Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ И ОПЫТ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИЛАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

СОСТОЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ И ОПЫТ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИЛАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
279
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орлова Елена Александровна

В ходе реализации культурно-просветительских проектов сотрудники некоммерческой организации (НКО) «Национальная ассоциация деятелей образования, науки, культуры и искусства «НИКА» отметили снижение информированности молодежи об истории России и нарушения формирования структуры исторической памяти. Анализ исследований за последние пять лет показал, что интерес ученых к изучению процессов формирования исторической памяти молодежи исчез, при этом проблема ее формирования стоит сегодня остро как никогда. В связи с этим возникла необходимость изучения состояния исторической памяти молодежи столицы с целью поиска наиболее эффективных методов и каналов ее формирования. В работе представлен анализ некоторых результатов исследования общественного мнения, посвященного изучению элементов исторической памяти, источников получения информации о Великой Отечественной войне. Рассмотрен опыт внедрения комплексного культурно-образовательного проекта силами некоммерческой организации, направленного на возрождение и активизацию патриотического воспитания молодежи, формирование и укрепление исторической памяти и культурных ценностей. Выявлены наиболее оптимальные каналы воздействия и формирования исторической памяти молодежи (мероприятия, включающие визуализацию истории через живописные полотна, встречи с художниками, поэтами, ветеранами и военнослужащими). Результаты исследования, а также опыт реализации проектов НКО «Ассоциация «НИКА» могут стать основой для формирования программ патриотического воспитания в работе НКО, в школах и вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Орлова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF THE HISTORICAL MEMORY OF YOUTH AND THE EXPERIENCE OF ITS FORMATION BY NON-PROFIT ORGANIZATIONS

During the implementation of cultural and educational projects, employees of the non-profit organization (NGO) "National Association of Education, Science, Culture and Art "NIKA" noted a decrease in the awareness of young people about the history of Russia and violations of the formation of the structure of historical memory. An analysis of research over the past five years has shown that the interest of scientists in studying the processes of formation of the historical memory of young people has disappeared, while the problem of its formation is more acute today than ever. In this regard, it became necessary to study the state of the historical memory of the youth of the capital in order to find the most effective methods and channels for its formation. The paper presents an analysis of some results of public opinion research devoted to the study of elements of historical memory, sources of information about the Great Patriotic War, the most effective forms of information perception by young people for the formation and fixation of historical memory. The experience of implementing a comprehensive cultural and educational project by a non-profit organization aimed at reviving and activating patriotic education of young people, the formation and strengthening of historical memory and cultural values is considered. As a result of the research, the most optimal channels of influence and formation of the historical memory of young people have been identified, which can be used in the activities of a creative NGO for patriotic education (events including visualization of history through paintings, meetings with artists, poets, veterans and military personnel). The results obtained in the course of the study, as well as the experience of implementing projects of the NGO "Association "NIKA" can become the basis for the formation of patriotic education programs in the work of NGOs, in schools and universities.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ И ОПЫТ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИЛАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 316.621

DOI 10.52575/2712-7451-2022-41-2-277-288

Состояние исторической памяти молодежи и опыт ее формирования силами некоммерческих организаций

Орлова Е.А.

Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, Россия, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16-18; Финансовый университет при Правительстве РФ, Россия, 125993, г. Москва, Ленинградский проспект, 49; Национальная ассоциация деятелей образования, науки, культуры и искусства «НИКА», Россия, 143005, Московская область, г. Одинцово, ул. Говорова, д. 36 Е-mail: pr-orlova@list.ru

Аннотация. В ходе реализации культурно-просветительских проектов сотрудники некоммерческой организации (НКО) «Национальная ассоциация деятелей образования, науки, культуры и искусства «НИКА» отметили снижение информированности молодежи об истории России и нарушения формирования структуры исторической памяти. Анализ исследований за последние пять лет показал, что интерес ученых к изучению процессов формирования исторической памяти молодежи исчез, при этом проблема ее формирования стоит сегодня остро как никогда. В связи с этим возникла необходимость изучения состояния исторической памяти молодежи столицы с целью поиска наиболее эффективных методов и каналов ее формирования. В работе представлен анализ некоторых результатов исследования общественного мнения, посвященного изучению элементов исторической памяти, источников получения информации о Великой Отечественной войне. Рассмотрен опыт внедрения комплексного культурно-образовательного проекта силами некоммерческой организации, направленного на возрождение и активизацию патриотического воспитания молодежи, формирование и укрепление исторической памяти и культурных ценностей. Выявлены наиболее оптимальные каналы воздействия и формирования исторической памяти молодежи (мероприятия, включающие визуализацию истории через живописные полотна, встречи с художниками, поэтами, ветеранами и военнослужащими). Результаты исследования, а также опыт реализации проектов НКО «Ассоциация «НИКА» могут стать основой для формирования программ патриотического воспитания в работе НКО, в школах и вузах.

