Научная статья на тему 'Исторические и правовые аспекты развития малых и средних предприятий Китая'

Исторические и правовые аспекты развития малых и средних предприятий Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КИТАЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕФОРМЫ / ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / CHINA SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / INNOVATIVE DEVELOPMENT / REFORM / TECHNOLOGY / COMPETITIVENESS / NATIONAL ECONOMY / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чечельницкий С.

В статье даётся характеристика социально-экономического состояния Китая накануне проведения преобразований (реформы Дэн Сяопина), выделяются предпосылки зарождения в КНР инновационных малых и средних предприятий, а также проводится анализ факторов, влияющих на развитие МСП Китая. Сделан вывод о том, что ключевым фактором, способствующим динамичному и устойчивому развитию национальной экономики в современных условиях, является использование инноваций в производственно-хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса. При этом малые и средние предприятия, выступающие в качестве ведущего элемента любой национальной экономической системы, обладают всеми свойствами инновационного развития. Проходящие в китайской экономике трансформационные процессы, связанные с переходом к рыночным отношениям, и глобализацией мирового хозяйства обусловили ужесточение конкуренции среди предпринимательских структур. Все эти обстоятельства существенным образом поменяли приоритеты в малом бизнесе и его развитии в направлении усиления роли инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN CHINA

The article describes the characteristics of the socio-economic status of China before the reforms led by Deng Xiaoping, highlighting the prerequisites for the emergence of innovative small and medium-sized enterprises in the PRC, as well as analyzing the factors affecting the development of Chinese SMEs. It is concluded that the key factor contributing to the dynamic and sustainable development of the national economy in modern conditions is the use of innovations in the production and economic activities of small businesses. At the same time, small and medium enterprises, acting as the leading element of any national economic system, have all the properties of innovative development. The transformational processes taking place in the Chinese economy associated with the transition to market relations and the globalization of the world economy have led to increased competition among entrepreneurial structures. All these circumstances have substantially shifted the priorities in the activity of small business and its development in the direction of strengthening the role of innovation.

Текст научной работы на тему «Исторические и правовые аспекты развития малых и средних предприятий Китая»

ЭКОНОМИКА

УДК 338

С. ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ,

S. CHECHELNITSKIY,

Master of international relationships

RANEPA

магистр международных отношении РАНХиГС

e-mail: chechelnitskiy.s@gmail.com

Ключевые слова:

малые и средние предприятия Китая, инновационное развитие, реформы, технологии, конкурентоспособность, национальная экономика, трансформация

Keywords:

China small and medium enterprises, innovative development, reform, technology, competitiveness, National economy, transformation

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КИТАЯ

В статье дается характеристика социально-экономического состояния Китая накануне проведения преобразований (реформы Дэн Сяопина), выделяются предпосылки зарождения в КНР инновационных малых и средних предприятий, а также проводится анализ факторов, влияющих на развитие МСП Китая. Сделан вывод о том, что ключевым фактором, способствующим динамичному и устойчивому развитию национальной экономики в современных условиях, является использование инноваций в производственно-хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса. При этом малые и средние предприятия, выступающие в качестве ведущего элемента любой национальной экономической системы, обладают всеми свойствами инновационного развития. Проходящие в китайской экономике трансформационные процессы, связанные с переходом к рыночным отношениям, и глобализацией мирового хозяйства обусловили ужесточение конкуренции среди предпринимательских структур. Все эти обстоятельства существенным образом поменяли приоритеты в малом бизнесе и его развитии в направлении усиления роли инноваций.

HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN CHINA

The article describes the characteristics of the socio-economic status of China before the reforms led by Deng Xiaoping, highlighting the prerequisites for the emergence of innovative small and medium-sized enterprises in the PRC, as well as analyzing the factors affecting the development of Chinese SMEs. It is concluded that the key factor contributing to the dynamic and sustainable development of the national economy in modern conditions is the use of innovations in the production and economic activities of small businesses. At the same time, small and medium enterprises, acting as the leading element of any national economic system, have all the properties of innovative development. The transformational processes taking place in the Chinese economy associated with the transition to market relations and the globalization of the world economy have led to increased competition among entrepreneurial structures. All these circumstances have substantially shifted the priorities in the activity of small business and its development in the direction of strengthening the role of innovation.

Китай накануне проведения в стране экономических преобразований

Средние и малые предприятия Китая играют важную роль в стимулировании рыночной конкуренции, увеличении числа рабочих мест, улучшении качества жизни населения, содействии развитию технологических инноваций, стимулировании развития национальной экономики и поддержании социальной стабильности в государстве.

