Научная статья на тему 'Историческая необходимость и правовые основы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе (1993 2005 гг. )'

Историческая необходимость и правовые основы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе (1993 2005 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
464
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давыдов А. Н.

Исходя из объективных потребностей общественного развития Российской Федерации, можно выделить две группы факторов, определивших историческую необходимость подготовки граждан к военной службе в рассматриваемый период внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся: исторический, экономический, социальный, внутриполитический, культурный и духовно-нравственный. К внешним угрозы экономической безопасности, внешнеполитический и военно-стратегический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Давыдов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL NECESSITY AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE PREPARATION OF THE RUSSIAN FEDERATION CITIZENS TO THE MILITARY SERVICE (1993 2005)Military University, Defense Ministry the Russian Federation, Moscow

On the basis of objective needs of the Russian Federation social development it is possible to specify two groups of factors which have determined the historical necessity of preparation of citizens to the military service during the studied period internal and external. The internal factors are: historical, economic, social, domestic-policy, cultural and spiritual-moral. Threats to economic safety, foreign policy and military-strategic factors can be counted as external.

Текст научной работы на тему «Историческая необходимость и правовые основы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе (1993 2005 гг. )»

УДК 930

ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ (1993 - 2005 ГГ.)

© 2008 А.Н.Давыдов

Военный университет МО РФ, г. Москва

Исходя из объективных потребностей общественного развития Российской Федерации, можно выделить две группы факторов, определивших историческую необходимость подготовки граждан к военной службе в рассматриваемый период - внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся: исторический, экономический, социальный, внутриполитический, культурный и духовно-нравственный. К внешним - угрозы экономической безопасности, внешнеполитический и военно-стратегический.

Рассматривая внутренние факторы, вызывавшие необходимость подготовки граждан к военной службе в 1993 - 2005 гг., прежде всего следует выделить фактор исторический, вытекающий из уроков многовековой истории Российского государства. Историческая память сплачивает соотечественников перед лицом внешних угроз, является мощным побудительным мотивом к мобилизации и организации их сил в борьбе против внешнего агрессора, в защиту суверенитета и территориальной целостности державы. Утверждение и укрепление исторического сознания, патриотических чувств народа, военно-патриотическое воспитание масс во всех государствах всегда выступает в качестве важного средства консолидации общества, подчинения его социальной энергии интересам национального развития и обеспечения безопасности1.

Экономический фактор характеризовался необходимостью устойчивого и динамичного развития страны. В результате распада СССР и образования независимых государств разрушились некогда отлаженные финансово-экономические связи между бывшими советскими республиками, сузилась ресурсная база экономического производства и экономической деятельности. Российская Федерация, как правопреемница Советского Союза, приняла на себя обязательства по выплате огромных долгов, которые тяжелым бременем легли на финансовую систему страны2.

1 См.: Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: Опыт социологического исследования формирования российской идеологии 21 века. - С. 174.

2 См.: Экономическая безопасность России: Общий курс:

Учебник / Под ред В.К. Сенчатова. - М.: Дело, 2005. - С. 96 - 97.

Под лозунгами демилитаризации общественного сознания и нехватки финансовых средств была отменена начальная военная подготовка в учебных заведениях, ликвидировались военные кафедры во многих вузах, стрелковые тиры и оборудованные военно-спортивные площадки оказались ненужными учебники и пособия по обучению и воспитанию будущего пополнения для армии и флота3.

Социальный фактор определялся, в первую очередь, качественными изменениями в экономике страны. Из-за низкого уровня жизни сложилось критическое положение в демографической сфере. Негативные социальные процессы отрицательно сказались на состоянии Вооруженных сил РФ и подготовке граждан к военной службе.

Внутриполитический фактор в стране в рассматриваемый период также отличался высоким динамизмом. Одной из важнейших причин запущенности в работе по формированию у граждан качеств защитника Отечества также являлось отсутствие единой государственно-патриотической идеологии, государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи. В то же время, наблюдалось активное функционирование неформальных объединений, часть из которых представляла националистическую ориентацию. Нормативно-правовая база военно-патриотической работы сильно отставала от запросов времени. Медленно шло обновление его форм и методов. Взаимодействие детских

3 См.: Азарова А.В. Патриотическое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992 - 2000 гг. Дис... канд. ист. наук. - М.: 2004. - С. 140 - 143.

