Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОБЩЕСТВА'

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / ИСТОРИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воскобойников Сергей Георгиевич, Щукина Татьяна Владимировна

В настоящее время в связи с прослеживающимся кризисом идентичности в социуме у исследователей возникает потребность в изучении вопросов, связанных с механизмами формирования социальной идентичности общества. В рамках работы авторы статьи обращаются к анализу исторической памяти как одного из факторов, которые влияют на социальную идентичность общества.Через формирование исторической памяти посредством работы таких акторов, как образование, семья, государство, СМИ, осуществляется конструирование социальной идентичности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL MEMORY AND SOCIAL IDENTITY OF SOCIETY

At present, in connection with the ongoing identity crisis in society, researchers need to study issues related to the mechanisms of formation of the social identity of society. As part of the work, the author of the article turns to the analysis of historical memory as one of the factors that influence the social identity of society. Through the formation of historical memory through the work of such actors as education, family, state, media, the construction of the social identity of society is carried out.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОБЩЕСТВА»

УДК 94:316

Воскобойников Сергей Георгиевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культурологии,

Донской государственный технический университет Voskoboinikof1 968c@yandex.ru Щукина Татьяна Владимировна

кандидат исторических наук, доцент кафедры «История», Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ vuzprepod@mail .ru Sergey G. Voskoboynikov

Ph.D. in Historical Sciences, Associate Professor Department of History and cultural science, Don State Technical University Voskoboinikof1968c@yandex.ru Tatyana V. Schukina

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Rostov State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation vuzprepod@mail. ru

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОБЩЕСТВА

HISTORICAL MEMORY AND SOCIAL IDENTITY OF SOCIETY

Аннотация. В настоящее время в связи с прослеживающимся кризисом идентичности в социуме у исследователей возникает потребность в изучении вопросов, связанных с механизмами формирования социальной идентичности общества. В рамках работы авторы статьи обращаются к анализу исторической памяти как одного из факторов, который влияет на социальную идентичность общества. Через формирование исторической памяти посредством работы таких акторов, как образование, семья, государство, СМИ, осуществляется конструирование социальной идентичности общества.

Ключевые слова: память, история, социальная память, историческая память, ценности, ценностные ориентации, идентичность, политика идентичности, социальная идентичность, российское общество.

Abstract. At present, in connection with the ongoing identity crisis in society, researchers need to study issues related to the mechanisms of formation of the social identity of society. As part of the work, the author of the article turns to the analysis of historical memory as one of the factors that influence the social identity of society. Through the formation of historical memory through the work of such actors as

education, family, state, media, the construction of the social identity of society is carried out.

Key words: memory, history, social memory, historical memory, values, value orientations, identity, identity policy, social identity, Russian society.

Очень часто в своей жизни рефлексирующий человек задумывается над такими вопросами: «Кем я являюсь? К какой социальной группе я отношусь? Чем я могу быть полезен миру как представитель той или иной социальной группы?». Особенно остро эти вопросы нуждаются в рефлексии и поиске ответов в период социальной турбулентности, когда неизвестность страшит, а терять почву из-под ног человеку не хочется. В связи с этим, люди ищут надежную опору и в таком поиске прибегают к анализу себя и своего накопленного социального опыта, в чем, на наш взгляд, им помогает такое коллективное культурное произведение, как память. Ведь, не зря Д. С. Лихачев отмечал, что «память - преодоление времени, преодоление смерти. Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.» [1].

К исследованию памяти ученые прибегают уже в течение длительного периода времени. И изучение данного феномена не теряет своей актуальности, а в настоящее время становится даже более значимым для более грамотного осмысления и объяснения травматического прошлого и проектирования на перспективу - будущего.

К настоящему периоду времени мы обладаем довольно большим массивом междисциплинарных научных публикаций, которые рассматривают тот или иной вопрос, связанный с такими феноменами, как социальная, коллективная, историческая память [2; 3; 4; 5]. Феномен исторической памяти довольно часто используется в исследованиях, посвященных идентичности, так как «в основе идентичности лежит разделяемая членами общности историческая память» [6, с. 3]. Также, стоит отметить и тот факт, что сегодня все чаще в некоторых российских нормативно-правовых документах стала упоминаться необходимость обращения к феномену исторической памяти, что, в свою очередь, как декларируется в документах, поможет защитить и сохранить традиционные российские духовно-нравственные ценности [7]. Региональная политика также, как и государственная, выстраивается в соответствии с общероссийскими задачами по сохранению исторической памяти, поэтому в регионах активно реализуются программы по патриотическому воспитанию граждан, что, по мнению представителей государственных органов власти, поможет сформировать у населения, особенно у молодого поколения, уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему России [8]. В свете существующих нормативных документов и государственных программ, направленных на формирование исторической памяти, ученых беспокоит состояние исторической памяти россиян на современном этапе, о чем свидетельствуют публикации Ж.Т. Тощенко [9] и

