УДК 316.35
Касьянов Валерий Васильевич
доктор исторических наук, доктор социологических наук, профессор, декан факультета журналистики, заведующий кафедрой истории России
факультета истории, социологии и международных отношений, Кубанский государственный университет culture@kubsu. ru
Самыгина Людмила Владимировна
кандидат филологических наук,
доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка, Ростовский государственный медицинский университет [email protected] Чупрынников Сергей Алексеевич
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории, философии и психологии Института фундаментальных наук, Кубанский государственный технологический университет chuprynnikov@mail. ru Valery V. Kasyanov
Doctor of Historical Sciences, Doctor of Sociology, Professor,
Dean of the Faculty of Journalism, Head of the Department
of Russian History, Faculty of History, Sociology and
International Relations, Kuban State University
Lyudmila V. Samygina
Candidate of Philological Sciences,
Associate Professor of the Department of Foreign Languages with a course in Latin,
Rostov State Medical University [email protected] Sergey A. Chuprynnikov
Doctor of Historical Sciences, associate Professor, Professor of the Department of history, philosophy and psychology of the Institute of Fundamental Sciences of Kuban State Technological University chuprynnikov@mail. ru
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
HISTORICAL MEMORY OF MODERN RUSSIAN YOUTH: FEATURES OF FORMATION AND ROLE IN THE SYSTEM OF PATRIOTIC
EDUCATION
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования исторической памяти современной российской молодежи, анализируется роль отечественной истории в воспитании патриотизма и гражданственности в молодежной среде. Авторы отмечают, что в качестве наиболее значимого субъекта формирования и поддержания исторической памяти молодежи выступает государство, которое способно производить целенаправленное конструирование исторической памяти, а также осуществлять контроль за ней.
В ходе изучения учебного материала по истории нашей страны должно происходить осмысление молодыми людьми исторического опыта российского народа, формироваться уважительное отношение к его культуре, складываться гражданская позиция, выбор корректных направлений и способов самореализации в различных областях общественной жизни.
Ключевые слова: молодежь, учащаяся молодежь, молодежная политика, историческая память, исторический дискурс, историческое сознание, историческая правда, общественное сознание, патриотизм, патриотическое воспитание, культурный суверенитет,
гражданственность, идентичность.
Annotation. The article examines the features of the formation of the historical memory of modern Russian youth, analyzes the role of national history in the education of patriotism and citizenship among young people. The authors note that the most significant subject of the formation and maintenance of the historical memory of young people is the state, which is capable of purposefully constructing historical memory, as well as exercising control over it. In the course of studying material on the history of our country, young people should comprehend the historical experience of the Russian people, form a respectful attitude to their culture, develop a civil position, choose the correct directions and ways of self-realization in various areas ofpublic life.
Keywords: youth, students, youth policy, historical memory, historical discourse, historical consciousness, historical truth, public consciousness, patriotism, patriotic education, cultural sovereignty, citizenship, identity.
В условиях глобализационных процессов в современном обществе, характеризующихся ростом мультикультурности значительной части регионов мира, возникает необходимость в существовании прочной основы сохранения и развития национальной и культурной идентичности отдельных народов и социальных общностей. В качестве такой основы призвана выступать историческая память, которая, с точки зрения крупнейшего отечественного исследователя исторической памяти, члена-корреспондента РАН Ж.Т. Тощенко, по сути, представляет собой «выражение процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей» [1, с.5]. Как справедливо отмечают Н.Л. Мысливец и О.А. Романов, историческая память является обязательным условием сохранения и развития
государственного и культурного суверенитета, а также, представляет собой основу формирования устойчивых патриотических ценностей и гражданской идентичности [2, с. 10]. Несмотря на частое употребление в научной и публицистической литературе термина «историческая память», данное понятие не имеет четкого и однозначного определения, что обусловлено сложным и неоднородным характером рассматриваемого явления [3, с.55-56].
Так, Ж.Т. Тощенко рассматривает историческую память как определенным образом сфокусированное сознание, отражающее особую актуальность и значимость информации о прошлом, которая, в то же время, характеризуется тесной взаимосвязью с настоящим и будущим [1, с.5].
В.В. Кулиш, в свою очередь, определяет историческую память как важный компонент в структуре исторического сознания, выступающий в качестве, своего рода, среза измерения общественного сознания.
Основная функция исторической памяти состоит в воспроизводстве общественного сознания новыми поколениями в новых историко-культурных условиях: историческая память содержит важные для общества традиции, позволяющие обеспечивать преемственность поколений и преобразование общества. В качестве субъектов исторической памяти выступают как отдельные личности, так и социальные общности, и общество, в целом [4, с.231].