Ключевые слова: некоммерческая организация, патриотическое воспитание, искусство, культура, историческая память, духовные ценности, Великая Отечественная война

Для цитирования: Орлова Е.А. 2022. Состояние исторической памяти молодежи и опыт ее формирования силами некоммерческих организаций. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(2): 277-288. БСГ 10.52575/2712-7451-2022-41-2-277-288

The State of the Historical Memory of Youth and the Experience of Its Formation by Non-profit Organizations

Elena A. Orlova

Moscow Pedagogical State University 16-18 Verkhnyaya Radishchevskaya St, Moscow 109240, Russia; Financial University Under the Government Russian Federation 49 Leningradsky Prospekt, Moscow 125993, Russia; National Association of Education, Science, Culture and Art "NIKA" 36 Govorova St, Odintsovo, Moscow region 36143005, Russia E-mail: pr-orlova@list.ru

Abstract. During the implementation of cultural and educational projects, employees of the non-profit organization (NGO) "National Association of Education, Science, Culture and Art "NIKA" noted a decrease in

the awareness of young people about the history of Russia and violations of the formation of the structure of historical memory. An analysis of research over the past five years has shown that the interest of scientists in studying the processes of formation of the historical memory of young people has disappeared, while the problem of its formation is more acute today than ever. In this regard, it became necessary to study the state of the historical memory of the youth of the capital in order to find the most effective methods and channels for its formation. The paper presents an analysis of some results of public opinion research devoted to the study of elements of historical memory, sources of information about the Great Patriotic War, the most effective forms of information perception by young people for the formation and fixation of historical memory. The experience of implementing a comprehensive cultural and educational project by a non-profit organization aimed at reviving and activating patriotic education of young people, the formation and strengthening of historical memory and cultural values is considered. As a result of the research, the most optimal channels of influence and formation of the historical memory of young people have been identified, which can be used in the activities of a creative NGO for patriotic education (events including visualization of history through paintings, meetings with artists, poets, veterans and military personnel). The results obtained in the course of the study, as well as the experience of implementing projects of the NGO "Association "NIKA" can become the basis for the formation of patriotic education programs in the work of NGOs, in schools and universities.

Keywords: non-profit organization, patriotic education, art, culture, historical memory, spiritual values, the World War II

For citation: Orlova E.A. 2022. The State of the Historical Memory of Youth and the Experience of Its Formation by Non-profit Organizations. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41(2): 277-288 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-277-288

Введение

Современное общество, стремящееся успеть за техническим прогрессом, подвержено не только психологическим стрессам и, как следствие, изменениям моделей поведения, восприятия действительности, но и разрушению исторической памяти, постепенному вымыванию духовных ценностей. Экономические и политические изменения в России происходят быстро и часто скачкообразно, что также приводит к дезориентации граждан, потере опоры. Все эти тенденции нивелируют воспитательную функцию российской культуры и образования, отсюда и замедление, а часто и торможение формирования патриотизма среди всех слоев населения. Переключение внимания молодежи на мелкие проблемы, на незначительные, порой противоестественные, якобы культурные феномены, замещение истинных нравственных ценностей искусственно созданными - все это приводит буквально к размыванию работы по патриотическому воспитанию молодежи. С каждым днем все ярче проявляется заметная утрата российским обществом традиционно российского патриотического сознания.

Постоянное переписывание истории и выхолащивание информации из учебников, введение системы ЕГЭ, ориентированного на отработку механического заполнения теста вместо осмысления и понимания сущности исторических событий, вызвали значительное падение уровня знаний школьников и, как следствие, отсутствие знаний по истории России.

Государство прикладывает немалые усилия для патриотического воспитания российской молодежи. Так, в реализуемом на сегодняшний день под эгидой Минпросвеще-ния федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» ставится цель «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путем вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания» 1 [Паспорт федерального...,

1 Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». 2021. URL: http://www.lms.eduportal44.ru/NewKoiro/obrazov det/SiteAssets/ SitePages/Vospitatelnay %20rabota^n%20 Патриотическое%20воспитание%20граждан проект.pdf (дата обращения: 28.04.2022)

2021]. При подробном анализе программы видно, что основной упор сделан на государственные структуры и большая роль отводится школам, вузам, РДШ. При этом очень низка вовлеченность в процесс некоммерческих организаций (НКО), особенно культуро-ориентированных.

Обзор литературы

Большинство публикаций, направленных на раскрытие темы патриотизма, демонстрируют либо очень узкий подход, либо теоретизирование по теме, либо отчеты НКО о проделанной работе по военно-патриотическому и спортивно патриотическому воспитанию, в том числе младших школьников. Так же вызывает беспокойство отсутствие научного подхода к проблеме и анализа мнения молодых людей, их собственной оценки состояния исторической памяти общества и уровня патриотизма. Чаще всего предполагается, что молодых надо воспитывать, а мнение спрашивать у взрослых [Лютов, 2017; Ко-стрина, 2018; Гатиятов, 2019; Полежаев, 2019; Касьянов, Чупрынников, 2020; Тюкина Л.А., 2020; Артамонов, 2021; Столбова, Цилицкий, 2021; Гринев, 2022].

А. И. Леопа, как многие исследователи, до 2014 года определяет историческую память как неотъемлемый элемент самопознания каждого из народов нашей и других стран, как часть народной души: «...в ней - выношенные в веках идеалы будущего. Интерес к истории всегда отражает потребность человека проникнуть в смысл бытия, и только такой путь ведет к человеку духовному» [Леопа, 2011, с. 26]. Ученый обращает внимание на то, «что историческую память нельзя понять и представить вне эмоциональной сферы жизнедеятельности человека» [Леопа, 2011, с. 58].

