Научная статья на тему 'Исторические и легендарные герои в сознании китайских студентов как проявление национального культурного наследия'

Исторические и легендарные герои в сознании китайских студентов как проявление национального культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
505
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / ЛЕГЕНДАРНЫЙ ГЕРОЙ / КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / КАЧЕСТВA ЛИЧНОСТИ / NATIONAL CULTURE / NATIONAL CONSCIOUSNESS / HISTORICAL HERO / LEGENDARY HERO / CULTURAL TRADITION / ENCULTURATION / QUALITIES OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Смирнов И. Б.

В статье анализируются результаты исследования, проведенного среди китайских студентов и направленного на выявление наиболее популярных образов исторических героев и легендарных персонажей, манифестирующих национальные культурные традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGENDARY HEROES IN THE MINDS OF CHINESE STUDENTS AS A MANIFESTATION OF NATIONAL CULTURAL HERITAGE

The article analyzes the results of a study conducted among Chinese students and aimed at identifying the most popular images of historical heroes and legendary characters, manifesting national cultural traditions.

Текст научной работы на тему «Исторические и легендарные герои в сознании китайских студентов как проявление национального культурного наследия»

3. Lavrent'ev, A.N. VHUTEMAS-VHUTEIN. Analiticheskij opyt kompozicii // Stroganovskaya shkola kompozicii / glavnyj redaktor

O.L. Golubeva. Moskva: MGHPU im. S.G. Stroganova, 2005. 352 s.

4. Runge, V.F. Istoriya dizajna nauki i tekhniki: uchebnoe posobie: v 2-h kn. Moskva: Arhitektura-S, 2006.- Kn. 1. 368 s.

5. Turchin, V.S. Po labirintam avangarda .Moskva: MGU, 1993. 248 s.

6. Han-Magomedov, S.O. Anton Lavinskij. Moskva: Fond Russkij avangard, 2007.108 s .

Смирнов И.Б.

Кандидат педагогических наук, доцент, Китайский океанологический университет, г.Циндао (КНР) ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЛЕГЕНДАРНЫЕ ГЕРОИ В СОЗНАНИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ

НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Аннотация

В статье анализируются результаты исследования, проведенного среди китайских студентов и направленного на выявление наиболее популярных образов исторических героев и легендарных персонажей, манифестирующих национальные культурные традиции.

Кючевые слова: национальная культура; национальное сознание; исторический герой; легендарный герой; культурная традиция; инкультурация; качеств личности

Smirnov I.B.

PhD in pedagogics, assosiate professor, Ocean University of China HISTORICAL AND LEGENDARY HEROES IN THE MINDS OF CHINESE STUDENTS AS A MANIFESTATION OF

NATIONAL CULTURAL HERITAGE

Abstract

The article analyzes the results of a study conducted among Chinese students and aimed at identifying the most popular images of historical heroes and legendary characters, manifesting national cultural traditions.

Keywords: national culture; national consciousness; historical hero; legendary hero; cultural tradition; enculturation; qualities of personality

Национальная культура проявляет себя в целом спектре символов, распространённых в социуме. Особый интерес представляют в этом контексте образы героев, реальных и вымышленных, являющихся в определённый временной период кумирами отдельных социальных групп. В своем исследовании мы обратились к выявлению феномена героя современной китайской молодежи, ибо героизация определенных фигур дает представление о ценностях молодых людей, о влиянии на их идеалы как национальной социально-политический системы, так и тенденций глобализации, проявляющихся в политике открытого общества и проведнии реформ в КНР, начатых еще Дэн Сяопином в самом конце 70-х годов прошлого века.

Анкетированием, проведенным на базе Китайского океанологического университета (г.Циндао), были охвачены 128 студентов разных факультетов третьего года обучения в возрасте от 20 до 23 лет. Задачи обследования заключались в том, чтобы выявить, образы каких героев - исторических и легендарных - сохраняются в памяти китайской молодежи, насколько стабильны эти образы в их культурном сознании, какие нравственные качества они ценят, и, следовательно, какие ценности транслируются в китайском обществе от одного поколения к другому.

Стабильность культурного богатства общества достигается передачей образа наиболее влиятельных и популярных исторических героев и вымышленных персонажей легенд и сказаний от старшего поколения младшему. Все участники опроса отметили, что в детстве как бабушки и дедушки, так и родители читали им сказки, легенды, исторические повествования, что оставило в их памяти глубокий отпечаток и определило кумира на многие годы. Недаром многие студенты отмечают, что их любимый герой - это герой «с детства».