П.В. Фадеева [4]. Так, П.В. Фадеев, обращаясь к вторичному анализу данных, полученных в ходе проведения социологических опросов такими центрами, как ФНИСЦ РАН, МИОН «Будущее России», Левада-Центра и ФОМ, отмечает фрагментарность исторического сознания россиян, а также преобладание в большей степени в исторической памяти населения такого события, как Великая Отечественная Война, которое чаще всего заслоняет все остальные истерические события, происходившие в стране [4].

Как мы видим, существующие публикации междисциплинарного характера довольно четко подчеркивают актуальность темы выбранного исследования, а также очень подробно рассказывают о формах и этапах конструирования исторической памяти, повествуют о существующих в настоящее время технологиях, используемых при конструировании исторической памяти. Несмотря на имеющийся массив публикаций, нам бы хотелось в данной работе обратиться к анализу исторической памяти как одного из факторов, который оказывает влияние на формирование социальной идентичности общества.

Феномен памяти, который рассматривался с точки зрения социологии, связывают с именем М. Хальбвакса, обратившегося к социальной памяти как к социальной конструкции, которая создается в настоящем времени. Социальная память неразрывно связана с историей людей, поэтому чаще всего к феномену памяти обращаются в своих исследовательских проектах ученые-историки. В своих работах историки используют такую дефиницию, как «историческая память». Например, конструирование коллективной памяти во Франции рассматривалось в работах Пьера Нора, который был основателем теории «мест памяти» [10]. Места памяти - это «символические объекты», которые составляют многообразие французской национальной идентичности.

Что же подразумевается под исторической памятью? «Коллективная историческая память - особая символическая форма передачи и актуализации культурных смыслов, выходящая за рамки опыта отдельных людей или групп, сохраняемая традицией, выражающаяся в мемориальных знаках (памятных местах, датах, церемониях, в письменных, изобразительных и монументальных памятниках). Коллективная историческая память удерживает наиболее значимую информацию и образы, которые имеют ориентирующую, нормативную и конституирующую функции» [11, с. 5].

Формирование исторической памяти - это изучение и понимание человеком того социокультурного наследства, которое ему оставили предки, а через формирование исторической памяти осуществляется конструирование социальной идентичности общества. «Именно сила памяти определяет черты идентичности и делает прошлое проекцией будущего» [12, с. 48-49].

Социальная идентичность представляет собой осознание со стороны индивида его принадлежности к тем или иным социальным общностям. Как отмечает А.И. Ковалева, социальная идентичность индивида «связана также с переживанием своей индивидуальности и является его субъективным

состоянием и объективно наблюдаемым качеством тождественности другому человеку, группе, образцу и самому себе» [13]. Культурные смыслы, которые закреплены в коллективной исторической памяти, позволяют современникам поддерживать связь со своими предками, что дает возможность образовывать «единое сакральное пространство ценностей, совместных действий по поддержанию идентичности и общих ожиданий» [13]. Например, посредством воспроизведения тех или иных ритуалов или обрядов во время праздников, современные люди восстанавливают картину жизни своих предков, имеют возможность сопереживать, разделяют их эмоциональное состояние. Соприкосновение с местами памяти также дает возможность современникам понять ход исторических событий.

Сейчас местам памяти в России уделяют огромное внимание. К примеру, в Ростовской области в 2020 году был открыт народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты». На территории комплекса действует музей, где размещена экспозиция «Дон в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Интерактивная площадка «Прорыв», на которой можно познакомиться с примерами фортификационных сооружений и образцами вооружения воюющих сторон, рассказывает о тяжёлых боях августа 1943г. Главной особенностью комплекса является Река Жизни, которая символична и обозначает быстротечность времени и бесконечность человеческой памяти.

На наш взгляд, уроки истории в школе, средних и высших учебных заведениях должны быть неким каркасом такой конструкции, как коллективная историческая память. Конечно, огромную роль в формировании исторической памяти играют и такие социальные институты, как семья, государство, средства массовой информации. Особую значимость в настоящее время приобретают «электронные средства фиксации, хранения и воспроизведения информации о пережитом опыте, документальная кинохроника, средства массовой информации, беллетристика и символические ритуалы» [14, с. 44], так как они увеличивают многообразие свидетельств о прошлом и помогают людям взглянуть на прошлый опыт не только с исторической точки зрения, но и, с точки зрения обычных обывателей, поскольку электронные хроники могут быть записаны журналистами, фотографами, режиссерами. Мы считаем, что над пополнением такой конструкции, как коллективная историческая память, необходимо работать каждому из перечисленных институтов сообща, только в такой консолидированной работе можно будет избежать фрагментарности и излишней мифологизированности исторической памяти.