Инновационный характер современного предпринимательства обуславливается и растущим потребительским спросом, переходом к экономике знаний, расширением взаимодействия рыночных агентов, формированием глобальных сетевых структур. Малые и средние пред-

приятия, благодаря этим процессам, получают новые возможности для конкуренции с крупным бизнесом.

Несмотря на высокие результаты, полученные малыми и средними предприятиями (далее — МСП) Китая, в настоящее время они сталкиваются с серьезной проблемой. Инновационное развитие малых и средних предприятий Китая происходит в условиях дефицита финансовых ресурсов, чрезмерной конкуренции на рынке и низкой эффективности использования ресурсов. В таких условиях использование инноваций становится одним из наиболее эффективных вариантов вывода на конкурентоспособные позиции малых и

средних предприятий КНР. С другой стороны, инновации в малом бизнесе составляют основу инновационного развития всего китайского общества. Роль малых и средних предприятий в разработке и использовании инноваций не вызывает сомнений.

Существует ряд факторов, которые повлияли на развитие событий, связанных с проведением Дэн Сяопином в 1978 году экономических реформ.

Во-первых, на момент 1978 года партия существовала на грани политического кризиса, обусловленного внутрипартийной борьбой за власть [2]. Минувшие два года после смерти Мао Цзэдуна сопровождались бесконечными идеологическими компаниями, что в совокупности привело к потере народного доверия. Две кампании — «Большой скачок» (Л&й) (1958-1960 гг.) и «Культурная революция» (1966-1976

гг.) - стали особенно знаменательными вехами в истории становления современного Китая. В 1958 г. по решению компартии была провозглашена массовая коллективизация, сельскохозяйственные угодья были объединены в огромные коммуны. Партия полностью контролировала жизнь крестьян: дети были практически оторваны от родителей и воспитывались в детских садах коммуны; женщины и мужчины жили порознь, лишь питаясь в общих столовых. Словом, семьи были разделены. Главными целями правительства были повышение производительности труда и укрепление индустриальной базы Китая. В итоге эксперимент провалился и привел к гибели примерно 45 млн. человек.

В 1966 г. Мао Цзэдун, авторитет которого серьезно пошатнулся, объявил о начале «Культурной революции», призванной стать инструментом борьбы за власть и уничтожения своих врагов в руководстве партии. Идея заключалась в том, чтобы возродить революционный дух среди молодежи и направить его на уничтожение идеологических противников маоизма в КПК. В результате Китай погрузился в хаос, продолжавшийся с разной интенсивностью вплоть до смерти Мао Цзэдуна в 1976 г., после чего в стране произошел государственный переворот «банды четырех». Однако переворот был подавлен, и к власти на короткое время пришел Хуа Гофен, которого вскоре сменил Дэн Сяопин. К этому моменту в Китае накопилось много проблем: легитимность партии стояла под вопросом, китайский народ устал от идеологии, и отношение к руководству сильно ухудшилось. Повышение уровня жизни людей могло помочь восстановить утраченное доверие, и Дэн Сяопин понимал необходимость проведения соответствующих реформ.

Во-вторых, на момент 1978 года экономика Китая переживала стагнацию. Более 10 лет доходы крестьян сохранялись на одном уровне. Отсутствовала возможность закупать необходимые импортные товары. Рыночные экономики соседних стран Юго-Восточной Азии демонстрировали успех, в то время как технологический разрыв между Китаем и развитыми странами исчислялся десятилетиями.

В-третьих, по меньшей мере 70% населения проживало в сельской местности, их доходов хватало разве что

только на выживание. С проведением деколлективизации в 1978—1979 гг. также очевидной стала проблема безработицы. В дальнейшем огромный излишек рабочей силы явился важным ресурсом для развития сельского индустриального сектора.

Еще одним фактором является то, что планирование играло меньшую роль в китайской экономике, нежели в странах бывшего СССР. К тому же в Китае даже в разгар экономической централизации велась скрытая ком-мерчекая деятельность, что позволило сохранить предприимчивость населения и положительно повлияло на развитие частного сектора.

В-пятых, компартия выстроила сильную административную систему управления. Административными ячейками, на которые был разделен Китай, руководило центральное правительство. Эта форма управления поможет Дэн Сяопину эффективно провести грядущие экономические реформы.

Шестой фактор, объясняющий успех реформ — это китайская диаспора за рубежом, которая на тот момент обладала совокупными активами примерно на 3 трлн долл. Диаспора сыграла важную роль в осуществлении экспансии на внешние рынки и привлечении иностранного капитала.

