Научная статья на тему 'Анализ проблем и перспектив сотрудничества России и Китая в наукоемкой и инновационной сфере'

Анализ проблем и перспектив сотрудничества России и Китая в наукоемкой и инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПАРТНЁРСТВО / ИННОВАЦИИ / ВЕКТОР СОТРУДНИЧЕСТВА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / НАУКОЕМКАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронова Т.А., Гончаренко Л.П., Сыбачин С.А., Шарко Е.Р.

В последние годы в процессе мировых глобализационных политических и экономических отношений стратегические партнеры Российской Федерации векторно изменились. Если раннее развитие партнерства и близости экономической модели тяготело в сторону Европы и Западных партнеров, то сегодня, в 2018 году, диаметрально противоположный курс на Восточные страны. Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной организационной структурой и активными связями на всех уровнях. Основные принципы и направления двустороннего взаимодействия отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г., семнадцатилетние которого отмечается в текущем году. Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие. В период цифровизации экономики и «индустриальной революции 4.0» главным объектом для развития партнёрства и сотрудничества являются инновации и «ноухау», при чем стоит отметить, что на стадии зарождения инновационной эпохи инновационное партнёрство было организовано на государственном уровне посредством создания транснациональных компаний, компаний с иностранным капиталом, вертикально-интегрированных промышленных структур, то сегодня эффективными и действенными формами партнёрства по праву считают малый бизнес. Авторами данной статьи проведено исследование и анализ проблем и перспектив сотрудничества России и Китая в наукоемкой и инновационной сфере, выявлены предпосылки и намечены дальнейшие направления для развития партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронова Т.А., Гончаренко Л.П., Сыбачин С.А., Шарко Е.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем и перспектив сотрудничества России и Китая в наукоемкой и инновационной сфере»

Анализ проблем и перспектив сотрудничества России и Китая в наукоемкой и инновационной сфере

Воронова Татьяна Андреевна,

доктор экономических наук, профессор, Проректор по учебной работе и имущественному комплексу ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», voronova.ta@rea.ru

Гончаренко Людмила Петровна,

доктор экономических наук, профессор, Директор НИИ «Инновационная экономика» ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», inn.invest@mail.ru

Сыбачин Сергей Александрович,

кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ «Инновационная экономика» ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», sergeysyb@mail.ru

Шарко Елена Романовна,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ «Инновационная экономика» ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», ersharko@yandex.ru

В последние годы в процессе мировых глоба-лизационных политических и экономических отношений стратегические партнеры Российской Федерации векторно изменились. Если раннее развитие партнерства и близости экономической модели тяготело в сторону Европы и Западных партнеров, то сегодня, в 2018 году, диаметрально противоположный курс на Восточные страны. Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной организационной структурой и активными связями на всех уровнях. Основные принципы и направления двустороннего взаимодействия отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г., семнадцатилетние которого отмечается в текущем году. Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие.

В период цифровизации экономики и «индустриальной революции 4.0» главным объектом для развития партнёрства и сотрудничества являются инновации и «ноу-хау», при чем стоит отметить, что на стадии зарождения инновационной эпохи инновационное партнёрство было организовано на государственном уровне посредством создания транснациональных компаний, компаний с иностранным капиталом, вертикально-интегрированных промышленных структур, то сегодня эффективными и действенными формами партнёрства по праву считают малый бизнес. Авторами данной статьи проведено исследование и анализ проблем и перспектив сотрудничества России и Китая в наукоемкой и инновационной сфере, выявлены предпосылки и намечены дальнейшие направления для развития партнерства. Ключевые слова: партнёрство, инновации, вектор сотрудничества, малый бизнес, государственная поддержка, международная интеграция, наукоемкая сфера.

Постановка проблемы

Небольшие китайско-российские компании изготавливают максимальное число инновационной продукции и технических изобретений, вот почему малый бизнес впору считать научным двигателем страны. Именно малыми предприятиями изготовлено большинство произведенных в государстве товаров, вывозимых за рубеж.

