Научная статья на тему 'Исторические аспекты развития государственной молодежной политики России (2000-2015 гг. )'

Исторические аспекты развития государственной молодежной политики России (2000-2015 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОГРАММЫ / СИСТЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / НОРМАТИВНОПРАВОВЫЕ АКТЫ / МОЛОДЕЖЬ / STATE YOUTH POLICY / YOUNGER GENERATION / ACTUAL PROBLEMS OF YOUTH / YOUTH PROGRAMS / SYSTEM OF YOUTH POLICY / REGULATIONS / YOUTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Йованович Т.Г., Егоров В.В.

Статья посвящена исследованию развития государственной молодежной политики России в начале XXI в. Рассмотрена политико-правовая деятельность органов власти на основе анализа опубликованных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspects of state youth policy Russia (2000-2015)

The article investigates the development of the state youth policy of Russia in the beginning of the XXI century. We consider the political and legal activity of authorities on the basis of an analysis of published documents.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты развития государственной молодежной политики России (2000-2015 гг. )»

дует закрепить перечень оснований для отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи путем раскрытия таких категорий, как «вопрос, не имеющий правового характера», «отсутствие правовых оснований для предъявления требований».

В качестве определенной гарантии качества оказываемых услуг необходимо, с одной стороны, законодательно установить меры ответственности за некачественное оказание бесплатной юридической помощи. С другой стороны, в целях обеспечения единства правоприменительной практики следует установить нижний предел оплаты труда адвоката за идентичные виды юридической помощи на территории Чувашской Республики и других субъектов Российской Федерации, как это было сделано в Ульяновской области, где оплата труда адвокатов, компенсация их расходов на оказание бесплатной юридической помощи осуществляются в размерах, установленных правительством Ульяновской области.

Полагаем, что только гармоничное сочетание указанных условий в совокупности будет способствовать дальнейшей эффективной реализации механизма бесплатной юридической помощи как в Чувашской Республике, так и Российской Федерации в целом.

Список литературы

1. Андреев В.В., Борисова Е.Р., Леванов Ю.П. Совершенствование системы качества вуза через самооценку: монография / отв. ред. Н.И. Петренко. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010. 99 с.

2. Андреев В.В. Реализация конституционного права граждан на юридическую помощь (на примере Чувашской Республики) // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 1. С. 195-202.

3. Вязовская Т.Н. Исторический опыт разработки и реализации государственной пенсионной политики Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Моск. пед. гос. ун-т. М., 2010. 33 с.

4. Змиевский Д.В. Конституционно-правовое обеспечение административной реформы в Чувашской Республике // Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 266-270.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко [и др.]; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма; Инфра-М, 2011. 1008 с.

6. Лебедева А.А. Перестройка и формирование предпосылок для возрождения предпринимательства в России // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 62-65.

ЗМИЕВСКИЙ Дмитрий Валерьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: zmievsky@yandex.ru

ПАВЛОВ Станислав Юрьевич - старший преподаватель кафедры финансового и экологического права. Институт права Башкирского государственного университета. Россия. Уфа. E-mail: sta227@yandex.ru

ZMIYEVSKY, Dmitry Valeryevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Private Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: zmievsky@yandex.ru

PAVLOV, Stanislav Yuryevich - Senior Teacher of the Department of the Financial and Ecological Right. Institute of the Right of the Bashkir State University. Russia. Ufa. E-mail: sta227@yandex.ru

УДК 323-053.81

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (2000-2015 гг.)

Т.Г. Йованович, В.В. Егоров

Статья посвящена исследованию развития государственной молодежной политики России в начале XXI в. Рассмотрена политико-правовая деятельность органов власти на основе анализа опубликованных документов.

Ключевые слова: государственная молодежная политика; молодое поколение; актуальные проблемы молодежи; молодежные программы; система молодежной политики; нормативно-правовые акты; молодежь.

T.G. Yovanovich, V.V. Egorov. HISTORICAL ASPECTS OF STATE YOUTH POLICY RUSSIA (2000-2015)

The article investigates the development of the state youth policy of Russia in the beginning of the XXI century. We consider the political and legal activity of authorities on the basis of an analysis of published documents.

Keywords: state youth policy; younger generation; actual problems of youth; youth programs; system of youth policy; regulations; the youth.