Значение третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, который состоялся 18 декабря 1978 г., сложно

переоценить. Партия утвердила необходимость уделять основное внимание социалистической модернизации. Ниже приведены некоторые основные решения пленума:

— необходимо предоставить существенную независимость местным органам, промышленным и сельскохозяйственным организациям в управлении и ведении хозяйства в пределах единого плана. Важным недостатком в то время являлась чрезмерная централизация власти;

— наделить предприятия административными правами;

— действовать по закону рынка, объединяя идеологическую и политическую работу с экономическими средствами;

— уменьшить количество собраний и официальных бумаг, повысить производительность труда, справедливо осуществлять систему проверок, награждений и наказаний, повышения и сокращения по службе.

Решения пленума отразили долгое время подавляемую потребность экономической, общественной и политической жизни Китая в переменах. Сложившаяся ситуация соответствовала трендам экономического развития и символизировала вступление китайского общества на путь исторических изменений. Впоследствии эти глубокие преобразования лягут в основу «Политики реформ и открытости»

Предпосылки зарождения в КНР инновационных малых и средних предприятий

Китай успешно стимулирует инновационную деятельность в стране, осуществляет эффективное государственное управление в высокотехнологичной сфере. Национальная инновационная система Китая сформировалась благодаря развитию особых экономических зон, инновационных кластеров в области промышленности, технопарков и «хакспейсов». Интеграция университетов с государством и бизнесом в рамках грамотно выстроенной системы трансфера знаний в технологий позволила Китаю занять лидирующую позицию в области науки и разработки высоких технологий.

Необходимым условием экономического роста в XXI веке является наличие высокого инновационного потенциала. Роль инноваций существенно возрастает, поскольку новые знания, воплощенные в технологиях и подходах к обучению и управлению, приносят до 90% прироста ВВП [10]. Особое внимание необходимо уделить инструментам и механизмам инновационного развития, способным ускорить темпы экономического роста.

Державы с передовой развитой экономикой признают опыт Китая в налаживании иновационной промышленности как одного из наиболее успешных. Китаю удалось на деле подтвердить тезис о том, что важнейшими производительными силами являются именно наука и технологии.

Эпоха экономических реформ, нацеленная на создание новой иннова-

ционной системы, наступила в Китае в 1978 г. с началом политики четырех модернизаций, выдвинутой Чжоу Эньлаем еще в 1964 г. Технологический прогресс лег в основу рыночных преобразований. В 1980-1983 годах в Китае было образовано 5 особых экономических зон. Через них в страну поступали знания, управленческий опыт, капитал, высокие технологии.

Главным требованием, предъявляемым к иностранным инвесторам для вхождения на китайский рынок, был трансфер передовых технологий. Преобразования в структуре китайской экономики проходили под лозунгом «рынок в обмен на технологии». Китайское правительство следило за уровнем технологичности привлекаемых инноваций.

Можно выделить следующие инструменты и механизмы стимулирования инновационного развития китайской экономики:

— особые экономические зоны;

— инновационные и промышленные кластеры;

— бизнес-инкубаторы и хакспейсы;

— научные технологии и зоны развития высоких технологий.

Сегодня Китай представляет из себя госудаство с продвинутой промышленной и технологической инфраструктурой. Провинции приобрели свои характерные черты с высокоразвитой специализацией.

На сегодняшний день на восточном побережье расположено несколько высокоразвитых кластеров. Их эко-

номиеческие успехи свидетельствуют о том, что наиболее передовые городские кластеры обладают высоким инновационнным потенциалом и сосредотачивают на своей территории высокотехнологичные отрасли промышленности. Правительство активно занималось развитием этих регионов, создавая на базе объединений промышленного производства с приобретенными технологиями современные инновационные центры.

Особые экономические зоны, созданные для реализации понятия «Реформ и открытости», до сих пор играют важную роль в поддержании стабильного экономического роста. Именно ОЭЗ стимулировали развитие высокотехнологичных научных парков. В прибрежных городах Сымынь, Чжухай, Шаньтоу и Шэньчжэнь были созданы первые ОЭЗ. Впоследствии остров Хайнань и 14 портовых городов были наделены особым экономическим режимом. Такая форма экономических субьектов со своими особенностями стала быстро распространяться во многих регионах Китая. Согласно результатам исследования Всемирного банка, национальные ОЭЗ обеспечили около 20% китайского ВВП, 45% от общего объема прямых зарубежных инвестиций и до 60% от экспорта.

Большинство технопарков, созданию которых в Китае придается огромное значение, утверждается по инициативе Госсовета КНР или региональных органов исполнительной власти. Они привлекают миллионы долларов зарубежных и национальных инвестиций. Особые экономические зоны и технопарки выступают в ка-

честве катализаторов формирования региональных рынков высокотехнологичных товаров и услуг, а также стимулируют трансфер технологий.

