Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАКАТА КАК ИНСТРУМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАКАТА КАК ИНСТРУМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / ПЛАКАТ / ПРОФИЛАКТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАКАТА КАК ИНСТРУМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Исторические предпосылки и перспективы социального плаката как инструмента формирования патриотизма и национальной идентичности

Куценко Максим Викторович — начальник информационного отдела НЦПТИ, г. Ростов-на-Дону.

Первый плакат, по свидетельству искусствоведов [1], был напечатан английским книготорговцем Батдольдом для привлечения внимания покупателей к новому изданию «Геометрии Эвклида». К сожалению, этот плакат не дошёл до наших дней, но, как пример, сохранилась реклама рыцарского романа «Прекрасная Мелузина» (см. рис. 1), издававшегося в то же время . Первые плакаты выглядели достаточно просто - это были чёрно-белые, небольших размеров гравюры.

Свои привычные очертания плакат, как отдельная форма искусства, стал обретать ближе к концу XIX - началу XX веков. Основоположником узнаваемого формата считается французский художник Анри де Тулуз-Лотрек, отрисовавший серию работ посвящённых кабаре «Мулен Руж» (см. рис. 2 и рис. 3).

Рис. 1 - Реклама рыцарского романа «Прекрасная Мелузина», 1491 г.

Рис. 2 - Рекламная афиша «Мулен Руж», Анри де Тулуз-Лотрек, 1895 г.

Рис. 3 - Афиша «Международная выставка афиш», И. Ф. Порфиров, 1897 г.

Инициатором признания рекламного плаката явлением культуры стала Россия. Ещё в 1897 году в Петербурге открылась Международная выставка афиш, собравшая порядка 700 образцов произведений искусства нового времени.

С развитием плакатного искусства стал раскрываться его коммуникативный потенциал. Массовость плаката, простота изготовления и распространения, зрелищность позволили влиять на подсознание и эмоции аудитории: от умения художника ярко и ёмко донести основную мысль зависело принятие решения потенциальным покупателем.

Плакат предполагает контакт автора и зрителя, а использующиеся в нём визуальные средства коммуникации не оставляют времени на длительный анализ аудиторией. Информационно-коммуникативный потенциал плаката достигается посредством взаимодействия вербальных и визуальных знаковых систем.

Череда событий первой четверти XX века разрушила привычный ход вещей для жителей всей планеты. Своеобразным «венцом» этих процессов стала Первая мировая война, окончательно обнажившая глубинные противоречия населения Земли.

В контексте текущих событий, а именно развязанной против Российской Федерации информационной войны в 2022 году и особенностей происходящих масштабных геополитических процессов, а также схожих черт мирового кризиса XX века и кризиса наших дней, в статье я хотел бы обратить внимание на развитие социального плаката, как инструмента формирования национальной идентичности.

Социальная реклама в своей коммуникации с зрителем пытается привлечь его внимание к жизненно важным проблема общества, нравственным ценностям человека. Целью социальной рекламы в краткосрочной перспективе является изменение отношения сообщества к проблеме, а в долгосрочной -выработка новых социальных ценностей, следовательно, к коммуникационной функции социальной рекламы добавляется, наверное, самая важная -функция моделирования реальности.

Первые десятилетия XX века в России на фоне Первой мировой войны,

Великой русской революции 1917 года и последующей Гражданской войны отличаются лавинообразным развитием информационно-пропагандистских практик. Опыт использования этих практик примет свои окончательные очертания в советском агитплакате и, далее, продолжит своё развитие, меняя подходы, визуальные решения, но расширяя основную идею -информирование широких масс относительно актуальной повестки, объединяя людей разного возраста и пола перед лицом релевантной проблемы, погружая в нужное эмоциональное состояние для её решения.

Исследователь социальной рекламы Игошина Т. С. разделяет историю русского социального плаката на четыре этапа:

• «дореволюционный благотворительный»

— конец XIX - начало XX вв., до Октябрьской революции;

• «советский революционно-авангардный»

— с 1917 г. по 1930-е гг.;

• «советский социалистический реализм»

— с 1930-х гг. до середины 1980-х гг. (начало перестройки);

• «современный» — с середины 1980-х гг. по настоящее время [2, С. 25].

Конкретных изобразительных стилей, в рамках которых художники дореволюционной России должны были создавать свои плакаты, не было. Многие художники опирались на собственное представление о том, каким должно быть плакатное произведение для оказания необходимого информационно-эмоционального воздействия.

Эстетика дореволюционного социального плаката складывалась из неорусского

стиля, французского и немецкого модерна. Плакаты,созданные до революции, образно, хотя и убедительно, зачастую в спокойных интонациях, устанавливали коммуникацию со зрителем (см. рис. 4).

ДЧНОЦЪ и бИТЯЭЬ

Рис. 4 - Плакат «Дракон заморский и витязь русский», автор неизвестен, 1914 г.

Военно-патриотические плакаты меняли свою эмоциональную окраску с течением времени и ухудшением ситуации на фронте Первой мировой. Первые российские плакаты носили патриотический характер. Новая, уже мировая война, называлась «Второй

отечественной» (см. рис. 5). Сюжетно, некоторые художники даже проводили параллели с периодом Отечественной войны 1812 г. (см. рис. 6).

Рис. 5 - Плакат «Мировой пожар. Вторая Отечественная война», автор неизвестен, 1914 г.

Но к 1915 году закладываемые в плакат идеи претерпели изменения. Русская армия испытывала «снарядный голод», воинам не хватало и другого вооружения. Однако, несмотря на попытки Императора Николая II нарастить промышленный потенциал оборонного сектора Российской Империи, государство нуждалось в финансовых инвестициях (см. рис. 7 и рис. 8). Правительство стало выпускать долговые ценные бумаги, призыв к приобретению которых стал одной из основных тем социальных плакатов того времени, во многом сохраняя уже наработанный к тому времени опыт создания плакатов.

Рис. 6 - Плакат «Хочу быть Наполеоном», Вадимъ, 1914 г.

Рис. 7 - Плакат «Военный 5 Уг% заём», Чепцов Е.М., 1916 г.

Рис. 8 - Плакат «Военный заем. Вперед за Родину!», Максимов А. Ф., 1916 г.

