Научная статья на тему 'ТЕМА ГОРОДА-ГЕРОЯ СЕВАСТОПОЛЯ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ'

ТЕМА ГОРОДА-ГЕРОЯ СЕВАСТОПОЛЯ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / CULTURAL AND HISTORICAL MEMORY / ОБРАЗ / IMAGE / СЕВАСТОПОЛЬ / SEVASTOPOL / СОВЕТСКИЕ ПЕСНИ / SOVIET SONGS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сибиряков Игорь Вячеславович

Рассматривается процесс формирования образа Севастополя в музыкальных произведениях советских авторов. Исследуется роль представителей советской музыкальной интеллигенции в сохранении культурно-исторической памяти социума. Выделяется ряд причин, объясняющих постепенную трансформацию образа Севастополя в советской музыкальной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF THE HERO-TOWN OF SEVASTOPOL IN THE WORKS OF THE SOVIET MUSICAL INTELLIGENTSIA

The article shows the process of the image formation of Sevastopol in Soviet authors pieces of music. Investigated is the role of representatives of the Soviet musical intelligentsia in preservation of cultural and historical memory of society. Distinguished is the variety of reasons, explaining gradual transformation of the Sevastopol image in the Soviet musical culture.

Текст научной работы на тему «ТЕМА ГОРОДА-ГЕРОЯ СЕВАСТОПОЛЯ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ»

ББК 85.313(2=411.2)6,43+63.3(2)622,11

И. В. Сибиряков

ТЕМА ГОРОДА-ГЕРОЯ СЕВАСТОПОЛЯ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Советская музыкальная интеллигенция была своеобразной социальной группой. Долгое время, оставаясь одним из самых немногочисленных «отрядов» советской интеллигенции, она, тем не менее, играла важную роль в формировании новой советской культуры, нового советского образа жизни, основ культурно-исторической памяти советского социума. Не случайно многие высшие руководители коммунистической партии и советского государства обращали внимание на творчество и общественную позицию наиболее видных представителей отечественной музыкальной интеллигенции.

Стремление к созданию новой советской традиции, желание получить поддержку со стороны официальных государственных и партийных органов, необходимость адекватного восприятия новых музыкальных произведений советским зрителем и слушателем подталкивали некоторых представителей музыкальной интеллигенции к поиску не только оригинальных приемов, но и новых сюжетов для своего творчества. Эти сюжеты должны были «соответствовать» генеральной политической линии партии, особенностям социально-экономической обстановки в стране, традициям национальной музыкальной культуры, вкусам и ценностям политической элиты Советского Союза. Именно эти факторы, на наш взгляд, объясняют интерес музыкальной интеллигенции к образу советского города-героя Севастополя.

© Сибиряков И. В., 2015

Сибиряков Игорь Вячеславович — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Южно-Уральского государственного университета (Челябинск). [email protected]

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-01-00219.

Первый раз он ярко проявился в годы Великой Отечественной войны, когда героическая оборона Севастополя в 1941— 1942 гг. дала мощный импульс творчеству советских поэтов и композиторов. Одной из первых «вершин» стала песня «Заветный камень» поэта А. А. Жарова и композитора Б. А. Мокроусова. Позже поэт вспоминал: «Еще в июле 1941 г. мы с Мокроусовым начали работу над песней о героических моряках Севастополя... Мысль эта пришла к нам в бомбоубежище, недалеко от Графской пристани. Мы только что побывали на кораблях, береговых батареях, видели черноморцев, героев первых боев». А. А. Жаров подчеркивал: «.когда начали уже появляться первоначальные музыкальные наброски, мелодические ходы, стали вместе думать, работать над содержанием. Получилось не сразу. Борис поставил трудную задачу: создать песню, предвещающую победу над врагом (уже тогда!). Для этого песня должна нести в себе горькую правду первого периода войны. Иначе не было бы художественно убедительным и предсказание победы. Долго не могли отыскать центрального кульминационного эпизода, который бы определил главную идею сочинения. Наконец он был подсказан самой жизнью.»1 В 1943 г. Б. А. Мокроусов прочитал в газете «Красный флот» очерк Л. Соловьева «Севастопольский камень» о легендарных последних защитниках города, которые, покидая Севастополь, взяли с собой камень как частицу родной земли. Работа над песней возобновилась, а сюжет газетного очерка превратился в стихотворение А. А. Жарова. В его первом варианте последние строчки носили очень символический и оптимистический характер: «Взойдет на утес черноморский матрос, кто родине новую славу принес, и в мирной дали пойдут корабли под

" 2 солнцем родимой земли» .