На основе результатов социологического исследования В.Э. Бойков делает вывод: «...Историческая память, являясь интеллектуальным и эмоциональным отражением событий минувших веков, обращена к опыту текущей жизни и будущему народа, страны и государства. Именно поэтому в совокупности представлений, оценок, настроений и других форм проявления общественной психики, связанных с восприятием отечественной и мировой истории, наблюдается широкое многообразие суждений. Это выражается, в частности, в особенностях понимания исторического прошлого и настоящего представителями разных возрастных групп» [Бойков, 2001, С. 45].

Отрадно, что в 2020-2022 стал возрождаться научный интерес к проблеме исторической памяти, но опять же она рассматривается в большинстве случаев в тесной связи с Великой Отечественной войной, не затрагивая иные исторический события.

Результаты междисциплинарного взгляда на историческую память и идентичность отражены в сборнике «Историческая память и российская идентичность» под ред. В.А. Тишкова и Е.А. Пивневой [Историческая память..., 2018] по итогам глобального исследования историко-филологических наук РАН. В статьях, вошедших в итоговый сборник участников программы, раскрываются механизмы и историческое развитие становления национальной идентичности у различных народов на разных исторических этапах. Однако больше внимания здесь все-таки уделено идентичности на различных этапах истории, нежели исторической памяти.

Волянский Н.П. в статье «Культурная память и историческая память: критический анализ» [2020, с. 26] выдвигает тезис о том, что культурная память является объективным механизмом функционирования и воспроизводства общественного целого и содержания концепта «историческая память». При этом автор публикации заявляет, что историческая память не имеет ничего общего с научным понятием, способным выражать глубинные свойства и характеристики объективных процессов. С его точки зрения, историческая память идеологизирована, выборочна, не объективна.

Как видим, в отношении концептов «историческая память» и «патриотизм» не сформировано единого мнения в научной среде, уделяется недостаточно внимания их изучению,

особенно в молодежной среде, несмотря на то, что сегодня государство направляет серьезные усилия именно на эту сторону воспитания детей, школьников и студентов.

Все эти тенденции свидетельствуют о том, что проблема изучения и коррекции формирования исторической памяти российской молодежи в свете стратегического изменения социальных настроений общественности стоит остро и как никогда актуальна.

Среди зарубежных ученых разных стран уделяется изучению исторической памяти и патриотизма несколько больше внимания и можно выделить фундаментальные работы.

Джефри Бараш [Barash, 2020] связывает историческую память с коллективной, при этом он пишет о том, что два вида памяти существенно изменились с появлением новых технологий массовой коммуникации. Например, он обращает внимание на то, что технологии способны вносить изменения в фото- и видеоматериалы, из-за чего историческая память подвергается фальсификации, делает историю непрозрачной, что в свою очередь влияет и на развитие патриотизма у населения разных стран.

Австрийские и иные ученые трактуют историческую память через идентичность различных уровней. По их мнению, многие искусственные и неэффективные попытки построить национальную идентичность противостоят региональной идентичности в Австрии, которая основана на исторической памяти и имеет глубокие корни. Вольфрам Кайзер показывает трудную адаптацию Австрии к ЕС и значительны проблемы построения новой «европейской идентичности», лишенной исторической памяти и патриотизма [Bischof, Pelinka, 2017]. Аналогично трактуют понятие исторической памяти греческие ученые, но в данном случае он разделяю историческую память на реальную и воображаемую [Koulouri, 2022]. Сочетая классическую теорию с инновационными тематическими исследованиями, М. Ротберг рассматривает различные постколониальные «политики памяти», выделяя диаспорическую, травматическую и «разнонаправленную» память [Rotberg, 2009, P.112]. Многие авторы сборника «Cultural Memory: Reconfiguring History and Identity in the Postcolonial Pacific» обращаются к культурной и кросскультурной памяти, не отделяя ее от исторической [Mageo, 2001].

Маркус Шультце-Крафт [Schultze-Kraft, 2022] рассматривает взаимосвязь между мирным образованием, исторической памятью и повесткой дня поддержания мира через историческую память. Включение акцента на историческую память, не упуская из виду ее собственные подводные камни, в образование в области мира может помочь учащимся и преподавателям вплотную заняться достижением позитивных, поддерживающих мир изменений как на микро- (индивидуальном), так и на макро- (социальном и институциональном) уровнях.

Обзор отечественных и зарубежных источников показывает, что историческая память и патриотизм рассматриваются односторонне и оторвано от практики.

Таким образом, мы определили цель исследования - определение состояния исторической памяти молодежи города Москвы и выявление возможностей и роли некоммерческих организаций в воспитании патриотизма у школьников и студентов. Основные задачи исследования: анализ состояния исторической памяти студентов и школьников, поиск путей формирования и укрепления исторической памяти, патриотического воспитания молодежи, сохранения истории ВОВ, анализ опыта НКО по внедрению проектного подхода в сфере искусства и культуры для усиления патриотического воспитания и формирования исторической памяти у молодых людей, по сохранению истории ВОВ, поиск новых коммуникационных каналов с целевыми аудиториями проектов.