Сегодня можно отметить успешное развитие малого бизнеса в России. Руководством страны относительно недавно было принято решение перенаправить китайскую экономику на курс развития малого бизнеса. Как считает китайский аппарат управления, глобальное совершенствование экономики государства должно завершиться к 2050 году, а это, в свою очередь, выведет Китай в число первых экономически развитых стран. Однако итог деятельности малого бизнеса заметен уже сегодня -недорогие товары, производимые небольшими предприятиями, заняли свое место на полках большинства магазинов страны.

Существует несколько направлений развития малого бизнеса в государстве: руководство государства инициирует, прежде всего, формирование частных фирм, которые функционируют в сфере изготовления электроники и исследования программного обеспечения. Коммерсанты в Китае динамично принимают участие в формировании инноваторских технологий, 65% патентов и около 85% производящейся новейшей продукции государства принадлежит ее небольшим компаниям.

Кроме того, на счет малого бизнеса выпадает примерно 50% налоговых поступлений и около 60% всего объема продукции, вывозимой за рубеж. При этом большая часть небольших компаний содержит в своем штате менее 100 человек. Средние компании с огромным числом работников составляют меньше 1%. Малый бизнес в государстве кроме того нацелен на область услуг. Согласно мнению китайских экономистов, в 2020 г. часть индустрии услуг в совокупном размере ВВП должна образовывать до 60%.

Национальная помощь малому бизнесу в Китае

Руководство КНР уделяет огромное значение формированию мелкого предпринимательства в экономике государства. В частности, из-за небольших компаний формируется огромное число новых рабочих мест. Тем не менее, малому предпринимательству в государстве все же нужна вспомогательная помощь страны, мобилизация вложений и развитие кредитных проектов с целью формирования бизнеса. Осознавая данное, правительство государства пытается разными методами способствовать финансовому увеличению малого предпринимательства, улучшая, к примеру, законодательные акты, нацеленные на управление экономикой и налогообложением предприятий малого бизнеса.

В настоящий период малый бизнес в государстве функционирует в согласовании с Законом «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства» [9], учитывающего одинаковый потенциал для небольших компаний в области кредитования, инвестирования, улучшения производства, введения инновационных наукоемких технологий в экономику государства.

Китайское руководство находит малые и средние компании главным катализатором финансового роста, оживления рынка и расширения перспектив трудоустройства. За минувшие двадцать лет раздел малого предпринимательства стал обязательной частью китайской экономики и в настоящее время активно формирует большое число рабочих мест и покоряет новые инноваторские технологические процессы.

Согласно статистике, малые и средние компании составляют 99,3% от всеобщего числа компаний в государстве, на них приходится 55,6% ВВП, 74,7% дополнительной добавленной стоимости продукции индустриального сектора, 46,2% поступлений в налоговую казну и 62,3% вывоза, а кроме того примерно 75% рабочих мест в Китае. На долю малого и среднего предпринимательства приходится 65% патентов, 15% промышленных нововведений и свыше 80% новой продукции КНР. Ему принадлежит

О £

Я

3

V

а

2 а

8

00

сэ

см

сэ £

Б

а

2 о

46,2% налоговых поступлений со всего государства и 62,3% всеобщего размера экспорта Китая. Также в категорию небольших компаний с числом занятых до ста человек входят практически 99% компаний, и только лишь 0,6% причисляются к средним компаниям с числом занятых в промежутке 100-999 человек [3].

На сегодня размер экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий КНР составляет 218,25 млрд. долларов. и 197,71 млрд. долларов. увеличившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор малых и средних предприятий [4].

В государстве динамично работают национальные фонды по содействию и формированию деятельности малого и среднего бизнеса. Они в частности регулируют выполнение гарантийных и залоговых обязательств небольших организаций, а также в результате этого обеспечение малого предпринимательства банковскими кредитными средствами. Компартия КНР специально для этого создала и приняла положение о формировании «Государственного фонда развития малого и среднего предпринимательства» и профинансировала его из бюджета государства. С помощью этого фонда происходит регулирование взаимоотношений между субъектами малого и крупного бизнеса, осуществляется защита интересов и предусматривается наличие льгот, а также дополнительное финансирование для малого предпринимательства во всех экономических аспектах [5].