9 января 1944 г. в газете «Красная Звезда» были опубликованы ноты и текст песни под ее первым названием «Камень Сева-стополя»3. В архиве композитора «удалось разыскать и более раннее ее издание, датированное октябрем 1942 г. — репертуарную листовку для краснофлотской художественной самодеятельности "Краснофлотская эстрада", подготовленную ВДНТ имени Н. К. Крупской и выпущенную издательством "Искусство"»4.

Не случайно песня получила широкую известность уже в годы войны. Первая запись песни «Заветный камень» была

сделана на грампластинке Георгием Абрамовым в 1944 г. Ее продолжали активно исполнять и в первые послевоенные годы. Песня вошла в репертуар Б. Гмыри, М. Максаковой, М. Рейзена, Л. Утёсова. В одном из телевизионных эфиров именно Л. Утёсов произнес знаменитую фразу: «Есть у нас царь-пушка, есть царь-колокол и есть у нас царь-песня — "Заветный камень"»5.

Песня «Заветный камень» была высоко оценена не только музыкальным сообществом, но и высшим руководством страны. В 1948 г. Совет министров СССР постановил присудить Б. А. Мокроусову Сталинскую премию за выдающиеся работы в области искусства, указав в своем постановлении, что эта премия была присуждена ему, в том числе и за песню «Заветный ка-мень»6.

Показательно, что образ Севастополя в советских песнях 40— 50-х гг. иногда причудливо соединялся с образом И. В. Сталина. В 1945 г. в «Песне о Сталине», которую написал и исполнил А. Н. Вертинский, прозвучали следующие строки: «Чуть седой, как серебряный тополь, он стоит, принимая парад. Сколько стоил ему Севастополь! Сколько стоил ему Сталинград!»7

Восстановление Севастополя после Великой Отечественной войны оказалось очень серьезной экономической и социальной проблемой, решение которой потребовало мобилизации сил не только жителей Крыма. Советские музыканты, стремившиеся в своем творчестве отражать наиболее важные, актуальные для страны явления и процессы, создали несколько музыкальных произведений, посвященных восстановлению разрушенной страны. Одним из таких произведений стала «Песня строителей Севастополя», но широкой известности в СССР она не получила, и на какое-то время сюжеты, связанные с героической историей Севастополя, вышли из центра внимания советской художественной интеллигенции.

Новый всплеск интереса к «севастопольской теме» в среде советской музыкальной интеллигенции был зафиксирован в 50-е гг., когда в СССР широко отмечался 100-летний юбилей героической обороны Севастополя в ходе Крымской войны. Многочисленные торжественные собрания, митинги, лекции, выставки, парады и, наконец, награждение Севастополя орденом Красного Знамени вновь привлекли внимание общества к истории

этого героического города. Но если советские писатели и художники в это время уже стали использовать в своем творчестве сюжеты дореволюционной истории Севастополя, то музыканты и поэты, писавшие о Севастополе, по-прежнему уделяли основное внимание истории героической обороны и освобождения города в годы Великой Отечественной войны.