Легендарных (вымышленных) героев в ответах студентов выявлено 20, что составляет 25,3% от общего количества названных героев (79: 59 исторических и 20 вымышленных) и свидетельствует о значительном влиянии устной фольклорной традиции на инкультурацию молодого поколения.

Литературные герои:

Хуа Мулань (14) - героиня китайской поэмы шестого века, отправившаяся на войну вместо своего престарелого отца и малолетнего брата и успешно боровшаяся с врагами на протяжении нескольких лет.

Сун Укун (1)- герой китайского повествоания «Путешествие на Запад»

Легендарные герои:

Белая Змея (Джи Ну) (2)

Небесная Богиня (1)

Хоу Йи - герой, сбивший солнце с небосвода (1)

Герои из китайских кинофильмов:

Недза - «Маленькая Нэдза сражается с Королем Большого Дракона» (1)

Среди названных легендарных героев безусловным лидером выступает Хуа Мулань, по-видимому, не только по яркости с детства знакомого китайцам образа бесстаршной девы (некоторые студенты сравнивают её с Жанной д'Арк), но и в связи с популярным отечественным художественным фильмом. Предпочтение ей выразили 10,9% всех опрошенных студентов. Среди названных легендарных персонажей Хуа Мулань получила 70% голосов.

Наиболее популярные исторические герои современных студентов распределились в следующей последовательности:

Yue Fei Юэ Фей (военачальник) - 12 (9,4%)

MaoZedong Мао Дзэдун (политический деятель) - 6 (4,7%)

Su Shi Су Ши (поэт и художник) - 5 (3,9%)

Zhuge Liang Дзугэ Лян (полководец и государственный деятель) - 5 (3,9%)

Wu Zetian У Цзэтянь (женщина-император) - 4 (3,1%)

Fan Li Фань Ли (государственный деятель-реформатор) - 3 (2,3%)

Huo Qubing Хуо Цубин (военный тактик) - 3 (2,3%)

Qu Yuan Цюй Юань (первый известный лирический поэт в истории Китая) - 3 (2,3%)

Xiang Yu Сян Юй (генерал, талантливый полководец) - 3 (2,3%)

Результаты опроса свидетельствуют о том, что однозначных исторических героев в качестве кумиров, которым бы отдавали предпочтения все студенты, практически нет. Каждый из опрошенных предлагал своего героя, который оказал на него наиболее сильное влияние в детские или юношеские годы. Разброс в мнениях получился огромный, повторяемости практически не наблюдается. Это объясняется не только богатейшей китайской историей, насчитывающей более четырёх тысяч лет, но и тем, наколько далеки исторические персонажи от устремлений современных молодых людей, связывающих свое будущее с глобализированной культурой или с культурой другой страны, ибо большинство китайских студентов стремится продолжать свое

129

образование за рубежом. Следует в то же время признать, что влияние исторических личностей на формирование мировоззрения и становление молодого поколения сегодня довольно значительно, о чем говорят сами участники анкетирования.

Первую строчку в рейтинге самых популярных исторических персонажей занял Юэ Фэй, китайский полководец (1103 - 1142), участвовавший в военных действиях против киданей, затем - против чжурчжэней, начавших в конце 1125 широкое вторжение в Китай. Он стремился объединить усилия войск патриотически настроенных военачальников и дружин народного ополчения для активного сопротивления врагу, однако был предательски обвинен в государственной измене и тайно казнён. Юэ Фэй - один из героев китайского народного эпоса.[1]

Вторую строчку в рейтинге занимает Председатель Мао, который для подавляющего большинтсва китайской молодежи является подлинным национальным героем - создателем республики и отцом нации.

На третьем месте - знаменитый китайский поэт, эссеист, художник, каллиграф и государственный деятель эпохи династии Сун - Су Ши (1037—1101). «за свою долгую карьеру сменивший немало сановнических постов, управлявший различными провинциями, участвовавший в обсуждении планов реформирования системы государственного управления. Су Ши не принял «новый политический курс» министра Ван Аньши, за что в 1079 г. подвергся ссылке в деревню» [2]. Су Ши оставил глубокий след во всех «высоких» жанрах литературы своего времени. Его наследие огромно - свыше тысячи произведений прозы и поэзии.