Первые социальные плакаты взывали к духу патриотизма зрителя, развивая культурные традиции, художественные подходы русских живописцев, взывая к посильной поддержке русских воинов.

Часто на плакатах изображались батальные сцены, увековечивался подвиг

русских солдат на передовых рубежах сражений Первой мировой; в ходу были и карикатуры, которые, в основном, в юмористическом стиле рисовали врагов Российской Империи (см. рис. 9).

С приходом власти Советов на территории России актуализировались вопросы идеологического просвещения широких масс, профессионального ориентирования молодёжи, привлечения внимания граждан к новым проблемам молодого государства.

В доступной и остроумной манере в разгар Гражданской войны в пропагандистскую работу включилось Российское телеграфное агентство с проектом «Окна РОСТА» (см. рис. 10 и рис. 11). Всё ещё используя традиционные для нашей культуры лубочные картинки, раёшником* стал 26-летний Владимир Маяковский, футурист, активно борющийся с прежней властью своим острым словом. Плакаты «Окон» гармонично размещались в витринах пустых магазинов, а сам проект, несмотря на свою недолгую жизнь, во многом предопределил роль медиа в советской пропаганде.

Выбор плакатной формы для пропаганды был неслучайным: он объясняется отсутствием финансовых и технических средств, но большим запросом на объяснение всего происходящего вокруг. Формат публикации новостей в плакатной форме через идеологическую призму коммунистов породил новый вид плакатного искусства - агитпроп. Телеграфные новости моментально переосмыслялись Маяковским, небольшая команда художников отрисовывала привычные образы для массового зрителя. Помимо удачного размещения в проходимых местах (плакаты могли размещаться не только

* Раёшник - ведущий народного театра, состоящего из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди и картинками внутри ящика, часто выполненных в лубочном стиле. Часто картинки были с религиозным сюжетом, откуда и пошло название «раёк». Раёшник передвигая картинки рассказывает присказки к сюжетам, изображённым на картинках.

на витринах магазинов, но и на вокзалах, фронтовых агитпунктах), определённый эффект производил юмористический характер пропаганды - на фоне упаднических настроений юмор помогал более мягко воспринять очередные (и не всегда приятные) новости.

Один из первых теоретиков советского плаката, искусствовед и историк искусства Алексей Алексеевич Сидоров считал, что выигрышное свойство плаката - это непосредственное обращение к нашим чувствам. Научные материалы, в виду своей специфики, пишутся профессиональным языком. Обращаясь к нашему разуму, они требуют «перевода» для правильного понимания людьми, не имеющими отношения к науке [3].

Давид Исаакович Рейтынбарг первым из учёных поднял вопросы эффективности влияния плаката на личность зрителя, предложив учитывать «прямые» (практические - определяющие эффективность плаката в рамках практического его применения) и «косвенные» (психологические -помогающие определить эффективность плаката в терминах психологических, так как добываются показатели соответствующими методами) показатели [4, С. 324]. Александр Александрович Гайворовский в дополнение предложенных Рейтынбаргом методов замера эффективности плакатов предложил использовать психоаналитическое наблюдение, целью которого было проникновение в комплекс

К работе над выстраиванием каналов распространения информации и проработке форм пропаганды подключились и советские психологи.

Рис. 10 - Плакат «Окна Роста №5», Рис. 11 - Плакат «Окна Роста №395»,

Маяковский В. В., 1920 г. Маяковский В. В., 1920 г.

подсознательных факторов и импульсов, руководящих поведением советского гражданина.

Стоит отметить масштабы проводимой работы - начиная с 1921 года в Советском союзе прошло большое количество тематических психологических мероприятий, а с 1923 года в идеологическую работу внедрялась психология воздействия [5, С. 251-260]. В первую очередь, перед советскими психологами стояла задача увеличения продуктивности рабочих через использование плаката в местах работы и отдыха рабочих, однако также он рассматривался и как основное оружие войны с буржуазным миром, путём

Рис. 12 - Плакат «Женщина! Учись грамоте!», Кругликова Е., 1923 г.

формирования идеологи непринятия капиталистических идей. К окончанию периода НЭП стали подниматься вопросы важности использования пропагандистского и агитационного опыта работников ВКП(б), исследования сдвигов в эстетических представлениях личности в связи с революционными преобразованиями, анализа техники становления идеологии, формирования у граждан наилучших качеств как для строителей социализма (см. рис. 12 и рис. 13).

Рис. 13 - Плакат «Против воя кулаков...», издание ОКРЗУ, 1928 г.

Параллельно с работой советских психологов создавались условия для внедрения новых методов информирования широких масс. Один из основоположников советского плаката Клуцис Густав Густавович с 1923 года работал над проектом создания Мастерской Революции на базе недавно созданного ВХУТЕМАСа (аббревиатура — (В)ысшие (ху)дожественно-(те)хнические (мас)терские) и издал первую серию фото-монтажных плакатов (см. рис 14 и рис. 15).

Рис. 14 - Плакат «Из России нэповской будет Россия социалистическая», Клуцис Г. Г., 1930 г.

Рис. 15 - Плакат «Вернём угольный долг стране», Клуцис Г. Г., 1930 г.

Плакат времён становления Советской власти в России - основной инструмент пропаганды. Визуально выделяющийся своим видом и использованием современных графических наработок, он демонстрировал отказ от царского прошлого, сплетал в союз крестьянина и рабочего, противопоставляя их врагу внутреннему (например, «кулаку») или внешнему (например, «буржуазному классу»), и, в итоге, формировал нового человека - человека советского. Перед страной стояли сложные вызовы: необходимо было восстановить экономику, наладить военную промышленность. С социальных плакатов на советских граждан смотрели люди, выполняющие важную общественную миссию, образы вдохновлённых профессионалов прививали своему ремеслу необходимый для государства имидж (см. рис. 17 и рис. 18).

Люди, изображённые на плакатах, часто находились в окружении других таких же людей - простых рабочих и крестьян. Это позволяло воодушевлять зрителя

ВСЯ МИНИН (*1141111

М № 11Ш> 1ШН1ККШ М» Ш ДЯИ1«Я ЧЕШ

Рис. 16 - Плакат «Вся Москва строит метро», Клуцис Г. Г., 1931 г.