Уровень инновационного развития провинций наглядно отражают бизнес-инкубаторы, имеющие четкое региональное распределение. Юго-Восточная прибрежная зона имеет благоприятные условия для ведения бизнеса и закономерно отличается высоким уровнем экономического развития. Города Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и провинция Гуандун являются ключевыми. Также большое количество технологических бизнес-инкубаторов сосредоточено в провинциях Шаньдун, Цзянсу и Чжэцзян.

Хакспейсы — это место, объединяющее людей со схожими научными и технологическими интересами в электронном или цифровом искусстве, предоставляющее разработчикам оборудование и инфраструктуру. В 2010 г. в Китае начала работу первая общественная мастерская-хакспейс. Реализация политики высокотехнологичного предпринимательства послужила поводом к распространению подобных заведений по всей стране. Хакспейсы рассматриваются региональными властями и правительством в качестве катализаторов инновационного предпринимательства.

По количеству «компаний-единорогов» Китай занимает второе место в мире после США. Подобные компании правительство расценивает как новые точки роста экономики.

Термин «единорог» впервые был упомянут в 2013 году в статье пред-

принимателя Эйлин Ли. Статус «единорога» говорит о том, что частная компания менее чем за 10 лет существования достигла капитализации в 1 млрд. долларов и выше, не проводя IPO. Как правило, такая компания выводит на рынок совершенно новый продукт или услугу, а также может кардинально модернизировать что-то уже существующее. Выход на массовый рынок с едва ли не постоянным увеличением клиентского потока и масштабируемая структура доходов являются важными условиями для подобного бизнеса.

Количество китайских «единорогов», стабильно растущее в ходе модернизации национальной экономики, в 2018 году достигло 186 единиц, а их суммарная капитализация превысила 5 трлн. юаней (736 млрд долл.). Лидерами по капитализации оказались предприятия в сфере он-лайн-услуг и электронной коммерции.

На IPO в 2018 году вышло 24 китайских «единорога», однако, после публичного размещения стоимость акций многих компаний резко снизилась. По данным шанхайского аналитического агентства Huran, в 2018, не лучшем для китайского рынка, году стоимость 18 стартапов-«единорогов» выросла вдвое. Темпы экономического роста замедлились, а постоянные торговые конфликты с США нанесли удар по многим предприятиям.

Определяющую роль на китайском технологическом рынке играют гиганты Alibaba, Baidu, JD.com и Tencent, которые владеют некоторыми компа-ниями-«единорогами». Практически каждая крупная компания в Китае

получила инвестиции от одного из пяти азиатских гигантов, включая японскую SoftBank. Китай превзошел Америку по суммарной стоимости «единорогов», отставая от нее по их количеству.

В 2018 г. китайский рынок «порождал» в среднем одного «единорога» каждые 3,8 дня. Большинство из них «родилось» в крупнейших городах Китая — Пекине, Шанхае и Ханчжоу. Весной капитализация дочерней компании Alibaba — Ant Financial,— которой принадлежит платежный сервис Alipay, превысила 150 млрд долл. Второе место в рейтинге китайских «единорогов» занял агрегатор новостей Jinri Toutiao с оценкой 75 млрд долл. Далее следует крупнейший оператор такси Didi Chuxing с капитализацией 56 млрд долл.

Подводя итоги инновационного развития китайской экономики, нужно отметить, что благодаря проведению результативной промышленной политики был существенно повышен уровень социально-экономического развития страны. Высокотехнологичные отрасли промышленности получили безусловный приоритет в экономической структуре страны.

Можно выделить факторы, превратившие КНР в мирового лидера в области высоких технологий и науки:

1) стремительный рост населения и рост уровня образования;

2) формирование рынка труда высококвалифицированных специалистов;

3) частный сектор и государство выделяют средства на НИОКР;

4) эффективно выстроена система трансфера знаний в технологии;

5) многочисленная диаспора ученых китайского происхождения за рубежом, значительная часть которых возвращается на родину или помогает своей стране, находясь за границей.

Стоит подробее остановиться на «модели тройной спирали» Генри Иц-ковица, объединяющей университеты, бизнес и государство в целях создания инновационного продукта. На этапе создания ценного знания между собой кооперируются государство, учебные и научные организации. Затем осуществляется взаимодействие науки с бизнесом на основе полученных тех-

Факторы, влияющие на малых и средних предприятий,

Конкурентоспособность малых и средних предприятий Китая в процессе 30-летнего развития заметно повысилась. Развитие МСП Китая имеет явные особенности, отличающие их от развития тех же предприятий в индустриальных государствах [3]:

1. Развитие МСП Китая тесно сопряжено с конкретными политическими предпосылками, то есть обладает четкой политической спецификой.

Для начального этапа преобразования МСП (1949-1957 гг.) характерна мобилизация всего ремесленного населения с целью организации кооперативных товариществ.