В 1954 г. появилась одна из самых известных советских песен о Севастополе «Легендарный Севастополь». Автором слов этой песни был П. М. Градов, музыку написал В. И. Мурадели. Идея «Легендарного Севастополя» возникла у композитора еще в 1944 г., когда он во главе Центрального ансамбля песни и танца Военно-морского флота СССР приехал в только что освобожденный город. А через 10 лет известный композитор вновь посетил Севастополь и член Военного совета флота вице-адмирал Н. М. Кулаков официально, от имени всех севастопольцев и моряков-черноморцев, предложил ему написать «хорошую песню к 100-летию обороны Севастополя». В. И. Мурадели принял это предложение и обратился к ряду поэтов за текстом. Слова, написанные А. А. Жаровым, композитору не понравились, а вот стихи менее известного поэта П. М. Градова пришлись по душе8. Основной сюжетной линией песни стал рассказ о мужестве защитников Севастополя, которое они проявили в годы войны. «Скинув черные бушлаты, черноморцы в дни войны здесь на танки шли с гранатой, шли на смерть твои сыны». Важно отметить, что авторы песни обратили внимание на историческую преемственность героического подвига советских защитников Севастополя: «Всем на свете ты поведай, как на крымских берегах воевали наши деды и прославили в боях легендарный Севастополь.»

В том же 1954 г. впервые прозвучала песня Б. В. Боголе-пова и А. Сальникова «Сапун-гора». Она была посвящена сражению, которое развернулось в Крыму в мае 1944 г. Главным в песне стал образ Сапун-горы, получивший особый вневременной характер.

Примерно в это же время впервые прозвучала песня «Севастопольский вальс» поэта Г. Л. Рублева и композитора К. Я. Лис-това. Первыми ее исполнителями были Г. К. Отс и В. А. Бунчи-ков. Такого лирического, спокойного, «мирного» музыкального произведения, посвященного Севастополю, советское музыкальное

искусство еще не знало. «Севастопольский вальс, золотые деньки; мне светили в пути не раз ваших глаз огоньки. Севастопольский вальс помнят все моряки. Разве можно забыть мне вас, золотые деньки!» Появление песни «Севастопольский вальс» свидетельствовало о том, что в среде советской музыкальной интеллигенции, как и в стране в целом, происходят очень важные изменения.

В конце 50-х гг. ХХ в. в Советском Союзе сложилась совершенно новая социально-политическая атмосфера, существенно изменились настроения в рядах самой интеллигенции, что привело к рождению уже нового образа Севастополя в творчестве советских музыкантов. Самым ярким произведением этого периода стала знаменитая оперетта «Севастопольский вальс», написанная композитором К. Я. Листовым. Авторами либретто были Е. М. Гальперина и Ю. Л. Анненков. «Севастопольский вальс» представил советскому зрителю новый образ Севастополя, который не только оставался городом-героем, символом мужества советских людей, проявившегося особенно ярко в годы Великой Отечественной войны, но и стал городом, которому удалось преодолеть все тяготы послевоенного восстановления и превратиться в город молодых, энергичных, влюбленных и счастливых людей. Его уникальный внешний вид, его уникальная история создавали образ праздничного города, так востребованный в советском социуме 50—60-х гг. Совершенно не случайно оперетта «Севастопольский вальс» стала одной из самых популярных музыкальных постановок в СССР. Авторам оперетты удалось гармонично соединить патриотические, военные и лирические сюжеты в рамках целостной музыкальной конструкции, закрепив в сознании многих советских людей уже новый образ Севастополя.

В 1963 г. в Киеве был издан сборник «Песни о Севастополе. Для голоса и хора в сопровождении фортепьяно». Составителем выступил многолетний руководитель ансамбля песни и пляски Черноморского флота Б. В. Боголепов, включивший в сборник 13 музыкальных произведений. Анализ даже некоторых из них позволяет лучше увидеть наиболее важные детали того образа Севастополя, который формировался в музыкальных произведениях, созданных представителями советской музыкальной интеллигенции в послевоенные годы. Естественно, что в сборник

вошли песни «Заветный камень» и «Севастопольский вальс», которые к тому моменту уже стали самыми популярными песнями о Севастополе и исполнялись на разных сценах различными музыкальными коллективами. Кроме того, в него были включены четыре песни («Вечный огонь», «Песня о Нахимове», «Героический Севастополь» и «Севастопольские встречи»), автором слов в которых являлся А. С. Красовский.