Руководство КНР утвердило закон о стимулировании малого предпринимательства, что уравнивает в правах небольшие и крупные компании данного государства. Сегодня в Китае функционирует полный спектр законов, что дает возможность частным бизнесменам выплачивать минимальное число налогов, а кроме того сокращает число казенных барьеров с целью открытия новых компаний.

Можно выделить главный генератор нововведений для формирования малого предпринимательства. Это так называемая «Национальная комиссия по развитию и реформированию», в задачу которой входит стимуляция принятия всех требуемых государственных решений, а кроме того собирает данные и статистические сведения о работе небольших компаний. Именно благодаря работе данной комиссии государственный аппарат принимает решения о финансировании различных видов малых предприятий КНР. Так же следует отметить интенсивное

формирование системы тендерных аукционов, что дает возможность небольшим компаниям приобрести общегосударственный заказ на поставку продуктов либо обеспечение услуг.

В КНР существует также Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, в его функции входит формирование особых условий с целью стимуляции партнерства китайских и иностранных учреждений по поддержке малого предпринимательства.

Следует упомянуть и о национальной информационной службе CSMEO. Это еще один существенный орган, участвующий в развитии экономики Китая. Она была образована в 2001 г. В задачи данной службы входит предоставление услуг согласно информативному консультированию жителей и бизнесменов о проблемах работы малого и среднего предпринимательства при помощи собственного веб-сайта. Сеть CSMEO включает все регионы КНР, что предоставляет возможность вовремя оповещать жителей о состоянии рынка труда, конфигурациях функционирующего законодательства, новейших достижениях в сфере науки и научно-технических изобретениях, о формировании и пребывании субъектов малого и среднего бизнеса.

Информационная служба CSMEO делится на «Департамент малого и среднего предпринимательства» а также «Китайский центр координации и кооперации бизнеса». По сути она выступает особым агентством по обслуживанию мелкого бизнеса и в то же время гарантирует финансовую и технологическую кооперацию среди государственных и иностранных организаций помощи и формирования бизнеса как такового.

Выделим главные функции CSMEO:

- анализ значимости, состояния и нужд сектора;

- проверка данных и составление предложений для обозначения политики, способствующей его развитию;

- участие в формировании единой организации предложения услуг малому и среднему предпринимательства;

- организация трейдерских ярмарок, выставок и поддержка в проведении бизнес-переговоров; подготовка, информативные услуги, консалтинг и диагностика предпринимательства.

CSMEO была создана серия беспрерывно функционирующих национальных проектов поддержки малого и среднего предпринимательства.

В целях скорейшего формирования данного сектора организуется масса кон-

ференций по обмену данными и опытом особенно эффективных компаний с участием разных государств и интернациональных объединений. CSMEO постоянно проводит интернациональные выставки, на которых только за время 19902015 гг. подписали больше чем 950 международных планов согласно формированию малого бизнеса в КНР, что в общем составляет 6,2 миллиардов долл. В настоящее время CSMEO формирует государственную сеть агентств в области многосторонней помощи и обслуживанию небольших учреждений.

В работе СSМЕО принимают участие более 10 тыс. всевозможных агентств и посреднических фирм, которые содействуют формированию деловых взаимоотношений между бизнесменами, стимулируют проведение ярмарок и оповещают о главных инициативах Правительства и управленческого аппарата абсолютно всех степеней, затрагивающих работы малого предпринимательства.

За минувшие 20 лет сектор малого предпринимательства стал необходимой частью китайской экономики и в настоящее время активно формирует большое число рабочих мест и осваивает новые инноваторские технологические процессы. Поддержку малый бизнес в государстве получает на высоком промышленном уровне. Новички коммерсанты имеют возможность приобрести нужные данные с поддержкой специальных веб-сайтов и электронных библиотек, а кроме того принять участие в вебинарах либо видеоконференциях, которые организуются основными китайскими и всемирными экспертами в сфере формирования мелкого предпринимательства.

