Научная статья на тему 'Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по формированию у молодежи исторического сознания (на материалах Москвы и Московской области)'

Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по формированию у молодежи исторического сознания (на материалах Москвы и Московской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
308
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
THE YOUTH/YOUNG PEOPLE / ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / HISTORICAL CONSCIOUSNESS / NORMATIVE LEGAL BASE / GOVERNMENTAL BODY / EDUCATIONAL INSTITUTION / PUBLIC ORGANIZATION / HEROICALLY-PATRIOTIC EDUCATION / FORMS AND METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Люблин Александр Зигфридович

Статья содержит анализ проблемы формирования у российской молодежи исторического сознания в 1993 2008 гг. Автор утверждает, что этот процесс имел сложный и противоречивый характер, был направлен на внедрение в умы молодежи системы знаний о прошлом своего Отечества, осуществлялся на основе нормативно-правовой базы, возникшей после принятия в 1993 г. Конституции РФ. В статье основное внимание уделяется исследованию роли органов государственной власти (центральных и местных), учебных заведений и общественных организаций в формировании исторического сознания молодежи, в ее героико-патриотическом воспитании. Значительное место в работе отводится характеристике многочисленных и разнообразных форм и методов воздействия на сознание и поведение молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of State and Local Government Institutions aimed at forming historical consciousness in the youth (Moscow and Moscow region research data)

The issue of forming of historical consciousness in the Russian youth in the year of 1993-2008 is analyzed in the article. The author confirms that this process had a very difficult and discrepant character, was intended to implement the system of knowledge about the past of the native land in the young minds, that was practiced through normative legal base, which appeared after the Constitution of the Russian Federation had been approved in 1993. The role of the Government, Central and Regional Educational Institutions in forming of historical consciousness and heroically-patriotic education in the youth. The work is focused on describing numerous and different forms and methods of influence on consciousness and behavior of young people in the period investigated.

Текст научной работы на тему «Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по формированию у молодежи исторического сознания (на материалах Москвы и Московской области)»

С принятием в 1993 г. Конституции РФ начала создаваться новая нормативно-правовая база, которая позволила осуществлять формирование исторического сознания граждан в современных условиях социально-экономической, культурной и духовной жизни страны. Деятельность государственных органов РФ и органов местного самоуправления по ведению этой работы представляла собой сложный, динамичный и противоречивый процесс. Его сущность заключалась в целеустремленной, многоплановой, систематической, скоординированной с общественными организациями и органами местного самоуправления работе.

Данная работа направлялась на внедрение в умы молодежи системы знаний и убеждений о прошлом своего Отечества. Эти знания выступают в качестве побудительных мотивов к патриотическим действиям. Цель таких действий - построение экономически процветающего демократического правового государства и гражданского общества в РФ, способного обеспечить высокий уровень жизни населения и национальную безопасность.

Выполнение подобного комплекса задач требовало от всех субъектов воспитания РФ, представленных государственными, региональными и местными органами власти, четкого выполнения функций, касающихся формирования исторического сознания молодежи.

Помимо законотворческой деятельности высших органов государственного руководства, важное место в этой системе принадлежало региональным и местным органам власти, непосредственно осуществляющим руководство всей рассматриваемой работой на местах. Это, прежде всего, московские городские и областные органы власти, а также местные муниципалитеты, конкретно занимающиеся осуществлением всего комплекса мероприятий, связанных с формированием исторического сознания граждан, проживающих в Московском регионе.

Рассматриваемая система строилась на консолидации деятельности этих органов с образовательными и культурными учреждениями, ветеранскими, молодежными и другими общественными организациями. Как известно, во второй половине 1990-х гг. в условиях новой государственности завершилось создание властных структур регионального и местного уровня. Г оловными исполнителями программ по патриотическому воспитанию, в том числе формированию исторического сознания граждан, стали новые органы по делам молодежи и образования [1]. Кроме того, создавались и функционировали региональные межведомственные советы и центры по ведению этой работы.