Афанасий Степанович Красовский был известным севастопольским поэтом, фронтовиком, человеком, для которого всё, что было связано с городом Севастополь, имело особое значение и ценность. Не случайно многие его произведения (несмотря на то что они редко исполняются в эфире, например песня «Севастопольские улицы вечерние», в которой был создан совершенно особый «домашний» образ города) до сих пор хорошо известны творческой интеллигенции Севастополя.

В сборник были включены три песни, музыку к которым написал сам Б. В. Боголепов («Вечный огонь», «Сапун-гора», «Героический Севастополь»). Сборник открывался текстом песни «Родной Севастополь» (С. Алымов — В. Макаров), написанной еще в 1947 г. В ней город представал уже в традиционном для советских музыкантов героическом образе — «Здесь кровью святою омыты утесы, здесь славой овеян бетон батарей, здесь курс на бессмертье держали матросы в боях за свободу отчизны сво-ей»9. Вторая песня, включенная в сборник, называлась «Город Славы» (В. Малков — К. Иванов). Она также создавала у слушателя образ города-крепости, сыгравшей важную роль в военной истории страны: «Родной Севастополь, форпост черноморский, бессмертно на вахте стоит боевой, овеянный русскою славой матросской, наш солнечный город-герой»10.

Но наиболее полно традиционный образ Севастополя, на наш взгляд, был воплощен в песне А. С. Красовского и Б. В. Боголепова «Героический Севастополь»: «Ты стоишь над морем гордо, словно воин величавый, Севастополь — русский город, город подвигов и славы»11.

«Русская» составляющая славы Севастополя прозвучала в текстах еще нескольких произведений, включенных в сборник «Песни о Севастополе». Очевидно, это произошло не случайно. После передачи Крыма в состав Украинской советской

социалистической республики, «русская тема» в истории полуострова приобрела особый характер. Ее обсуждение в рамках открытого политического пространства оказалось невозможным; и как это часто бывает в истории нашей страны, табуированная в официальном дискурсе, она проявила себя через произведения искусства. В среде художественной интеллигенции в целом и в среде музыкальной интеллигенции в частности существовали различные точки зрения об исторической судьбе Крыма и Севастополя. Часть представителей советской интеллигенции была уверена в необходимости сохранить статус Севастополя как совершенно особого города не только на Крымском полуострове, но и в стране в целом. «Русские сюжеты» в песнях о Севастополе были не только констатацией исторической реальности, но и своеобразным сигналом о важности этого вопроса для культурно-исторической памяти страны, для более глубокого понимания проблем ее прошлого и настоящего как представителями политической элиты, так и самыми широкими слоями населения.

Особое место в сборнике занимала «Песня о Нахимове» (А. Красовский — К. Карпенко). Это было одно из немногих музыкальных произведений, включенных в текст сборника, авторы которого напрямую связали героическую доблесть защитников Севастополя в годы Великой Отечественной войны с военными подвигами участников обороны Севастополя в годы Крымской войны. Если в научной и художественной литературе, в публикациях журналистов, в выступлениях политиков и военачальников такие «связи» просматривались уже достаточно давно, то в музыкальных произведениях, особенно песенного жанра, созданных в начале 60-х гг., широкого распространения они не имели. «Адмирал-патриот в сердце нашем живет, на советских морях реет родины флаг, и к родным берегам нет дороги врагам»12.

Показательно, что в 60—70-е гг. ХХ в. «севастопольская тема» вызывала интерес не только у авторов песенных композиций. Именно в это время представителями советской музыкальной интеллигенции были созданы совершенно новые музыкальные образы Севастополя. Так, Б. А. Чайковским была написана «Севастопольская симфония» для большого симфонического оркестра13. А композитор И. Б. Драго сочинил ораторию «Дифирамб Севастополю»14. В ее исполнении должны были

участвовать мужской хор, симфонический оркестр, солисты. Оратория состояла из шести частей и в сложной музыкальной форме показывала исторический путь Севастополя от древности до середины ХХ в. В этом плане показательна последовательность названий основных частей оратории: «Херсонесский колокол», «Мекензиевы горы», «Остров Березань», «Цемесская бухта», «Красные маки», «Слава». Оратория И. Б. Драго стала одним из немногих музыкальных произведений советских авторов, в рамках которого была предпринята попытка рассказать обо всех важнейших этапах исторической судьбы Севастополя, объединенных общей музыкальной идеей.

