© Н.П. Симаева, Я.В. Трофимов, 2008-2009
СЕКТОР МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ И КИТАЯ: ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Н.П. Симаева, Я.В. Трофимов
Малый и средний бизнес как необходимый элемент реструктуризации и интенсификации производства, играет роль катализатора развития частной инициативы, важного звена в формирующейся системе хозяйственных связей, стабилизатора социально-политической обстановки в обществе. Действительно, малые и средние фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка; и методологически, и практически сфера малого бизнеса - это составная часть модели макроэкономической стабилизации России. Любой развивающийся бизнес нуждается в справедливых и экономически привлекательных условиях хозяйствования, гарантирующих ему свободный доступ на рынок капитала, помощь в кредитовании и инвестировании, защиту от недобросовестной конкуренции в области производства и сбыта; поэтому для российского малого и среднего бизнеса вопросы экономического обеспечения и правового регулирования не теряют своей актуальности.
Как свидетельствует опыт развитых стран, малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств. Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40 % валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Подобная ситуация складывается в Германии, Канаде, Китае, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70 %.
Китай является нашим соседом и в последнее время становится темой номер один в общенациональных дискуссиях. Китай - мощная сверхдержава, государство, принадлежащее очень древней цивилизации. Кроме того, Китай является одной из крупнейших стран мира по
занимаемой территории и самой большой по численности населения.
В 2003 г. на XVI съезде Коммунистической партии Китая была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 г., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превратив его в богатое, демократическое и цивилизованное государство. Для дальнейшего обеспечения высокого жизненного уровня в Китае на основе совершенствования структуры народного хозяйства и повышения его эффективности, поставлена задача к 2020 г. увеличить в 4 раза уровень ВВП по сравнению с 2000 г. и значительно укрепить экономическую мощь и конкурентоспособность продукции. Национальная программа экономического развития предусматривает в предстоящие 15 лет (2006-2020) уделять основное внимание развитию 11 ключевых секторов, включая телекоммуникационную и ИТ-отрасль.
В Китае так же, как и в нашей стране, процесс реформ, развития связей с внешним миром сопровождается проведением активной экономической и юридической политики, широкими социальными усилиями по использованию права для обозначения и проведения основных направлений модернизации общества, для решения острейших социально-экономических, политических, демографических и национальных проблем. Поэтому в рамках этой статьи обратимся к рассмотрению не только российского, но и китайского малого и среднего бизнеса.
Китайское Правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор малого и среднего бизнеса стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично созда-
ет огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии.
В последние годы в Китае отмечается быстрое развитие субъектов малого бизнеса, растет количество новых малых и средних предприятий. Так, в начале 2006 г. в стране насчитывалось более 4,3 млн малых и средних предприятий, а также 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75 % занятого городского населения. Это составило 99,6 % от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60 % ВВП и 74,7 % добавленной стоимости промышленной продукции. Малому и среднему бизнесу принадлежит 65 % патентов, 75 % технических новшеств и более 80 % новой продукции Китая. На долю этого сектора экономики приходится 46,2 % налоговых поступлений всей страны и 62,3 % общего объема экспорта Китая.
При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 99 чел., относится почти 99 % предприятий, и только 0,6 % относятся к средним предприятиям, с количеством занятых от 100 до 999 человек. В 2005 г. объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил 218,25 млрд долл. и 197,71 млрд долл., соответственно, увеличившись на 31,8 и 22,5 %. При этом основной рост обеспечивал сектор малого и среднего предпринимательства.
Однако этот сектор испытывает трудности в привлечении капиталов, в заимствовании технологий и в приобретении информации. Правительство постоянно предпринимает различные меры по созданию более благоприятных условий для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса и будет поэтапно совершенствовать правовую систему регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики.
Намечен ряд мер по улучшению работы государственных фондов развития малого и среднего бизнеса и способов управления кредитными гарантиями для них. Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в этом секторе, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков.
В 2002 г. в Китае был принят Закон «О стимулировании развития малых и сред-
них предприятий», который призван обеспечить благоприятные условия развития субъектов малого и среднего бизнеса, максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию.