Четвёртая строчка - за Дзугэ Ляном (181—234), китайским полководцем и государственным деятелем эпохи Троецарствия (Саньго). В 207 году Дзугэ Лян поступил на службу к феодалу Лю Бэю, боровшемуся за власть в стране с Цао Цао; разгромил речной флот и войска Цао Цао в битве у Красной скалы (208 год), уничтожив корабли противника неожиданной атакой брандеров. После создания царства Шу в 221 году Чжугэ Лян сначала стал чэн-сяном (премьер-министром) провозгласившего себя императором Лю Бэя, а затем — его преемника Лю Шаня, несмотря на то, что Лю Бэй перед смертью предлагал престол ему самому. С 228 года и до своей смерти Чжугэ Лян возглавил пять походов на север, из которых только один завершился успехом; главной причиной неудач было плохое снабжение и недостаток продовольствия. Во время последнего похода он умер в военном лагере от болезни и истощения.

На пятой строчке - женщина-император Китая У Цзэтянь (624 — 705). Это китайская правительница, которая фактически правила Китаем на протяжении сорока лет - с 665 года до своей смерти. Необычность её царствования залючалась в том, что она приняла мужской титул "императора" (Хуанди) и была формально единственной женщиной за всю четырёхтысячелетнюю историю Китая, обладавшей верховным титулом. В других исторических случаях женщины-правительницы принимали титул "вдовствующая императрица" и правили в то время, когда их несовершеннолетние сыновья формально занимали трон

Остальные строки рейтинга занимают имена Фань Ли, Хуо Цубин, Цюй Юань, Сиан Ю, получившие одинаковое количество баллов.

Фань Ли - советник в правительстве государства Юэ в Период Весны и Осени истории Древнего Китая. Вместе со своим ваном Гоуцзянем провёл три года в качестве пленника в царстве У после поражения в войне между этими государствами. После возвращения Гоуцзяна из плена Фань Ли участвовал в проведении реформ, позволившим Юэ одержать реванш в противостоянии с У. После победы Фань Ли занялся собственным делом, достиг успехов, превратившись в состоятельного человека. По легенде, после падения У, Фань Ли ушёл в отставку с министерского поста и вместе с легендарной красавицей Си Ши отплыл на рыбацкой лодке в туман пустынного озера Тай Хэ, после чего их никто никогда больше не видел.

Цюй Юань (ок. 340—278 до н. э.) — первый известный лирический поэт в истории Китая эпохи Воюющих Царств. Его образ стал одним из символов патриотизма в китайской культуре. День ритуального самоубийства Цюй Юаня (день Дуань-у по восточному календарю) отмечается в Китае ежегодно как праздник под названием Праздник Драконьих Лодок.

Хуо Цубин (140 - 117) - влиятельный военный тактик династии Западная Хань во время правления имеператора У.

Сян Юй (232-202) - китайский генерал, возглавивший в 208 до н. э. — 202 до н. э. движение князей против династии Цинь, разгромивший циньскую династию и провозгласивший себя ваном-гегемоном и правителем западного Чу. Как главнокомандующий, пользовался центральной властью и назначал ванов и хоу по всему Китаю. Император династии Чу И-ди ему подчинялся, а потом был убит по его приказу. Себя он именовал титулом «Верховный правитель Западного Чу». Сян Юй обладал огромным ростом и большой физической силой, был храбр в сражениях и подчинял других окриком или взглядом. Сян Юй проявил себя как жёстокий главнокомандующий: завоёвывая города, он казнил местных жителей и расправлялся с чиновниками. Будучи талантливым полководцем, выиграл множество сражений.

По роду своей деятельности исторические герои рапределились так: военные (полководцы, генералы) - 5, политические деятели - 2, поэты - 2. Казалось бы, китайцы - не агрессивная нация, однако, как оказалось, именно воинственность ценится ими больше всего в исторических персонажах. Некоторые из них вообще не отличались добродетелями, как, например, женщина-имеператор У Цзэтянь или жестокий военачальник Сян Юй. Однако, это обстоятельство не затмевает основную черту выбранных героев - их патриотические чувства , беззаветное служение своей родине, желание создать и защищать централизованное государство в борьбе с врагами, что и обосновывает выбор.

Кроме указанных персонажей, студенты назвали еще 41 героя китайской истории, среди которых, в частности, Конфуций (философ), Ци Шихуанди (император), Хан Син (генерал), Джоу Энлай (политический деятель), Сун Ятсен (политический деятель), хорошо знакомые европейцам.