В Московском регионе руководителями и основными координаторами воспитания на исторических примерах, как и всего патриотического воспитания, выступали столичные и Московские областные органы управления. С реорганизацией органов власти и местного самоуправления с конца 1993 г. эти задачи стали выполнять мэр Москвы Ю.М. Лужков, губернатор Московской области -Б.В. Громов, правительство и администрация столицы и области. В иерархизиро-ванной структуре органов управления ниже стояли главы администраций округов Москвы, районные, городские и поселковые администрации населенных пунктов Подмосковья [2].

Головными исполнителями программ по воспитанию патриотов России были определены органы по делам молодежи и органы управления образования. Кроме того, были созданы и функционировали региональные межведомственные советы и центры по ведению этой работы. Большую роль в руководстве работой по воспитанию молодежи историей при новой системе власти стали играть столичные и московские областные органы: Комитеты образования, Комитеты по делам молодежи, военные комиссариаты, от общественных организаций - Советы ветеранов, военно-исторические и патриотические клубы [3].

С возрастанием задач патриотической работы, в том числе воспитания молодежи историей, в рассматриваемый период совершенствовалась и организаторская деятельность Комитетов по делам молодежи и Комитетов образования

[4], что требовало использования знаний и опыта специалистов. На данном основании в региональных структурах власти в начале 2000-х годов в составе Комитетов по делам молодежи были образованы отделы патриотического воспитания, в задачи которых входило и привитие молодежи интереса к истории Отечества, к знанию и соблюдению лучших традиций многонационального народа России

[5].

Дальнейшее улучшение руководства со стороны государственных органов системой патриотического воспитания и формирования у молодежи исторического сознания в рассматриваемый период связано с принятием в 2001 г. государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”[6], а также региональных программ - московской городской целевой программы “Патриотическое воспитание граждан Москвы на 2002-2005 гг.”[7] и “Патриотическое воспитание граждан Московской области на 2002-2005 годы”[8]. С образованием правительственной комиссии, которая стала осуществлять управление всей системой патриотического воспитания в масшта-

бе страны, для ведения этой работы на местах были сформированы региональные межведомственные координационные советы и центры. К маю 2004 г. они действовали уже во всех административных округах Москвы и во всех районах Московской области. О значимости вопросов патриотического воспитания граждан и деятельности межведомственных координационных советов в Московском регионе свидетельствуют те факты, что эти структуры, как уже было сказано, непосредственно возглавили мэр столицы Ю.М. Лужков и губернатор Московской области Б.В. Громов [9].

Следует подчеркнуть, что предметом особой заботы в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по патриотическому воспитанию молодежи и формированию у нее исторического сознания в исследуемый период являлась поддержка деятельности общественных молодежных объединений, организаций, клубов, центров, занимающихся этими вопросами. Однако при их количественном и качественном росте к концу 1990-х - началу 2000-х г. возникла необходимость наладить строгий учет таких общественных структур. Большую роль в этом сыграло выполнение постановления Государственного комитета РФ по делам молодежи от 12 марта 2001 г. “Молодежь России (2001-2005 гг.)”. Эта федеральная целевая программа требовала составления полного списка молодежных обществ и активной работы с ними [10].

Для решения указанной задачи в течение 2001 - начала 2002 г. все относящиеся к данной категории организации включались в специальные реестры [11]. В Подмосковье эту работу провел созданный в январе 2002 г. Координационный совет под руководством председателя Комитета по делам молодежи Московской области. В результате уже в марте того же года был сформирован полный список объединений, учреждений, организаций, занимающихся на территории Подмосковья вопросами патриотического воспитания. В него вошли 215 общественных объединений, причем 8 из них начали свою деятельность в 2001 г., а 23 - в 2002 г. [12]. Для сравнения: в 1995 г. на территории Московского региона их насчитывалось около 110 [13].