Важное практическое значение имеют следующие положения закона:
• об учреждении Государственного фонда развития малых и средних предприятий, финансируемого за счет центрального бюджета;
• о защите законных доходов субъектов малого и среднего предпринимательства и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций;
• о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Также законом предусмотрен допуск
сектора малого и среднего бизнеса во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики.
Основным проводником государственной экономической политики в стране является Национальная комиссия по развитию и реформированию (The National Development and Reform Commission (далее - NDRC)), одним из важнейших направлений деятельности которой является формирование условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства. Для этого в ее составе созданы Департамент малого и среднего предпринимательства и Китайский центр координации и кооперации бизнеса (The China Center for Business Cooperation & Coordination (далее - CCBCC)).
CCBCC является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства. Он одновременно обеспечивает экономическую, технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Основными функциями центра координации и кооперации бизнеса являются:
1. Исследование роли, состояния и потребностей малого и среднего бизнеса, проведение широких дискуссий с целью сбора информации и формулировки предложения для
выработки политики, способствующей его развитию.
2. Участие в создании мощной национальной комплексной системы оказания услуг для малого и среднего предпринимательства.
3. Организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров и заключении контрактов при участии специализированных агентств.
4. Обучение руководящего и обслуживающего персонала малого и среднего бизнеса.
5. Предоставление информации, консультирование и диагностирование субъектов малого и среднего предпринимательства.
6. Издание периодических журналов и ежегодных обзоров о деятельности и состоянии малого и среднего бизнеса в Китае.
Китайский центр координации и кооперации бизнеса разработал ряд постоянно действующих государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях пропаганды важности быстрейшего развития этого сектора экономики были проведены исследования по проблемам развития малого и среднего бизнеса, организуется множество конференций по обмену информацией и опытом между наиболее успешными предприятиями. CCBCC регулярно проводит множество международных выставок, различных семинаров и форумов с представительством различных стран и международных организаций по актуальным вопросам. Только за период с 1990-2002 гг. при содействии центра было подписано 950 международных проектов по развитию малого и среднего бизнеса в Китае на общую сумму 6,2 млрд долларов. Эта организация постоянно проводит курсы обучения для предпринимателей с участием зарубежных и отечественных преподавателей. Ныне CCBCC создает национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию предпринимательства.
По решению Правительства Китая в августе 2001 г. была открыта государственная некоммерческая информационная служба «China SME Online» (далее - CSMEO)1, поддерживаемая Департаментом развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в Национальной комиссии по развитию и реформированию (NDRC). Это позволило обеспечить всестороннее и своевре-
менное информационное обслуживание населения страны, всех государственных органов по всем вопросам деятельности предпринимательства.
Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1 000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности малого бизнеса. Информационная сеть CSMEO обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития малого и среднего предпринимательства в стране и за рубежом. CSMEO предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую этим сектором.
В целях координации и дальнейшего расширения информационной сети деятельность CSMEO в части создания высококачественной 3-уровневой общенациональной системы информационного обслуживания малого и среднего бизнеса в 2003 г., по инициативе NDRC, было создано главное информационное агентство «Бейджунг МСП онлайн-компании» (Beijing SME Online Co., Ltd). На первом уровне находится основной web-сайт в Бейджунге (Пекине), который имеет вспомогательные сайты второго уровня в каждом регионе, а к третьему уровню относятся информационные сети во всех городах, экономических зонах и муниципалитетах.
В продолжение исследования обратимся к сравнительной характеристике основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства России и Китая (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели роли малого и среднего предпринимательства (МСП)
и инфраструктуры его поддержки
Наименование показателя Российская Федерация Китайская Народная Республика
Наличие закона, регламентирующего малый и средний бизнес Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. Закон «О стимулировании развития малых и средних предприятий» 2002 г.