Государствеииая поддержка взаимодействия иаукоемких предприятий малого бизиеса РФ и КНР

Правительство Китая, понимая важность МСП для национальной экономики, постоянно предпринимает различные меры по созданию более благоприятных условий для дальнейшего развития малых и средних предприятий, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики.

Начиная с 1992 г. экономические процессы в Китае характеризуются заметным ростом внешнеэкономической открыто-

сти (скачкообразный уровень торговли), радикализацией экономической реформы, конечной целью которой в 1993 г. было провозглашено создание «системы социалистической рыночной экономики». Одновременно со значительными преобразованиями в налоговой и банковской сферах с 1 января 1994 г. началась реформа системы валютного регулирования КНР, сопровождалась значительным восстановлением законодательства и практики валютного контроля. Снова скорректировав законодательство относительно введенной в 1996 г. конвертируемости юаня по текущим операциям, Китай декларировал стремление двигаться в направлении полной конвертируемости национальной валюты.

Этот рост связывается с особенностями таможенного законодательства КНР - Таможенным кодексом КНР, Законом «О таможне» и другими актами, незначительными по объему (например, ТК КНР состоит из 7 глав, объединивших 61 статью), что создают максимум возможностей для предпринимателя КНР заниматься экспортно-импортными операциями.

Современно-правовая система КНР содержит в себе источники экономического права - Конституция КНР (причем следует отметить прогрессивность Конституции РФ, в которой закреплено право на предпринимательскую деятельность, а в Конституции КНР такое положение отсутствует) и большое количество законов, которые можно классифицировать на [6]:

а) экономико-организационные законы (законы о госпредприятия, про общественную собственность и др.);

б) рыночно-регулирующие законы (законы о определенные рыночные отношения, о цене и др.);

в) общехозяйственно-регулирующие законы (законы о структуре промышленности, о плановые капиталовложения и др.);

г) социально-распределительные законы (законы о финансы, о налогах, о зарплате и др.).

Но важным аспектом является давность принятия всех законов и нормативных актов, что в современных условиях скорее ограничивает развитость МСП, чем способствует их эффективной работе.

Модель определения приоритетных направлений деятельности малых и средних предприятий КНР на международных рынках позволяет определить, каким именно образом малые и средние предприятия Китая расставляют приоритеты

в своей внешнеэкономической деятельности. МСП является схематическим отражением взаимосвязанных компонентов на макро - и микроуровнях управления экономикой, направленных на реализацию приоритетов социально-экономического развития государства во внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий.

Нужно также учитывать и то, что успешная деятельность малых и средних предприятий Китая на мировых рынках предполагает учет интересов стран-партнеров, для чего в МСП должны быть учтены цели и приоритеты, которых они придерживаются в своем развитии. Ориентация не только на собственные интересы, а на интересы страны-партнера позволяет заранее предусмотреть возможные противоречия в сфере внешнеэкономической деятельности и определить пути их решения.

Особенностью МСП является ее дву-хуровневость, которая обусловлена спецификой социально-экономической системы КНР, важную роль в которой играют государственные органы управления экономикой. Китайская экономика сочетает плановую и рыночную модели координации деятельности хозяйствующих субъектов, что позволяет государству активно использовать разнообразные средства воздействия на их поведение. Цели и приоритеты социально - экономического развития, которые определены в государственных программах и планах развития (макроуровень), прямо или косвенно влияющих на внешнеэкономическую деятельность малых и средних предприятий Китая.

Основной проблемой является имидж МСП в КНР, который недостаточно надежный для международного сотрудничества.

Инновации в России становятся точками прогрессивного экономического роста, которые основываются на высоком научном потенциале предприятий; инвестиционно-привлекательными средами; оазисами консолидации финансовых, технических и научных ресурсов всей технологической цепочки для воссоздания инновационной и востребованной конечной продукции. Однако применяемые механизмы стимулирования инновационных центров МП не позволяют решить все имеющиеся проблемы территорий их базирования и межотраслевой кооперации [7].

К основным формам государственной поддержки следует отнести формирование законодательной базы для развития

технологических парков, ОЭЗ, льготы в налоговом законодательстве, принятую стратегию развития цифровой экономики до 2035 г., Стратегию развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 года; формирование инвестиционных фондов со значительным долевым участием государства, а также фонды, сформированные Минэкономразвития России для целевых проектов [8].