Историческая память молодежи как особой социально-демографической группы обладает своей спецификой, обусловленной ее возрастными, психологическими и другими характеристиками. Здесь целесообразно обратиться к результатам социологических опросов представителей отечественной молодежи, отражающих особенности ее исторической памяти.
Результаты опросов молодых людей, относящихся к категории учащейся молодежи, свидетельствуют о наличии определенных пробелов в их исторической памяти: она, как показывают опросы старшеклассников, характеризуется «хронологической и содержательной неразборчивостью», а также, «неустойчивостью и фрагментарностью» в том, что касается соотношения российского и всеобщего исторического материала.
Эмпирические данные, полученные И.В. Кутыковой и О.В. Халлисте, показывают, что «наименее хранимыми исторической памятью» молодых людей являются деятели прошлого, имеющие достижения в области культуры, а также - персоналии знаменитых путешественников и первооткрывателей [5, с.163].
Материалы конкретных социологических исследований, проведенных специалистами, представляющими Институт социологии РАН, свидетельствуют о наличии определенных противоречий в историческом сознании и исторической памяти молодежи: так, с одной стороны, значительная часть молодых людей, в той или иной степени, интересуются историей своей страны, и лишь ее очень небольшая часть (6%) не интересуется ею вовсе. В то же время, с другой стороны, интерес абсолютного большинства представителей российской учащейся молодежи к
отечественной истории и ее ключевым событиям носит, преимущественно, «поверхностный, несистемный характер». В сознании молодых людей в значительной степени отражаются взгляды и представления их родителей, т.е., представителей, так называемого, старшего поколения, среди которых доля лиц, увлеченных историей, также является не очень большой (14,8%) [6, с.66-67].
Если говорить об исторической памяти различных групп населения российского общества, в целом, то она также выглядит достаточно фрагментированной: у значительной части россиян, как показывают опросы, отсутствует системное понимание не только давних событий, относящихся к отечественной истории, но и событий относительно недавнего прошлого, например, периода 1990-х годов. Знания многих людей в области истории являются крайне обрывочными, имеют свое происхождение из различных источников и зачастую являются некорректными. Так, многие респонденты, к примеру, смогли назвать некоторые ключевые события отечественной истории, но затруднились с указанием их дат. Несмотря на то, что все, так или иначе, изучают историю в школах и других учебных заведениях, понимание и память об изученных периодах истории России, к примеру, могут существенно отличаться в сознании представителей различных групп и слоев.
Многие события и персоналии вообще, как отмечает П.В. Фадеев, опираясь на результаты общероссийских социологических опросов, перемешаны в сознании россиян или благополучно забыты ими. Интересно, что данный феномен является актуальным не только для событий древней или средневековой истории, о которых большинство людей узнают из соответствующих учебников, но и для новейшей истории, и даже периодов, которые были «лично пережиты» респондентами. Так, некоторые из них, в частности, наделяют образ 1990-х годов событиями советского времени. Рассматриваемые парадоксы и противоречия исторического сознания и исторической памяти россиян, объясняются, с точки зрения П.В. Фадеева, недостаточно высоким уровнем преподавания исторических дисциплин в средних и высших учебных заведениях, так и недостаточным интересом в обществе в целом к истории России [7, с.47-48].
Здесь необходимо выделить основные источники получения информации о событиях отечественной истории, формирующие историческую память представителей современной российской молодежи. Если опираться на результаты эмпирических исследований Института социологии РАН, то в качестве основных источников информации об отечественной истории выступают учебные пособия и занятия по истории (именно их выделяют в качестве соответствующих источников подавляющее большинство респондентов - 80,6%), ресурсы сети Интернет, в том числе, социальные сети (52%), а также кинематограф [6, с.68-69]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что школа и другие учебные заведения продолжают оставаться наиболее важным для молодых людей источником информации, что говорит о высокой значимости уровня и качества
преподавания соответствующих исторических дисциплин в различных образовательных организациях.
Как справедливо отмечает В.А. Шнирельман, в качестве источников исторической памяти в современном обществе (данный автор также использует понятие «инструменты памяти»), выступают данные, полученные из «средств массовой информации, художественной и научно-популярной литературы, кинофильмов», а также, преимущественно, из «школьных учебников». Также, большое значение имеют, отмечаемые ежегодно, праздники и юбилеи различных государственных деятелей и других крупных исторических фигур прошлого (так, отмечаемое в 2022 г. 250-летие со дня рождения императора Петра I, было ознаменовано проведением ряда мероприятий, посвященных деятельности данного правителя, что способствовало росту интересу молодежи, как к самому императору, так и к проведенным им реформам).
