовых возможностей юридических и физических лиц в эквивалентном обмене благами; сюда относят и трудовые права [11]; 5) цифровые права - реализуемые в цифровом мире права на конфиденциальность, анонимность, обезличенность оцифрованной персональной информации. Эти права обеспечиваются в России Федеральным законом № 152 «О персональных данных». Основной ролью цифрового государства является защита цифровых прав своих граждан от посягательств на них злоумышленников, пытающихся дезинформировать общество или отдельного человека.
Идентификационная классификация учитывает не только те жизненные сферы, в которых реализуются те или иные права человека, но и механизмы, которые обеспечивают реализацию таких прав и их защиту. Наряду с индивидуальными формами (самозащитой) также можно говорить о коллективных (общественных), общенациональных (государственных) и международных формах [27, 28].
Такие механизмы приобретают особое значение, когда возникает проблема не отдельных личных, приватных прав человека, а больших социальных групп (коллективов), например, коренных малочисленных народов или мигрантов [10]. Это могут быть также права отдельных наций, когда, например, возникает угроза безопасности государства, его суверенитету. Очевидно, что такие угрозы, как неконтролируемый рост ядерного оружия или глобальные техногенные катастрофы, а также усиление международного терроризма, могут рассматриваться с точки зрения массовых нарушений прав на наднациональном и даже международном уровнях [17].
Таким образом, можно говорить о вторичном основании классификации прав человека [21]. По вторичному основанию выявляются некая общность и различие признаков групп прав человека. Их выделяют иногда как «личные», «политические», «социально-экономические». Но, если в качестве основания классификации прав человека использовать характер (способ) их гарантий, возникают группы индивидуальных (частных, личных), коллективных, государственных (солидарных), международных (интернациональных) прав человека как процедур гарантирования [9].
Права и свободы личности (осмысленные, классифицированные в поколения прав человека) только тогда становятся реальностью, только тогда могут быть реализованы, когда гарантируются государством [29]. Вся история юридической практики различных стран, включая и Россию, является подтверждением того, что реализация принятых законов гораздо более сложная задача, чем их декларация. Очевидно, что права и свободы личности, закрепленные в различных правовых актах, требуют надлежащих гарантий их реализации [9].
Французское слово «гарантия» означает условие, обеспечивающее что-либо. Во-первых, все то, что в той или иной мере содействует достижению определенных результатов или обеспечивает определенное состояние, может быть расценено как гарантия соответствующей деятельности или состояния, потому что способствует деятельности, защищает состояние, то есть гарантирует их [5]. Во-вторых, общее понятие гарантии зачастую весьма условно и, если так можно выразиться, подвижно, поскольку то, что в одном случае выступает гарантией, в другом таковой не является [6]. Тем не менее, можно принять за аксиому следующие положения, нашедшие отражение в юридической литературе: гарантии - элемент правовой системы общества; необходимо отличать понятие гарантий от других, близких по значению, но не тождественных, например, юридической ответственности, мер охраны, мер пра-
вовой защиты; понятие «гарантии» является самостоятельной правовой категорией [23].
Как и другие правовые категории, понятие гарантий прав и свобод личности, в частности гарантий личной неприкосновенности, основывается на общечеловеческих принципах: гуманизме, справедливости, демократизме, законности, равноправии и др. [25] Принимая за основу существующие определения гарантий прав и свобод гражданина [18], можно сказать, что гарантии личной неприкосновенности граждан - это система общих, юридических, организационных условий, средств (способов, приемов, методов), т.е. объективно сложившихся факторов и специально предпринимаемых мер, обеспечивающих реализацию и охрану права на личную неприкосновенность [13].
Традиционным является разделение конституционных гарантий на общие, юридические и организационные [15]. Отметим, что исторически сложившееся научное понимание конституционных гарантий прав человека и гражданина не совпадает с исторически признанными большинством ученых поколениями прав человека [5, 6], нельзя, например, говорить о соответствии одной группы гарантий какому-то одному поколению прав человека и гражданина [12], подобное понимание будет узким и несодержательным, поскольку одна группа гарантий (к примеру, судебная защита прав и свобод) [19] относится сразу ко всем поколениям прав человека и гражданина [27]. Прямая синхронизация (соответствие) одного поколения прав человека одной группе (блоку) гарантий прав, на наш взгляд, невозможна в юридической науке [10]. Можно говорить об особенностях классификации гарантий прав человека исходя из сложившейся на практике структуры системы российского законодательства, вытекающего из Конституции РФ, конкретизирующего конституционные нормы [26].
Список литературы:
[1] Macklem P. Human Rights in International L aw: Three Generations or One? // London Review of International Law. 2015. Vol. 3. Iss. 1. P. 62.