Вместе с тем анализ первых лет деятельности межведомственных координационных советов, собирающихся на заседания с известной периодичностью, показывал, что она должна обеспечиваться штатным, постоянно действующим рабочим органом и работниками, каждодневно претворяющими их планы и программы в жизнь в г. Москве, - Центром военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи.

Данная деятельность требовала осуществления мер федерального и регионального уровня для подготовки кадров - организаторов работы по патриотическому воспитанию, в том числе по формированию исторического сознания молодых граждан. Ежегодно Министерство образования РФ в 2001-2008 гг. проводило ряд семинаров-совещаний, курсов повышения квалификации по различным направлениям работы по патриотическому воспитанию молодежи, организовывало всероссийские, межрегиональные и региональные семинары, в том числе касающиеся воспитания молодежи историей.

Так, в марте 2006 г. Министерство образования и науки РФ совместно с Комитетами по делам молодежи Москвы и Московской области провели совещание организаторов поисковой работы и руководителей музеев образовательных учреждений региона по теме: “Организация поисковой и музейной работы в образовательных учреждениях” [14], а в апреле того же года Всероссийское совещания организаторов патриотического воспитания образовательных учреждений по теме: «Пути дальнейшего совершенствования патриотического воспитания на современном этапе». В результате такой работы кадровые проблемы были достаточно быстро решены.

Немало было сделано в данном направлении Одинцовским городским центром военно-патриотического воспитания, Можайским военно-историческим центром воспитания и социальной поддержки молодежи, Истринским районным информационно-аналитическим центром по проблемам патриотического воспитания молодежи [15].

Администрация Московской области совместно с Министерством культуры, Министерством обороны РФ, молодежными военно-

патриотическими клубами и организациями широко и торжественно ежегодно в начале сентября проводят мероприятия в Можайском районе Москов -ской области, посвященные Дню Бородинского сражения русской армии с французской армией в 1812 г. Этому событию, как правило, посвящаются военно-спортивные игры и состязания, фестивали и конкурсы, научнотеоретические и научно-практические конференции.

Праздники, которые совместными усилиями проводятся на полях ратной славы России, приобрели уникальное по своей значимости воспитательное значение. Как правило, все они проходят в театрализованной форме с участием большого количества людей и использованием материальных предметов истории и культуры, что, в свою очередь, усиливает ощущение со-

причастности к героическому прошлому Отечества и вызывает эмоциональный подъем чувства гордости за свой народ, его историю и культуру.

В ежегодных мероприятиях московского правительства, посвященных началу контрнаступления советских войск в 1941 году в битве под Москвой, традиционно принимали участие ветераны Москвы и Московской области, молодежные организации и воины гарнизона.

Поистине всенародным праздником стал День защитника Отечества. Как правило, этому празднику предшествовали организованные местными органами власти и общественными организациями на местах месячники оборонномассовой работы, проводимые в учебных заведениях, на предприятиях и в учреждениях Москвы и Московской области просмотры циклов документальных и художественных фильмов, посвященных истории наших Вооруженных Сил, исторические викторины, встречи с ветеранами, различные благотворительные акции и другие культурно-массовые мероприятия.

В 2001-2008 гг. заметно увеличилось число городов и поселков Подмосковья, отмечающих и другие Дни воинской славы России. В этом плане поучителен опыт муниципалитета города Одинцово Московской области. Здесь в соответствии с Федеральным законом “О днях воинской славы (победных днях) России” 1995 г. принято постановление, направленное на конкретизацию и реальное выполнение Закона с учетом военно-исторических особенностей местных условий, в частности того, что в годы Великой Отечественной войны в местечке Власиха размещался штаб Западного фронта, а также дислокации на территории района гарнизона воинов-ракетчиков. Во всех общеобразовательных учреждениях, молодежных клубах и объединениях Одинцовского района в каждый из Дней воинской славы проводятся “Уроки России”, “Уроки мужества”, “Исторические уроки”. Таким образом складывался системный подход в формировании военно-исторического сознания молодежи района.