Затем, в связи со строгими ограничениями индивидуальной и частной деятельности, развитие было приостановлено.

Для этапа стремительного развития МСП (1989-1944 гг.) характерен процесс перехода собственности от

нологических открытий. Выведение результатов инновационной деятельности на рынок происходит благодаря совместным усилиям властей и бизнеса. Китай выступает примером наиболее эффективной реализации приведенной модели, на которой основывается инновационное развитие многих стран.

Комплексная модернизация экономики на основе формирования новых высокотехнологичных отраслей продиктовала структурное изменение социально-экономической ситуации в Китае.

развитие инновационных их значение для экономики Китая

государственной структуры к индивидуальной частной, что повлекло за собой интенсивное развитие малых и средних предприятий.

С 1995 года по настоящее время МСП Китая находятся на стадии упорядочения и повышения уровня производимых товаров и предоставляемых услуг. Путь развития, как правило, начинался с трудоемких и низкотехнологичных отраслей со скромными инвестициями и низкой ценой реализуемой продукции. Это привело к чрезмерной конкуренции, что повлекло за собой снижение уровня дохода предприятий и неспособность технологического совершенствования в целом. Местные органы власти видят решение этих проблем в слиянии и объединении предприятий.

2. Местные МСП играют важную роль в национальной экономике.

В связи с развертыванием «политики реформ и открытости» стали активно развиваться местные предприятия, пошатнув доминирующую позицию федеральных предприятий в стране. В настоящее время доля продукции местной промышленности составляет выше 40% от валовой продукции промышленности.

3. Необходимо отметить, что в Китае структура собственности средних и малых предприятий разнообразна.

Таким образом, МСП Китая может быть государственным, частным, коллективным. По результатам «Всеобщего исследования промышленности» (2016 г.), соотношение количества предприятий по формам собственности следующее: количество частных МСП составляет 77,9%, коллективных — 20,1%, государственных — 1,4%, число предприятий с привлечением иностранного капитала и рабочей силы — 0,6%.

Вместе с этим возникли проблемы, связанные с иррациональной экономической структурой, высоким уровнем имущественного расслоения, чрезмерной конкуренцией на рынке и низкой эффективностью использования ресурсов. В 1994 году, когда произошел переломный момент при переходе на внутренний рынок Китая, возникло довольно много случаев банкротства средних и малых предприятий.

Важным условием роста конкурентоспособности национальной экономики Китая является способность коммерциализировать результаты развития фундаментальной и прикладной науки. Наличие эффектив-

ного инструментария воспроизводства инноваций, инвестиции знаний в высокотехнологичную продукцию определяет позицию государства на геополитической арене.

Международный опыт функционирования национальных экономических систем показывает эффективность механизмов, направленных на решение вышеперечисленных проблем. Создание территорий с особым экономическим статусом можно назвать одним из наиболее эффективных решений.

Экономический смысл «свободной экономической зоны» (СЭЗ) заключается в том, что она представляет собой зону со специальными налоговыми, инвестиционными, визовыми, таможенными и другими условиями ведения бизнеса для национальных и зарубежных бизнес-структур любого масштаба.

Эксперты ООН определяют СЭЗ как четко ограниченные по территории промышленные районы, которые являются частью территории государства с беспошлинной торговлей и таможенным режимом, при котором зарубежные организации, производящие товары в основном для экспорта, пользуются некоторым набором финансовых и налоговых послаблений. Можно смело утверждать, что для эффективного развития и стимулирования инновационнной активности МСП необходимо формирование успешной системы государственной поддержки малого и средненго бизнеса [3]. Интенсификация научной деятельности и технического прогресса усиливает конкуренцию, которая

так необходима бизнесу и науке для реализации инновационной деятельности. Сокращение жизеннного цикла производимых товаров и высокие требования к качеству и потребительским свойствам продукта приводят к диверсификации производства и углублению специализации.

Малые инновационные предприятия играют важную роль в экономическом развитии национальной экономики каждого государства. Они разрабатывают современные научно-технические инновации и реализуют передовую продукцию. Их инновационная активнось характеризуется количеством инноваций в расчете на одного научного сотрудника МСП, которые в 4 раза выше аналогичного показателя в крупных структурах. Из расчета количества инноваций на 1 доллар затрат на НИ-ОКР на МСП производится в 24 раза больше инноваций, чем в крупных бизнес-структурах.

Инновационные МСП не редко выступают связующим элементом между крупными промышленными структурами и научно-исследовательскими центрами. Зачастую поставщики высокотехнологичных видов продукции намного быстрее вступают в связь с международными компаниями благодаря взаимовыгодному стратегическому сотрудничеству. В связи с ограниченностью финансовых ресурсов МСП, предназначенных для реализации собственных разработок, им необходима поддержка органов государственной власти. Эта поддержка позволяет сфокусироваться на коммерциализации результатов инно-

вационной деятельности и внедрять разработки в широкое производство.