Обобщая международный опыт стимулирования развития НИОКР на уровне малых предприятий в России можно выделить инструменты государственной поддержки, которые пока не используются в РФ:

1) программы и специальные условия привлечения иностранных компаний и ученых для выполнения исследований и разработок в России;

2) широкий спектр налоговых и неналоговых стимулов;

3) субсидии на НИОКР;

4) налоговые вычеты на НИОКР;

5) участие государственных компаний в капитале start-up.

Внедрив данные инструменты стимулирования в практику можно получить качественно новые вехи в развитии международного сотрудничества России и Китая, а также многих других стран-партнеров.

Перспективы сотрудничества России и Китая в наукоемкой сфере малого бизнеса

Россия в настоящее время восстанавливает и укрепляет лидирующие позиции в области теоретической и прикладной науки. Это амбициозная цель требует системной политики, направленной на развитие человеческого капитала, наращивание научно-исследовательского потенциала в приоритетных областях, а также координации и сотрудничества между всеми участниками инновационного процесса, в том числе научными организациями, высшими учебными заведениями, институтами развития, венчурным капиталом и бизнес-сообществом. За последнее десятилетие правительство существенно увеличило уровень финансирования гражданской науки, общий объем государственного финансирования вырос более чем в 20 раз. Однако одного лишь финансирования недостаточно. Создание новых продуктов, услуг и производственных процессов требует

О

3

в

3

V

а

2 а

8

00

сэ

см

сэ £

Б

а

2 ©

наличия компетенций в области разработки и коммерциализации, поддержанных эффективной системой защиты интеллектуальной собственности.

Современный мир столкнулся с изменением инновационной парадигмы. Централизованное планирование инноваций заменяется сетевым взаимодействием, которое позволяет компаниям проводить более гибкую политику в области исследований и разработок, а также активно использовать знания, наработанные в университетах, научно-исследовательских институтах и start-up. «Открытые инновации» приобретают все большую популярность в наиболее динамичных отраслях, темпы внедрения и стоимость разработки новых решений в которых постоянно растут, по мере усложнения технологий. Типичными примерами таких отраслей являются информационные технологии, биотехнология и фармацевтика. «Поставщиками» инновационных решений стали высшие учебные заведения и государственные научные организации, способные обеспечить постоянный приток новых решений и разработок с высоким потенциалом коммерциализации. В развитых странах объемы передачи знаний и новых технологий, созданных в университетах и научных лабораториях, постоянно растут.

Для решения проблемы отсутствия или низкой эффективности рыночных механизмов, а также формирования компетенций по коммерциализации результатов исследовательской деятельности, в России был создана система институтов развития. Система была разработана таким образом, что инновационный проект по мере своего развития поддерживается последовательно разными институтами развития. Позже, для описания механизма передачи проектов в государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» было введено определение «инновационный лифт».

Существующие институты развития охватывают все инновационные стадии разработки продукта от идеи до организации массового производства и выхода на рынки капитала. Основные структурные элементы «лифта» включают в себя Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Содействия), Фонд «Сколко-во», РОСНАНО, РВК, Внешэкономбанк, Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банк) и Фонд развития промышленности (ФРП) [10]. Система институтов раз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вития поддерживается целым рядом региональных венчурных фондов, неправительственных организаций, Российской ассоциацией венчурного капитала и рынка инноваций и инвестиций, а также биржей ММВБ на которой создана специальная площадка для высокотехнологичных компаний.

Об успехах инновационной политики можно судить по способности предприятий как главных субъектов рынка внедрять и производить инновации. В Китае значительно больше, чем в других странах, крупных успешных компаний, что используют инновации. Сформировались они в основном из государственных научно-исследовательских институтов.

Быстро развиваются малые технологические фирмы. В свое время большинство из них были образованы в рамках технопарков и бизнес-инкубаторов, в которые государство вложило значительные средства. Но и сегодня эти фирмы в той или иной форме продолжают получать государственную поддержку.