и юношеских общественных объединений с государственными и социальными структурами отличалось организационной слабостью4.

Отмечая сложности в общественно-политической обстановке, надо отметить и положительные тенденции. Главная из них заключалась в том, что государственные органы и общественные организации, опираясь на конституционные ценности, развивающуюся законодательную базу в области военно-патриотического воспитания, постепенно наращивали усилия в этой работе5.

Не менее важной тенденцией в рассматриваемые годы был рост использования в практической деятельности по подготовке будущих защитников Отечества опыта предыдущих лет. Разворачивалась пропаганда героических страниц истории нашего народа, боевых традиций Вооруженных сил, воспитание юношей на опыте передовых воинских коллективов. Целенаправленно велась работа по формированию у допризывной и призывной молодежи здорового образа жизни, активного участия в спортивно-массовых мероприятиях и в военно-прикладных видах спорта6.

Таким образом, политические события в рассматриваемый период носили во многом противоречивый характер, но они имели и немало положительного для военно-патриотического воспитания населения.

Культурный и духовно-нравственный факторы. Отказ от научных основ реформирования государства и общества вместе с отсутствием должной организаторской работы на этом пути породили не только экономическую дезинтеграцию, социальное расслоение в обществе, но и девальвацию традиционных российских духовных ценностей. Это также оказало негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, значительно снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образова-

4 См.: Антонова И.Р. Деятельность органов управления, общественных организаций г. Москвы по военно-патриотическому воспитанию молодежи в 1992 - 2002 гг. -С. 80, 82.

5 См.: Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота: Научно-теоретический труд. / Дырин А.И., Звинчуков Н.И., Каверин Б.И., Клягин С.В. и др. - М.: ВУ, 1999. - С. 138 -143.

6 Текущий архив ЦС РОСТО, д. 16, 1995 г., л. 17-20; д. 11,

1996 г., л. 32 - 38; д. 19, 1998 г., л.9 - 11.

ния как важнейших условий формирования патриотизма и подготовки населения к военной службе7.

Правовой нигилизм, вызванный девальвацией духовно-нравственных основ личности у значительной части населения, вызвал ухудшение криминогенной ситуации в стране. По данным МВД РФ, в период с 1992 г. по 2000 г. преступность среди подростков и молодежи возросла на 173% .

Несмотря на это, разрушить здоровые основы ментальности населения и покончить с патриотизмом не удалось. Приоритет в борьбе за умы и души людей оставался на стороне патриотических сил. Государственные органы и общественные организации получали с их стороны неизменную помощь и поддержку в их деятельности по военно-патриотическому воспитанию населения.

Одним из внешних факторов, вызывавших потребность подготовки населения к военной службе в рассматриваемый период, был фактор внешней угрозы экономической безопасности страны.

США и их европейские партнеры проводили во внешнеэкономических отношениях с Россией дискриминационную политику, не давая нашей стране войти во Всемирную торговую организацию (ВТО) и другие. И только начиная с 1995 г., они официально стали говорить о возможности РФ вступить в ВТО, но на их условиях, что оказалось крайне невы-

9

годным для нашего государства .

Внешнеполитический и военно-стратегический факторы. Давая характеристику международной обстановке в рассматриваемый период, необходимо подчеркнуть ее исключительную сложность и противоречивость.

В рассматриваемый период военный потенциал России снизился по отношению к НАТО в 4 - 6,5 раза по наземным видам воо-

7 См.: Стратегический ответ России на вызов нового века / Под общ. ред. Л.И.Абалкина. - М., 2004. - С. 596 - 604.

8 См.: Дегтярев С. В. Тянем под уздцы Троянского коня // Советская Россия. - 2004. 28 октября. - С. 3.