В процессе создания новых технологий предприниматель концентрируется на инновационности продукта, которая проявляется в преимущественных отличиях от существующих решений и функциональных новшествах. Тем не менее в условиях рыночной экономики, помимо новаторских идей, нельзя забывать про возможности покупательского спроса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Готовность рынка принять инновационный продукт характеризуется следующими факторами:

— темпы роста и потенциальный размер рынка;

— время вывода продукта на рынок;

— покупательская способность;

— наличие конкурентов с аналогичной продукцией;

— наличие законодательных ограничений.

Эффективность нововведений также зависит от способности компании к оперативному восприятию к производству продукта.

Инновационная компетентность организации состоит из следующих компонентов:

— степень готовности компании к восприятию новых идей и инноваций;

— качество управления коллективом и коммуникации с внешним миром;

— материальное положение организации.

Для крупного бизнеса, в свою очередь, характерны консерватизм и низкая скорость реагирования на новые запросы рынка. Эффективность МСП Китая, принимающих участие в НИОКР, зачастую, по сравнению с

крупными предприятиями, выше по следующим причинам:

— концентрация на узкой нише рынка;

— использование прорывных результатов разработки на стыках разных научных направлений;

— низкая конкуренция в высокорискованных областях, где крупные предприятия не видят перспектив;

— возможность прямого контакта с конечным потребителем.

Однако нехватка ресурсов ограничивает самостоятельное прохождение всех стадий инновационного процесса.

Процесс вхождения субъектов малого бизнеса на рынок должен сопровождаться помощью. В качестве одной из форм специализированной инфраструктуры, обеспечивающей поддержку МСП, функционируют бизнес-инкубаторы. Данный механизм обеспечивает успешное развитие стар-тапа, который в перспективе может выйти за рамки инкубатора и продолжить самостоятельное существование.

Создание бизнес-инкубаторов преследует следующие цели:

— расширение доступа к запрашиваемым ресурсам;

— стимулирование инновационных разработок в организации;

— повышение устойчивости и конкурентноспособности малого бизнеса;

— распростронение успешного опыта развития МСП;

— создание рабочих мест;

— формирование имиджа предприятия и стандартов поведения.

Среди главных функций бизнес-инкубатора можно выделить:

— консультирование субъектов малого бизнеса по технологическим правовым и экономическим вопросам;

— представление офисного размещения;

— организация доступа к аналитическим базам данных;

— предоставление образовательной и методической поддержки;

— формирование благоприятных условий для ведения международной деятельности;

— помощь в разработке бизнес-плана и проведении маркетинговых исследований;

— поиск инвестиций и обоснование привлекательности проектов для вложений.

Зачастую инициатива создания бизнес-инкубаторов принадлежит органам государственной власти, что делает их появление относительно искусственным.

Инновационный кластер представляет из себя неформальное объединение промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, малого бизнеса, органов государственной власти, учебных заведений и общественных движений для возможности оперативной реализации трансферта научных открытий. Произведенные в рамках иноваци-онного кластера новые знания и изобретения, реализуемые впоследствии в форме технологических инноваций, представляют интерес для субъектов рынка.

Подобные образования формируются крупными компаниями в условиях достижения на мировом рынке предельного уровня конкурентноспо-

собности. Автоматически распространяемое влияние на свое окружение создает когорту производителей и потребителей, в роли которых, как правило, вступают именно МСП.

Взаимодействие внутри кластера неизменно порождает синергетиче-ский эффект. Внутрикластеровые взаимосвязи стимулируют развитие инноваций, что добавляет их участникам конкурентные преимущества.

Иначе говоря, кластер сочетает экономически взаимосвязанные компании смежных видов деятельности, а это в свою очередь способствует взаимному развитию и развитию национальной экономики в целом. Неудивительно, что подобные неформальные объединения предприятий-лидеров и передовых МСП являются создателями технологий.

В соответствии с концепцией, утвержденной Министерством науки и технологий Китая, опубликованной в 2001 г., необходимо, чтобы в результате формирования инновационного потенциала были задействованы промышленные кластеры. Указанный потенциал может быть получен в результате использования государственных зон технико-экономического развития и различных льготных образований в форме технопарков, особых областей высоких технологий и т. д. [3].

