Научная статья на тему 'Взаимодействие институтов развития наноиндустрии в макроэкономическом и мегаэкономическом масштабе'

Взаимодействие институтов развития наноиндустрии в макроэкономическом и мегаэкономическом масштабе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАНОИНДУСТРИЯ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / МЕГАПРОЕКТЫ / МЕГАСАЙЕНС-ЦЕНТРЫ / КОЛЛАБОРАЦИЯ / ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ГАРАНТИИ / ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ / ЭФФЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / INNOVATIVE MODERNIZATION / NANOINDUSTRY / DEVELOPMENT INSTITUTES / MEGAPROJECTS / MEGASCIENCE CENTERS / COLLABORATION / FINANCING FORMS AND GUARANTEES / SHARE PARTICIPATION / COOPERATION EFFECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иншакова Е. И., Иншаков О. В.

Раскрыты роль институтов развития в механизме финансирования отечественной наноиндустрии, методы и инструменты, потенциал и эффекты их взаимодействия в решении стратегических задач наноиндустриализации. Описаны новые формы и содержание международного сотрудничества, его мегаобъекты и институциональные субъекты, осуществляемые проекты в сфере нанотехнологий, их внедрение в производство и продвижение товаров и услуг на внутренние и глобальные рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иншакова Е. И., Иншаков О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF NANOINDUSTRY DEVELOPMENT INSTITUTES IN MACROECONOMIC AND MEGAECONOMIC SCALE

The role of development institutes in national nanoindustry financing mechanism, methods and instruments, potential and effects of their interaction in the solving of nanoindustrialization strategic goals are disclosed. New forms and essence of international cooperation, its megaobjects and institutional subjects, projects realized in nanotechnology sphere, their application in production, goods and services promotion on domestic and global markets are described.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие институтов развития наноиндустрии в макроэкономическом и мегаэкономическом масштабе»

© Н.П. Симаева, Я.В. Трофимов, 2008-2009

СЕКТОР МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ И КИТАЯ: ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Н.П. Симаева, Я.В. Трофимов

Малый и средний бизнес как необходимый элемент реструктуризации и интенсификации производства, играет роль катализатора развития частной инициативы, важного звена в формирующейся системе хозяйственных связей, стабилизатора социально-политической обстановки в обществе. Действительно, малые и средние фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка; и методологически, и практически сфера малого бизнеса - это составная часть модели макроэкономической стабилизации России. Любой развивающийся бизнес нуждается в справедливых и экономически привлекательных условиях хозяйствования, гарантирующих ему свободный доступ на рынок капитала, помощь в кредитовании и инвестировании, защиту от недобросовестной конкуренции в области производства и сбыта; поэтому для российского малого и среднего бизнеса вопросы экономического обеспечения и правового регулирования не теряют своей актуальности.

Как свидетельствует опыт развитых стран, малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств. Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40 % валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Подобная ситуация складывается в Германии, Канаде, Китае, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70 %.

Китай является нашим соседом и в последнее время становится темой номер один в общенациональных дискуссиях. Китай - мощная сверхдержава, государство, принадлежащее очень древней цивилизации. Кроме того, Китай является одной из крупнейших стран мира по

занимаемой территории и самой большой по численности населения.

В 2003 г. на XVI съезде Коммунистической партии Китая была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 г., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превратив его в богатое, демократическое и цивилизованное государство. Для дальнейшего обеспечения высокого жизненного уровня в Китае на основе совершенствования структуры народного хозяйства и повышения его эффективности, поставлена задача к 2020 г. увеличить в 4 раза уровень ВВП по сравнению с 2000 г. и значительно укрепить экономическую мощь и конкурентоспособность продукции. Национальная программа экономического развития предусматривает в предстоящие 15 лет (2006-2020) уделять основное внимание развитию 11 ключевых секторов, включая телекоммуникационную и ИТ-отрасль.

В Китае так же, как и в нашей стране, процесс реформ, развития связей с внешним миром сопровождается проведением активной экономической и юридической политики, широкими социальными усилиями по использованию права для обозначения и проведения основных направлений модернизации общества, для решения острейших социально-экономических, политических, демографических и национальных проблем. Поэтому в рамках этой статьи обратимся к рассмотрению не только российского, но и китайского малого и среднего бизнеса.

Китайское Правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор малого и среднего бизнеса стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично созда-

ет огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии.