9 См.: Белоусова О.М. Глобальные аспекты экономической политики России на этапе вступления во Всемирную торговую организацию // Социальная модернизация России: итоги, уроки, перспективы: Материалы V Международного социального конгресса. 25 - 26 ноября 2005 г. - В 2-х т. - М.: 2005. Т. 1. - С. 187 - 188.

ружений и в 2 раза по военно-морским и военно-воздушным10. Спала и лживая маска миролюбия с лиц военно-политических руководителей Североатлантического пакта. Натовская военная доктрина стала ориентироваться не на оборону, а на превентивные мощные удары и наступление за пределами зоны ответственности, ранее установленной договором. И главное - во всемирном масштабе устанавливался монополярный мир при лидерстве США и группы ведущих западных стран11.

Анализ всей совокупности нормативно-правовых актов, регламентирующих обязательную подготовку населения к военной службе в рассматриваемый период показал, что ее можно разделить на несколько групп: федеральные законы и указы президента РФ, постановления Правительства РФ, документы министерств и ведомств, региональных органов власти и местного самоуправления, общественных организаций.

Среди федеральных законов, в первую очередь необходимо отметить Конституцию РФ, принятую в 1993 году. В Основном Законе указывается, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федера-ции12. Проблемно-хронологическое рассмотрение нормативно-правовой базы позволяет назвать и другие законодательные акты в русле исследуемого периода. Среди них Закон РФ "Об обороне", принятый 15 октября 1992 года13. В нем указывается, что оборона - это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения. В документе определен субъект, составляющий основу обороны Российской Федерации - Вооруженные силы РФ. Они являются государственной военной организацией, комплектуемой по контракту и на основе призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу. Закон также установил фактическую численность военнослужащих в ВС РФ мирного времени - не более 1% населения страны. В нем

10 См.: Запоев Ю.К. Не промотать наследия // Патриот. 1997. № 22. - С. 6.

11 См.: Золотарев О.В. Некоторые вопросы военной идеологии США в начале XXI века. Курс на глобальное лидерство. // НАВИГУТ. Приложение к журналу "Безопасность Евразии". 2004. № 3 (19). - С. 105.

12 См.: Конституция Российской Федерации. - Ст. 59, п.1.

13 См.: Об обороне: Федеральный закон РФ от 15 октября

1992 г. // Красная звезда. 1992. 21 октября.

также расписаны права и обязанности органов государственной власти и управления, руководства предприятий и организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, в том числе военно-патриотического воспита-

14

ния .

22 января 1993 г. был принят Закон РФ "О статусе военнослужащих"15. Следует отметить, что впервые в отечественном законодательстве в нем дано определение статуса военнослужащего - его правового положения в обществе. Мировой опыт показывает, что это характерно для демократических государств. Закон устанавливает его как совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, гарантируемых законодательством и государством. Среди важнейших норм, прописанных в документе, - права данной категории граждан на свободу совести и вероисповедания, участия в управлении делами общества и государства, труд и отдых и другие. Документ закрепил право военнослужащих на защиту свободы, чести и достоинства путем обращения в суд. В нем также содержатся положения о материальном и финансовом обеспечении, страховых гарантиях, социальной защите членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Не менее важным документом является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", принятый 11 февраля 1993 года16. В нем имеется отдельный раздел, регламентирующий подготовку молодежи по основам военной службы. Важная роль в нем отведена проблеме овладения допризывниками военно-техническими специальностями, их физическому совершенствованию. В документе указаны и источники финансирова-

"17

ния данных мероприятий .

Однако были и недостатки. В частности, ничего не говорилось об альтернативной гражданской службе. Эти и другие изъяны, выявленные в процессе практического использования рассмотренного нами документа потребовало разработки и принятия более со-

14 См. там же.

15 См.: О статусе военнослужащих: Закон РФ от 22. 01. 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ. 1993. № 6. Ст. 188.

16 См.: О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон РФ от 11 февраля 1993 г. №751 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1993. № 49. - Ст. 1746.

17 Там же.