Промышленные кластеры Китая достигли высоких результатов хазяй-ственной деятельности и играют ключевую роль в экономическом развитии китайских провинций. Сейчас перед китайской экономикой стоит задача трансформации промышленных

кластеров в инновационные. Для этого требуется внедрить произодство радикально новых товаров и услуг. Среди успешных промышленных кластеров, находящихся на стадии преобразования в инновационные, можно внедрить следующие:

— промышленный кластер в г. Чэнду провинции Сычуань по производству компьютерных программных продуктов;

— промышленный кластер «Чжан-цзян» в г. Шанхай по разработке интегральных микросхем;

— промышленный кластер в г. Ху-анъянь провинции Чжэцзян по развитию штамповочного производства;

— промышленный кластер в г. Янчжоу провинции Цзянсу по производству осветительных приборов и полупроводников;

— промышленный кластер в г. Чжучжоу провинции Хунань по производству оборудования для рельсового транспорта;

— промышленный кластер в г. Да-ньян провинции Цзянсу по производству новых металлов;

— промышленный кластер в г. Цзиньцзян провинции Фуцзянь по развитию обувной промышленности;

— промышленный кластер в г. Чанша провинции Хунань по строительству инженерно-строительной техники;

— промышленный кластер в районе Теси г. Шэньян провинции Ляонин по производству комплектного машинно-технического оборудования.

В процессе трансформации промышленных кластеров Китая потребуется организовать мероприятия по

улучшению качества НИОКР, подготовить высоквалифицированные научные кадры и усовершенствовать процесс международного информационного обмена.

Китай ориентируется на развитие следующих отраслей национальной экономики:

— энергосбережение, которое включает в себя разработку и использование современного оборудования с возможностью регенерации природных ресурсов;

— современное информационное оборудование, включающее в себя широкополосный доступ, мобильную связь следующего поколения, системы безопасности телекоммуникационных сетей, интернет-оборудование, новые типы мониторов, интегральные микросхемы, программное обеспечение, сервер и т.д .;

— биотехнологии, которые включают в себя разработку, создание и производство препаратов китайской традиционной медицины и химической фармацевтики, лекарственные средства против эпидемиологических и иных разнообразных тяжелых заболеваний, новое медицинское оборудование и т.д .;

— создание высокотехнологичного комплектного оборудования, включая региональные и магистральные самолеты, производство спутниковых систем связи, строительство авиационной инфраструктуры, городского пассажирского транспорта и т.д .;

— современные материалы, создание и использование новых изоляционных материалов, материалов с возможностями редкоземельных эле-

ментов, осветительных элементов на базе новых видов полупроводников, сверхпрочного стекла, новых керамических материалов, строительных пластмасс и т.д .;

— современные источники энергии, создание и использование нового оборудования для гелиоэнергетики, а также ветряной, атомной и солнечной энергетики;

— автомобилестроение, основанное на альтернативных источниках энергии.

Анализ показал, что ключевым фактором, способствующим динамичному и устойчивому развитию национальной экономики в современных условиях, является использование инноваций в производственно-хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса. Проходящие в китайской экономике трансформационные процессы, связанные с переходом к рыночным отношениями и глобализацией мирового хозяйства, обусловили ужесточение конкуренции среди предпринимательских структур. Все эти обстоятельства существенным образом сместили акценты в деятельности малого бизнеса и его развития в направлении усиления роли инноваций. Вместе с этим, существуют значительные ограничения для перехода к инновационной концепции развития китайской экономики, связанные с институциональными и социокультурными проблемами.

Инновационные процессы малого бизнеса, представляющие собой особое развитие хозяйственной деятельности МСП, которое происходит на основе широкомасштабного и си-

стематического внедрения новейших достижений науки и техники в производство и технологии, что приводит к повышению производительности труда, предполагают активизацию научных исследований. Внедрение инноваций должно проходить при усиленной поддержке органов государственной власти и иметь достаточный объем финансирования. На этапе вхождения на рынок малым предприятиям требуется помощь, которая может быть им оказана в рамках бизнес-инкубатора — одного из видов специализированной инфраструктуры, обеспечивающей поддержку МСП наряду с фондами, бизнес-центрами, учебными и другими обслуживающими структурами. Главной задачей этого действенного механизма является содействие успешному развитию компаний, которые в дальнейшем смогут оставить бизнес-инкубатор и работать без его поддержки.

Инновационный характер современного предпринимательства в КНР непосредственно связан с повышением потребительского спроса и способствует переходу к экономике знаний, расширению взаимодействия рыночных агентов, формированию глобальных сетевых структур. Малый и средний бизнес, благодаря данным процессам, получают возможности для усиления конкурентных преимуществ в борьбе с крупным бизнесом.

Малые инновационные предприятия играют ключевую роль во всеобщем экономическом развитии. Именно такие структуры разрабатывают научно-технические инновации и производят выпуск качественно

новой продукции посредством их применения. Активность инновационных МСП в качестве инноваторов подтверждается тем, что количество инноваций, которое приходится на одного научного сотрудника в МСП, в 4 раза больше, нежели данный показатель в крупных структурах, а количество инноваций в расчете на 1 доллар затрат на НИОКР на МСП в 24 раза больше, чем на крупных предприятиях.

