Научная статья на тему 'Историческая характеристика индивидуального подхода в обучении изобразительного искусства'

Историческая характеристика индивидуального подхода в обучении изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ХУДОЖНИК / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайров Р.З., Бабаджанов А.Х.

В данной статье показаный историческая характеристика индивидуального подхода к ученикам в изобразительном искусстве, деятельность зарубежных и отечественных художников, учёных педагогов в данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая характеристика индивидуального подхода в обучении изобразительного искусства»

развитие выносливости.

Подготовленные спортсмены, совершенствуясь в технике, очень часто увязывают это с одновременным развитием качеств. Например, спринтер в повторном беге с низкого старта развивает быстроту и одновременно совершенствуется в технике.

Заключительная часть обязательна в любых учебно-тренировочных занятиях. С ее помощью решается очень важная задача - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме. Резкий переход от тренировочной работы к покою, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности от занятий, ухудшает самочувствие, может привести к нарушению кровообращения. Если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход к состоянию покоя, отрицательных явлений не возникает. Лучшее средство для заключительной части - работа в спокойном, равномерном темпе (например, бег). Полезны упражнения на расслабление с более редким и глубоким дыханием. Выводы

Лишь комплексный подход к организации физического воспитания в условиях современного высшего учебного заведения, строгий учет индивидуальных особенностей обучаемых, тщательный подбор методов и форм обучения способен принести заметные спортивные результаты, положительно отразиться на физическом состоянии студентов - будущих специалистов.

Список использованной литературы:

1. Анищенко В.С. Физическая культура: метод.-практ. занятия студентов: учеб. пособие / В.С. Анищенко. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - 165 с.

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И.Евсеев. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

3. Решетников Н.В. Физическая культура: учеб. пособие сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - М.: Мастерство, 2002. - 152 с.

© Самойлов М., 2020

УДК 37

Р.З. Хайров

Преподаватель Гулистанского ГУ, г.Гулистан. РУз

А.Х. Бабаджанов

Ст. преподаватель Гулистанского ГУ, г.Гулистан. РУз

ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация

В данной статье показаный историческая характеристика индивидуального подхода к ученикам в изобразительном искусстве, деятельность зарубежных и отечественных художников, учёных педагогов в данной проблеме.

Ключевые слова:

Индивидуальный подход, художник, учитель, ученики.

Во все времена эффективность обучения на занятиях изобразительного искусства предполагает учёт индивидуальных особенностей учеников. В Древнем Египте, а потом и в Древней Греции обращали внимание на индивидуальный подход к ученикам при обучении художественному ремеслу. Такими известными художниками были древние греки V веке до н.э. Из них первым мифологическим художником

считался Дедал, который тоже обучал своих учеников ремеслу. В те давние времена художников относили к клану ремесленников. Тогда не существовало академий искусств и художественно-графических факультетов.

Средние века в эпоху Возрождения в ряде европейских государств индивидуальный подход к ученикам занимала основное внимание педагога. В художественных мастерских работа педагога строилась на базе четко разработанных правил и законов изобразительного искусства, в основе которых лежали объективные законы ученик являлся практическим помощником и последователем своего учителя, он в основном перенимал его манеру исполнения художественных произведений, что было особенно необходимым при коллективном выполнении заказных работ. Художниками становились талантливые мальчишки, чьи способности и одобряли родители. Обычно будущих художников уже с десятилетнего возраста отдавали в подмастерья к именитым живописцам, где ребята проходили азы мастерства в течение ближайших трёх лет. [1, с.5]. Известно, что у голландского художника Рембрандта исследователи насчитали более 40-ка учеников. [3, с.1]

Великие художники эпохи Возрождения индивидуальный подход проводили на основе практического показа решения изобразительных задач, не ограничиваясь одним только объяснением законов и правил искусства.

В те времена обучение будущих художников начиналось с мастеровых навыков. Например, молодняк должен был научиться: замешивать левкас (смесь гипса, клея и воды), наносить грунт на основу (холст или доску), готовить штукатурку для фресок, растирать краски. Только после этого учитель постепенно допускал талантливых и подготовленных учеников к живописным работам. Для начала им могли доверить исходя из индивидуальных способностей ученика фрагмент пейзажа на картине учителя, позже - детали одежды. Далее ученикам разрешалось копировать картины учителя. Только после этого было позволено создавать свои картины. Индивидуальность воспитанников никоим образом не подавлялось, поскольку они, освоив методику мастера, развивали на её основе свои собственные способности. [2, с.2]

В приведённом примере прослеживается мысль о живом общении между учителем и учеником, когда педагог, в отличие от общих канонов, помимо общих установок, дающихся в учебниках, может строить работу по обучению основам изобразительной грамоты с учётом сильных и слабых сторон каждого ученика в его изобразительной деятельности.

В XVII-XVIII веках с организацией государственных академий художеств, проблема индивидуального подхода к ученикам приобрело новый характер: урочная система и регламентированное время стали основными факторами обучения. В двух направлениях проходила реализация индивидуального подхода: практический показ педагогом выполняемых учебных работ, сопровождающийся словесным объяснением, и объяснение без практического вмешательства в работу учеников.

Вместе с тем, такие выдающиеся художники-педагоги, как К. П. Брюлов, А. Е. Егоров, А. П. Сапожников, Н. Н. Крамской, П. П. Чистяков и др. большое внимание уделяли индивидуальному подходу, но они не оставили научно-обоснованных методических рекомендаций по этой проблеме [1, с. 6]. Неоценимый вклад в решение обще теоретических вопросов внесли такие педагоги, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Отдельным аспектам индивидуального подхода в процессе обучения посвященный работы видных психологов и дидактов С.Л. Рубинштейна, М. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Б. М. Теплова, Н. А. Менчинской и др.

В частности, на занятиях изобразительного искусства осуществление индивидуального подхода, в качестве самостоятельной проблемы не исследовано, хотя отдельными ее сторонами занимались Г.В. Беда, Н.Н. Волков, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, А.А. Унковский, Б.Г. Ананьева, Е.И. Игнатьева, Я.А. Пономарева, В.Н. Пушкина, Б. И. Теплова, Л. Рубинштейна, Е.В. Шорохова и другие.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что в развитии индивидуального подхода к ученикам на занятиях изобразительного искусства - ещё малоразработанная педагогическая проблема, которая требует

серьёзного научно теоретического исследования.

Список использованной литературы:

1. Тамбиев Б.Н. Индивидуальный подход к студентам в процессе обучения рисунку. Автореферат дисс... канд. пед. наук. -М.: МГПИ. 1990.-16 с.

2. ОЧУДПО "Художественная школа Вдохновение" Известные учителя живописи // www.izocentr.ru

3. Олих И. Учителя-ученики: "Школьный парад" знаменитых художников. "Артхив" - социальная сеть вокруг искусства //www.artchive.ru.

© Хайров Р.З., Бабаджанов А.Х., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.