вершенного законодательного акта. Новый Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" был утвержден 12 марта 1998 года18. В соответствии с ним гражданин Российской Федерации обязан защищать Отечество - Российскую Федерацию. Воинская обязанность граждан предусматривает воинский учет, подготовку к военной службе, ее прохождение, пребывание в запасе и призыв на военные сборы19.

Важную роль в подготовке граждан к военной службе играет Федеральный закон РФ "Об

общественных объединениях", утвержденный 19

20

мая 1995 года . Этот нормативно-правовой акт служит делу создания и регулирования многосторонней работы общественных организаций страны. В нем определены статус, функции и задачи общественных организаций и объединений, в том числе и занимающихся подготовкой будущих защитников Отечества.

Большое значение для рассматриваемой нами сферы деятельности имел Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи"21. В нем отмечается важность мер по организационной и финансово-материальной поддержке общественных структур, занимающихся подготовкой молодежи к защите Родины. В соответствии с этим перед государственными органами в Указе ставился ряд задач.

Важную роль в рассматриваемый период сыграла утвержденная постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы"22.

По своему содержанию эта программа представляла собой государственно-правовой

18 См.: О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. №53 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №13. - Ст. 1475.

19 См. там же.

20 См.: Об общественных объединениях: Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. №82-Ф // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. - Ст. 1930.

21 См.: О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи: Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1996. №21. - Ст. 2470.

22 См.: Государственная программа "Патриотическое вос-

питание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005

годы": Постановление Правительства РФ № 122 от 16 фев-

раля 2001 г. // Красная звезда. 2001. 2 марта.

акт, определивший роль, место и значение идей патриотизма на современном этапе общественной жизни России. Она была направлена на обеспечение социально-экономического, духовного и культурного подъема Российского общества, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности в стране.

Заслуживает внимания и Федеральная целевая программа "Молодежь России (1998 - 2000 гг.)", утвержденная постановлением Правительства РФ от 18 июня 1997 года23. Данное Постановление содержало специальный раздел под названием "Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи". Ценным здесь являлся комплексный подход к решению этих проблем и установка на взаимодействие государственных и общественных организаций в их решении.

Успешное в целом выполнение этой программы позволило Государственному комитету по делам молодежи разработать и 12 марта 2001 г. утвердить Федеральную целевую программу "Молодежь России (2001-2005 гг.) "24. Ее составными частями стали две подпрограммы. Первая из них предусматривала создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, увековечения памяти защитников Отечества. Вторая подпрограмма ставила задачей развитие массового молодежного спорта25.

Важную роль в деле дальнейшего развития системы подготовки молодежи к военной службе в исследуемый период играло постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. "О военно-патриотических молодеж-

23 См.: Молодежь России (1998 - 2000 гг.). Федеральная целевая программа: Постановление Правительства РФ № 776 от 18.06.1997 г. // Российская газета. 1997. 22 июня.

24 См.: Молодежь России (2001 - 2005 гг.). Федеральная целевая программа: Утверждена постановлением Государственного Комитета РФ по делам молодежи 12 марта 2001 г. Текущий архив Государственного комитета РФ по делам молодежи, д. 12/3, 2001 г., л. 128 -130.

25 См. там же.

ных и детских объединениях"26. В нем изложены общие принципы организации и функционирования, содержание, гарантии и меры государственной поддержки указанных объединений на федеральном уровне. Здесь также указывались объем и источники их целевого финансирования - средства федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации.

Одним из основных документов, оказавших большое влияние на подготовку молодежи к военной службе было постановление Правительства РФ "О подготовке военно-технических специалистов в профессиональных образовательных учреждениях для прохождения действительной военной службы". Оно было подписано 20 июня 1992 года27. В соответствии с его требованиями профтехучилища и техникумы, выпускающие специалистов по смежным с военными специальностями, такими как автотракторная техника, авиация, водный транспорт, связь, должны давать учащимся начальную военно-техническую подготовку по 28

ним .