Рис. 17 - Плакат «Механизируем Донбасс», Дайнека А. А., 1930 г.

осознанием сопричастности к решению государственных задач, в которых он -важнейшее звено большого механизма. Патриотические плакаты изображали идеальные типы личности, к которым должен был стремиться советский человек. Такие подходы позволяли пробуждать у зрителя нужные эмоции -любовь и гордость за коллег, за страну.

По мимо самого плаката и изображений на нём, важно обратить внимание и на другой инструмент манипуляции с общественным мнением. Ключевым ядром в коммуникации со зрителем являлся лозунг: кратко и ёмко до широких масс доносились главные задачи руководства страны.

Рис. 18 - Плакат «Кадры решают всё», Клуцис Г. Г., 1935 г.

Вторая половина 1930-х годов в большей степени была ориентирована на повышение квалификации рабочих и мотивацию к выполнению второй пятилетки. Правительство СССР, задействуя все возможные ресурсы, старалось консолидировать население в политическом и культурном плане.

Ямр^^И к ты тДКгйЛ

щдшгщ

Рис. 19 - Плакат «Ты записался ли в ОСОАВИАХИМ?», неизвестный художник (по плакату Моора Д.), 1927 г.

Важно обратить внимание на то, как формировался «советский» тип самоопределения, служивший почвой для воспитания патриотизма. По мнению испанского социолога Мануэля Кастельса, Советский Союз был сконструирован на основе принципа двойной идентичности:этнической/национальной идентичности и советской, которая

выступала в качестве основы для создания новой культуры и общества [6].

Заложенные подходы в создании агитпропа нашли своё продолжение в плакатном искусстве, изменившемся с началом Великой Отечественной войны. Все наработанные механики и инструменты были брошены на формирование «советского патриотизма». Российские учёные Шалыгина Д. Л. и Куликов В. А. проанализировали массив данных, состоящий из более 200 советских агитационных плакатов и плакатов «окон ТАСС» на наличие в них визуальных и вербальных маркеров советской или какой-либо другой идентичности [7]. На основе проведённого учёными анализа, были выявлено, что визуальный маркер советской идентичности (серп и молот) встречается в 53% пропагандистских плакатов. В половине случаев советская идентичность воплощается в образе красной звезды, которая позволяет определить героический образ (либо любой другой позитивный), ассоциирующий его с отечественным, а значит и советским. Гораздо реже, по мнению ученых, встречался красный флаг (всего 22% плакатов). Однако сам красный цвет доминирует в большинстве плакатов. В 80% случаев появление красного цвета на плакате сопровождалось противопоставлением позитивного образа («красного» воина/ армии) и негативного (в основном окрашенного в чёрный цвет). Таким образом, в большей части плакатов использовался метод противопоставления, контраст цветов использовался для построения определённой модели идентичности.

Некоторые ученые считают использование роли образа врага в советской информационно-

пропагандистской работе, решающим в процессе легитимизации советской власти и укоренения советской идентичности. Действительно, с момента фактического использования социального плаката для подобной работы можно проследить постоянную борьбу советского народа: сначала с «царским режимом», потом с буржуазным классом и кулаками, приобретая более отчётливые черты во время Великой Отечественной войны, когда наличие образа «чужого» стало важным фактором установления связи между общественно-социальным «мы», который представляла власть и своим «я». Внешняя угроза помогала мобилизации и консолидации советского народа: воспользовавшись совокупностью различных вербальных и визуальных маркеров в создаваемых пропагандистских материалах, советской власти удалось объединить образ советского и отечественного, героизировать подвиг советского народа. Проводились параллели с героическим прошлым страны, причём, если первоначально это были образы Советского прошлого (см. рис. 20), то со временем «вспоминать» стали и другие подвиги предков: Александра

И СТАРШИЕ БРАТЬЯ-МАТРОСЫ ОКТЯБРЯ?

Рис. 20 - Плакат «Бей врага, как его били отцы и старшие братья - матросы Октября!», Боим С. С., 1941 г.

Невского, Александра Суворова, богатырей (см. рис. 21 и рис. 22). Впрочем, многие исследователи отмечают резкую смену национальной риторики в Советском Союзе. Советская идентичность теперь не отрицала преемственность наследия русской культуры, а с 1943 года была возрождена и Русская православная церковь. Напомним, первое десятилетие советской власти в России характеризовалось отказом от всех связующих культурных элементов с прошлым страны, с Российской империей в частности: создавались новые герои, новый «эпос» и т. д.

Во ния Родины

Рис. 21 - Плакат «Во имя Родины, вперёд богатыри!», Тоидзе И. М., 1943 г.

Рис. 22 - Плакат «Бьемся мы здорово, колем отчаянно - внуки Суворова, дети Чапаева», Кукрыниксы, 1941 г.

Борьба с нависшей над страной угрозой велась «по всем фронтам». Важно было не только поддерживать дух населения в приграничных с областями военных действий регионах, но и консолидировать всё население, акцентировать внимание на необходимости усилить темпы помощи фронту тыла, призвать к оказанию помощи уже пострадавшим от рук немецко-фашистских захватчиков.

К сожалению, в рамках статьи невозможно охватить всего многообразия плакатов, созданных в период Великой Отечественной войны, однако отметим несколько принципиально важных аспектов.

Во-первых, важно обратить внимание, как чутко художники реагировали на изменения во внешнеполитической и внутриполитической ситуации в стране. Плакаты начального периода войны, в силу сложного положения нашего государства, призывали самоотверженно сражаться, солдат Красной армии мотивировали вспомнить подвиги предков, граждан призывали вступать в ополчение, а тыловиков активнее включаться в процесс снабжения фронта.

Во-вторых, агитация уже направлялась не на разношёрстные целевые аудитории, как делалось ранее, а на определенные группы населения. Всех объединяла одна идея - защита Родины от внешнего врага посильным и непосильным трудом (см. рис. 23 и рис. 24).

В-третьих, агитационно-пропагандистская

работа велась централизованно

и децентрализовано (но с сохранением

центральных линий государственной

политики). В работу включились

как отдельные художники,

так и художественные объединения.

РЕБЯТА.

