Научная статья на тему 'Исторические парки "Россия - моя история" в образовательном процессе вуза'

Исторические парки "Россия - моя история" в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ / ИСТОРИЯ РОССИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / INTERACTIVE MUSEUM / HISTORY OF RUSSIA / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS / ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Марина Юрьевна, Дьякова Марина Геннадьевна

Рассматриваются вопросы, связанные с использованием музейной экспозиции исторического парка «Россия моя история» в образовательном процессе технического вуза. Выявляются специфика интерактивного музея, дидактические принципы и практические методики организации учебной, воспитательной и научной работы со студентами по дисциплине «История».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Марина Юрьевна, Дьякова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issues related to the use of the museum exposition of the historical park “Russia is my History” in the educational process at a technical university. The authors reveal the specificities of the interactive museum, didactic principles and practical methods of organizing educational and scientific work with students trained in the discipline "History".

Текст научной работы на тему «Исторические парки "Россия - моя история" в образовательном процессе вуза»

известия вгпу

Academic discipline "Modern Theories of Public and Individual Safety" in the context of the preparation of life safety teachers in high school

The article reveals the purpose, tasks and thematic planning of the discipline "Modern Theories of Public and Individual Safety" in the context of training future teachers of life safety at the university. The substantive and organizational features of training in this discipline are identified and substantiated.

Key words: preparation of a life safety teacher in a university, academic discipline, the purpose and tasks of the discipline, thematic planning, the content and organizational features of training.

(Статья поступила в редакцию 15.02.2019)

М.Ю. ДАВЫДОВА, М.Г. ДЬЯКОВА (Волгоград)

исторические парки «РОССИЯ - моя ИСТОРИЯ» в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Рассматриваются вопросы, связанные с использованием музейной экспозиции исторического парка «Россия - моя история» в образовательном процессе технического вуза. Выявляются специфика интерактивного музея, дидактические принципы и практические методики организации учебной, воспитательной и научной работы со студентами по дисциплине «История».

Ключевые слова: интерактивный музей, история России, мультимедийные технологии, образовательный процесс, организация самостоятельной работы студентов.

В последние годы в России сформировалась уникальная образовательная площадка под названием «Исторический парк "Россия -моя история"». Выставка включает в себя четыре интерактивные экспозиции, охватывающие всю отечественную историю: «Рюриковичи 862-1598», «Романовы 1613-1917», «От великих потрясений к Великой Победе 1917-

1945» и «Россия - моя история 1945-2016». Первый исторический парк начал работу в Москве на ВДНХ в декабре 2015 г. В последующие годы аналогичные мультимедийные выставочные комплексы были открыты в 19 регионах России, работа по их распространению продолжается.

основу экспозиции составляют уникальные электронные копии материалов, немалая часть которых до недавнего времени хранилась в архивах под грифами «Секретно» и «Совершенно секретно». Данные материалы предоставлены Государственным архивом Российской Федерации, Российским государственным архивом социально-политической истории, Центральным архивом ФСБ России, Российским государственным архивом кинофотодокументов, Государственным центральным музеем современной истории России и др. Это огромное количество оригинальных исторических очерков и статей, иллюстраций и фотографий, карт, цитат, короткометражных фильмов, игровых приложений.

Проект были создан Патриаршим советом по культуре и Фондом гуманитарных проектов при поддержке Администрации Президента и Министерства культуры РФ. научное консультирование осуществляли эксперты Института российской истории РАн. Региональные представительства проекта в крупнейших городах страны содержат исторические материалы каждого из регионов, которые находятся в научном обиходе местных историков и представляют значительный интерес.

Согласно официальной документации Министерства образования и науки Российской Федерации, целями проекта являются распространение гуманитарных знаний в России; развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности; становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, идентифицирующих себя с Россией, ее историей и культурой [1]. В соответствии с данными требованиями музейная экспозиция исторического парка должна не просто удовлетворять познавательный интерес, но и через эмоциональное восприятие истории отечества способствовать формированию духовного единства россиян.

Мультимедийные выставочные комплексы исторического парка «Россия - моя история» представляют собой уникальное культурно-историческое пространство, в котором

О Давыдова М.Ю., Дьякова М.Г., 2019

каждый посетитель может выстроить собственный диалог с прошлым. Главным отличием интерактивного музея от традиционного является то, что в нем музейные экспонаты -это не просто находки археологов, исторические документы или культурные артефакты, созданные нашими предками, это особым образом представленные продукты. В историческом парке «Россия - моя история» посетители могут принимать участие в создании того или иного исторического образа, перфоман-са. Здесь представлены новейшие формы информационных носителей: сенсорные столы и экраны, кинотеатры, лайтбоксы (световые короба), коллажи, проекторы и планшеты. Визуальные решения мультимедийных экспозиций созданы с использованием приемов видеоин-фографики, анимации, трехмерного моделирования, цифровых реконструкций. В сенсорных киосках выставки предусмотрен раздел архивных документов, которые можно не только посмотреть, но и переслать на электронную почту для личного пользования.