Таким образом, историческая память - это сконцентрированное и направленное общественное сознание, отражающее значимость и актуальность информации о прошлом в непосредственной взаимосвязи с настоящим и будущим. Благодаря исторической памяти, формируется единое пространство ценностей, совместных действий по поддержанию идентичности общества.

Литература:

1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1985. 207 с.

2. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Историческая и коллективная память и социальный порядок // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С. 76-80.

3. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Историческая память: формы сохранения, конструирования и презентации // Известия Коми НЦ УрО РАН. 2019. №4 (40).

4. Фадеев П.В. Историческая память россиян в социологических опросах: основания, реальность, проблемы // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. №2. C. 36-54.

5. Воскобойников С.Г., Щукина Т.В. Историческая память: научно-исторический и социокультурный аспекты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: исторические науки. 2022. №3.

6. Красноборов М.А. Социальные технологии формирования исторической памяти обучающихся в системе среднего общего образования: автореферат дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2018. 22 с.

7. Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 года № 703 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 .

8. Постановление от 10 янв. 2022 года № 3 Об утверждении региональной межведомственной программы «Патриотическое воспитание граждан (Ростовская область)». URL: https: //www.donland.ru/documents/15095/.

9. Тощенко Ж.Т. Что происходит с исторической памятью о Великой Отечественной Войне? // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 18-21.

10. Нора П., Озуф М., Винок М. Франция-память. СПб., 1999. 328 с.

11. Стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации. Проект. М., 2016. 136 с.

12. Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания / Отв. ред. Л. П. Репина. М., 2005.

13. Ковалева А.И. Разновидности социальной идентичности: подходы к классификации // Знание. Понимание. Умение. 2019. №4.

14. Корнющенко-Ермолаева Н.С. Диалектика отношений коллективной памяти и истории: pro et contra // Векторы благополучия. 2022. № 3. С. 43-60.

Literature:

1. Likhachev D.S. Letters about the good and the beautiful. M., 1985. 207 p.

2. Kasyanov V.V., Samygin S.I. Historical and collective memory and social order // Humanities, socio-economic and social sciences. 2019. No. 10. pp. 76-80.

3. Tishkov V.A., Shabaev Yu.P. Historical memory: forms of preservation, construction and presentation // Izvestiya Komi NC UrO RAS. 2019. No. 4 (40).

4. Fadeev P.V. Historical memory of Russians in opinion polls: grounds, reality, problems // Bulletin of the Institute of Sociology. 2021. Vol. 12. No. 2. pp. 36-54.

5. Voskoboynikov S.G., Shchukina T.V. Historical memory: scientific-historical and socio-cultural aspects // Humanities, socio-economic and social sciences. Series: Historical Sciences. 2022. №3.

6. Krasnoborov M.A. Social technologies for the formation of historical memory of students in the system of secondary general education: Abstract of the thesis. ... cand. sociological Sciences. St. Petersburg, 2018. 22 p.

7. Decree of the President of the Russian Federation No. 703 dated December 6, 2018 «On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025» // Official Internet Portal of Legal Information. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949.

8. Resolution No. 3 of January 10, 2022 On the approval of the regional interdepartmental program "Patriotic education of Citizens (Rostov Region)". URL: https://www.donland.ru/documents/15095.

9. Toshchenko Zh. T. What happens to the historical memory of the Great Patriotic War? // Sociological research. 2020. No. 5. Pp. 18-21.

10. Nora P., Ozuf M., Vinok M. France-memory. St. Petersburg, 1999. 328 p.

11. Strategy of preservation of culture and cultural and historical heritage of the peoples of the Russian Federation. Project. Moscow, 2016. 136 p.

12. Ryuzen Y. Crisis, trauma and identity // «Chain of times»: problems of historical consciousness / Ed. by L. P. Repin. M., 2005.

13. Kovaleva A.I. Varieties of social identity: approaches to classification // Knowledge. Understanding. Ability. 2019. No.4. Kornushchenko-Ermolaeva N.S. Dialectics of relations between collective memory and history: pro et contra // Vectors of well-being. 2022. No. 3. Pp. 43-60.

14. Kornyushchenko-Ermolaeva N.S. Dialectics of relations between collective memory and history: pro et contra // Well-Being Vectors. 2022. No. 3. Pp. 43-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.