[2] Pocar F. Some Thoughts on the Universal Declaration of Human Rights and the "Generations" of Human Rights // International Human Rights Review. 2015. Vol. 10. P. 50-52.
[3] Vasak K. Pour une troisième génération des droits de l'home // Studies and Essays on International Humanitarian Law and Red Cross Principles in Honour of Jean Pictet / Ed. by C. Swinarski. P. 837.
[4] Wellman C. Solidarity, the Individual and Human Rights // Human Rights Quarterly. A Comparative and International Journal of the Social Sciences, Humanities, and Law. 2000. Vol. 22. No. 3. P. 639-641
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020
[5] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2018.
[6] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». 2017.
[7] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Сборник научных статей V Международной конференции / Ингушский государственный университет. 2017.
[8] Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации / Н.С. Бондарь. - М.: Юстицинформ, 2005. -С. 92.
[9] Валеев Р.М. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник / Под ред. Р.М. Валеева. - М.: Статут, 2011. - С. 8.
[10] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Эри-ашвили Н.Д., Кузнецов С.М., Белоновский В.Н. Основы органов государственной власти России / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 030201 «Политология», 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Москва, 2008.
[11] Гагиев А.К., Гандалоев Р.Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организационно-правового статуса // Российский судья.
2019. № 4. С. 44-49.
[12] Гандалоев Р.Б. Влияние средств массовой информации в условиях современного российского федеративного государства // Закон и право. 2020. № 12. С. 55-59.
[13] Гандалоев Р.Б. Общественно-политическая ситуация в Республике Ингушетия / В сборнике: Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире. Сборник научных трудов участников VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией И.В. Ильина. 2019. С. 395-398.
[14] Гандалоев Р.Б. Понятие политического единства // Образование. Наука. Научные кадры.
2020. № 3. С. 128-130.
[15] Гандалоев Р.Б. Права и обязанности сторон и третьих лиц // Государственная служба и кадры. 2020. № 3. С. 54-57.
[16] Гандалоев Р.Б., Эльджаркиев И.А.Н. Правовые основы противодействия распространению идеологии экстремизма // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 59-63.
[17] Грудцына Л.Ю., Дмитриев Ю.А., Дорская А.А. Комментарий к Федеральному закону от 29
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020
декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный). Москва, 2013.
[18] Зимин А.В. Система гарантий и свобод личности в Российской Федерации. В кн.: Обеспечение и охрана прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. - М., 2000. - С. 15.
[19] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 5 (124). С. 58-61.
[20] Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам // Омск, 2011.
[21] Карташкин В.А. Организация Объединенных Наций и международная защита прав человека в XXI веке: Монография / В.А. Карташкин. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - С. 17.
[22] Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. - М.: Прогресс, 1993. - С. 11-12.
[23] Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. История отечественного государства и права. Учебное пособие / Москва, 2016.
[24] Саламов А.Х., Султыгова З.Х., Арчакова Р.Д. Особенности подготовки магистров-химиков / В сборнике: Вузовское образование и наука. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 214-216.
[25] Темирханов Б.А., Темердашев З.А., Султыгова З.Х. Применение терморасширенного графита в технологии реабилитации водных экосистем, загрязненных нефтью // Технологии нефти и газа. 2015. № 3 (98). С. 3-7.
[26] Усанов В.Е. Психолого-педагогические основы информационно-образовательной среды вуза // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 8 (75). С. 112.
[27] Чернявский А.Г. Проблемы реализации конституционных прав граждан в сфере осуществления правосудия // Право и общество. 2015. № 1 (13). С. 10-49.
[28] Чернявский А.Г. Состояние исследования проблемы юридической ответственности в российской правовой науке // Право и общество. 2015. № 2 (14). С. 20-67.
[29] Чернявский А.Г. Социальные основания изменения пределов юридической ответственности // Вестник Академии права и управления. 2015. № 1 (38). С. 25-31.
Spisok literatury:
[1] Macklem P. Human Rights in International Law: Three Generations or One? // London Review of International Law. 2015. Vol. 3. Iss. 1. P. 62.
[2] Pocar F. Some Thoughts on the Universal Declaration of Human Rights and the "Generations" of Human Rights // International Human Rights Review. 2015. Vol. 10. P. 50-52.
[3] Vasak K. Pour une troisième génération des droits de l'home // Studies and Essays on International Humanitarian Law and Red Cross Principles in Honour of Jean Pictet / Ed. by C. Swinarski. P. 837.
[4] Wellman C. Solidarity, the Individual and Human Rights // Human Rights Quarterly. A Comparative and International Journal of the Social Sciences, Humanities, and Law. 2000. Vol. 22. No. 3. P. 639641
[5] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii, 2018.
[6] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii / FGBOU VO "Ingushskij gosudarst-vennyj universitet". 2017.