Благодаря современным мультимедийным технологиям авторы парка - историки, художники, кинематографисты, дизайнеры, специалисты по компьютерной графике - сделали все, чтобы российская история перешла из категории черно-белого учебника в яркое, увлекательное и вместе с тем объективное повествование, чтобы каждый посетитель почувствовал сопричастность к событиям более чем тысячелетней истории своего Отечества.

Таким образом, современный тип музея, представленный в мультимедийном парке «Россия - моя история», остается, во-первых, институтом хранения исторической информации, во-вторых, местом репрезентации исторической памяти и тем самым способом духовного производства социальной реальности. он позволяет увлечь изучением истории, способствует формированию социокультурной идентичности.

Проект широко обсуждался в СМИ, научных и общественных кругах, его противники и сторонники вели серьезную дискуссию как по концептуальным, так и по частным историческим вопросам, связанным с экспозицией [2]. создателей мультимедийных исторических парков «Россия - моя история» критиковали за излишнюю агитационно-пропагандистскую направленность проекта, за недостаточную объективность и научность в выборе и представлении экспонатов, указывали на допущенные ошибки в цитатах и т. д. одним из главных вопросов научной полемики стал вопрос

кие науки -

о целесообразности использования данных мультимедийных комплексов в образовательной практике. Сторонники проекта придерживались мнения, что содержание исторических парков «Россия - моя история» соответствует историко-культурному стандарту, и потому эти экспозиции не только могут, но и должны быть историко-просветительским инструментом в деле образования и воспитания молодежи. Вопрос о возможности использования мультимедийных исторических парков «Россия - моя история» в образовательном процессе был рассмотрен в Министерстве образования и науки. Министерство провело необходимое рецензирование контента, который содержится в исторических парках, и, одобрив его, выпустило рекомендации по использованию ресурсов экспозиции исторического парка «Россия - моя история» на уроках истории и во внеурочной деятельности в образовательных организациях [1]. Школьными учителями сегодня ведется активная работа по включению исторических парков в образовательный процесс. однако насыщенность каждой из четырех экспозиций открывает широкие возможности для продолжения использования данного выставочного комплекса при изучении истории в высших учебных заведениях. В технических вузах, каковым является Институт архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета, дисциплина «История» изучается студентами в течение семестра, как правило, на первом курсе. В отличие от школы, где осваивается преимущественно фактография исторических событий, в вузе важно научить студентов анализировать и оценивать различные исторические события, явления и процессы, а также помочь им выработать собственную гражданскую позицию и «научить учиться».

В качестве первого шага при вовлечении ресурсов исторических парков в образовательный процесс мы считаем целесообразным провести одну совместную экскурсию преподавателя со студентами в самом начале семестра. В ходе экскурсии преподаватель может рассказать об истории парков, познакомить со структурой экспозиции, тематикой залов и т. п. Если нет возможности организовать подобную экскурсию, следует эти вопросы рассмотреть в аудитории. В последующем предполагается хотя бы одно самостоятельное посещение студентами выставки для выполнения соответствующих заданий.

Мультимедийный исторический парк «Россия - моя история» дает широкие воз-

можности для реализации дидактического принципа наглядности обучения, которое предполагает задействование в обучении всех органов чувств человека. Согласно данному принципу, знания должны подаваться через разные каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание. Для успешного обучения необходимо комбинировать разные типы подачи информации. Каждую из экспозиций мультимедийного комплекса можно рассматривать как попытку реализации синергети-ческого подхода в организации реконструированной истории: при ознакомлении с представленными в экспозиции материалами вовлечение экскурсантов в историю происходит за счет включения механизма синестезии, межчувственных, межсенсорных ассоциаций, которые помогают проецировать далекую историческую реальность в современный мир. Динамичность экспозиции стирает границы между эпохами, при этом социокультурные трансформации удерживаются в рамках тематически определенного поля.

В исторических парках в каждом из залов представлены информационные киоски с хроникой событий, явлений и процессов отечественной и зарубежной истории по определенным периодам. При этом наряду с политическими событиями выделены и основные моменты развития экономики, социальной жизни и культуры. так, в хронологической ленте 1930-х гг. содержится информация в том числе о таких событиях, как приход Гитлера к власти в Германии, установление дипломатических отношений с США, Мюнхенский сговор, строительство Сталинградского тракторного завода и др. Синхронность в изучении отечественной и мировой истории позволяет формировать целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом.