Важно подчеркнуть, что даже в это время (время реализации масштабных музыкальных проектов) произведений, полностью посвященных роли Севастополя в истории российского революционного движения и получивших широкую известность в СССР, было создано очень немного (например, опера «Лейтенант Шмидт» композитора Б. Л. Яровинского, которая была поставлена в 1970 г. в Харьковском оперном театре. Первая опера с таким же названием была написана еще в 1938 г. композитором Н. И. Платоновым). Для советских музыкантов Севастополь всё же в первую очередь оставался городом военной славы, непобежденной героической крепостью, городом-героем.

Наиболее ярко признаки такого подхода к образу Севастополя проявились при издании сборников песен в 80-е гг. ХХ в. В 1983 г. в Киеве был издан один из таких сборников под названием «Легендарный Севастополь. Вокальные произведения в сопровождении фортепьяно»15. Сборник включал в себя тексты 15 песен. Практически в каждой из них либо встречалось упоминание о войне, либо военный сюжет носил доминирующий характер. В предисловии главнокомандующий Военно-морским флотом СССР С. Г. Горшков писал: «Этот сборник музыкальных произведений — хороший подарок славному юбилею — двухсотлетию города. Он послужит благородному делу воспитания советских людей, прежде всего молодых строителей коммунизма в духе верности нашим революционным, боевым и трудовым традициям, горячей любви к своему социалистическому отечеству»16.

Сборник открывался текстами самых известных песен о Севастополе — «Легендарный Севастополь» и «Заветный

камень», а также включал в свой состав «Севастопольский вальс» К. Я. Листова и Г. Л. Рублева. Но в него вошли и менее известные широкой аудитории музыкальные произведения, посвященные славному городу, такие как «Севастопольские маки», «Черноморских границ часовой», «Песня о боевой молодости» и др. Уже сами эти названия отражали особый «военный дух». Среди авторов песен были участники Великой Отечественной войны Е. Жарковский, А. Красовский, Д. Рымарев и др. Типичными для данного сборника литературными образами Севастополя, на наш взгляд, стали образы «стража морской державы» и «часового черноморских границ». Практически во всех песнях встречалось упоминание о кораблях, море, бухтах. Но одна из песен, включенных в текст сборника, носила совершенно особый характер и представила тот пласт музыкальной культуры, который очень редко попадал на страницы официальных музыкальных изданий в СССР. Речь идет о песне Я. Машарского и В. Орлова «Ребята севастопольской прописки» — «Здесь каменные лестницы, как трапы корабля, овеян город славою российской, и дорога до камешка священная земля ребятам севастопольской прописки»17. Уникальность этой песни, в первую очередь, заключалась в том, что она получила очень широкое распространение в непрофессиональном исполнении как явление подлинно народной культуры, далекое от политической ангажированности. Песня отражала особенности именно «севастопольского взгляда» на историю города, так как была написана от лица тех, кто родился и вырос в Севастополе. Не случайно песня «Ребята Севастопольской прописки» до сих пор сохранила свою популярность у жителей города, став для многих более символичной и близкой, чем официальные гимны и традиционные для торжественных мероприятий произведения. Несмотря на то что в Севастополе, как и в других крупных городах Советского Союза, во второй половине ХХ в. сформировалась своя музыкальная субкультура, очень немногие песни, рожденные в ее среде, получили широкое распространение за пределами города и исполняются до сих пор.