ЗАМЕНИМ атш н ьратш 1ШШШ Н1 ФРОНТ! ПОМОЖЕМ 18РШ ШЖЛ11

Рис. 23 - Плакат «Ребята, заменим отцов и братьев, ушедших на фронт! Поможем убрать урожай!», Пахомов А. Ф., 1941 г.

Одним из наиболее известных коллективов стал союз выходцев ВХУТЕМАСа - Кукрыниксы. Ранее рисовавшие карикатуры на злободневные темы Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов с 1941 года стали рисовать военные плакаты. Кукрыниксы внесли огромный вклад в возрождённые «Окна ТАСС», унаследовав от оригинального предшественника не только форму и подходы, но даже метод производства. Как и раньше это был малотиражный плакат, создаваемый вручную, который, благодаря своей мобильности и децентрализованности, давал возможность моментально реагировать на любые события (см. рис. 25 и рис. 26).

Рис. 24 - Плакат «Все силы тыла на помощь фронту!», Тоидзе И. М., 1943 г.

Рис. 25 - Плакат, Кукрыниксы, 1943 г.

Рис. 26 - Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», Кукрыниксы, 1941 г.

Другим важным коллективом времён Великой Отечественной войны стал «Боевой карандаш» - творческое объединение ленинградских художников и поэтов. Авторы «карандаша» начали свою деятельность ещё в период советско-финской войны, возобновив свое творчество уже в июне 1941 г. Художники, умело сочетая традиционный для нашей культуры лубочный стиль, внедряли современные подходы в плакатное искусство. Важно отметить, что свою работу участники объединения не прекращали даже во время блокады Ленинграда, несмотря на постоянные перебои электричества, мешавшие печати плакатов (см. рис. 27 и рис. 28).

Рис. 27 - Плакат «История одной физкультуры», Боевой карандаш, 1941 г.

Рис. 28 - Плакат «Боевое меню к каждому дню», Боевой карандаш, 1941 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существовали и менее известные коллективы. Например, объединение художников Южного Урала. 5 июля 1941 года правление Челябинского Союза художников обратилось ко всем работникам изобразительного искусства области с призывом включиться в информационно-пропагандистскую работу. Несмотря на отсутствие технических ресурсов, оживлению творческой атмосферы способствовал приезд в город эвакуированных из других городов художников, скульпторов. Уральские художники включались и в государственные инициативы. За период Великой Отечественной войны было создано порядка 100 серий агитокон в рамках проекта «Окна ТАСС» (см. рис. 29 и рис. 30).

Продвижение инициатив по созданию социального и агитплаката способствовали ежегодные выставки-конкурсы. Профессиональные и самодеятельные художники могли получить ощутимую финансовую премию [8].

Вероятно, можно было бы найти и большее число подобных коллективов и инициатив в разных уголках страны, однако очень небольшая часть из созданных материалов дошла до наших дней.

Следующий этап развития социального плаката связан с началом холодной войны. Прототип современной информационной войны был сопряжен с глобальной перестройкой геополитического пространства, перед советским государством стояли новые вызовы, на которые было необходимо было соразмерно отвечать. Страна нуждалась в новых квалифицированных кадрах, мотивация граждан во многом

Рис. 29 - Плакат «Просчитались», Фехнер Д., 1941 г.

Рис. 30 - Плакат «Обновление Европы», Ткачёв М., 1941 г.

опиралась на геополитические интересы руководства страны.

Целеполагающей базой для плакатчиков того времени стало постановление ЦК ВКП(б) «О недостатках и мерах улучшения издания политических плакатов» от 30 ноября 1948 г. В нем отмечалось, что «за последние годы идейно-политическое содержание и художественное качество многих плакатов улучшилось, тематика расширилась» [9], однако также ЦК подчёркнуло, что художники уделяют мало внимания популяризации достижениям советского народа «в борьбе за досрочное выполнение послевоенного пятилетнего плана» (см. рис. 31).

Рис. 31 - Плакат «Каждый % сверх плана - удар по поджигателям войны!», Кокорекин А., 1950 г.

Реакция последовала незамедлительно, и Вениамин Брискин, Алексей Кокорекин и другие художники в своих работах стали противопоставлять стремление героев социально-патриотических плакатов планам капиталистических стран разжечь новую войну (см. рис. 32).

НАРОДЫ МИРА НЕ ХОТЯТ ПОВТОРЕНИЯ ККШ ПОЛНЫ

Рис. 32 - Плакат «Народы мира не хотят повторения бедствий войны. И. Сталин», Ганф И., 1949 г.

Анализ Федосовым Е.А. текстовой части плакатов 1946-1964 года, показал, что идея мира на долгие годы стала одним из основных императивов наглядной агитации и содержалась примерно в 45% подобных произведений [10]. На геополитическом пространстве Советский Союз стал позиционироваться как гарант системы глобальной безопасности.

НЕ БАЛУЙ!

Рис. 33 - Плакат «Не балуй», Говорков В., 1948 г.

Находил своё продолжение и карикатурный стиль. В плакате знаменитого художника Говоркова советский офицер, держа в руках книгу о Великой Отечественной войне, грозит пальцем архетипичному капиталисту с факелом в одной руке и атомной бомбой в другой. Здесь же можно проследить и то, как государство позиционировалось для граждан: советский солдат выглядывает из окна «общего дома» — СССР (см. рис. 33).

Активнее стала применяется формула противопоставления: как хорошо «у нас» и как плохо «у них». Причём недружественным капиталистам противопоставлялись не только солдаты, но и обычные граждане (см. рис. 34, рис. 35 и рис. 36).

Рис. 34 - Плакат «В СССР... В США...» Брискин В. М., 1953 г.

Рис. 35 - Плакат «В странах капитализма -бесправие труда! В стране социализма - право на труд!», Корецкий В., 1948 г.

МЫ они

Рис. 36 - Плакат «Мы и они», Сахаров С. Г., Кузгинов К. М., 1955 г.

Возвращаясь к анализу плакатов тех лет, Федосов Е.А. констатирует, что заметная доля плакатов на международные темы содержала образ человека труда. Рабочие присутствовали в 22% проанализированных плакатах.

В техническом аспекте создания работ были продолжены подходы мастеров прошлых лет, однако больше внимания

стало уделяться на реалистичное отображение героев плаката, если, конечно, это была не карикатура.