Материалы и методы исследования

В основу работы легли собственные исследования автора и анализ практического опыта реализации проектов, направленных на патриотическое воспитание и формирование исторической памяти детей, молодежи и взрослого населения Москвы, Московской, Калужской областей, сохранение истории Великой Отечественной войны. Были использо-

ваны следующие эмпирические методы исследования: вторичный анализ данных социологических исследований, анализ статистических данных. Метод сбора социологической информации: анкетирование, контент-анализ. Их применение обосновано поставленными в работе задачами.

Результаты исследования

В понятие «историческая память» мы вкладываем комплекс составляющих: события истории, образы исторических личностей, политиков и военных, патриотов, граждан нашей страны, героев мирного и военного времени, чья деятельность оказала влияние на ход истории.

В опросе, проведенном студентами МПГУ в ходе Медиадня в сентябре 2021 года на улицах Москвы, четко прослеживается отсутствие у детей и подростков знаний об истории и героях отечества. Так, на вопрос, кого из героев они могут назвать, дети и подростки в 90 % случаев называли человека-паука, Бэтмена. Иногда среди ответов проскальзывал вариант «папа» или «мама» («потому что они меня любят»), и только один юный респондент сказал, что считает героем своего дедушку, потому что он принимал участие в боевых действиях в ходе Великой отечественной войны. Этот простой пример наглядно показывает, что происходит разрушение системы патриотического воспитания, что в свою очередь приводит к постепенной утрате обществом патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров. У каждого нового поколения снижается объем исторической памяти.

Еще один показательный пример демонстрируют результаты экспресс-опросов студентов гуманитарных направлений московских и региональных вузов и взрослого населения разных городов России 1. По результатам исследования не более 38 % молодых людей от 18 до 24 лет смогли дать ответ о точной дате начала ВОВ. Среди более взрослых респондентов данный показатель все-таки существенно выше и достигает 79 %. Рассказы о войне бабушек и дедушек, воевавших или работавших в тылу во время войны, припомнили только 30 % участников опроса. Только половина опрошенных смогли вспомнить, кто из их семьи воевал на фронте, выжил, погиб либо пропал без вести. По результатам данного опроса можно утверждать, что 56 % молодых респондентов в возрасте от 18 до 24 лет с уважением относятся к старшему поколению и истории Великой войны.

Результаты опроса показали, что не более 30 % молодых людей считают необходимым помнить о Великой Отечественной войне, а 20 % думают, что сейчас слишком много разных проблем и событий, чтобы сохранять память о том, что стало историей. И 10 % опрошенных считают, что самопожертвование и героизм - понятия, вышедшие «из моды», и они противоестественны для современной молодежи.

Однако, несмотря на вышеприведенные цифры, внимание и интерес молодых россиян к истории ВОВ и ее событиям постепенно развиваются, благодаря активной деятельности различных социальных и некоммерческих организаций, образовательных учреждений и государственных органов.

Как показано на рисунке, для студентов основным источником информации о ВОВ стали учителя и школьные учебники (более 70 %), советские художественные фильмы и рассказы родных (более 60 %). Среди самых ярких впечатлений респонденты отмечали посещения мест боевой славы, встречи с героями и ветеранами Великой Отечественной войны, посещения музеев и специальных тематических выставок. Практически все отметили, что большой интерес стали вызывать фильмы, раскрывающие отдельные эпизоды

1 Опрос проводился силами студентов Финансового университета в период с 15 апреля по 30 апреля 2021 года по случайной квотной выборке с погрешностью 5 % на территории Москвы, Московской, Тульской, Челябинской, Калужской, Иркутской, Саратовской и Воронежской областей. В опросе приняло участие 565 респондентов: 350 молодых людей в возрасте от 17 до 24 лет и 215 респондентов в возрасте от 25 до 75 лет. Обработка и анализ данных производились в программе SPSS.

войны и ее историю в целом. Однако книги по данной тематике вспомнили немногие, что объясняется снижением читательской культуры населения и массовым переходом от бумажных носителей информации к электронным и, как следствие, «быстрому потреблению» информации.

Распределение ответов на вопрос «Что послужило для вас источником знаний о Великой Отечественной войне?» (в % от числа опрошенных) Distribution of answers to the question "What was your source of knowledge about the Great Patriotic War? (in % of the number of respondents)

Таким образом, результаты опроса демонстрируют, что проблема возрождения исторической памяти, восстановления интереса к истории Великой Отечественной войны сейчас достаточно актуальна. Кроме того, большинство респондентов (75 %) утвердительно ответили на вопрос о том, возможно ли использовать историю Великой Отечественной войны, образы героев, феномен массового героизма как основу патриотического воспитания молодежи и конструирования исторической памяти. Против данного подхода в совокупности высказались 9 % респондентов. Незначительная часть респондентов (16 %) отразили в своих ответах неполную уверенность по данному вопросу.

Еще одно из направлений опроса было посвящено изучению наиболее эффективных форм подачи информации об исторических событиях. Так, наиболее эффективной формой получения информации респонденты считают демонстрацию изображений (картины, картинки) (66 %); текстовую информацию (60 %); видеозапись (56 %). Значительно отстали по эффективности наглядные пособия, которые можно брать в руки (буклеты, книги, альбомы, артефакты), экспериментировать с ними - всего 30 % респондентов отметили этот пункт. На последнем месте находятся непосредственный рассказ (38 %) и аудиозапись (10 %). Оба варианта - форма аудиоинформации. При этом живое общение, по мнению респондентов, намного лучше воспринимается, нежели обезличенный звук (записанный голос, аудиогид).