Общая картина исторических героев (59 - 100%) по роду их деятельности выглядит следующим образом: военачальники, генералы - 13 (22%); политические деятели - 12 (20,3%); императоры - 10 (16,9%); философы и ученые - 8 (13,6%); поэты и художники - 6 (10,2%).

Характеристики личности, на основании которых китайские студенты (128 - 100%) сделали выбор наиболее уважаемого героя из китайской истории, распределились в следующей последовательности:

1. Патриотизм, любовь к родине, желание ей служить - 39 (30,5%)

2. Ум, мудрость, широкий кругозор, талант - 33 (25,8%)

3. Бесстаршие, храбрость - 32 (25%)

4. Верность, преданность - 19 (14,8%)

5. Успех, успешность - 19 (14,8%)

6. Обширные знания о стратегии и тактике, гибкость - 19 (14,8%)

7. Умение ставить государственные интересы выше собственных, самоотверженность, самопожертвование - 14 (10,9%)

8. Работоспособность, настойчивость, упорство в достижении цели - 13 (10,2%)

9. Сила духа - 13 (10,2%)

10. Доброта, добросердечие - 12 (9,4%)

11. Благочестие (благочестивый сын, благочестивая дочь) - 11 (8,6%)

12. Сила физическая - 5 (3,9%)

13. Способность отказаться от власти, от денег - 5 (3,9%)

14. Справедливость - 4 (3,1%)

15. Оптимизм - 4 (3,1%)

16. Ответственность - 4 (3,1%)

130

17. Независимость, духовная свобода - 4 (3,1%)

18. Внешняя привлекательность - 4 (3,1%)

19. Скромность - 3 (2,3%)

20. Честность, правдивость - 1 (0,8%)

21. Красноречие - 1 (0,8%)

Первую строку в рейтинге наиболее значимых качеств личности, которые ценятся современными китайскими студентами, занимает патриотизм, любовь к родине, желание служить ей и способствовать её процветанию (39). Это качество издревле ценилось китайцами и по сей день находится среди главных ценностных ориентаций китайцев, передаваясь из поколения в поколение. Причем, дисредитированное на западе, где патриотизм приобретает иногда отрицательные коннотации, как, например, в Г ермании, а в некоторых политических контекстах и в России, понятие патриотизма ни мало не изменилось в сознании китайцев на протяжении ряда тысячелетий, которые гордятся героями прошлой и недавней истории, посвятившими свою жизнь и деятельность служению и процветанию нации, такими, как Юэ Фэй, Сун Ятсен или Мао Цзедун.

На втором месте такие качества, как ум, мудрость, широкий кругозор, талант (33). Со времен Конфуция в Китае ценятся природные качества ума и разнообразные таланты, на основании которых человек продвигается по службе, успешно совершает свою служебную карьеру на разных поприщах, достигая, в конце концов, жизненного успеха. Именно эти качества, а не придворные, личные связи, выдвигают настоящую личность на первый план в особых ситуациях, обусловленных исторической необходимостью, и способствуют её превращению в подлинного национального героя.

Третье место занимает такое качество личности, как храбрость и бесстаршие. Как показали результаты опроса студентов, основными героями стали, в основном, военные и политические деятели китайской истории, которые представляют в сознании студентов воплощение подлинного героизма, связанного с мужеством и бесстрашием. Для них главное - храбро сражаться с врагами, бороться за единое, централизованное государство, не задумыаясь отдать за это свою жизнь. С этим связана и четвертая черта характера подлинного героя - преданность и верность. Преданность своей родине, своему господину (императору, вышестоящему лицу), верность своей семье - основные ценности, без которых не может быть успеха в достижении цели, иначе, для чего и для кого этот успех? Причем, здесь стоит различать понятие успех в понимании китайцами и представителями западной цивилизации. Если на западе успех связывается с личными - индивидуальными - достижениями, то в Китае понятие успех - всегда коллективное достижение. Большей частью, люди успешные предпочитают в Китае держаться в тени, как правило, их личные имена мало кому известны. Например, руководителей успешных фирм мало кто знает и видит в СМИ, лишь изредка журналисты выводят на поверхность их имена. Личные достижения связываются с коллективными усилиями и совместной деятельностью, поэтому подлинный герой в сознании китайцев - это персонаж, чувствующий вызов времени, умело использующий свои обширные знания в стратегии и тактике для достижения общей, объединяющей цели, грамотно и гибко приспосабливающийся к изменяющимся обстоятельствам на пути к всеобщему успеху. Такие характеристики, как обширные знания о стратегии и тактике, гибкость в поведении (18), на шестом месте.