В плакатах активно визуализируется и другое противопоставление. Западный мир ассоциируется с продолжателями идей Гитлера, грезившего покорением мира. Советский Союз, находящийся в оборонительной позиции, активно продвигал идею мира (см. рис. 37).

Рис. 37 - Плакат «Фразы и базы», Говорков В. И., 1952 г.

Рис. 38 - Плакат «Остановить агрессора», Терещенко Н., 1958 г.

Во многом такое восприятие Запада было продиктовано внешней политикой США: вовлечённость в Корейскую войну, переворот в Иране, а далее Карибский кризис и война во Вьетнаме. Такие крупные события также нашли своё отражение в работах русских плакатчиков (см. рис. 38).

Гражданин любой страны, независимо от её принадлежности к враждующим блокам ОВД и НАТО, мог считаться единомышленником советского человека, если разделял взгляды на империалистические амбиции США (см. рис. 39 и рис. 40).

В^мч шиь тяй Щ11

[г* 1.г»1 I Цк> фСЭМЛ [КМ-

КаллнижорП долой!

Рис. 39 - Плакат «Колонизаторов долой», Лобачев Ю. П., Давыдов А. З., 1960 г.

Рис. 40 - Плакат «Оскал расизма», Нелюбин Ф., 1978 г.

В плакатах мы опять можем проследить грамотную работу с сегментированием целевых аудитории. Смысловое содержание в разных формах и визуальном отображении направлялось на людей разных возрастов. Советские художники наделяли героев своих плакатов узнаваемыми чертами рас, подчёркивая равноправие (см. рис. 41 и рис. 42).

Главными смысловыми маркерами глобализации советской повседневности выступают семейные, трудовые, оборонные, интернационалистические и антиколониальные контексты.

Рис. 41 - Плакат «Песню дружбы запевает молодёжь», Митряшкин М. Я., 1950-е.

Рис. 42 - . Плакат «Нас, пионеров - друзей, миллионы!». Вигилянская Н. В., 1962 г.

Отдельным предметом гордости советских граждан стали технологические достижения СССР: запуск спутника и полёт первого человека в космос. Юрий Гагарин и его подвиг ознаменовали новый вектор патриотического конструкта советского человека (см. рис. 43 и рис. 44).

Не могла не повлиять на плакатное искусство и Олимпиада 1980 года. Центральные международные

Рис. 43 - Плакат «Труженикам советской науки и техники - слава!», Соловьёв Е. П., 1959 г.

спортивные соревнования всегда были хорошим механизмом продвижения позитивного имиджа принимающей стороны среди гостей из разных стран (см. рис. 45 и рис. 46).

Так, в 1978 году по инициативе издательства «Плакат» Олимпийским Оргкомитетом был организован международный конкурс плакатов, посвященных Олимпиаде-80. В конкурсе участвовало пять тысяч плакатов из 45 стран [11]. Плакаты, отмеченные премиями и дипломами, были изданы массовыми тиражами для распространения в Советском Союзе и за рубежом.

Рис. 44 - Плакат «Хоть око видит, да зуб неймет», Ёлкин И., 1961 г.

Рис. 45 - Плакат «Быстрее, выше, сильнее», автор неизвестен, 1979 г.

Рис. 46 - Плакат «Матрёшки с олимпийским мишкой», автор неизвестен, 1980 г.

Советские художники в своих плакатах старались рассказать всему миру о современной, гармонично развивающейся стране, флагмане социалистического лагера, которая гордится своими достижениями и открыта к сотрудничеству с людьми, разделяющими такие взгляды.

Последней вехой в развитии советского плаката стал период перестройки. Глобальные социокультурные изменения, провозглашённые политическим руководством страны, виделись масштабно и без чётких ориентиров конечных целей. Художники, лишённые конкретных политических векторов, применяли новые изобразительные решения, наделяя свои плакаты

метафорическими свойствами, побуждая реципиента к размышлению над актуальными вопросами новой реальности. Значительное влияние на яркость средств выражения мысли оказала политика гласности и возможность довольно откровенной критики политических деятелей, которая ранее была табуирована. Вектор борьбы сместился от врага «извне» на врага «внутри»: бюрократия, теневая экономика и нетрудовые доходы (см. рис. 47).

По мнению Мухаметшиной Д. Р., в позднесоветских плакатах государственная символика отныне не возвышала и прославляла государство и правителя, а наоборот, критиковала прошлое страны [12].

Я)

Рис. 47 - Плакат «Достояние народа», Цыганков Б., 1989 г.

Исследователи социальных плакатов времён перестройки сходятся во мнении, что из-за сложной системы метафор, аллегорий и символов один и тот же плакат мог трактоваться иначе в зависимости от контекста [13]. Художники стали отходить от уже

сложившейся традиции однозначной трактовки заложенной в плакат идеи. Намеренно это происходило или нет - сказать сложно, каждый такой пример нужно рассматривать отдельно. Одно можно сказать - неоднозначность политических траекторий спорно воспринималась и гражданами страны, а соответственно находило своё продолжение и в плакатном искусстве.

Изменение социально-культурного ландшафта, крушение идеологической картины мира, так скрупулёзно выстраиваемой долгие годы советским руководством, теперь им же разрушалось (см. рис. 48).

Ващук О. А. отмечает, что работы ведущих художников тех лет отразили динамику общего коммуникативного положения в отечественной художественной культуре 1980-х годов. Оперируя понятиями и эпизодами русской/советской культуры, авторы артикулировали ментальные, этические и мировоззренческие проблемы времени [14].

Культовое объединение «Боевой карандаш» тоже не осталось в стороне. В своей работе «Я вас в Афганистан не посылал» они актуализировали положение ветеранов войны в Афганистане - знакового события времён заката советской эпохи (см. рис. 49).

ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ, ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ

И ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ.

Рис. 48 - Плакат «Переучиваться, переучиваться и переучиваться», автор неизвестен, 1989 г.

Рис. 49 - Плакат «Я вас в Афганистан не посылал», Таврин В. А., 1980-е.