Наиболее приоритетной формой функционирования экономических субъектов является кластер, который представляют собой совокупность экономически тесно связанных и близко расположенных предпринимательских структур, которые способствуют собственному эффективному развитию, а также росту конкурентоспособности. Выделено три основных вида кластеров: региональные кластеры, кластеры с вертикальными производственными связями, отраслевые кластеры. Преимуществом кластерной формы развития является ее динамичность и гибкость по сравнению с иными видами организации экономических систем.

Формирование инновационных кластеров позволяет максимально использовать имеющиеся преимущества подобных способов организации взаимодействия хозяйствующих субъектов экономической системы. К наиболее эффективным преимуществам можно отнести быстроту распространения в рамках кластеров нововведений, новых знаний, изобретений и научных открытий, которые впоследствии трансформируются в инновации,

востребованые рынком. Немаловажную роль занимает синергетический эффект инновационных кластеров, который заключается в возможности

для участников кластера стабильно осуществлять инновационную деятельность в течение продолжительного времени.

Список литературы

1. Афонасенко Е.В. Современный Китай в условиях трансформации // М.: Ленанд, 2015.

[Afonasenko E.V. Sovremennyj Kitaj v usloviyah transformacii // M.: Lenand, 2015.]

2. Байков АА., Виноградова А.В. Китайская модель модернизации // Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2016.

[Bajkov AA., Vinogradova A.V. Kitajskaya model' modernizacii // Nauchno-obrazovatel'nyj forum po mezhdunarodnym otnosheniyam, 2016.]

3. Болотина Т.В. Экономика Китая. Анализ состояния и перспективы развития // М.: Наука, 2018.

[Bolotina T.V. Ekonomika Kitaya. Analiz sostoyaniya i perspektivy razvitiya // M.: Nauka, 2018.]

4. Государственная программа по стратегии инновационного развития от 20.05.2016 г. Издательство «Жэньминь чубаньшэ». 2016.

[Gosudarstvennaya programma po strategii innovacionnogo razvitiya ot 20.05.2016 g. Izdatel'stvo «ZHen'min' chuban'she». 2016.]

5. Закон Китайской Народной Республики от 02.07.1993 г. «О научно-техническом прогрессе» [Электронный ресурс]. URL: http://chinalawinfo.ru/all

[Zakon Kitajskoj Narodnoj Respubliki ot 02.07.1993 g. «O nauchno-tekhnicheskom progresse» [Elektronnyj resurs]. URL: http://chinalawinfo.ru/all]

6. Закон Китайской Народной Республики от 06.12.2007 г. «О налоге на прибыль предприятий». [Электронный ресурс]. URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/ enterprise_tax_law

[Zakon Kitajskoj Narodnoj Respubliki ot 06.12.2007 g. «O naloge na pribyl' predpriyatij» [Elektronnyj resurs]. URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/enterprise_tax_law]

7. Закон КНР от 06.2002 г. «О распространении научно-технических знаний» [Электронный ресурс]. URL: http://chinalawinfo.ru/all

[Zakon KNR ot 06.2002 g. «O rasprostranenii nauchno-tekhnicheskih znanij» [Elektronnyj resurs]. URL: http://chinalawinfo.ru/all]

8. Закон КНР от 2003 г. «Закон о содействии малого и среднего бизнеса» [Электронный ресурс]. URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_sme_promotion

[Zakon KNR ot 2003 g. «Zakon o sodejstvii malogo i srednego biznesa» [Elektronnyj resurs]. URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_sme_promotion]

9. Информационная база ассоциации малых и средних предприятий КНР [Электронный ресурс]. URL: http://www.sme.gov.en//content/817254.shtml

[Informacionnaya baza associacii malyh i srednih predpriyatij KNR [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.sme.gov.en//eontent/817254.shtml]

10. Конституционный закон Китайской Народной Республики от 4 декабря 1982 г. [Электронный ресурс]. URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution

[Konstitucionnyj zakon Kitajskoj Narodnoj Respubliki ot 4 dekabrya 1982 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution]

11. Саакова Л.В. Устойчивое и эффективное развитие корпоративных структур в экономике знаний: формирование интеллектуального потенциала // Под ред. Багиева Г.Л. - СПб.: СПбГУЭФ, 2014.

[Saakova L.V. Ustojchivoe i effektivnoe razvitie korporativnyh struktur v ekonomike znanij: formirovanie intellektual'nogo potenciala // Pod red. Bagieva G.L. — SPb.: SPbGUEF, 2014.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.