Одна из особенностей формирования исторической памяти современной молодежи связана с вытеснением печатных образов прошлого виртуальными: речь идет о большой значимости Интернета как важнейшего источника исторической информации. В целом, как подчеркивает В.А. Шнирельман, образ прошлого в настоящее время складывается на основе самых различных источников, формируюсь не только посредством исторических текстов [8, с.15-16].
Историческая память, с точки зрения В. А. Шнирельмана, характеризуется высокой динамикой и межпоколенческими различиями, что обусловлено неодинаковым восприятием представителями различных поколений одних и тех же исторических событий [8, с.20]. Это восприятие, в свою очередь, находится в зависимости от, так называемого, социально-политического контекста, в рамках которого происходит формирование исторической памяти, а также, преобладающего на данном этапе общественного развития, исторического дискурса или «исторического мифа». Рассматриваемый дискурс оказывает влияние даже на школьное образование, в частности, воздействует на характер преподавании здесь отечественной истории, выбор наиболее значимых тем для проведения соответствующих занятий. Так, социологические исследования, проведенные на рубеже столетий, в конце 1990 - начале 2000-х годов, показали, что представители старшего поколения, получившие образование в советский период, например, имели более глубокие знания о событиях Великой Отечественной войны, чем школьники 1990-х годов. Однако в настоящее время вследствие того, что Великая Отечественная война в течение последних лет находилась в центре исторического дискурса, что сопровождается проведением многочисленных торжественных и иных мероприятий, посвященных войне, съемками большого количества фильмов и сериалов на военную тематику, вниманием политической элиты страны к теме войны и победы, происходит рост осведомленности молодых людей о войне, ее основных этапах и персоналиях и т.д.
Социологические исследования показывают, что именно победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. над нацистской Германией, а также, восстановление страны из разрухи после окончания войны вызывает наибольшую гордость у представителей современной российской молодежи. Молодые люди, а также, представители других возрастных групп гордятся первым успешным полетом в космос Ю. Гагарина в 1961 г., достижениями науки и техники в, так называемый, брежневский период отечественной истории, но совершенно не гордятся, к примеру, гласностью и перестройкой: данные события вообще, как указывают М.К. Горшков и Ф.Э Шереги, фактически «игнорируются общественным мнением». Как отмечают данные исследователи, историческая память россиян хранит, прежде всего, духовные и научные достижения страны, т.е., те явления, которые носят созидательный характер [9, с.96-97]: данная особенность исторической памяти, в целом, соответствует господствующему в настоящее время историческому дискурсу и государственной информационной политике, в рамках которой, акцент делается, в первую очередь, на достижения и успехи, имевшие место в историческом прошлом, в то время как провалы и неудачи, а также преступления, совершенные историческими деятелями прошлого, зачастую, просто игнорируются. Так, события перестройки и, в целом, политика М.С. Горбачева и проведенные им преобразования рассматриваются в настоящее время, преимущественно, негативно, что отражается на массовых представлениях о данном периоде.
В последние годы, как отмечает В.А. Шнирельман, российское государство проявляет заинтересованность в «маргинализации некоторых чувствительных исторических событий», что, по мнению данного исследователя, обусловлено стремлением политических элит к консолидации общества, построению устойчивой национальной, общегражданской идентичности населения различных регионов страны [8, с.21]. Так, например, в современных учебниках по истории практически не упоминаются факты депортации народов СССР в годы Великой Отечественной войны, в то время как, события этой насильственной депортации сохраняются в исторической памяти народов Кавказа, крымских татар и т.д. (в ряде северо-кавказских республик, к примеру, есть мемориалы, посвященные жертвам депортации, проведенной сталинским режимом, проводятся Дни скорби и т.д.).
Следует учитывать на то, что в такой большой стране, как Россия существует как общенациональная, так и региональная, а также локальная историческая память с присущими им специфическими характеристиками, а в качестве субъектов конструирования и поддержания исторической памяти могут выступать как федеральный центр, так и отдельные субъекты федерации, в первую очередь, республики со своими праздниками, памятными датами и т.д. Также в рамках государственной политики, направленной на конструирование и поддержание исторической памяти, следует акцентировать внимание не только на событиях позитивного характера, успехах и достижениях государственных деятелей прошлого и страны в целом, но и на негативном контексте, допущенных просчетах,
неудачах в сферах внутренней и внешней политики, что позволяет учиться на ошибках прошлого, извлекать определенные уроки из истории.