В последние годы в Китае отмечается быстрое развитие субъектов малого бизнеса, растет количество новых малых и средних предприятий. Так, в начале 2006 г. в стране насчитывалось более 4,3 млн малых и средних предприятий, а также 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75 % занятого городского населения. Это составило 99,6 % от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60 % ВВП и 74,7 % добавленной стоимости промышленной продукции. Малому и среднему бизнесу принадлежит 65 % патентов, 75 % технических новшеств и более 80 % новой продукции Китая. На долю этого сектора экономики приходится 46,2 % налоговых поступлений всей страны и 62,3 % общего объема экспорта Китая.

При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 99 чел., относится почти 99 % предприятий, и только 0,6 % относятся к средним предприятиям, с количеством занятых от 100 до 999 человек. В 2005 г. объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил 218,25 млрд долл. и 197,71 млрд долл., соответственно, увеличившись на 31,8 и 22,5 %. При этом основной рост обеспечивал сектор малого и среднего предпринимательства.

Однако этот сектор испытывает трудности в привлечении капиталов, в заимствовании технологий и в приобретении информации. Правительство постоянно предпринимает различные меры по созданию более благоприятных условий для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса и будет поэтапно совершенствовать правовую систему регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики.

Намечен ряд мер по улучшению работы государственных фондов развития малого и среднего бизнеса и способов управления кредитными гарантиями для них. Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в этом секторе, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков.

В 2002 г. в Китае был принят Закон «О стимулировании развития малых и сред-

них предприятий», который призван обеспечить благоприятные условия развития субъектов малого и среднего бизнеса, максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию.

Важное практическое значение имеют следующие положения закона:

• об учреждении Государственного фонда развития малых и средних предприятий, финансируемого за счет центрального бюджета;

• о защите законных доходов субъектов малого и среднего предпринимательства и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций;

• о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Также законом предусмотрен допуск

сектора малого и среднего бизнеса во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики.

Основным проводником государственной экономической политики в стране является Национальная комиссия по развитию и реформированию (The National Development and Reform Commission (далее - NDRC)), одним из важнейших направлений деятельности которой является формирование условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства. Для этого в ее составе созданы Департамент малого и среднего предпринимательства и Китайский центр координации и кооперации бизнеса (The China Center for Business Cooperation & Coordination (далее - CCBCC)).

CCBCC является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства. Он одновременно обеспечивает экономическую, технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Основными функциями центра координации и кооперации бизнеса являются:

1. Исследование роли, состояния и потребностей малого и среднего бизнеса, проведение широких дискуссий с целью сбора информации и формулировки предложения для

выработки политики, способствующей его развитию.

2. Участие в создании мощной национальной комплексной системы оказания услуг для малого и среднего предпринимательства.

3. Организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров и заключении контрактов при участии специализированных агентств.

4. Обучение руководящего и обслуживающего персонала малого и среднего бизнеса.

5. Предоставление информации, консультирование и диагностирование субъектов малого и среднего предпринимательства.

6. Издание периодических журналов и ежегодных обзоров о деятельности и состоянии малого и среднего бизнеса в Китае.

Китайский центр координации и кооперации бизнеса разработал ряд постоянно действующих государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях пропаганды важности быстрейшего развития этого сектора экономики были проведены исследования по проблемам развития малого и среднего бизнеса, организуется множество конференций по обмену информацией и опытом между наиболее успешными предприятиями. CCBCC регулярно проводит множество международных выставок, различных семинаров и форумов с представительством различных стран и международных организаций по актуальным вопросам. Только за период с 1990-2002 гг. при содействии центра было подписано 950 международных проектов по развитию малого и среднего бизнеса в Китае на общую сумму 6,2 млрд долларов. Эта организация постоянно проводит курсы обучения для предпринимателей с участием зарубежных и отечественных преподавателей. Ныне CCBCC создает национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию предпринимательства.

По решению Правительства Китая в августе 2001 г. была открыта государственная некоммерческая информационная служба «China SME Online» (далее - CSMEO)1, поддерживаемая Департаментом развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в Национальной комиссии по развитию и реформированию (NDRC). Это позволило обеспечить всестороннее и своевре-

менное информационное обслуживание населения страны, всех государственных органов по всем вопросам деятельности предпринимательства.

Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1 000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности малого бизнеса. Информационная сеть CSMEO обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития малого и среднего предпринимательства в стране и за рубежом. CSMEO предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую этим сектором.

В целях координации и дальнейшего расширения информационной сети деятельность CSMEO в части создания высококачественной 3-уровневой общенациональной системы информационного обслуживания малого и среднего бизнеса в 2003 г., по инициативе NDRC, было создано главное информационное агентство «Бейджунг МСП онлайн-компании» (Beijing SME Online Co., Ltd). На первом уровне находится основной web-сайт в Бейджунге (Пекине), который имеет вспомогательные сайты второго уровня в каждом регионе, а к третьему уровню относятся информационные сети во всех городах, экономических зонах и муниципалитетах.