Вероятно, во многом новый, «высмеивающий», нарратив - это ответная реакция на происходящие в стране процессы, так называемый юмор висельника. Слом прежних ценностно-смысловых конструктов образовал идеологический вакуум, от классовых проблем художники перешли к проблемам личностным (см. рис. 50).

и патриотические плакаты перестали существовать как явление, их заменили новые символы эпохи: коммерческие вывески и баннерная реклама, часто разделяющая пространство с агитационными материалами политиков новой волны: Ельцина, Жириновского, Зюганова, Явлинского, Бабурина, Брынцалова (см. рис. 51).

У /М <Г IV

А

■И С с с

Рис. 50 - Плакат «У меня есть своё мнение, но я с ним не согласен», Леонов Ю., 1989 г.

Глобальная геополитическая катастрофа - распад СССР - заставил многих бывших граждан Советского Союза пересмотреть ценностные и жизненные ориентиры. Патриотизм и социальная политика не находили себе места в стране, пытающейся выжить после поражения в Холодной войне. Социальные

Рис. 51 - Плакат «Голосуй, или проиграешь», Лисовский С. Ф., 1996 г.

Не было социальной рекламы, призывающей к помощи нуждающимся, безработным, инвалидам, страдающим от полуголодного существования. Переживший блокаду Ленинграда «Боевой карандаш» не перенёс распада Советского союза, некому было поддержать русских воинов в Чеченской войне, замотивировать население на борьбу с разрастающимся влиянием НАТО, развязавшем Косовскую войну.

Дальнейшая история существования социального плаката в нашей стране хаотично. Социальной рекламой занимались «на местах», часто в нагрузку к основным обязанностям, практически всегда без знания

предмета. Иллюстрацию сменил модный и доступный видеоформат. Культурный код, сформировавшийся в 90-х, оставил в памяти сколько стоматологов из десяти рекомендуют зубную пасту, а вкус победы - это вкус почившей в тех же 90-х Херши-колы (см. рис. 52).

Социальная видеореклама с трудом конкурировала с коммерческой ввиду отсутствия бюджета на создание и распространение: смыслы терялись, забывались, часто воспринимались с иронией или как «призраки» поучительства времён СССР.

Рис. 52 - Плакат «Сидоров + Херши = Любовь».

Реклама «Херши Кола - вкус победы».

Активизация патриотической работы в начале 2000-х хоть и проводилась на государственном уровне, но велась несистематически, страдала от тех же проблем, что и в 90-х. Быть модным - значит иметь возможность приобрести флагманскую модель телефона, а бирка на футболке придавала владельцу гораздо больший социальный вес, чем наличие на ней триколора, размещение которого, кстати, до 2008 года сильно регламентировалось, в отличие от размещения на одежде флага США или любой другой страны. Государственной символикой могли пользоваться государственные органы, в то время как за использование флага своей страны в повседневной жизни до 2008 года гражданин мог получить административный штраф, а ограничения в отношении использования в повседневности герба страны были сняты только в 2017 году [15].

Основополагающие изменения в социальный плакат внесло развитие интернета, в частности социальных сетей. Сочетание картинки и текста стало основой цифрового контента. Простота создания и распространения открыли перед желающими большой простор для творчества, но их было мало. Система мотивации и поддержки социально-ориентированного контента обрела своё воплощение в грантовых конкурсах Института развития интернета, который стал координировать «производство контента, направленного на духовно-нравственное воспитание

молодёжи, и его распространения в сети Интернет».

С момента своего основания в 2012 году НЦПТИ занимается просветительской работой в интернете. В 2020 году в сферу профилактики развития деструктивных идей в молодёжной среде, центром стал внедрятся формат визуально простых, но ёмких «пояснительных карточек».

Своеобразным продолжением идей советских плакатчиков стал формат Контент-фабрики «Параллели» - проекта сотрудников НЦПТИ. Взяв за основу подход «Окон РОСТА» в оперативном реагировании на информационные события, с 2021 года в Ростове-на-Дону собирается неравнодушная к социальным проблемам молодёжь, представляющая миру своё видение социальной рекламы нового времени (см. рис. 54 и рис. 55).

ш

ф-

ФЭЙКИ ЕСТЬ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ

ОТ НИХ ПОДАЛЬШЕ

Рис. 55 - Плакат «Фэйки есть, но вы держитесь от них подальше», Медиа.НиВ АлтГУ, 2022 г.

СЛОВА 1ЛМЕЮТ

А КЖ^ВД чашу ■йЩПОЛННЦр, ты"?

Рис. 54 - Плакат «Слова имеют вес», РптеТте ЯрГУ, 2022 г.

Отдельной, но очень важной вехой становления современного, пока только цифрового русского плаката, является деятельность инициативных художников и дизайнеров, решивших включиться в информационную войну после начала специальной военной операции.

Основными маркерами информационных материалов в поддержку СВО выступают государственные символы Российской Федерации, георгиевская лента, латинские буквы и «V», а также ряд других, менее популярных в медиа, символов (см. рис. 56 и рис. 57).

С 2023 года упомянутые символы являются основными с точки зрения внешней и внутренней коммуникации в медиапространстве. В то же время отношение граждан страны к использованию латинских букв

в контексте патриотического символа неоднозначно - официальных замеров реакции общественности не проводилось.

Рис. 56 - Плакат «Судьба России в надёжных руках», автор неизвестен, 2022 г.

Рис. 57 - Плакат «V ответе zа мир», автор неизвестен, 2022 г.

Основными героями такого контента становятся военнослужащие Российской Федерации. Нередко использование фотографий советских воинов, поскольку одной из опорных точек проводимой СВО обозначается денацификация Украины. В то же время до конца не остаётся понятным, на какую именно аудиторию ориентирован такой контент. Основной площадкой его распространения являются официальные и неофициальные каналы Министерства обороны Российской Федерации в интернете, а также баннерная наружная реклама.

Тем не менее, само Министерство обороны Российской Федерации не считает буквы и «V» официальными воинскими символами. По словам заместителя начальника Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации С. Гусева, «данные знаки не являются официальными воинскими символами (обозначениями) и не несут специальной нагрузки» [17]. И несмотря на позитивную реакцию части населения, другая часть задаётся вопросом -почему в патриотических материалах используются латинские символы? Зачем использовать их? И когда их нужно читать как русские «З» и «В»? Плакат нужно «переводить», его смысл не читается однозначно.