При этом до сих пор ощущается нехватка технологических ресурсов, отсутствие опыта и механизмов внедрения инновационных технологий. Для Китая «отечественные инновационные разработки» является ключом для сокращения зависимости от экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью и перехода к производству высокотехнологичной продукции. С начала XXI века. Задачи развития отечественных инновационных разработок» стало основным компонентом политики экономического развития Китая, направленной на переход от модели экономического развития, основанной на природных и трудовых ресурсах, модели, в основе которой лежат инновационные технологии.

Одним из основных направлений государственной поддержки инноваций в России является формирование необходимой для развития высокотехнологичных start-up инфраструктуры. С этой целью государством был принят ряд законов в поддержку развития сотрудничества между университетами и малыми инновационными компаниями, созданию благоприятной нормативно-правовой среды в рамках инновационных центров для поддержки инновационного предпринимательства, а также формирования особых экономических зон для привлечения иностранных инвестиций, технологий и специалистов. Можно выделить следующие основные типы инновационной инфраструктуры России: особые экономические зоны, территории опережа-

ющего развития, инновационные территориальные кластеры, технопарки и инновационно-технологические центры (бизнес-инкубаторы) [2].

Особые экономические зоны за счет наличия необходимых условий для НИ-ОКР и производства, а также соответствующей индустриальной, логистической и исследовательской инфраструктуры, служат точками роста для привлечения критической массы инновационных предприятий. Особые экономические зоны играют важную роль в развитии инженерных инноваций и инноваций, направленных на повышение эффективности, поскольку они способствуют трансферу технологий, накоплению практических знаний и созданию сложных исследовательских и производственных экосистем, интегрированных в международные рынки. Международная практика показывает, что национальные и местные власти оказывают особую поддержку таким зонам путем создания инфраструктуры, необходимой для запуска производства, предоставления налоговых льгот, создания особых таможенных и административных режимов для резидентов таких зон.

В России особая экономическая зона - это территория с особым юридическим статусом и экономическими льготами, образованная для привлечения национальных и международных компаний в приоритетные для российской экономики отрасли.

Примечательно, что этот показатель даже выше (48%) среди инвесторов-резидентов - тех китайских предприятий, которые уже присутствуют в России и имеют практический опыт работы на местном рынке. Кроме того, по данным исследования основная проблема при выходе на рынок заключается в отсутствии предварительной информации и глубокого понимания российской специфики, 97% инвесторов-резидентов подтвердили, что их знание российского законодательства находится на уровне ниже среднего. По результатам исследования составлена таблица анализа SWOT перспектив развития китайского бизнеса в России (табл. 1).

Многие ОЭЗ расположены в приграничных с Китаем регионах.

По данным исследования, которые были проведены в 2016 году ЕУ «Китайские перспективы», было установлено, что присутствует взаимный интерес бизнесменов России и Китая к совместным проектам и партнерству: 45% респондентов считают российский рынок очень привлекательным.

Таблица 1

Анализ SWOT перспектив развития китайского бизнеса в России Источник: составлено авторами на основе [11]

Сильные стороны Опенка Слабые стороны "Ш" Опенка

Объем внутреннего рынка 5 Недостаточное знание российского закон одател ьства 5

Достаточность природных 3 Недостаточная 3

ресурсов осведомленность о конкурентах

- - Доступность технологий 2

- - Инфраструктура I

Возможности "0" Опен ка Сложности " Г Опенка

высокая окупаемость 3 Нормативная и налоговая 4

инвестиции среда

Человеческим капитал 1 Макроэкономическая турбулентность 3

- - Геополитическая 2

напряженность

Таблица 2

Анализ SWOT перспектив развития российского бизнеса в Китае Источник: составлено авторами на основе [11]

Сильные стороны "5" Оценка Слабые стороны 11 №' Оценка

Скорость принятия решений ! вовлеченность 4 Необходимость поиска местного парт нера 4

Цены 3 Языковой барьер 2

Банковские условия/ доступность средств 2 Логистика/ время доставки 2

Производительность 2 Длительный процесс сертификации 2

Масштаб решений ] -

Возможности "0" Оценка Сложности "Г' Оценка

Обьем внутреннего рынка 5 Культурные различия 5

Спрос на российские товары и их популярность 2 Вопросы нормативно-правового регулирования 3

Акцент на инновации ] Авторитарный стиль управления 2

Отсутствие замещающих товаров, производимых на местном уровне 1 Проблемы защиты авторских прав 1

Возможность долгосрочного планирования 1 Нетипичная модель дистрибуции 1

Российские предприниматели положительно оценивают перспективы сотрудничества с Китаем (табл. 2).