Интересной формой воспитания молодежи историей начиная с 2002 г. стали проводимые Комитетом образования Правительства Москвы конкурсы среди школьных команд столицы на быстроту и точность ответов (брейн-ринги) на вопросы о Великой Отечественной войне. В 2007 г. первое место в таких состязаниях заняла команда Московской школы №274 (директор школы - Дейкун Янина Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе - Рязанцева Елена Васильевна). Команда победителей была премирована туристической поездкой по памятным местам, связанным с событиями Второй мировой войны. Она

проходила по маршруту Москва - Вильнюс - Варшава - Дрезден - Маутхаузен -Прага - Брест - Москва. Во время поездки школьники посетили кладбища советских воинов и мемориалы в их честь с возложением венков, художественные музеи, в том числе Дрезденскую картинную галерею1.

Серьезное значение Комитеты образования Правительств Москвы и Московской области придавали и развитию школьных музеев. Например, они ежегодно проводили конкурсы на лучший школьный музей боевой и трудовой славы. Победителям вручался специальный приз в виде кубка [16].

С начала 2000-х годов на территории Москвы и Подмосковья активно велась работа по выполнению Перечня основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., утвержденного Президентом РФ. Соответствующие планы мероприятий по подготовке к 60-летию Великой Победы реализовались министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти на местах, ветеранскими, молодежными и другими общественными организациями и объединениями [17].

Так, в рамках подготовки к празднованию 60-летия Победы Министерство культуры России провело III Всероссийский фестиваль народного творчества “Салют Победы”. Открытие фестиваля состоялось в Волгограде в дни празднования 60-летия Победы в Сталинградской битве, а заключительный этап фестиваля проходил в мае 2005 года в г. Москве. Фестиваль способствовал вовлечению в работу по патриотическому воспитанию деятелей искусства и культуры, художественных коллективов, приобщал граждан к отечественному ис -кусству, способствовал сохранению памяти о героической истории Отечества.

В 2001-2008 гг. в Москве и Подмосковье заметно активизировалась работа по увековечению памяти защитников Отечества, организация поискового движения. Многие годы координацию деятельности молодежных объединений по поиску и захоронению останков погибших воинов осуществляет Министерство образования и науки России. Большую работу по решению этой общенациональной проблемы проводят комитеты по делам молодежи Москвы и Московской области, организующие непосредственную деятельность поисковиков. Они ежегодно проводят торжественные открытия и закрытия на

1 Из личной беседы автора диссертации с заместителем директора школы № 274 по воспитательной работе Е. В. Рязанцевой

территории региона Всероссийской “Вахты памяти”, в которой принимают участие представители Министерства обороны России, Росвоенцентра, РОСТО, Российского комитета ветеранов войны и военной службы, руководители региональных поисковых объединений. В 2001 г. открытие “Вахты памяти” прошло на территории военного городка Кантемировской дивизии в Наро-Фоминском районе Московской области, закрытие - в городе-герое Туле.

В отношении сказанного особо следует выделить совместную работу федеральных и региональных органов исполнительной власти и общественных организаций по подготовке и проведению Дней воинской славы (победных дней) России.

При активном участии Министерства обороны РФ, правительства Москвы и Росвоенцентра, ветеранов и молодежи ежегодно проводились мероприятия, посвященные победе русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении, а также первой в российской истории морской победы русского флота у мыса Г ангут.

С начала 2000-х годов заметно увеличилось число организаций, предприятий и учреждений, отмечающих и другие Дни воинской славы России. Во многих учебных заведениях столицы и Подмосковья в соответствии с Федеральным законом “О Днях воинской славы (победных днях) России” в каждый из Дней воинской славы проводились “Уроки России”, “Уроки мужества”, “Исторические уроки” [18]. Так, опираясь на нормативную правовую базу, складывался системный подход в формировании исторического сознания молодежи и организации военно-патриотического воспитания молодежи в регионе.