[7] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza / Sbornik nauchnyh statej V Mezhdunarodnoj konferencii / Ingushskij gosudarstvennyj universitet. 2017.
[8] Bondar' N.S. Vlast' i svoboda na vesah kon-stitucionnogo pravosudiya: zashchita prav cheloveka Konstitucionnym Sudom Rossijskoj Federacii / N.S. Bondar'. - M.: YUsticinform, 2005. - S. 92.
[9] Valeev R.M. Mezhdunarodnaya i vnutrigosu-darstvennaya zashchita prav cheloveka: Uchebnik / Pod red. R.M. Valeeva. - M.: Statut, 2011. - S. 8.
[10] Gabrichidze B.N., CHernyavskij A.G., Eri-ashvili N.D., Kuznecov S.M., Belonovskij V.N. Osnovy organov gosudarstvennoj vlasti Rossii / Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nostyam 030501 "YUrisprudenciya", 030201 "Politologiya", 080504 "Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie" / Moskva, 2008.
[11] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo sta-tusa // Rossijskij sud'ya. 2019. № 4. S. 44-49.
[12] Gandaloev R.B. Vliyanie sredstv massovoj informacii v usloviyah sovremennogo rossijskogo fed-erativnogo gosudarstva // Zakon i pravo. 2020. № 12. S. 55-59.
[13] Gandaloev R.B. Obshchestvenno-politich-eskaya situaciya v Respublike Ingushetiya / V sbornike: Aktual'nye problemy global'nyh issledo-vanij: Rossiya v globaliziruyushchemsya mire. Sbornik nauchnyh trudov uchastnikov VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdun-arodnym uchastiem. Pod redakciej I.V. Il'ina. 2019. S. 395-398.
[14] Gandaloev R.B. Ponyatie politicheskogo edinstva // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2020. № 3. S. 128-130.
[15] Gandaloev R.B. Prava i obyazannosti sto-ron i tret'ih lic // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2020. № 3. S. 54-57.
[16] Gandaloev R.B., El'dzharkiev I.A.N. Pravo-vye osnovy protivodejstviya rasprostraneniyu ide-ologii ekstremizma // Vestnik Moskovskogo universi-teta MVD Rossii. 2020. № 1. S. 59-63.
[17] Grudcyna L.YU., Dmitriev YU.A., Dorskaya A.A. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 29 deka-brya 2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (poglavnyj). Moskva, 2013.
[18] Zimin A.V. Sistema garantij i svobod lich-nosti v Rossijskoj Federacii. V kn.: Obespechenie i ohrana prav i svobod lichnosti v deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. - M., 2000. - S. 15.
[19] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. K voprosu o snizhenii vozrasta administrativnoj otvetstvennosti // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2018. № 5 (124). S. 58-61.
[20] Il'gova E.V., Sokolov A.YU. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zader-zhaniya k nesovershennoletnim licam // Omsk, 2011.
[21] Kartashkin V.A. Organizaciya Ob"edinen-nyh Nacij i mezhdunarodnaya zashchita prav cheloveka v XXI veke: Monografiya / V.A. Kartashkin. - M.: Norma, NIC INFRA-M, 2015. - S. 17.
[22] Lyusher F. Konstitucionnaya zashchita prav i svobod lichnosti. - M.: Progress, 1993. - S. 11-12.
[23] Pashencev D.A., Chernyavskij A.G. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava. Uchebnoe posobie / Moskva, 2016.
[24] Salamov A.H., Sultygova Z.H., Archakova R.D. Osobennosti podgotovki magistrov-himikov / V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie i nauka. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 214-216.
[25] Temirhanov B.A., Temerdashev Z.A., Sultygova Z.H. Primenenie termorasshirennogo grafita v tekhnologii reabilitacii vodnyh ekosistem, zagryaznen-nyh neft'yu // Tekhnologii nefti i gaza. 2015. № 3 (98). S. 3-7.
[26] Usanov V.E. Psihologo-pedagogicheskie osnovy informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza // Hroniki ob"edinennogo fonda elektronnyh resursov Nauka i obrazovanie. 2015. № 8 (75). S. 112.
[27] Chernyavskij A.G. Problemy realizacii kon-stitucionnyh prav grazhdan v sfere osushchestvleniya pravosudiya // Pravo i obshchestvo. 2015. № 1 (13). S. 10-49.
[28] Chernyavskij A.G. Sostoyanie issledo-vaniya problemy yuridicheskoj otvetstvennosti v rossijskoj pravovoj nauke // Pravo i obshchestvo. 2015. № 2 (14). S. 20-67.
[29] Chernyavskij A.G. Social'nye osnovaniya izmeneniya predelov yuridicheskoj otvetstvennosti // Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2015. № 1 (38). S. 25-31.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020