Еще одним самостоятельным музыкальным направлением для советских композиторов, занимавшихся «севастопольской темой», были мелодии, которые создавались для художественных кинофильмов. Первые такие мелодии были написаны еще в годы

Великой Отечественной войны. В 1944 г. на экраны страны вышел художественный фильм «Иван Никулин — русский матрос» режиссера И. Савченко. В фильме прозвучала песня «Морская баллада», написанная поэтом А. А. Сурковым и композитором С. И. Потоцким. Исполнил ее очень популярный в СССР артист Б. П. Чирков. Именно в этой песне были созданы наиболее трагические образы, связанные с гитлеровской оккупацией города: «На ветвях израненного тополя теплое дыханье ветерка, над пустынным рейдом Севастополя ни серпа луны, ни огонька»18. В 1958 г. в прокат вышел фильм «На дорогах войны» режиссера Л. Н. Саакова, в котором прозвучала песня о Севастополе, написанная К. В. Молчановым и Е. А. Долматовским. Несмотря на то что фильм посвящался трагическим событиям войны, в тексте песни не было военных сюжетов и образов. В 1970 г. на экраны советских кинотеатров вышел еще один фильм режиссера Л. Н. Саакова «Море в огне», воссоздавший многие важные страницы героической обороны Севастополя в 1941—1942 гг. Фильм начинался песней В. Е. Баснера на стихи М. Л. Матусовского «Севастопольские бастионы». Ее исполнил певец В. К. Трошин. Эта песня продолжила традицию создания самостоятельных песенных композиций для художественных и документальных фильмов о Севастополе. Одним из главных в ней стал образ севастопольских бастионов, в годы войны объединивших представителей самых разных родов войск.

Для научно-популярного фильма «Я — Севастополь», который был снят в СССР в 1975 г., поэт Г. М. Поженян написал два стихотворения, одно из них стало поэтической основой песни «Севастопольские маки»19. Ключевыми, наиболее узнаваемыми для слушателя образами Севастополя в этой песне, как и во многих других музыкальных композициях советских авторов, были Малахов курган и Сапун-гора: «На Федюнинских холмах тишина, над Малаховым курганом сны, словно не было войны, но война похоронена на дне тишины.» Музыку к первому варианту песни написал В. Е. Баснер, а ее исполнителем был известный советский певец Э. А. Хиль.

Но в 1981 г. появился новый вариант песни, автором музыки которого стал певец и композитор Ю. М. Антонов. Он же

исполнял эту песню долгие годы в рамках своих сольных концертов и различных торжественных мероприятий.

В 1983 г. в честь 200-летия основания города в Севастополе был объявлен конкурс, победителем которого стала композиция «Севастополь — песня моя» (Б. А. Миронов — Б. М. Эскин): «И счастья, и горя ты много познал Севастополь. Иному хватило б на тысячи, тысячи лет. К седым обелискам восходят скалистые тропы. Над бухтой встает золотистый рассвет». Именно в такой завуалированной форме в тексте песни была отражена военная история Севастополя. Но основным, доминирующим в композиции стал лирический сюжет — «Ты синий и белый, ты словно тельняшка матроса. Ты молод, как песня, тебя не состарят века. И маки у моря пылают при утренних росах, и светит влюбленным огонь маяка». Победа в конкурсе композиции «Севастополь — песня моя», на наш взгляд, свидетельствовала о серьезном изменении образа Севастополя в сознании части советского общества. На смену традиционному образу города-крепости пришел образ праздничного, солнечного, счастливого города. С точки зрения большинства советской музыкальной интеллигенции, этот образ наиболее полно отражал представления о Севастополе, существовавшие у самых разных групп населения страны.

Показательно, что в 80-е гг. ХХ в. «севастопольская тема» по-прежнему присутствовала в творчестве многих советских музыкантов, но создать произведения, которые бы получили общесоюзную известность и широкую народную популярность, в этот период уже не удалось. Последней «советской» песней, имевшей мощную эфирную поддержку, стала «Песня о Севастополе» Е. П. Крылатова и И. Р. Резника в исполнении Ю. И. Богатикова. Несмотря на то что в ее текст вернулась традиционная военная тема, заканчивалась песня следующими строчками: «Здесь прошли мои годы юные, здесь я полюбил корабли, и всегда в походе я думаю о тебе, мой город солнца и любви»20.

Таким образом, проанализированный материал позволяет сделать вывод о том, что «севастопольская тема» оказалась одной из наиболее востребованных героических тем, позволявших представителям советской музыкальной интеллигенции в середине и второй половине ХХ в. нередко находить «общий язык» как с представителями власти, так и с широкими слоями населения.