Из вышеизложенного следует, что в качестве наиболее значимого субъекта формирования и поддержания исторической памяти молодежи выступает государство, которое способно производить целенаправленное конструирование исторической памяти, а также - осуществлять контроль за ней. Именно в руках государства находятся как учебные заведения различных уровней, так и музеи, библиотеки, государственная символика и т.д.; наряду с этим, существуют и, финансируемые государством, средства массовой информации, а также - государственные праздники.
Государство, как указывает В. А. Шнирельман, способно оказывать разнонаправленное воздействие на историческую память, используя с этой целью систему всеобщего образования с обязательным преподаванием исторических дисциплин и соответствующие образовательные стандарты, утверждая государственные праздники и финансируя их проведение и т.д. Существуют, так называемые, «узлы памяти» или ключевые исторические события, которым придается особый смысл и значение: именно государство играет господствующую роль в их определении [8, с.25]. Впоследствии, государство закрепляет данные ключевые события прошлого в исторической памяти посредством включения их в учебники истории, активного освещения средствами массовой информации, визуальной пропаганды и кинопродукции (примером могут служить новые государственные праздники: День России и День народного единства, и, приуроченные к ним, события отечественной истории). Государство, в конечном итоге, определяет конкретный перечень знаковых событий прошлого и выдающихся исторических деятелей.
В настоящее время государственная политика в области конструирования исторической памяти молодежи призвана способствовать формированию патриотизма, гражданственности в молодежной среде: именно «воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации» выступает, в соответствии со ст.6 Федерального закона «О молодежной политике в РФ», в качестве одного из основных направлений реализации соответствующей политики [10].
Мы солидарны с позицией С.Э. Гизоева и Ф.Х. Киргуевой, в соответствии с которой, уровень патриотизма в обществе, в целом, и молодежной среде, в частности, зависит от усилий со стороны государства, в задачу которого входит, в частности, разработка и внедрение на практике конкретных планов и методов воспитания молодежи в учебных заведениях различных уровней [11, с.276]. Необходимо отметить, что политика современного российского государства в области воспитания в настоящее время носит целостный, системный характер, что находит отражение в текстах соответствующих нормативно-правовых актов, программных документов. Так, Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает в качестве одного из основных принципов государственной
политики и правового регулирования отношений в сфере образования «воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры» и т.д. [12].
Основополагающую роль в процессе патриотического воспитания молодежи призвана играть деятельность, связанная с формированием исторической памяти, и включающая изучение молодыми людьми отечественной истории в различных учебных заведениях. В ходе изучения исторического материала по истории нашей страны должно происходить осмысление молодыми людьми исторического опыта российского народа, формироваться уважительное отношение к его культуре, складываться гражданская позиция, выбор корректных направлений и способов самореализации в различных областях общественной жизни.
Что касается конкретного содержания патриотического воспитания детей и молодежи в процессе изучения истории Отечества, то оно, с точки зрения Т.В. Левкиной, предусматривает, в первую очередь, формирование «чувства сопричастности» с ценностями российской истории и культуры [13, с. 10]. В соответствии с утвержденной решением коллегии Министерства просвещения РФ от 23 октября 2020 г. «Концепцией преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации», данная дисциплина направлена на формирование у молодого поколения гражданской общероссийской идентичности, уважения к историческому опыту страны, «пути, пройденному предшествующими поколениями», а также, к историческому наследию страны и ее духовным традициям [14].
Наряду с этим, изучение истории России призвано способствовать обеспечению защиты исторической правды (отметим, что в соответствии с Конституцией РФ защита исторической правды является одной из важнейших обязанностей российского государства), формированию в сознании представителей молодежи чувства сопричастности к судьбе страны [15, с. 4]. Соответственно, к числу основных задач преподавания истории, помимо овладения учающимися набором исторических знаний, рассматриваемая Концепция относит воспитание детей и молодежи в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в качестве которого выступает многонациональное Российское государство. Рассматриваемые задачи могут быть достигнуты посредством синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов отечественной и мировой истории. Наряду с этим, курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства с историей населяющих его народов, историю регионов и локальную историю: такой подход призван способствовать осознанию представителями учащейся молодежи своей идентичности в широком спектре, прежде всего, как граждан России, а, в связи с этим - жителей своего края, города, представителей определённой этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Литература
1) Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4.
2) Мысливец Н.Л., Романов О.А. Историческая память как социокультурный феномен: опыт социологической реконструкции // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2018. № 1.
