Научная статья на тему 'ПЕСНИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ - КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ'

ПЕСНИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ - КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
388
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕСНИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ - КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ»

- ИСТОРИЯ В СОБЫТИЯХ И ДАТАХ —

и вузах, и для большинства людей знакомство с историей на этом уровне заканчивается. Государство как фундаментальный институт любого общества больше всего воздействует на содержание исторической памяти населения.

С целью узнать представления студентов о Великой Отечественной войне мы провели анкетирование и проанализировали полученные результаты. На вопрос о самом значимом событии ХХ века 90 % опрошенных ответили «День Победы»; 73 % ощущают гордость за страну. Отвечая на вопрос «Кто для вас ветераны Великой Отечественной войны — патриоты, герои или жертвы сталинского режима?», 78,9 % опрошенных выбрали героев. Анализ анкет подтвердил, что о Великой Отечественной войне сформировалось в целом представление как самом важном событии в истории нашей родины, предмете гордости современного гражданина. Однако вопросы на выявление отношения к проблемным темам войны показали следующие результаты. На вопрос о том, считать ли генерала А. А. Власова борцом со сталинским режимом, респонденты ответили следующим образом: «да, он предатель» — 45 %, «борец с режимом» — 13 %, 41 % — не имеют сформированного мнения. На вопрос, будете ли вы поддерживать отношения с человеком, который считает

Власова героем, 68,5 % ответили, что для них это не важно. Такая позиция, с одной стороны, говорит, что все-таки Великая Отечественная война — это уже история и оценка ее событий не влияет на взаимоотношения людей. Но, с другой стороны, узкие места истории могут быть использованы для изменения мнения людей.

Уважение к истории формирует высокое чувство национальной гордости, учит любить Родину не только в дни побед, но и в моменты потерь и поражений, учит делить с родным народом не только плоды его исторического подъема, но и времена трудностей и исторических тягот. Общая история обеспечивает связь поколений. Создает условия для общения, взаимопонимания и сотрудничества. Поэтому идеи, которые внедряет государство, не должны входить в противоречие с базовыми установками, которые уже сложились в историческом сознании общества. Действуя в соответствии с этим положением, государство обеспечивает стабильность общества. Поступая иначе, оно запускает механизмы разрушения. Без осмысления истории страна теряет ориентацию в будущем. Осознание общности своей исторической судьбы удерживает нацию от распада, а составляющих ее людей — от разобщения вопреки вызовам и катаклизмам истории.

ПЕСНИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ — КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

П. С. Пронякина, Л. Г. Белова, Новокузнецкий педагогический колледж

Актуальность данной темы заключается в том, что в последние десятилетия в системе дополнительного образования особое внимание уделяется культурно-досуговой деятельности детей. Большое значение приобретают мероприятия, посвященные важным историческим датам. В этом направлении большими возможностями обладает такая форма досуговой деятельности, как музыкально-литературная композиция с исполнением песен военного времени.

На практических занятиях в системе дополнительного образования мы встретились с вокальными ансамблями и провели беседы с руководителями этих коллективов (вокальный ансамбль хоровой студии «Надежда», руководитель — М. А. Яковченко, вокальный ансамбль «Ладушки», руководитель — Т. В. Свиридова, вокальный ансамбль 2-го курса, руководитель —

Ф. Ф. Аскарова, ГПОУ НПК.). В ходе беседы мы выяснили, что вокальные ансамбли и солисты этих коллективов в основном исполняют известные песни военных лет, такие как «В землянке» (музыка К. Листова, на стихи А. Суркова), «Темная ночь» (музыка Н. Богословского, на стихи В. Агатова), «Смуглянка» (музыка А. Новикова, на стихи Я. Шведова) и другие. Таким образом, проблема исследования состоит в том, что в годы войны было создано много песен, которые пелись солдатами, но не исполняются в наше время, а они так же, как и известные и исполняемые песни, являются частью музыкального наследия военного времени.