опыт преподавания истории в вузе показал, что максимальный результат достигается при синхронном изучении мировой истории -истории России - истории родного края. Наличие в исторических парках широкого регионального компонента в виде отдельных информационных киосков помогает решить и эту задачу.

Еще один аспект, который необходимо рассмотреть, - это роль исторических парков в реализации компетентностного подхода. Высшее образование ориентируется на овладение студентами определенной совокупностью компетенций - умений, которые позво-

ляли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

В соответствии с утвержденными в 2017 г. ФГОС ВО, дисциплина «История» включена в обязательную часть программы бакалавриата и призвана способствовать формированию у выпускника универсальных компетенций, в частности УК-1 (способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач) [3].

В связи с этим цель образовательной деятельности и задача преподавателя видятся в том, чтобы мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Для этого необходимо организовать аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов так, чтобы максимально развивать их интеллектуальные возможности и способности, которые должны стать средством индивидуального освоения науки и культуры, основой профессиональной компетентности и внутренним источником ее развития. необходимо «научить студентов учиться» и «добывать» знания.

Отметим, что в учебных планах на самостоятельную работу студентов отводится более половины учебного времени дисциплины «История» (в Институте архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета - 60 из 108 часов). Основными формами самостоятельной работы студентов являются изучение учебных материалов, подготовка к аудиторным занятиям, выполнение заданий текущего контроля, подготовка рефератов и контрольных работ, подготовка к промежуточной аттестации. К тому же организация самостоятельной работы студентов ставит задачу не только решения уже сформулированных преподавателем проблем, но и выработки у студентов проблемного видения.

Подчеркнем, что посещение исторических парков студентами может происходить в виде учебных экскурсий как с участием преподавателя, так и самостоятельно. Экспозиции исторических парков представляют собой отличный материал для самостоятельного поиска студентами тем докладов, рефератов, научно-исследовательских работ, что помогает преподавателю использовать в работе со студентами дидактические принципы сознательности и активности. Чтобы исключить совпадение тем, можно каждому студенту дать свой небольшой хронологический период, соответ-

ствующий определенному залу. Для этого, безусловно, потребуется повторное посещение музея. Внимательное изучение материалов даже одного небольшого зала с двумя-тремя информационными киосками дает возможность подобрать не одну интересную тему. Например, «Аркаим как памятник дославянско-го времени на территории России»; «"Информационная война" против Русского царства и Иоанна Грозного»; «Первая мировая война как фактор революции 1917 года в России», «Антисоветская пропаганда в годы холодной войны». Документы по выбранной тематике, представленные в материалах экспозиции, безусловно, могут быть использованы при написании работы. В интерактивном музее количество исторических объектов значительно возрастает, и любая из тем учебного курса может быть подкреплена фактическим или иллюстративным материалом каждой из предложенных экспозиций. Таким образом, обеспечивается реализация дидактического принципа связи теории с практикой, что является наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование профессиональных и личностных качеств будущего специалиста.

Еще один из возможных видов работы с привлечением материалов исторических парков - написание студентами эссе по одной из цитат (на выбор учащегося или преподавателя), представленных в экспозиции. Так, фраза, сказанная помощником президента США в 1918 г. Э. Хаузом «остальной мир будет жить спокойнее, если вместо огромной России в мире будут четыре России. одна - Сибирь, а остальные - поделенная европейская часть страны», дает возможность порассуждать о геополитике, проверить знания студентов об иностранной интервенции в годы Гражданской войны. В свою очередь, цитата председателя Госплана СССР В.Н. Новикова «Государственная машина, раскрученная до 1953 года, продолжала работать и двигать, в основном вперед независимо от того, кто где сидел. Мне даже представляется, что если бы тогда "там" вообще никого не было, страна продолжала бы существовать и развиваться по линии, намеченной ранее» поможет проанализировать развитие СССР, оценить роль советских лидеров в данном процессе.

Контент исторических парков может оказать помощь преподавателю в объяснении спорных вопросов нашего исторического развития с применением принципа научности в обучении. Поскольку однозначных ответов

кие науки -

на эти вопросы нет, авторы экспозиций представляют документы, свидетельства современников и оценки разных историков при осмыслении того или иного исторического события. Можно предложить студентам реконструировать научное обоснование точки зрения конкретного историка или государственного деятеля, подкрепив его имеющимися историческими источниками. Возможно проведение дискуссий на заданные преподавателем темы на семинарских занятиях по результатам просмотра экспозиций. Например, неоднозначной является роль Ивана IV в развитии Российского государства. В экспозиции «Россия - моя история» не только видны внешние результаты его правления, но и раскрываются мотивы действий Иоанна Грозного. Здесь можно прочитать и то, что он сам думал о своем правлении, и то, как его воспринимали современники, и то, как оценивают историки.