3) Касьянов В.В., Чупрынников С.А. Историческая память, социальная память: диалектика взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. № 4.
4) Кулиш В.В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 7 (83).
5) Кутыкова И.В., Халлисте О.В. Историческая память современных школьников России и Эстонии: социологический анализ // Вестник СПбГУ. 2015. Сер. 12. Вып. 3.
6) Подлесная М.А., Соловьёва Г.В., Ильина И.В. Историческая память: школьники и студенты об истории России // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. №2.
7) Фадеев П.В. Историческая память россиян в социологических опросах: основания, реальность, проблемы // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. №2.
8) Шнирельман В. А. Социальная память - вопросы теории // Историческая память и российская идентичность / под. ред. В.А. Тишкова, Е.А. Пивневой. М.: РАН, 2018.
9) Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь в России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: [монография]. М.: ФНИСЦ РАН, 2020.
10) Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Режим доступа: www. zakonrf.info (дата обращения 25.07.2022).
11) Гизоев С.Э., Киргуева Ф.Х. Роль истории в воспитании гражданственности и патриотизма молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72).
12) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.zakonrf.info (дата обращения 26.07.2022).
13) Левкина Т.В. Патриотическое воспитание подростков в процессе изучения отечественной истории в общеобразовательной школе: автореферат диссертации кандидата педагогических наук, М., 2009.
14) Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от
23 октября 2020 г. № ПК-1вн [Электронный ресурс]: Режим доступа: instrao.ru (дата обращения 27.07.2022).
15) Касьянов В.В. Историческая правда как ресурс национальной безопасности // Причерноморье в контексте российской цивилизации: история, политика, культура: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. А.В. Баранов, В.В. Касьянов. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2019.
Literature
1) Toshchenko J.T. Historical consciousness and historical memory. Analysis of the current state // New and recent history. 2000. № 4.
2) Myslivets N.L., Romanov O.A. Historical memory as a socio-cultural phenomenon: the experience of sociological reconstruction // Bulletin of the RUDN. The series "Sociology". 2018. № 1.
3) Kasyanov V.V., Chuprynnikov S.A. Historical memory, social memory: dialectics of interaction // Bulletin of the Adygea State University. Series 1: Regional Studies: philosophy, history, Sociology, law, political science, cultural studies. 2020. № 4.
4) Kulish V.V. Social dimension of the functioning of the historical memory of youth // Scientific notes of the Russian State Social University. 2010. № 7 (83).
5) Kutykova I.V., Halliste O.V. Historical memory of modem schoolchildren of Russia and Estonia: a sociological analysis // Bulletin of St. Petersburg State University. 2015. Ser. 12. Issue 3.
6) Podlesnaya M.A., Solovyova G.V., Ilyina I.V. Historical memory: schoolchildren and students about the history of Russia // Bulletin of the Institute of Sociology. 2021. Vol. 12. No. 2.
7) Fadeev P.V. Historical memory of Russians in opinion polls: grounds, reality, problems // Bulletin of the Institute of Sociology. 2021. Vol. 12. No. 2.
8) Shnirelman V.A. Social memory - questions of theory // Historical Memory and Russian identity / edited by V.A. Tishkov, E.A. Pivneva, M.: RAS, 2018.
9) Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Youth in Russia in the mirror of Sociology. To the results of long-tenn research: [monograph]. M.: FNISCS RAS, 2020.
10) Federal Law No. 489-FZ of30.12.2020 "On Youth Policy in the Russian Federation" [Electronic resource]: Access mode: www.zakonrf.info (accessed 25.07.2022).
11) Gizoev S.E., Kirgueva F.H. The role of history in the education of citizenship and patriotism of youth // World of science, culture, education. 2018. № 5 (72).
12) Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (ed. of 11.06.2022) "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource]: Access mode: www.zakonrf.info (accessed26.07.2022).
13) Levkina T.V. Patriotic education of adolescents in the process of studying national history in a secondary school: abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences, Moscow, 2009.
14) The concept of teaching the course "History of Russia" in educational organizations of the Russian Federation implementing basic general education programs. Approved by the Decision of the Board of the Ministry of Education of the Russian Federation Protocol No. PK-lvn dated October 23, 2020 [Electronic resource]: Access mode: instrao.ru (accessed 27.07.2022).
15) Kasyanov V.V. Historical truth as a national security resource // The Black Sea region in the context of Russian civilization: history, politics, culture: materials of the International Scientific and Practical Conference / ed. A.V. Baranov, V.V. Kasyanov. Krasnodar: Kuban State University, 2019.