С началом войны в очень короткий срок—две-три недели — были написаны новые, разнообразные по стилю, плакатные, грозные песни. Вот слова великого композитора Н. А. Александрова

о песнях: «Я с первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею — песни». Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Песни помогали солдатам преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимали боевой дух воинов. Песня шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Советские поэты и композиторы с огромным энтузиазмом принялись за сочинения песен, их девизом стали слова: «Песня — фронту».

Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. принято условно делить на этапы, у каждого из которых свои особенности и основные события. Каждому этапу соответствуют музыкальный материал и песни.

Первый этап — вторжение немецкой армии на территорию Советского Союза. Фашистам удается прорваться и захватить пограничные республики — Прибалтику, Белоруссию, часть Украины. Необходимо было поднять народ на борьбу не только призывами, но и песнями. После начала войны прошло два дня, и по ленинградскому радио 24 июня 1941 года прозвучала песня композитора В. Соловьева-Седого на слова Л. Давидовича «Играй, мой баян». Перед эфиром за полчаса актер Александр Борисов разучил песню и так хорошо исполнил ее, что на другой день ее уже распевали повсюду. Это была по сути первая советская массовая песня военных лет.

Также высокое гражданское звучание в годы войны приобрела песня «Я на подвиг тебя провожала» (музыка Н. Богословского, слова В. Лебедева-Кумача).

Нельзя не вспомнить песню, которая в наше время стала гимном столицы России — песня «Моя Москва» на стихи Марка Лисянского, музыка Исаака Дунаевского.

Второй этап войны характеризуется контрнаступательной частью Сталинградской операции — ноябрь 1942 года. И в январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Этот этап называют коренным переломом, поскольку победа Красной армии в ряде масштабных сражений определила дальнейший ход войны. СССР удалось перехватить и удерживать стратегическую инициативу. И опять музыка сопровождала бойцов в эти нелегкие годы.

— ИСТОРИЯ В СОБЫТИЯХ И ДАТАХ -

В ноябре 1943 года на экраны страны вышел художественный фильм режиссеров А. Столпера и Б. Иванова «Жди меня», сценарий которого был написан по мотивам одноименной пьесы Константина Симонова. Музыку к фильму написал Николай Крюков, а мелодию лирической песни, которую пела героиня фильма Лиза (артистка В. Серова), сочинил Юрий Бирюков. И кинофильм, и песня из кинофильма «Ты крылатая песня, слетай» сыграли большую роль во время военного лихолетья. Они укрепили веру солдат в то, что их ждут домой жены, матери, любимые, придали новые силы для борьбы.

Январь 1944 года считают началом третьего этапа. Начинается отвоевывание Прибрежной Украины. Освобождаются Крым, Белоруссия, Прибалтика. В это время актуальной стала тема возвращения солдат на свою землю, в родные края. Появляются лирические песни, в которых говорится, как жены, матери, сестры, дочери ждут своих мужей назад домой. Оказалось, что хорошая лирическая песня так же нужна воину, покинувшему свой дом, родных и близких для битвы с ненавистным врагом, как и призывная, патриотическая. Эти соображения и подсказали поэту Павлу Герману актуальную тему — мать терпеливо ждет сына-летчика, ушедшего на фронт. И этот незатейливый сюжет воплотился в стихотворение «Тихо в избушке». Борис Фомин написал к нему мелодию, и новая песня стала звучать по Всесоюзному радио.

Таким образом, есть неизвестные, редко исполняемые песни военных лет. Истории их создания интересны и своеобразны. Такие песни хочется петь вместе, они объединяют, потому что в них есть горе и радость, которые понятны каждому человеку. Мы описали некоторые песни, которые можно рекомендовать для исполнения вокальными ансамблями в системе дополнительного образования, включать их в литературно-музыкальные композиции, которые в канун празднования 75-летия Победы будут востребованы. Мы пришли к выводу, что песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, отражают исторические события того времени и сами являются частью нашей истории и нашим культурным наследием. Спустя 75 лет после войны эти песни по-прежнему любимы и трогают до глубины души. Мы слышали, как раньше эти песни пели наши бабушки и дедушки, и теперь с удовольствием поем их сами. Такое культурное наследие военного времени необходимо беречь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.