Государственная молодежная политика в начале нового тысячелетия была нацелена на упорядочивание и доработку системы работы с молодежью. Модель молодежных программ 1990-х гг. была активно продолжена принятием 27 декабря 2000 г федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)» [2]. Задача обеспечения стабильного развития государства получила выражение и в молодежной политике. Концептуальная траектория была построена на воспитании молодых граждан-патриотов, действующих во благо Отечества. Цель воспитания направлялась на приумножение достижений общества в сфере духовной культуры. В результате в 2001 г была принята «Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации» [12]. Документ учитывал текущую ситуацию, которая детерминировала необходимость обновления основ молодежной политики. Было дано определение молодежи, которая стала объектом национально-государственных интересов. В число субъектов, осуществляющих государственную молодежную политику, включались органы государственной власти, местного самоуправления, общественные объединения, физические и юридические лица и работодатели - организации, деятельность которых направлена на создание условий в сфере образования и воспитания молодежи.

Принятие Концепции означало появление нового подхода к нормативно-правовому обеспечению молодежной политики. Одновременно продолжилась практика создания федеральных целевых программ по отдельным ее направлениям. Примером может послужить программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и ее последующие продолжения [1].

Безусловно, важным решением правительства в этот период стало решение об оказании помощи и поддержки по приобретению и строительству жилья молодым семьям. Федеральная целевая программа «Жилище» (2001) содержала в своей структуре подпрограмму -«Обеспечение жильем молодых семей» [3]. Однако создание системы государственной поддержки молодой семьи в решении жилищной проблемы столкнулось с особенностями

социально-экономической ситуации в стране, состоящими в существенной разнице между доходами населения и ценами на жилье, что не позволило осуществить задуманное.

Заметное внимание было обращено на развитие физкультуры и спорта, которое нашло отражение в «Концепции развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 года», принятой в 2002 г. Это направление получило свое последующее развитие в 2006 г. принятием Федеральной целевой программы по развитию физкультуры и спорта в РФ [4].

Опытом создания масштабного документа государственной молодежной политики стала «Доктрина государственной молодежной политики Российской Федерации» [7]. Проект был направлен на усиление эффективности государственной молодежной политики, придание ей нового смыслового содержания. Молодежь представлялась необходимым человеческим потенциалом, необходимым современному государству.

Логическим продолжением проектного подхода стала разработка и принятие в 2006 г. распоряжения правительства «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», соединяющего анализ молодежной политики и опыт реализации программ в новый комплексный документ. Новыми аспектами Стратегии можно считать определение целостной взаимосвязи между молодежной политикой и перспективами развития российского общества. Молодым людям было предложено проявлять максимальную самостоятельность в своем творческом развитии. Впервые было заявлено о взаимодействии государства со структурами гражданского общества, о привлечении дополнительного финансирования, грантов [15].

Кроме разнообразных концепций, появляющихся с 2000 г., следует обратить внимание на национальные проекты, осуществляемые государством. Проекты «Образование», «Здравоохранение» и «Жилье» в значительной степени включали в себя вопросы молодежной политики.

Для реализации молодежной политики 2005 г. стал особо значимым - с этого года началось развитие молодежных форумов. Моло-

дежный форум «Селигер» первоначально был проведен движением «Наши», а затем к организации подключилось Федеральное агентство по делам молодежи, и в 2009 г. форум становится открытой площадкой для всей молодежи страны. Формат тематических смен, встреч с политиками и общественными деятелями стал новым словом в реализации молодежной политики. Это свидетельство стремления государства в своей молодежной политике найти и использовать новые пути развития. Это попытки найти альтернативу бюджетной молодежной политике предыдущего периода, которая сводилась к тому, что ответственные органы отчитывались количеством проведенных мероприятий и дотационных путевок. Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер» в 2015 г. было решено трансформировать и расширить. На смену одному лагерю придет множество рабочих площадок, среди которых «Территория смыслов» во Владимирской области и «Таврида» в Крыму [14].

Важной вехой в эволюции молодежной политики стало утверждение Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [10]. Девятый раздел Концепции посвящен молодежной политике и имеет одноименное название. В документе более полно сформулирована цель социально-экономического аспекта государственной молодежной политики, которая заключается в создании с помощью современного финансового и экономического инструментария «условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитии потенциала молодежи и его использовании в интересах инновационного развития страны» [10].