С учетом того, что наиболее эффективным вариантом усвоения информации для молодежи является визуализация, был предложен вопрос о том, могла бы вызвать у них интерес выставка картин, посвященная Великой Отечественной войне (см. таблицу).

Распределение ответов на вопрос «Вызвала бы у вас интерес выставка картин, посвященная Великой Отечественной войне?» (в % от числа опрошенных) Ranking of answers to the question "Would you be interested in an exhibition of paintings dedicated to

the Great Patriotic War?" (in % of all respondents)

Варианты ответов Доля, %

Да, при условии, что мне расскажут про изображенные на картинах события и про изображенных людей 38,80

Да, мне интересно увидеть изображения событий ВОВ 24,50

Возможно, я бы зашел на такую выставку из любопытства, если бы оказался рядом 18,40

Да, но специально я бы не пошел на такую выставку 12,20

Нет, мне эта тема в принципе не интересна 2

Лучше фотографии посмотреть 2

Затрудняюсь ответить 2

Таким образом, мы можем говорить о том, что выставка является одним из эффективных вариантов донесения информации о Великой Отечественной войне до молодежи, так как, во-первых, доносит информацию через изображения (визуализацию), во-вторых, выставка как правило сопровождается живым рассказом экскурсовода, общением и другими формами рассказа по теме мероприятия, что также способствует повышению объема усвоения информации, в-третьих, выставка мобильна и ее можно перемещать в пространстве, максимально приближать географически к целевой аудитории.

Подход НКО к решению вопроса патриотического воспитания молодежи

Все рассмотренные выше формы взаимодействия с молодыми людьми и каналы донесения информации лежат в плоскости и в рамках возможностей деятельности некоммерческих организаций. К сожалению, чаще всего НКО предпочитают узконаправленные форматы работы и взаимодействия с целевой аудиторией.

Рассмотрим пример комплексного подхода НКО к решению вопроса патриотического воспитания молодежи и максимально доступного формата донесения информации о Великой Отечественной войне до детей и подростков. В рамках деятельности Национальной ассоциации деятелей образования, науки, культуры и искусства «НИКА» была сформулирована и поставлена задача развития не только творческого потенциала молодежи, но и патриотического воспитания, сохранения исторической памяти у молодого поколения и его культурных ценностей средствами живописи, литературы, музыки. Таким образом была сформулирована идея культурно-исторического проекта «И помнит мир спасенный».

Культурно-исторический проект «И помнит вся Россия» представляет собой единый комплекс образовательных и воспитательных задач, правовых, исследовательских, поисковых и организационных мероприятий, творческих и культурных мероприятий, живописных выставок, которые позволяют добиться повышения уровня гражданского и патриотического воспитания, ответственности, возрождения исторической памяти, личной сопричастности граждан к происходящим сегодня событиям в стране, регионе, осознание своего долга, социального статуса, личностного становления.

Формы реализации проекта: выставки произведений живописи, ДПИ, концертные программы, творческие встречи, исследования и научно-практические конференции, коллективный конкурс военно-патриотической песни «Славься, Отечество!», проведение встреч ветеранов и подростков «Фронтовики, наденьте ордена!» в школах Московской области, конкурсы ученических сочинений, стихов, рисунков, фотографий, макетов и моделей «Победе посвящается...!», классные часы в школах, средних учебных заведениях с участие художников, поэтов и писателей, сольных исполнителей и творческих музыкальных коллективов.

Значительный плюс комплексных мероприятий в том, что задействован визуальный ряд, отражающий исторические моменты и делающий их более понятными, более доступными для восприятия, материализующими воспоминания, боль, эмоции, прошедшие через несколько поколений россиян. Музыкальные и театрализованные элементы позволяют вовлечь молодежь в действие, в само событие и понять его и принять как часть своей истории.

Помимо этого, было отмечено, что во время выставок подростки и дети получают значительно больше эмоций и лучше поглощают информацию, если есть возможность прикоснуться к картинам руками. Как правило, никто картинам вреда не причиняет. В глазах читается восторг познания. Возможно, это объясняется дозволенностью нарушить стереотип поведения «в музее к экспонатам прикасаться нельзя». Тактильный контакт с картиной становится возможностью прикоснуться к истории, к предметам (изображенным на картине), к людям (изображенным на картине), которых посетители выставки уже никогда не встретят.

Важную роль в формировании исторической памяти и развития патриотизма у молодежи может сыграть PR. Для того, чтобы НКО более эффективно выполняли свою роль в данном направлении, целесообразно применять стратегический подход в PR-деятельности [Игнатченко, Орлова, 2020, с. 76]. Данный подход в рамках деятельности НКО позволяет нивелировать одномерность восприятия истории целевой аудиторией, дает дополнительный стимул для личностного развития детей, подростков, студентов и взрослых людей, развивает критическое мышление. В ходе мероприятий, реализованных в рамках проекта «И помнит мир спасенный» НКО «Национальная ассоциация деятелей образования, науки, культуры и искусства «НИКА» (выставки живописных работ в совокупности со встречи с писателями и поэтами, встречи с ветеранами и военнослужащими) активизация познавательной деятельности происходит благодаря использованию игровых технологий, театрализации, у детей и молодежи формируется основа российской идентичности и самосознания личности. Моделирование различных исторических ситуаций и их проигрывание включают эмоциональную память и закрепляют полученный в ходе реализации программ результат.