Седьмое, восьмое и девятое место заняли такие качества личности, как умение ставить государственные интересы выше собственных, самоотверженность, самопожертвование (14), работоспособность, настойчивость, упорство в достижении цели (13), сила духа (13). Причем, сила духа почти в три раза доминирует над физической силой (5), что говорит о том, как высоко ценят китайцы внутреннюю готовность человека к свершению значимого поступка, какое мобилизующее и решающее значение имеет внутренняя сила, духовное начало в преодолении препятствий при достижении поставленной цели.

Данные опроса показывают, что китайская молодежь ценит такое качество личности, как доброта, добросердечие, что отметили 12 участников. В условиях глобального общества, ориетированного на непреклонное достижение успеха любой ценой, отрадно отметить, что молодые китайцы воспринимают доброту исторических героев, проявляющуюся во внимании к бедным и слабым, в уважении к старшим, в особенности, к родителям, их сыновний и дочерний долг, умение прийти на помощь как ценностные характеристики личности, передающиеся из поколения в поколение, что выражется в таких концептах, как «благочестие», «благочестивый сын», «благочестивая дочь». Традиционно молодое поколение в Китае растет в условиях пиетета к старшим и своим предкам, что выражается и в уважительном отношении к истории своей страны, какими бы тяжелыми или проблемными не казались её страницы.

В середине рейтинга находятся такие нравственные ценности человека, как умение отказаться от власти и/или денег ради личной независимости и духовной свободы, что связано, в свою очередь, с компромиссами, на которые должна пойти личность, осознавая свою ответственность, дабы не переступить нравственные законы, выражающиеся, в том числе, и в чувстве справедливости (4).

В европейском понимании чувство справедливости связывают обычно с такими качествами личности, как честность, правдивость. В Китае, однако, эта связь весьма условна, ибо честность и правдивость (ДМ dancheng) связаны, в первую очередь, с искренностью человека, с его моральными качествами, такими, как «пять совершенств» (ЖЩ wujue): высокая мораль, честность, эрудиция, литературное мастерство, каллиграфическое искусство. А справедливость связывается не с человеческими индивидуальными качествами, но с чувством долга (Д yi), соблюдением закона и принятых общественных норм. Справедливость поэтому ассоциируется с беспристрастностью, неподкупностью, незапятнанностью (МД gongpmg), что находит выражение в официальном поощрении чиновника: «Его честность и беспристрастие заслуживают быть отмеченными».[3] В связи с этим, китайцу почти невозможно прилюдно признать свои ошибки, ибо тогда он «потеряет своё лицо». В этом случае он, увиливая от правдивого ответа, прибегая ко лжи, сохраняет свое достоинство, попирая в нашем понимании нравственные ценности. Однако, в данной ситуации превалирующей ценностью китайцев выступает сохранение своего достоинства в глазах общества/общественной группы, что и оправдывает такой стиль поведения. Честность и правдивость (1) замыкают рейтинг наряду с такими качествами, как скромность (3) и красноречие (1), что обнаруживает, на наш взгляд, определенные дефициты в нравственном образе исторического героя, уважаемого молодыми китайскими студентами и являющегося для них образцом поведения и поклонения.

Обработка полученных при анкетировании данных позволяет сделать следующие выводы:

- у современных китайских студентов нет единого исторического героя, который мог бы служить им в качестве образца поведения и нравственного ориентира; спектр исторических героев весьма обширный и разнообразный;

- наибольшей популярностью среди студентов пользуются исторические герои, посвятившие свою жизнь и деятельность созданию централизованного государства, борьбе с его врагами, сделавшие значительный вклад в процветание страны;

- несмотря на то, что понятие «герой» ассоциируется в сознании китайцев с довольно отдаленным историческим прошлым, значительная часть участников опроса отметила личность политического деятеля недавнего прошлого - Мао Цзэдуна, который занимает второе место в рейтинге самых популярных исторических героев;

- наибольшей популярностью по роду деятельности пользуются полководцы, государственные деятели и императоры, за ними следуют философы, ученые, поэты;

- среди легендарных героев китайских сказаний и легенд несомненным лидером выступает Хуа Мулань; образ «благочестивой дочери» в представлении студентов является образцом служения отечеству и своей семье;

- среди нравственных ориентиров личности, достойной звания героя, выступают, в первую очередь, такие, как патриотизм, желание служить родине, ум, широкий кругозор, талант, бесстрашие, храбрость;

131

- в конце списка оказались такие качества, как скромность, честность и правдивость, красноречие.