Начиная с 2008 г., государство начинает уделять внимание и вопросам кадрового обеспечения молодежной политики. В результате была принята Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики Российской Федерации [6]. Концепция определяла пути решения проблемы по подготовке кадров, поскольку кадровый ресурс для проведения задуманных преобразований явно недостаточен.

Продолжением курса государства на воспитание патриотических чувств молодежи можно считать программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы», которая нацелена на обеспечение роста патриотизма, особенно среди молодежи, с целью ее включения в жизнь общества и государства, а также преодоления экстремистских тенденций в этой социальной группе [11].

Наконец, своим постановлением от 29 но-

ября 2014 г., Правительство Российской Федерации утвердило «Основы государственной молодежной политики» в РФ до 2025 года - документ, который систематизирует принципы, приоритетные задачи и механизмы, обеспечивающие реализацию государственной молодежной политики. В работе по его созданию было задействовано 5500 представителей профессиональных сообществ и молодежных организаций. Текст законопроекта обсуждался в федеральных университетах и 100 вузах страны [13]. Очевидно, что государство предпринимает попытку создать единый документ, регламентирующий сферу государственной молодежной политики, учитывающий разработки предыдущего периода. Было определено, что приоритеты государственной политики направлены на укрепление воспитательной роли семьи, общества и государства. К положительным изменениям отнесена возросшая активность российской молодежи, которая стала выражать свою позицию по вопросам развития гражданского общества, участвовать в создании общественных благ.

Таким образом, современный этап формирования системы государственной молодежной политики характеризуется пониманием государства и общества в целом актуальных проблем молодежи, оптимизации подходов к реализации молодежной политики. Сформирована система реализации государственной молодежной политики - Министерство образования и науки включает в свою структуру департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи, созданы органы палат Федерального Собрания по решению проблем молодежи (Комитет по социальной политике Совета Федерации, который курирует молодежную политику, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи), региональные и муниципальные органы по работе с молодежью в субъектах Федерации. Образовано Федеральное агентство по делам молодежи, которое проводит деятельность по взаимодействию с молодежными общественными организациями и движениями, организует мероприятия, направленные на воспитание и помощь в самореализации молодежи. Кроме того, деятельность этой организации должна способствовать созданию профессиональных сообществ среди молодежи, которые станут ступенями лестницы карьерного роста молодых граждан [5].

Однако проблемы молодежи, проявившиеся в предыдущие периоды ее формирования и развития, продолжают существовать. Глобальной проблемой в сложившихся условиях

116

вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1(23)

демографического кризиса является низкий уровень здоровья молодежи, безработица среди молодежи продолжает оставаться в числе наиболее острых проблем. Весьма актуальным для молодежи остается жилищный вопрос, характеризующийся неразвитостью рынка найма жилья, который приводит к росту цен и арендной платы, недоступностью ипотеки. Проблемным фактором становится негативное, разрушительное информационное воздействие на молодежь, которое может привести к повышенной агрессивности и социальным конфликтам в обществе.

Проводя молодежную политику, разрабатывая и реализуя федеральные программы, финансируя молодежные проекты, государство осуществляет инвестиции в ближайшее будущее, поскольку без соответствующей целенаправленной работы система молодежной политики будет подменяться «точечными» мероприятиями, не решающими проблемы в целом. Потребность в привлечении новых кадров, которые будут способны дать импульс проводимым изменениям, очевидна для всех участников построения молодежной политики. Молодым людям необходимо дать возможность социального и карьерного роста. Для того чтобы привести поколение во власть, нужны не единичные ротации в структуры власти. Необходима подготовка команд, которые будут осуществлять управление новыми проектами. Задача государства представляется в устранении всех препятствий для роста и продвижения молодых людей, создании условий для самореализации, как личностной, так и профессиональной.

Список литературы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 122. URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/postan_rf/122_l. shtm.

2. О государственной программе «Молодежь России на 2001-2005 годы»: постановление Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 1015 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 172.

3. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы: подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»: постановление Правительства РФ от 17.10.2001 г. № 675 // Собр.

законодательства Рос. Федерации. 2001. № 39, ст. 3770.