Большую роль в военно-технической подготовке молодежи к военной службе играла Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО)29. Немалое значение для дальнейшего развития этой массовой оборонной общественной организации имел Указ Президента РФ №1053 от 23 июля 1993 г. "О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации'30. В документе содержалось постановление главы государства о поддержке ее работы по военно-патриотическому воспитанию граждан, совершенствованию технических, прикладных и авиационных видов спорта, технического творчества молодежи, подготовке кадров массовых технических профессий и военно-

26 См.: О военно-патриотических молодежных и детских объединениях: Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №551 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 2000. №31. - Ст.3242.

27 См.: О подготовке военно-технических специалистов в профессиональных образовательных учреждениях для прохождения действительной военной службы: Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г.

28 Там же.

29 См.: Анохин А.И. В труде и боях закаленное: Очерк истории оборонного общества. - М.: "Магистр Лтд", 1998. - С. 176 - 177.

30 См.: О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации: Указ Президента РФ №1053 от

23 июля. 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №31. - Ст. 2863.

обученных специалистов для Вооруженных сил страны. Правительство РФ, органы исполнительной власти данным указом обязывались оказывать РОСТО всемерное содействие в осуществлении уставных задач.

Важную роль в деле дальнейшей подготовки граждан РФ к военной службе играло постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441. "Об утверждении Положения о подготовке граждан к военной службе"31. Для органов исполнительной власти федерального уровня, субъектов федерации, органов местного самоуправления, учреждений образования, культуры и здравоохранения постановление стало прочной юридической основой в налаживании рассматриваемой системы.

Рассматривая деятельность государственных органов по формированию нормативно-правовой базы подготовки молодежи к военной службе, необходимо отметить ряд противоречий.

С начала 2000-х гг. Министерство обороны РФ делало неоднократные попытки вернуться к тем элементам системы подготовки граждан, которые были наработаны годами и считаются наиболее эффективными. Достаточно заметить, что в связи с отменой, начиная с 1992 г., начальной военной подготовки в общеобразовательных школах к этому времени только 37% преподавателей основ военной службы имели необходимую квалификацию. За прошедший с начала 1990-х гг. период состояние учебно-материальной базы настолько ухудшилось, что полный комплекс такой базы остался лишь у 33,1% образовательных учреждений. Кроме того, из программы по физической культуре неоправданно исключили вопросы военно-прикладной направленности, а само ее содержание никак не сопряжено с требованиями "Наставления по физической подготовке", действующего в Вооруженных силах. В результате более 40% призывников не способны были выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке и оказались не готовыми к военной службе32.

31 См.: Об утверждении Положения о подготовке граждан к военной службе: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. №1441. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 2000. №2. - Ст. 225.

На начало 2005 г. также не удалось преодолеть некоторые существующие законодательные противоречия по данному вопросу. В частности, в соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и их родителей за счет средств и силами заинтересованного ведомства. А в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" подготовка по основам военной службы носит обязательный характер.

К сожалению, в Министерстве образования и науки Российской Федерации проблемы, свя-

занные с подготовкой граждан к военной службе, не нашли должного понимания. Именно поэтому в государственных образовательных стандартах основы военной службы не получили статус самостоятельной дисциплины, а нашли лишь частичное отражение в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности", что не позволяет эффективно осуществлять подготовку молодежи по основам военной службы.

32 См.: Смирнов В.И. Современная система комплектования Вооруженных Сил: особенности, результаты, выводы, уроки, задачи. - М.: 2002. - С. 2 - 3.

HISTORICAL NECESSITY AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE PREPARATION OF THE RUSSIAN FEDERATION CITIZENS TO THE MILITARY SERVICE (1993 - 2005)

© 2008 A.N.Davydov

Military University, Defense Ministry of the Russian Federation, Moscow

On the basis of objective needs of the Russian Federation social development it is possible to specify two groups of factors which have determined the historical necessity of preparation of citizens to the military service during the studied period - internal and external. The internal factors are: historical, economic, social, domestic-policy, cultural and spiritual-moral. Threats to economic safety, foreign policy and military-strategic factors can be counted as external.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.