Подчеркнем, что в материалах исторических парков каждая личность, конкретное событие представлены в обширном историческом контексте и вписываются в цивилизаци-онное поле, что позволяет соблюсти чрезвычайно важный принцип историзма и учесть цивилизационный подход в осмыслении происходящего и деятельности той или иной исторической фигуры.

В целом исторические парки могут помочь преподавателю истории решить ряд задач:

- продуктивно организовать внеаудиторную самостоятельную работу студентов при незначительном количестве часов, выделяемых на аудиторную работу;

- способствовать формированию универсальных компетенций выпускников;

- синхронно изучать историю мира, России и края;

- повысить интерес к истории у студентов технических специальностей;

- расширить применение активных форм обучения.

Безусловно, остается много вопросов, связанных с конкретными приемами вовлечения исторических музеев в образовательный процесс вузов. Направить познавательный интерес студентов - задача преподавателя. Время предъявляет высокие требования к преподавателю, который должен находиться в постоянном творческом поиске, совершенствуя свое педагогическое мастерство.

Включение экспозиционных материалов исторических парков «Россия - моя история» в образовательный процесс вуза способствует приобретению студентами знаний,

углублению предметных умений, способностей и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, а также нравственно-патриотическому воспитанию и развитию гуманитарного мышления, без которого сама профессиональная деятельность не может быть плодотворной.

Таким образом, образовательные площадки исторических парков «Россия - моя история» создают единое историческое информационное пространство как поле для консолидации россиян; способствуют формированию патриотической гражданской позиции молодежи; при вовлечении в учебный процесс способствуют реализации синергетического, ком-петентностного, цивилизационного подходов в образовании.

Список литературы

1. Методические рекомендации по использованию ресурсов экспозиции исторического памятника «Россия - Моя история» на уроках истории и во внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях [Электронный ресурс]. URL: http:// mosmetod.ru/files/projects/klassni_chas/metod_rek_ Histpark.pdf (дата обращения: 18.10.2018).

2. Пресс-конференция о работе мультимедийных исторических парков «Россия - моя история» [Электронный ресурс]. URL: http://pressmia.ru/ pressclub/20171213/951788008.html (дата обращения: 18.10.2018).

3. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс] // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/

fgosvo/151/150/24/7 (дата обращения: 18.10.2018). * * *

1. Metodicheskie rekomendacii po ispol'zovaniyu resursov ekspozicii istoricheskogo pamyatnika «Ros-siya - Moya istoriya» na urokah istorii i vo vneuroch-noj deyatel'nosti v obshcheobrazovatel'nyh organiza-ciyah [Elektronnyj resurs]. URL :http://mosmetod. ru/files/projects/klassni_chas/metod_rek_Histpark.pdf (data obrashcheniya: 18.10.2018).

2. Press-konferenciya o rabote mul'timedijnyh istoricheskih parkov «Rossiya - moya istoriya» [Elektronnyj resurs]. URL: http://pressmia.ru/press club/20171213/951788008.html (data obrashcheniya: 18.10.2018).

3. FGOS VO (3++) po napravleniyam bakalav-riata [Elektronnyj resurs] // Portal federal'nyh gosu-darstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego ob-razovaniya. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/7 (data obrashcheniya: 18.10.2018).

Historical parks «Russia is my History» in the educational process at the university

The article considers the issues related to the use of the museum exposition of the historical park "Russia is my History" in the educational process at a technical university. The authors reveal the specificities of the interactive museum, didactic principles and practical methods of organizing educational and scientific work with students trained in the discipline «History».

Key words: interactive museum, history of Russia, multimedia technologies, educational process, organization of students' independent work.

(Статья поступила в редакцию 22.11.2018)

С.Н. ценюга, и.Н. ценюга

(Красноярск)

КРАСНОЯРСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ: ИСТОРИЯ ПЕРМАНЕНТНОЙ РЕФОРМЫ 1916-1920 гг.

Анализируются попытки реформирования Красноярского учительского института 1916-1920 гг., осуществлявшиеся на фоне революционного хаоса, в условиях крушения старого и нарождения нового мира.

Ключевые слова: Министерство народного просвещения, учительские институты, реформа, Февральская буржуазная революция, Сибирское временное правительство.

на основе положения Министерства народного просвещения (МНП) от 31 мая 1872 г. учительские институты относились к средним специальным всесословным закрытым учебным педагогическим заведениям повышенного типа с трехлетним сроком обучения. Программы подготовки соответствовали средним учебным заведениям (за исключением часов на изучение классических и новых языков). При институтах для отработки практических навыков преподавания образовывались городские училища. Содержались институты на ка-

О Ценюга С.Н., Ценюга И.Н., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.