4. О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы: постановление Правительства РФ от 11.01.2006 г. № 7. URL: http://base.garant.ru/189071.

5. О Федеральном агентстве по делам молодежи: постановление Правительства РФ от 29.05.2008 г. № 409. URL: http://www.fadm.gov.ru/ about/polojenie.

6. Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации: приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 23.12.2008 г. № 72. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base =LAW;n=98528.

7. Доктрина Государственной молодежной политики Российской Федерации: материалы рабочей группы. URL: http://riz.perm.ru/prpr/doc. doc.

8. Егоров В.В. Молодежная политика современных парламентских партий России // Преподавание истории в школе. 2011. № 7.

9. Йованович Т.Г., Кохташвили Н.И., Маркова О.В. Исторические аспекты становления и развития среднего образования США в конце XIX - начале XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 3-х ч. Тамбов: Грамота, 2015. № 8(58). Ч. 2. С. 89-93.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.consul-tant.ru/online/base/?req=doc;base=law;n=82134.

11. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы. URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

12. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы // Министерство образования Российской Федерации. М., 2002.

13. Работу с молодежью приведут к системному характеру. URL: http://www.fadm.gov.ru/ news/34555/?SPHRASE_ID=76900.

14. Росмолодежь отказалась от форума «Селигер». URL: http://www.interfax.ru/russia/430983.

15. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации // Молодежная политика Москвы: сб. нормативных правов. актов. М., 2008.

ЙОВАНОВИЧ Тамара Георгиевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Волгоград. E-mail: srdjan@live.ru

ЕГОРОВ Владислав Викторович - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Волгоград. E-mail: vlad-negoro2011@yandex.ru

YOVANOVICH, Tamara Georgiyevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines. Volgograd Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Volgograd. E-mail: srdjan@live.ru

EGOROV, Vladislav Viktorovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines. Volgograd Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Volgograd. E-mail: vlad-negoro2011@yandex.ru

УДК 331.108.2:334.735

СОВРЕМЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

С.Н. Матросов, О.Е. Ушкова

Статья посвящена современной кадровой политике, направленной на обеспечение кадровой безопасности в кооперативных организациях Нижегородской области и требующей пересмотра сложившихся стереотипов в подходе к подбору, обучению и закреплению кадров, в том числе и в вопросе конкурентоспособной оплаты труда.

Ключевые слова: потребительская кооперация; кадровая политика; кадровая безопасность; корпоративное обучение; кадровый резерв.

S.N. Matrosov, O.E. Ushkova. MODERN PERSONNEL POLICY IN CONSUMER COOPERATION OF THE NIZHNIY NOVGOROD REGION

The article is devoted to modern personnel policies to ensure personnel safety in each cooperative organizations of Nizhny Novgorod region, and requiring review of the existing stereotypes in the approach to selection, training and retention of personnel, including questions of competitive remuneration package.

Keywords: consumer cooperation; personnel policy; personnel security; corporate training; personnel reserve.

Приоритеты деятельности Нижегородского областного потребительского союза определены Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года, принятой в 2008 г. Центросоюзом Российской Федерации. Согласно этому документу Нижегородская потребительская кооперация должна в первую очередь обеспечивать продуктами и товарами первой необходимости жителей села, организовывать закупки сельхозпродукции в личных подсобных и фермерских хозяйствах, а также перерабатывать сырье и реализовывать продукцию через магазины и точки общепита [1]. В глобальном смысле цель системы - обеспечить селу достойный уровень жизни, максимально соответствующий современному уровню сервиса и ассортимента. Помимо этого, Нижегородский областной потребительский союз является крупным работодателем именно для сельских районов - сейчас в системе потреби-

тельской кооперации работают около 10 тыс. человек [4].

Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют по-новому рассматривать комплекс вопросов по подбору и расстановке кадров, обеспечению кадровой безопасности. Эффективное развитие системы потребительской кооперации в рыночных условиях может быть обеспечено только при реализации целенаправленной кадровой политики [6].

Современная кадровая политика Нижегородской потребительской кооперации, согласно Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года, включает следующие основные направления: сохранение и развитие кадрового потенциала, совершенствование мотивации труда; развитие образовательной деятельности в системе потребительской кооперации;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.