К сожалению, в интернете практически не нашлось упоминаний централизованно проводимых конкурсов по созданию патриотических плакатов или социальной рекламы, мотивирующей «тыл» поддерживать участников СВО, ведущих бой за сам факт существования нашей государственности. Инициативы отдельных организаций и ассоциаций теряются на фоне прочей информации. Как и раньше, подобному

контенту приходится конкурировать с коммерческим (см. рис. 58).

Рис. 58 - Реклама выставки, посвященной героям спецоперации «ЧВК Вагнер Центра».

Подвиг участников СВО в своих работах поддержали художники студии имени М.Б. Грекова, изображая на картинках знаковые события военной операции (см. рис. 59).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако подобные произведения всё-таки являются полноценными картинами и представляются гораздо более сложными в восприятии, чем однозначно трактующийся социальный или военно-патриотический плакат. Подобный формат, несмотря на важность и изящество исполнения, в меньшей степени подходит для распространения в социальных сетях.

Проект АНО «Интернет без угроз» Подвиг.рф, ориентируясь на создателей контента разных форматов, на конкурсной основе пытается привлечь внимание пользователей интернета к увековеченью подвигов героев СВО.

Рис. 59 - Картина «Порт Мариуполь взят», Дроздов А. Ю., 2022 г.

продвижения пророссийских нарративов в информационном пространстве, ведётся в мессенджере Telegram. Авторы каналов «Вождение Медведя» (см. рис. 60) и «ЛюЛи» (см. рис. 61) в продолжение традиций русских плакатчиков в своих работах иронично реагируют на новостные сводки, карикатурно изображая противников Российской Федерации.

рамм и брат, и мена, и родитель.

Большая, но пока незамеченная широкой общественностью активность, в контексте

Рис. 60 - Изображение «Я из Сибири, прислали повестку...», Те1едгат-канал «Вождение медведя», 2022 г.

1 БОГ ИМЖШ AUUIHH1 ИАШйДНМ. тж) в г м шедши я. а внгггн пштнда

ШШНТ К ГйКНЙСШ TUiflllHH Ъ 114 ЭТИАИНША,

У

Рис. 61 - Изображение «Полный БРЭДлей», Telegram-канал «ЛюЛи», 2023 г.

Рис. 62 - Плакат «Я узнал, что у меня есть огромная семья», Local Crew, 2022 г.

Примечательно использование лубка и карикатурного изображения противников, так свойственных русскому плакату времён Первой мировой войны.

Так же хотелось бы отметить работы «децентрализованного сообщества» Local Crew, которое создало отдельную страницу сообщества, посвященную СВО. Коллектив авторов создаёт короткие видеоролики под популярную музыку и распространяет их на других информационных ресурсах. Создаваемые участниками Local Crew тематические изображения доступны для скачивания и распространения в различных форматах и в высоком разрешении.

Героями плакатов Local Crew становятся не «символы спецоперации», а её непосредственные участники. Зачастую сами фотографии и видеоматериалами для обработки предоставляются другими участниками сообщества, находящиеся на передовой. Плакат «Я узнал, что у меня есть огромная семья», по словам участников сообщества, был создан по обращению представителя 33-го мотострелкового Берлинского Донского казачьего полка, находящегося на тот момент на херсонском направлении (см. рис. 62). Плакат «Могучая воля» создавался в поддержку бойцов СОБРа: башкирского Толпара» и самарской «Омеги», которые обороняли Балаклею, обеспечивая перегруппировку других солдат (см. рис. 63). Смысл плакатов читается однозначно, они не нуждаются в «переводе», при этом они содержат и «официальные» неофициальные символы СВО.

Интерес к плакатам обусловлен и количеством различных маркеров, которые цепляют внимание и несут за собой патриотические смыслы.

Например, использование в плакате «Я узнал, что у меня есть огромная семья» стихотворения «Родное» детского поэта и драматурга Орлова В. Н. из Симферополя. Стихотворение по большему счёту было популяризовано главным героем культового фильма новой России - «Брат-2», которого сыграл Сергей Бодров. В плакате «Могучая воля» считывается строка из государственного гимна Российской Федерации. В плакатах легко считываются заложенные патриотические маркеры, а разнообразие дателей удерживает внимание зрителя и позволяет ему найти чувственно резонирующие для него символы, эмоционально связывающие с героями плакатов. Хотелось бы отметить, что в плакатах Local Crew используются актуальные графические решения, которые способны вызвать отклик у молодёжной аудитории, а факт того, что каждый плакат создаётся при непосредственном взаимодействиями с их героями и связан с определённым событием в их жизни, действительно позволяет увековечить подвиг конкретных людей. Символы, использующиеся в плакатах, часто «народно-патриотические» - исторически сложившиеся маркеры, которые не ставят зрителя в ступор в попытках расшифровать смысл плаката или использованных символов.

Пока родители пытались выжить в новом мире, «дети 90-х» были отданы на воспитание школе, улице и телевизору. Повезло тем, кто с детства был окружён заботой и рос в благоприятных условиях. Остальные же грезили совсем не картинками из букваря, с которых начиналась Родина, - реальность слишком сильно от них отличалась.

Наша страна стоит на пороге великих преобразований, как и прежде, мировые

противоречия достигают своего предела. Медленно, но верно, мы приближаемся к кульминации. Это хороший шанс правильно к ней подготовится.

Российский коммерческий сектор (в большей своей части) существует в альтернативной реальности, проводя свои рекламные кампании, как и прежде, делая вид, что ничего не происходит, в попытках не понести репутационный ущерб на международном рынке. Снабжение тылом, помимо утверждённых государственных программ, производится за счёт инициативных граждан нашей страны, информационные материалы - результат их инициативной работы, как и их распространение. Почему российские медиаагентства остаются в стороне, пока медиаагентства противников в этой информационной войне сообща наполняют медиапространство собственными нарративами, массой перебивая любые попытки противостоять вражеской позиции в информационном пространстве? Возможно, дело в том, что спустя год после начала проведения СВО не существует чётких инструкции о том, как писать о ситуации на фронте, не проводилось агитационных мероприятий по привлечению передовых SMM-агентств России к включению в работу.