Без сомнения, одно из важнейших направлений формирования у молодежи исторического сознания - героико-патриотическое воспитание. В этой связи руководители администраций городов и поселков Московского региона уделяли данной работе достаточно пристальное внимание. Так, в сентябре 2003 г. в городе Москве и Московской области прошел комплекс мероприятий, посвященных 80-летию со дня рождения отважной партизанки первой женщины Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Зои Космодемьянской. Поисковиками города Климовска Московской области обнаружено место гибели Героя Советского Союза В.В. Талалихина и установлен памятный знак [19].

В 2006 г. под руководством Министерства образования и науки РФ и при его активном участии созданы специализированные студенческие строительные

отряды для проведения работ по благоустройству воинских захоронений и поисковых работ на территории Подмосковья в местах боев Великой Отечественной войны.

Существенный вклад в формирование исторического сознания молодежи вносит Росархив, публикуя в СМИ архивные документальные материалы, ха -рактеризующие многие события российской истории. Сотрудники Росар-хива и его региональных структур активно участвуют в конкурсах, теле- и радиопрограммах. Кроме того, они сами организуют научно - исторические конференции, семинары и круглые столы, доказательно, документально противодействуют попыткам искажения и фальсификации истории Отечества. В настоящее время ведется работа по подготовке и изданию серии сборников архивных документов по истории создания и развития обороннопромышленного комплекса СССР и России [20].

В феврале 2002 и 2003 годов Департамент по молодежной политике Ми -нистерства образования и науки РФ провел торжественные приемы моло -дых военнослужащих, посвященные Дню защитников Отечества. В 2002 году торжественный прием состоялся в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Поклонной горе, в 2003 году - в Культурном центре Вооруженных Сил Российской Федерации. На торжественные приемы приглашались молодые офицеры Министерства обороны РФ, внутренних войск и специальных подразделений МВД России, ФПС ФСБ России, курсанты военного училища МЧС, суворовцы, кадеты, ветераны Великой Отечественной войны и руководители силовых структур и общественных военнопатриотических объединений Российской Федерации. В рамках приемов проходили праздничные концерты, чествования молодых военнослужащих всех видов и родов войск, встречи ветеранов с кадетами, суворовцами, нахимовцами и молодыми военнослужащими.

В 2001 г. в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе Министерство образования и науки России совместно с поисковыми объединениями России провели выставку “Народная память о павших защитниках Отечества”, в дар музею были переданы экспонаты, найденные в ходе поисковых работ. В декабре 2003 года в музее проведена фотовыставка о работе поисковых объединений России.

Таким образом, рассмотрение деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и образования по выработке у молодежи потребности изучать историю Родины позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, деятельность государственных органов, органов местного самоуправления Москвы и Московской области по формированию у молодежи исторического сознания и патриотизма в 1993-2008 гг. велась в соответствии с имеющейся нормативно-правовой базой. При этом большое значение имело выполнение государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 гг.

Во-вторых, данная деятельность отличалась четкой координацией в работе всех заинтересованных министерств и ведомств с региональными и местными органами власти, учебными заведениями и общественными организациями.

В-третьих, в этой работе наибольшее внимание уделялось героико-

патриотическому воспитанию на примерах истории Великой Отечественной войны, с помощью увековечения героизма нашего народа и его Вооруженных Сил, проявленного в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, о чем свидетельствовало повсеместное ежегодное проведение в Московском регионе “Дней воинской славы России” и “Вахт памяти”.

В-четвертых, в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и образования по привитию молодежи знаний истории Родины использовались самые разнообразные формы и методы работы, что позволяло эффективно воздействовать на умы и чувства молодежи, вызывать у нее ощущение тесной связи поколений, преемственности лучших традиций нашего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.