Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА'

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА»

ИСТОРИЯ В СОБЫТИЯХ И ДАТАХ

главного меню является Профиль. В данном пункте можно как настроить аккаунт, вызвав контекстное меню в углу экрана, так и посмотреть активные и завершенные задачи пользователя, ткнув по одноименным пунктам.

Практические рекомендации:

1) создать карту подработок поблизости;

2) у каждого пользователя сделать рейтинг (заказчика / исполнителя), для того чтобы у новых пользователей было доверие к их работе.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

В. П. Понятое, Междуреченский горностроительный техникум

В Российской Федерации 2020 год объявлен Годом Памяти и Славы в связи с празднованием 75-летия Победы. И это не просто юбилейная дата. Для российского народа это не только выдающийся период нашей истории — это событие, которое отражает дух, характер нашего народа, и символ прошлого, которое объединяет не только старшее, но и молодое поколение России. Распад СССР позволил сформироваться и утвердиться в мире новой концепции Второй мировой войны, где ответственность за развязывание войны возлагается на Германию и СССР Даже в нашем обществе регулярно возникают попытки изменить сложившиеся у людей представления о тех или иных событиях в истории России.

Цель исследования: определить роль исторической памяти как фактора стабильности общества. Объект исследования: историческая память общества, ее содержание, объект и способы формирования. Предмет исследования: представления студентов о Великой Отечественной войне.

Задачи исследования:

1) проанализировать структуру понятия «историческая память»;

2) провести анкетирование студентов с целью выявления их отношения к памяти о Великой Отечественной войне;

3) выяснить влияние фактора исторической памяти на единство общества.

Методы исследования: сбор информации, анализ, сравнение, обобщение, анкетирование студентов МГСТ.

Что такое историческая память? Это обобщенный коллективный опыт социальной группы или общества в целом, который формируется в процессе развития представлений человека о мире, является актуальным для ныне живущего поколения и хранится при помощи системы средств массовой информации и особых социальных институтов для актуализации и последующего исполь-

зования накопленного исторического опыта. Объектом отражения исторической памяти является прошлое во всем многообразии его проявлений.

История воспринимается как иллюстрация предпочтений той или иной социальной группы. Исторические персонажи изображаются как примеры социального поведения, им приписываются качества и мотивы, которые представители отдельного сообщества считают определяющими для собственного поведения. Историческая память воспринимает прошлое эмоционально, ищет в нем подтверждение собственных ожиданий и предпочтений. Содержание исторической памяти представляет собой устойчивую совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, образов. Хранится в памяти и передается потомкам та информация, которая считается важной. Представление о том, что важно знать о прошлом, также меняется в зависимости от задач и интересов социальных групп. В содержании исторической памяти переплетаются правда и вымысел, а чаще — целенаправленно внедренная ложь, подлинно научные знания и особым образом интерпретированные мифы.

Формирование исторической памяти начинается с первых дней существования человека. Память формируется на основе безымянного народного творчества, сказаний, легенд, сказок. Следующая ступень исторической памяти формируется под влиянием художественной литературы, искусства, театра, живописи, кино, радио, телевидения, под влиянием знакомства с историческими памятниками. Роль литературы, искусства и особенно СМИ очень велика в формировании исторической памяти, однако, как показывает теперь уже большой опыт, газеты, радио, телевидение могут изменить общественное мнение, симпатии и антипатии, но не могут служить источником серьезных исторических знаний. Систематические знания об истории приобретаются на уроках в школе, в техникумах

- ИСТОРИЯ В СОБЫТИЯХ И ДАТАХ —

и вузах, и для большинства людей знакомство с историей на этом уровне заканчивается. Государство как фундаментальный институт любого общества больше всего воздействует на содержание исторической памяти населения.

С целью узнать представления студентов о Великой Отечественной войне мы провели анкетирование и проанализировали полученные результаты. На вопрос о самом значимом событии ХХ века 90 % опрошенных ответили «День Победы»; 73 % ощущают гордость за страну. Отвечая на вопрос «Кто для вас ветераны Великой Отечественной войны — патриоты, герои или жертвы сталинского режима?», 78,9 % опрошенных выбрали героев. Анализ анкет подтвердил, что о Великой Отечественной войне сформировалось в целом представление как самом важном событии в истории нашей родины, предмете гордости современного гражданина. Однако вопросы на выявление отношения к проблемным темам войны показали следующие результаты. На вопрос о том, считать ли генерала А. А. Власова борцом со сталинским режимом, респонденты ответили следующим образом: «да, он предатель» — 45 %, «борец с режимом» — 13 %, 41 % — не имеют сформированного мнения. На вопрос, будете ли вы поддерживать отношения с человеком, который считает

Власова героем, 68,5 % ответили, что для них это не важно. Такая позиция, с одной стороны, говорит, что все-таки Великая Отечественная война — это уже история и оценка ее событий не влияет на взаимоотношения людей. Но, с другой стороны, узкие места истории могут быть использованы для изменения мнения людей.

Уважение к истории формирует высокое чувство национальной гордости, учит любить Родину не только в дни побед, но и в моменты потерь и поражений, учит делить с родным народом не только плоды его исторического подъема, но и времена трудностей и исторических тягот. Общая история обеспечивает связь поколений. Создает условия для общения, взаимопонимания и сотрудничества. Поэтому идеи, которые внедряет государство, не должны входить в противоречие с базовыми установками, которые уже сложились в историческом сознании общества. Действуя в соответствии с этим положением, государство обеспечивает стабильность общества. Поступая иначе, оно запускает механизмы разрушения. Без осмысления истории страна теряет ориентацию в будущем. Осознание общности своей исторической судьбы удерживает нацию от распада, а составляющих ее людей — от разобщения вопреки вызовам и катаклизмам истории.

ПЕСНИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ — КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

П. С. Пронякина, Л. Г. Белова, Новокузнецкий педагогический колледж

Актуальность данной темы заключается в том, что в последние десятилетия в системе дополнительного образования особое внимание уделяется культурно-досуговой деятельности детей. Большое значение приобретают мероприятия, посвященные важным историческим датам. В этом направлении большими возможностями обладает такая форма досуговой деятельности, как музыкально-литературная композиция с исполнением песен военного времени.

На практических занятиях в системе дополнительного образования мы встретились с вокальными ансамблями и провели беседы с руководителями этих коллективов (вокальный ансамбль хоровой студии «Надежда», руководитель — М. А. Яковченко, вокальный ансамбль «Ладушки», руководитель — Т. В. Свиридова, вокальный ансамбль 2-го курса, руководитель —

Ф. Ф. Аскарова, ГПОУ НПК.). В ходе беседы мы выяснили, что вокальные ансамбли и солисты этих коллективов в основном исполняют известные песни военных лет, такие как «В землянке» (музыка К. Листова, на стихи А. Суркова), «Темная ночь» (музыка Н. Богословского, на стихи В. Агатова), «Смуглянка» (музыка А. Новикова, на стихи Я. Шведова) и другие. Таким образом, проблема исследования состоит в том, что в годы войны было создано много песен, которые пелись солдатами, но не исполняются в наше время, а они так же, как и известные и исполняемые песни, являются частью музыкального наследия военного времени.

С началом войны в очень короткий срок—две-три недели — были написаны новые, разнообразные по стилю, плакатные, грозные песни. Вот слова великого композитора Н. А. Александрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.