В продолжение исследования обратимся к сравнительной характеристике основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства России и Китая (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели роли малого и среднего предпринимательства (МСП)

и инфраструктуры его поддержки

Наименование показателя Российская Федерация Китайская Народная Республика

Наличие закона, регламентирующего малый и средний бизнес Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. Закон «О стимулировании развития малых и средних предприятий» 2002 г.

Г осударственные организации Министерство экономического развития и торговли, 18 территориальных управлений, 87 региональных министерств, комиссий и департаментов экономического развития Национальная комиссия по развитию и реформированию (NDRC), Департамент по развитию МСП при NDRS, Профильные министерства

Доля МСП в ВВП страны 11,4 60,0

Доля МСП в общей занятости 25,0 20,1

Доля МСП в количестве предприятий 34,0 99,6

Количество программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса 71,0 16,0

Количество центров развития 188,0 1 218,0

Количество информационных центров 65,0 -

Количество бизнес-инкубаторов 93,0 500,0

Количество технопарков 70,0 58,0

Количество центров продвижения экспорта - 208,0

В России использование возможностей малого и среднего бизнеса становится реальным приоритетом государственной политики. В целом, на предприятиях малого и среднего бизнеса в Российской Федерации задействовано 17 млн человек. Доля малого и среднего бизнеса в общенациональной экономике составляет не более 12 %.

В настоящее время не только декларируется, но и практически решается задача наращивания предпринимательского ресурса в этой сфере и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране. Так, в федеральном бюджете 2006 г. на поддержку малого предпринимательства было предусмотрено 3 млрд руб., в 2007 г. - 3 млрд 800 млн рублей.

Меры по развитию малого бизнеса прописаны в ведомственной программе Министерства по экономическому развитию и торговле (МЭРТ) по поддержке малого предпринимательства. В частности, данной программой предусмотрены следующие направления развития кредитования малого бизнеса:

• субсидирование процентных ставок по банковским займам для кредитных кооперативов, работа по этому направлению ведется уже два года, в нее вовлечено 33 региона страны, совокупный объем финансирования составляет 120 млн рублей;

• создание региональных гарантийных фондов, которые предоставляли бы гарантии для банков по тем категориям заемщиков, у которых не хватает необходимого

залогового обеспечения для получения кредитов; эта работа ведется с 2005 г., на сегодняшний день в нее вовлечен 31 регион;

• поддержка на федеральном уровне региональных программ развития малого предпринимательства, на которую может рассчитывать абсолютно любой субъект Российской Федерации, у которого есть такая программа; на сегодняшний день в конкурсе на софинансирование из средств федерального бюджета мероприятий по развитию малого бизнеса, в том числе и по поддержке микрофинансирования и микрокредитования, участвует 39 регионов.

Работа по указанным направлениям поддержки будет продолжена. В целом, на финансовую поддержку малого предпринимательства из федерального бюджета выделено в 2008 г. 3 млрд 850 млн руб., а в 2009 г. планируется выделить 4 млрд 350 млн рублей. Как видно, государство планирует значительное увеличение финансирования субъектов малого предпринимательства.

Однако одного увеличения объема выделяемых на поддержку малого бизнеса финансовых ресурсов недостаточно; государство в лице своих законодательных органов власти должно решать проблемы нормативного обеспечения функционирования малого бизнеса. Так например, из федерального бюджета США ежегодно выделяется 600 млн долл. только на гармонизацию законодательства в сфере малого бизнеса.

Принятие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» в 2007 г. стало важным шагом на пути решения этой серьезной социально-экономической задачи. Указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2008 г., за исключением ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 5 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2010 года.

Рассмотрим существенные для российского законодательства новеллы, которые содержатся в рассматриваемом законе. Так, по-новому сформулированы критерии отнесения предприятий к малому предпринимательству, а именно:

1) количественный состав, то есть средняя численность работников предприятия,

в соответствии с которым выделяются три вида субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия с численностью занятых не более 15 чел., малые предприятия - от 16 до 100 чел., средние предприятия - от 101 до 250 человек;

2) финансовый показатель - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год, который не должен превышать предельного значения, установленного Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Первоначально Правительство планировало ввести три критерия: среднюю численность работников, оборот и балансовую стоимость активов, но общественным организациям предпринимателей удалось отстоять в части последних двух пунктов формулировку «или», оставив только два количественных критерия.