Она была востребована и как инструмент патриотического воспитания молодого поколения советских людей, и как инструмент сохранения исторической памяти о трагических событиях Великой Отечественной войны.

Стремление советской музыкальной интеллигенции интегрировать связанные с историей советского Севастополя сюжеты в более масштабный исторический контекст, которое ярко проявилось в 60-е гг. ХХ в., отражало общее стремление части творческой интеллигенции СССР к восстановлению целостной картины исторического прошлого страны.

При этом «севастопольская тема» позволяла советским музыкантам, в первую очередь авторам песенных композиций, затронуть в своем творчестве и многие универсальные общечеловеческие проблемы, имевшие вневременной характер. Разговор о таких ценностях, как любовь, дружба, мужество, которые очень ярко проявились в дни героической обороны Севастополя и в дни его освобождения, в первые послевоенные годы, был очень интересен для самых широких слоев населения, что привело к созданию музыкальных произведений, получивших народное признание. Такое признание было в СССР одной из самых высоких оценок деятельности советской музыкальной интеллигенции. Но постепенно интерес к «севастопольской теме» со стороны государственных структур стал слабеть, и она ушла из центра внимания музыкальной общественности. В результате на смену образу города-крепости, города-героя постепенно пришел более сложный образ города, в котором гармонично сочетались «героическое» и «лирическое» начала. Более того, на короткий исторический период лирический образ Севастополя, проявившийся в целом ряде музыкальных произведений, созданных советскими авторами в 80-е гг. ХХ в., смог на некоторое время закрепиться в сознании и исторической памяти советских людей.

Эта трансформация образов Севастополя была связана с целым комплексом причин, главными из которых, по нашему мнению, были изменения в социально-политической атмосфере советского общества на последнем этапе существования СССР, смена поколений, произошедшая среди советских поэтов и музыкантов в 70— 80-е гг. ХХ в., более быстрое развитие новых жанров искусства, кризис традиционных музыкальных форм и сюжетов и т. д.

Примечания

1 Швартц Д. Песня о войне. «Заветный камень». URL: http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post213694257/ (дата обращения: 18.09.2015).

2 Российский государственный архив литературы и искусства (далее — РГАЛИ). Ф. 3067. Оп. 1. Д. 67. Л. 5 об.

3 Жаров А. А., Мокроусов Б. А. Камень Севастополя // Красная Звезда. 1944. 9 янв. С. 4.

4 Швартц Д. Указ. соч.

5 РГАЛИ. Ф. 3067. Оп. 1. Д. 363. Л. 176.

6 Там же. Л. 34.

7 Вертинский А. Он : (Песня о Сталине). URL: http://www.jooov.net/ text/1132574/avertinskiy-on_pesnya_o_staline.htmls (дата обращения: 18.09.2015).

8 Иванов В. Послевоенный Севастополь, 1944—1954 гг. URL: http://koleco. info/page_arch.php?id=1160 (дата обращения: 18.09.2015).

9 Песни о Севастополе : для голоса и хора в сопровождении фортепьяно. Киев, 1963. С. 3.

10 Там же. С. 7.

11 Там же. С. 28.

12 Там же. С. 23.

13 Чайковский Б. А. Севастопольская симфония : для большого симфонического оркестра : партитура. М., 1965.

14 Драго И. Б. Дифирамб Севастополю : оратория : в 6 ч. Киев, 1973.

15 Легендарный Севастополь : вокальные произведения в сопровождении фортепьяно. Киев, 1983.

16 Там же. С. 2.

17 Там же. С. 64.

18 Сибиряков И. В. Образы Севастополя в музыкальных произведениях советских авторов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2015. Т. 15. С. 26.

19 РГАЛИ. Ф. 2920. Оп. 3. Д. 267. Л. 52.

20 Крылатов Е. П., Резник И. Р. Песня о Севастополе. URL: http://sovmusic.ru/text.php?fname=sevast (дата обращения: 18.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.