Заключение

Сегодня, в условиях сильнейшего информационного давления на молодежь не только в СМИ, но и в социальных сетях, на различных сайтах и мессенджерах, создается ситуация, когда при отсутствии патриотического воспитания, снижении объема и неустойчивости исторической памяти, школьники и студенты не могут отличить фейки от правды, историю от ее суррогата, не могут определить, где герой реальный, а где вымышленный. Важно сейчас обратить внимание на то, что нужно не только научить молодежь оценивать прошлое, но и настоящее, важно показать, что историческая память - это не только история Великой отечественной войны, это в целом история России.

НКО «Ассоциация «НИКА» большое внимание уделяет просветительской работе со студентами и школьниками, одним из направлений работы является патриотическое воспитание. В связи с этим возникла необходимость изучения состояния исторической памяти молодежи столицы и поиска наиболее эффективных методов и каналов ее формирования. Как показали исследования, описанные в данной статье, более трети молодых

респондентов не могут назвать дату начала ВОВ, половина не знает, принимал ли кто-то из родных участие в войне, 20% считают, что нет необходимости все это помнить, потому что есть другие проблемы. Все это свидетельствуют о том, что проблема изучения и коррекции формирования исторической памяти российской молодежи в свете стратегического изменения социальных настроений общественности стоит остро и как никогда актуальна.

Опрос показал, что выставка является одним из эффективных вариантов донесения информации о Великой Отечественной войне до молодежи. Все рассмотренные в статье формы взаимодействия с молодыми людьми и каналы донесения информации лежат в плоскости и в рамках возможностей деятельности некоммерческих организаций. В качестве примера эффективного взаимодействия с молодёжью по патриотическому воспитанию и формированию исторической памяти приводится проект «И помнит мир спасенный», реализуемый с 2019 года НКО «Ассоциация «НИКА». Проект включает передвижную выставку живописных работ, литературные композиции и выступления певцов, на мероприятия приглашаются ветераны и военнослужащие.

Таким образом, в результате исследования и анализа реализованного проекта выявлены наиболее оптимальные каналы воздействия и формирования исторической памяти молодежи, которые можно в дальнейшем использовать в деятельности НКО, школ и вузов в программах по патриотическому воспитанию. В современной динамически меняющейся социальной, политической и экономической ситуации целесообразно продолжать изучение состояния исторической памяти студентов и школьников, поиск коммуникационных каналов и площадок, технологий патриотического воспитания.

Список литературы

Артамонов Д.С. 2021. Конструирование образа жертвы в исторической памяти: этический аспект. В кн.: Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы - 2021. Этика как наука и профессия. Материалы XIII международной конференции, 18-20 ноября 2021, Санкт-Петербург. Под ред. В.Ю. Перова. Санкт-Петербург, Изд. ООО "Сборка": 299-300. Бойков В.Э., 2001. Историческая память в современном российском обществе: состояние и

проблемы формирования. Социология власти, 5: 44-52. Волянский Н.П. 2020. Культурная память и историческая память: критический анализ. В кн.: Актуальные эколого-политологические аспекты современности. Сборник научных трудов. II научно-практическая конференция (в рамках ХХУШ Моисеевских чтений: «Н.Н. Моисеев о России в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения»), 3 марта 2020, Донецк. Составители К Н. Маренич, Н.П. Рагозин. Донецк, ГОУВПО «ДОННТУ»: 26-28. Гатиятов Д.М. 2019. Военно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитания и социализации кадет. В кн.: Воспитание и социализация в современной социокультурной среде. Сборник научных статей. Международная научно-практическая конференция, 28-29 ноября 2019, Санкт-Петербург. Под ред. С.В. Кривых, А.Д. Абашиной. Санкт-Петербург, Издательство Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: 139-142. Гринев А.В. 2022. История и историческая память как жертвы политкорректности (по материалам

интернет-портала ИНОсми). КЛИО, 4 (184): 44-56. Б01: 10.51676/2070-9773_2022_04_44. Игнатченко П.Д., Орлова Е.А. 2020. Разработка PR-стратегии общественной организации. В кн.: Современное медиапространство и информационная деятельность МЧС России. Сборник трудов. XXXI международная научно-практическая конференция «Предотвращение. Спасение. Помощь» (секция № 23), 17 марта 2021, Химки. Под ред. А.В. Сасим, Е М. Соловцовой. Химки, ФГБВОУ ВОАГЗ МЧС РФ: 74-79. Историческая память и российская идентичность. 2018. Под. ред. В.А. Тишкова, Е.А. Пивневой. М., РАН, 508 с.

Касьянов В.В., Чупрынников С.А. 2020. Историческая память, социальная память: диалектика взаимодействия. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: Философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 4 (269): 54-61.