Другая новелла заключается в том, что необходимо проводить сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства один раз в пять лет, на основе которых будут определяться и корректироваться цифровые значения финансовых критериев. Данные цифры будут вводиться на основании постановления Правительства РФ. В принципе, введенные критерии соответствуют требованиям, существующим в Евросоюзе. Вопрос в том, как определять цифры, по обороту или балансовой стоимости активов, ведь ч. 2 ст. 4 закона, посвященная проведению таких статистических исследований, вступает в силу только с 1 января 2010 года.

Финансовый показатель максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость установлен для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

• микропредприятия - 60 млн руб.;

• малые предприятия - 400 млн руб.;

• средние предприятия - 1 000 млн рублей.

Указанные предельные значения регламентированы постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 «О предельных зна-

чениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Другая важная новелла данного закона -это появление в нем понятия «среднее предпринимательство». Хотя этот термин широко употребляется, относительно его содержания ранее существовали исключительно вольные трактовки. Напомним, Федеральный закон № 88-ФЗ от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» регулировал только сферу малого предпринимательства, не определяя среднее предпринимательство, имеющее важное значение для эффективного развития экономики.

Кроме того, в законе четко определены формы государственной поддержки предпринимательства: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; упрощенный порядок составления статистической отчетности; особенности приватизации государственного и муниципального имущества; формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля; меры финансовой поддержки; меры для развития инфраструктуры поддержки.

В законе также определен порядок формирования активов, которые могут быть переданы в аренду малым предприятиям: недвижимости, оборудования, машин и т. п. Все это подпадает под условное понятие «специальные фонды», не указанное в конечном тексте закона. По существу, это некие фонды материалов, оборудования, помещений, которые будут передаваться в аренду малому и среднему предпринимательству по льготным расценкам для их поддержки и развития. Практика формирования указанных активов достаточно давно существует в Москве, законом такая возможность предоставляется всем российским регионам и муниципальным образованиям. Причем данные формы поддержки могут существовать на любом уровне.

Кредитные, страховые организации, участники соглашений о разделе продукции, игорные предприятия не могут получать государственную поддержку, как субъекты малого и среднего предпринимательства, поскольку эти направления деятельности определены законом как прибыльные. При этом они вправе рассчитывать на все другие указанные в законе формы государственной поддержки, за исключением финансовой.

Безусловно, в результате принятия этого закона потребуется внести в действующее законодательство некоторые изменения. Так, предусмотренные в законе формы государственной поддержки предпринимательства: введение специальных налоговых режимов, методов ведения бухгалтерского учета и др., необходимо конкретизировать дополнительными законами. В результате, в ближайшее время планируется принять ряд нормативных актов прямого действия, которые будут решать конкретные проблемы развития малого предпринимательства и расшифровывать рамочные направления по его поддержке. Среди них: законы об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс РФ; законы, решающие вопросы развития некоммерческих депозитно-кредитных организаций, занимающихся финансированием малого предпринимательства, вопросы регистрации малых предприятий и др.

В качестве примера следует привести решение проблемы контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) для предприятий, которые работают по упрощенным правилам ведения бухгалтерского учета и платят вмененный налог с оборота. Для них предложено упростить режим использования контрольно-кассовой техники: они могут использовать ККТ без фискальной памяти, которая не так дорога. Законопроект с таким предложением внесен в Госдуму РФ.

Сейчас подготовлено более десяти подобных законопроектов, и эта работа будет продолжаться. Законопроекты, касающиеся вопросов налогообложения, требуют согласования, которое идет очень долго и с большими трудностями, например, в части вопросов пороговых величин для перехода на упрощенную систему налогообложения. Поэтому до принятия конкретизирующих законов, закон 2008 г. будет реально работать не в «полную силу».

На наш взгляд, развитие малого и среднего предпринимательства должно быть обозначено как пятый национальный проект, которому должно уделяться огромное внимание со стороны государства. Государство в России должно исходить из того, что динамично развивающееся малое предпринимательство, особенно его инновационный сектор, являются целью и средством формирования рыночной экономики, перманентного повышения благосостояния населения и улучшения социально-политического климата в стране, а не побочным продуктом рыночных отношений. По мнению президента Российской ассоциации развития малого и среднего предпринима-

тельства А. Иоффе, неважно, как это называть, проектом или приоритетом государственной политики, главное, чтобы произошли радикальные изменения в развитии поддержки малого бизнеса. Таким образом, экономическое пространство и правовое поле субъектов российского малого и среднего предпринимательства не должно быть ограничено ни количественно, ни качественно, ни территориально.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 ЦКЬ: http://www.sme.gov.cn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.