В течение 2017 и 2018 годов результаты исследования были представлены на мероприятиях, проводимых рядом местных, региональных и национальных государственных ведомств Китая, включая региональную налоговую службу провинции Хэйлунцзян, региональную и местную налоговую службу провинции Синьцзян, а также на инвестиционном форуме, организованном Министерством финансов Хунаня.

Также исследование было представлено более 40 китайским компаниям, имеющим проекты в России, и стало основой для обсуждения путей структурирования инвестиционной стратегии, а также стратегии выхода на российский рынок.

Опасения китайских инвесторов в отношении российских проектов часто

различаются по секторам: энергетика, автомобильный, инфраструктура и транспорт, Интернет-торговля, недвижимость и строительство. В каждой сфере есть взаимный интерес и перспективы сотрудничества, причем не только на уровне крупных холдингов, но и на уровне малых предприятий и start-up.

Таким образом, Россия и Китай взаимно заинтересованы в инвестициях как среди крупных компаний, так и на уровне малого бизнеса (как обеспечивающего фактора развития бизнес-партнерства), и этот интерес продолжает расти.

Для его поддержания на уровне частных китайских проектов в России важно участие не только местах партнеров и правительства, но и самих инвесторов. Это означает, что для оценки возможностей китайских инвесторов при прогнозировании успешности инвестиций в Россию им необходимо четкое понимание

местного законодательства, применимом практики и требуемых мер.

Литература

1. Гончаренко Л.П., Шарко Е.Р., Сы-бачин С.А. Уровень достаточности финансовой и социальной компонент организационно-экономического механизма стратегического управления экономической безопасности России: региональный аспект // Национальная безопасность / nota bene. 2018. № 2. С.48-68. DOI: 10.7256/2454-0668.2018.2.26518.

2. Гончаренко Л.П., Воронова Т.А., Сыбачин С.А., Шарко Е.Р. Применение инновационных технологий производства на предприятиях деревообрабатывающей промышленности России // Теоретическая и прикладная экономика. 2018. № 3. С.70-87.

3. Чжан Шуйбао. Правовые основы регулирования предпринимательской деятельности в Китайской Народной Республике // Вестник ОИВД. 2013. № 1. С. 184-187.

4. Shouchao H. What keeps SMEs entrepreneurs away from the financial assistance in China and Why-an analysis on SMEs supporting policy / H. Shouchao // International Conference on E-business, Management and Economics. 2018. Vol.3. Р. 276-280.

5. Small and Medium-sized Enterprise (SME) Promotion Law of the People's Republic of China. 2017.05.16: URL: http:/ /www.sme.gov.cn/web/assembly/action/ browsePage.do?channelID=10852196 51116&contentID=1179226021071.

6. Таможенный кодекс КНР от 22 января 1987 (правки от 8.07.2000 г).

7. Созаева, Д.А. Государственная инновационная политика Рф в условиях реформирования бюджетного процесса // Управление инновациями - 2014. С. 84-90.

8. Методические материалы по разработке и реализации программ развития инновационных территориальных кластеров и региональной кластерной политике / В.Л. Абашкин, Е.С. Куценко, П.Б. Рудник и др.; науч. ред. Л.М. Гох-берг, А.Н. Клепач, П.Б. Рудник и др.; Минэкономразвития России, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 208 с.

9. Закон КНР «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства» №94 от 29.06.2002 г.

10. Федеральный закон «О развитии малого среднего предпринимательства в РФ» от 29.06.15 № 209-ФЗ. URL: https:// referent.ru.