Г осударственные организации Министерство экономического развития и торговли, 18 территориальных управлений, 87 региональных министерств, комиссий и департаментов экономического развития Национальная комиссия по развитию и реформированию (NDRC), Департамент по развитию МСП при NDRS, Профильные министерства
Доля МСП в ВВП страны 11,4 60,0
Доля МСП в общей занятости 25,0 20,1
Доля МСП в количестве предприятий 34,0 99,6
Количество программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса 71,0 16,0
Количество центров развития 188,0 1 218,0
Количество информационных центров 65,0 -
Количество бизнес-инкубаторов 93,0 500,0
Количество технопарков 70,0 58,0
Количество центров продвижения экспорта - 208,0
В России использование возможностей малого и среднего бизнеса становится реальным приоритетом государственной политики. В целом, на предприятиях малого и среднего бизнеса в Российской Федерации задействовано 17 млн человек. Доля малого и среднего бизнеса в общенациональной экономике составляет не более 12 %.
В настоящее время не только декларируется, но и практически решается задача наращивания предпринимательского ресурса в этой сфере и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране. Так, в федеральном бюджете 2006 г. на поддержку малого предпринимательства было предусмотрено 3 млрд руб., в 2007 г. - 3 млрд 800 млн рублей.
Меры по развитию малого бизнеса прописаны в ведомственной программе Министерства по экономическому развитию и торговле (МЭРТ) по поддержке малого предпринимательства. В частности, данной программой предусмотрены следующие направления развития кредитования малого бизнеса:
• субсидирование процентных ставок по банковским займам для кредитных кооперативов, работа по этому направлению ведется уже два года, в нее вовлечено 33 региона страны, совокупный объем финансирования составляет 120 млн рублей;
• создание региональных гарантийных фондов, которые предоставляли бы гарантии для банков по тем категориям заемщиков, у которых не хватает необходимого
залогового обеспечения для получения кредитов; эта работа ведется с 2005 г., на сегодняшний день в нее вовлечен 31 регион;
• поддержка на федеральном уровне региональных программ развития малого предпринимательства, на которую может рассчитывать абсолютно любой субъект Российской Федерации, у которого есть такая программа; на сегодняшний день в конкурсе на софинансирование из средств федерального бюджета мероприятий по развитию малого бизнеса, в том числе и по поддержке микрофинансирования и микрокредитования, участвует 39 регионов.
Работа по указанным направлениям поддержки будет продолжена. В целом, на финансовую поддержку малого предпринимательства из федерального бюджета выделено в 2008 г. 3 млрд 850 млн руб., а в 2009 г. планируется выделить 4 млрд 350 млн рублей. Как видно, государство планирует значительное увеличение финансирования субъектов малого предпринимательства.
Однако одного увеличения объема выделяемых на поддержку малого бизнеса финансовых ресурсов недостаточно; государство в лице своих законодательных органов власти должно решать проблемы нормативного обеспечения функционирования малого бизнеса. Так например, из федерального бюджета США ежегодно выделяется 600 млн долл. только на гармонизацию законодательства в сфере малого бизнеса.
Принятие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» в 2007 г. стало важным шагом на пути решения этой серьезной социально-экономической задачи. Указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2008 г., за исключением ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 5 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2010 года.
Рассмотрим существенные для российского законодательства новеллы, которые содержатся в рассматриваемом законе. Так, по-новому сформулированы критерии отнесения предприятий к малому предпринимательству, а именно:
1) количественный состав, то есть средняя численность работников предприятия,
в соответствии с которым выделяются три вида субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия с численностью занятых не более 15 чел., малые предприятия - от 16 до 100 чел., средние предприятия - от 101 до 250 человек;
2) финансовый показатель - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год, который не должен превышать предельного значения, установленного Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Первоначально Правительство планировало ввести три критерия: среднюю численность работников, оборот и балансовую стоимость активов, но общественным организациям предпринимателей удалось отстоять в части последних двух пунктов формулировку «или», оставив только два количественных критерия.
Другая новелла заключается в том, что необходимо проводить сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства один раз в пять лет, на основе которых будут определяться и корректироваться цифровые значения финансовых критериев. Данные цифры будут вводиться на основании постановления Правительства РФ. В принципе, введенные критерии соответствуют требованиям, существующим в Евросоюзе. Вопрос в том, как определять цифры, по обороту или балансовой стоимости активов, ведь ч. 2 ст. 4 закона, посвященная проведению таких статистических исследований, вступает в силу только с 1 января 2010 года.