Что можно сделать уже сейчас? Включиться в распространение готовых патриотических материалов. На фоне блокировки части иностранных социальных сетей актуализировалось использование отечественных площадок, нуждающихся в наполнении правильным контентом, несущим смысл, укрепляющим единство граждан нашей страны, а не разделяющий на тех, кто сопричастен к СВО и тех, кто делает вид, что ничего не происходит.

Почему иностранные социальные сети были популярнее российских? Если не учитывать рекламу и привлечение лидеров общественного мнения, то по причине многообразия контента. Образованный из-за западных санкций и отзыва лицензий прокатчиками вакуум контента необходимо замещать, чтобы у молодого поколения не было искушения

искать такой где-либо из-за того, что собственного контента нет или же он не интересен.

«... И опыт, сын ошибок трудных.» писал классик русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин. Ошибки уже были совершены, настало время принять опыт прошлого, приумножить

Рис. 63 - Плакат «Могучая воля», Local Crew, 2022 г.

его и начать работать совместно. Привлекать талантливых художников, писателей, психологов, дизайнеров к конструированию новых форм русского социального и патриотического плаката, распространять хорошие образцы уже готовых плакатов, размещать их в публичных местах; создавать новые, разнообразных форматов, с учётом восприятия различных целевых аудиторий. Важно выработать те визуальные формы и принципы, которые бы служили ориентиром для граждан нашей страны, объединяя и мобилизуя их перед лицом общей угрозы, а также проработать те образы, которые бы позиционировали Российскую Федерацию в информационном пространстве.

Список литературы:

1. Радзивилович А. Д. История появления плаката. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/istoriya-poyavleniya-plakata (дата обращения: 24.03.2023).

2. История маркетинга. Записки маркетолога - энциклопедия маркетинга. URL: https://www.marketch.ru/history-of-marketing/the-first-poster/

(дата обращения: 24.03.2023).

3. Савельева О. О. Коммерция в стиле модерн. URL: http://vivovoco.astronet.ru/ VV/PAPERS/MEN/PUBL/PUBL.HTM (дата обращения: 24.03.2023).

4. Игошина Т. С. Графический дизайн отечественного социального плаката: авто-реф. канд. искусствоведения. Москва, 2009. 25 с.

5. Сидоров А. А. Два года русского искусства и художественной деятельности // Агитмассовое искусство

Советской России: матер. и док.: Агитпоезда и агитпароходы. Передвижной театр. Политический плакат. 1918-1932 / под ред. В. П. Толстого. М., 2002. Т. 1.

6. Стоюхина, Н. Ю. История советской психотехники: психология воздействия: учеб. пособие / Н.Ю. Стоюхина. М.: Логос, 2012. 324 с.

7. Стоюхина, Н. Ю. Мазилов, В. А. Забытый съезд: Первый Всероссийский съезд

по психоневрологии [Текст] / Н. Ю. Стоюхина, В. А. Мазилов // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Т. 2. С. 251-260.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер.

с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М., 2000.

9. Шалыгина Д. Л., Куликов В. А. Специфика пропагандистского плаката во время Великой отечественной войны как средства конструирования советской идентичности. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/spetsifika-propagandistskogo-plakata-vo-vremya-velikoy-otechestvennoy-voyny-kak-sredstva-konstruirovaniya-sovetskoy-identichnosti (дата обращения: 24.03.2023).

10. Творчество художников Южного Урала в годы Великой Отечественной войны. URL: https://chelreglib.ru/media/ files/resources/editions/kultura_yuzhnogo_ urala_v_kontekste_Velikoi_Otechestvennoi_ voiny/Hudozhniki.pdf (дата обращения: 24.03.2023).

11. Советское искусство, еженедельная общественно-политическая газета, 1948, № 49 (1137), 4 декабря. URL: https:// electro.nekrasovka.ru/books/6157935/ pages/3/2 (дата обращения: 24.03.2023).

12. Федосов Е. А. Глобализация советской повседневности глазами политического плаката периода 1946-1964 гг.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ globalizatsiya-sovetskoy-povsednevnosti-glazami-politicheskogo-plakata-perioda-1946-1964-gg (дата обращения: 24.03.2023).

13. Плакаты 0лимпиады-80 (Музей Москвы). URL: https://museum-online.moscow/entity/EXHIBITION/ iss3_migm_2767412 (дата обращения: 24.03.2023).

14. Мухаметшина Д. Р. Политические плакаты перестройки как социокультурное и коммуникативно-прагматическое единство. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ politicheskie-plakaty-epohi-perestroyki-kak-sotsiokulturnoe-i-kommunikativno-pragmaticheskoe-edinstvo (дата обращения: 24.03.2023).

15. Бойко А. А. Иконографическая типология авторского политического плаката периода перестройки // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. № 2 (15).

16. Ващук О. А. Социально-политический плакат эпохи перестройки: карнавально-утопическое в коммуникативном

пространстве «Поздней советской цивилизации. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sotsialno-politicheskiy-plakat-epohi-perestroyki-karnavalno-utopicheskoe-v-kommunikativnom-prostranstve-pozdney-sovetskoy (дата обращения: 24.03.2023).

17. Поднять флаг: что можно и что нельзя делать с российским триколором. URL: http://duma.gov.ru/news/46049/ (дата обращения: 24.03.2023).

18. Президент поручил создать центр

по производству духовно-нравственного

контента для молодых интернет-

пользователей. URL: https://d-russia.

ru/prezident-poruchil-sozdat-tsentr-po-

proizvodstvu-duhovno-nravstvennogo-

kontenta-dlya-molodyh-internet-

polzovatelej.html

(дата обращения: 24.03.2023).

19. Минобороны не считает буквы Z и V официальными воинскими символами. URL: https://ria.ru/20220519/ minoborony-1789452602.html

(дата обращения: 24.03.2023).

20. Telegram-канал «Вождение медведя». URL: t.me/vodmed

21. Telegram-канал «ЛюЛи». URL: t.me/ lubok_RU

Приложение к статье

ВЫПОЛНИМ СВОИ ДОЛГ ЗДЕСЬ,

НД ЭТОЙ ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

Г ЕРиН РОССИИ ГЕНЙиИШШЙШ АДПМН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.