Кострина А.В. 2018. Историческая память и политика исторической памяти: к вопросу о соотношении понятий. В кн.: 100-летие Великой русской революции. Проблемы и перспективы изучения. Сборник материалов всероссийских мероприятия: научно-практической конференции с международным участием, 15 ноября 2017, Казань, и студенческой конференции, 25 мая 2018, Казань. Под ред. И.А. Гатауллиной, О.М. Гильмутдиновой, Д.В. Шмелева. Казань, Изд-во КНИТУ-КАИ: 113-115.

Леопа А.И. 2011. Историческое сознание в условиях социокультурного кризиса. Красноярск, Сибирский федеральный университет, 134 с.

Лютов С.Н. 2017. Книжная культура и историческая память: трансформации в условиях глобальной информатизации. Труды ГПНТБ СО РАН (Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук), 12-2: 19-24.

Полежаев Д.В. 2019. Воспитание патриотизма - общее дело: деятельность ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания. Учебный год, 2(55): 14-19.

Резник И.И. 2020. Важность исторической памяти. Национальные приоритеты России, 1(36): 38-41.

Столбова Е.А., Цилицкий В.С. 2021. Использование цифровых технологий в реализации гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в системе основного и дополнительного воспитания. В кн.: Управление цифровой трансформацией общего и профессионального образования. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 3 марта 2021, Павлово. Павлово, Павловский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского": 205-208.

Тюкина Л.А. 2020. Память и историческая память: соотношение понятий. Верхневолжский филологический вестник, 1(20): 181-187. DOI: 10.20323/2499-9679-2020-1-20-181-187.

Чавыкина У. Г., Комлева А. А. 2019. Проблема гражданского и патриотического воспитания в центрах патриотического воспитания молодежи. В кн.: Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 19 ноября 2019, Азов. Чебоксары, Изд. дом «Среда»: 210-213.

Barash J.A. 2020. Collective Memory and the Historical Past. Chicago, Publ. University of Chicago Press, 280 p.

Bischof G., Pelinka A. 2017. Austrian Historical Memory and National Identity. Taylor & Francis. 408 p.

Koulouri C. 2022. Historical Memory in Greece, 1821-1930. Performing the Past in the Present. New York, Publ. Taylor & Francis Group, 456 р.

Mageo М. 2001. Cultural Memory. Reconfiguring History and Identity in the Postcolonial Pacific. Hawai'I, Publ. University of Hawai'i Press, 222 p.

Rotberg M. Multidirectoral memory: Remembering the Holocaust in the Age of Decolonisation. Stanford: Stanford Univ. Press, 2009. 380 p.

Schultze-Kraft M. 2022. Education for Sustaining Peace Through Historical Memory. Springer International Publishing, 127 р.

References

Artamonov D.S. 2021. Konstruirovanie obraza zhertvy v istoricheskoy pamyati: eticheskiy aspect [Construction of the image of the victim in historical memory: an ethical aspect]. In: Teoreticheskaya i prikladnaya etika: traditsii i perspektivy - 2021. Etika kak nauka i professiya [Theoretical and Applied Ethics: Traditions and Perspectives - 2021. Ethics as a Science and a Professio]. Materialy XIII mezhdunarodnoy konferentsii, 18-20 noyabrya 2021, Sankt-Peterburg. Ed. V.Yu. Perov. Sankt-Peterburg, Publ. OOO "Sborka": 299-300.

Boykov V.E. 2001. Istoricheskaya pamyat' v sovremennom rossiyskom obshchestve: sostoyanie i problemy formirovaniya. Sociology of Power, 5: 44-52.

Voljanskij N.P. 2020. Kul'turnaja pamjat' i istoricheskaja pamjat': kriticheskij analiz [Cultural Memory and Historical Memory: A Critical Analysis]. In: Aktual'nye jekologo-politologicheskie aspekty sovremennosti [Actual Ecological and Political Aspects of Modernity]. Collection of scientific papers. II Scientific and practical conference (within the framework of the XXVIII Moses Readings: "N.N. Moiseev about Russia in the XXI century: global challenges, risks and solutions"), March 3, 2020, Donetsk. Comp. K.N. Marenich, N.P. Ragozin. Doneck, Publ. GOUVPO «DONNTU»: 26-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gatijatov D.M. 2019. Voenno-patrioticheskoe vospitanie kak odno iz prioritetnyh napravlenij vospitanija i socializacii kadet [Military-patriotic education as one of the priority areas for the education and socialization of cadets]. In: Vospitanie i socializacija v sovremennoj sociokul'turnoj srede [Education and socialization in the modern socio-cultural environment]. International Scientific and Practical Conference, November 28-29, 2019, St. Petersburg. Eds. S.V. Krivyh, A.D. Abashina. Sankt-Peterburg, Publ. Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena: 139-142.

Grinev A.V. 2022. History and historical memory as victims of political correctness (according to the materials of the internet portal Inosmi). KLIO, 4(184): 44-56. DOI: 10.51676/2070-9773_2022_04_44.