Финансовый показатель максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость установлен для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
• микропредприятия - 60 млн руб.;
• малые предприятия - 400 млн руб.;
• средние предприятия - 1 000 млн рублей.
Указанные предельные значения регламентированы постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 «О предельных зна-
чениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Другая важная новелла данного закона -это появление в нем понятия «среднее предпринимательство». Хотя этот термин широко употребляется, относительно его содержания ранее существовали исключительно вольные трактовки. Напомним, Федеральный закон № 88-ФЗ от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» регулировал только сферу малого предпринимательства, не определяя среднее предпринимательство, имеющее важное значение для эффективного развития экономики.
Кроме того, в законе четко определены формы государственной поддержки предпринимательства: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; упрощенный порядок составления статистической отчетности; особенности приватизации государственного и муниципального имущества; формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля; меры финансовой поддержки; меры для развития инфраструктуры поддержки.
В законе также определен порядок формирования активов, которые могут быть переданы в аренду малым предприятиям: недвижимости, оборудования, машин и т. п. Все это подпадает под условное понятие «специальные фонды», не указанное в конечном тексте закона. По существу, это некие фонды материалов, оборудования, помещений, которые будут передаваться в аренду малому и среднему предпринимательству по льготным расценкам для их поддержки и развития. Практика формирования указанных активов достаточно давно существует в Москве, законом такая возможность предоставляется всем российским регионам и муниципальным образованиям. Причем данные формы поддержки могут существовать на любом уровне.
Кредитные, страховые организации, участники соглашений о разделе продукции, игорные предприятия не могут получать государственную поддержку, как субъекты малого и среднего предпринимательства, поскольку эти направления деятельности определены законом как прибыльные. При этом они вправе рассчитывать на все другие указанные в законе формы государственной поддержки, за исключением финансовой.
Безусловно, в результате принятия этого закона потребуется внести в действующее законодательство некоторые изменения. Так, предусмотренные в законе формы государственной поддержки предпринимательства: введение специальных налоговых режимов, методов ведения бухгалтерского учета и др., необходимо конкретизировать дополнительными законами. В результате, в ближайшее время планируется принять ряд нормативных актов прямого действия, которые будут решать конкретные проблемы развития малого предпринимательства и расшифровывать рамочные направления по его поддержке. Среди них: законы об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс РФ; законы, решающие вопросы развития некоммерческих депозитно-кредитных организаций, занимающихся финансированием малого предпринимательства, вопросы регистрации малых предприятий и др.
В качестве примера следует привести решение проблемы контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) для предприятий, которые работают по упрощенным правилам ведения бухгалтерского учета и платят вмененный налог с оборота. Для них предложено упростить режим использования контрольно-кассовой техники: они могут использовать ККТ без фискальной памяти, которая не так дорога. Законопроект с таким предложением внесен в Госдуму РФ.
Сейчас подготовлено более десяти подобных законопроектов, и эта работа будет продолжаться. Законопроекты, касающиеся вопросов налогообложения, требуют согласования, которое идет очень долго и с большими трудностями, например, в части вопросов пороговых величин для перехода на упрощенную систему налогообложения. Поэтому до принятия конкретизирующих законов, закон 2008 г. будет реально работать не в «полную силу».
На наш взгляд, развитие малого и среднего предпринимательства должно быть обозначено как пятый национальный проект, которому должно уделяться огромное внимание со стороны государства. Государство в России должно исходить из того, что динамично развивающееся малое предпринимательство, особенно его инновационный сектор, являются целью и средством формирования рыночной экономики, перманентного повышения благосостояния населения и улучшения социально-политического климата в стране, а не побочным продуктом рыночных отношений. По мнению президента Российской ассоциации развития малого и среднего предпринима-
тельства А. Иоффе, неважно, как это называть, проектом или приоритетом государственной политики, главное, чтобы произошли радикальные изменения в развитии поддержки малого бизнеса. Таким образом, экономическое пространство и правовое поле субъектов российского малого и среднего предпринимательства не должно быть ограничено ни количественно, ни качественно, ни территориально.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 ЦКЬ: http://www.sme.gov.cn.