О

3

в

S

V

а

2 а

8

11. Обзор международного опыта инновационного развития. - 2017. URL: http://www.strf.ru/ material.aspxCatalogId=223&d.

The analysis of problems and the

prospects of cooperation of Russia and China in the knowledge-intensive and innovative sphere Voronova T.A., Goncharenko L.P.,

Sybachin S., Sharko E.R. Plekhanov Russian Academy of Economics In recent years, the strategic partners of the Russian Federation have changed vector-wise in the process of global political and economic relations. If the early development of partnership and proximity of the economic model gravitated towards Europe and Western partners, then in 2018, the diametrically opposite course to the Eastern countries. High dynamics of development, a strong legal framework, an extensive organizational structure and active ties at all levels characterize Russian-Chinese relations. The basic principles and directions of bilateral cooperation reflected in the Treaty on good-neighbourliness, friendship and cooperation between the Russian Federation and the Republic of China of 16 July 2001, the seventeenth anniversary of which celebrated this year. The parties as a comprehensive, equal and trusting partnership and strategic cooperation officially define modern Russian-Chinese relations. In the period of digitalization of the economy and "industrial revolution 4.0", the main object for the development of partnership and

cooperation is innovation and «know-how». It is worth noting that at the stage of the birth of the innovation era, innovation partnership organized at the state level through the creation of transnational companies, companies with foreign capital, vertically integrated industrial structures, today, effective and efficient forms of partnership considered as the small business. The authors of this article conducted a study and analysis of the problems and prospects of cooperation between Russia and China in the science-intensive and innovation sphere, identified the prerequisites and outlined further directions for the development of partnership.

Keywords: partnership, innovation, vector of cooperation, small business, state support, international integration, science-intensive sphere.

References

1. Goncharenko L.P., Sharko E.R., Sybachin S.A.

Level of sufficiency of financial and social components of the organizational and economic mechanism of strategic control of an economic safety of Russia: regional aspect//National security / nota bene. 2018. No. 2. Page 4868. DOI: 10.7256/2454-0668.2018.2.26518.

2. Goncharenko L.P., Voronova T.A., Sybachin S.A.,

Sharko E.R. Application of innovative production technologies at the enterprises of the woodworking industry of Russia// Theoretical and application-oriented economy. 2018. No. 3. Page 70-87. DOI: 10.25136/ 2409-8647.2018.3.27199.

3. Zhang Shuibao. Legal bases of regulation of

business activity in People's Republic of China/ /the OIVD Bulletin. 2013. No. 1. Page 184-187.

4. Shouchao H. What keeps SMEs entrepreneurs

away from the financial assistance in China and Why-an analysis on SMEs supporting policy / H. Shouchao // International Conference on E-business, Management and Economics. 2018. Vol.3. Р. 276-280.

5. Small and Medium-sized Enterprise (SME)

Promotion Law of the People's Republic of China. 2017.05.16: URL: http:// www.sme.gov.cn/web/assembly/action/ browsePage.do?channelID=10 85219651116&contentID=1179226021071.

6. The customs code of the People's Republic of

China of January 22, 1987 (changes of 8.07.2000).

7. Sozayeva, D.A. the state innovative policy of the

Russian Federation in the conditions of reforming of the budgetary process//Control by innovations - 2014. Page 84-90.

8. Methodical materials on development and

implementation of programs of development of innovative territorial clusters and a regional cluster policy / V.L. Abashkin, E.S. Kutsenko, P.B. Rudnik, etc.; науч. edition L.M. Gokhberg, A.N. Klepach, P.B. Rudnik, etc.; Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Nats. исслед. un-t Higher School of Economics. M.: Higher School of Economics National Research University, 2016. 208 pages.

9. The law of the People's Republic of China «About

stimulation of development of small and average business» No. 94 of 29.06.2002.

10. Federal law «About Development of Small Average Business in the Russian Federation» of 29.06.15 No. 209-FZ. URL: https:// referent.ru.

11. Review of the international experience of innovative development. - 2017. URL: http:/ /www.strf.ru/material.aspxCatalogId=223&d.

00

СЭ

CM

СЭ £

Б

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.