Ignatchenko P.D., Orlova E.A. 2020. Development of a non-governmental organization's PR strategy. In: Sovremennoe mediaprostranstvo i informacionnaja dejatel'nost' MChS Rossii [Modern media space and information activities of the EMERCOM of Russia]. Collection of works. XXXI International Scientific and Practical Conference "Prevention. Salvation. Help" (section No. 23), March 17, 2021, Khimki. Eds. A.V. Sasim, E M. Solovcova. Himki, Publ. FGBVOU VOAGZ MChS RF: 74-79.

Istoricheskaja pamjat' i rossijskaja identichnost' [Historical memory and Russian identity]. 2018. Eds. V.A. Tishkov, E.A. Pivneva. M., Publ. RAN, 508 p.

Kas'janov V.V., Chuprynnikov S.A. 2020. Historical memory, social memory: dialectics of interaction. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1: Regionovedenie: Filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kul'turologija, 4(269): 54-61.

Kostrina A.V. 2018. Historical memory and the policy of historical memory: to the question of conformity of concepts. In: 100-letie Velikoj russkoj revoljucii. Problemy i perspektivy izuchenija [100th Anniversary of the Great Russian Revolution. Problems and prospects of study]. Collection of materials of All-Russian events: scientific and practical conference with international participation, November 15, 2017, Kazan, and student conference, May 25, 2018, Kazan. Ed. I.A. Gataullina, O.M. Gil'mutdinova, D.V. Shmelev. Kazan', Publ. Izd-vo KNITU-KAI: 113-115.

Leopa A.I. 2011. Istoricheskoe soznanie v uslovijah sociokul'turnogo krizisa [Historical Consciousness in a Sociocultural Crisis]. Krasnojarsk, Publ. Sibirskij federal'nyj universitet, 134 p.

Ljutov S.N. 2017. Knizhnaja kul'tura i istoricheskaja pamjat': transformacii v uslovijah global'noj informatizacii [Book culture and historical memory: transformations in the context of global informatization]. Proceedings of SPSTL SB RAS, 12-2: 19-24.

Polezhaev D.V. 2019. Vospitanie patriotizma - obshhee delo: dejatel'nost' resursnogo centra grazhdansko-patrioticheskogo vospitanija [Raising patriotism is a common cause: the activities of the resource center for civic-patriotic education]. Uchebnyj god, 2(55): 14-19.

Reznik I.I. 2020. Importance of historical memory. Nacional'nye prioritety Rossii, 1(36): 38-41.

Stolbova E.A., Cilickij V.S. 2021. Digital technologies in the implementation of civilpatriotic education of the growing generation in the system of basic and additional education. In: Upravlenie cifrovoj transformaciej obshhego i professional'nogo obrazovanija [Managing the Digital Transformation of General and Vocational Education]. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, March 3, 2021, Pavlovo. Pavlovo, Publ. Pavlovskij filial federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego obrazovanija "Nacional'nyj issledovatel'skij Nizhegorodskij gosudarstvennyj universitet im. N.I. Lobachevskogo": 205-208.

Tjukina L.A. 2020. Memory and historical memory: term correlation. Verhnevolzhski Philological Bulletin, 1(20): 181-187. DOI: 10.20323/2499-9679-2020-1-20-181-187.

Chavykina U. G., Komleva A. A. 2019. Problema grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitanija v centrah patrioticheskogo vospitanija molodezhi [The problem of civil and patriotic education in the centers of patriotic education of youth]. In: Aktual'nye voprosy social'noj pedagogiki i psihologii: teorija i praktika [Topical issues of social pedagogy and psychology: theory and practice]. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, November 19, 2019, Azov. Cheboksary, Publ. Sreda: 210-213.

Barash J.A. 2020. Collective Memory and the Historical Past. Chicago, Publ. University of Chicago Press, 280 p.

Bischof G., Pelinka A. 2017. Austrian Historical Memory and National Identity. Taylor & Francis. 408 p.

Koulouri C. 2022. Historical Memory in Greece, 1821-1930. Performing the Past in the Present. New

York, Publ. Taylor & Francis Group, 456 р. Morton H. 2001. Cultural Memory. Reconfiguring History and Identity in the Postcolonial Pacific.

Hawai'I, Publ. University of Hawai'i Press, 222 p. Rotberg M. Multidirectoral memory: Remembering the Holocaust in the Age of Decolonisation. Stanford:

Stanford Univ. Press, 2009. 380 p. Schultze-Kraft M. 2022. Education for Sustaining Peace Through Historical Memory. Springer International Publishing, 127 р.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 28.04.2022 Received April 28, 2022

Поступила после рецензирования 11.05.2022 Revised May 11, 2022 Принята к публикации 10.06.2022 Accepted June 10, 2022

Орлова Елена Александровна, кандидат пси- Elena A. Orlova, Candidate of Psychological Sci-

хологических наук, доцент кафедры коммуни- ences, Associate Professor of the Department of

кационного менеджмента и рекламы, связей Communication Management and Advertising,

с общественностью ИЖКМ МПГУ, доцент Де- Public Relations, IZhKM MSGU, Associate Pro-

партамента социологии Финансового универси- fessor of the Department of Sociology of the

тета при Правительстве РФ, вице-президент Financial University under the Government of the

Национальной ассоциации деятелей образова- Russian Federation, Vice-President of the National

ния, науки, культуры и искусства «НИКA», Association of Educators, Science, Culture and Art

Одинцово, Россия "NIKA", Odintsovo, Russia

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.