128 участников опроса назвали 79 героев, которые являются для них по разным причинам значимыми: 59 исторических и 20 вымышленных. В целом, такая пёстрая картина свидетельствует о хорошей осведомленности молодых людей о собственной истории и устной литературной традиции, а также о перманентном процессе передачи культурных ценностей от старшего поколения младшему в условиях нарастающей глобализации и американизации китайской общественной жизни.

Литература

1. Советская историческая энциклопедия. Статья Г.Я.Смолина. Электронный ресурс - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/21074/ЮЭ. Обращение: 13.11.2014.

2. Электронный ресурс - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3_%D8%E8. Обращение: 13.11.2014.

3. Честность - перевод на китайский. Китайский онлайн словарь: Электронный ресурс - Режим доступа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://bkrs.info/slovo.php?ch=%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C. Обращение:

23.11.2014.

References

1. Sovetskaja istoricheskaja jenciklopedija. Stat'ja G.Ja.Smolina. Jelektronnyj resurs. http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/21074/ЮЭ. Data obrashhenija: 13.11.2014.

2. Jelektronnyj resurs - Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3_%D8%E8. Data obrashhenija: 13.11.2014.

3. Chestnost' - perevod na kitajskij. Kitajskij onlajn slovar': Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa:

http://bkrs.info/slovo.php?ch=%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C. Data obrashhenija:

23.11.2014.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ / SCIENCES ABOUT THE EARTH

Замятин А.Л.

Младший научный сотрудник, Института горного дела УрО РАН МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОПОЛЗНЕВОМ УЧАСТКЕ УГОЛЬНОГО

РАЗРЕЗА

Аннотация

В статье рассмотрена - методика диагностики автомобильной дороги на участке недропользования, находящегося в зоне влияния оползневых процессов угольного разреза.

Ключевые слова: оползневые процессы, автомобильная дорога, угольный разрез.

Zamyatin A.L.

Junior Researcher, Institute of Mining, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences DIAGNOSTIC METHOD HIGHWAYS ON LANDSLIDES COAL CUT

Abstract

In the article the - method of diagnosis of the road in the area of subsoil use, located in the zone of influence of landslide processes coal cut.

Keywords: landslide processes, road, coal cut.

Безопасная эксплуатация объектов недропользования подразумевает постоянный контроль над массивом горных пород. Разработка угольного разреза включает в себя не только отработку уступов, но и эксплуатацию путепроводов обеспечивающих непрерывную и безопасную отработку угольного разреза. Повреждение некоторых путепроводов, таких как, автомобильная или железная дорога, трубопроводов по откачке воды со дна карьера, может привести к полному или частичному прекращению эксплуатации объекта недропользования. Перенос путепроводов, из зоны охваченной влиянием оползневых процессов, может повлечь за собой дополнительные финансовые и трудовые расходы, что в конечном итоге негативно скажется на эксплуатации объекта недропользования.

Участок исследований находится на западном борту Волчанского угольного разреза, между северной и южной залежью. При отработке месторождения разрез был представлен двумя карьерами (Южная и Северная залежи). Карьеры были разделены перемычкой, находящейся в районе оползневого участка. Концентрация напряжений в массиве горных пород разгружалась в карьерное пространство с образованием в перемычке между карьерами области повышенных напряжений, за счет этого массив на данном участке был приведен в дезинтегрированное состояние. Дополнительным фактором, активизирующим оползневые процессы на данном участке, является подработка контакта между слоями аргиллитов и песчаников, полого падающего в сторону подрабатываемого массива и обладающего минимальными значениями удельного сцепления по контакту.

Для изучения оползневого участка был проведен комплекс геофизических исследований направленных на изучение геомеханических условий северо-западного борта разреза в районе образования оползня. Комплексирование методов позволяет повысить достоверность полученных результатов путем их сравнения и взаимного дополнения [1,2].

Для получения наиболее полной информации об исследуемом массиве проведены полевые инженерно-геофизические работы по уточнению структурно-тектонического строения массива горных пород до глубины 120 метров методом спектрального сейсмопрофилирования (ССП), до глубины 30 метров методом георадарного зондирования и площадные исследования методом срединного градиента (МСГ).

Обобщенные результаты геофизических исследований приведены рисунке 1. На нем показаны зоны ослабленных пород, выделяемые по результатам комплексного рассмотрения использованных геофизических методов.

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.